Постмодернист : другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-57

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   __
  
   31 июля, 6 вечера. "Начало".
  Не писал дней десять. Вот и пришло 1 августа - помнишь? Не в 1-ом загвоздка, а в том, что это всего лишь суббота - "конечно, получится не подлинное начало, а предварительное и пробное". Ещё в среду хотел - мол, "средина". А может "по новой" - с понедельника?! Чушь. Да, я вовсе и не серьезно к этому отношусь, тоже машинально, но все же мне нужно обоснование, некий тайный знак, предначертание....
   Два месяца самозабвения - только два осталось. Нет, я не плачу об ушедших, всё правильно, всё знаком помечено. Об армии совсем не думаю и тоска не от неё, а от отсутствия сил - боюсь, что ничего не выйдет из "самозабвения" - хотя уволился и в саду уже почти нет дел, а и мама, и Вова уедут.
  Последнее сообщение было сделано явно на публику; даже не только последнее, а и все. А ведь зарекался, мол, ничего не буду на публику; это у них у всех - на публику; и не только в том, что уходят от не принятого, спорного и странного /хотя, с другой стороны, даже и стремятся к этому, но неподлинно выходит, потому что - на публику/. Просто нужно гораздо более близкое /и гораздо более далекое тоже!/, гораздо более неопределенное, нечеткое и непрямое /но и определенное, четкое и прямое тоже/.... Хотел за эту неделю перевестись на ночной режим, но не вышло: только одну ночь за чтением смог просидеть до начала второго. Причем вышло неудобство с мамой - она спала в моей комнате. Сначала ожесточался: "надоело; ничего, и так поспит - всего лишь настольная лампа горит и тихая музыка", но потом всё же перебрался в столовую, а там Женя не спал и ходил беспрестанно, как это у него бывает.... Нет, я не сомневался в том, нужно ли не спать.... Мало хотел? Как сказать, это грубо, неточно, неверно.... Я настолько занят "внутренним", настолько измотан и замучен им, что всё практическое идет только естественным путем, без моих волевых усилий и бодрости, без расстройства от неудач и особых рассчитываний наперед. Снаружи вообще всё смазано и подлежит забвению...
  Словно нечто целое разбито на множество, один человек - на множество человечков, и потому каждый где-то в самых глубинах своих страдает по целому, большому не как дерево или дом, а как земля или небо. Это кошмар, это надоело - всё та же снующая толпа, где всегда одно и то же, а движения, по сути, нет, словно все мы завороженные. Повтор, повтор, ещё повтор - назавтра, через год, через 100 лет, 100 лет назад.... Подлежит забвению. Так осколки повторяют друг друга. Я не с презрением говорю: "толпа" - где-то и кто-то из них - человек. Но не там. Это всё не настоящее. Я ищу смысла, чувства и чистых линий. Постоянных, крупных и цельных. И нахожу - это наполняет меня до краев. Воспринимаешь как чудо что-то трепещущее и в слове, и всюду. Т.е., скорее, живет предощущение этого. ...Людей слишком много и почти все, почти всегда остаются мертвыми; мелькают только.... /Повело. Бросай, всё время бросай, всё время переходи к другому! Это вообще у меня часто - желание сделать скачок; и в душе повторы, они всюду./
  ..."Притворщик и лицемер" - это тот, кто думает и чувствует одно, а говорит другое - а во мне как бы двое в одном и один говорит - что-то свое, причем неожиданно, среди раздумий другого - а другой всё слушает и смотрит; пристально смотрит, но не акцентируясь, потому что в нем и вообще ничего практического и бодрого нет; он - вечная боль и страдание, он машинально говорит: "как можно такое нести - свинья ты, свинья!"
   Первый весь наружу, а второй - весь внутри, но вот кто пишет и думает? Чувствует - второй, а делает - первый - это однозначно.... Да, надо бы как-то передать, как же он все-таки смотрит и слушает.... Как-то отстраненно и бездеятельно; кажется, даже бесчувственно, равнодушно и мимолетно, но внутри все же боль и кипение, и некие вопросы, стремящиеся обрести слово; есть и слова - они проносятся стайками - но, в основном, старые и повторные, которые уже были на эту тему. Он много умнее и деятель бестолковый его никак не поймет, хотя и пытается и без конца суетится...
   Кончаю. Опять такая же дрянь вышла. Вот и кончилось "начало"... Надо было не прерывать записываний, раз идей скопилось много. Отвык, перетомился - вот и не выдержал. /Сейчас пытаюсь как-то перебороть себя и через неудачу перескочить/. Патетическая истерика. Такая перегрузка небезопасна.
  При чем здесь "белый лист"!
  И ещё одно паршивое выражение: "творческие муки".
  Нужен новый метод мышления; например, синтез слов с математикой - числами, графическими линиями и фигурами. Нужен новый способ мышления - например, вместе с бумагой. Мышление, протяженное во времени. Как губка, вбирающая ещё и ещё. И, может, не слипшейся массой писать?..
  Помечать спорное рядом с самой записью. И не только спорность отмечать.
  Итак, значит, ничего нельзя сделать, ничего нельзя переменить. Конечно, армия - это, скорее, перерыв к смерти, а не к жизни, но что делать!? Впрочем, до 1 августа у меня ещё есть 3 часа.... Ел яичницу - последние два яйца; и Вова просил /да и какие-то права имел; хотя, конечно, не голоден/ - не дал. А настоящий-то обязательно бы поделился...
  
