Вот момент, когда все трое стоим почти без занятий и растворяемся в тихом зимнем вечере и в ярко освещенных комнатах. Прислушался, замерев, к тишине и услышал еле слышный шелест жизни. Куда течешь ты, тихая, тайная, вроде бы неподвижная, вечно затаптываемая. Куда-то ведь течет, можно не сомневаться... Точки стояния накануне исчезновения в скорости изменений и превращений. Точки сознания накануне сна бесконечных, рабочих, стереотипных движений.
/Это мне напомнило о Брохе./
/Комментарий 94: Вечер проник в ярко освещенную комнату, где мы совершали стереотипные движения, словно загипнотизированные этим светом; словно играя одну бесконечную пьесу. ...И я не переступил через долг /тогда терзания и сомнения всё равно заслонили бы тишину/, оставив вечность мигом.
...Тихость и слабость выздоравливающего /не беспрестанны рецидивы/. Слабо верю и слабо хочу, когда не заморочен механическими перипетиями. Ведь так или иначе, правая рука сознания не должна знать что делает левая рука реальности. ...Перипетийные книги и живопись - они оглушают больных, парализуют их окончательно. И теперь отнять у них книги - это значит, убить их. Вошел в книжные /и киношные/ сюжеты, в тщеславие мечтаний, а не действий /мечты никогда не сбываются - если это не детские мечты, которые выпадают как молочные зубы /. А возврата, как и у всех наркоманов, нет: ведь в книгах тепло, спокойно. "Ломки" не преодолеть. Т.е. чтение книг /и кино/ - это признак конца эпохи. Интеллигенция читает книги с конца прошлого века... Получается, что тогда, когда появляется интеллигенция, тогда появляются и варвары; когда появляется группы бугаев, у которых мозги лоботомированы, появляется и группа чтецов /тоже своеобразная лоботомия!/. Жизнь - это и не действие, и не книга, это взаимодействие с ближними /когда человек слаб, его ближними являются только родственники, как у меня/. ...Я читаю книги, потому что я иду от книг к жизни. Но не получается, потому что надо и от действия идти к ней /учиться у бугаев?!/. Правая рука и должна быть сильнее, но у меня разница в силе чрезмерна и нельзя действовать ловко./
__
Толстой отказался от своих романов и стал искать истину, может быть, по причине ознакомления с романами Достоевского. Прорвалось, нашло выход то, что всегда его мучило.
Для меня только сами писатели интересны как персонажи. Нельзя выдумать человека удовлетворительно. Это всё, наверное, от кукол пошло! Вместо того, чтобы воспитывать собственных детей они воспитывают собственных персонажей.
/К. 94: Полжизни, проведенных в пути Толстому и не хватило на вторую половину, сторону открытой им планеты.
При всей ревности по истине, у человека всё же остаются и другие самолюбия - иначе бы он был ангел и великан.
Я почти не игрался с игрушками /их почти и не было/ и не игрался на улице /всё заменил футбол и хоккей/ - может, поэтому у меня не развито сюжетное, театральное воображение?!
...Многие дети весьма пренеприятны, особенно как раз из заумных игрунов.
Всякий существенный персонаж - это иллюзия автора, что он поймал себя. /Всякий персонаж - это иллюзия автора, что он замаскировал себя!//
__
Сегодня одно, завтра другое. Ремонт делал 10 дней и только вчера кончил, а уж ничего не помню. Вечно я увлечен до того, что кажется что кругом не пустой воздух, а плотная вода - что я плыву под водой, с трудом ориентируясь и кувыркаясь.
/К. 94: Но через искусство я окружен близкими людьми, а через Евангелие я вижу Христа. /Христос же и открыл кто мой ближний, кто действительно тепл /пытаясь быть горячим в себе/.
Не устаю удивляться: насколько искаженную картину мы видим в табели о рангах в этой самой сфере искусства. Собственно, и саму Библию эта халтура совершенно затмила. Народ вообще глух, ему слон на ухо наступил. Рабам ничего не нужно знать о жизни, о ширине мира. ...Книга - это идеология, а где идеология, там государство; книга - это вещь, а где товар и деньги, там реклама и конкуренция. Т.е. и текст, и автор оказываются в окружении, составленном из драконов-чиновников, крокодилов-бизнесменов и лягушек-критиков и редакторов. Толстой попробовал слона с уха сдвинуть, но слон сказал "не надо" и проклял Толстого.
...Человеку не достичь истины, как не увидеть сразу всю поверхность шара?! Даже солнце не способно осветить сразу всё. Т.е. пока существуют координаты времени и пространства, существует и субъективность. Жизнь - это то, по чему передвигаются только с ближними знаниями и с ощущениями только от окружающего тебя в данном месте. Мой интерес к истории и географии - это интерес к преодолению времени и пространства! ...Может, и всю жизнь буду ехать, будет только прогресс, а не гармония. ...Гармония наступит, когда потянет к ней, когда надоест прогресс и смена видов. "Не молод уж, чтоб кувыркаться".
