О, как странно начинать, если даже это простое возобновление. Все эти твои прерывы - это падения, если даже ты и подверстывал их к каким-то полубезумным планам, полным суетной торопливости, упускающей, уничтожающей возможность думать. Итак, ты был повержен, а сегодня говоришь: "стоять! стоять, хилый ствол!" /"Может быть, хватит - разрядил уже немножко этот извечный стресс?" - "Кто знает, кто знает, что будет...; как отнесется к этой "новой реальности" пространство и время..."/
Но к делу, осеннему делу /в 5 утра, по крайней мере, как полагается, темно и дай Бог, чтоб пошел дождь, пришла крепкая прохлада/. Накопилась куча заготовок - не на одну неделю.
Но слова упакованные в шрифт, в строчки, в чугунные обложки, испеченные в несъедобный, неудобоваримый, клейкий пирог просто гибнут, становятся неподъемными для нашего слабосильного и нетерпеливого времени.
...Слишком много всего в эту эпоху сбора плодов. Приди, прохлада осени и овей утомленные бесконечной гонкой тела и головы, приди, сумрак осени и скрой изможденные тела и головы, давая им свободу для отдохновения и раздумья...
/Комментарий от 1ноя 93: Речь о новых возможностях жизни слова и о новых возможностях в оформлении и трактовке домов. Можно написать мелко, но много - так что читать можно, лишь приблизившись вплотную, а издали это только линейный узор. Можно встроить фразу в другие элементы рельефа стены.
Дом как дневник /конечно, только о самом важном - следующие поколения сотрут, замажут своим, если посчитают неважным.
Дверь открыта - и полнадписи не видно: а ведь есть такой прием в поэзии, когда звучит то фраза целиком, то ее половина.
Но ведь дом должен быть фактурным, а не безжизненным оштукатуренным полотном. /Надписи на таком "диком" доме, как фанерные щиты золотоискателей. Т.е. это метод в основном для имеющихся - безжизненных - домов./
Слово нужно писать вручную /как прекрасны древние книги; и пусть они стоят дорого/.
Активно должна идти и вторая сторона процесса - ужимание, кристаллизация литературы - а не одно только разбухание./
Позади жаркое, жаркое лето, когда люди сгорали на солнце как дерево, оставляя черные головешки теней, когда люди истаивали на солнце как лед, оставляя лужи теней. Голова пылала, а черная вода стекала по ногам. Не веришь в прохладу собственной тени - это не вода, это головешки; это пот струится по ногам. Белое, белое солнце неба, черная, черная тень земли - а я между ними как между молотом и наковальней. Тень прячется за мной, прикрывается мной от молота солнца. Солнце парит как коршун, но у тени тоже есть свои преимущества - например, такие дурачки, как я всегда под рукой.
Еду в трамвае - до и после дела - и здесь тоже погружен в свое - безостановочно читаю. Не ощущаю ни себя, ни окружающих - лишь краем глаза, уха, как тела. ...Отчуждение было настолько полным, что привлекло таки к себе мое внимание и я подумал смутно: "вот сейчас в каждом из этих тел живет своя жизнь и они так же нахлобучены ею и рассеяны по отношению к окружающим телам, лишь условно с ними соприкасаясь. Вагон статуй, вагон спящих, вагон мягких тел".
Странность, художественность, самый смысл запечатаны намертво, навечно печатью повседневности - и напрасно ты или кто иной пытается эти печати сорвать. Да вы и не пытаетесь всерьез, а просто играете на них, как на чугунных площадках. И кажется, что есть только реальность вашей игры - странной, художественной и полной смысла. /Нет, играемся лишь для отвода глаз, а сами открываем эти чугунные люки - лихие ребята!/.
Растроился, растворился в дефинициях представлений, в делах, в книгах, в окружающих телах... Одновременно смотрю шахматы - на столе - и теннис - по ТВ: "шахматы как теннис - тоже обмен ударами; и гроссмейстеры каждым своим ходом не только нейтрализуют предыдущий ход противника, но и сами нападают. И задача стоит та же самая: нападать как можно резче и неожиданнее, играть на грани "фола", ближе к "линиям". А то видишь только полубессмысленное копошение и толкотню, туман вместо яркого горения новых реальностей. Туман безликой общности вместо лиц тысяч конкретностей. Мучительность надежды на интуицию и благодать знания. Ночь и день...
