Вильмс Дмитрий Викторович : другие произведения.

Продолжение30

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Уважаемый Натан Маркович!
  ...Смущают меня ваши форменные "почетные грамоты" и "В" заглавные...
  Конечно, я про " комментарий" ваш - насчет "пошлости" - тоже мог бы сказать, что он несколько самонадеянно и легковесно оценивает мои комментарии /традиционные установки не способствуют сомнениям, а только сомнения утяжеляют. Мне моя сила - дающая и уверенность и легкость - далась с большим трудом/, но дело в том, что я к вам несокрушимо хорошо отношусь и добродушно смотрю на такие воинственные нападки /к тому же, вы всё-таки нашли и добрые слова /правда, очень нейтральные//. Вы мне напоминаете моего отца, только он пошел по религиозной линии /он баптист/, а вы по культурной /для меня всё это одно и то же - и те, и другие однокрылые птицы: какая разница, какое крыло у человека, правое или левое? - летать всё равно нельзя /точнее, можно, но если только полуоторваться от земли, реальности// - и мы с ним часто спорим, никогда не ссорясь. Хотелось бы, чтобы и с вами у меня был спор, а не ссора - иначе слишком грустно и поговорить не с кем. Спор - вот хороший жанр, а еще лучше истина, найденная в результате спора. Так постыл маразм комплиментарности, этот лаковый Ниагарский водопад, заливший не только литературный отсек... По любому вопросу тебе внушают какое мнение /или одно из двух мнений/ ты должен иметь и, даже более того, уже имеешь - а значит можно представлять свою демагогическую пропаганду как внушительное выражение "общественного мнения". Нас всех мумифицируют, что ли? Хочется жить, а не стучать лбом о пол и подражать - я молюсь только Богу, подражаю только шершавой природе. Вот вы говорите "временем признанный" - так я ни времени, ни мира, их "широкую дорогу" не признаю и считаю, что именно с этого начинается и христианство и художество, начинается свобода. Иначе христианством называют всё то же иудейство, а художеством всё ту же гладкую, бессмысленную - и столь же ритуальную - Антику /читать их невозможно и никто их не читает/ - конец и того, и другого известен и закономерен. "Мир лежит во зле" /со всеми своими "набоковыми" литературами/ и он будет для меня авторитет? Пока есть Бог во мне и Евангелие на столе, не нужно мне других авторитетов. Просто есть люди, которых я уважаю, которым сочувствую, несмотря ни на что. Отсекание мертвых ветвей, ложных путей на небеса, к мечте и счастью - тоже моё сочувствие литературе. Т.е. нет никакой единой литературы или религии - везде добро борется со злом, действуя через души конкретных "литераторов" или "проповедников". Вы и сами пишете о "весьма и весьма" несовпадающих взглядах.
  Еще что в вашем письме... Правду сказать, есть у меня ощущение, что вы мои опусы и опыты почти не читали или не поняли. Мне-то кажется, что у меня всё понятно, люблю ясность - это рифмы обыкновенно в тумане звенят... Будто читаешь стихи одного человека, а отвечает тебе другой! Только мягкость та же... О "печатании" в вашем журнале речь не шла - хотелось узнать лично вашу реакцию /как я хотел бы узнать и реакцию А. Гальцева, например/. Не знаю, как найти единомышленников и не знаю, к чему ведут споры с людьми вроде вас. ...Эпоха Пушкина, на мой взгляд, эпоха весьма зеленая; какая у него "художественность", кроме обычной легкой музыки рифм, не ведаю. ...Дневники Блока, Короленко, Пришвина и Чуковского, как и их "литературные деяния" /человек един, и один и тот же - свой - уровень демонстрирует везде и всюду /хотя бы и за обедом, например!// не показались мне особенно интересными /путаные рассуждения и сообщения типа: "вчера был на литературном собрании. Говорил с тем-то"/ и я их практически не читал /кажется, не мертвы/. ...Вопросы жанра, как, кстати, и вопросы совершенства, для меня имеют подчиненное значение: если есть что-то значимое, то оно найдет себе форму /и это письмо - творчество!/. А совершенны только Бог да ноль /это когда, например "мама" и "рама" на слух иллюзорно "совершенно" совпали/. Ноль /рифма и т.д./ безобиден, пока с его помощью не умножают - иначе он становится авторитетом, богом. ...Ну, и совершенство однокрылой птицы, стоящей на одной ноге в цветном /от розового до черного/ тумане /тут действительно требуется искусство, мастерство!/.
  ...Конечно, когда ты не прозаик и не поэт, не публицист и не философ, не авангардист и не традиционалист, не литератор и не проповедник, а некто на стыке всех этих жанров, то в итоге некуда приткнуться. ...Чтобы перейти от вашего метода к моему, надо сначала приземлиться, а затем свободно буриться и в глубь и в ширь, и в высоту. Тут, ясное дело, не до совершенств камерного стихотворного интерьера. ... Мирная комнатная жизнь была бы совершенно права, если бы нам угрожал только сон в конце дня - а не смерть. ...Умники /культуры и религии/ считают, что народ глуп и поэтому их не слушает, а народ считает умников людьми слабосильными по причине их комнатной оторванности от жизни - я считаю, что и те, и другие правы. ...Мирная комнатная жизнь была бы права - одни в литературной "комнате" пекут совершенные стихи как пирожки, а другие в другом помещении сочиняют совершенные пирожки как стихи /есть ведь и пирожки для гурманов и ширпотребные стихи/, но людям зачем-то даны большие мир и силы. Людей загоняют в пробирки и порождают ответную реакцию в виде варварства /комнатный человек и не может вести себя иначе, вырвавшись на волю: он привык потреблять и он не умеет жить на свободе и на природе/. ...Наш мир управляется мужчинами, но руководствуется сугубо женскими вкусами: вся эта "цивилизация" похожа на женскую спальню. ...Христос и дьявол - это братья-близнецы, поэтому так трудно отличить добро от зла: все трубят, что добры и убивают зло, а это всё-таки Каин убивает Авеля.
  Я не считаю себя таким уж правым - иначе был бы тихо счастлив, а меня, замечаю, нередко язвительность одолевает: туфта есть туфта, конечно, но зачем злорадствовать? А в чем неправота, не пойму - с удовольствием послушал бы подсказки на эту тему.
  Если сил нет на споры, то вы, пожалуйста, пошлите белый лист - а то я по поводу любой вашей фразы начну рассуждать или "музицировать" и мне опять захочется взять конверт.
  Желаю бодрости и здоровья.
  
