Наблюдаю за котами /здесь ещё не все джунгли застроили каменными коробками/: как у людей, есть коты-разбойники, есть умницы, есть неженки и замухрышки...; некоторые коты друг с другом дружат, а некоторые - на ножах.
Творчество мое - это не вылазка обычного человека в необычное, а необычность, ставшая совершенно обычной.
"Когда, Господи, мы голосовали против Тебя?" - "Когда голосовали за Ельцина и против Горбачева". Доводов и контрдоводов может быть тысячи, а нутро одно...
А дни текут, текут... Великолепные дни и жалкий человечек... Целый слой низших времяпровождений, мне привычных, надо снять и целый слой времяпровождений высших нарастить.
Петь без музыки - это всё равно, что танцевать без музыки. Но нужно и на это идти, потому что иначе всё слишком легко и заданно. Это будут такие молчаливые духовные танцы в ночи.
Мои картины и писания - это творения духа - у всех остальных полно душевной сентиментальности и красивости. Их заглаженность - это закрывание дверей, претензия на завершенность - а я их снова открываю.
"Пап, ты хоть и не пьешь, но базлаешь как будто пьяный. Ведь мне не десять лет, подумай..."
Познакомился с творчеством певицы Е. Фроловой - есть проникновенные песни.
Встретился а/ с торговкой картинами б/ с группой художников - впечатления были бы ужасные, если бы их не предвидел: всюду обычное ремесло, а отдых - обычные пьянки-гулянки. На их фоне лучше увидел свою мягкость, задумчивость и светоносность - просто никакого сравнения!
При дороге один другого ругает и, гляжу, того гляди, дойдет до исступления, слыша возражения, а в руке у него коса. Ох, опасно выходить из себя в таких случаях, ведь так хочется "двинуть", мол, замолчи, окаянный, не мели чепухи...
Культура знает метод, а религия цель - и нелепо им существовать в отрыве друг от друга: прыгает культурный, но только за сладкой конфеткой, видит истину религиозный, но только стоит, тщетно нравоучительно вверх указуя.
Любовь и счастье способны переродить человека, изменить не только душу его - в которой обыкновенно полно всяких странных мест, родин тоски, безнадежностей и недоумений - но и саму физическую внешность. Дерзайте, некрасивые и вы будете неповторимо своеобразны и обаятельно красивы.
Любить Христа - это значит, любить ближних; Христос и Сам был ближним, прохожим и сейчас пребывает во многих из тех, кто поблизости. Почитать Бога на небе - это значит, почитать Бога-Отца, почитать Бога в себе - это значит, почитать Дух Святой.
...Абстракции Д. напоминают кусок своеобразно окрашенной стены: "повесь кусок стены на стену!"
Иудеи ищут чудес, потому что они только разумны и рассудительны и без чуда благодати обречены на схоластику, а эллины ищут мудрости, потому что с чувствами и душевностью у них всё в порядке, а вот смысл жизни им не дается. Т.е. эллины ценят мудрость своих мудрецов не потому, что она велика, а потому что она в большом дефиците; тоже и с иудейскими чудесами.
"Сны. Я перед неминучим судилищем скрываюсь, удираю, уплываю по гнутым коридорам в подземное царство нищих" - Поплавский.
__
" "Домики" - видения, мечты, воспоминания.
"Цветы" - метафизические загадки состояния духа. Стены древнего Вавилона, светильниками подсвеченные ночью.
"Головы" - умираешь от отчаяния, отрешаешься от своей суеты, а в отрешенности находишь надежду.
"Грибы" - порыв, а значит, преобладание надежды; впрочем, тоже смесь жизни и смерти, надежда ещё только роет, разрывает тьму.
Всюду не копирование и не разрушение реальности, а преображение её - в поисках тихих мест, покойной свободы и светлого страдания".
/Отзыв о собственных картинах, вывешенных в Вовкиной библиотеке./
__
"Бодрствую я на природе, а среди стен, под крышей только сплю - и вижу сны о ещё более далекой и прекрасной природе".
"Браки совершаются на небесах". Я должен потерять голову и улететь на небо - только тогда мой брак будет совершаться на небесах. Земной брак - это прелюбодеяние, поставленное на конвейер и развод тогда благо. И разведшийся в земном браке имеет право на заключение небесного, т.е. не должен противиться небесной любви.