"Что первично /"что первичнее"!/ бытие или сознание?" - вопрос-роспись в невежестве. В тумане для людей умозрительное. У них же разные сферы, в которых они главенствуют и они взаимодополняют друг друга, нуждаясь друг в друге. Бытие "первично" в сфере бытия и "вторично" в сфере сознания, а сознание первично в сфере сознания и вторично в сфере бытия. На самом деле существуют две реальности и одна ирреальность /от соприкосновения этих реальностей/. В этой ирреальности - которую мы называем "жизнь" - всё текуче и "диалектично", т.е. сейчас ты "первичный", а через секунду "вторичный" и т.д.
Бытие определяет доводы, мироощущение, но и доводы, "соображения" определяют бытие. Всегда определяют: всегда за доводами стоит бытие приводящего доводы и всегда за бытием стоит мироощущение бытующего.
Все наивные, "варварские народы говорят, что бытие определяет сознание - и это действительно так, только не вообще, а у них, в реальности их жизни, а все "цивилизованные" народы уверяют в обратном, опять-таки черпая основания для утверждения в своей собственной жизни.
...Для ирреальности /человека/ ирреальность /жизнь/ есть реальность, а реальности как таковые /бытие и сознание/ есть ирреальности. Минус на минус - плюс, минус на плюс - минус.
...Бытие определяет доводы, а те тут же в свою очередь определяют бытие - и бытие получает то, что заслужило, награду или наказание. В этом и состоит Божий суд: люди сами себя наказывают и награждают. От Бога только само существование пряника и розги /как и всего остального - "Сущий"/. Так же вознаграждается и наказывается сознание. Желающие остаться с одним бытием коснеют и деревенеют, а желающие остаться с одним сознанием темнеют и растворяются.
...Время - дядька, ведущий нас по жизни. Остановиться, чтобы этот дядька, возникший ниоткуда не утащил тебя в никуда... /Но что мы можем... Мы можем плавать, если нас бросить в море, а мы окажемся легче воды, мы можем летать, если нас бросить в небо, а мы окажемся легче воздуха, мы можем стоять деревом, если нас укоренить в земле.../
/Получилась какая-то четкость путаницы. Ничего, держитесь за ориентиры /"Догмы?!" - "А что вы думаете, у всего ложного есть свои истинные прототипы"/./
...Не точки начала и конца пути, а точка начала и полнота сферы конца.
...Муж - сознание, а жена - бытие... /Не случаен парадокс: женщины прекрасно осваивают уже известные области науки, но вот прибавить, открыть что-то дальше не могут./
/Комм. 93: Земля и небо - это единая система; вопрос о добре и зле нельзя ставить изолированно от данной конкретной формы, конкретных условий - так суть превращается в химеру.
Собственно, дальше представления о гармонии начал этот вопрос меня и не занимает./
Песок не под ногами, а перед носом - я лежу на песке, сливаюсь с ним /с землей это труднее сделать: грязная, заросшая, колючая/. Жар желтого песка и желтого солнца - и легкий, детский ветерок. Видна каждая песчинка, словно с огромной высоты смотришь на неведомый населенный мир; паря, снижаюсь, в готовности довериться и приземлиться, ведь желтый цвет - это цвет радости и любви. Безгрешный рай в миниатюре. Таракан на песке - черт на райском курорте. Пробегом - ведь там пищи нет. ...Поваляюсь в этом сухом масле и буду безгрешным.
Положил голову на руки, закрыв ими глаза - оказался в такой темноте, что сразу же перестало вериться в то, что вокруг по-прежнему всё залито светлым светом и песком.
Взглянул на воду - рябь на воде. Вот что бы перенести на стены - бездарны окрасы мертвой цветной краской. Или тот же песок - найти бы способы прикреплять его как-нибудь, черт возьми... Чем устраивать дома пляж, ты лучше устрой дом на пляже. Проклятый рубон вяжет нас по рукам и ногам - видите ли, ты обязан находиться всё время невдалеке от него - не далее нескольких часов пути. У человека несомненно давно бы уже выросли крылья, если бы он не был посажен на якорь своего чрева.
...Свои главные силы люди подставляют под главную для них воду и эта главная вода выедает их главные силы и остаются одни разрозненные края и "причуды"... Жизнь - это вода, полная камней, бьющихся друг о друга - разбивают друг друга в песок.
...У папы есть состояние смертельной усталости - не оно ли предтеча моей экзистенции...
А с другой стороны, я ем так же, как он: не ем, а скоротечно поглощаю пищу - и не в силах замедлиться /если есть аппетит/.
