Вильмс Дмитрий Викторович : другие произведения.

Продолжение 10

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Вот момент, когда все трое стоим почти без занятий и растворяемся в тихом зимнем вечере и в ярко освещенных комнатах. Прислушался, замерев, к тишине и услышал еле слышный шелест жизни. Куда течешь ты, тихая, тайная, вроде бы неподвижная, вечно затаптываемая. Куда-то ведь течет, можно не сомневаться... Точки стояния накануне исчезновения в скорости изменений и превращений. Точки сознания накануне сна бесконечных, рабочих, стереотипных движений.
  /Это мне напомнило о Брохе./
  /Комментарий 94: Вечер проник в ярко освещенную комнату, где мы совершали стереотипные движения, словно загипнотизированные этим светом; словно играя одну бесконечную пьесу. ...И я не переступил через долг /тогда терзания и сомнения всё равно заслонили бы тишину/, оставив вечность мигом.
  ...Тихость и слабость выздоравливающего /не беспрестанны рецидивы/. Слабо верю и слабо хочу, когда не заморочен механическими перипетиями. Ведь так или иначе, правая рука сознания не должна знать что делает левая рука реальности. ...Перипетийные книги и живопись - они оглушают больных, парализуют их окончательно. И теперь отнять у них книги - это значит, убить их. Вошел в книжные /и киношные/ сюжеты, в тщеславие мечтаний, а не действий /мечты никогда не сбываются - если это не детские мечты, которые выпадают как молочные зубы /. А возврата, как и у всех наркоманов, нет: ведь в книгах тепло, спокойно. "Ломки" не преодолеть. Т.е. чтение книг /и кино/ - это признак конца эпохи. Интеллигенция читает книги с конца прошлого века... Получается, что тогда, когда появляется интеллигенция, тогда появляются и варвары; когда появляется группы бугаев, у которых мозги лоботомированы, появляется и группа чтецов /тоже своеобразная лоботомия!/. Жизнь - это и не действие, и не книга, это взаимодействие с ближними /когда человек слаб, его ближними являются только родственники, как у меня/. ...Я читаю книги, потому что я иду от книг к жизни. Но не получается, потому что надо и от действия идти к ней /учиться у бугаев?!/. Правая рука и должна быть сильнее, но у меня разница в силе чрезмерна и нельзя действовать ловко./
  
   __
  
  Толстой отказался от своих романов и стал искать истину, может быть, по причине ознакомления с романами Достоевского. Прорвалось, нашло выход то, что всегда его мучило.
  Для меня только сами писатели интересны как персонажи. Нельзя выдумать человека удовлетворительно. Это всё, наверное, от кукол пошло! Вместо того, чтобы воспитывать собственных детей они воспитывают собственных персонажей.
  /К. 94: Полжизни, проведенных в пути Толстому и не хватило на вторую половину, сторону открытой им планеты.
  При всей ревности по истине, у человека всё же остаются и другие самолюбия - иначе бы он был ангел и великан.
  Я почти не игрался с игрушками /их почти и не было/ и не игрался на улице /всё заменил футбол и хоккей/ - может, поэтому у меня не развито сюжетное, театральное воображение?!
  ...Многие дети весьма пренеприятны, особенно как раз из заумных игрунов.
  Всякий существенный персонаж - это иллюзия автора, что он поймал себя. /Всякий персонаж - это иллюзия автора, что он замаскировал себя!//
  
   __
  
  Сегодня одно, завтра другое. Ремонт делал 10 дней и только вчера кончил, а уж ничего не помню. Вечно я увлечен до того, что кажется что кругом не пустой воздух, а плотная вода - что я плыву под водой, с трудом ориентируясь и кувыркаясь.
  /К. 94: Но через искусство я окружен близкими людьми, а через Евангелие я вижу Христа. /Христос же и открыл кто мой ближний, кто действительно тепл /пытаясь быть горячим в себе/.
  Не устаю удивляться: насколько искаженную картину мы видим в табели о рангах в этой самой сфере искусства. Собственно, и саму Библию эта халтура совершенно затмила. Народ вообще глух, ему слон на ухо наступил. Рабам ничего не нужно знать о жизни, о ширине мира. ...Книга - это идеология, а где идеология, там государство; книга - это вещь, а где товар и деньги, там реклама и конкуренция. Т.е. и текст, и автор оказываются в окружении, составленном из драконов-чиновников, крокодилов-бизнесменов и лягушек-критиков и редакторов. Толстой попробовал слона с уха сдвинуть, но слон сказал "не надо" и проклял Толстого.
  ...Человеку не достичь истины, как не увидеть сразу всю поверхность шара?! Даже солнце не способно осветить сразу всё. Т.е. пока существуют координаты времени и пространства, существует и субъективность. Жизнь - это то, по чему передвигаются только с ближними знаниями и с ощущениями только от окружающего тебя в данном месте. Мой интерес к истории и географии - это интерес к преодолению времени и пространства! ...Может, и всю жизнь буду ехать, будет только прогресс, а не гармония. ...Гармония наступит, когда потянет к ней, когда надоест прогресс и смена видов. "Не молод уж, чтоб кувыркаться".
  Христос - это та наживка /"жертва"/, с помощью которой Бог поймал дьявола на крючок. Дьявол посчитал, что справится и с этой добычей. Но Христу не сладко было, как Ионе, сходить в преисподнюю дьявольского чрева /где огнь пылающий дьявольского пищеварения не смог повредить Ему, как и Сидраху, Мисаху, Авденаго/. /Поедая плоды, мы приносим их, прекрасных, в жертву дьяволу, который в нас, нашему чреву. ...Они по соседству: Христос в душе, а дьявол в чреве. А Бог и Дух в голове, а дьявол и дух похоти в сраме./
  
   __
  
  Слова - это только дополнение к тому, что каждую секунду говорит твой образ, весь твой вид, пребывающий в уверенных и гармоничных движениях.
  /...А Мышкин всё "восклицает, умоляет, дрожа"./
  ...Всё равно всё остается загадкой - так что могу жить как и не писавший среди читавших. А проясняется только то, что сила и чему не страшно явиться в мир.
  ...У Достоевского постоянно духовная пьянка, разбережение себя. У меня тоже, но у него вино слишком сивушное и я не истязаю себя, а просто умираю.
  Иногда персонажи у него словно с похмелья: бледные, тихие, двигающиеся со стиснутыми зубами. ...У него катастрофическое мышление /"долго запрягают, но быстро едут"/.
  Случайно листнул Ницше: "ба, да он всего-навсего заурядный натуралист, наследник "великого" Золя". Натурализм - это разложение материи. Стоит остановить жизнь - чтобы "рассмотреть ее вид" - как она тут же начинает разлагаться. ...Заземленные люди как заземленные молнии.
  /К. 94: Вся преграда силе - стекло, взору - кисейная занавеска...
  Не думаю о публикациях как о реальности - посылаю, потому что это нетрудно и впрок хоть сколько-то прояснит ситуацию. Странно вывешивать зазывные таблички у дремучего монотонного леса, нелепо пытаться продавать его /тем более, по частям/. Мои писания - это природное, а не культурное явление, это и лес, и река, и поле, и болото, и дождь, и солнце, и узкая тропа...
  Достоевский - это духовный солдат, который пьет духовное вино, чтобы решительней подвизаться; а подвизается он, чтобы стать духовным генералом /другом Победоносцева!/. Солдатчина - это разновидность мещанства, не тихая, а буйная! Перо - штык, журналы - поле битвы, романная форма - это правила ведения боевых действий. В нем преобладало не преклонение перед непознанной частью истины, а служение-война на стороне истины познанной. Толстой у него это перенял, пытаясь убежать от суеты и мороки, преодолеть которые у него не было сил. Они воевали с обществом, мечтая об обществе лучшем, но воевали по его правилам, т.е. и воюя утверждали его. Они верили в возможность благородных "Отечественных" войн в рамках этого общества.
  Пессимизмы крайнего натурализма /когда много видят, но ничего не чувствуют и потому сливаются с видимым на его территории, а не в своей собственной душе/ и оптимизмы крайнего инфантилизма /когда ничего не чувствуя, еще избавляют себя и от труда что-то видеть/. ...Французы все сочные натуралисты, они все потомки Рабле и Тартарена. А кто избавляется от плотоядности /как Паскаль или Гюго, или Камю/, тому нечем было ее заменить и он становился бесплотным, "экзистенциальным"! /Что-то у меня всё перепуталось: ведь сочный натурализм оптимистичен, а худосочная экзистенция мрачна./
  ...Люди, заземлив свои молнии и преобразовав их энергии, стреляют ими обратно через свои орудия и ружья./
  
   __
  
  Писания, все "занятия" - это само собой разумеющиеся следствия духовного, медитативного состояния. Будь таковым и во всем остальном можешь жить как птица небесная, без забот.
  Моя сила пробилась на простор сквозь пытавшиеся ее ослабить, извести многотрудные редуты. /Сила - это, конечно, и отсутствие жалости./
  Снова: все они ведут себя в духовном мире как первобытные люди или марсиане: потребительски, истерично, волюнтаристски. Как впавшие в детство. А это реальный мир, с точно такими же многочисленными параметрами, требующими безусловного подчинения себе, как и мир материальный. О штурмах, преобразованиях этой "природы" не может быть и речи. И если ты туристом выехал до ближайшей лужайки - которую испохабил - то не мни себя знатоком природы: всё у тебя магазинное, ничего ты не вырастил.
  Всё больше нахожу себя, укореняюсь в роли комментатора всего и вся. ...Вперед пойду верно и задом наперед, если позади будет всё верно осмыслено!
  /К. 94: ...На Западе, наверное, сильны тенденции и к экологии духа? И как с природой у них хорошо, так и с духом? ...Природа огорожена, как огорожены зоопарки - а всё остальное пространство это бесприродный, бездуховный ад. Где ездят машины, там не должны ходить люди - теперь это моё убеждение. Живут среди машин, а в отпуск ездят /на машине!/ в какие-нибудь далекие страны, где еще не всё разорили /или на морской берег - вдоль кромки суши песок еще сохранился/./
  