Христос - это та наживка /"жертва"/, с помощью которой Бог поймал дьявола на крючок. Дьявол посчитал, что справится и с этой добычей. Но Христу не сладко было, как Ионе, сходить в преисподнюю дьявольского чрева /где огнь пылающий дьявольского пищеварения не смог повредить Ему, как и Сидраху, Мисаху, Авденаго/. /Поедая плоды, мы приносим их, прекрасных, в жертву дьяволу, который в нас, нашему чреву. ...Они по соседству: Христос в душе, а дьявол в чреве. А Бог и Дух в голове, а дьявол и дух похоти в сраме./
__
Слова - это только дополнение к тому, что каждую секунду говорит твой образ, весь твой вид, пребывающий в уверенных и гармоничных движениях.
/...А Мышкин всё "восклицает, умоляет, дрожа"./
...Всё равно всё остается загадкой - так что могу жить как и не писавший среди читавших. А проясняется только то, что сила и чему не страшно явиться в мир.
...У Достоевского постоянно духовная пьянка, разбережение себя. У меня тоже, но у него вино слишком сивушное и я не истязаю себя, а просто умираю.
Иногда персонажи у него словно с похмелья: бледные, тихие, двигающиеся со стиснутыми зубами. ...У него катастрофическое мышление /"долго запрягают, но быстро едут"/.
Случайно листнул Ницше: "ба, да он всего-навсего заурядный натуралист, наследник "великого" Золя". Натурализм - это разложение материи. Стоит остановить жизнь - чтобы "рассмотреть ее вид" - как она тут же начинает разлагаться. ...Заземленные люди как заземленные молнии.
Не думаю о публикациях как о реальности - посылаю, потому что это нетрудно и впрок хоть сколько-то прояснит ситуацию. Странно вывешивать зазывные таблички у дремучего монотонного леса, нелепо пытаться продавать его /тем более, по частям/. Мои писания - это природное, а не культурное явление, это и лес, и река, и поле, и болото, и дождь, и солнце, и узкая тропа...
Достоевский - это духовный солдат, который пьет духовное вино, чтобы решительней подвизаться; а подвизается он, чтобы стать духовным генералом /другом Победоносцева!/. Солдатчина - это разновидность мещанства, не тихая, а буйная! Перо - штык, журналы - поле битвы, романная форма - это правила ведения боевых действий. В нем преобладало не преклонение перед непознанной частью истины, а служение-война на стороне истины познанной. Толстой у него это перенял, пытаясь убежать от суеты и мороки, преодолеть которые у него не было сил. Они воевали с обществом, мечтая об обществе лучшем, но воевали по его правилам, т.е. и воюя утверждали его. Они верили в возможность благородных "Отечественных" войн в рамках этого общества.
Пессимизмы крайнего натурализма /когда много видят, но ничего не чувствуют и потому сливаются с видимым на его территории, а не в своей собственной душе/ и оптимизмы крайнего инфантилизма /когда ничего не чувствуя, еще избавляют себя и от труда что-то видеть/. ...Французы все сочные натуралисты, они все потомки Рабле и Тартарена. А кто избавляется от плотоядности /как Паскаль или Гюго, или Камю/, тому нечем было ее заменить и он становился бесплотным, "экзистенциальным"! /Что-то у меня всё перепуталось: ведь сочный натурализм оптимистичен, а худосочная экзистенция мрачна./
...Люди, заземлив свои молнии и преобразовав их энергии, стреляют ими обратно через свои орудия и ружья./
__
Писания, все "занятия" - это само собой разумеющиеся следствия духовного, медитативного состояния. Будь таковым и во всем остальном можешь жить как птица небесная, без забот.
Моя сила пробилась на простор сквозь пытавшиеся ее ослабить, извести многотрудные редуты. /Сила - это, конечно, и отсутствие жалости./
Снова: все они ведут себя в духовном мире как первобытные люди или марсиане: потребительски, истерично, волюнтаристски. Как впавшие в детство. А это реальный мир, с точно такими же многочисленными параметрами, требующими безусловного подчинения себе, как и мир материальный. О штурмах, преобразованиях этой "природы" не может быть и речи. И если ты туристом выехал до ближайшей лужайки - которую испохабил - то не мни себя знатоком природы: всё у тебя магазинное, ничего ты не вырастил.
Всё больше нахожу себя, укореняюсь в роли комментатора всего и вся. ...Вперед пойду верно и задом наперед, если позади будет всё верно осмыслено!
/К. 94: ...На Западе, наверное, сильны тенденции и к экологии духа? И как с природой у них хорошо, так и с духом? ...Природа огорожена, как огорожены зоопарки - а всё остальное пространство это бесприродный, бездуховный ад. Где ездят машины, там не должны ходить люди - теперь это моё убеждение. Живут среди машин, а в отпуск ездят /на машине!/ в какие-нибудь далекие страны, где еще не всё разорили /или на морской берег - вдоль кромки суши песок еще сохранился/./
__
Духовное как соль - сама по себе она несъедобна, но именно в ней секрет вкуса. У них немного соли - только на один романный суп - а у меня много - каждый может досолить свою жизнь.