...Получает сервис санаторный, но не как личность, а в потоке. Только поток делает "рентабельными" все дела, добрые и недобрые... Поток людей в потоке дней - тут дни идут потоком, а вы хотите, чтобы людишки не шли. Так что, махни рукой, не пытайся выхватить кого-то из потока, если даже это твой отец.
Всё навязано и всё случайно и нет угла, нет продыха: тотальное путешествие в аду. Адское терпение этого путешествия - сплошной ад от того, что ад восстал на ад. Улыбнись, ты, ужасное лицо...
Вот видите, более слабые люди имеют более активное исповедание веры - она является дополнительной силой.
А мысли о славе - это приятная и, по-видимому, безобидная щекотка. Это детские мысли, способ достичь детства, попасть в розовый мир, где тебя все гладят по головке.
Исключений быть не должно, как не может быть предмета, видимого отдельно и крупно при большом удалении. Мы все подчинены тотальным законам времени и места /читал Льва Гумилева/. Надежды на "собственную исключительность" и свободу от этих законов - это всегда путь к "освобождению" себя от самой жизни. Людям кажется, что это они пожелали бежать за локомотивом истории в качестве вагона - а то и мнят себя паровозом - тогда как на самом деле всё, от желания до результатов действий определяет для них история.
Лес в 6 вечера, в солнечном июле - явная, явная благодать. Так же будет и в августе - вспомнил "Свет в августе". Лес прожил этот день опять-таки в истине, поэтому и достиг благодатного покоя. Это чистый, безмятежно белый лист, а на нем отдельные сильные знаки - поступки.
А люди стараются не избавиться от рабства, а сделать его почти приятным.
И всё-таки: вот мухи вьются, а вот у деревьев грубая кора и сучья - неужели сотворенное зло? Прекрасные цветные плоды в высях и тотальное поедание друг друга при корнях.
...Я говорю "расслабься!" - а ведь то же говорил и Будда. Я иду лесом и медитирую - пусть не в позе лотоса, а внутри жизни, но суть одна.
...У папы в Васильево: какие-то нереальные разговоры в случайном, чужом месте под слепящим и оглушающим солнцем; на разных языках: я о "доме в деревне", а он о "профессии". Плодим странности, воспоминания, похожие на дурные сны.
Читаю Гумилева: открытый, раскованный стиль - это хорошо, это знамение времени, но получается анекдот, получаются новые перекосы, потому что, по сути, налицо всё тот же уровень понимания слова и работы с ним. Такое слово не способно дать сложный синтез, которого требует истина - только "элементарные истины" и новый учебник. Нужно не слово-кирпичик, а слово - горячее, гибкое, нежное, личное существо...
Летом и у нас вполне можно было бы ходить в шортах и майках /а то и без маек /тем более, что подобную мелочь можно носить на поясе/. Виной зимнее рабство: вроде бы сейчас ты "свободен", а всё спина сгорблена. Человеку всё время не хватает гибкости; удар мгновенен, последствий никаких, а стресс, тем не менее, остается надолго - а там уже новые трудности.
__
Капитализм порочен, но только наши на собственном примере это "блистательно" докажут. Зловоние всех этих роков, наркоманов, гитлеров и буржуев очевидно уже давно, но тогда всех пугали нашими коммунистами - а сейчас наши-то и доказывают - это конец!
...Я тоже продукт "атеизма СССР" - в правоверной стране не мог бы появиться человек, столь презирающий религии.
__
К сожалению, почти всегда бывают облака - садовые работы, скандалы в семье, болезни, плохая погода, неудачи и т.д. Не пытайся навсегда разогнать тучи...
Чувство нереальности окружающего и исчезновения себя самого усиливается по мере удаления от дома - места наибольшей реальности и полноты ощущения себя самого. В пути остается лишь тонкая нить смысла. Вот почему, если прервать путь или убрать цель пути, так легко рождаются катастрофические коллизии...
Так же, как в этом мире для нас реальностью является наше тело, а наше присутствие в сознании кажется нереальным, так и в том мире наше присутствие в сознании будет реальностью, а в теле - отсутствием ее.