   __
  
  Духовное как соль - сама по себе она несъедобна, но именно в ней секрет вкуса. У них немного соли - только на один романный суп - а у меня много - каждый может досолить свою жизнь.
  /К. 94: Материальное - гарнир, душевное - соус, духовное - соль. У них гарнир с соусом без соли. Отсутствие соли может не заметить только тот, кто никогда не знал о ней./
  
   __
  
  Лучше всего не считать себя никем: ни "пророком", ни "уединенным художником" - только в этом случае получится что-то действительно оригинальное. Строить дом без чертежа, а то и видишь не дома, а одну геометрию.
  /К. 94: Строить дом, начертив лишь с "десять заповедей" - остальное пусть будет вольным творчеством "от руки". "Профессионализм" закрывает возможности братства. И пусть пьяный мир не упрекает нас в нетрезвости: мы пьем новое вино в Царстве Отца нашего!/
  
   __
  
  Взялся за Чехова и с первой строчки стало ясно то, что раньше понять было не под силу: это переход от реализма к декадентству.
  /Революция как апогей декадентства, апогей бесцельности - одно упоение "процессом"./
  А Тургенев - это переход от романтизма к реализму. Романтизм и декадентство - это два склона у пика реализма.
  Чехов - это глава всей мелкоты, глава поколения Гулливеров среди лилипутов... Он мог бы с таким же успехом заниматься чем угодно /он и занимался - медициной/. Философия у них оформляется уже задним числом, причем только для вида. ...Интеллигент - это человек, склонный к психопатии, он смирный, если только его школить. /Так сегодняшние пинают "шестидесятников"./
  ...С одной стороны, функционирование, где всё ясно, но узко, а с другой, времяпровождение, где всё широко, но неясно - сейчас функционирование стремится стать легким времяпровождением, а то в свою очередь - функционированием, с преодолением трудностей /"туризм" и т.п./.
  Понравилось только два рассказа: "В овраге" и "Мужики". Все его любови - это какая-то тянучка, слабительное.
  Чехов легко писал, потому что уже была потеряна жесткая и мучительная связь с реальностью и всех забот было: стиль. Он превратил реальность в условность. Унылый, сентиментальный, он уже заранее грустен. А когда он рассуждал, у него, наверное, бывал легкий жар с головокружением.
  Неженатый, сентиментально мечтал о прекрасной любви, взывал со вздохом: "Мисюсь, где ты". И наверняка, что искал, то и получил.
  
   __
  
  Сейчас уже ясно, что СНГ оказалась Г и ясно, что надо бы и без Украины - которая никуда со своим гонором не денется /гонору нужны внимающие, а не будет их - не будет и гонора/ - опять осуществлять горбачевский план конфедерации /а там и федерации - ведь понятия эти плавно перетекают друг в друга/.
  Е. только для того и добивался короны, чтобы показать каков он в голом виде.
  Инфляция - это признак болезни, а массовая безработица - это признак смерти после этой болезни.
  Русским надо сознательно делать упор на тяжелой индустрии, раз у них есть такая склонность. Мелкое - это не их ниша, это японцы и китайцы мастера.
  Все нации так же склонны к заболеванию манией величия, как люди к насморку. Прославь разумного за его разумность и он станет безумным. По отдельности вроде никто ничем не примечателен и земля - место как место, а вот всё вместе вроде слегка и светится.
  Не отвергаю теперь и революции, и тайны /чудеса/. Эволюция - это путь, а революция - это встреча в конце пути. Иначе путь всё-таки оказывается бессмысленным, бесплодным. Запад - это ложная эволюция, а Россия - это ложная революция.
  Для меня у русских ценным кажется только дух захолустья /чем ближе к свету, к "светочу" интеллигенции, тем хуже: тем больше людей породы "из грязи в князи"/.
  Англия - это "правила хорошего тона", т.е. вид, Франция - социальность, Германия - вера в разум, Испания - религиозность, Италия - античность, смешанная с религией. ...Франция с Германией - это какая-то сдвоенная баржа. Нет, пара волов в упряжи! Т.е. в Европу вливалось от двух источников: один через Италию /античность/, а другой - через Англию /собственно европейское начало/. ...Испания же мне представляется каким-то исключительным случаем, за гранью не только географически, но и духовно.
  ...Наукообразный Бог - это пара Богу религиозному, только Он не всё запрещает, как тот, а всё разрешает.
  ...Мол, личность имеет права, но и государство имеет права - какие права останутся у Моськи по соседству с "правоправным" слоном? Это права раба /почему-то предпочитают слово "подданный"/. "Сиди на цепи, а в остальном свободен".
  Немецкая экспрессия - это их реакция на их же порядок. Немцам не дано выпрыгнуть из ряда в пространстве, из традиции - во времени. Немцы - это ограниченная величина.
  ...Гете - это Фауст, столкнувшийся с Мефистофелем. Фауст сам по себе бессилен. Он не страдает, а ломает себе голову /среди всей этой химии невозможно страдать. Все эти ядовитые курения - уже как призыв явиться сатане/.
  Гете: "Лунный свет дрожал над широкой гладью Рейна и мы, стоя у окна, как бы качались взад и вперед на широких волнах полноводной реки". Здесь художество: "качались", а остальное штампованный театральный хлам. Это типично: поиск возвышенной волшебной жизни приводит к театральности.
  ...Ради Божественного пренебречь человеческим - вот сатана. Божественным же может быть у кого наука, у кого государство или нация, у кого искусство, у кого религия. Коммунисты просто превзошли всех своим рвением. /Русские вечно позорят Запад - "в семье не без урода"!/
  ...Запад понимает, что "если бы не знали, то не имели бы вины" - поэтому и движутся в сторону эстетизированной /украшенной/ безмозглости. И красоту получить, и невинность вернуть - стать не христианами, а "невиновными" древними греками.
  Христос лишил невинности наш общественный языческий мир: бросив нам "кость", Он выявил в нас пса: не может пес устоять перед тем, чтобы не схватить кость!
  Двигаясь так, безмозглость достигается, красота достигается, а вот невинности становится всё меньше - так что каждая предыдущая эпоха /для Гете - Возрождение/ каждый раз кажется восхитительно невинной.
  ...Человек, которым владеет дух, есть человек загипнотизированный. ...Гете почитал искусство - т.е. духовное - природу - т.е. материальное - и народные нравы - т.е. душевное - гармония /причем, осознанная и культивируемая/. Шарлотта для духовного, а Кристиана для чувственного /а для душевного - прохожие красотки /тоже как созерцание природы!//. Я и сам бы мог оказаться склонным ко всему подобному.
  "Стиль" - это душевность в доспехах /в танке!/
  
   __
  
  Мы с Женей вечно во дворике... зимой он носит вязаную шапку типа "петух" и, когда у него состояние хорошее, одевает ее правильно, вдоль, а когда плохое - поперек и кажется страшным, рогатым. Сегодня настроение у него почти хорошее. У меня тоже - но друг на друга мы избегаем смотреть: сразу всё испортится. С этой своей бородой похож на старика. И лицо - глаза - голое, старое. "Неужели вот так и до старости доходит. Будет ему, к примеру, 57 лет - эдакий дядя, но дорожка всё та же. Будет 40 лет "стажа". 40 лет будет давить нас как каменной плитой. Он уже свыкся со своей жизнью сумасшедшего.
  ...Если бы коты и собаки имели пищу и теплую нору без людей, они бы быстро наплевали на них. Просто это единственные животные, которых удается соблазнить такой дармовщиной.
  
   __
  
  Глянул некоего Батая, француза: уходят, родимые, за горизонт и можно помахать ручкой на прощанье. Осталась одна точка собственного "я" и сплошное головокружение по этому поводу. Трудно, трудно /насмешливо поцокал языком/ быть циркулем, трудно быть здравомыслящим сумасшедшим; даже банальность в таком положении является головокружительным кульбитом и удачей.
  ...Собрать весь мир и вместить его в точку, и причем, как раз в ту единственную, что является черной всасывающей дырой /иначе бы не вместил даже две точки в одну/.
  "Все теории, все люди односторонни - вот если бы всех собрать, то, наверное, получится полная картина-мозаика". Теории - это античная традиция, а Христос - это еврейская традиция.
  /Море критики, а в самом ведь всё те же слабые пункты, ничто не изжито./
  ...Никак нельзя отделить рассудок от веры.
  