/К. 94: Материальное - гарнир, душевное - соус, духовное - соль. У них гарнир с соусом без соли. Отсутствие соли может не заметить только тот, кто никогда не знал о ней./
__
Лучше всего не считать себя никем: ни "пророком", ни "уединенным художником" - только в этом случае получится что-то действительно оригинальное. Строить дом без чертежа, а то и видишь не дома, а одну геометрию.
/К. 94: Строить дом, начертив лишь с "десять заповедей" - остальное пусть будет вольным творчеством "от руки". "Профессионализм" закрывает возможности братства. И пусть пьяный мир не упрекает нас в нетрезвости: мы пьем новое вино в Царстве Отца нашего!/
__
Взялся за Чехова и с первой строчки стало ясно то, что раньше понять было не под силу: это переход от реализма к декадентству.
/Революция как апогей декадентства, апогей бесцельности - одно упоение "процессом"./
А Тургенев - это переход от романтизма к реализму. Романтизм и декадентство - это два склона у пика реализма.
Чехов - это глава всей мелкоты, глава поколения Гулливеров среди лилипутов... Он мог бы с таким же успехом заниматься чем угодно /он и занимался - медициной/. Философия у них оформляется уже задним числом, причем только для вида. ...Интеллигент - это человек, склонный к психопатии, он смирный, если только его школить. /Так сегодняшние пинают "шестидесятников"./
...С одной стороны, функционирование, где всё ясно, но узко, а с другой, времяпровождение, где всё широко, но неясно - сейчас функционирование стремится стать легким времяпровождением, а то в свою очередь - функционированием, с преодолением трудностей /"туризм" и т.п./.
Понравилось только два рассказа: "В овраге" и "Мужики". Все его любови - это какая-то тянучка, слабительное.
Чехов легко писал, потому что уже была потеряна жесткая и мучительная связь с реальностью и всех забот было: стиль. Он превратил реальность в условность. Унылый, сентиментальный, он уже заранее грустен. А когда он рассуждал, у него, наверное, бывал легкий жар с головокружением.
Неженатый, сентиментально мечтал о прекрасной любви, взывал со вздохом: "Мисюсь, где ты". И наверняка, что искал, то и получил.
__
Сейчас уже ясно, что СНГ оказалась Г и ясно, что надо бы и без Украины - которая никуда со своим гонором не денется /гонору нужны внимающие, а не будет их - не будет и гонора/ - опять осуществлять горбачевский план конфедерации /а там и федерации - ведь понятия эти плавно перетекают друг в друга/.
Е. только для того и добивался короны, чтобы показать каков он в голом виде.
Инфляция - это признак болезни, а массовая безработица - это признак смерти после этой болезни.
Русским надо сознательно делать упор на тяжелой индустрии, раз у них есть такая склонность. Мелкое - это не их ниша, это японцы и китайцы мастера.
Все нации так же склонны к заболеванию манией величия, как люди к насморку. Прославь разумного за его разумность и он станет безумным. По отдельности вроде никто ничем не примечателен и земля - место как место, а вот всё вместе вроде слегка и светится.
Не отвергаю теперь и революции, и тайны /чудеса/. Эволюция - это путь, а революция - это встреча в конце пути. Иначе путь всё-таки оказывается бессмысленным, бесплодным. Запад - это ложная эволюция, а Россия - это ложная революция.
Для меня у русских ценным кажется только дух захолустья /чем ближе к свету, к "светочу" интеллигенции, тем хуже: тем больше людей породы "из грязи в князи"/.
Англия - это "правила хорошего тона", т.е. вид, Франция - социальность, Германия - вера в разум, Испания - религиозность, Италия - античность, смешанная с религией. ...Франция с Германией - это какая-то сдвоенная баржа. Нет, пара волов в упряжи! Т.е. в Европу вливалось от двух источников: один через Италию /античность/, а другой - через Англию /собственно европейское начало/. ...Испания же мне представляется каким-то исключительным случаем, за гранью не только географически, но и духовно.
...Наукообразный Бог - это пара Богу религиозному, только Он не всё запрещает, как тот, а всё разрешает.
...Мол, личность имеет права, но и государство имеет права - какие права останутся у Моськи по соседству с "правоправным" слоном? Это права раба /почему-то предпочитают слово "подданный"/. "Сиди на цепи, а в остальном свободен".
Немецкая экспрессия - это их реакция на их же порядок. Немцам не дано выпрыгнуть из ряда в пространстве, из традиции - во времени. Немцы - это ограниченная величина.
...Гете - это Фауст, столкнувшийся с Мефистофелем. Фауст сам по себе бессилен. Он не страдает, а ломает себе голову /среди всей этой химии невозможно страдать. Все эти ядовитые курения - уже как призыв явиться сатане/.
