Германия покорилась Наполеону так же, как она покорилась Гитлеру. /Интересно узнать мнение Гитлера о Наполеоне!/
"Монтолон - убийца Наполеона": как символично, что роялист незаметно убил его тело - ведь роялизм незаметно убил его дух.
И как надо изучать людей, с которыми вступаешь в отношения - не только визуально, но и на предмет их биографии. Человек - загадка, если не знаешь, что у него написано на спине.
Сент-Экзюпери - вот он, гуманизм.
Сент-Бев о Монтене - привлекательно он этого болтуна описал. Но это опять-таки гуманизм. ...Они - поэты, они - либералы, они всегда не внизу общественной лестницы. И что же, о человеке они судят отлично в пределах своей компетенции. "Трудно богатому войти в Царствие Божие, потому что ему легко быть либералом". Но и зачем им ещё что-то, кроме благонамеренности в век благополучия? Громы всегда гремят в стороне и только освежают воздух. /Они думают, что в тех местах гремят громы, потому что там нет либералов - а не наоборот!?/ Зачем мне пытаться их уценить - пусть от хорошей и сытной жизни, но ведь нечто благое они излучают? Оставь этих праведников и обратись к грешникам.
Сент-Бев о Паскале: Паскаль вышел за пределы гуманизма, но заболел, не справился /как и все французы, пытавшиеся сделать это - например, Рембо /и он тоже ожесточился и отчаялся/ /как и все немцы, пытавшиеся выйти за пределы своего рационализма /рационализм равен гуманизму?!/. ...Гуманизм - это и есть та "тактика, в которой прав Запад" и которая не заменит стратегии. Гуманизм - это те "мир и безопасность", которые всю человеческую историю подлежат внезапной гибели, ибо его идеи беспочвенны и иллюзорны /мир богатых - это мир иллюзий. Но во всяком случае они терпимы к Богу, как и к человеку! /они нетерпимы к экстремизму - и к Богу -экстремисту. Так убаюканные нетерпимы к резким движениям и звукам//. Это Христос без креста, без смерти /со страданиями, насколько они красивы и благородны!/ ...Новая эра будет эрой стратегий. А в тактиках наступит такое изобилие, какое наступило в материальном уже после материальной эры
Итак, Европа останется гуманистичной /не зря говорят, что там все вежливы, улыбчивы/ и рациональной /не зря говорят, что там все практично и на деньгах/, как Антика осталась античной - это не умысел, а предначертание.
Гете: "Классикой я называю здоровье, а романтикой больное" - ну как можно ограничиваться подобным утверждением! Романтики ищут не хватающее, а классики отбрасывают лишнее. Классики видят красоту в позе, а романтики в жесте. Причем, и романтики классичны /иначе бы их не назвали "искусством"/ и классики романтичны /иначе это был бы камень, да и только. ...Классики - это хроническая болезнь /вроде подагры!/, а романтика - острая. Классика - это общественный пафос, а романтика - личный.
__
Я плохо представляю себе и Андрея Болконского, и Пьера Безухова, и Наташу Ростову. Т.е. у него первостепенные герои идейны и тематичны, а второстепенные типажны и фрагментарны - все правильно, рационально и позитивно, но нет аромата /он в душевных случайностях, путанице - как у Достоевского/.
__
Надо для того создать прекрасный мир, чтобы не так соблазнительна была прекрасная женщина! /создать, отталкиваясь от неё, как от модели /вспомни пристрастие художников//.
Я нервничаю, желая поклониться солнцу в ответ на его поклон. Природа - храм, когда в ней присутствует священник - солнце. Я нервничаю в храме, не зная в нем своего законного места: "храм слишком прекрасен, я слишком плох - места в нем у меня может и не быть". Милосердие Бога бесконечно и солнце греет меня, а я медлю с ответом, я запутался, я нечист и смутен и не в силах отразить этот свет. Он светит мне в долг - и я уже в кабале.
/Хватит на сегодня - со стройки несутся такие звуки, что кажется, будто этому дому сверлят зубы./
"Вовка, если бы голову надо было привинчивать, то ты бы давно её потерял, а я бы резьбу сорвал!" /и он бы ходил с призрачном лицом, а я бы свою голову какими-то самодельными способами закреплял. А у многих резьба бы заржавела от малой поворотливости/.
Снова: всего сильнее ощущаешь себя и свою особость в местах наиболее уединенных. Поэтому-то мне вспоминаются те глухие садики на задворках и темные улицы детства /например, когда ходил в баню/. ...Да нет, чего выдумывать: только глухое, странное и заброшенное в себе открываешь в таких местах, а не себя вообще. Но другие же не открыли...