   __
  
  ...Всякий рост - к выбору на острие. Сейчас нет выбора, это миф, что всегда есть выбор.
  ...Пальцы как заострение до конца и прорыв наружу...
  ...У тебя мало начальной азбуки, которой все они утешаются и крепятся - того, например, чем полон и Старый и Новый Завет: "Боже, на тебя уповаю!" Нет во мне простого Бога и потому-то так трудно. И по отношению к "морали" - ушёл от сострадательности и дружелюбия, например. Горю желанием воздать злом за зло!
  Деление на практическую, внешнюю жизнь и затвор - который храм, но и вечное рождение в муках /кстати, в затворе тоже есть деление на констатацию фактов, внешних сведений и нечто, вроде внутреннего монолога/ - быть может, это и верно для меня сегодняшнего, хотя всякое деление сомнительно и не есть высота, но тогда и для внешнего нужно найти, по сути, второе истинное состояние...
  Кстати, всегда надо иметь в виду то, для кого говорится библейская заповедь. Например: "шесть дней работай, а седьмой - Богу" - но священники же все дни должны отдавать Богу?!
  ...И стиль очень важен - хотя бы как внешнее проявление твоей методичности.
  Иногда странные бывают ощущения, совсем новые, нигде о таких не слыхал, не читал, да и сам в прошлой жизни своей не испытывал - ощущение жизни, мира, людей и вещей в каком-то самом общем виде.... Вообще, мне кажется, что у меня в это последнее время вовсе не застой и тупик; скажу больше: при дверях; моя мысль обогащена сверхпронзительным восприятием всего в мире. Я не сотворил еще, но поднялся уже много выше, чем они, так что они мне теперь не очень-то и полезны; ничему не могут научить. "И что это они застряли на романности и поэтичности?!" То, что другие отбрасывают - сомнение, страдание и т.п. - есть мой главный "материал", в них-то и погружаюсь, чтобы сделать своё слово.
  А "качели" - не потому ли они, что высокое ревниво? Оно требует, чтобы ты напрягался постоянно, был бережен и благоговеен, как при первых встречах с любимой - или при первых мечтах о ней - а ты с ним как с женой обращаешься и уже на второй день надеваешь шлепанцы.
  Но, с другой стороны, я сам иногда удивляюсь, какова бывает степень моей бережности - до мистики; я буквально исхожу нежностью.
  ..."Нежность" - "нега" - "нагая". Именно нежная любовь - мой идеал, а не знойные страсти. Просто, как увидишь её, так хочешь подойти и обнять, и целовать, и владеть, но бережно; красиво, если хотите. Страсть опустошает и знать ничего не хочет, кроме самой себя, а моё - ровно, а, значит, и постоянно - и не мешает, а стимулирует работу.
  ...Ощущение безнадежности у меня выше, чем у всех писателей - как, впрочем, и многое другое - и потому я уже не могу писать как они /правда, никак ещё не могу!/. Только из-за силы и высоты я и могу с нею жить, ее писать и на ней замыкаться. "Да, так обстоит дело, и опять будут внутренние монологи, в которых одно лишь отчаяние. Но я буду отталкиваться от него, искать и расти. Иначе просто невозможно жить. И самоубийством я тем более кончать не буду, я люблю жизнь и хочу жить, я больше их люблю жизнь и во мне ее больше..."
  А можно и в воскресенье "начать"?! Если на дежурство не вызовут.
  ...Хожу и брежу бессмысленно: "Всё и ужасно, и прекрасно, и просто, и сложно..." - помедлив, с удивлением и безнадежно махаю рукой...
  Не умер и не убит, ага!
  ...Тело - это покрашенный объем, ограниченный контуром - так и чувственное должно быть ограничено контуром разумного. Кстати, не случайно существует семь основных красок и звуков - и неисчислимое множество сочетаний их - быть может, столько же есть и чего-то душевного...
  ..."Прямая линия" - это звучит почти исчерпывающе, а "кривая" - это почти ничего; и практически нельзя ее описать - тогда как жизнь - это кривые. Правда, их можно классифицировать, а в элементах находить аналогии...
  Высказывание и мысль - это как вектор...
  Искусство должно быть метафорично. Рассказ о пьянице - это только рассказ и только о пьянице. Всё прочее, если и есть там, то будет забиваться - сюжетом - сначала и забываться потом.
   ...Трудно сделать себя органичным в жизни "как она есть". Ведь легко дать и другой крен - туда, где обитает какая-нибудь "Семирамида".
  ...Дошло до края - то, каков я "в жизни", больше нельзя терпеть. Во мне странное для молодого человека ощущение ветхости - изгнил в повторах. Дал изгнить - бросил штукатурить и латать. Осталось просто скинуть. Я - темно-коричневая статуя из глины, которая так трескается - становясь безобразной - что ее уже невозможно поправить. Безобразное стоит перед смертью, а прекрасное перед жизнью.
  Вот что только непоколебимо, пожалуй: "хлеб и насущные дела - это средства, а не цель и содержание жизни". Это содержание существования.
  "Надежда" - "надежность"...
  Вчера на дежурстве чувствовал смятение среди чужих, а надо было отвечать на вопросы и держаться. Говорил себе: "они ничего не увидят, ты только спокойно держись, не паникуй" - и мне это было нетрудно - привычка - но все же страшна тоска отъединения. Поздно пугаться: "да, болезнь, да, изгой и отверженный, да, это страшно, да, и Дело будет не радостью, а болезнью..." Очень ясно почувствовал, как путано и жалко то, что мы думаем, делаем, можем...
  А наутро то состояние уже невосстановимо - "ну, болезнь"! ...Да, одно слово "болезнь" никак не передаст всей бездны, так же как одно слово "чудо" - всей радости; хотя ведь именно к ним всё сводится?!
  ...Не то нужно, чтобы ты писал только о своей болезни, совсем нет, но болезненность, конечно, будет во всем и с ней придется разбираться.... Кстати, когда думал про это, читал Носсака.
  Корреспондент ЦТ: "Можно вопрос..." - с "понтом" и лоском, развязно и свободно сказал - удивительно! Но вдруг опять подумалось о том, что все они ущербны, будучи продуктами системы. Только узко-житейски они сильно, а дальше начинается мрак и полная нелепость. ...Вернее, они не "ущербны", а "выхолощены". И почему-то пришло сравнение с горой, поставленной вверх ногами - все наружу, а фундамента нет.
  ...Ван Гог не был "бессознательным" художником, а, напротив, кипел идеями - именно таковы его "Стулья", "Башмаки" и "Подсолнечники" - прекрасные идеи и какие простые!
  Люди просто не знают своего незнания...
  
