Виноградов Пётр Михайлович : другие произведения.

5. Золотые головы из Златоглавой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

N5 ЗОЛОТЫЕ ГОЛОВЫ ИЗ ЗЛАТОГЛАВОЙ.

Появление любого исторического феномена имеет свои объективные причины. Так было и с нашим государством. Хотя у простого человека может сложиться впечатление, что происходили какие-то аномалии. Что путь России не подчинялся никаким законам!

Задача каждого добросовестного исследователя рассмотреть все детали, попытаться понять, что стояло за тем или иным общественным явлением. Вопрос представляется очень сложным? Значит, анализ должен быть очень тщательным!

Какую тему мы хотим затронуть теперь? Достаточно важную и увлекательную. Поговорить о причинах, сделавших маленький провинциальный город Москву столицей великой державы.

КАК ВОПЛОЩАЛАСЬ МЕЧТА?

Сразу надо напомнить: вопрос перед собой ставили многие историки. И ответы на него получали разные. Порою самые неожиданные. Ведь тема не из простых!

Подвергать критическому анализу работы других авторов мы не хотим принципиально. Ведь среди них есть очень крупные специалисты, признанные авторитеты! Тут легко заработать репутацию выскочки и склочника.

Гораздо разумнее взять да изложить свой взгляд на те далёкие события. Ведь тему считать закрытой пока нельзя. Да такие темы, вероятно, закрытыми и не становятся!

Итак, почему Москва? Ведь хватало и других достойных кандидатов. Более сильных как в военном, так и в экономическом отношении. (Одно Великое княжество Литовское чего стоило!). Для того, чтобы получить вразумительный ответ на поставленный вопрос, вопрос, сложность которого общеизвестна, необходимо вспомнить несколько важных деталей.

Первая. Став при сыне Александра Невского Данииле столицей независимого княжества, Москва (она же Московь, она же Кучково) довольно быстро превратилась в один из главных центров окончательного оформления нового крупного этноса - великороссов (который уже существовал!). Это, естественно, поставило перед ней определённые задачи.

Вторая. Московские князья, в силу того, что возглавили самостоятельный народ, оказались у истоков новой государственности. Это, естественно, заставило их приобретать определённые качества. Сделало людьми совершенно нового типа!

Третья. Московское княжество по ряду обстоятельств (историкам вполне понятных!) к середине 14 века практически превратилось в церковную столицу Руси. Это с одной стороны поднимало его на качественно новый уровень экономического и культурного развития. Но с другой требовало полной мобилизации сил (ведь положение обязывает!). Рывки предстояли страшные.

Теперь давайте плавно переходить к изучению деталей. Чтобы попытаться нарисовать более-менее полную картину рождения нашего нового независимого государства с центром в Москве. Государства, которое очень мало напоминало почившую Киевскую Русь.

В первую очередь, видимо, есть смысл выделить основные этапы становления. Так будет легче понять тенденции развития, а также механизмы, управлявшие процессом. Внутренние и внешние факторы!

Началось всё с того, что к середине 12 века Киевская Русь (бывшая незадолго до этого сильнейшим государством Восточной Европы!) заметно ослабела. Не столько из-за участившихся набегов кипчаков, как пытались доказать некоторые историки, сколько из-за княжеских междоусобиц, носивших порою очень ожесточённый характер. Что в подобных ситуациях начинается? Какая-то реорганизация. А первым шагом к таковой может оказаться (и, как правило, оказывается!) перенос политического центра.

Какая часть Киевского государства взяла на себя непростую роль нового сердца нашей земли? Известная как Владимиро-Суздальское княжество или просто Суздальская Русь. О ней немного подробнее.

Активно обживать этот регион восточные славяне начали при сыне Владимира Мономаха Юрии (получившем прозвище Долгорукий). Возводили города, прокладывали дороги. Для всех этих работ требовалось много людей. Начали привлекать местное население (а населяли тот лесистый край народы финно-угорской группы). Естественно, имела место метисация. Результат: появилась новая народность - великороссы. А, значит, открылись новые перспективы!

Уже при Андрее Боголюбском главным центром молодого княжества становится Владимир на Клязьме. Андрей основательно расширил и укрепил этот городок. А ещё возвёл там несколько просторных храмов. Из них самым лучшим был Успенский собор (в котором князь поместил чудотворную икону Божьей Матери, написанную, по преданию, самим апостолом Лукой). Вскоре это величественное сооружение стало главной святыней не только Владимира, но и всей Суздальской Руси.

Давая характеристику Богодюбскому, известный автор начала 20 века С. Ф. Платонов (на работы которого мы уже ссылались) точно подметил, что он "представлял собой новый тип князя, стремившегося к единовластью не только в своей семейной вотчине, но и во всей Русской земле. Все те, кто стоял за старые привычные порядки, не любили Андрея, напротив, люди, понимавшие преимущества единодержавного строя, видели в Андрее идеал государя".

Князь-реформатор добром не кончил. Его убили приближённые, которым мешали новые порядки. Опять начались междоусобицы. В конце концов, к власти пришёл младший брат Андрея Всеволод 3 (Всеволод Большое Гнездо). Именно при этом умном и решительном правителе начался подлинный рассвет Владимиро-Суздальского княжества. Оно надёжно (и надолго!) заняло лидирующее положение.

Практически контролировало всю Русскую землю.