/Комм. 93: "Мертвые восстанут" - это похоже на прорастание растений. И каждому надо будет слепить нечто из того, что из него проросло: человек будет творить самого себя и важно, чтобы это оказалось похоже на человека. /Детская песочница!/
Ничто ценное не умрет навсегда. Всё ценное захочет воскреснуть /оно уже сейчас не хочет умирать/. А то, что погружает нас в сон, то умрет навсегда. Воскресение не более удивительно, чем просыпание. Сон и смерть - это черный космос, куда мы сваливаем весь свой мелкий и крупный мусор. Так и летает он там или перерабатывается и растворяется?! ...Вот идешь ты во мраке и во мраке сознания пытаешься представить, что же в тебе осталось неубитым, что тебе позволяет утверждать, что ты вроде бы существуешь. ...Притча о десяти девах: не спите после смерти, иначе уснете навечно. А может наша земля - это тоже место обитания после какой-нибудь смерти?
Кто работает и привык лишаться своих сил, тот не болезненно относится к вопросу о смерти и о том, будем ли мы "на том свете" теми же, кто мы есть здесь: знаешь, что делаешь, делая, знакомишься с миром и видишь, что он устроен мудро и справедливо и потому, усталый без сопротивления засыпаешь.
Поднявшись духом, открыл вечный мир в своем сознании - там и будем жить.
...Мир сплошных причин для возбуждения - каковые здесь, на земле только во всяческих боях: дух возбуждает, побуждает тело, а горячее тело горячит дух. Резонанс - вот великое явление, когда из двух возникает третий, много больший своих родителей. Мы должны породить сына в себе!/
Любовь женщины нужда мне, как смазка машине. Да, да, прозаические "удобство, уют". /Но женское своеволие для меня так же страшно, как палки в колеса той же машины!/
__
Оруэлловская фантасмагория: ГБ тайно подменило "Би-би-си" и "Голос Америки", заглушив "подлинники" - и никто не заметил подмены, настолько у нас наблошились использовать демократическую демагогию и развязный, "антитоталитарный" жаргон.
__
Человек - это полое ведро с душой плюс механизмы: "ходули" /внизу/, "руки-дельцы" /по бокам/, голова-котелок /вверху/. И всё это скреплено и залеплено мясом. Шагай, махай, размышляй чудо-юдо!
__
Мой спортивный инстинкт приводил меня к устроению соревнований бегунов, подгоняемых костяным кубиком!
__
Резюмируя Л. Гумилева: итак, на горизонте земной жизни всё предопределено, а значит, и не интересно; и только на вертикали отношений с Богом - проблема, а значит, и захватывающая жизнь. У них же на вертикали скучным и отвратным столбом стоит религия, а вот у подножия её есть мелкий, подножный и подлый "интерес".
Призыв Евангелия отречься от себя и "своего" - это просто призыв к объективности. Объективность - это синоним духовности.
__
Рассматриваю дачи по пути на водокачку, держа в уме туманности "идеального жилища": "...кирпичная кладка, но швы планочками - раствор и по виду, и по цвету отвратен... Нет, тогда будет слишком культурно, надоест этот привкус... Привкус всё время, от этого не избавиться... Каюты уютны... Ведь большие квартиры строят потому, что люди не хотят высовывать носа ни в мир, ни в природу..."
__
Наши собственные слабости - вот главный повод для задействования наших сил. Не заедай их едой или телевизором - мол, мне нужно развлечься. А то ведь часто кажется, что измениться невозможно и что даже зацепиться не за что. Когда ты слаб, ты должен напрячь все силы для борьбы с малодушием, а когда ты силен, ты должен привлечь всю свою слабость в борьбе с гордыней и её стрессовыми напрягами.
__
Теневое отражение видеть приятнее и легче, чем слишком реальное зеркальное.
Зеркальная комната для некой терапии: всё время видишь себя снаружи, а не изнутри, как обычно!
Таких "терапевтических" комнат можно много придумать /лечат или калечат? Многие лекарства способны и лечить, и калечить при неправильном применении/...
__
Елкинисты и горбачевцы могли бы составить два вполне разных народа! Быть может, от невозможности разделиться - все территории заняты - уже давно в каждом народе намешано по нескольку совсем разных менталитетов. Государства по партийному, идеологическому, мировоззренческому, а не географическому признаку!
/Комм. 93: Горбачевцы составляют большинство среди умных людей - которыми всё и движется - а елкинисты составляют большинство среди народа - которыми всё, не сдвинутое и находящееся в аховом положении, и держится.
Русские никогда не выберут умного, всегда выберут "своего". ...Они всё время порываются куда-то вести и в их дубовых головах это рисуется какой-то прямой линией, они всё время боятся за свою власть, которую, чувствуют, занимают не по праву.../
__
Человек рождается из грязи, из нечистоты спермы тогда, когда накопится эта грязь-грех. Рождается же он для того, чтобы переработать, преобразовать этот грех в свет, силу, победу и чистоту...