   __
  
  Мгновение "увидения" /я в кресле, есть свет настольной лампы, но здесь он мрачный/: свет, облекший меня в сиянье и сделавшийся моим сияньем; я весь усыпан золотистыми драгоценными камнями.
  ...Противное столь огромно, что лишь Бог огромней.
  ...Обрезать деревья и кусты - это ведь тоже парадокс. /В саду, конечно, в голову пришло./
  ...Итак, деление - на массу - овец - и избранных - пастырей. Но не обязательна "узкая специализация" избрания. Как человек, всякий должен быть широк. Кстати, Новый Завет - он для пастырей и апостолов. Но и для массы там есть новые методы и средства.
  Чувство - тенденциозно, и поэтому надо обладать всеми чувствами.
  Дорога может быть понята как воссоединение того, что по левую сторону и того, что по правую; т. е. она как тонкое ребро, с которого легко свалится.
  Вроде бы, чист, почти от всего "отделался" - живи - не хочу вдумчиво, цельно и чистыми линиями - но и малого остатка проблем с лихвой хватает, чтобы разорвать меня на части. Опять куда-то еду, с устрашающим грохотом везет меня железная коробка. Хотел задуматься, но сбоку нас догнал автобус с сонмом лиц, на меня нацеленным. В общем, разорван тысячью дорог и тысячью дел.
  Человек вплотную слишком огромен и ты уже не мыслишь, теряешь ориентировку, живешь по инерции и на автопилоте интуиции. Причем потом-то, на расстоянии, видишь - или кажется - что было, конечно же, выеденное яйцо. Не срабатывают намерения. Так и женщина изменяет: рядом не муж, а кто-то другой - и муж стал маленьким, а тот закрыл собой весь белый свет. Тем более, вначале, когда еще ничего не познано /познание приводит познаваемое к соразмерности самому познающему/.
  Злюсь на себя - а может "не воздавай злом за зло" и здесь работает?! Я же чувствую, как рождается - уже растет! - во мне ожесточение, а с ней и какая-то неправильность. Человек нехорош по отношению к другим, когда он и к себе нехорошо относится, живет с собою не в ладу. Я не оставляю свою мечту: зажить спокойно, полно, со вкусом, без нервных рывков и судорог. Например, вот читаю озаренный вечерним солнцем.... /А вот и работаю "практически"!/ Так хочется покоя...
   Земля - это бездна у нашего подножия. Не её ли, земли поле /гравитационное?!/ губит нас и обрекает на гибель...
  ...В конце концов, я просто пробую слова и смотрю на их взаимодействия. Просто стараюсь лучше понять и прочувствовать их.
  ...Кротость молчалива? Застенчива? Заявляющая о себе кротость неистинна?
  Даже одно слово способно заполнить мир; например, ты где-то в глуши долго находишься и живешь там немо и природно, и вдруг по какому-то поводу говоришь в себе: "жизнь"; или: "боль". А когда их много - говоришь, читаешь, пишешь - они становятся меньше горошины.
  ...Итак, нужны и ответвления /спонтанные отвлечения "по поводу"/ и наоборот, вливания всего, что можно в основную тему.
  Кажется, я научаюсь правильному отношению к практическим делам. Делаю их спокойно, с охотой и удовольствием, в меру заинтересованно. Правда, всё это касается только домашних да садовых - т. е. несложных - дел, а незнакомого боюсь и неуверен в себе по прежнему. За делами отдыхаю от самого себя; потом - что-то получается, это приятно. Зримо, несомненно. Здоровое чувство - в сравнении с ним и самое большое вдохновение моё кажется слишком болезненным и страдальческим. Мне даже кажется, что в таком виде я мог бы очень неплохо и учиться, и работать!
  ...Читаю, а за окном длится солнечный августовский день. Разговоры о фруктах и овощах; и издалека доносятся звуки веселые. Но вдруг подумалось /читал совсем не о том/: "а ведь когда-нибудь в очередной раз нагрянет страшное бедствие. Так было всегда и не произошло ничего такого, что бы давало основание говорить, что теперь всё будет иначе. Люди быстро забывают про полученные жестокие уроки, "оправляются" - это неистребимо. Но в миг меркнет солнце. Это будет, будет; и всё пойдет насмарку; и опять никто не будет готов".
  ..."Второе рождение" - и эта идея, возможно, применима в искусстве - открытие и вырастание второго смысла и второй сущности каждого образа, мысли и поступка героя. Высшей сущности и высшего смысла? /высшего, который так банален?!/
  
   __
  
  Может, зря я бросил институт /уже сейчас сомневаюсь, два месяца только прошло!/ Реальность всегда иная.... Я обычный человек.... Быть может, где-то и очень не из ряда, но этого недостаточно, чтобы поднять всю массу своего существа - буду птицей на привязи. "Птица" - не образ ли? Но и настоящую можно считать привязанной к земле - насущностью всё того же хлеба -корма; и разве это мешает ей летать, и делает ее полет трагедией? ...Понимаешь, настоящая человеческая жизнь - это то, что происходит среди людей и с людьми, а затвор, работа и т.п. сами по себе, оторванные от жизни, легко превращаются в болезнь и вырождаются. Это совсем не просто понять по-настоящему. Т.е. так считает большинство, но испытать такое на собственном опыте - это совсем другое... - болтовня мнений превращается в трагедию прозы. Просто перестаешь быть человеком. Монстр? Маньяк? Не знаю, что это за слова, впрочем, неважно.... "Люди заурядны и их жизнь заурядна, по сути её у них нет". Она в романах?!.. Однако, думаю, что стоит войти в заурядную среду человеку незаурядному, как все станут незаурядны и возникнет жизнь - зараза наоборот. С другой стороны, именно оторванность может привести к небывалым результатам в творчестве - раз рвется всё традиционное и житейское, и ты становишься воплощенным Духом /у меня были подобные состояния/.
  Мама сказала: "Сотрудница N.N. сказала: у меня дочь есть - хорошая - давайте познакомим их. Мол, ей что-то не нравятся нынешние". Тоской облилось сердце. А парикмахерша? И главное, чувствую: мог бы сейчас познакомиться и мог бы понравиться, думаю, довольно зрел, а уж привлекательней многих. Раньше не мог - духу не было - зато условия были, а сейчас всё наоборот.... Та же парикмахерша: я ведь вижу, что она попорчена. Нет, не развратна, но любит, например, модные песенки, маникюр и пустую болтовню. Мне кажется, она свободна. Хотя ведь странно - чем парикмахерская не место для знакомства? Значит стеснительная и не вульгарная. Наверное, живет скучно и много спит - у ней опухшее лицо. Всё плохое в ней, наверное, неглубоко и можно было бы его убрать и смыть, это не "роковое влияние среды". А в глубине и в сущности своей она, наверное, тиха, нежна и стеснительна...
  