"Сегодня я жил шикарно - и поэтому могу позволить себе шикарно поесть. А так у меня будни и потому я ем бобы. Иначе и шикарная еда превратится в бобы"
Все же лучший тест на святость - самый грубый: свят тот, кто не дрогнет, когда соблазнительная дева будет соблазнять его совершенно явно, даже снимать штаны!
Я и викторию буду разводить по своему.
Читал Иезекииля и Иеремию - в 3 дня одолел обоих запросто, а раньше казалось, что темные тексты. Значит, теперь всё светло.
__
Самое ужасное, что я могу себе представить:
1. Убили Вову.
Ему завтра на работу и он поехал домой с дачи, а я остался. Сказал ему всё, что надо не забыть, но все же вслед смотрел тревожно: мир огромен, а человек - фигурка маленькая. Что-то после этого поделывал, в рассеянности свои состояния планируя, как вдруг подходит некто, то ли кривясь, то ли усмехаясь: "слушай, ведь это у тебя брат сегодня был?" ...Он лежал на пыльной дороге, пройдя уже какой-то путь. Спал и видел сон. Проснись, скажи какой сон ты видел. Я не верю, всё сон. Хочу прожить жизнь по новому, уже ни на какую суету внимания не обращая - как не обращает человек, который видит сон. ...Рядом стояла толпа и я смутился. Даже на колени рядом не встал. Сволочь, ты будешь экономить и на собственных похоронах. Что такое человек, чтобы ему есть красивые плоды и носить красивую одежду - в душе у него серый туман. Нет, я просто сойду с ума - без всякой поэзии. Буду кидаться на людей и дома, бить машины, кусать траву, вопить на Бога злобно - поэтому Он и не попустил быть тому. ..."Мир благополучен, весьма благополучен, это, наверное, не он, ещё проверят, у страха глаза велики" - потихоньку выяснилось, что это всё же он, а я уже так оробел и обнадежился, что как-то нет ярости вопить. Сошел бы с ума по тихому; удалился бы от всех, ничего не отвечал, только головой качал, что-то бормотал, недоуменно пожимал плечами, всплескивал руками и теребил пальцы. "Как трудно жить - не жил бы, но только в память о нем. Он запомнился мне не заскоруслым мотористом, а мальчиком, спящим калачиком". ...Когда нас убивают, бремена мешком валятся на землю и на фиг им воскресать. А нежность птичкой взлетает на ветку и уж летает с ветки на ветку, на землю почти не спускаясь... "Без всяких поэзий" не сходят с ума, а холодно и высокомерно озлобляются. ...Захотел после оттаять, а уж там, в душе как страшной бурей всё навеки искалечено.
__
Фролова всё ещё поражает - такой дар. И при этом всё та же путаница в понятиях, театральность, "любовь", Дженни, Эвридика и "улеты к солнцу".
У нас запрещены авто без крыши - наверное, из таких соображений: "чем больше колпаков, тем лучше"...
Какая-то дурнота в теле... Заранее знаю, что сна не будет: замрешь болезненно, а члены ноют...; или они отвалились, а ноют пустые места. Что можно сделать? Поесть, растеряться? Выйти подышать? Против ревматизма нет приема - надо не загонять себя... И все же лучше не ложиться вовсе, чем так спать. "Устрою пир!" /Может, действительно было бы полезно немного выпить?!/ Сяду и попишу в тишине, а потом опять усну, удовлетворенный. Да и сны я уже умею видеть. Хотя дурнота ползет как сопля и затягивает как болото: начинаешь рисовать сад, а потом, глядишь, стволы ушли в болото и уже кусты, не дерева, избушка набок опрокинулась, туман промозглый и, дай Бог, угреться хоть на четверть. ...По четверти я сам себя не опознаю. А встать - смогу ль пойти. О, как дождаться солнечного света...
__
Фролова поется мной как никто. Да и то сказать, что никто не поет как она и ничьи слова столь не задушевны и универсальны... - хотя и остается коренная проблема естественности шикарных "криков о помощи" и сомнительности рифм как таковых; ведь рифмование - это один из вариантов игры словами; и часто приходится вставлять слова по случаю, мол, смысл найдется.