__
Коммунисты: справедливость, но без собственности; фашисты: собственность, но без справедливости.
...И пока добро устраивает фальшивую показуху на своем пункте, зло вволю тешится на своем.
__
Снова: милостыню не может давать человек, который в мучении делает дела свои. По сути, всякий такой человек сам нуждается в милостыни, т.е. в помощи /всякий, не дающий милостыни, нуждается в милостыни!/
И надо отличать истинных нищих от показных точно так же, как надо отличать истинных праведников от лицемеров и профессионалов.
Снова: в конце концов, всё определяется тем, сколько во внутреннем составе твоем будет элементов драгоценных и благодатных и сколько изъянов и ядов. Надо не требовать невозможного от своего состава, а улучшать его. Но улучшается он через дело и действие. Поступить лучше, чем ты есть, значит, перевести какие-то хорошие элементы из потенциального состояния в реальное. И надо делать свою работу многоступенчатой с тем, чтобы разделить это потребное сверхусилие на несколько подъемных и посильных частей...
__
Человек может быть в знакомстве только с ограниченным числом людей - больше которого ему их не переварить. И вот я отказался от реальных знакомств с тем, чтобы близко познакомиться со всеми моими писателями и поэтами...
__
Я несравненно чаще изменяю своему распорядку дня - например, засиживаюсь допоздна - например, из-за ТВ, чем из-за своего вдохновения. Как говорится, этим всё сказано.
__
"Страх Господень", которым переполнена Библия - по сути, речь идет о чувстве ответственности перед Богом, это призыв к мобилизации и серьезному отношению к жизни.
И речь об ощущении близости Бога: когда кто-то грозный далеко, тогда испытываешь не страх, а беспокойство.
Хотя все же ситуация парадоксальна: они открыли Бога, но это не раскрепостило, а сковало их. Так со всякой силой: начинаясь революционно и прогрессивно она, занимая господствующие позиции в обществе, эволюционирует к консерватизму /у БГ этот процесс отчетлив/.
__
Комментарий к Цою:
Он целен, но узок /т.е. монотонен /он загипнотизировал сам себя, потому и заснул в автомобиле!//. Как и многие рокеры, он помешан на "нужно сделать шаг".
Их тусовочность естественна: они люди массы в незнакомой для масс сфере искусства: "в куче не так страшно". Это самодеятельность самого народа.
Восток монотонен и будничен, фантастичен и жесток к женщинам и т.д. и делает искусство так же естественно, как дышит. Восток есть родина именно народной мудрости, родина всех универсальных архетипов.
Цой - элементарная посюсторонность текстов и элементарная потусторонность тона. В текстах всё больше про погоду. Про то как он любит лето и солнце /и ночь!/. Цой - это кореец в миазмах петербургского климата, кореец, попавший в загробный мир! /В какой простоте нет неслыханно великих истин.../
Ему были впору стадионы, потому что в нем был дух абсолютизма Поднебесной. Он, клоп, полностью растворился в своем деле и в своем величии, и ему нечего было дрожать коленками. Романтизм и гордость - это две стороны одной медали. Когда нет тепла, порыв в высоту как бы окаменевает - и получается гора гордости. Русские слишком широки для того, чтобы иметь пробивную силу - нет сконцентрированности. Восточных людей заносит либо очень высоко, либо они живут очень низко.
Я хочу проникнуться такой же спонтанностью... - хотя это ведь она всё время была разбиваема регулярными войсками во времена крестьянских восстаний. Романная проза - хоть Толстой, хоть Достоевский! - в сравнении с такой песенной поэзией - это всё равно, что лук и стрелы перед ужасной реактивной стрельбой. Т.е. этот рок - это действительно нечто небывалое. Новый дикий зверь, новые варвары. В древнеримские времена нашествия тоже были периодичны, а не непрерывны. Т.е. сейчас снова рока нет - ибо наступает период консервативный /во времена бушевания рока консерватизм зарождался в таких же подпольях, в каких зарождался сам рок к концам консервативных периодов/.
Рок /или поэзия Маяковского.../ существует только вместе с тусовкой и только как самодеятельность самого низа - когда это нечто большее /"лучшее"!/, то это фабрика, мещанство, китч, инерция, коммерция и попса.