Всякий изгиб - это лирика и значит, природа полна излучением любви!
/Комм. 93: Картина, написанная мужчиной как дом холостяка. С себя пиши экспрессию, а с нее - гладкость. Женщины начинают писать экспрессивные картины в мужеподобные времена, а мужчины гладкие - в женоподобные./
Мы с неба сошли, а затем, после поворота, совершенного Христом, опять начинаем восходить на небо?! Сошли холодными, статуарными, а после Христа начинается решительный разогрев /холодное тяготеет к земле, а теплое - к небу/.
/Личности из сильных коллективов будут оцениваться Богом из большей оценки, чем личности из слабых: в более сильной среде и слабейший может оказаться сильнее сильнейшего из более слабой среды./
"Да можно ли в нашей жизни обойтись без тюрьмы - были бы прогулки, да была бы камера как следует украшена - можно ли заявлять большую претензию?!"
__
Собирал землянику и заработал опустошение. И так до конца лета. Пора бы больше ценить себя. Где ты, Новое Время - с бесповоротным настроем, однозначным определением себя в определенном качестве...
Странный парламент - полупустой зал. Такой парламент не может быть долгим.
Живописный метод: берется Женькина размазня, в ней отыскивается "намек" на что-либо, берется шаблонное изображение того, на что "намекается" и с его помощью этот "намек" несколько поправляется. ...Фантазия не любит ни реальности, ни пустоты, а любит вот такие прихотливости - в них она кишит, как черви в навозе!
Закат на даче. Ушла вся суета, будто и не была - это чудо, что грязь смывается. Солнце зашло и только в окне 2-го этажа ближайшей дачи - странное горение.
Умиротворение лишившегося сил - были бы силы, была бы и вечно налипающая на них суета. Снял покрывало с постели и уронил на стул. Стул уловил несколько потребительское к себе отношение - и покрывало с него неожиданно соскользнуло. Штаны положил уже аккуратнее, но, лежа в постели, вспомнил, что их надо положить совсем в другое место - снова пришлось вставать. Нет, сегодня был день неудач. Определенность этого вывода меня успокоила и я заснул на несовершенной - жесткой, несвежей, холодной - подушке.
В первые дни творения, когда Бог говорил "хорошо" - это был только оптимизм, задаток, подбадривание себя, а в последние дни Его "хорошо" - это сдержанность творящего очевидно великолепное. Лишь после окончания всего позволил Себе похвалиться чуть больше одним только словечком "весьма". ...Когда чувствуешь себя "весьма хорошо", тогда уходи от дел, поднимайся выше, в самодостаточный покой и ликование...
Кстати, выходит Бог говорит в пользу ежедневных оценок себе?
Рассматриваю пойманную стрекозу /несвойственная мне шалость/: "вот что можно использовать в искусстве и в интерьерах. Правда, змеиностью пахнет фантастичность насекомых..."
__
Вдруг не ответить ударом на удар и тем "провалить" противника, выявить его как агрессора и для окружающих, и для него самого.
Если рядом с серым появится белое, то люди о сером скажут "темное", а если появится черное, то о сером скажут уже "светлое". В этом мире черное зло реальнее, чем белое добро и поэтому серые люди считают себя светлыми - относительного этого фона.
__
Журналисты - это люди, одержимые желанием быть в авангарде своего времени. Они мчатся оленями, борзыми собаками гордо задрав свою рогатую авангардную голову, оповещая всю округу о своем нахождении в будущем. И вся журналистская разноголосица - это борьба модных "мнений", борьба боссов. Работы хватает - ведь время идет быстро и нужно успеть выработать, построить, а затем развенчать и сломать, тут же начиная новое строительство, все эти, для авторитетности громоздкие, башни.
Хоть бы они в этот раз просчитались и пусть их "Hass"-Булатов зажарит заживо /таковы и прежние "мученики"/. ...Хотя у них и нюх безошибочный, и гибкость резиновая.
__
Именно потому, что я сам веду крайне непритязательную жизнь, я и написал много полезного для многих - всех непритязательных.
Именно потому, что я сам бесконечное число лет занимаюсь всеми этими уборками, я и возненавидел вещевые излишества!
__
Дневник вести невозможно - потому что, когда ведешь высококачественную жизнь - а ведь именно атрибутом такой жизни и вводят дневник - то, чтоб описать её, надо сразу же писать роман. Краткость сомнительна - болезнью является всё, что искусственно...