Неизбежен вопрос: в чём главная причина такого успеха? А в том, что на политическую арену вышел новый народ (метисация своё дело сделала, постоянная борьба тоже!). Свободный и гордый. Научившийся побеждать!

Москва, заметное усиление которой началось при Иване Калите, была по сути дела наследницей Суздальской Руси. Та же территория. Тот же этнос. Владевшие городом князья, несомненно, понимали, что это обстоятельство можно использовать для укрепления своего авторитета. Как? Да очень просто. Создавать впечатление, будто они продолжают дело славных предков - владимирских князей. Ход очень неплохой, если учитывать такую деталь: русский народ страшно устал от грызни амбициозных князьков и набегов агрессивных соседей - литовцев и татар. Он ждал прихода смелого справедливого вождя, который выведет страну из затянувшегося кризиса, поможет ей вновь стать сильной, процветающей. Такой, какой она была при Всеволоде Большое Гнездо!

Создать доходчивый притягательный образ, разумеется, недостаточно. У солидных лидеров слово не расходится с делом! Вывод? Надо воевать. Но, не забывая про осторожность. Ведь силёнок пока явно маловато!

Первый решительный шаг в этом направлении был сделан при Дмитрии Ивановиче (будущем Дмитрии Донском). Московское княжество в 1362 году без видимых причин начинает упорную войну с Суздальско-Нежегородским. Чем кончилось дело? К московским землям был присоединён Владимир. Нет никаких сомнений, что деятельный князь (больше, впрочем, его мудрые советники!) решил показать своё родство со старыми владельцами этих краёв. А главное горячее стремление продолжить их великие дела!

Следующий серьёзный шаг - знаменитая Куликовская битва. Событие, которому историки до сих пор дают разные оценки. Одни считают его примитивным пиаром, другие великим подвигом. Ну а на самом деле то был эффективный (хотя и жестокий!) способ сплотить жителей нашей земли. И заставить их поверить в особую роль Москвы!

Бесспорно, с точки зрения военного историка этот ход был самой обычной авантюрой. Одержать полную победу над таким противником как Орда Русь тогда не могла. Да, но был повержен другой страшный противник - страх! Жители наших земель уже поверили в себя. И поняли, что пора забыть старые обиды, и объединиться. Умнее всего вокруг Москвы!

Хорошую характеристику Куликовской битве дал академик Д. С. Лихачёв. Приведём его слова. "Куликовская победа имела огромное национальное значение. Именно Москва организовала сопротивление Золотой Орде. Дмитрий Донской, защищая не одно только своё Московское княжество, но всю Русь, выступил вперёд и встретил золотоордынское войско за рубежами Руси - в "диком поле". Именно здесь, у Непрядвы и Дона, решался вопрос о том, вокруг какого княжества объединятся русскому народу".

Да, рассчитанные ходы Дмитрия дали свои результаты. К концу его правления положение Москвы изменилось очень заметно. Теперь она большинством простых людей воспринималась как новая столица всей Руси!

Не надо, однако, думать, что потомки Калиты добились таких блестящих результатов исключительно благодаря своим личным качествам - отваге, изворотливости и упорству. Дело было в другом. Московские князья нашли очень сильного союзника. Более сильного, чем Литва или Орда! Русскую православную церковь. Это стало поворотным моментом в их жизни. Да и в жизни всей Руси.

С чего началось? С события, последствия которого мог предвидеть только очень хороший аналитик: в Москву, где тогда правил расторопный Иван Калита перебрался умный и авторитетный митрополит Пётр (который, кстати, прославился как настоящий чудотворец). Город становился важным религиозным центром. Это автоматически повышало его рейтинг.

Пётр времени зря не терял. Начал проповедовать, наставлять горожан. А главное основал величественный Успенский собор. Подобный тому, который был во Владимире! Этим, конечно, лишний раз хотели подчеркнуть, что московские князья продолжают великое дело владимиро-суздальских - собирают русские земли. И твёрдо стоят за веру предков - православие.

Уже при Дмитрии Донском в Москве обосновались такие титаны, как митрополит Алексей и игумен Сергий (Сергий Радонежский). Был сделан новый рывок. А к концу 14 века город оказался средоточием как политической власти, так и духовной. Его будущее теперь мог предсказать даже дилетант!

Усиление роли церкви нельзя считать случайным. Князья, не сумевшие защитить родную землю от татар и литовцев, к 14 веку перестали пользоваться доверием народа. Вот тогда все и вспомнили про "батюшек"! Совершенно прав был наш известный историк Лев Гумилёв, находивший, что "русская православная церковь как общественный институт стала выразительницей надежд и чаяний всех русских людей независимо от их симпатий к отдельным князьям".

После превращения Руси в Россию власти продолжали активно сотрудничать с духовенством (в лице его передовых представителей). И дело тут было не в набожности. Набожность для большинства политиков всегда оставалась только маской! Просто не существовало другого надёжного способа обеспечить стабильность.

Зная эту тонкость, можно ответить и на такой непростой вопрос: почему к началу 20 века российское общество было так надёжно расколото (что открыло дорогу 1917 году)? А было потому, что наши императоры (в жилах большинства из которых практически не осталось русской крови!) религией интересовались мало. Православные священники (бывшие главными советниками московских "государей"!) оказались отодвинутыми на второй план. Их место заняли хлынувшие из Западной Европы грамотеи. Люди, совершенно чуждые нашей культуре. У златоглавого исполина появились новые ноги. Красивые, но слабые. Глиняные!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"