...О комментариях к БГ, которыми я ещё весной гордился, теперь думаю чуть ли не с ужасом: "породил трясину!" Всё время промахиваюсь в стрельбе по миражам в пустыне. А что сейчас я написал про Цоя? - ведь когда читал его тексты, мои ощущения были иными! Может, выдолбил русло и, какую воду ни лей, всё равно она потечет одинаково. Либо новая жизнь, когда всё сначала, либо этот ускоряющийся, постоянно растущий ком ошибок и "сумбура вместо музыки".
...У мещан раковины понимания и творчества, раковины слуха, зрения и нюха - закрыты. А у тех певцов они распахнуты - и они оглушены "шумом и яростью" нового мира и их несет без руля и ветрил, как торпеды. Их вжиканье слишком быстро и неразборчиво. А у меня эти раковины едва открыты - но, может быть, это подобно паруснику на ветру.... /Так и вижу, как у этих людей их раковины закрыты и всё гладко и кругло - и катятся мячи функционерства - и так их хочется пинуть!/
...Высоцкий - вечный эталон народа, а БГ - вечный эталон умников /т.е. он вышел из среды народа и прошел половину пути к умникам, а Высоцкий вышел от интеллигентов и прошел половину пути до народа - поэтому они как послание/.
...Нищета духа - это структура бойца, самурая, а государству требуются мещане, срам нищеты которых прикрыт тряпочками...
В салоне узнать число убитых - это не то же самое, что непосредственно убивать или видеть кровь, или быть убитым.
...Читал о Петре Первом по Ключевскому: пьяный слесарь. И какая доморощенность и нелепость. Был в Англии на верфи и не заметил, что верфь-то частная. ...Да нет, заметил; и ощущал он себя чуть ли не президентом; и был бережлив, и от пьянства хотел избавиться, и жесток бывал или на словах, или по неразумию /когда народ морил на стройках/. Свободы не давал и даже несвободу под предлогом движения к "светлому будущему" намного увеличил. Собственности не давал...
...Гибельный "Серебряный век" соблазнил страну кинуться в пропасть, а сам смылся на Запад, где культуре и место.
...Среди царей всех народов, наверное, было уйма всяких диковинных персонажей: ведь "должность" с ума сводящая и какой фрукт уродится, тот и царствует /впрочем, уже бывало, что и выбирали сумасшедших - и даже чаще, чем можно предположить /а всё оттого, что и сами эти выборы есть сумасшедшее дело! Огромный народ выбирает одного человечка: сумасшедшему легче выделиться, привлечь к себе внимание. ...То славянофильский гроб, то западническая, но тоже чисто русская, рубка дров. Ключевский: "в 17-м веке сначала был ряд самозванцев, действовавших как старые цари, а затем были законные цари, действовавшие как иностранцы и самозванцы".
Должна быть триада "парламент-царь-советники": советники предлагают, царь рассматривает, парламент принимает. У законодателей в этой триаде вся власть, но они не вмешиваются в жизнь, а у "исполнительной власти" задачи узкие и специфические, хотя они и вмешиваются в жизнь. Советники - это служба при царе, а парламент - это служба при народе. И выбираются советники не царем, а всеми умниками. По сути, царь будет посредником между советниками и парламентом, т.е. между умниками и народом. Царь переизбирается, когда переизбираются советники и парламент: новый состав умников избирает из своих рядов кандидата, которого либо утверждает, либо отвергает парламент /изобретаю велосипед: например политбюро выдвигало кандидата в генсеки, которого утверждало ЦК/.
__
"День поэзии. Ленинград" 1988г. Приличные поэты: Сергей Вольф, Вячеслав Лейкин, Леонид Нестеров, Адриан Протопопов, Светлана Вишневская, Леонид Замятнин, Виктор Ширали, Людмила Барбас, Майя Борисова, Раиса Вдовина, Ася Векслер, Григорий Глозман, Яков Гордин, Леон Гроховский, Владимир Дроздов, Анатолий Краснов, Виктор Максимов, Галина Новицкая, Эмильда Паткуль, Нонна Слепакова, Олег Тарутин, Геннадий Угренинов, Олег Юрков, Юрий Логинов! /чувствовал себя профессором, принимающим экзамен у студентов, и чувствовал себя на своем месте, хотя и не знаю, как писать в рифму/.
Среди художников наверняка таких, как Д. и Х. не меньше.
Многие лучшие поэты стараются быть прозаиками в стихах, чтобы не впасть в ложный пафос, характерный для плохих поэтов. Окультуривают и укорачивают его - не хотят пугать себя и публику!
Быть поэтом - это значит, быть ангелом здесь, на земле и жить с переполненным, иррационально проливающимся сердцем. Но труд поэта, думаю, напротив весьма черен и рационален: подбирают слова, компонуют первоначальные обрывки...