Устал, лег и оказался на том свете, где темнота и горизонтальное положение тела. Где невозможно оценить, сколько же в тебе бодрствования - может, тебе это только снится /также и днем невозможно оценить, сколько в тебе сна - может тебе всё только кажется?/
Слабый надорванный голос во тьме: "Где я? "Где я?! Ах, зачем вы будите горечь, ах, оставьте меня, я... ухожу /уплываю? ускользаю? проваливаюсь? растворяюсь?/, мне на дневную жизнь наплевать. Если я встану, то буду Лазарем, выходящим из гроба - вас не пугает это страшное зрелище?!" - вошел во вкус, покойник, даже на том свете болтает с удовольствием.
__
Бах - это музыка ещё на свободе. Не то с духом салона, который правил во времена Моцарта и не то с духом буржуа, голой практичности, который восторжествовал, начиная с Бетховена /всё время притворяясь и бурным, и любвеобильным, и страдающим и проч./
Хрущев - светлая мебель, светлые автомобили со светлым названием "Победа". "Экстенсивное" развитие - это просто русская душа вырвалась на свободу из темницы и, конечно, её прежде всего зуделось разгуляться.
__
Гамак обрывается и приходится изощряться и вносить усовершенствования - и вот додумался до простой штуки: ввел промежуточное кольцо... И в шахматах многие гроссмейстерские ходы являются вот таким же вроде бы мелким, но совершенно необходимым подспорьем. Только в "партии" с гамаком я за целое лето до этого одного хода додумался, а в шахматах надо всё сразу и помногу...
...Просто сел и спокойно, как бы играя, начал присматриваться да раздумывать, размышляя по этому, вроде бы случайному и постороннему поводу даже и о вечном, абстрактном, о чем поведется...
Девицы легче всего отдаются не всерьез, легкомысленно - падки на легкость. Вообще, у женщин все расчеты изуверские, с не сходящимися концами - считают плохо...
__
Розанов - своей грязью он марает других, облапывая их с криком "ага, попался!" "Смирись" - учит гордец, причем: "смирись, потому что ты тоже грязен". Уверен, что он и в жизни был нечистоплотен.
Плодит одну скособоченность; за что ни возьмется, что ни выскажет, всё после одни руины, ноги на голове, а голова на поясе. Червь, всю жизнь проползавший в мире идей и их авторов. Червь жрет, поганит прекрасное яблоко, вывесив в ветвях лозунг эпохи: "всё позволено!" Товарищ, эпохой сподобленный на дополнительное усилие против прежних - но им-то он всё и кособочит. Не владеющему словом нельзя так напиваться. И ведь наверное гордился этими своими плачевными парадоксами...
__
Высший идеализм сопровождается реализмом: не просто "хочу взлететь", а "хочу взлететь вместе со всем, что есть"; так гора - это не только пик, а человек - не только голова.
Также и идеализм повышает качество и объем реализма: чем выше пик, тем больше объем горы.
__
Боб думает, что "великие" - это глыбы, памятники, монстры и ищет кого помельче. Но, может быть, "великие" - это и есть единственные полноценно живые люди, а все остальные - это слабосильные призраки.
__
Другой народ как другой человек - т.е., например, освоение иностранного языка - это влезание в чужую шкуру. Нужно ли это? Также и остальные занятия отдают лицедейством.
Но именно влезание в чужие шкуры и дает настоящее знание и опыт.
__
Действительно ли есть грань между религиозниками и язычниками? Поклоняться отдельному языческому богу или сводить всех богов в единое целое - это вопрос широты и только. Как Бог сотворил людей, так и люди должны сотворить Бога, чтобы иметь Его. Если бы они не творили Бога, они бы и не имели Его. И у каждого Бог таков, каков он сам. У злого злой Бог - и он-то и будет судить своего создателя: можно ли сомневаться в приговоре!
...Вмещающий в себя всех богов вместит в себя и всех людей.
...Ницше отравлялся миазмами вагнеровской эпохи и собственного профессорства.
"Бог в нас" - это Бог внутренний, которого мы должны прорастить наружу и превратить в Бога внешнего.
__
У нас будут не фермеры - у нас будут помещики! Крутехонький начальник товарищ Елкин породит целый народ себе подобных.
...Красивая, добрая, но не твоя...
От застольных плясок всех веков к року, пятидесятникам, к Сталинским физкультурникам и американским "шоу". "О, как я радуюсь, что Христос спас меня!"