  ...Перечитываю еще одну вашу подборку / "Юность" 5, 94/ - тут строки и про "вранье великих книг" и про жизнь, что "разворачивает свиток противу всех, себе в убыток" и про то, что "мир тюрьма", но, слава Богу, есть природа, есть слова, есть родные люди и что "всех не вывезет кривая"... - не говоря уж про "застарелый смрад интриг.
  "Вначале трубы прозвучали,
  А истина - в конце, в печали" - красивый вздох. ...Мне человеческий мир никогда не казался прекрасен - начиная со школы, этой мерзкой принудиловки, всюду ничего не видел, кроме казарм и гулянок, провонявших табаком и алкоголем. Уже дети злы и циничны. ...Так что и в конце - трубы, сами эти строчки - тоже трубы! К чему привык вначале, от того уже не уйти...
  ...Вот пример того, как я разрушаю очарование - конечно, роль неблагодарная, роль слона в посудной лавке. ...Я только хочу всё видеть и тогда, думаю, натуре вольно или невольно придется вывозить меня в правильном направлении. ...Малодушие побеждается верой в Бога, а гордыня - знанием Бога /а то ведь они действуют заодно: "ладно уж, я и так хорош"/. ...Вечно у человека на поверхности всё прикрыто фасонистыми одеяниями, добрыми намерениями, но внутри нет любви - тут надо не аптекарскими каплями, а ведрами, ручьями выжимать из себя раба.
  ...Я не думаю, чтобы вам действительно были дороги Пушкин или Окуджава или кто другой или что-то в прошлом и будущем - просто есть тоска по высокому и она вынуждена прилагаться к чему-то, надеяться на что-то, придавая им значение, какого они вовсе не имеют. Для добрых - это пароли их тоски, а для злых - это пароли незыблемого порядка вещей в их по злому упорядоченном мире. ...Я всего лишь выявил скрытую пошлость этих любителей "глуповатой поэзии".
  
   2-ой "Комментарий" к Н. Злотникову
  
   "Стог"
  "Стог погружается в снегопад" - душа погружается в тоску. "Засыпаю, погружаюсь в снегопад видений". Грузный человек читает газету - погрузился в снегопад известий. "Осоловев, потеряв форму, кемарю, погрузившись в шум, гам, снегопад". Снегопад проникает в стог, но тот всё равно спит, как медведь в берлоге - ему ничего не остается. Сырая смерть в вязком теле.
  "Нечто бесформенное, да и то заметается, ничего не разобрать". "Погружаюсь в музыку жизни - так пчела собирает мед, а кит - планктон". Только снег падает на стог, а стог погружается в снегопад - театр пустыни, действие пустыни. В зрительном зале ни души... Туча-стог погружается в производство снегопадения. Сугробы и стога погружаются в снегопад, затаившись до весенней разборки. Стог нагрузился снегом в снегопад - бесчувственно выносит тяжесть.
  Бык погружается в снегопад. Камень целеустремленно нырнул на дно - смутно, как сквозь снегопад, видел его падение. Сад погрузился в свет. Ветер треплет сад как петух курицу. Дождь незаметно возник и мгновенно проник - стою мокрый. Мокрая одежда - "пятая колонна". Распух как стог, чтоб вобрать в себя снегопад. Стог: "будь снегопад посильней, был бы как кит на дне морском".
  ...А пень не может "погрузиться" в снегопад - его просто заметает. "Бедный пень, ему кажется, что ничего не происходит, а его уж нет на белоснежном свете!" А рядом дерево - как ограбленное, сожженное, карга каргой. Снегопад для него не повод для грузных дум, а возможность приодеться.
  Меланхолический стог. "Я - куча. Стог соломы - урожай собрали давно. В такое время уродился, что ж".
  Стог, снег. Стог погружается в снег.
  Стог, снег, след, старик - курит за стогом, укрываясь от ветра и снега, погрузившись по колено в снег - тем временем уже след замело. Стог, снег. Тает снег, мокнет стог. Сыро и в карманах. Мягок, должно быть, стог, так хочется лечь, сесть, но не хочется даже трогать мокрый стог и так уже мокры ноги.
  Стог, снег - поле. Ни души. Нет, вон ворона. И еще вроде бы псы лают - наверное, где-то тут хутор; конечно, в снег погруженный, и псы, но всё же...; пойдем, ворона.
  Ветер, плавно скользя по гладкому полю, подкрался к спящему стогу...
  "Вороны каркают, время спешит" - вот и Поплавский также пишет. Не люблю я этот метод: то пустой факт, а то сразу же ломом по башке - от этого раздрай, муть, боль. Это психболезнь или профессиональная спекуляция. Дно и покрышка - а между пустота. Наковальня и молот - но ничего не куется. Звон, музыка - сиди и наслаждайся. А я не гедонист. Спишь на наковальне, укрываешься молотом. Когда время каркает, вороны поспешно прилетают - время воронов каркать спешит. Заспешил, закаркал как ворон. Вороны каркают, летая над временем, спешащим испуганно, чуют падаль. Время, вороном каркая, летит. "Время!" - вороны поспешно закаркали. Время слишком спешит - и вороны первыми недовольно закаркали. Среди раздрая, мути, боли, непогоды и карканья ворон, спешу в поисках вечного времени. "Где здесь самолет, что улетает на небеса?"
  "Морозного облака свежее яблоко" - мороз облаком, а свежесть яблоком...
  