   __
  
  Они твердо усвоили, что революция - это падение. Пусть их эволюция - это только стояние - это лучше падения. Да вот можно ли долго простоять. А на ослабленный стоянием организм всякое движение производит революционный эффект. Развлекают себя как могут, чтоб не так скучно было стоять.
  Гуманизм делает Христа человеком - "хороший человек" - а понятие о Боге у него размыто - "ну, природа, космос" - а религия делает Христа Богом, понятие же о человеке весьма туманно.
   __
  
  
  Умники должны восходить к 7-му дню, а народные возвращаться в рай первых 5-ти дней...
  "Интервью? Нет, я всё написал - разве мало? Я за экономию бумаги и так ее, к сожалению, много пошло на всю эту мою писанину. А это пустяковое интервью займет такое количество бумаги, которое равноценно, наверное, целому дереву - пусть живет зеленое дерево!"
  
   __
  
  Америка - это Рим не предваряющий, а завершающий. ...Мы - подножие этого престола! Нагоняя ужас, мы тем самым с гарантией заставляем Европу броситься в объятья Америки. ...Правда, были и вспышки света в этом нашем мраке. Правда, были и конфузы у престола, линял не раз: за краской оказывалась обыкновенная штукатурка.
  Бедная Европа - всё тщилась сохраниться - и вроде удалось, но вот по бокам выросло два чудища - один зело ужасен, другой зело прекрасен. Хоть и подозрительно всё это осторожным европейцам, но логика тут чудовищно очевидная, не напрашивающаяся, а навязывающаяся.
  ...Об вещах будущего: количество всяких тряпок должно быть сведено к минимуму. Каждый раз все эти десять слоев, на кровать настеленных, расправлять - морока. Расправлять только верхний - халтура. Всюду такое неравенство: посуда - классический пример: легко пачкается и с трудом восстанавливается. ...Эстетизация заплат, починки - вот где она, эстетизация, наверное, к месту.
  ...Эротика - по сути, речь идет о расслабленности, только не старческой, а молодежной.
  
   __
  
  Могила под асфальтом, посреди людного проезжего перекрестка: ни креста, ни ограды, только медная табличка, наезжая на которую, как на крышку колодца, стучат машины.
  А то что же: живем в шуме, гаме, а мертвыми "покоимся" в деревенской идиллии. Какая жизнь, такая и смерть - так должно быть.
  "Умирайте легко, чего там! Гражданин, ну что вы мнетесь, ничего страшного, "чик" и там, не вы первый, не вы последний и никто не жаловался. Видите, вокруг вас все готовы, махнули рукой, решились; тем более, это ведь почти ради общего дела: соблюдения порядка и приличия. А то пробки, да один обосрался, а другой заорал и испортил себе напоследок биографию: в дурдом попал".
  Жили как во сне и смерть встретили как во сне, машинально, так и не проснулись.
  
   __
  
  ...Только когда не будет напряга - тогда и испытывай свою силу...
  Вот Вовка идет ко мне по Айвазовского от магазина: вдали на этих горах выглядит в этом своем черном плаще как Петр Первый, как черный всадник...
  ...Нужно подавать хотя бы тем нищим, которые действительно вызывают сочувствие - а то все проходят мимо.
  ...Он тебя так легко раздражил, потому что слой добра в тебе очень тонок и, чуть тронь - сразу же прорывается. Добро ведь не только помогает другим, но и тебя защищает от зла других /этих же "других"/ и от возбуждения твоего собственного, отнюдь не обессиленного - вечно "тренирующегося" - зла.
  
   __
  
  Классицизм будет жить - меняя обличья и нормы, образцы - пока будет жить ориентация на официальную, казарменную психологию.
  Дилетантизм - ведь это и есть тот плод, по которому видно каково влияние искусства на людей, какие жалкие и ничтожные иллюзии оно порождает.
  
   __
  
  Все люди склонны к действию по принципу "цель оправдывает средства". Просто не у всех и не всегда есть цель, ради которой стоит так "стараться", что переступаешь через все нормы, идешь на преступление.
  ...То ли ты возвращаешься в первобытное состояние, становишься дикарем, способным на всё, то ли напротив, превращаешься в суперсовременного расслабленного индивида, неспособного ни на что.
  Вовка по поводу декадентов: "А мне все - и они - нравятся, кажутся добрыми"...
  
   __
  
  Я верю, что моё знание действительно, я знаю, что моя вера обоснованна. Знание без веры - это абсурд "прикладной техники", а вера без знания - это сумасшествие, которому приходится господствовать над миром и быть очень агрессивным, чтобы некому было упечь в дурдом.
  ...Сначала человечная идеология либералов, затем бесчеловечная идеология революционеров и, наконец, отмирание и самой идеологии - остается одна бесчеловечность.
  Я и стоик, и эпикуреец... Болею - склоняюсь к стоицизму; полон физического здоровья, отдохновения - склоняюсь к эпикурейству.
  Когда косность накопилась, ситуация уже безнадежна и вся забота должна быть о том, чтобы разрядить ее с меньшим ущербом - так Христос разрядил духов в свиней.
  
   __
  
  Руки Иоанна не были чисты, они были грязнее рук Христа...
  Было: Иудея - точка, где находилась вертикаль Бога /лестница Иакова/ и Антика - горизонталь, где опробовалось всё, что угодно. После Христа произошло их соединение. ...Про христианство будущие "эры" будут говорить так же, как наша эра дерзает говорить про Христа: "то ли было оно, а то ли и не было".
  Павел - это кость, брошенная псам?! Такое смирение было у самого Павла. ...против гордости у человека нет иммунитета.
  
   __
  
  ...Во всю европейскую историю - бесконечный спор о методах...
  ...Для многих в войне-то только и жизнь: скучно хоть со своим казенным рабством-господством, хоть со своей свободой-бездельем.
  ...По сути, либерализм - это краткий миг на переходе от одного средневековья к другому. Лютер и есть вождь этого нового мракобесия... как можно упиваться и прикрываться своей ревностью. Это об этом говорится: "ревнуют по вас нечисто".
  ...У католиков и рога, и копыта по рассеянности торчат. А у протестантов та же продажа индульгенций совершается совершенно натурально: жертвуй на благотворительность и это тебе несомненно зачтется.
  ...Утверждение /Лютер/ всегда победит сомнение /Эразма/ - сомнение хорошо не само по себе - это нелепость - а только как путь к переплавке своих утверждений, чтобы они стали еще сильнее и чище. ..."Утверждаю - не знаю, что, но подразумеваю - знаю что" - оба они таковы.
  Лютер: мистифицировать Бога и рационализировать земные дела - это значит, развести землю и небо, делать обратное тому, что делал Христос.
  "Избавиться, наконец, от этой христианской шизофрении, заключить ее в лечебницы, то бишь в храмы!" И тогда достаточно посылать дань, посылки туда /уже неизвестно куда/, достаточно навещать бедного больного - свою собственную болезнь: тоску по Богу. ...Они сделали Его зрителем - а на самом деле судьей, оценщиком.
  Эразм: "ничего сверх меры", "золотая середина" - сколько в потоке жизни в каждый миг приходится заполнять этих мер, которые все как одна не имеют к тому же никакой шкалы, никакой середины - такая идея может всерьез занимать только совсем кабинетного человека... Т.е. середина должна быть итогом, а не методом. Причем, это итог не обладания всем в гармонии, а исчезновения себя во всем.
  И делать не хотят, и плохими быть не хотят. Не хотят быть слугой, вот и становятся рабами у самих себя.
  ...Нужно стать ветром, чтобы быть реальным участником игры. Призывы же сбываются - т.е. они на самом деле не призывы, а предсказания.
  "Умники" свободны в духовном и рабы в физическом, а народ - наоборот. Но и те, и другие свободны для труда, порабощающего до смерти, но и те, и другие рабы для отдыха и благодати. ...По отношению к тому, кто ниже и слабее нас, мы свободны - но и ответственны - а по отношению к тому, кто сильнее нас, мы рабы, но и безответственны, как Адам в раю.
  Человек свободен настолько, насколько он не приступал еще к своему выбору - и это свобода двоечника, у которого еще весь труд впереди. А чем более однозначно этот выбор сделан, тем более человек лишается своей свободы, но и тем менее ему остается труда /рабства!/. Т.е. он лишается свободы выбора и приобретает свободу от выборов - а в этом весь его труд.
  ...Либералам не хватает одного: личного страдания. Тогда бы им Бог понадобился на деле. Тогда бы у них появилось дело - всякое дело начинается со страдания, с готовности страдать и терпеть. Но либералам обычно отводится комфортная ниша. И мало прищемить всех либералов - они и диссидентствовать способны комфортно.
  ...Напоминает спор Елкина и Горби. ...И всё вещают от имени Духа, Бога, Христа - будто они Им сватья да братья. Это тотальный метод, цемент, которым обмазывается каждый кирпич. ...У них слово "Дух" звучит как "боевой Дух", а вовсе не "Святой Дух" или "Утешитель". ...Безумцы, уверяющие, что у них изнутри грудь в алмазах и медалях. Их Бог реализует себя только в воинственности - точно так же, как у арабов в первые века после Магомета. ...Да они без Бога и шага не ступят: без Бога им и война - не война и захват - не захват, и полицейское государство - не полицейское государство - ничего не мило.
  ...По Елкину ненавистная мне манера голословно уверять, что у него свет, а у других тьма, громоздить Эверест из произвольно присвоенных цитат и утверждений, громких по виду, по звуку, но туманных по смыслу. Никто не решится бороться, против дурдома нету лома: кто сможет разложить по полочкам всю эту галиматью. Да и скучно, да и медленно - а он уже далеко убежал, другим интригует. Напортачить легко - исправить трудно. Нет, это победитель - в стране заранее побежденных.
  Лютер: "Бог сверх Писаний нам неизвестен, а Писание всё понятно" - какая чушь!
  ...Для протестантов проблема Духа - это проблема революции, производимой каким-то конским возбудителем. ...Нечего говорить о Духе, ведь Дух - это сила, которая создана для дела и которая постоянно в деле - и дела-то и говорят о Духе, причем адекватно и совершенно достаточно. Что уверять, что я богатырь!
  Мы можем быть вполне уверены в том, что в Божьем предопределении нет никакого волюнтаризма, никакой прихоти. И это Бог знает судьбу, но мы-то не знаем. И в этом Божьем знании нет ничего удивительного: это просто доведенное до совершенства наше человеческое малое знание о людях: ведь и мы зачастую можем немало сказать о вероятной судьбе того или иного человека, который нам известен как человек с такими-то задатками, как поставленный в такие-то условия. Т.е. слова о знании тех, кого Он, Бог себе избрал, означают только то, что Бог знает, какими должны быть избранные люди. Бог не играет нами как шахматными фигурками - Он видит нашу шахматную партию, но и мы ее видим, только Он нашу позицию понимает идеально /а это не значит, что до конца!/, а для нас всё в тумане и, дай Бог, разглядеть ближние три дерева.
  Лютер - это простолюдин, который понимает всё в каком-нибудь своем портняжном ремесле и не понимает ничего в духовном - вот ему всё и просто.
  Лютер не считается, как Магомет, пророком только потому, что Европа, хоть и хвалится своим индивидуализмом, на самом деле признает лишь индивидуализм "частного" /мелкого, "обычного"/ человека, бесповоротно помещенного в стадо - в общество, в государство, в "социальную ячейку". А мусульмане оказываются ближе к еврейской традиции.
  ...Культура сначала была жизнью и истиной - пока не стала превозноситься и заорганизовываться...
  Бог - это не идол, это стержень, т.е. вполне практичный ключик ко всему.
  Лютер Эразму: "Куда тебе открыть хотя бы одну единственную тайну /тайнушку!/". "Куда тебе установить хотя бы одно единственное правило". И смех, и грех. И таковы-то их вожди!
  ...Странный способ избавления от своего говна у демагогов: закидывают им других. ..."Море, срамотами пенящееся".
  