С помощью демагогии можно не только воевать, но и кайф ловить, "упиваться" - "гром победы раздавайся!"
__
Человек имеет право на дух разрушения и отрицания во имя большей правды, но это крест, который надо оплачивать: "как судите, так и вас будут судить".
Иначе получается односторонняя, шаблонная "дуда".
Накопилось уже так много культурного и всякого иного материала, что не может не измениться способ работы с ним. Он становится всё более выборочным, фрагментарным по факту и всё более резюмирующим по существу.
__
"Говорим на веранде или дома при открытом окне, а ведь, вероятно, соседям всё слышно. А-а, всё равно разговоры в жизни так запутаны, что посторонний мало что поймет. Мелькнуло это опасение в сознании и я продолжал говорить о чем-то очень горячо и громко.
Читал наскоро, комкая, не дожевывая, лишь бы распробовать.
Стремление к порядку - это то же самое стремление к справедливости... Но слова-то разные - в чем же разница? Справедливость - это всегда порядок, а вот порядок - это не всегда справедливость. Искали справедливости, но нашли только порядок. Порядок заменяет вопрос о справедливости, а значит, и вопрос о совести; как всегда внешнее заслоняет внутреннее... Но немцам для того, чтобы их совесть молчала, нужно чтобы всё было уж очень чистенько и в порядке: большая совесть для своей подмены требует большого порядка.
...Без Христа и креста таланты неизбежно теряют свою жизненность.
На демагогию я отвечаю экспрессией, а людской цинизм встречаю объективностью...
Пока возможны "герои", "гении", "таланты" и "великие люди", до тех пор будут существовать всевозможные тоталитарности, включая главную - государственную /ведь если всякий король - голый, то невозможно никакое королевство/.
...Бог сотворил воду не голубой, а серой /"Ну сотвори ты её голубой, ведь очевидно, что это будет "весьма хорошо""/. Весь мир метафизичен, потому что полон серым воздухом и серой водой. Цвета в этом мире преходящи, как огонь. Цвет - это ближний Бог, а серый - это Бог, пришедший издалека.
Никакой человек не может преодолеть обстоятельств, а они всегда пропитаны серостью и метафизичностью - поэтому не один человек не может быть великим.
Серый Бог - это Бог, мертвый снаружи, но полный жизни внутри. Убедись, вдохнув и глотнув...
Есть зависимость от самих вещей и зависимость от людей через вещи...
Кроме того, начав не сначала, нельзя дойти до конца.
__
Есть три вида познания - познание материального мира, познание человеческой душевности и познание духовного мира. Для 1-го познания слово только "инструмент", т.е. слуга, для 2-го оно подобно "свободному человеку", а для 3-го оно - господин, т.е. не субъект, а объект познания. Духовны те, кто познали слово.
Надо выразить в слове познание и открыть, понять в познании слово - выразить познание, открыть слово.
И я - одна из многих "радиостанций".
Уйди в жизнь, как под воду.
Мы говорим, думаем и пишем на основе устойчивых словосочетаний, которые есть ячейки познания предыдущих эпох, ими обкатанные голыши.
И эффектность /"форма - это всё!"/ и эффективность /"результат - это всё!"/ во многом являются понятиями демагогическими.
...Эффективное производство эффектного...
Увидев свет, надо раствориться и самому стать светом - иного не дано. Иначе гибель, вроде случая с Ницше, вскричавшего накануне безумия: "я увидел свет!"
Я уважаю консерваторов за их консерватизм и не уважаю за отсутствие новаторства; я уважаю новаторов за их новаторство, но не уважаю их за отсутствие консерватизма.
Ограниченность неизбежно порождает войну. ...Ложь - это ограниченная истина.
Ницше от филологии, философии и искусства рвался к свободе - что невозможно - а я от свободы прихожу ко всему, чего пожелаю. Немцу с порядком бороться страшно трудно /как мне с "планами"/.
Романтика как стиль "красивой жизни", а не красивых - байроновских - чувств. ...Романтика на потоке, целые склады романтики.
Полный простор для всевозможных движений и имитаций...
__
"Выводит тяжеловесные фиоритуры для напоминания о своей скромности - ощущение как от "разбираловки", когда приходится выводить из под подозрения и прошлое, и будущее, и намерения, а не одни только текущие деяния..."
"Подмечают, но не столько верно, сколько ярко и эффектно. Эдакая молодежная путаница, прельщение новым миром понятий, новый вкус к диалектике..."