Полезно петь целыми днями, чтобы пелось и про себя, и даже во сне. ...Это вино! ...Т.е. формальное наличие голоса не так важно - важнее найти мелодику, ритм, интонацию, ауру. И когда найдешь, вдруг окажется, что и голос у тебя, конечно, есть. ...В обычном пении тянут баржу, благо силы есть - это меня не воодушевляет, а когда нет воодушевления, то нет и сил. ...А у Фроловой и скорость подходящая...
...Сначала лишнего хапнул, затем лишнего вынужден работать, чтобы справиться с тем, на что покусился/ и, наконец, лишнего вынужден потреблять, чтобы ничего не пропало.
...Всё просто, так что в деле надо напрягаться меньше, чем то чудится слабому, который дела страшится и взамен бегает по кругу.
Мама только что рассказала про самоучку, изобретшего велосипед, способный легко становиться трехколесным и с кузовком - вот на таких бы все разъезжали, включая пожилых женщин!
Продолжал думать про деревню и про новое свое поведение - сначала на бумаге, а затем опять не без блаженства вытянувшись.
Вовку не сдернешь на дачу, в рай - похож на моториста, глухого к воплям и мольбам пассажира, рвущегося на пароход без билета, мол, я уже не успею сбегать в кассу, будь человеком! ...А что, без него ехать - духу опять не хватает? /что там говорить - вчера "постеснялся" попросить подвинуться в транспорте/.
Мама с папой в неважном моральном состоянии и потому всё время готовы галдеть и ругаться.
...Сколь немудреными соблазнами - часто под видом сверхразумных соображений - я был столь часто побежден. И целыми неделями не чухался, как завороженный шел в болото, твердя о узости пути. Потом сменял одно заблуждение на другое. А если что и верно понимал, то подымалось глупое самодовольство и неминуемо сводило весь настрой к нулю.
... "Итак, проверены твои благие намерения и оказалось, что есть в них всё те же изъяны. Не вылечился и потому не годишься. Иди, ещё с недельку погуляй, подумай тревожно о жизни под солнечным светом".
...Нет, летом невозможно целый день пролежать-прописать: разморит к полудню. ...Семь пятниц на неделе: уже раздумываю куда-либо переселяться: если родители уедут в Отары, то мне здесь и летом будет спокойно. А если жара разморит, так есть холодная вода. И около картин можно так набегаться, что не надо никакого сельхозтруда.
Зимой надо искать солнца, а летом бегать от него.
Становлюсь ещё менее "убежденным" /гибким или же убежденным спокойно, без желания горячих споров/, но одновременно и более решительным.
Гордые были пророки, славились проклятиями, ругались изобретательно и художественно.
Природа столь прекрасна, что если бы мы могли воспринимать её во всей полноте, то превратились бы в ангелов и улетели на небо. Мы смотрим на солнечный свет и понимаем, что он хорош, а все же не можем вместить.
Они пена; и легко пене быть художественной.
Папа с мамой - животные, их ум - только функция плюс кулачок "убеждений"; и они обижаются, когда в их присутствии кто-то ведет себя иначе, лезут мордой, просят обратить на них внимание. Расхолаживают так, что всякая духовность улетучивается как дым.
Дни летят, сны снятся прекрасные, очень жаркое пошло лето...
Как неудобны сброшюрованные и переплетенные книги - лучше листочки в коробке. Ведь читать хорошо где-то в паузах, на ходу - и тем и хороша газета, что её можно положить в карман.
"Если бы, к примеру, какого-нибудь Моне признали говнюком - кем он и является - то владельцы его потеряли бы огромные деньги".
...В талмуде "500 шедевров" есть "гении" - 20 века - производящие просто закорючки - ну, разве это не гении карьеры?!
На питание "зарабатывать" на своем огороде, а на всё остальное - духовным трудом!
Благодатный летний вечер и было бы счастье, но в руках груз и вынимает душу тяжесть. Пытается выдернуть с корнем. Корни, конечно, держат, они же бессмертны /ветки повредить очень легко - "ранимость души"; ствол срубить трудно - нужен сознательный поступок; а корни бессмертны/.
Подышал раем и - обратно под воду, мутную воду - на спасательные работы...