Если это не реализм или авангардные корчи, есть либо проза-поэзия, либо проза-философия. Поэзия накладывается на антипоэзию жизни и получается проза! Толстой и Достоевский - это прозаики-философы, а Чиладзе - это прозаик-поэт.
Мир утонул в словах, в исписанной бумаге и теперь это надолго недейственно. Не утонули только карьеристы /они ходят не по воде, а по утопленникам, которыми вода набита!/ А неплохих в том море много. Начинаю новый отсчет веков, но да воскреснут эти утопленники хотя бы в каком-то будущем 20 веке! ...Может, когда-нибудь тоже попробую поэзию делать. Или останусь профессором или стану организатором "Дома истинных поэтов" /по аналогии с Ван Гогом/.
...Настоящие не могут не смыслить ничего в чем бы то ни было, но они могут смыслить мало, не имея опыта. Экономия времени сейчас стало очень важным моментом. Отбрасываю "муру", отказываюсь от обязательности плодов /"штук"/...
...Я продвигаюсь /этот проходной сентябрь несравненно более плодовит и силен, чем, например, сентябрь 91г., т.е. сентябрь "начала"/ и буду продвигаться - вот только писать об этом больше не буду.
...Вот вновь запылала душа как костер и хорошо бы, пока он не погас, поставить сверху черный прокопченный котелок и сварить похлебку, но я сижу как оглушенный. Я сгораю, я - дрова в том костре. Уже поздно прилаживать котелок, который еще надо искать...
__
Слово "империя" /несмотря на "империализм"/ по-прежнему привлекательно для людей. Империя всегда зла /"империя зла" - это почти тавтология/, но блеск пленяет зрителя, которого зло не касается.
Русские коллективисты, но сколько в русском коллективизме русского алкоголизма?!
__
Творить можно либо в одиночестве, либо в церкви - напрасны старания, если ты находишься среди людей, не составляющих с тобой церкви.
Авангард: типовой групповой фотопортрет, но лица у всех странные: такие гримасы делают наедине с собой, когда не скрывают своих тайных чувств.
Распространение рока и т.п. - это западное культурное влияние на мир или же влияние варварства?!
Иконы родственны советским плакатам с изображением воина или рабочего!
Нашей толпе рабов трудно бороться с регулярными и раскрепощенными отрядами Запада, но не раз вязли эти отряды как в болоте, потому что им нужны регулярные дороги и прочая "инфраструктура".
На Западе церкви были отъединены от государства и объединены Римом /или каким-нибудь Всемирным Советом Церквей/ - поэтому они были достаточно сильны для того, чтобы конкурировать с государством - образуя ситуацию двоевластия - а это и есть ситуация свободы для простых людей, которые находятся между ними. Собственно, у них весь прогресс идет между этими полюсами, в этой зоне свободы: в культуре, технике и т.д. В гос.устройстве и религиях нет прогресса, есть только уступки этому усилившемуся свободному человеку. /Разрешат краситься, молиться сидя и т.д., но не позволят самоуправление и антидогматизм./
На Востоке же всё едино /церковь - придаток государства, но само государство идеологично и "церковно"/ и очень трудно сдвинуть такую махину /отсюда и революции - толчки махины - и вечный консерватизм/. Но, конечно, целостность есть необходимое условие истинности. Т.е. Запад движется, но в заведомо второстепенных сферах, заведомо не в поисках истины и гармонии, а Восток копит потенциал понимания самой истинности и истинного движения /методом изуверских проб и ужасных ошибок - но и движение Запада приводит к ужасным последствиям, отравлению и людей и природы/. Запад - это Гитлер и миссионеры, а Восток - это Сталин и богоискательство! Миссионерство арийцев и богоискательство за железным занавесом собственной души. ...Общество - это понятие западное, зато понятие человека и Бога - это Восток.
__
Путь индусов от Вед через буддизм к индуизму очень напоминает движение от Ветхого Завета через христианство к национальным религиям. Собственно, и внутри самого ветхозаветного времени было такое же движение: сначала получение Завета, затем период Давида, Соломона и пророков, который подобен христианству /и предвозвещает о Христе/ и наконец иудаизм, национальная религия /не хотели нести крест, так понесли труп!/. Буддизм и христианство - это две стороны одной медали?! Восток, конечно, выбрал обращение внутрь себя и самосовершенствование. Запад выбрал Христа, потому что он был гол как сокол, а у Востока уже были Будда и др. /у Запада были Сенека и Марк Аврелий, но это для "умников"/. Запад заслонил истинного Христа ложным папой и ложным Лютером, а Восток своего не совсем истинного Будду никем не заслонил?!