  
   __
  
  ...Это умозрительно легко пренебрегать чужими ценностями, а вблизи не только крушить трудно, но трудно и самому не соблазниться, не прилепиться.
  ...На юге православие имеет тенденцию перерождаться в католичество, а на севере - в протестантство.
  ...Вот, мол, Толстой отрицал чудеса - что ж, это, по крайней мере, честно /а значит, уже по христиански!/
  Более того: блаженны чудес не видевшие, но уверовавшие в Меня! Человеку нужно сначала школу кончить, а затем - предел мечтаний - вуз, что уж заноситься сразу в академию. /Вон, апостолы были допущены лицезреть беседу Христа с Моисеем и Илией - может, это и было заседание духовной академии!/
  После Достоевского, если его не игнорировать, по честному-то уже невозможно заниматься условным словотворчеством - оно стало безнадежным словоблудием.
  
   __
  
  ...Пытаться содрать асфальт сбоку - ничего не выйдет, только место для себя отдерешь /которое не оценишь!/. Надо просто протыкать асфальт там, где находишься --вот и окажется, что задача не сложна...
  Жизнь - это воды, а философия должна быть правилами о плавании в этой воде. Причем, плаванию не научишься по правилам: надо плавать - надо жить. Так что нечего собирать публику на берегу и чертить ей на песке пляжном свои глубокомысленные знаки.
  Рассуждения о народах - мировом пространстве, мировой истории -
   Это уже предельные расстояния познания и поэтому подходить к ним надо осторожно. Впрочем, поймешь мировую историю тогда же, когда и историю одного человека.
  
   __
  
  Романтика - это когда и в жизни, и на душе хорошо; декадентство - это когда в жизни еще хорошо, а на душе уже плохо; мистика - это когда и в жизни, и на душе плохо.
  
   __
  
  Снова о квартире-мечте: человек должен иметь место для уединения только в неподвижности и место малодоступное - лучше всего этим условиям отвечают полати. ...Никаких кресел, диванов и кроватей /вообще ничего тяжелого, что способно довлеть/.
  
   __
  
  Сейчас безумных, которые исцеляют держат в психбольницах - во времена Христа не было их. ...Помести Христа в мир кривых зеркал - он же "комната смеха" - и никто никогда не опознает Его.
  
   __
  
  Мещане-иностранцы и у русских способны узреть только нелепые самовары, которых у нас уже 100 лет как нет. Каждый, куда ни посмотрит, видит только себя.
  Белинский: "русские - самые атеисты", Достоевский: "русские - самые мистики".
  Атеизм евреев всего сильнее проявился в распятии Христа, величайшего мистика и истинного сына своего народа.
  ...Приходится тянуть резину, потому что куда же вылетать в нашем мире человеку "разогретому"?
  Итак, теперь Мережковский - случайно попалась неслучайная книга. Коммунизм с именем Бога на устах.
  ..Если ты близок к людям, то достаточным оказывается и эволюции, а когда ты отделен и далек от них, то тогда, конечно, "приходишь к выводу", что нужны сильнодействующие средства.
  Вообще все эти идеологии новейшей формации по сути безыдейны, потому что молятся богу реальности, дела и только обслуживают этого бога своими скромными дарами.
  ...Уважают только силу и богатство - а и то, и другое для России на Востоке. Т.е. приобрети Восток, и ты приобретешь Запад.
  "Религия Троицы" /его главная идея/ - речь опять о религии. /и как в Троице истины умножение сил отдельных Лиц, так и в троице лжи./
  ...О Боге и Христе полно, а вот о морали, о любви в реальном, а не метафизическом смысле - практически ничего, мертвое место. ...задавлен Христос, душа, без чего дух - это всегда функционерство. Поэтому для реализации берется всё то же, ни на йоту не подвергнутое сомнению, негласно признанное вечным: политика, войны и т.п. И кроме того: указатели-то ясные, а вот цель всё же как-то странно бесплотна, то ли "духовна", то ли утопична - всё как с коммунизмом.
  "Святое пиршество плоти в мире преображенном" - сбылось: и мир "преображен", и "пиршество плоти" налицо.
  Я спою вам песню о "разумном насилии" и о "любвеобильном патриотизме"! Весь их разум - в насилии, вся их любовь - в национализме.
  Цитатами из Евангелия Мережковский пользуется не так, как убогие религиозники, которые не знают о чем говорят, а весьма близко к действительному их смыслу и назначению /так и сатана Христа цитатами искушал/... "Устрою им царство Христово и буду им Христом - и где там будет этот мой поклон самому себе, что он будет значить, кому он будет известен".
  ...Идейное, если нет любви, и если нет зла, выливается только в возбуждение, способное привести к сумасшествию. ...Похоже, для меня это свидание с Серебряным веком будет чем-то подобным искушению Христа в пустыне. Оказывается, есть кое-что и получше газет, оказывается, что уже опробоваются предельные энергии и самые далекие теории. Мне не хватало достойных противников. И сразу всё стало непростым... иуда верил в мрак сложностей, а Пилат в свет формализма... Убив Его, он убил себя - сатана умирает, когда убивают вас. ...Толстой ружье спрятал, а Ван Гог не спрятал. Ван Гог никогда бы не смог повеситься - а тут слишком малого движения было достаточно. Он его взял с собой, мол, еще подумаю, не спасет ли картина - картина не спасла, она лишь фиксировала отчаяние-безумие. ...Ван Гог - это история одного из джинсовой городской толпы... Когда Христос умер, это потрясло более всех именно Иуду - поэтому он и повесился /если бы он дождался Его воскресения, он, наверное, бросился бы искупать свою вину?!/ ...Христос: "кому Я дам чашу сию, тот предатель". Иуда: "кого я поцелую, тот Христос"... "Похоже Иуде Он подал чашу тут же, потому что тот торопился куда-то". Иногда, тем более, в темноте /факела не позволяют различать тонкости жизни/ - и не поймешь: прошел один мимо другого или на ходу успел вступить с ним в контакт... Бог сатану низверг на землю, чтобы он страданием искупил свою вину, а тот вознамерился превратить ад в рай. ...Мышкин - "князь" не от мира. ...Мережковский на Верховенского похож, похож /кстати, и Ленин похож/. ...Сейчас устраивают бескровные "нежные" революции и "свободное государство". Не справившись, сливают воду.
  Мережковский: "любить женщину без ревности, без насилия над личностью - такое же чудо как любить родину без революционного или государственного насилия. Между браком и блудом нет границы вне Церкви - вне чуда. Прелюбодеяние - половое убийство". ...Прелюбодеяние - это чудо, совершаемое грязными руками. ...Прикладывать силу-то приходится всегда - и когда делаешь доброе, а не только когда делаешь злое.
  России нужно нечто вроде славянофильского либерализма. Не Россия для западной свободы, а западная свобода для России - в тех дозах и аспектах, которые ей, России будут полезны. "Демократия" не годится: она неизбежно превращается в царство толпы, управляемой демагогами. ...У нас сначала наглотаются всего подряд, а потом под предлогом, что живот болел, мучают себя голодом, вовсе ничего не едят.
  
   __
  
  Когда все прожженные, когда все злые, то получается как при атомном оружии: боятся воевать, не надеются обмануть друг друга.
  