   __
  
  Первые попавшиеся стихи. Пастернак: "Февраль. Достать чернил и плакать! /Писать о феврале навзрыд,/пока грохочущая слякоть/весною черною горит..." - всё это можно переложить на нормальный язык. Искусственная приподнятость не несет нового смысла, хотя дает выразительность и соответствует предмету.
  Но потом вгляделся, представил плачущего и грохот: "а ведь действительно, тут есть образ, который не перескажешь..."
  
   __
  
  Должен быть второй полюс по отношению к слову. Предложения - это промежуточная инстанция.
  ...Пишу равнодушно, написанное нисколько не ценя - впрочем, не помышляя и выкидывать. Это всё так, ничто. Лишь вялое удивление иногда посещает меня - какие ускользающие слова, как мало смысла - как трудно со смыслом. Если б и вышло у меня что-то стихотворное - а у меня бывало такое состояние, говорил таким стилем - не буду я двигаться в этом направлении. Не знаю, что буду. Что выйдет, то выйдет, я не претендую, я погружаюсь в небытие, чтобы обрести высшее бытие. Погружение - это мой второй твердый пункт.... Конечно, ты торопишься решить, что поэтическое тебе не нужно. Экзальтация - не подлинная духовность? Так или иначе, я должен впитывать всё, хотя бы для того, чтобы расшатать, растворить и уничтожить свою обескураживающую сухость, безликость и бездарность в слове; надо выйти в космическое пространство.... И это впишется в мои погружения с их калейдоскопом "второго сна". Я же склонен к возбуждению и экзальтации. Поэзия - это красивый, но нежизненный цветок. Это уход от мира в грезы /говорю известные вещи/. Причем, обычно это фиктивный и чисто словесный уход - на грезы надо быть способным, это непросто, потому что жизнь не располагает.
  ...Надо писать кругами в пределах одного абзаца: идешь же по ниточке и ниточка, конечно, ничего не исчерпывает - поэтому ты, играясь, вновь возвращаешься к тому, что было мельком пройдено тобой...
  
   __
  
  ...Я бы с удовольствием занимался садом. Это дает мне ощущение природного начала. И еще - хозяйского. Современные дачи? - вряд ли; но если там залив и леса?... Нужен второй полюс по отношению к городу, где царит абстрактность, гротеск, ломаные линии и экзальтированная оторванность. Кстати, вся литература - это порождение города. И денег это прибавит, и физике хорошо, и разнообразие, и отдых на природе...
  
   __
  
  С удивлением - в чем-то пугающим, кстати - замечаю, что раньше не видел написанного - образа и картины не было; понимал о чем речь, и только. Как много, оказывается, зависит от читающего. Читающий из ничего может сделать всё - а может и наоборот - как и бывает обычно, раз даже в Библии ничего не видят. Чтение, выходит, не только самое легкое занятие, но и самое трудное - как и сама жизнь не только дар - а она дар, этим надо проникнуться - но и тяжкое испытание.
  
   __
  
  Всюду замкнутый круг - образующий ноль...
  Если бы я каким-либо образом был отделен от родных, то это очень помогло бы мне и в сущностных вещах отделиться от них и стать собой...
  Где-то взаимосвязанности жизни приводят к взаимопоглощению - и нулю - а где-то к резонансному складыванию и лавинообразному нарастанию...
  Полный отклик на жизнь не противостоит ни романтике, ни практике - напротив, он вбирает их все, отчего - в соединении - они обретают новое качество и страшную - до мучения - силу...
  Прочитал: "...мысль, воля и умение..." - это взаимосвязанное полное целое. А у меня сейчас разлад из-за гипертрофии мысли - воля и умение в сравнении с ней выглядят просто ничтожными.
  Мысль, побуждает и направляет действие, а воля и умение его реализуют. ...Впрочем, опять оказывается, что два полюса - воля и умение - заодно.... В конце концов, воля и умение нужны и для того, чтобы мыслить.
  
   __
  
  По сути, настоящего нет - есть живущее в данный момент прошлое и будущее...
  
   __
  
  Итак, я ухожу от первичного созерцательного восприятия мира - ухожу в себя по пути мысли.... Это похоже на чад, оттуда возвращаясь, долго "чухаешься", а там уже и не вспоминаешь о первичном. Это очень комнатные погружения. Очень тягостно ушедшему в себя ощущать пустоту простора - например, одному идти куда-нибудь по улице - это одиночество, в отличие от затворного, для него губительно. Хотя ухожу я, именно чтобы вернуться - вернуться видящим и слышащим всю "немоту"...
  Что мне советуют книги? Уходить от всего прямого и протокольного. Т.е. пользоваться малейшей возможностью развести "воду". Продолжать вести сбивчивые монологи с множеством уклонений, где всё субъективно, образно и эмоционально...
  
   __
  
  Итак, вот в тебе появляется что-то необычное - мысль, чувство - и загорается желание жить так всегда - совсем не случайное, выношенное - ты и "необычное" долго звал и упорно шёл к нему - но вот, не знай, как уж вышло, но нет уже этого, опять ты обычен, опять тебя "развезло"; ничего нет: ни мыслей, ни чувств, ни желания. Зеваешь, рассеянно дергаешь ногой и ловишь муху...
  Итак, не верю духовным деятелям - они активны, громогласны, уверенны, остроумны и искусны, но - поверхностны. Для них это только дело, обычное приложение сил и возможность "самовыражения" и "самоутверждения". Я верю лишь тем, которые "работают" глубинами души и до крови страдания.... У них, быть может, нажито этим всего несколько истин, в которых они уверены /хотел машинально кончить: "как в самих себе", но нет - в себе-то они, как раз, уверены всего меньше/. Это очень легко чувствуется по тону - гораздо легче, чем тогда, когда разгадываешь смысл каждой конкретной мысли и образа. Кстати, у многих писателей ощущается боль и сомнение, но не этим они пишут, они бегут от этого, нечестно и поспешно стараются всё использовать и опровергнуть. Я же в юности тоже пробовал "сочинять" и хорошо помню те ничтожные и мерзкие ощущения.
  ...А ведь я пресыщен словом. Смертельное обилие - для жизни не нужно столько человеку; обилие, равное нулю. Пресыщен, утомлен и нахожусь в недоуменье. Передо мной зыбкое море, на которое нельзя опереться. И не только словом - всем пресыщен. Повторяю путь многих. Пресытился, многого ещё не вкусив. Поэтому и пресытился - это, как сухомятка, или одно единственное блюдо...
  Однако, я по-прежнему верю в возможность последовательного - но не планомерного и запланированного - роста. Буду расти как трава и деревья. В обычных условиях это, конечно, будет незаметно - потому что обычные условия - это нуль, от умножения на который любые числа становятся равными нулю /кстати, и расти в "обычных условиях" тоже невозможно/...
  ..."Смел" - потому что смёл всё - и мысли, и сомнения, и объективное, и субъективное. Где-то это хорошо, конечно...
  