Гете: "Лунный свет дрожал над широкой гладью Рейна и мы, стоя у окна, как бы качались взад и вперед на широких волнах полноводной реки". Здесь художество: "качались", а остальное штампованный театральный хлам. Это типично: поиск возвышенной волшебной жизни приводит к театральности.
...Ради Божественного пренебречь человеческим - вот сатана. Божественным же может быть у кого наука, у кого государство или нация, у кого искусство, у кого религия. Коммунисты просто превзошли всех своим рвением. /Русские вечно позорят Запад - "в семье не без урода"!/
...Запад понимает, что "если бы не знали, то не имели бы вины" - поэтому и движутся в сторону эстетизированной /украшенной/ безмозглости. И красоту получить, и невинность вернуть - стать не христианами, а "невиновными" древними греками.
Христос лишил невинности наш общественный языческий мир: бросив нам "кость", Он выявил в нас пса: не может пес устоять перед тем, чтобы не схватить кость!
Двигаясь так, безмозглость достигается, красота достигается, а вот невинности становится всё меньше - так что каждая предыдущая эпоха /для Гете - Возрождение/ каждый раз кажется восхитительно невинной.
...Человек, которым владеет дух, есть человек загипнотизированный. ...Гете почитал искусство - т.е. духовное - природу - т.е. материальное - и народные нравы - т.е. душевное - гармония /причем, осознанная и культивируемая/. Шарлотта для духовного, а Кристиана для чувственного /а для душевного - прохожие красотки /тоже как созерцание природы!//. Я и сам бы мог оказаться склонным ко всему подобному.
"Стиль" - это душевность в доспехах /в танке!/
__
Мы с Женей вечно во дворике... зимой он носит вязаную шапку типа "петух" и, когда у него состояние хорошее, одевает ее правильно, вдоль, а когда плохое - поперек и кажется страшным, рогатым. Сегодня настроение у него почти хорошее. У меня тоже - но друг на друга мы избегаем смотреть: сразу всё испортится. С этой своей бородой похож на старика. И лицо - глаза - голое, старое. "Неужели вот так и до старости доходит. Будет ему, к примеру, 57 лет - эдакий дядя, но дорожка всё та же. Будет 40 лет "стажа". 40 лет будет давить нас как каменной плитой. Он уже свыкся со своей жизнью сумасшедшего.
...Если бы коты и собаки имели пищу и теплую нору без людей, они бы быстро наплевали на них. Просто это единственные животные, которых удается соблазнить такой дармовщиной.
__
Глянул некоего Батая, француза: уходят, родимые, за горизонт и можно помахать ручкой на прощанье. Осталась одна точка собственного "я" и сплошное головокружение по этому поводу. Трудно, трудно /насмешливо поцокал языком/ быть циркулем, трудно быть здравомыслящим сумасшедшим; даже банальность в таком положении является головокружительным кульбитом и удачей.
...Собрать весь мир и вместить его в точку, и причем, как раз в ту единственную, что является черной всасывающей дырой /иначе бы не вместил даже две точки в одну/.
"Все теории, все люди односторонни - вот если бы всех собрать, то, наверное, получится полная картина-мозаика". Теории - это античная традиция, а Христос - это еврейская традиция.
/Море критики, а в самом ведь всё те же слабые пункты, ничто не изжито./
...Никак нельзя отделить рассудок от веры.
__
Они твердо усвоили, что революция - это падение. Пусть их эволюция - это только стояние - это лучше падения. Да вот можно ли долго простоять. А на ослабленный стоянием организм всякое движение производит революционный эффект. Развлекают себя как могут, чтоб не так скучно было стоять.
Гуманизм делает Христа человеком - "хороший человек" - а понятие о Боге у него размыто - "ну, природа, космос" - а религия делает Христа Богом, понятие же о человеке весьма туманно.
__
Умники должны восходить к 7-му дню, а народные возвращаться в рай первых 5-ти дней...
"Интервью? Нет, я всё написал - разве мало? Я за экономию бумаги и так ее, к сожалению, много пошло на всю эту мою писанину. А это пустяковое интервью займет такое количество бумаги, которое равноценно, наверное, целому дереву - пусть живет зеленое дерево!"
__
Америка - это Рим не предваряющий, а завершающий. ...Мы - подножие этого престола! Нагоняя ужас, мы тем самым с гарантией заставляем Европу броситься в объятья Америки. ...Правда, были и вспышки света в этом нашем мраке. Правда, были и конфузы у престола, линял не раз: за краской оказывалась обыкновенная штукатурка.
Бедная Европа - всё тщилась сохраниться - и вроде удалось, но вот по бокам выросло два чудища - один зело ужасен, другой зело прекрасен. Хоть и подозрительно всё это осторожным европейцам, но логика тут чудовищно очевидная, не напрашивающаяся, а навязывающаяся.
...Об вещах будущего: количество всяких тряпок должно быть сведено к минимуму. Каждый раз все эти десять слоев, на кровать настеленных, расправлять - морока. Расправлять только верхний - халтура. Всюду такое неравенство: посуда - классический пример: легко пачкается и с трудом восстанавливается. ...Эстетизация заплат, починки - вот где она, эстетизация, наверное, к месту.