   __
  
  Надо двигаться к бессловесному пониманию бессловесного мира, природы - но двигаться при помощи слов. ...В голове должен быть муравейник, а в жизни полный покой. Так было у Христа.
  Религии успех имеют только у негров, у которых его имели бы все, имеющие единого Бога на небе /например, те же мусульмане/. Успех в немалой степени основан на явленных "чудесах": ярких побрякушках и проч. ...Христианство в Японии или Китае распространено меньше, чем дзэн-буддизм в Европе! В Корее своя местная разновидность, с христианством имеющая весьма далекое сходство и называемая так только потому, что и сама Европа уже к подобному же положению пришла /к тому же у этого Муна сильнейшие экспансионистские тенденции!/ К душевному они равнодушны, как равнодушно к нему и без того прекрасное дерево. Обольщение материальным прогрессом? --они ему не поклонились, а тут же шустро наладили сами. Только личный пример, только нечто, преодолевшее национальные, региональные рамки может и произвести впечатление, и приняться местной традицией.
  ...Лишив Христа Отца и Духа /истории и силы/, взамен они наградили Его "Божьей Матерью" - "ведь плохо Богу одному". Стал Христос маменьким сынком и сиротой.
  
   __
  
  Мечта - почти каламбур: как Мышкину поехать в Ленинград, поехать дворником, а потом неожиданно получить "наследство" в виде публикации.
  Ну и любовь, конечно.
  ...Человек - это слабость и хотение. ...Бег от смерти - это бег от жизни, а момент полной смерти - это и момент полной жизни, и он тоже переводит нас в иное измерение, так что мы уже не возвращаемся к прежнему.
  И ты не будешь творить "чудеса" - они сами будут твориться. ...И ведь чудо - это не только лечение больных. Вот пение - это явное чудо. Весь тот мир - чудо. И надо, попав туда, суметь показать его людям - и тогда они сами будут исцеляться. Когда тот мир сможет тебя воскресить, тогда он сможет исцелять и других. ...Исцеление - это ведь не воскресение: это не обретение доброй печати, а только снятие злой - возвращение человеку свободы выбора.
  Я пока верую в любовь только как в заветное, магическое слово. ...Вера в слово и в словах, и вера в дело и в делах.
  
   __
  
  Что-то я в последнее время так самоуглублен, что когда хожу по магазинам, то как полуслепой напрягаю зрение - иначе смотрю и ничего не вижу.
  Вынужден Женьке включать ТВ и, чтоб не отвлекало /а я очень напряжен и всякий шум для меня стал болезнен/, включаю у себя музыку Баха: пусть техника воюет с техникой, а я останусь свободным! Причем включаю так, чтобы в сумме они оба звучали неразборчиво.
  
   __
  
  В 1905 году царь расстрелял народ - разочарование в царе, в 1917 году народ расстрелял царя - разочарование в народе, в 1991 году опять народ расстрелял царя, а в 1992 году опять царь расстрелял народ... Неужели еще осталось место для каких-то иллюзий /сейчас не осталось, а потом снова появятся. С опытом, как с жертвами богам - регулярно требуются всё новые подношения/.
  Петербург - это символ того, что путь в Европу ведет Россию в болото и к чухонцам.
  
   __
  
  Чтоб увидеть сатану, плоского, но огромного, как океан, нужно самому подняться как можно выше - только Бог видит всё плоское "величие" сатаны. А для "поверхностных" людей этот океан только еле различимая линия.
  
   __
  
  Зима такая теплая, что постоянно чудится, что уже весна на подходе /а еще и снега-то толком не было/. Такой же звонкий, ясный воздух, как в марте. Впрочем, после Рождества каждый новый день к весне, ведь день начинает прибавляться. Только у нас, в России два месяца пройдет прежде, чем эти изменения, накопившись, смогут реально прорвать ледяную оккупацию. А до того так и будет витать невидимый, еле ощутимый запах весны, не находя еще себе места. Младенец уже появился на свет, но еще только растет, не вошел в силу.
  Книги, кино пробуждают желание лучшей жизни, но не дают к нему никаких оснований. Сатана вместо того, чтобы убивать желание к лучшему, искусственно раздувает его - чтобы люди в нем разочаровались - и превращает это представление о лучшем, навязывая свои химеры. ...Разочаровавшись в вере в лучшее, тем более хладнокровно отправляются в кино, чтобы "полтора часа пожить лучшей жизнью". "Лучшая жизнь" превращается в нечто утилитарно простое.
  Человеку не дано знать, что такое сущности, которые ему заданы Богом /свет, материя, хотение и т.д./, а дано знать взаимоотношение сущностей. Потому что только это ему и нужно. А Вовка в черной дыре: "почему я выберу то-то?".
  ...Ведь это бросается в глаза: обилие в Америке "шоу" и "мюзиклов" и аристократический, классицистский стиль их "коттеджей". О чем люди действительно мечтают, то всегда сбывается. Более того, только мечты и сбываются, т.е. всё, что бы ни возникало - это и есть детища их мечтаний.
  
   __
  
  "Милосердие Божие не имеет границ" - не милосердие, а справедливость Божия не имеет границ. В Божьем суде мы просто увидим самих себя, получим в награду и наказание свое собственное отражение. И исправиться нельзя будет, потому что человек меняется лишь в жизни, проявляя себя по отношению к другим.
  Но и милосердие Божие не имеет границ в смысле проникновения к тому хорошему, что прячется за коростой грехов, как бы бесконечно далеко это хорошее не было погребено. Проникновение с призывом: "живи". И если будешь жить, то грехи "простятся": распадутся и ты пройдешь сквозь них наружу, на свет иной реальности.
  Нужно жить одним днем, быть блаженным. Чуть только свет - сразу и радуйся, не помня ни о каких омрачающих расчетах. Но чуть только тень, так и страдание. Конечно, это идеал, но идеал есть наш позвоночник, центр - а без позвоночника не будет и неидеальной жизни - вообще ее не будет. И абсурдно бояться "перестараться" и "выродиться" в один позвоночник /бояться быть живым взятым на небо/.
  Мы ведь потому и не можем ничего, что наши орудия - наши члены - находятся в полузатопленном, полуразмытом, зачаточном состоянии. Т.е. был бы ствол - будет и дерево. ...Доверьте блаженному делать дела - он и построит, не преткнется! /Ствол внимания на ствол, а рассеяние - ветвям - разве это не естественно?!/
  О троице веры, надежды и любви: в любви max любви и min страдания, в вере поровну и того, и другого, а в надежде max страдания и min любви /огонек/. ...Это три ангела: любовь для совершенных, вера для идущих к совершенству, а надежда для только еще пробудившихся. Надежда - это спасательный круг, вера - движитель всякого дела, любовь - это рай, добро уже и без труда. Надежда смотрит вглубь, любовь смотрит ввысь, а вера смотрит вдоль по жизни. Надежда - это дар Христа для спасения гибнущих, вера - это дар Христа для совершения добрых дел, любовь - это дар Христа для достижения неба совершенными. По сути, это всё дар воздаяния за свои усилия уже в этой жизни. Дар воздаяния в нас. А в конце времен будет дар воздаяния и вне нас, "в реальности".
  Дары всегда равны искушениям по силе! ...Чтоб исполнить "не убий", надо победить смерть. ...Толстой восстановил Ветхие заповеди!
  ...Сатана не сторонник "грубой реальности", хотя из презрения и позволяет всем народам именно в ней распоясываться...
  Итак, надо преодолеть "практический настрой" со всеми его чувственными суррогатами, "кожзаменителями" /преодолевшие это победят Европу!/.
  
   __
  
  Приснилось почему-то, что мне в столовой комнате на моей стене надо добавить желтое: два крыла и одно пламя, всё по отдельности, разбросанно, пятнами. Всю ночь, мучительно: "не хватает, не хватает" - хоть вставай посреди ночи и делай.
  Зеленое основание - природа; красные "леса" - строительный дух; а желтое - это жизнь, любящая, летящая и горящая. Картины же - население этого мира-дома.
  
   __
  
  Достоевский сказал: "страдать надо"; Толстой: "любить надо"...
  В нашем мире море художества, но дефицит смысла. Море полноты, завершения старого и дефицит борьбы, начала нового. Моя жажда совершенства требует художества, жизни, а моя честность требует похода в муки неизведанного, первозданного, в море неблагодарной еще целины.
  ...Страдание - для себя; вера - для дела; любовь - для людей.
  ...Нежелание попасть в ад по причине отвращения к огромному, умопомрачительному скопищу тел и лиц, находящемуся в ужасном похмелье; нежелание попасть в ад из-за эгоцентризма, чурающегося общежитий!
  ...Каждый шаг становится критичным /а в детстве критично всякое впечатление/.
  ...Уже давно я увидел фото некоторых русских храмов /в журнале "Наше наследие"/ и, раз до сих пор вспоминаю, значит они произвели впечатление. Кажется, Петергоф... Какая-то вечная женственность. Скромная Антика на русской - скромной - природе...
  ...Думал, что моя "высокая тоска" - это уже гарантия и можно читать газеты и т.п., жить распущенно. Это не гарантия, а задаток. ...Иначе ты не пенсионер, а безработный, не профессионал на отдыхе, а дилетант. Ищи отдых, покой внутри самой своей службы.
  Ощущая себя помещенным в мир огромных частностей, ты теряешь самоволие, как бы зажат среди них. Уже нет нервирующей проблемы выбора: "куда покатиться гладкому шарику, лежащему на гладкой поверхности?"
  Теперь уже не отделаешься "регулярностью занятий" и "протоколами о намерениях" - это всё в тебе твое школьно-техникумовско-вузовское воспитание, а также заумь псевдомудреца /аспиранта после вуза!/. И в целом со смирностью ученика, малоподвижностью сидений за партами надо кончать. Почему ты смирился с тем, что жизнь среди людей тебе недоступна? Вот взялся за дела и ведь ничего, а боялся, что у тебя и дела не пойдут. Конечно, надо сначала в делах закрепиться, но не более /т.е. лестница: теория не только закреплена, но и развита, дела закреплены, а человеческие отношения начаты/. ...Т.е. теория - это плод надежды, дело - веры, жизнь - любви.
  