   __
  
  см. ранее / мечта о саде/: представилась картина сумеречного сада, и мы в нем работаем.... Что-то похожее на старых голландцев - сумеречная гамма, с немногими всплесками багряных цветов.... Это совсем не наш реальный сад - заросший бугор под палящим солнцем, желтящим траву - и не то, что видишь по ТВ - заборчики из железной сетки и всё аккуратненько. Что-то породистое есть в этих причудливых деревьях...
  
   __
  
  ...Я и хотел бы быть кротким, например, но в Евангелии же всё не от мира и каждое движение должно стать иным, каждый взгляд и каждое слово. Каким? Сразу и кротким, и умным, и веселым.... С этим не справишься, если за душой у тебя лишь намерение и хотение - будет смешно и нелепо. Даже и пытаться нелепо до невозможности - сморчок забыл свой шесток и пытается выглядеть богом.
  А как, оказывается, воинственно мещанство! - я раньше этого совсем не предполагал и сейчас поражен этим тяжким подозреньем. В своей жизни они хороши, но чуть не по их что-то, как наступает страшная перемена - под видом борьбы за справедливость, чистоту и порядок желают убивать тараканов и мух /но вот и ты осуждаешь их точно также?!/. Настоящие фанатики своей мещанской жизни.
  Коренной переворот, произведенный Христом в не воздаянии за зло, в искоренении зла не злом, а любовью. Это самая главная новая мысль и её воплощение требует новых людей. Наставление и укор - это первые шаги к злу, а где первые, там неизбежно случаются и вторые, ведь нет барьера /он пройден уже/ и тебя увлекает стихия.... Они реагируют лишь на потерю благообразия - наступление безобразия все же сдерживает их.
   Итак, добрый видит "обычных" злыми? - да, но это потому, что он свет и лакмусовая бумажка...
  Мне больно и страшно находиться в этом до сумасшествия ожесточенном мире...
  Вообще, часто подозреваю, что есть что-то страшное и угрожающее в людях. Вроде бы обычные люди и они просто идут по улицам, но даже и в улыбках их я чувствую нечистоту и угрозу, так что приходится немного подсобраться, чтобы и дальше идти, как ни в чем не бывало...
  Всё же это разделение очень даже присутствует:
  1) внешние мысли, образы и действия /вся литература и все обычные мнения/
  2) - внутренние.
  Первые не проникают в душу. Хотя и могут служить примером, ведь ты можешь понять разумом, что хорошо, например, быть добрым, доблестным, смелым, смиренномудрым и т. д. Но сам в себе человек живет по иным законам, имеет иные - и странные на "внешний" взгляд - переплетенья побуждений, оправданий и разумений - и именно поэтому-то и не доходит до него внешне вроде бы очевидное.
  Но как вывести внутреннее наружу? Тут есть противоречие и тупик, из которого пока напрасно искали выход. По крайней мере, ясно, что книге трудно быть "внутренней", раз обычно она пишется человеком, находящимся слишком близко к публике - Достоевского, кстати, это более, чем касается. Т. е. и по происхождению, и появлению своему настоящее "внутреннее" должно быть подобно голосу из бездны, глубин и подполья. ..."Внутреннее" поражает враз, его не нужно много. Достаточно одной вспышки там, где был мрак и ты уже не сможешь жить, как прежде; нельзя забыть и переступить - ты пустишься в поиск, ты стронешься с места и станешь беспокойным. Мирный сон заменит труд и мука духовной жизни...
  Библия и Евангелие тоже во многом "внешние" книги.... Конечно, таким и должно было быть слово Бога, но не таким - слово человека /потому и в глубинах не надо мнить богами себя/.
  
   __
  
  Идеи - это хорошо, но и мера - равноправный второй полюс. Для идей служит слово, а для мер - числа...
  
   __
  
  Время держит меня за запястье левой руки - я раб минуты.... Как, кстати, потом пропах этот хомут! Снимая и откладывая их, слышу, как торопливо они тикают, пытаясь успеть за Временем - которое, наверное, шагает редко и гулко...
  
   __
  
  см. ранее /"наличие чужой смерти утешает"/: но за это утешение хватается лишь тот, чья жизнь лучше лишь самой смерти...
  
   __
  
  ...Это же только естественно: несовершенному - скорбеть, печалиться, болеть и погружаться в себя, а совершенному - радоваться, быть счастливым, производить жизнь и быть подобным солнцу.
   Солнце всё наружу, а земля - которой душа человеческая подобна - вовнутрь горит - и это ад...
  
   __
  
  Это странно, но я пропускал - машинально пробегал мимо - непонятно почему, кажется, считал недостойными и неправильными какими-то - многие дополнительные - и очень простые - "увидения". Пропускал и вопросы. А сейчас даже люблю смотреть на них, перебирать и так и эдак, ведь в них, конечно, неслучайность и надо искать ответ обстоятельный и полный. Впрочем, всё это тоже калейдоскопично и, в той или иной степени, всё же случайно и незавершенно...
  
   __
  
  Снова: нужны два "истинных" состояния. Первое уже ясно и известно - это "штурм" /очень часто не получавшийся - уже вскоре малодушие гасило решимость и волю, собравшую силы. Впрочем, он и не может быть длинным, раз это максимальная концентрация всех твоих душевных сил/. А вот второе неясно... - ясно только, что оно длительно. ...Первое - труд, а второе - инерция, покой и отдых, за счет использования энергии, обретенной при первом. Нечто очень рассеянное и неспешное...
  А у меня после "вспышки" опустошение и вымотанность. К тому же, не можешь остановиться. Ни отдыха, ни новой "вспышки" - это ужасно.
  