...Похоть до горла - как тут бороться? Происходит затмение и член видится очень большим, хочется толкать его, глаза разгораются!
Всё безразлично, как камешек на дороге. Ну, пину я это дело...
Труженик весь опутан беспросветностью и желанием схалтурить. Наемник - грешник по определению, потому что выдержать характер ему нелегче, чем находящемуся в борделе.
В электричке девочка с очень хорошим лицом. Разница с прочими лицами /коих целый вагон/ совершенно очевидна. Настоящая богоизбранность. Ещё не мучилась, не знает потерь и поражений.
Не обязательно ездить с прилично-отсутствующим видом.
Ношение сумки с грузом на плече - это компромисс, не исключающий как ношения в руках, так и ношения на спине.
...Никуда не ходить, ни на что не смотреть. Или идти с закрытыми глазами, так нащупывая изгиб на дороге, как нащупывают рубец на щеке.
Мысли такого рода, что уж больно много у Иисуса мании величия и странных ответов. Все же далековато до той обычной жизни, какой живет каждый человек. Читаешь не книгу, написанную Иисусом и видишь отнюдь не жизнь Иисуса...
Постмодерн - эпоха неверия и цинизма, усталости и вседозволенности, инерции и тихих, никому не заметных новшеств.
Убивал мух - невеликий грех, да тон-то грустный: "ухайдокал", "ну-ка, милая..."
Переехали, встретился с Д. У него есть подкладки снизу и лассировки сверху, а у меня только детская передача снов, а не вещь...
Родители ведут себя как чужие жестокосердные люди, желающие тебя использовать и не желающие помогать. Перевезли мы им всю мебель лакированную и всё, сидят они как мыши в коробе и не нужны им ни мы, ни наше неналаженное жилище, ни неоконченные переезды. "Не являйтесь даже - действуете на нервы"!
...Ощущения как при эмиграции.
Сон: откусил яблоко и увидел на срезе некую реальность, видимую как сквозь мокрую белесую марлю...
"Иди на крест-насест свой, слабый куренок"...
Непонятно как сделанная фактура никогда не надоест. "Ничего не хотим видеть, ничего не хотим читать, никого не хотим знать; все философии устарели и всё уже известно". ...Серые мещане, правда, предпочитают нелепый реализм, но продвинутые уже смело отрицают природу, входя в темные, таинственные и богатые коридоры Цивилизации...
Д. - это не жизнеутверждающее, а смерть утверждающее искусство. Мне хочется думать, что жизнь и природа противятся богатым фактурам. Природа - трава, она бедна принципиально...
...Искал простоты, а нашел только упрощенность; к примеру, строения из грубых и грубо покрашенных досок... "Христианская эра" - сначала это просто закат Рима, а потом просто возрождение его - само христианство осталось неуловимым, уловленным, видимо, только отдельными - никем не уловленными - личностями.
"Когда я немощен, тогда силен" - "когда меня ругают, тогда я чист, сосредоточен и страстен. Похвали меня и я превращусь в творог средней прокислости, который можно попробовать завернуть в разрисованную бумажку и положить на прилавок...
Это как с весами - перевешивают ложные и всё тут, и надо бежать в гору, собирать истинную силу и тяжесть, большую, чем те, ложные, что уже в земле укоренились.
Дрема - это та высшая степень жизни духа, которую мы можем увидеть, ощутить и даже зафиксировать.
Снился больной Д. на темной улице. И мы были близки, я жалел его, а он надеялся на меня, но сам обретался на этих транспортных остановках, совмещенных с ларьками. Когда ему стало плохо и я к нему приблизился, то мы оказались на самой знакомой мне остановке - конечная "второго" трамвая, наше захолустье: темные деревья за железной оградой, холодный цемент, теплый вечер, невидимые зрители /и ларек есть и здесь/. Подошел трамвай и невидимые зрители стали видимыми; мы посмотрели на них, но они отвернулись в пустоту и мы опять замотали темными головами и заговорили темными языками, выясняя наши темные отношения...
Вовка всюду навключал электричества, собираясь на работу - я посмотрел на эту осень и всюду её пока незамедлительно /но довольно замедленно, ибо пока ещё не определил своего настроения/ выключил. Да и вон оно, солнце - на верхушке высокого дома...