   __
  
  
  ...Мало иметь смутные добрые намерения и надеяться на свою "политичность". ...Вообще, величина власти должна быть только по величине цели. ...Ах, если бы и пряники побольше, и кнуты похлеще! /Власти сейчас вообще нет, вот и получается призрачный "либерализм"./
  "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные народы" - русские в этой очереди, наверное, первые, а американцы последние.
  ...На слух многие европейские языки производят впечатление варварских: все эти "шэ", жеваные звуки. Только в русском есть и ясность, и мягкость /испанский и итальянский - ясные, но слишком звонкие/... - неужели тут только субъективность?
  ...Они, бедные всё ждут у моря погоды и не поймут, почему свобода есть, а добра нет /впрочем, есть ли свобода - опутаны законами до абсурда, шагу не ступишь не по правилам/.
  ..."Непротивление злу насилием" - это по существу противление злу ненасилием - это Христос и заповедал нам.
  /Бердяев послабее Мережковского: он - Европа, а тот - Америка. Но только русские производят ясные теории: в Европе тарабарщина, а в Америке в теории только китч, зато ясные дела./
  
   __
  
  Прелести минусового тепла. "Иду, сияя, но тихо - вот в таких противоречиях и содержится истина. Раз тихо, значит владеешь внутри. И это сила, которая сама действует, производит впечатление, так что тебе не надо тужиться, а только охранять свое счастье".
  "Посторонился вежливо - вот ведь, трудно вытравить добро. Впрочем, уже многие подошли к тому, чтобы ходить напролом".
  Придя домой: "Как хорошо, что не выписали газет - а то бы сразу померкло солнце".
  "Небо" - хорошее слово, не хуже, чем "Бог" /китайцы правы/.
  
   __
  
  Мой метод похож на метод Баха - контрапункт: дай мне любые ноты-понятия - я всё равно смогу сыграть всё ту же свою музыку.
  Выключая ТВ, Вовке: "у них-то всё как в кино, а вот ты сидишь в кальсонах".
  ...На самолетах, мол, в целом меньше гибнут, чем при других способах передвижения. Но когда ты сам идешь или ведешь машину, то всё от тебя зависит /и гибнут неосторожные и т.п./, а там уж полный фатализм.
  Вдруг решил, что пора размножить свои писания: попросил Вовку переписывать под копирку. "Слишком рискованно их в одном экземпляре держать; и если надумаешь печатать, то опять же иметь один оригинал недостаточно. Так что, если хочешь мои писания почитать, перепиши их!"
  Женьке попробовал отвечать /на его непобедимый крик, мат и блат/. Он: "Ты на маленького доброго руку поднял!" - "Да, в тебе добрый маленький, а злой большой - не заметил?" /я как факир своими построениями зубы заговариваю!/ "Смотри, как человек погибает!" - "Если бы не орал, то и не погибал бы". Ловлю его на смыслах, которого и у него очень много. ...Другого метода не потерять себя, не проиграть нет и при контактах с не сумасшедшими блатарями. ...Мало им занимаемся, вот и появились у него повадки распоясавшегося беспризорника.
  ...А вообще, слово возбуждает проблемы, сеет иллюзии; слово - это головная, зубная боль...
  
   __
  
  Итак, закрепление дела требует твердой теории и капельки любви и жизни. Теория - это сила, а любовь - это крылья. /А на следующей стадии - высший пилотаж./
  Управлять Вовкой так, чтобы его помощь была существенной - что мне необходимо - зависит от этого же. Так что не пеняй на его упрямство или лень, а пеняй на свое бессилие.
  
   __
  
  Женская красота воодушевляет, а женская легкомысленность приносит облегчение. Женщина - это мужской отдых. /А мужчина - это женская работа./
  
   __
  
  Я явственно ощущаю, что корабль моего мироощущения незримо меняет свой курс - в открытом океане это совсем незаметно, но я уверен, что теперь-то берег покажется. А раньше я просто плыл по течению и не представлял ни того, что корабль управляем, ни того, что существует земля, где произрастает жизнь.
  Появившаяся жизнь даст новое качество моим делам, а новое качество моих дел даст новое качество моим теориям. Т.е. каждая капля жизни будет живительной и для дел, и для теории.
  
   __
  
  Воюй только на чужой территории. Ведь человек выдает себя каждым словом и каждым движением - и методично разоблачай, раздевай его, показывай, что у него не доспехи, а дырявые лохмотья с чужого плеча.
  Художество может быть трех видов: теоретическое /его я уже вижу/, деловое /живопись и все прочие занятия/ и жизненное /но до этого мне еще очень далеко/.
  Психология - это взгляд изнутри; очерковая точность, деталь /"реализм"/ - это взгляд со стороны; образ - это взгляд издалека, с неба. Меня влечет соединение образа с психологией. ...Образы стоят, психология мчится, образы воспаряют, психология вгрызается. Образ - это рай, а психология - это поиск рая в страдании.
  Реализм, классицизм - это вовсе и не искусство, а утварь буржуазного или аристократического обихода. Первые - образы молодости: надежды, порыва, самоуверенности, а последние - образы старости: разложения, отчаяния, химер. Великая простота и великая изощренность. ...Возрождение вдохновлялось Антикой, а нынешние корчатся от порожденного Возрождением. Удовольствия ведь часто выходят боком в конце.
  ...Это работа грузчиком - или ювелиром - без вознаграждения. Только изредка, как милостыня, подавалась кружка подозрительной по запаху воды или сухарь, об который обломаешь все зубы.
  
   __
  
  Вся грязь в отношениях полов всегда от слабости человеческих чувств - тогда животные превозмогают.
  ..."Бог - это сверхъестественное существо" - тем самым у Бога отнимается естество, через которое только Он и близок людям! И что за манера говорить о том, чего не знаешь: кто ее видел, эту "сверхъестественность"? Дай Бог, с естеством разобраться. Убрали Бога за горизонт и в реальной жизни сами всё за Него решают.
  ...Американцы - пышнотелый капитализм.
  ...Голая геометрия современных домов... "Геометрия человеку ясна - ему ясна ее отвлеченность и пустота..." Но эти скелеты могут вновь наполниться жизнью, облечься в плоть, воскреснуть.
  
   __
  
  Всё было во мне и раньше, но было неограненным, неотшлифованным, неоцененным. Так что я только защищался и вечно судорожно искал каких-то других средств защиты, вечно был нахлобучен, озабочен...
  Иду по улице и с одного взгляда "читаю" лица. Молодые безнадежно активны, а старые безнадежно пассивны...
  "На всех ветвях сидят, как на веках, толстея, голубицы с голубями" /В. Соснора/ ...Вот Дерево Истории, черная - вечная - кора. Статуя самая страшная, если бы не это детское озеленение каждый год, каждый век. ...Каждый век - ветка - растет отдельно, у каждого своя, особая история... Каждая ветка - век - это черный, корявый, деревенеющий поиск голубизны в пространстве, поиск, иссякающий в бессилии. ...Все века вечно живут вместе...
  Не обязательно расписывать целые теории. Творю в самой жизни, а потом только записываю...
  
   __
  
  Русские - это старая нация, а американцы - это молодая нация.
  ...Русские предсказывают заранее - еще тогда, когда никто не слушает - а американцы предсказанное исполняют задним числом - тогда, когда всё, например, эта техника, уже надоело. /Технический декаданс!/
  Американцы хорошо делают большую форму - те же небоскребы и т.д.
  Молодые американцы будут двигаться ко всё большей молодости, к инфантилизму, а затем и идиотизму младенчества, а русские, старые, будут двигаться ко всё большей старости, дряхлости, к старческому маразму.
  Любовь /половая/ у американцев - это слишком жестко закрепленная деталь.
  В другой комнате работает ТВ - американское кино. И всё, что не донесется - штамп. Плотная, сплошная цепь штампов, унифицированных, формализованных "фразеологических оборотов", вполне пригодных для компьютера. Полное отсутствие "постороннего" смысла и настроения. Тоже, конечно, и с русским кино /в другом роде/. /Кстати, было бы не грех проиллюстрировать многие из твоих обобщений./
  