   __
  
  Странно, но ощущаю свою голову как породистую. Когда смотрю в зеркало, это не очень-то видно, но, быть может, это моё будущее. Бывают же такие породистые черепа - когда волос мало и впалы щеки и виски - т.е. выступает та кость, которая находится между щеками и висками - у одного артиста такой череп видел. С высоким лбом, конечно. У меня и глаза запавшие, и черты лица крупные. Правда, я постригся коротко, но я и раньше стригся, а, кажется, не чувствовал такого.
  
   __
  
  Из своей комнаты слушаю маму с тетей М.: "вот же, поболтали как две кумушки, а теперь молятся - причем искренней, чем болтали. Вот и надо так себя вести, чтобы с тобой люди не болтали. Но понуждать и обличать нельзя..."
  
   __
  
  Сколько людей думало и что-то открывало - по сути, каждый пробовал силу своего ума, души и духа и не все смирялись со своей малостью. Вообще интересно, какое у них насчет себя глубинное мнение - почему-то кажется, что у них есть и надежда-уверенность, что их знание - всё, и подозрение-сомнение, что они "малы, всё же". Со всех возможных сторон штурмовали незнание и несчастье - наука, искусство, политика.... И у многих же такие умные и горящие лица! Быть может, их недостаток в том, что они специализировали мысль, прилагали её - тогда как она Бог - "Слово было Бог". Они не шли от общего, сразу начиная с частностей...
  
   __
  
  Два основных моих образа:
  1) Будет в ближайшем настоящем и в армии: хаос, сплошное возбуждение, мысли, свивающиеся в мучительный клубок, калейдоскоп образов и чувств, предчувствий и воспоминаний.... - ты как бы повисаешь в этом зыбком море, и едва ли не теряешь чувство реальности.
  2) Мечта о гармоническом будущем.... Там тоже будут калейдоскопы, сны и все полноводья, но - при непоколебимом покое; нет этой разбросанности, раздробленности, мелочности и случайности происходящего, неспешно сменяют друг друга только крупные фигуры. Всё гармонично: сад, немного живописи /копирование/, немного людей, в меру практического, а всё больше тихо и покойно думаешь и пишешь. Очень наслаждаешься всем, потому что во всем чувствуешь жизнь. Уже многое ясно и закончено - плод созрел и стал красив /а в 1-м много неприятного: немытые волосы, лицо в угрях, и вообще: взыскующий дурачок и смерд.
  ...Но подобные идеалисты, кажется, могут жить лишь поодиночке - иначе они друг друга губят.
  
   __
  
  "Не то, что входит, оскверняет человека, а то, что выходит из него". Казалось бы: смотрю ТВ и это он меня оскверняет, опустошает и обесцвечивает, но нет, осквернение в твоем действии, в том, что ты пошёл к нему и стал смотреть.
  Очень оскверняют все лишние действия и слова.
  Кстати, когда все плохи, а ты себя держишь, то это очень приятное даже чувство, оно дает уверенность в себе - а вот если ты со всеми в одной яме, то это мучительно...
  У меня сейчас появляется сознательное отношение к жизни, когда ты уже не следуешь своим сиюминутным чувствам /как то: раздражение и желание пооткровенничать/, а стараешься заглянуть вперед - мол, что мне это даст? Причем всегда исходишь из каких-то общих установок и стремлений.... Нет, я не горю желанием преобразовать все порядки и их самих "воспитывать" - не очень-то верю.... Просто, уважая себя, стараюсь всё, чего касаюсь, делать как можно лучше. И единообразно - с одной мыслью. Мне и не нужно много людей и действий, предпочитаю нечто камерное. Опять же: главное не дела и хлопоты, не то, чтобы была вымыта посуда, важнее в отношениях с людьми чертить чистые линии.
  Ещё: думай умно, но говори просто.
  У людей смысл в жизни появляется, когда они встают в оппозицию или хотят кого-то использовать или отомстить за что-то - у меня самого так часто бывает - а надо, чтобы всё было на основе мягкой кротости и твердой справедливости...
   Впрочем, я пессимист и не рассчитываю на быстрые и полные успехи даже в отдаленном будущем, для меня каждый сдвиг - успех.
  ...Также убежден, что высший человек должен ощущать себя малостью вдалеке. В нем "нетленная красота кроткого и молчаливого духа"...
   __
  
  Надо очень хорошо знать свои состояния. Пожалуй, у меня - как, наверное, и у каждого взрослого - уже сформировался свой набор состояний.
  Конечно, и про это я уже много писал, но, думаю, что что-то уточняется и шлифуется, что-то отпадает, а что-то развертывается.
  
   __
  
  Дождь жизненных впечатлений - и твоих слов и поступков тоже.... Дождь зерен?
  В произрастающем из земли больше жизни, чем в родителе, потому что дети впитали многое и помимо того, что дали им те. Так и человек, впитав снисходящее с небес, может произвести много больше того, чем есть он сам....
   __
  
  А ведь любопытно то, что у меня не возникает желания "писать роман" - полное равнодушие, никаких сомнений и колебаний. Впрочем, была мыслишка "поиграть", но вряд ли я способен на это - слишком серьезен и слишком устал.
  У меня просто нет душевно-духовных сил - и не только на это, а и на всё созидательное - писать эти "блины" их и то еле хватает.
  
   __
  
  см. чуть ранее: удаленность, помогающая не только видеть, но и не бояться...
  
   __
  
  Можно всматриваться в слова, предложения и мысли до тех пор, пока они не станут загадочными и обещающими тебе что-то новое...
  ...Направление развития мысли - образность; иначе она мертва - жива только в зародыше.... Всё это исключительно важно...
  
   __
  
  Всё, о чем я пишу, очень трудно воплотить - обычному человеку просто немыслимо. И я очень сознаю, что такому, как сейчас мне это тоже не удастся - не хватает какого-то источника сил...
   __
  
  День с солнцем - золотой, а день без солнца - серебряный.
  
   __
  
  Предчувствую возможность /быть может, только в принципе/ какого-то безостановочного писания... - лавина мыслей и море образов, которые ты лишь в предельном темпе успеваешь вычерпывать, чтобы не захлебнуться в сознании.
  Ведь я только застолбил свои поля, а не возделал - и очень много застолбил...
  
   __
  
  Нам понятны лишь высшие смыслы, связанные с числами 0,1,2 и 3, что совпадает с 3-мя измерениями обычного пространства. У больших же чисел мы знаем только их низменные, служебные приложения...
  