  8янв. 96г.
  
  1. "Что мне делать, когда я умру,
   Ничего, кроме жизни не зная?"
  2. "Я бежал за мечтою
   И давно ослеплен мертвой вспышкой
   И немногого стою,
   Беглый раб, с сединой и одышкой".
  /Экстракт из подборки /не говоря уж обо всем журнале "Юность" 8, 95//
   1.
  Что мне делать, когда я умер?
  Что мне делать, когда я сейчас умру, а сил нет и есть сильные цепи? Молись же, молись...; не могу, гипнотизирует меня этот весело пыхтящий черный паровоз; сейчас подъедет и заберет меня с собой... Не бойся, не сходи с ума, не впадай в детство; восстань, робкий, и вмести в этот миг весь мир; смирись, недоверчивый, хотя бы сейчас отрешись от веры в суету, не семени - останови время и остановится поезд... Нет, я умер, я черный, мир черный... Наверное, надо умирать в экстазе - что же такое рай и счастье, если не экстаз? Говорят, есть семь небес. Какого неба достигнет твой экстаз? Там и будешь жить. /И у ада, вроде бы, семь кругов.../ Помню, как ходил на лыжах в далеком незнакомом месте - стоял прекрасный день... и мне показалось, что я уже в раю и я, не зная, что мне делать, всё старался опустить руки, дожидался спусков, чтоб вновь и вновь не стояло стены дела между мной и счастьем. А будь день мрачным, место скверным, настроение отвратным, мог бы и ад увидеть /видел, видел/ и тогда махал бы руками и ногами, ожесточенно пытаясь забыться. ...Т.е. выше и ниже жизни на том свете всё заселено, а вот если не знать ничего, кроме жизни, то как бы надо продолжить своё движение ровно и прямо, но там - и только там - пустота. Душе в пустоте хорошо, "нормально", ведь душа - это призрак, ничто и всё, но это будет уже не твоя душа, потому что там вообще не может быть твоего и моего; душа есть, а посмотреть на нее и увидеть ее некому. Если такую перспективу и можно вынести, то только стоику!
  "Что мне делать, ничего, кроме жизни и смерти, не зная?" Бог ответил: "творить, как и Я творил. Превращать дела в творчество". Христос ответил: "совершать поступки, как и Я их совершал. Превращать дело в поступок". И вот тебе сила, чтоб смог - Дух...
  "Мир мертв, а я еще жив" /перефразируя БГ - живой среди мертвых произвел фурор /кончится тем, что попадет в музей, мавзолей//. Что мне делать, когда я тоже умру, ничего, кроме этого мертвого мира не зная? ...Попал в весенний сад и тоже попытался зацвести. У кого бы спросить, как это делается. Все кругом ослепли, оглохли от радости; музыка до небес...
  "Не хочу умирать. Т.е. не боюсь, а просто мне там нечего делать; всё, что я знаю, здесь. И мне просто странна ваша настойчивость. Неужели нельзя жизнь не отравлять! ...Если я поднатужусь и придумаю продолжение, вы мне дадите отсрочку?! Делать поменьше, а планов иметь побольше - может, тогда не умрешь?!" ..."Теперь я узнал про полноту жизни, но я уже огрызок, теперь я узнал про легкость жизни, но я уже многотонный монумент, теперь я узнал про ее скромность... Что мне делать, чтобы спастись?"
  "В удивительное место я попал, странная страна. Что-то чудесное в здешнем воздухе, все дали такие упоительные, все предметы драгоценны как плоды, а все плоды тают во рту, не оставляя отходов, не имея ни житейской брони-кожуры, ни твердых семечек - сплошное непорочное зачатье... но что же мне делать здесь?!"
  "Рассуждаю я или это сон? Как покорно я имею мнения! Перед друзьями было б неудобно; да и перед всей общественностью... Свет может побороть тьму, а тьма побороть свет не может, был бы свет; спи спокойно, ты не умрешь, если не увидишь страшный сон".
  "Как мне быть в этой деловой среде - я ничего не умею, только жил, ничего, кроме жизни не знаю. А здесь ни жизни, ни смерти. Всё время ощущение, что мы уже в полете на другую планету. Или уже там. И все только делают серьезный деловой вид, а на самом деле также ошалели. ...Стать винтиком в механизме или иголкой в стоге сена и тогда не будет никаких вопросов: не важно, быть мне или нет, важно, что они есть и будут. А плохое настроение так же ничего не означает, как ничего не означает плохая погода.
  ...Ведь делаем же мы, сознательно делаем вещи, которые имеют строго ограниченный срок годности, которые отнюдь не уникальны, а серийны - чего же тогда мы для себя требуем? Творец, посмотри в зеркало, на своё творение! "Шедевр такого-то стал разрушаться" - это он сам на том свете стал разрушаться; пятьсот лет прошло, но пришло-таки время! "Шедевр такого-то пропал и не найден" - это он в космосе затерялся; выпал из Корабля... ...Сила - это жесткость; жесткого могут сломать, но и его обломки будут жесткими и сильными! Буду до последнего щетиниться как еж, геройский подвиг и на том свете совершу... Ну вот, впал в экстаз; говорю, ошалел от полета... Как я озлобился... Раскрути меня в одну сторону - со всеми обниматься полезу, раскрути в другую - всех загрызть готов. И главное, так смешно - ты что, забыл, что ты винтик и иголка: звякни, винтик по проводочку, кольни иголочка - и нечего тут первобытный строй вводить... Что-то в этот раз мрачно получилось; а ведь еще не долетел до дна; но сказанное слово не поймаешь, руби, не руби строки топором; просто снова превращу черное клеймо в зияющую рану, ну а раны можно залечить, можно зализать... Наверное, наши надеются и на том свете быть в большинстве и установить свои порядки. Мол, требуем выборов..."
  "Говори, что знаешь жизнь и окромя нее ни-ни и смерть не тронет, пропустит; проглотив, пропустит и выпустит". ...Задаем вопросы только в надежде на благоприятный ответ. "И я того же мнения; говорю его на свой лад - робко, зато интеллектуально задумчиво".
  "Итак, что мне делать, как мне быть, когда я умер? Давайте, по-деловому рассмотрим все невозможные варианты..."
  ...Успеть за жизнь узнать про смерть, чтоб знать, что делать, когда умрешь.
  