__
Олимпийские игры - это соревнования, конечно, никаких не любителей, но и не частников /"профессионалов"/, а - государств и народов.
...От частников идет запашок "наживы", а государства этого чурались, предпочитая средненьких, но чистеньких. И ещё один момент: имя спортсмена-частника может быть громче имени его страны и он как бы заслоняет собственную страну!
__
Писательство - это разговорчивость...Слово, опережающее жизнь и её заменяющее, девальвирующее, разлагающее...
Читал толстовский "Севастополь": наблюдение для нас, современных, в общем-то уже не обыкновенный и натуральный метод, а нечто странное. Такая отстраненность и неподвижность уже невозможна. Реализм как фантастическая литература, как неправдоподобно замедленная и скульптурная съемка... "Вот я подхожу к солдату, рассматриваю его, спрашиваю его и т.д. Ох, и герой и т.д."...
Хотя если ты только быстр, то не получишь удовольствия ни при чтении, ни при воспоминании. Ты сможешь делать искусство тогда, когда больше времени сможешь быть медленным, когда почувствуешь вкус к медленности. В быстром и всё ускоряющемся времени "гением" будет тот, кто сумеет выбраться на некий иной берег.
Зная и видя, уже ничего не говоришь по сторонам и попусту, как бы только ещё обкатывая свои воззрения. Перефразируя Христа, зерна истины достаточно для того, чтобы привести в движение гору лжи /это принцип атомного крейсера!/.
Можно ли удивляться тому, что я продвигаюсь медленно и с издержками /а вдруг окажется, что и быстро - например, за год устарело так много, что приходится вновь думать о будущем/ - ведь я живу во всех смыслах ложном мире, который висит у тебя на плечах и пронизывает тебя насквозь, когда ты ежесекундно вдыхаешь его...
__
...Папа доводы отрицает нервно, опасаясь моей логики, потому что он, как и все, уже давно сделал все свои ставки и столько вложил в них, что теперь уже нет пути назад.
...Говорящий не делает и не впечатляет, а делающий делает и впечатляет. От слов устаешь, как и от дел, поэтому просто сил не хватит на дело, если будешь ещё и говорить. Говорящий всегда тяготеет к абстрактному, общему и случайному. Но с другой стороны, делающий в основном - это не люди поступка, а люди привычки...
"Я есмь начало и конец..." - путь к Богу есть путь к этим началам и концам, уходящим в бесконечность шара.
Толстовское изложение Евангелия - вот что надо массовым тиражом распространять среди народа - для которого оно и написано.
...Господа в своей жизни тогда разуверились, но сами бы никуда не ушли, не признали бы своё поражение...
Мои подъедания объедков и продуктов, готовых испортиться как акт жалости к "нищим и убогим"! Чтобы иметь эту жалость без ущерба для себя, нужно быть здорово голодным и нужно иметь нюх на "нищих" /а то недолго и отравиться/!
...Слово было только "вначале", а потом было дело. И познание тогда стало не в слове, а в деле.
...Толстой слишком уж воинственен: Христос не сказал вдове с двумя лептами: "зачем попам последние деньги даешь, они пропьют!"
Пророки Ветхого Завета - говорили о том, что будет, Иоанн и Иисус /а в наше время Толстой и Достоевский/ - о том, что есть, значит, современные пророки будут говорить о том, что было?! Причем, в этом объяснении будет и пророчество о будущем - так же, как в древних пророчествах видно прошлое человечества... А Иисус был точкой поворота.
...Мы таковы, каковы бытующие в нас образы.
"У каждого своя колокольня" - надо подняться до объединяющего нас неба и спуститься до объединяющей нас земли. Да, неконкретно, в отличие от конкретной колокольни, но ведь это наши "конкретные" земля и небо так неконкретны - надо принимать их такими, какие они есть.
__
Освоить бы массаж, тоже вещь хорошая /попалась по случаю/. Чем лучше уход, тем выше работоспособность /а тебе часто лишь бы выжать сок - вот и полудохлый ходишь/. В Евангелии есть эпизоды, где Христа умащивали. Бог заповедал подмывание, а Христос - омовение ног. "Телу - телово, а духу - духово".
На севере надо сажать только те культуры, которые там хорошо растут - лен, рожь и т.д. Лен имеет свои преимущества перед хлопком, а рожь перед пшеницей. ...Так и в искусстве, и в моде: суровый стиль может быть не менее привлекательным, чем знойный. Природе надо бороться за национальный суверенитет, против иностранных влияний!