__
Погрузился в Тойнби /чванство западное и мякина, но есть и очевидные вещи/ и особенно в примечания к нему /лучше бы, конечно, почитать нормальные учебники по истории /но есть ли хорошие учебники - с картами, с обобщениями и сравнениями, не с перечнем дат и имен, а о судьбе народов и цивилизаций, о эпохах и местностях//.
...Я уверен, что в будущем мире самые обычные люди смогут обладать универсальными знаниями, полным их кругом. Потому что будут ясные книги - эти путаные уйдут.
__
Иду, отключившись, не просто безразличным, а построенным в храм и, думаю, такая тихость не менее вызывающа и так же бросается в глаза, как обычный шум распоясавшихся. "Сразу видно, что он внутри шумит". /Но опять подумал, что этот вызов здесь не приемлем: Россия - это место казарм и избушек-клетушек, а Запад - это антихрам...
Отрешаясь, находишь себя - и в этом состоянии можно жить всю жизнь.
Когда душа человека чем-то обладает /и он становится собственником!/, то начинается неравенство, обязательность и проблематичность. ...Хорошо бы пожить в лесу /около дачи/ в следующем году - ведь тут удобно, как в кабинете /которого у меня нет!/.
И вот в таких-то размышлениях я провел день в лесу, считая этот день чудным. Мое здоровье оставило меня, я стал как сухое дерево. Но это естественно, что нервы ноют при духовном труде так же, как тело при труде физическом...
Духовный север, душевная "средняя полоса" и физический юг. Мы так же сильны в духовном, как негры в физическом.
...Синонимом слова "спешить" является слово "душить".
С дачи ехал домой и шум машин, наверное, стирал то хорошее, что отложилось в памяти от леса. И темнота стирала факт пребывания дня на земле. В трамвае стояли ярко освещенные фигуры, вне его мчались машины, по странным прихотям своим и причинам исчезая то спереди, то сзади. Огней там тоже было много - одни из них перемещались, а другие были неподвижны. В стекле трамвая отражались фигуры, в стеклах машин отражался трамвай. Всего этого было слишком много и всё было слишком однообразно, назойливо и непонятно. То ли я был в аквариуме, то ли они. От света, которым распирало трамвай, мне стало дурно, и я сидел с головой, повернутой набок, в темноту машин, где сидели, наверное, другие люди...
Как описать этот свет... Конец сентября, конец светового дня, солнце - призрак между темными елями и бледными облаками. Лес усыпан сухой коричневой листвой; сосны, подлесок... - и вот падает несколько светлых пятен. Я, словно вспоминая некий сон, иду туда, подставляю лицо, закрывая глаза и желая к чему-то прислониться и как-то забыться. Все сосны были рогатые... Они были темные, а я и листва светлые. Моя лицо и моя бледность были выбелены и высветлены. От слабости я едва стоял на ногах, и сладко было мучаться невозможностью вспомнить то, где я видел этот свет...
А затем выбежали две собаки, но одна из них была какой-то волчьей масти и я испугался и бросил свет, и поехал прочь на велосипеде, хотя уже видел, что это не волк, а овчарка, но свет, казалось, везде был таким же чудным, его даже стало больше...
Подходя к дому, мысленно, как безумный или бездомный, примерялся к тому, нельзя ли найти убежище в недостроенном доме, а когда одернул себя, то с тоской и испугом подумал о том, что может быть снова придется грязной метлой мести грязные улицы или вахтером сидеть в склепах контор, пытаясь жить среди антижизни. "Уж лучше на кладбище".
Только встал, а уже чувствую, что далек от покоя и гармонии. Беспрестанно, в каждое мгновение всех наших дней нас что-то мнет и корежит - стоит ли удивляться тому, что живем так недолго. Мы все провинциалы идеальной страны, столицы которой не знаем. Наш образ жизни, наверное, представляется ничтожным и странным в том новом Иерусалиме. Так что ты пророк Ветошка, вождь Ветошь. Бесконечны эпохи Выживания, пока длятся эры Суеты. Нужны усилия сильные и нужны усилия тонкие /слабые!/ - и перестанет разрушаться Розовая Амфора и проявится Великая Столица прямо на том месте, где ты живешь, все ещё теряя время.
/Эти тексты несовершенны - но их всё-таки надо писать, чтобы мог свершиться переход к иному, к новой жизни /эту я закончил/./