   __
  
  Поэзия - это тарабарщина, наряду с философией. Ее терпят из уважения к искусству так же, как философию терпят из уважения к науке.
  Все подвизающиеся на ниве искусства - это орден людей, имеющих то кредо веры, что смысла нет /или он слишком очевиден/, а рай есть /и он не слишком очевиден/. Что в смысле нету рая, а в рае смысла. Это всё духовные гедонисты /включаю сюда и духовный мазохизм/.
  А вообще, только так, как БГ творить и естественно: если пишешь стихи, то пиши и музыку. Стихи без музыки - это только полуфабрикат, основа. "Умозрительная поэзия" - это противоестественно как немое кино. Хотя для анализа голый текст - это то, что надо. ...Но у этих голых поэтов слишком всё перекручено - от неудовлетворенности и зажатости. Вот чему надо учиться у Бори: как сочиняется простая, но выразительная музыка...
  ...Люди сообщаются только через Бога! Со своих колоколен им видны лишь проекции иных объектов. "Где двое или трое во имя Моё, там Я посреди них" - чтоб им было возможно сообщаться. Т.е. сообщаться, находить контакт, собираться во имя этого - это значит искать и находить Бога, Христа.
  "Не мечите вашего жемчуга перед свиньями" - читать надо так: "не мечите вашего жемчуга только перед свиньями". А перед всеми остальными мечите: сейчас ваше семя и при дороге, и в сорняке, и на камнях - ведь не всегда разберешь что перед тобой: наше дело не почву судить, а сеять. Да, сорняк задушит, при дороге затопчут, камень не даст развиться - так это будет опытом для людей, побуждающим их камни убрать, сорняк выполоть.
  ...Песня как жанр крайний, жанр экстаза.
  При низкой мерке даже демагоги прикрывают свой бред музыкой, а при высокой мерке и певцы-поэты неспособны скрыть несостоятельность своих текстов.
  В первый раз в свои 28 лет прочел несколько страничек древней китайской поэзии /судя по дальнейшим "исследованиям", речь нужно вести не только о китайской, и не только о древней, и не только о поэзии/. Как будто на природе побывал.
  ...Нужна форма, но тяготеющая к образности, т.е. к настроению, нужно и содержание, но устремленное к воплощению /т.е. к образной форме/.
  Китайцы размножились, потому что так, до густого заселения размножается природа.
  
   __
  
  ...Итак, он умирал. Его хватил удар где-то в заброшенных кустах и он пополз, но сполз в неглубокую и компактную могилу, причем голова там не уместилась и лежала как-то боком. Свернувшись набок, она и отделилась, и так и лежала отдельно, но т.к. кругом всё было замазано грязью, то разрыв был виден совсем неотчетливо. И тело полуразложилось уже. Да ведь это умирание уже после всех мыслимых, естественных смертей. Борьба за жизнь уже после смерти. Голова с шумом вбирала и выпускала воздух сквозь сцепившиеся длинные желтые зубы, которые все были наружу. Надо бежать, вызывать скорую, но это ненужно, его не собрать уже. Я даже сделал инстинктивное движение, желая осыпать край могилы. Или она сама осыпалась, а я не мешал. Главное, голова работала - дышала - неукротимо, ей словно было легче без тела, именно она не сдавалась - тело давно сдалось и разложилось - и лежало поперек могилы...
  /Дело не в "плохом настроении", дело в плохом: оно "настраивает"./
  
   __
  
  Жениться можно только на девушке своего уровня: т.е. своего уровня дара и своего уровня страданий, усилий по освоению этого дара. /а то может быть талант, но отношение к нему потребительское или могут быть усилия, страдания, неудовлетворенность, но сам дар очень маленький. Иначе симпатия /способная возникнуть у очень многих к очень многим/ не выдержит испытания временем, жизнью.
  Сила огня - тонкость и бледность в лице - должна быть одинакова, иначе более теплый будет водой для огня другого.
  
   __
  
  В конце концов, важно то, какое духовное небо тебя накрывает; какая любовь на нас нисходит с неба, какой гнев и какие страхи - какая благодать...
  Ошибаются те, кто, изгадив землю, в предвкушении будущих своих гадостей смотрят на безмятежный небесный простор. Мол, уж мы лишим тебя девственности.
  
   __
  
  Случилась пятиминутная встреча с родственницей, в которой были задеты все щекотливые вопросы - и вот уже опять я целый день полон только этим - объясняюсь, объясняюсь. Без работы я чувствую себя много менее устойчиво.
  ...У Достоевского несколько фантастические люди в несколько фантастических ситуациях, у Толстого несколько исключительные люди в несколько исключительных ситуациях, а у меня обычные люди в обычных ситуациях, но выходит полная фантастика и исключительность.
  
   __
  
  "Та-ак, хлеба нет... и сразу возникают два вопроса: кто виноват и что делать".
  Только простые теории способны осуществляться, быть опорой в движении: сложные похожи на строящийся неприбранный дом в строительных лесах - и на одно их содержание уходят все силы.
  Что-то до того разнервничался в последние дни, что даже дважды вступал в перебранку на улице - в магазине, в очереди и на трамвайной остановке. Сам себя не узнаю.
  Кончилось обитание в отчем доме неясности - теперь вышел и очищаю от неясного мир.
  
   __
  
  А почему бы не быть Елкину лучше Брежнева, раз Брежнев был лучше Сталина - ведь и Горби лучше Хрущева, а тот лучше Ленина? Сталин - это реакция, Брежнев - это инерция, а Елкин - это анархия. Да, лучший, но ведь и запорол он лучшее.
  
   __
  
  Романтизм - самоудовлетворяются.
  Может, детям и не вредно, и то вряд ли.
  Хватаешь жар-птицу, а держишь в руках полудохлого воробья.
  Да и может ли человек быть лучше в словах, чем в делах...
  Гнусное путаное бормотанье себе под нос, да еще и утыкано всё какими-то экивоками, намеками, указаниями, сущая каббала.
  Сомневаюсь, что "сейчас уже всё, конечно, по иному".
  Не случайно всё-таки так часто не хотелось писать. Я вот 3 года после армии не писал, а процесс всё равно шел... По молодости только и перетерпел весь этот кошмар.
  "Комментариями поправить"? И тяжело, и сомнительно: то ли ты вытащишь, то ли наоборот тебя утянут.
  Человек не может выдержать слишком большое знание о своем незнании. Так что иллюзии спасают от катастрофы, смягчают проблемы.
  Христос делает безумными мудрых, но ведь он спасает именно безумных, нищих духом: т.е. даже наказывает, чтобы спасти.
  А раньше я даже прельщался своим туманом и удобно с ним временами устраивался: мол, вот в какие сложные эмпиреи вхож... Нет, я много трезвился, но и этого "много" оказалось мало - пример другим. Сложность льстит самолюбию, а расслабленность безволию.
  Так что были только отдельные счастливые дни /наверное, были, хотя я их и не помню/; но и они были мучительны, как для чрезмерно голодного пища, как для обитавшего в невесомости земля, как для жившего в подземелье свежий воздух. Я помню как меня шатало от слабости.
  Так что я был силен только той каплей - иначе говоря, искрой - любви, т.е. искренностью /хоть и испытывал Его: не погубит ли? Если погубит, то мне при таком Боге и жизнь не дорога/.
  Но может быть, на других всё это и способно произвести впечатление - я ничего об этом не знаю. Т.е. я с обычной точки зрения самый субъективный читатель.
  ...Идеализм - это когда налегке "воспаряют в высь" - кому ты там нужен пустой?!
  Вершиной будет то место, на котором ты остановишься, будучи уже не в силах сделать и шагу.
  Поле пшенично-сорняковое - это настоящее поле боя, где всё смешалось, где сражаются на каждом клочке земли, но сражаются невидимо и долго.
  Теперь я готов заговорить как мудрец Востока: "надо слиться с сущим, испытывать приятность и покой от этого слияния и от него же получать силу и свободу, которые только и могут позволить воистину иначе проявить себя среди людей. Кого волнуют мои "результаты" - главное, чтобы я сам для себя был прекрасным результатом.
  Это ведь был символ, что мудрецы Востока принесли дары Иисусу, т.е. оценили Его и издалека /но Запад трактует это как поклонение Востока Западу - будто Христос европеец/.
  Раньше у меня было не рвение, а нетерпение, я не улучшал систему, а только портил, перенапрягал и то, что имел. Клонит куда-то и всё. Если же скачешь галопом, потеряв землю под ногами, то тебе уже всё ни к чему.
  Как приятно сидеть у солнечного окна /вспоминается сразу Вермеер/ - я так мало этой приятности имел, живя на северной стороне дома. Размышлять часто хорошо в полумраке, а ощутить полноту себя лучше всего в полной темноте.
  
   __
  
  Сильные мужчины нередко умирают внезапно, потому что их сила как панцирь не дает поработать под нагрузкой всему организму. И болеть они не приучены. Будь сильнее мышц в своей нагрузке.
  
   __
  
  Каспаров по ТВ - всё-таки напоминает шулера. Впрочем, игрок не может шулера не напоминать. Это и на противника хорошо действует, заставляя его думать: "обманывает, гад". Игра - это же тоже экстазное общение с людьми.
  Сам признается: "мои недостатки: эмоциональность и поверхностность" - казалось бы, с такими качествами вовсе ничего нельзя добиться в шахматах, если думать о них трафаретно, как об игре глубокой и требующей хладнокровия! Но наши достоинства - это продолжение наших недостатков. Он осматривает наибольшее количество вариантов, легко комбинируя ими - ведь их всегда очень много, больше, чем, например, раньше думали - и нужна поверхностность, чтобы эдак по-свойски со всем управиться /начальник над возможностями - ведь и всем нам не мешает вот так расширить свой кругозор, увеличить число своих "подчиненных" /. Он менее идеалист, чем другие, которые лишнего думают, что всё будет по плану /по расчету/. И со своей эмоциональностью он ближе к жизни: не решает ребус, а играет с конкретным противником, его психологией. Опять-таки другие лишнего думают, что шахматы - это всё-таки ребус и надо только найти некий абстрактный "лучший ход".
  