...Эротика - по сути, речь идет о расслабленности, только не старческой, а молодежной.
__
Могила под асфальтом, посреди людного проезжего перекрестка: ни креста, ни ограды, только медная табличка, наезжая на которую, как на крышку колодца, стучат машины.
А то что же: живем в шуме, гаме, а мертвыми "покоимся" в деревенской идиллии. Какая жизнь, такая и смерть - так должно быть.
"Умирайте легко, чего там! Гражданин, ну что вы мнетесь, ничего страшного, "чик" и там, не вы первый, не вы последний и никто не жаловался. Видите, вокруг вас все готовы, махнули рукой, решились; тем более, это ведь почти ради общего дела: соблюдения порядка и приличия. А то пробки, да один обосрался, а другой заорал и испортил себе напоследок биографию: в дурдом попал".
Жили как во сне и смерть встретили как во сне, машинально, так и не проснулись.
__
...Только когда не будет напряга - тогда и испытывай свою силу...
Вот Вовка идет ко мне по Айвазовского от магазина: вдали на этих горах выглядит в этом своем черном плаще как Петр Первый, как черный всадник...
...Нужно подавать хотя бы тем нищим, которые действительно вызывают сочувствие - а то все проходят мимо.
...Он тебя так легко раздражил, потому что слой добра в тебе очень тонок и, чуть тронь - сразу же прорывается. Добро ведь не только помогает другим, но и тебя защищает от зла других /этих же "других"/ и от возбуждения твоего собственного, отнюдь не обессиленного - вечно "тренирующегося" - зла.
__
Классицизм будет жить - меняя обличья и нормы, образцы - пока будет жить ориентация на официальную, казарменную психологию.
Дилетантизм - ведь это и есть тот плод, по которому видно каково влияние искусства на людей, какие жалкие и ничтожные иллюзии оно порождает.
__
Все люди склонны к действию по принципу "цель оправдывает средства". Просто не у всех и не всегда есть цель, ради которой стоит так "стараться", что переступаешь через все нормы, идешь на преступление.
...То ли ты возвращаешься в первобытное состояние, становишься дикарем, способным на всё, то ли напротив, превращаешься в суперсовременного расслабленного индивида, неспособного ни на что.
Вовка по поводу декадентов: "А мне все - и они - нравятся, кажутся добрыми"...
__
Я верю, что моё знание действительно, я знаю, что моя вера обоснованна. Знание без веры - это абсурд "прикладной техники", а вера без знания - это сумасшествие, которому приходится господствовать над миром и быть очень агрессивным, чтобы некому было упечь в дурдом.
...Сначала человечная идеология либералов, затем бесчеловечная идеология революционеров и, наконец, отмирание и самой идеологии - остается одна бесчеловечность.
Я и стоик, и эпикуреец... Болею - склоняюсь к стоицизму; полон физического здоровья, отдохновения - склоняюсь к эпикурейству.
Когда косность накопилась, ситуация уже безнадежна и вся забота должна быть о том, чтобы разрядить ее с меньшим ущербом - так Христос разрядил духов в свиней.
__
Руки Иоанна не были чисты, они были грязнее рук Христа...
Было: Иудея - точка, где находилась вертикаль Бога /лестница Иакова/ и Антика - горизонталь, где опробовалось всё, что угодно. После Христа произошло их соединение. ...Про христианство будущие "эры" будут говорить так же, как наша эра дерзает говорить про Христа: "то ли было оно, а то ли и не было".
Павел - это кость, брошенная псам?! Такое смирение было у самого Павла. ...против гордости у человека нет иммунитета.
__
...Во всю европейскую историю - бесконечный спор о методах...
...Для многих в войне-то только и жизнь: скучно хоть со своим казенным рабством-господством, хоть со своей свободой-бездельем.
...По сути, либерализм - это краткий миг на переходе от одного средневековья к другому. Лютер и есть вождь этого нового мракобесия... как можно упиваться и прикрываться своей ревностью. Это об этом говорится: "ревнуют по вас нечисто".
...У католиков и рога, и копыта по рассеянности торчат. А у протестантов та же продажа индульгенций совершается совершенно натурально: жертвуй на благотворительность и это тебе несомненно зачтется.
...Утверждение /Лютер/ всегда победит сомнение /Эразма/ - сомнение хорошо не само по себе - это нелепость - а только как путь к переплавке своих утверждений, чтобы они стали еще сильнее и чище. ..."Утверждаю - не знаю, что, но подразумеваю - знаю что" - оба они таковы.
Лютер: мистифицировать Бога и рационализировать земные дела - это значит, развести землю и небо, делать обратное тому, что делал Христос.
"Избавиться, наконец, от этой христианской шизофрении, заключить ее в лечебницы, то бишь в храмы!" И тогда достаточно посылать дань, посылки туда /уже неизвестно куда/, достаточно навещать бедного больного - свою собственную болезнь: тоску по Богу. ...Они сделали Его зрителем - а на самом деле судьей, оценщиком.