__
Комментарий к Б. Окуджаве
"Мы за ценой не постоим"
1 куплет. Всё как в кино поет, растет, горит и кружится, братство как при настоящем коммунизме /где всё "одно на всех / - вот только за цену всегда не мешает постоять. ...С "врастанием в землю" у русских никогда не было проблем.
Припев: "сомненья прочь, уходим в ночь" - романтика та еще...
Бессилен и огонь смертельный настать нас уму-разуму, полезности сомнений и умеренности.
"Десятый" - от какого фонаря взято?
2 куплет. Чепуха какая-то неутомимая.
''О Володе Высоцком"
1 куплет. Так вы еще решаете или уже придумываете?
Высоцкий - это не "еще один" и из дома он никуда не уходил /скорее уж, задохнулся прямо на дому, в этой "подводной лодке"/
"Говорят, шпионы воду отравили".
"Как умел, так и жил" - спасибо за комплимент: его каждому можно сказать, от первых до последних. Этакая "всепримиряющая" братская могила.
2, 3 куплеты. Нет уж, дорожки у вас разные, никакой птичкой Высоцкий нигде не кружил, пейзажи не украшал, на публику не смеялся, не плакал и рукой не дрожал.
Тоже захотелось умереть, ведь умерших так почитают. /Потом, судя по всему, поостыл, грузин горячий./
"Кузнечик"
Сами понимаете, кто тут "пчелка-муравей". Вот и считайте, сколько тут самохвальства: скорби лечим и мертвых воскрешаем, пою, по сути, прекрасным хором, таинственно, возвышенно и страстно, обещаю чудо, звонко исповедуюсь, тружусь упорно и т.д., кончая достижением небес. Пушкинский наследник: "тот самый великий, кто больше всех себя хвалит". Мания величия нарцисса. Всё голословно, никакого "крика и плача" /как и смеха/ - одно приятное треньканье, журчанье, но всё это в каком-то киношном "бессмертном" походе. Всё это "масскультура". Вот и говори ему, как тому кудрявому эфиопу, 200лет "спасибо, спасибо, спасибо".
"Музыкант"
"Музыкант играл на скрипке, а я в рот ему глядел"...
Нет, по-моему, больше комментариев не требуется. Слишком много злых чувств во мне эта фарисейская "лира" пробуждает. Да и много чести ничтожеству с арийской "голубой кровью".
__
"РАЗБОР СЛОВА"
1. "Лучше что-то, чем ничего"
"Лучше дать им что-то в зубы, чем всё".
2. "Одна голова - хорошо, а две - лучше"
Одна хорошая голова - хорошо, а две хорошие головы - лучше /т.е. отлично/, но: одна плохая голова - плохо, а две плохие головы - еще хуже / т. е. ужасно/.
3. "Вынуждены были..." /идти на гитлеровские войны/
Умирать надо было за грех свой и народа. Ведь власть сделали властью - слабый человечишко без помощей и попустительств никак сильным не станет. "Лучше буду других убивать, чем сам умру".
4. "Встречают по одежке, а провожают по уму"
По одежке и уму и хозяина и гостя! Сначала, мол, ослепли от форм, оглупели, а потом мысля зашевелилась маленько. Кто встречает по одежке, тот провожает так: "понятно от какого ума у него такие одежки".
5. "Если ты такой умный, то почему не богатый?"
"Богатый" чем?
6. "Пир во время чумы"
Например, пир форм во время чумы содержания...
8. "Гранит науки"
Когда-то и знание было мягким как хлеб и приятным как дерево. Гранит - это засохший хлеб, сгоревшее дерево...
9. "Природа не терпит пустоты"
Может, потому, что пустеем, нам опять, как Риму, надо так много хлеба и зрелищ.
10. "Политика"
Это вечный спор о правилах дорожного движения - а машины уже давно едут.
11. "Компромисс"
Сначала компромисс принципов с беспринципностью, затем компромисс 1-го компромисса с беспринципностью, затем компромисс 2-го компромисса... - а в итоге получается не мастер компромиссов, а мастер беспринципности.
12. "Центризм"
Четкая точка или смутное пятно? Нечто между молотом и наковальней или такой миротворец, который разнимает дерущиеся полюса с яростью, превосходящей ярость драки?