   2.
  Так хорошо мечтается в темноте, но включили электричество...
  "Мертвая вспышка" Антики, Возрождения Антики и всего, что из этого вышло, т.е. цивилизации /римско-американской/.
  
   Уважаемый Натан Маркович!
  Извиняюсь - если вы еще не забыли мои комментарии - что получилось непонятно; от поэтического настроения, наверное...
  Т.е. я, так сказать, "человек Достоевского" /романиста, а не публициста /но у него и в публицистике много психологии// и "человек Толстого" /публициста, а не романиста /но у него и романы публицистичны//, "экстремист" и путаник /экстремист прежде всего по отношению к путанице - и к тем искусствам и религиям, которые драпируют эту несомненно "объективную реальность"... Стою на том, что не должно быть границы между искусством /или религиями и т.п./ и жизнью - иначе эти духовные занятия становятся искусственными - и на том, что центром, нервом любой жизненной проблемы является вопрос о добре и зле... Написано на бумаге много - чемодан - но всё это не "искусство" /а во многом и просто сыро/: что-то вроде дневника с философическим уклоном; много публицизма, утопизма - сужу обо всём и обо всех - и о вас, как видите. Сейчас пробую и другие формы, уже более рассчитанные на людей - но рифма и сюжет /в отличие, например, от ритма и притчи/ вне поля моих интересов...
  
  7янв. 96г.
  
   Уважаемый Натан Маркович!
  Я навязчив /а в прошлый раз чуть ли не нотацию вам читал - простите, ради Бога/, но дело в том, что из вашего ответа - мне лестного /не отшили меня/ - я так и не понял главное: получили ли вы мои опусы, не письмо, а пакет. Конечно, там много бреда, но хотелось узнать мнение человека искушенного, а, главное, уважаемого мной...
  Настроение в ваших стихах, как старых, так и новых, крайне невеселое. Всё время томительная прострация...
  
   Уважаемый Натан Маркович!
  Конечно, мне надо было понимать, что для вас культура со всеми ее обрядами, законами и формами является религией, что именно она позволяет вам сохраняться как человеку. Ветхозаветная праведность - это, конечно, тоже праведность /хотя не отвечать на письма всё же нехорошо/, но должна ли вера, чувство подменять собой познание? Только диалектика взаимодействия веры и познания - путь к духовному росту /все религии напирают на веру - но почитайте Евангелие, посчитайте, сколько там говорится о вере и сколько о познании - поровну/. И еще: "кто не отдаст душу свою, тот потеряет ее" - надо понять, что до чужой души, хоть в стихах представленной, ровным счетом никому нет никакого дела - и это правильно, потому что, во-первых, у каждого есть своя огромная душа, а во-вторых, дело надо делать.
  