Эразм: "ничего сверх меры", "золотая середина" - сколько в потоке жизни в каждый миг приходится заполнять этих мер, которые все как одна не имеют к тому же никакой шкалы, никакой середины - такая идея может всерьез занимать только совсем кабинетного человека... Т.е. середина должна быть итогом, а не методом. Причем, это итог не обладания всем в гармонии, а исчезновения себя во всем.
И делать не хотят, и плохими быть не хотят. Не хотят быть слугой, вот и становятся рабами у самих себя.
...Нужно стать ветром, чтобы быть реальным участником игры. Призывы же сбываются - т.е. они на самом деле не призывы, а предсказания.
"Умники" свободны в духовном и рабы в физическом, а народ - наоборот. Но и те, и другие свободны для труда, порабощающего до смерти, но и те, и другие рабы для отдыха и благодати. ...По отношению к тому, кто ниже и слабее нас, мы свободны - но и ответственны - а по отношению к тому, кто сильнее нас, мы рабы, но и безответственны, как Адам в раю.
Человек свободен настолько, насколько он не приступал еще к своему выбору - и это свобода двоечника, у которого еще весь труд впереди. А чем более однозначно этот выбор сделан, тем более человек лишается своей свободы, но и тем менее ему остается труда /рабства!/. Т.е. он лишается свободы выбора и приобретает свободу от выборов - а в этом весь его труд.
...Либералам не хватает одного: личного страдания. Тогда бы им Бог понадобился на деле. Тогда бы у них появилось дело - всякое дело начинается со страдания, с готовности страдать и терпеть. Но либералам обычно отводится комфортная ниша. И мало прищемить всех либералов - они и диссидентствовать способны комфортно.
...Напоминает спор Елкина и Горби. ...И всё вещают от имени Духа, Бога, Христа - будто они Им сватья да братья. Это тотальный метод, цемент, которым обмазывается каждый кирпич. ...У них слово "Дух" звучит как "боевой Дух", а вовсе не "Святой Дух" или "Утешитель". ...Безумцы, уверяющие, что у них изнутри грудь в алмазах и медалях. Их Бог реализует себя только в воинственности - точно так же, как у арабов в первые века после Магомета. ...Да они без Бога и шага не ступят: без Бога им и война - не война и захват - не захват, и полицейское государство - не полицейское государство - ничего не мило.
...По Елкину ненавистная мне манера голословно уверять, что у него свет, а у других тьма, громоздить Эверест из произвольно присвоенных цитат и утверждений, громких по виду, по звуку, но туманных по смыслу. Никто не решится бороться, против дурдома нету лома: кто сможет разложить по полочкам всю эту галиматью. Да и скучно, да и медленно - а он уже далеко убежал, другим интригует. Напортачить легко - исправить трудно. Нет, это победитель - в стране заранее побежденных.
Лютер: "Бог сверх Писаний нам неизвестен, а Писание всё понятно" - какая чушь!
...Для протестантов проблема Духа - это проблема революции, производимой каким-то конским возбудителем. ...Нечего говорить о Духе, ведь Дух - это сила, которая создана для дела и которая постоянно в деле - и дела-то и говорят о Духе, причем адекватно и совершенно достаточно. Что уверять, что я богатырь!
Мы можем быть вполне уверены в том, что в Божьем предопределении нет никакого волюнтаризма, никакой прихоти. И это Бог знает судьбу, но мы-то не знаем. И в этом Божьем знании нет ничего удивительного: это просто доведенное до совершенства наше человеческое малое знание о людях: ведь и мы зачастую можем немало сказать о вероятной судьбе того или иного человека, который нам известен как человек с такими-то задатками, как поставленный в такие-то условия. Т.е. слова о знании тех, кого Он, Бог себе избрал, означают только то, что Бог знает, какими должны быть избранные люди. Бог не играет нами как шахматными фигурками - Он видит нашу шахматную партию, но и мы ее видим, только Он нашу позицию понимает идеально /а это не значит, что до конца!/, а для нас всё в тумане и, дай Бог, разглядеть ближние три дерева.
Лютер - это простолюдин, который понимает всё в каком-нибудь своем портняжном ремесле и не понимает ничего в духовном - вот ему всё и просто.
Лютер не считается, как Магомет, пророком только потому, что Европа, хоть и хвалится своим индивидуализмом, на самом деле признает лишь индивидуализм "частного" /мелкого, "обычного"/ человека, бесповоротно помещенного в стадо - в общество, в государство, в "социальную ячейку". А мусульмане оказываются ближе к еврейской традиции.
...Культура сначала была жизнью и истиной - пока не стала превозноситься и заорганизовываться...
Бог - это не идол, это стержень, т.е. вполне практичный ключик ко всему.
Лютер Эразму: "Куда тебе открыть хотя бы одну единственную тайну /тайнушку!/". "Куда тебе установить хотя бы одно единственное правило". И смех, и грех. И таковы-то их вожди!