13. "Золотая середина"
"Чтобы ты, середина, стала золотой, много камня на стены по краям потрачено". ...Середина-то золотая, да покрыта туманом неопределенности. ...Одно дело, середина-ноль, и другое - середина как сумма тезы и антитезы. /Кстати, "христиане", можете не сомневаться, что Христос был за демократию: "если я не прав, то скажи в чем, а если прав, то зачем ты бьешь Меня?"/
14."Облако в штанах"
Облако безводное в штанах...
15. "От гениальности до банальности - один шаг"
Всё банальное во всяком случае гениально, потому что только гениальное может так успешно выдержать проверку временем.
16. "История расставит всё по своим местам"
История расставит историю? Тут вера в "тысячелетнее царство", а не в "апокалипсис"! Правда, равнодушие /"быльем поросло"/ "играет в бисер" и с историей, сооружая такие миражные расстановки, но стоит только времени разгорячиться, как снова корыто разбито. История ничему не учит неспособных, то патологически равнодушных, то патологически пристрастных. Расставьте всё по своим местам и закончится история.
17. "Каждому по потребностям, от каждого по способностям"
Собственно на Западе уже недалеко... А что, социалистический капитализм у них уже есть, почему бы ему и не "перерасти" в капитализм коммунистический?! ...Можешь /"способен"/ то, что хочешь /"требуешь"/ - потому что к тому прилагаешь старание, к тому предрасположен. Т.е. изначально человек предрасположен к "натуральному хозяйству"! А удовлетвори потребности и не будет хотений, а значит не будет и умений - деградируешь /или же будут появляться извращенные потребности /извращенно будут удовлетворять законы естества, требующие, чтобы пили, когда есть жажда!//
18. "Ввяжемся в бой, а там посмотрим"
Посмотрел и увидел, что жизнь - это бой; пошел в бой, чтоб увидеть, что дальше. ..."В таком бою меня не убьют, а ран, креста страданий не следует бояться. Закалимся и узнаем такое, что поможет нам вести более крупные и опасные сражения".
19. "Кесарево кесарю, а Божие Богу"
А как же с "не можете служить 2-м господам"? /точнее, сказано, что можете, но одному из них обязательно будете нерадеть/. Именно в "не можете" правило, а в "Кесарево кесарю..." только констатация реальности: если имеешь кесарево, то, конечно, будешь служить кесарю, те же налоги платить... /Не только констатация, но и утверждение реальности - ведь много охотников ее извратить: "кесарю Богово, Богу кесарево"/. Христос часто уклонялся от ответа с помощью таких констатации: "Вот идет сеятель сеять..." Не входило в Божьи планы быть распятым за призыв к неуплате налогов! /или поднять восстание против "оккупантов"/
20. "Товарищи по несчастью"
Товарищи по способу спасенья от несчастья. Обнялись и счастливые и несчастные - последние, чтобы согреть друг друга. ...Братство палача и жертвы - тоже "товарищи по несчастью.
21. "Дайте мне точку опоры и я переверну мир"
"Дайте мне дом и я испытаю радость, переворачивающую мой мир. ...Всё время кажется, что только какой-то точки не хватает, чтобы стать результативным - но это просто мы видим вперед с точку, самокритичны с точку! ..."Дайте мне зерно и я выращу дерево". ..."Бедный, он не имеет даже того, что имеют все - точки опоры, а хочет перевернуть мир". "Хочет отомстить миру, который перевернул его".
22. "Конец - делу венец"
С одной стороны верно, потому что венец - это когда уже конец, а с другой просто у нас память коротка, в конце начала уже не помним. ...Нет, потому и конец, что наконец-то дело вышло так хорошо, что хоть венцом венчай: "когда венец - тогда и конец".
23. "Плановое хозяйство"
Где планов с целое хозяйство, там дела совсем никуда /"нарисуют - будут жить" - так и было/. "Пятилетний план" - уж лучше бы по три плана в день - тогда бы надоело не через 70лет, а через З дня. ...На Западе не планы дурацкими колпаками, а рационализм в плоти и крови всякого дела.