  
   __
  
  
   1. "Безумство форм"
  
   Пучится, пучится пузырь, неведомым духом распираемый - может, и духом безумия. Пучить форму начинает либо от избытка содержания, либо от его недостатка /т.е. от безумия/. Современный мир претендует на суперсодержание, суперрационализм, но супериррационализм тут как тут, всё слишком похоже на дурной сон, не только нам в этих раздутых формах комфортно и удобно, но и им тесно в нас. Нет этого нового содержания, которым можно было бы заполнить душу, распертую этими дутыми формами... То ли продукта очень много, то ли тот, который был, испортился и выделяет газы... Безумие всегда громадно, больше человека... Человек так мал, что если он куда-то идет, то это значит, что его кто-то ведет. А вести его может только тот, кто больше его... "Машина работает сама - мы только снаружи немного крутим ручки". Когда машина испортится, они не поймут в чем дело, не смогут ее починить /и тогда начнут говорить об "интуиции": "стану зверем и напрягу чутье"... и потом снова обезьяна-варвар начнет превращаться в человека современного/. Формализм и гениален и безумен... Растение - это /для человека, а не для скота/ почти пустая форма, ботва, промежуточная стадия, передаточный трубопровод... Тянем репку: "потянем за хвостик /за формы/, чтобы узнать, каково содержание глубин земли"... "Простимулируем начала, начав с конца - всё гениальное просто", но и безумие - это когда концы потеряли начала, сорвались с цепи начал... "Неоформившееся содержание" - трудно ему оформиться, прорасти среди камней "неосодержанившихся форм"! /ведь видно, как мы их чертили по линейке/... Праздник форм, одеяний - безумное веселье - и хлеб насущный содержания /но засох хлеб, превратился в "гранит науки"/ и наоборот: ботва повседневных формальностей и прекрасное яблоко познания добра и зла... Является плод формой или содержанием? - всё зависит от того, кто и с какого места будет смотреть!.. "Свобода" форм от содержания - что ж, безумству храбрых поем мы песню... Формально обезуметь не опасно /если только договориться о правилах "дорожного движения" - в той же политике - чтобы не было столкновений с другими "формалистами"/ - это безумие шумит и пучится вовне - внутри всё тихо, как в гробу, "тихое безумие": "марки клею, спорт мужиков в трусах смотрю..." Между безумием и пустотой мещанин выбирает последнее, а "пассионарий" первое - наполняя пустой зал "дискотеки" ужасными звуками. И вот конец: достаточно будет искры безумия, чтобы вспыхнула пустая ботва и "разгорелось пламя".
  "Встречают по одежке, а провожают по уму" - встречают по формам, а проводов не будет - одни встречи, никаких слез и сожалений", "расставанья не для нас"... Всё новые и новые встречи, всё новые и новые формы. Красота спасает мир, как гроб окраска... Им нетрудно намертво окраситься, чтоб была "вечно новой" данная красота, но, видимо, соседство с гробом сказывается еще как-то иначе - и всё "устаревает" /перепробовали все мыслимые длины юбок, но ниже пола и выше пояса не пойдешь: "мы в тупике! мы в мешке!" - а безумие гонит и мучительно хочется выйти за рамки./ ...БГ поет: "я на крыше форм" - и он очень рад, хотя его и трясет авангардная лихорадка. Радоваться - как это, впрочем, было и во все времена - удается только негодяям /"волкам и воронам"/ и поэтам. /Я как Высоцкий безумно без умолку вещаю: "вижу Трою, павшей в прах"!/ ...От прекрасного до ужасного /как и от гениальности до банальности!/ так же один шаг, как, например, от простоты до грубости. Впрочем, и между самыми далекими понятиями расстояние не больше двух-трех шагов. В нашем мире самолетов в любой точке можно побывать в течение суток, с одной, двумя посадками, дозаправками, пересадками... Ведь уже и дерево одновременно и ужасно и прекрасно. Т.е. нельзя отделить прекрасное от ужасного, радость от скорби и т.д.: дерево неслыханно прекрасно на фоне своего ужасного, в прекрасной борьбе с ужасным. Жизнь - это борьба противоположных начал: отделяя прекрасное, мы убиваем жизнь - получается только мраморная статуя, голое тело, нетленность которого меня так же пугает, как тленность трупа /вот сюжет великой картины, даже двух: 1/ Труп стоит рядом с античной статуей 2/ Статуя лежит рядом с трупом/. Голый Бог мертв, Он не будет ни творить, ни спасать, ни давать силу для творчества. Будут творить голые формы и спасаться в них - и не найдут спасения, оглядывая их с тоской: "как вы пусты, формы; вы словно хлеб, съеденный изнутри. Вы огромны и вмещаете много, но утешительно смотреть на вас снаружи, а не быть внутри вас - а снаружи уже места нет, вы всё заполонили. Так падите же горы форм на нас и укройте нас!""
   ..."Кто не берет креста ужасного, тот не имеет участи в прекрасном Царствии Небесном". ...Современному миру остается только объявить о построении - "в основном" - Царствия Небесного; мол, воля Твоя и на земле как на небе. Развитый социализм на Западе есть - остался только коммунизм /тот, где строем не ходят, а работают, иначе не работает ни одна машина, ни один конвейер /"а без конвейера и машины коммунизм невозможен, скажу вам по секрету; всё стоит не столько на новой породе человека, сколько на новой породе машин"//. Речь о навязывании потребностей и об изымании /"на пользу общества"/ способностей... "Дам всё - по потребности - если падши поклонишься мне - со всеми Твоими способностями"... Так что зачем закрашивать ужасное, лишать нас вдохновений единоборства с ним... То ли украшают жизнь, то ли маскируют минное поле... А они видят ужасное - но у других: ужасное бревно в глазу! Каждый самому себе дает по потребностям, отнимая у другого по способностям. ...Всё двоится и оттого так трудно понять, какое бы ты слово не употребил, о каком из двух значений идет речь. "Двое на одной постели - один берется, а другой оставляется". Есть, например, негодяи и есть грешники - первые оставляются, а вторые спасаются; тоже и с праведниками; тоже и с красотой и с ужасами. Объективное деление заслонило человеку субъективное, то, которое проходит внутри каждого понятия и каждого человека...
   ...Нет гармонии - эти формы словно пустые ведра на весах: накренили коромысло, потому что на другой стороне ничего нет. /Вот и выходит: "мало, да и то отнимется"/. Тоже и с содержанием без формы: наложил кучку, накренил весы, но это и всё /свалилась кучка с накрененных весов и слетело пустое ведро/. ...Содержание без формы тоже любит делать "небоскребные" заявки. Давят огромные формы и огромные идеи человека. "Небоскреб, мое Отечество, сколько в Нем лесов, полей и рек"... Не извиняйте большим формам низкий лоб, а высоколобым тщедушное тельце... ...Прекрасная королева ужасно машет ножкой и вращает задницей - "аэробика" называется... На эстраде те, кто в авангарде - и у них безумный блеск в глазах - куда они ведут нас, что проповедуют, пожирая микрофона младенческое тельце...
   /"Разноголосица" - "Чтоб стать равным многим"/
  