...Странный способ избавления от своего говна у демагогов: закидывают им других. ..."Море, срамотами пенящееся".
__
...Это умозрительно легко пренебрегать чужими ценностями, а вблизи не только крушить трудно, но трудно и самому не соблазниться, не прилепиться.
...На юге православие имеет тенденцию перерождаться в католичество, а на севере - в протестантство.
...Вот, мол, Толстой отрицал чудеса - что ж, это, по крайней мере, честно /а значит, уже по христиански!/
Более того: блаженны чудес не видевшие, но уверовавшие в Меня! Человеку нужно сначала школу кончить, а затем - предел мечтаний - вуз, что уж заноситься сразу в академию. /Вон, апостолы были допущены лицезреть беседу Христа с Моисеем и Илией - может, это и было заседание духовной академии!/
После Достоевского, если его не игнорировать, по честному-то уже невозможно заниматься условным словотворчеством - оно стало безнадежным словоблудием.
__
...Пытаться содрать асфальт сбоку - ничего не выйдет, только место для себя отдерешь /которое не оценишь!/. Надо просто протыкать асфальт там, где находишься --вот и окажется, что задача не сложна...
Жизнь - это воды, а философия должна быть правилами о плавании в этой воде. Причем, плаванию не научишься по правилам: надо плавать - надо жить. Так что нечего собирать публику на берегу и чертить ей на песке пляжном свои глубокомысленные знаки.
Рассуждения о народах - мировом пространстве, мировой истории -
Это уже предельные расстояния познания и поэтому подходить к ним надо осторожно. Впрочем, поймешь мировую историю тогда же, когда и историю одного человека.
__
Романтика - это когда и в жизни, и на душе хорошо; декадентство - это когда в жизни еще хорошо, а на душе уже плохо; мистика - это когда и в жизни, и на душе плохо.
__
Снова о квартире-мечте: человек должен иметь место для уединения только в неподвижности и место малодоступное - лучше всего этим условиям отвечают полати. ...Никаких кресел, диванов и кроватей /вообще ничего тяжелого, что способно довлеть/.
__
Сейчас безумных, которые исцеляют держат в психбольницах - во времена Христа не было их. ...Помести Христа в мир кривых зеркал - он же "комната смеха" - и никто никогда не опознает Его.
__
Мещане-иностранцы и у русских способны узреть только нелепые самовары, которых у нас уже 100 лет как нет. Каждый, куда ни посмотрит, видит только себя.
Белинский: "русские - самые атеисты", Достоевский: "русские - самые мистики".
Атеизм евреев всего сильнее проявился в распятии Христа, величайшего мистика и истинного сына своего народа.
...Приходится тянуть резину, потому что куда же вылетать в нашем мире человеку "разогретому"?
Итак, теперь Мережковский - случайно попалась неслучайная книга. Коммунизм с именем Бога на устах.
..Если ты близок к людям, то достаточным оказывается и эволюции, а когда ты отделен и далек от них, то тогда, конечно, "приходишь к выводу", что нужны сильнодействующие средства.
Вообще все эти идеологии новейшей формации по сути безыдейны, потому что молятся богу реальности, дела и только обслуживают этого бога своими скромными дарами.
...Уважают только силу и богатство - а и то, и другое для России на Востоке. Т.е. приобрети Восток, и ты приобретешь Запад.
"Религия Троицы" /его главная идея/ - речь опять о религии. /и как в Троице истины умножение сил отдельных Лиц, так и в троице лжи./
...О Боге и Христе полно, а вот о морали, о любви в реальном, а не метафизическом смысле - практически ничего, мертвое место. ...задавлен Христос, душа, без чего дух - это всегда функционерство. Поэтому для реализации берется всё то же, ни на йоту не подвергнутое сомнению, негласно признанное вечным: политика, войны и т.п. И кроме того: указатели-то ясные, а вот цель всё же как-то странно бесплотна, то ли "духовна", то ли утопична - всё как с коммунизмом.
"Святое пиршество плоти в мире преображенном" - сбылось: и мир "преображен", и "пиршество плоти" налицо.
Я спою вам песню о "разумном насилии" и о "любвеобильном патриотизме"! Весь их разум - в насилии, вся их любовь - в национализме.
Цитатами из Евангелия Мережковский пользуется не так, как убогие религиозники, которые не знают о чем говорят, а весьма близко к действительному их смыслу и назначению /так и сатана Христа цитатами искушал/... "Устрою им царство Христово и буду им Христом - и где там будет этот мой поклон самому себе, что он будет значить, кому он будет известен".