   __
  
  Китайцы и проч. - это горизонтальное основание, европейцы - это душевный круг, а Библия и евреи - это духовная вертикаль...
  
   __
  
  Итак, мой малый свет лишь осветил размеры тьмы. И мне всего не узнать - я же ещё и жить хочу. Я свой взнос сделал - пусть и другие потрудятся. Мне моего знания хватит. Им не хватит - пусть ещё ищут. А я человек сирый - мою черноту, откуда я родом, добела не отстираешь.
  Самоусовершенствование - это тоже самоудовлетворение, только не через беззаботные наслаждения, а через нахлобученные самоистязания.
  Т.е. если и публиковать такое, то только в качестве "уникального экспоната".
  И, конечно, с моими текстами можно делать всё, что угодно: например, сокращенный вариант.
  Так что новую жизнь связывай не с окончанием писаний: мол, "всё уже написано", а с оставлением их позади: мол, был у меня такой опыт, мало он мне дал, но теперь я пошел дальше.
  Теперь я понимаю Христа, почему Он говорил кратко, не нажимая на слова, чтобы "всё" объяснить. И зачем всю жизнь расчеркивать в клеточку. Нельзя нажимать на понимание жизни настолько, что приходится из этой самой жизни уходить. Хочу жизнь и слово уравнять в правах: слово - это одно из чудес жизни.
  Итак, теперь удержу слову будет много больше.
  В настоящем ничем себя не проявил? - не проявят себя в будущем и твои подобия.
  Черные линии среди странных цветных огоньков и проселочных дорог в поиске, в мысли.
  Да, молодость прошла. Дом был подводной лодкой, но вот лодка всплыла, стала надземным кораблем - и куда-то теперь поплывет...
  Вот человек, похожий, как ему и полагается, на растекшийся студень, на лужицу на солнышке, на слегка сгустившийся туман. И вот перед этим человеком загорается нестерпимо прекрасная цель. И вот теперь представьте, как он силится собраться для того, чтобы хоть немного передвинуть своё "хозяйство".
  Или вот человек - крутое, глухое, непроницаемое тесто. И вот теперь представьте то, что этот человек хочет впитать в себя хотя бы немного бальзама. Чтоб стать и мягче, и вкуснее. Но это так трудно крутому тесту: рот у него еле-еле открывается. Как у полумертвого.
  Я хочу обитать в чистой, прозрачной среде, сквозь которую хорошо видно, что мир прекрасен. И зачем это я ставил между так много разной дряни?! Воздуха так много, а я умудрялся задыхаться /сейчас боюсь раствориться в воздухе, мол, "надо же и честь знать - работать пора"/. Пространство - это свобода. А время - это река, потихоньку, незаметно - чтоб не потревожить, не нарушить свободы - влекущая пребывающего в свободе пространства.
  Раньше я имел большой порыв, но не имел ещё содержания, в прошлом году я имел большое содержание, но не имел порыва, а теперь хочу жить имея и то, и другое, причем не только как молодой лев, но и тихий мотылек...
  
   __
  
  Не в первый раз снится странный цветной телевизор. Нечто среднее между соломенной хижиной в миниатюре и огромным цветным телевизором и аквариумом. Т.е. под соломенной крышей стеклянная колба с некой жидкостью зеленоватого цвета. Звука нет - похоже на аквариум; но изображение есть - похоже на цветной телевизор; но изображение плавает и объемны фигуры внутри.
  У нас пропал кот Василий /кто-то их хладнокровно подбрасывает для выращивания, а затем, только-только набравших силу, собирает/ и ночью мне приснилось три кота. Сначала я увидел одного кота Василия - с белой грудкой, пушистого - и обрадовался. Но потом я увидел ещё одного кота Василия /и радости стало меньше/. А напоследок показался ещё гладкошерстый, серый, совсем незнакомый кот. "Зачем нам три кота?" - с тупой тоской подумал я...
  
   __
  
  Я "умник", голова в поисках тела. Одно головное похоже на скалы. А нужна и мужественность, и женская красота...
  
   __
  
  
  Вовка ходил по делам очень долго - очереди - и очень бесполезно - из-за собственной забывчивости. И вот, лежит грустный. "Душевная усталость - это и есть падение духом, наводящее на мрачные мысли!"
  Меньшее, что терпишь от Ж. - это сильный, сотрясающий пол стук пяток при этом его безостановочном хождении...
  
   __
  
  Монахи и т.д. идут от формы к душе - этим вовсе не надо пренебрегать, ведь действительно, когда видишь на себе явные знаки, то тебе легче с душой своей сладить и направить её туда, куда хочешь - к добродетелям.
  ...Сначала от жизни к тексту, а затем от текста к жизни внутри текста. /Так же и с картиной/...
  
   __
  
  ...Чудовищные мутации, вроде маоизма - Маркса в Китае...
  ...Я всё молочное люблю так же, как мороженое...
  Наблюдаю НХЛ: пинг-понг, пинг-понговые голы. Нет той секунды, в которую успела бы зародиться мысль /это в 20-ые годы эта секунда ещё была - меньше были скорости и габариты игроков/. Чисто американская - силовая и роботообразная - игра. У них такой и баскетбол. /Футбол не любят потому, что его трудно на свой лад переделать./
  Слушая Моцарта: "Все они - природа. Люди, имеющие красивый душевный ландшафт - во всяком случае сумевшие представить его красивым. А Бах, Ван Гог, Достоевский - это человек, взаимодействующий с природой с целью взлета в духовное. Первые - это идеализация душевного, а вторые - это её преодоление, раскрытие в достижении большего. Первые: "душа-господин", а вторые: "душа - подвизающийся слуга". В природе всё, она прекрасна, но она не человек, она не обладает собственной волей, а подчиняется тому, кто ею владеет - а тут создается иллюзия свободы, в которую я никак не могу поверить: безволие и свобода?
  Пнул кошку, а потом стал делать вид, что ничего не произошло - второе зло хуже первого.
  Иду голодный... "Надо бы иначе поступать с этой остротой - не нажираться торопливо, теряя образ /и уже сейчас не спешить/".
  
   __
  
  "Письма" Пушкина.
  Эпоха Александра Первого - это молодость, Толстой и Достоевский - зрелость, а наше время - старость.
  Так что, застрелив милого Ленского, Пушкин застрелил свои иллюзии. Когда он приближался к природе /"Болдинская осень" и другие осени/, видимо, загорался какой-то свет, но когда его связали службой и женитьбой этот свет померк.
  Иллюзии уводят от реальности, но они же делают человека удачливым и легким на руку. ...У всех только легкая позолота, быстро сошедшая /вышедшая замуж за старость как "милая" Татьяна/. ...Мне это знакомо: излишние надежды на себя и на окружающих: растрачиваешь на них свои силы - как в черную дыру.
  Поколение Пушкина было, наверное, первым поколением людей совершенно новой, "европейской" породы.
  ...В молодости и злодея можно принять за ангела...
  
   __
  
  А ведь я помню тот еле заметный момент, когда Вовка как-то вдруг /для меня/ склонился к доброму. /Настолько всё это было без шума, без предисловий, что я этого, скорее всего, и не отмечал ещё до сих пор в своих записях./ Потом всё это постоянно подкреплялось - хотя и оставалось - и остается - только тонкой невидимой нитью.
  А я так и не склонился до 21 года и тогда Бог сжалился: дал нить познания. Это не гирька на добрую сторону, а только вертикальная шкала шансов: "может быть на какой-то высоте он склонится, может на какой-то высоте ему будет это удобнее и сподручнее сделать".
  Я теперь срастаюсь с миром и важно, чтобы срост шел истинным путем. Важно, чтобы мы понимали и любили друг друга, тогда не будет мутаций и отравлений.
  
   __
  
  Кто начинает писать что-то типа школьных сочинений и сразу переполнен стандартами, напичканными в него "воспитанием", тот никогда не станет самобытным.
  Папа в вечных поисках приятно бодрящего. Дорогой вновь рассказывал о своих друзьях-товарищах детства и юности. Я: "Резюмирую: у одного сильно чувство справедливости, второй культурен и талантлив, третий просто мудр..." К тому сказал, что отец сам именно на подобное - на свою бодрость, например - надеется.
  Вовке: "Хочешь написать свою философию и чтоб я её потом переписывал?!"
  ...Моя мельница муку смолола и теперь мне нет нужды настраиваться на новые молотьбы. Та же публикация ведь тоже не может не быть делом жизни. /"А может это просто запах весны?" - "Да, но весна не для всех пахнет"/
  В этой жизни надо пройти между жизнью "в своё удовольствие" /"жить бы на природе, рисуя" и т.п./ и драмой головокружительных претензий.
  "Прокомментировать все свои писания, всю Библию, всех интересных писателей и других знаменитостей, а также всю свою жизнь" - ну не абсурд ли?! Ясно, что выйдет всё иначе. Чтоб понять меня, мой подход к людям и слову столь многого просто не нужно. Кто знает в сколь причудливую мозаику в конце концов сложится жизнь, в том числе и писания - и пусть будет так.
  Печататься: либо отправить близким и знакомым, либо прикинуться мусором и попытаться проскочить среди прочих в потоке, который может возникнуть точно так же, как и во времена Серебряного века. "Ага, годится!" /на наживку что-то специально наскреб/ - и дальше тянут - а там всё лезет и лезет; и такое! и без конца! и не отвяжешься!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"