   __
  
  Как сделать так, чтобы всё было индивидуально: от каждого человека и каждого дня до каждого надевания носок?
  !
   __
  
  Факт: если за поступком и делом стоит только одна мысль, то ничего не выходит - этого недостаточно.
  Последний пример: была мысль: "надо читать поэзию, пытаясь проникнуться образностью и словом" - взялся читать днем, но остался бесчувственен и бессмысленен. Разве может быть что-то хорошее днем? / "Разве хорошее может прийти из Назарета?"!/
  Может, суть в том, что любое внешнее занятие, длящееся больше некоторого небольшого времени обессмысливается и лишается жизни. Это похоже на клиническую смерть: только на несколько минут возможна остановка сердца...
  ...Надо своё, родное приблизить из призрачных внутренних далей, а чужое и мертвое убрать из столь ненужной и навязанной близости...
  Хотя внешнее надо воспринимать как место воплощения внутреннего.
  Но из этих постулатов, конечно, трудно сделать хотя бы какие-то "практические" выводы...
  
   __
  
  Поднимать эмоциональную планку - как это часто происходит в поэзии - значит, оставлять себе выбор между криком и визгом. А в прозе наоборот обыкновенно всё слишком заморожено.... Нигде нет размаха, а если он и есть, то нет ощущения органичности его...
  
   __
  
  "Когда же пройдет эта проклятая сытость! Ел яблоки, чтоб не пропали, ел гречневую кашу - иначе не достанется этой редкости.... В этом же ряду стоит слушанье музыки просто потому, что нечего делать. Именно поэтому - не из-за жажды-голода и "внутренней потребности" - вот реальность!
   __
  
  История человечества, вероятно, подобна истории одного дня или суток. Т.е. она начинается с ночи и кончается ею.
  А Христос - восход солнца?!
  ...Вот в такое я непоколебимо - если хотите, суеверно - верю...
  
   __
  
  см. много ранее: журналисты - это черви, живущие разлагающимся трупом духовности.
  Быть может, в каком-то смысле, все мы лишь трупы, потому что мертвое в этом мире вечно, а жизнь - это мгновение, которое нельзя задержать, не убив.
  Мы черви на убиенном теле Христовом?!
  
   __
  
  ...У дома должны быть заперты двери, это не проходной двор. Моя душа - это дом, она - храм, только когда в нем заперты двери. Немного людей обитает в доме души моей, а все прочие только прохожие - внешние".
  
   __
  
  Твоя напряженность есть следствие того, что ты не справляешься и уже не можешь трудиться - парадокс; справляющийся - расслаблен, легок, он дышит полной грудью.
   Напряжение упершегося в стену и свобода течения реки...
   Будь свободен и будет получаться!? Но я не знаю, как обращаться с напряженностью и не знаю, как - со свободой. Собственно, что это за штука?..
  
   __
  
  Шоферы в учреждении, где я работаю, против всех ожиданий неплохие и милые парни - не очень страшные звери. В них есть что-то такое, чего нет в институтских.
  И я всё удивляюсь: как это я так хорошо лажу со всеми ими? Причем совершенно естественно, безо всяких масок, и они чувствуют это и верят мне, хотя я, право, ничего особенного не делаю. У меня, по сути, нигде и ни с кем не было конфликтов - и, если бы я был обычным человеком из их круга, то имел бы много друзей. Правда, те, кто узнал обо мне кое-что - по поводу института - начинают коситься, а то и рычать. Это непривычно, режет слух и ранит - так что даже боюсь за себя.
  Человек, смотря на других, видит себя - ты словно отражаешься от искривленного зеркала. И мое познание другого заключается в том, что узнаю, каково в нем моё.
  11 вечера, так устал, что чуть ли не туман в глазах - поэтому пишу путано. В общем, остерегайся бичевать скопом, всех превращать в нулей...
  
   __
  
  Два мироощущения - опять два полюса - у человека:
  1)Камерное и домашнее - оно основное и второго у большинства просто нет /хотя могу ли ручаться за справедливость этого нового бичевания?!/. Привычные понятия заимствованы из книг, газет и разговоров. "Дом, работа" - всё понятно, прочно и ясно.
  2) Вселенское - бывает очень редко, иначе это уже знак избранности. Т.е. в какую-то одинокую минуту ты чувствуешь, что очутился за окном и нет у тебя дома. Закрадывается темное и грозное подозрение, что жизнь - это что-то совсем другое, чем наши домашние понятия о ней.
  Если в 1-ом случае ты чувствуешь себя уверенным хозяином, то во 2-ом лишь слабенькой пылинкой и тебя всё время гнетет ужасное подсознательное удивление, мол, как это я еще существую в этом грохоте, раз беззащитен.
  Вот только сейчас до конца четко понял, что я испытывал и испытываю; огромное облегчение - понимать это...
  Человек, живущий со 2-ым мироощущением, уже не может жить "как все"...
  Наверное, одного хорошего испытания 2-го достаточно, чтобы убить 1-е навсегда...
  
   __
  
  Что-то не очень приличное подумал и улыбнулся, но ещё когда улыбался, уже осудил в себе и улыбку и подуманное - правда, не активно: улыбку нельзя сдернуть, как нельзя сразу остановить автомобиль.
  Время действия - например, улыбки - определяется с одной стороны силой источника действия, а с другой - силой трения среды, в которой совершается действие - причем, либо 1-е доброе, а 2-ое - плохое, либо наоборот - как в данном случае - потому что действие и среда обычно противники; впрочем, и зло злу может быть противником?..
  Перечитал написанное и подумал: "бегло читая, я и сам ничего не пойму - из-за косноязычия".
  
   __
  
  ...Их вера - трагедия, мне все время так кажется; а у нас дома - в связи с Женей - это и не кажется, а есть. /Может, потому и кажется?!/ В старости всё превращается в трагедию - но, парадокс, не на взгляд самих стариков - сами-то они переживают вторую молодость - похожую на первую так же, как вечер напоминает утро. В молодости вера украшала их...
  Во мне иногда зарождается паника - а вдруг с кем-то из них что-то случилось в данном конкретном эпизоде? Такие страхи быстрее прогоняешь, конечно.... Почти никогда не бываю беспечен /хотя, с другой стороны, в запале дела способен на необдуманное, мол, была, не была - "как-нибудь"/.
  