24. "Лучше 1раз увидеть, чем 100 раз услышать"
1раз увидят, а потом 100раз рассказывают - не дай Бог, все 100 раз услышать! ..."Лучше один раз лично поучаствовать, чем 100 раз увидеть со стороны". ...Видение ближе к участию, зато слышание ближе к мечте, к воображаемому участию; можно домысливать себе что-то чудесное. И во всяком участии есть что-то чудесное - достойное рассказа /"100раз себе рассказал, чтоб достичь того единственного художественного раза"/. "Лучше мечтать и участвовать, чем телевидение и радио!"
25. "Герой"
Где много героев, там много и гомерической глупости. Дураку море по колено - вот он и герой. Но и Петру было море по колено - в нашем мире обмануться нетрудно: фарисей оказывается грешником с грехами непростительными, а с грешника всё как с гуся вода... Нет, искупает он свою глупость своею храбростью, но не более того - гордиться нечем, бирюльку надо бы снять.
26. "Гений и злодейство несовместны"
Странно выражаются гении, когда испуганы каким-то злодейством... ...А в Америке какой-то явный гений /спорта/, говорят, кого-то из близких укокошил чуть ли не топором. ...Званием "гения" награждает Антика - Христа она им не наградила, радуйтесь, платоны-ньютоны.
27. "Поиски истины"
Есть истина в поиске, но поиск тоже трудно найти! /Устаешь, разочаровываешься - и слабеет сопротивление подменам, которые ведь тоже в поиске.
28. "Высокие обманы"
"Гений и обман совместны". Цель оправдала средства... Высокие обманы наркомана, высокие обманы фарисея. Над вымыслом поплачу - не в карман, а прилюдно - это по нашему, по фарисейски. Кайфовые обманы... "Сами обманываются, умники, а народу в своих балаганах не велят" ...Зачем высокое обманывать? Его ведь не обманешь даже обманом высокого класса. В самом лучшем-худшем случае обманешь, помимо дураков, еще и самого себя. ...Высокие обманы высоких античных колонн - ведь это просто болванки... Высоко обманом забрались - действительно время прослезиться...
29. "Личность в истории"
Личность в истории жизни неличностей, стада. Личности занимают должности, предоставляемые им историей, стадо занимает пастбища. Личность ведет стадо - но ее саму ведет история, стадо вынуждает личность - но его само ведет пастбище... Личности - это личина истории, а народы - ее тело... Начальник: "я лично в истории". ...Личность без должностей, как Христос, распята в истории, в которой все живут под властью вождей-демагогов и сумасбродной толпы: "такая вот личность нам вовсе не нужна в истории. Нам Варавва нужен в истории". /А потом: "ну ладно, возьмем и Его, но только для таких-то и таких-то целей - для мистификации истории"./
30. "Не верю ни в Бога, ни в черта"
Если нет ни Бога, ни дьявола, то получается не только полная свобода, но и полный детерминизм /анархизм с большевизмом на пару/: ведь исчезает возможность выбора, единственного значимого выбора /весь человек в этом выборе - вне него это что угодно, фантом, робот, скот, но не человек/. Собственно, Западный мир тоже таков: анархистки буянят в крепких стенах своих детерминизмов и ничего ни с ними, "подобными ветру", ни со стенами не случается...
31. "Борьба за мир"
Война за мир. Мирная война - ведь все войны за мир, вот только этот мир видят по разному...
С таким оружием действительно надо не вылезать из взаимных объятий - само выстрелит, на кнопку нажмется! Когда просто мир, то слишком холодно: "как будто бы холодная война" ..."А чем эти небоскребы возьмешь, кроме ядерного удара? Могучим хлебам - могучий серп и молот". "Да, я простым ломом за день в нем все стекла вышибу!"
"Им в небоскребах так холодно, что, как во время мира, так и во время войны, они не могут согреться без атомной энергии. "Кто, кроме нас, опустит их с небес на землю? - только мы знаем, где черная земля - всё летают попугаями, в небо скребутся"...
32. "Свободные выборы"
Есть свобода выбора и есть свобода от выбора: "выбор - это - трудно, а где труд, там несвобода". "Свободные нетрудные выборы". Раб очень свободен внутри своей несвободы - думать не надо, "с песней по жизни". Сейчас машин полно, так рабу и работать много не надо. "Ешьте сей хлеб зрелищ и пейте сие вино развлечений!"