   2. "Проще и решительнее..."
  
   Проще, но не грубее, решительнее, но не агрессивнее. Как боксер высшего класса, который танцует на ринге с опущенными руками. Т.е. речь о свободе: сложности мира и наши нерешительности держат нас.
   "Просто решительнее" - всегда ищем оправдания своей неспособности подвизаться. "Ввяжемся в бой, а там посмотрим"; "не заботьтесь о завтрашнем дне". Забудь о всякой правильности и планомерности, запрягай коней привередливых и своевольных, которым запредел нужен: в пределах по определению нет свободы и всё старо как мир, всё суета /старая "вечно юная" Антика/. Гипертрофированное познание - это гипертрофированное бессилие /"а как это, ходить? а как это, начать?..."/ Сила проста, а слабость естественно порождает сложности - и начинаются вздохи: "мир непознаваем", и распирается гордостью хилая грудь: "но я-то кое-что, кусочек, всё же прояснил в своей докторской".
   ...Есть простота хлопанья ушами, а есть решительная простота... "Решительно придите ко Мне и Я успокою вас, сделаю вашу жизнь проще". ...Можно обойтись и одним словом, ведь в мое понятие "простоты" уже вложена "решительность" и наоборот... Всё зависит не только от слов, но и от говорящего: находящиеся в разных точках вкладывают в одно и то же слово разный смысл: своя простота и решительность у человека тонкого и своя у преступника или американца /причем и тонкий тонкому рознь, точно так же, как и американец американцу/ /но у каждого можно учиться своей простоте и решительности - и у злых можно учиться добру: ведь секреты силы одни и те же и у зла и у добра/.
   ..."Посмотрел сколько мог, а теперь ввяжемся в бой, чтобы досмотреть остальное. Настолько интересно увиденное предварительно, что ради того, чтобы узнать остальное, стоит войти во внутрь, в бой реальный. Он не многим труднее того боя, что велся с самим собой, в собственной душе, в пору ученичества - прав Суворов. "Начну писать - что-то брезжит - а там посмотрим. Начало как входной билет! /за него надо ведь было платить/"
   ...Всё же не только решительность помогает стать проще, но и наоборот: когда познал /тоже с помощью воли!/ так, что картина ясна, нетрудно действовать. Слепому можно посоветовать быть решительным в стремлении прозреть, но не в стремлении действовать. Простая решительность всегда должна опираться на решительную простоту "арены боевых действий" - насколько "всё непросто", настолько надо быть осторожным, решительно осторожным /"безвольно затрусил за другими смельчаками"/
   ...Проще - т.е. без гордости - решительнее - т.е. самоотверженно... "Решительно - не колеблясь, слов не тратя - задавил конкурента по простому - тушей /кучей подручных средств, находящейся в его власти/" - он тоже человек не гордый и себя он давно по своему отверг. /...Что говорить о других, которые не могут понять, если я не могу передать ...Если кто и поймет кое-что из того кое- чего, что я понял, так ведь он тоже ничего не сможет передать - ну, будет нас двое.../
  
  З. "Погружение в свой внутренний мир".
  