...Идейное, если нет любви, и если нет зла, выливается только в возбуждение, способное привести к сумасшествию. ...Похоже, для меня это свидание с Серебряным веком будет чем-то подобным искушению Христа в пустыне. Оказывается, есть кое-что и получше газет, оказывается, что уже опробоваются предельные энергии и самые далекие теории. Мне не хватало достойных противников. И сразу всё стало непростым... иуда верил в мрак сложностей, а Пилат в свет формализма... Убив Его, он убил себя - сатана умирает, когда убивают вас. ...Толстой ружье спрятал, а Ван Гог не спрятал. Ван Гог никогда бы не смог повеситься - а тут слишком малого движения было достаточно. Он его взял с собой, мол, еще подумаю, не спасет ли картина - картина не спасла, она лишь фиксировала отчаяние-безумие. ...Ван Гог - это история одного из джинсовой городской толпы... Когда Христос умер, это потрясло более всех именно Иуду - поэтому он и повесился /если бы он дождался Его воскресения, он, наверное, бросился бы искупать свою вину?!/ ...Христос: "кому Я дам чашу сию, тот предатель". Иуда: "кого я поцелую, тот Христос"... "Похоже Иуде Он подал чашу тут же, потому что тот торопился куда-то". Иногда, тем более, в темноте /факела не позволяют различать тонкости жизни/ - и не поймешь: прошел один мимо другого или на ходу успел вступить с ним в контакт... Бог сатану низверг на землю, чтобы он страданием искупил свою вину, а тот вознамерился превратить ад в рай. ...Мышкин - "князь" не от мира. ...Мережковский на Верховенского похож, похож /кстати, и Ленин похож/. ...Сейчас устраивают бескровные "нежные" революции и "свободное государство". Не справившись, сливают воду.
Мережковский: "любить женщину без ревности, без насилия над личностью - такое же чудо как любить родину без революционного или государственного насилия. Между браком и блудом нет границы вне Церкви - вне чуда. Прелюбодеяние - половое убийство". ...Прелюбодеяние - это чудо, совершаемое грязными руками. ...Прикладывать силу-то приходится всегда - и когда делаешь доброе, а не только когда делаешь злое.
России нужно нечто вроде славянофильского либерализма. Не Россия для западной свободы, а западная свобода для России - в тех дозах и аспектах, которые ей, России будут полезны. "Демократия" не годится: она неизбежно превращается в царство толпы, управляемой демагогами. ...У нас сначала наглотаются всего подряд, а потом под предлогом, что живот болел, мучают себя голодом, вовсе ничего не едят.
__
Когда все прожженные, когда все злые, то получается как при атомном оружии: боятся воевать, не надеются обмануть друг друга.
__
Надо двигаться к бессловесному пониманию бессловесного мира, природы - но двигаться при помощи слов. ...В голове должен быть муравейник, а в жизни полный покой. Так было у Христа.
Религии успех имеют только у негров, у которых его имели бы все, имеющие единого Бога на небе /например, те же мусульмане/. Успех в немалой степени основан на явленных "чудесах": ярких побрякушках и проч. ...Христианство в Японии или Китае распространено меньше, чем дзэн-буддизм в Европе! В Корее своя местная разновидность, с христианством имеющая весьма далекое сходство и называемая так только потому, что и сама Европа уже к подобному же положению пришла /к тому же у этого Муна сильнейшие экспансионистские тенденции!/ К душевному они равнодушны, как равнодушно к нему и без того прекрасное дерево. Обольщение материальным прогрессом? --они ему не поклонились, а тут же шустро наладили сами. Только личный пример, только нечто, преодолевшее национальные, региональные рамки может и произвести впечатление, и приняться местной традицией.
...Лишив Христа Отца и Духа /истории и силы/, взамен они наградили Его "Божьей Матерью" - "ведь плохо Богу одному". Стал Христос маменьким сынком и сиротой.
__
Мечта - почти каламбур: как Мышкину поехать в Ленинград, поехать дворником, а потом неожиданно получить "наследство" в виде публикации.
Ну и любовь, конечно.
...Человек - это слабость и хотение. ...Бег от смерти - это бег от жизни, а момент полной смерти - это и момент полной жизни, и он тоже переводит нас в иное измерение, так что мы уже не возвращаемся к прежнему.
И ты не будешь творить "чудеса" - они сами будут твориться. ...И ведь чудо - это не только лечение больных. Вот пение - это явное чудо. Весь тот мир - чудо. И надо, попав туда, суметь показать его людям - и тогда они сами будут исцеляться. Когда тот мир сможет тебя воскресить, тогда он сможет исцелять и других. ...Исцеление - это ведь не воскресение: это не обретение доброй печати, а только снятие злой - возвращение человеку свободы выбора.
Я пока верую в любовь только как в заветное, магическое слово. ...Вера в слово и в словах, и вера в дело и в делах.
__
Что-то я в последнее время так самоуглублен, что когда хожу по магазинам, то как полуслепой напрягаю зрение - иначе смотрю и ничего не вижу.
Вынужден Женьке включать ТВ и, чтоб не отвлекало /а я очень напряжен и всякий шум для меня стал болезнен/, включаю у себя музыку Баха: пусть техника воюет с техникой, а я останусь свободным! Причем включаю так, чтобы в сумме они оба звучали неразборчиво.