33. "Коридоры власти"
Коридоры просителей власти и прислуги власти - сама власть в кабинете, точнее, в Замке /или в бане/.
34. "Благими намерениями вымощена дорога в ад"
Что за адова ненависть к благим намерениям!
На намерения действительно тратится так много сил, что можно было бы мостить дороги - но такой утилитаризм действительно ведет в ад. Мол, благими намерениями разве что ад вымощен, а нашими благими делами вымощены дороги нашего рая. ...Страдаешь, когда начинаешь понимать, что в твоей благости было много благодушия, но этот ад не к смерти, а к жизни. ..."Гладко на бумаге, но забыто про овраги" - разумеется, не те благи, кто гладки.
35. "Цель оправдывает средства"
К Богу с помощью дьявола? ..."Стану царем и оправдаю свои средства" ..."Есть средства обмануть и обмануться, оправдать свою цель, свой результат". Всякая цель оправдывает свои средства, выдает себя за что-то другое, чем она есть /на почве высокого легко обманывать /"высокие обманы"//. ...Мол, с виду наших средств мы так себе, а в душе - где наши цели - мы истинно прекрасны. ...Безумство мудрецов школы циников.
36. "Вера в Бога"
В какого Бога? Никто Его не видел, а представлять Его себе можно по разному. Есть, например, Бог, который советует "око за око", а есть такой, который говорит: "ударят тебя по одной щеке - подставь другую". Есть такой, которому говорят "Господи, Господи", а в ответ слышат: "Не знаю вас; это вы не ко Мне, обознались". Так что "различайте духов" и богов. И вера вере рознь - ведь и бесы веруют, да еще и трепещут. Потом есть вера теплая, есть горячая, есть вроде бы даже холодная, потому что написано: "т.к. ты был ни холоден, ни горяч, то извергну тебя из уст Моих". Вот и получается, что многие в одной постели, да по разные стороны стены".
37. "Мы все с недостатками"
Да, не "недостатки" это, а грехи. А грехи есть к смерти и не к смерти: одна машина "с недостатками" едет, а другая не едет, только на холостом ходу имитирует "благие намерения". ...В плохих ситуациях наши недостатки оборачиваются пороками - и мы гибнем. Кто снисходителен к своим недостаткам, тому легко в ученье, но тяжело в бою.
38. "Быть или не быть"
Вот в чем вопрос для кандидата в самоубийцы, для дошедшего до ручки.
39. "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей"
Когда их освоишь, многие дела для человека оказываются не труднее окраски ногтей /а новых и трудных дел холеные люди избегают/.
40. "Тяжело в учении - легко в бою"
Да, сами себя замучиваем хуже всякого неприятеля. ...Запад-Наполеон говорит: "к черту учение, ввяжемся в бой, а там посмотрим" - а наши всё планируют да учатся. Не случайно фундаментальные науки идут хорошо, а прикладные не очень.
41. "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли"
Чехов и Серебряный век, когда мужским полом овладела странная мечта: быть прекрасными /а женским: быть мужеподобными/. И до сих пор мы под этим серебряным богом ходим. ...Тут ключ в упоминании одежд, в равенстве их с душой, например. Мол, душу, мысли, не говоря уж о лице, можно так же покупать и одевать, как и одежды /"читайте красивые книги" и т.д./ ...Чехов по слабости попал в диковинные ученики к "серебряным" борзописцам, точно так же, как Тургенев к "базаровщине". "Душа не храм, а мастерская - где еще надо построить этот самый храм".
42. "Судите не по словам, а по делам"
Судите по результатам, порожденным делами и по намерениям, породившим слова /Бог: "Я есть альфа и омега, первый и последний"/ ...Результаты судить не легче, чем намерения /или наоборот: намерения судить не труднее, чем результаты - их ведь тоже нечем прикрыть, в них человек гол! Надо только уметь видеть сквозь тусклые стекла и блестящие маски. А кто не умеет, тому лучше не судить ни слова, ни дела/. ..."Хотел как лучше" - получил, что хотел, вот только заблуждался насчет того, что хорошо, что плохо - это надо было хотеть; этого хочет всякий, кто всерьез "хочет как лучше".