   Как будто внешний мир у каждого не свой. Т.е. и внутренний мир так же объективен, как и внешний, но отношение человека к объекту - внешнему ли, внутреннему ли - не может не быть субъективно. И именно в человеке эти два мира объединяются /нормальные люди не раздвоены/ и погружение во внутренний мир - это одновременно погружение в мир внешний и наоборот. ...Погружение - это проникновение сквозь формы к сути. Нагрузился и расслабился - и начал погружаться... Картины или словесная или музыкальная образность - всё это свидетельства того, что и во внешний мир можно погружаться. ..."Моя внутренняя жизнь и чужая внешняя" - и та и другая поверхностные, ведь погружение происходит от взаимодействия внешнего с внутренним. А раз поверхностные - то либо реактивные бюргеры, либо персонажи инфантильные, наивные. Первые /из обитающих в "своем внутреннем мире"/ становятся писателями и прочими культурными деятелями, а вторые читателями /для внешнего мира этот же расклад таков: бизнесмены и потребители /работают, уныло точа какие-нибудь болванки//
  
   4. "История расставит всё по своим местам"
  
   Как велика у людей вера в конец истории, в "коммунизм", в "тысячелетнее царство", причем наступающих вот-вот, уже завтра /у других тот же конец выглядит как Апокалипсис: "Ничего нам уже не понять и хоть бы поскорее всё это закончилось"/. ...У ученых ведь те же игры в бирюльки, "в бисер", что и у людей искусства. Учась на чужих ошибках, ты, скорее всего, только лишь придумываешь свои /которые на самом деле тоже давно известны - ведь и ошибки, на которых хочется учиться, ты выбираешь субъективно /не столько учишься, сколько оттеняешь ими свою субъективную правду/. Фарисеи, например, "учатся" на ошибках грешников - разве это мешает им наплодить собственных грехов...
  Отношение к фактам, что историческим, что современным так же проблематично, как и отношение к жизни в целом.
  
   5. "Товарищи по несчастью"
  
   ...Где счастье или горе, там и товарищество, братство. "Благополучная жизнь" лишена и счастья и горя, и братства.
  
   6. "Кесарево кесарю, а Божие Богу"
  
   А как же с "не можете служить 2-м господам"?
   "Вашего ничего нет: либо Божье, либо кесарево" - Богу платили монетой и обожествляли государство и кесаря.
  "Вроде бы сказал платить, но вроде бы противопоставил Бога кесарю".
  ...Спрашивавшие "платить или не платить кесарю?" тоже понимали, что нельзя служить 2-м господам, что если уж платить, то и служить.
  
   7. "Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир"
  
   "Дайте мне цель"... Могучий дух в пустыне, над водами... "Дайте мне заявить о себе и мир перевернется; дайте мне людей, на которых можно опереться". "Дайте мне зацепку и я переверну вас, поймаю на крючок". "Дайте мне точку опоры и я осяду на ней, сделаю ее своими домом и перестану носиться по миру со смутными зверскими мечтами". "Дайте мне точку опоры и я весь мир превращу в такую точку, заставлю поклоняться этой точке". "Перевернул вверх дном весь мир, чтобы найти точку опоры". "Дайте мне точку для жизни вне этого мира". "Всё есть, вот только начала, печки, от которой танцевать, нет". "Дайте мне яйцо и я высижу курицу, дайте мне зерно и я выращу дерево".
  
   8. "Конец - делу венец"
  
   Помнишь только конец, заслоняет он всё, будто венец. ...Венец - хороший для дела конец.
  
   9. "Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать".
  
   А многие вещи лучше не видать - только слышать о них: можно домысливать себе что-то чудесное. ...Видение ближе к участию, а слышание к мечте - не ценны слышание и видение, а ценны участие и мечта /которая есть воображаемое участие/
  
   10. "Плановое хозяйство"
  
   Э-э, где планы вместо хозяйства, с целое хозяйство планов, там, значит, дело совсем не клеится - мне это знакомо /я вообще живу по принципу "нарисую - буду жить" - в буквальном смысле/.
   Ввяжись сначала в бой, тогда и начинай планировать /если время будет!/. "Да будет воля не Моя, а Твоя - что Я буду планы строить". ...Когда исчезает цель, тогда начинают ее строить - планировать. ...Но пока есть надежда с одной стороны и пока мы не бессребреники, с другой - мы никак не можем не планировать, не одеваться в планы...
   ...Планы - занятие пророческое! кто может исполнять свои планы, тот может и по воде ходить!
   ...Кто планирует, тот самого дела не любит /так и с пророками: они вещали о гибели дел /дел, которых не за что было любить//.
   ...Хочется конечно жить планомерно, т.е. спокойно... Хочешь планом облегчить себе выполнение дела - они все трудны - но наоборот делаешь его невозможным.
  
   11. "Герой"
  
   За геройство медальки носят, а за глупость почему-то нет - не меньше было бы орденоносцев. А в общем, что - разве не искупают они свою глупость своей храбростью? вполне; гордиться только нечем.
  
   12. "Гений и злодейство несовместны"
  
   Речь не о гениях злодейства, а о гениях искусства... "Гений непорочен"! "Искусство - это царство доброты, Церковь"! "Ремесленник может быть злодеем, а артист - нет"! "Гений - это ремесло плюс доброта /а уж она-то точно со злодейством несовместна/".
  "Гений выше всякой грязи, он заведомо вне подозрений; если он и сделал что-то сомнительное, то это только оттого, что его гениальность в данном случае не поняли /точнее, не оценили - ибо гениальность нельзя понять/"
  
   13. "Поиски истины"
  
   Приходится пока соглашаться, что истина в поиске. Хотя это позиция не только крайне трудная, но и крайне удобная; он может весьма двусмысленно рыскать, говоря: "это я ищу". Так что надо искать и истинные поиски. И вообще, жизнь в режиме поисков уводит от той истины, что пребывает в покое. /Превратишься в типичного заядлого туриста - существо странного вида./
  
   14. "Высокие обманы"
  
   Поэзию называют высоким обманом, потому что претендуют на то, что летают, но всё остается в словах, да и те за деньги...
  Высокие обманы низкого ремесла: знают секреты устройства иллюзиона. Открыли, как легко симулировать высоту: "вопрос формы!"
  
  15. "Личность в истории"
  
   История нанимает подходящих личностей на все свои должности, открывающиеся вакансии... Стадо личностей в истории...
  Всегда нужны не только личности-вожди, но и личности-козлы отпущения, и нередки переквалификации именно вождей в таких козлов.
  "Человек - творец истории" /"кирпич - творец здания"!/. Не может быть материал истории ее творцом. Народ - это материал, а личность - это инструмент для работы с материалом.
  
  16. "Борьба за мир"
  
   Настолько вооружились, что сами испугались... Впрочем, они так усилились, таких настроили зданий, что только "ядерный удар" был бы чувствительным. ...Когда хлеб созревает, всегда наступает время жатвы. Могучим хлебам - могучий серп и молот... Обниматься надоело - тем более, что всё равно холодно - не пора ли разогреться?
  
  17. "Коридоры власти"
  
   Коридоры просителей у власти - которая вся в кабинетах за двойными дверями /плюс приемная с секретарем и охранником /охранник часто за кадром, но он быстро прилетит, если нужно//... Лабиринты интриг власти - по коридорам снуют носители информации о содержании интриги. ...Власть любит баню, потому что всегда застегнута на все крючки, закрыта в кабинетах на все запоры - а человеческое никому не чуждо, в том или ином виде, соответственно уровню своего развития.
  
   18. Еще о "предопределении и свободе воли"
  
   Люди путают свободу в выборе и свободу от выборов.
   ...И как всегда сон писательских разумов сопровождается порождением чудовищ масскультуры. Одни во сне свободны, другие - как чудовища... Все их романы с дурацкими придуманными фамилиями "персонажей" похожи на сон... Если выбор не труден или не важен, то это только имитация свободы выбора, подделка...
  ...Люди не стали сильны, они только завербовались к кому-то сильному. Кто же сильный строит этот чудовищный небоскребный мир... О другой жизни, с другими свободами, раб и слыхом не слыхивал. ...Объявить свое общество свободным - это то же самое, что объявить его благополучным /им еще осталось объявить себя счастливыми и летающими/ - в то же самое время, когда такой же "золотой век" был в Риме, пришел Христос распинаться за людей: "ибо гибнет ваш мир, не останется от него камня на камне".
  Тоже своего рода вечеря завета: "ешьте сей хлеб зрелищ и пейте сие вино развлечений! До скончания века да не отойдет библия Антики-Европы от уст ваших!" ...Христос был распят между небом и землей, чтобы тем проложить дорогу с небес на землю и с земли на небо - этой постоянной дороги раньше не было, всё совершалось чудесным, загадочным, сверхъестественным образом, с одной стороны, а с другой, сами избранные евреи были темными и воинственными скотоводами и ничем иным /еще и в Петре /не говоря уж о Моисее и других/ проявлялось это странное соседство: способность творить чудеса и элементарное малодушие, темнота/. ...Разврат и тогда сочетался с повышенной религиозностью: христиан в Риме считали безбожниками! /"проповедуют какого-то человека, которого объявили Богом!"/ /кстати, их считали вообще опасными для общества элементами, чуть ли не террористами - не случайно именно на них Нерон свалил поджог Рима /их считали и верхом разврата, чуть ли не содомитами и людоедами!// Развратно служили самим своим богам: мол, в этом особая сила, особая экспрессия. Опять же - красиво...
  
   19. "Золотая середина"
  
   По краям все стены, а в середине золото настольной лампы. ...В середине, внутри себя мы все золотые; да как свалишься на край, так трудно потом взобраться обратно. Зато на краю работать легко - а когда на середине, то все силы уходят на одно только поддержание равновесия /но равновесию ничего не нужно - поэтому оно может и не работать/
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"