   __
  
   5 августа
  Очень тяжелые дни. А ведь ещё недавно всерьез планировал на эти два месяца полностью отключиться - это пример того, как нездоровое, нереальное и чепуховое сочиняется, когда ты зависаешь в пустоте и, например, в полудреме валяешься в постели - необходимо постоянно быть связанным с "реальностью" - чему, кстати, сад очень служит - что тоже парадоксально: таким верным казалось соображение об "отвлечении" в нем. От сада, кстати, здоровее и полнее ощущения, чем от домашней возни. Хотя и "отвлечение" "работает" на своем месте....
  Плюс соблазны, которые трудно отмести доводами разума - и живописью позаниматься хорошо, и садом, и журнал "Огонек" почитать, и ТВ посмотреть...
  ..."Твоё" - это солнце, а всё прочее - это звезды и их миллионы...
   А тяжело, потому что мама болеет, Вова болеет, Женя ведет себя очень плохо - а идет пора хлопот садовых. К тому же, меня еще не уволили - т.е. и на ближайшее будущее облегчения не предвидится; тем более, что мама уезжает. Не будь Жени, была бы идиллия - пусть часто и сонная - он один всех нас без труда придавил; все мы нервно измотаны.
  Впрочем, я бодр и активен - чем горжусь, но не надменно, а с удовольствием. У меня так часто - в том же стройотряде, например, такое было - дай мне повод и вскипает натура - которая только киснет и хандрит, когда не загружена, не видя достойного себя - т.е. действительно в трудных ситуациях выявляется цена человека. Даже мирю папу с мамой, когда они - совсем как дети - на каждом шагу начинают свои "разбираловки". Кстати, сегодня после дежурства не спал - и ничего; может, и всегда лучше не ложиться - ведь знаю, что не засну, хотя и действительно устал. Лучше взбодриться, а не кемарить до вечера. Надо работать, очень много работать, а сон не уйдет и возьмет своё - например, когда я сплю не даст раньше времени проснуться - а то я очень щажу себя; причем получается только хуже: вредно и бодрствование в полнакала, и сон в полнакала. Вот во что выливается мысль о "погружении в образность в состоянии дремы"!
  
   __
  
  Радость - венец. А страдание - источник. Или так: источник - который в нас - либо к страданию, либо к радости ведет; т.е. и страдание и радость - вне нас? /Похоже на белиберду./
  
   __
  
  Недостаточность любой мысли и любого образа, видимо, вытекает из природы предложения - его недостаточности. Пытаясь исправить положение, ты добавляешь новые предложения - которые тоже недостаточны. В сумме достаточны? Даже если и так - зачем эта раздробленность...
  Всё живет во мне мистическая надежда, что удастся собрать разлитое в мире в кулак и заряд огромной мощности...
  Достижения современной ядерной физики в проникновении внутрь, в нахождении первоэлементов. Так и в духе будет. Для новых видений нужны новые глаза и только.
  Равновесное состояние и в физике неустойчиво. Устойчивым, устойчиво определенным является только полюсное состояние...
  
   __
  
  Как многое мы делаем так, а не иначе только потому, что этого хотят другие или потому, что так установлено. Подумал, когда вспомнил, что у меня повязка дежурного мятая: "надо бы постирать". Но: "а мне ли нужно это?"
  "Вот иду - и ведь свободен! Куда хочу, иду и что хочу, делаю! И что хочу, сколько хочу, когда хочу, думаю! Но так ли? Расставлены магниты, как мелкую стружку притягивающие к себе всего человека.
  Всё же унизительно и "нечестно" то, что внешность человека так зависит от одежды и прически. Кстати и в духовности есть свои хламиды и прикиды.
  
   __
  
  Спешим успеть что-то сделать, но на самом деле спешим прожить. Чем цельнее жизнь, тем она медленнее и ближе к покою. "Поскорее бы это дежурство кончилось" - ты пожелал, чтобы побыстрее умерли 12 часов твоей жизни. И так всегда. Т. е. получается, что человек живет и мыслит для дела - а должно быть наоборот: дело прилагается к человеку и служит его сущности.
  
   __
  
  Мне надо тоже быть одержимым! - все, в ком дух - одержимы.
  "Глаза невидящие да закроются вовсе!"
  
   __
  
  Читаю - такое всюду, просто как пример: "призвание художника заставляет его быть зорким и правдивым даже тогда, когда слезы застилают глаза, а скорбь сжимает сердце" - и как им не надоела эта легенда о "высокости", "вдохновении", "гениальности" и прочий бред?! Я совсем иначе вижу людей - и не делаю различия между ними - они у меня гуляют нагишом или в семейных несвежих трусах. И всякая мысль или деяние их невесомы - хотя жалким и смешным оно становится только в тоге римского императора.
  Мы не только подобие Бога, но и земли, но и пустоты. И, чтобы ощутить пустоту в себе, достаточно только прислушаться - это на её космическом фоне, как звездолеты проскакивают редкие мысли.
  Человеку лишь тогда, когда он никуда не движется и не стремится, кажется, что он свободен, а кругом царит тишина и пустота - стоит ему прийти в движение, как сразу он станет в некое отношение ко всем силам...
  Взор, Слух, Чувства, конечно, поднимаются в небеса и летают, как Духи, существующие вне времени, но в тоже время они как ничто другое неуловимы и сиюминутны.
  Мы - деревья, трепещущие от никогда не сбывающихся предчувствий.
  Цветок улыбки живет недолго - как и все цветы в наших суровых краях.
  Обретение нуля и пустоты - вот задача...
  Мы - тяжким трудом создавая и небрежно потребляя - живем не в пустоте - которая есть образ чистоты - а на неком уровне - который есть короста, лишающая нас возможности и упасть в страдание и вознестись в радость, мешающая нам быть и горячими, и холодными - это горы, разлившиеся в невысокое плоскогорье.
  Но как трудно увидеть совсем близкое и безмерно огромное из-за близости /или кажущееся близким из-за огромности/. Человечество так долго смотрело, не видя это в упор, что близкое уже как бы перестало существовать...
  Мне всё время кажется, что самое главное и важное присутствует везде и находится рядом, так что совсем не надо куда-то ехать, что-то видеть и предпринимать какие-то специальные духовные усилия. По сути, так ты только отрываешься от самого себя - начиная пахнуть искусственностью сочинения.
  ...Труд - это все же что-то противоестественное. Наверное, это знак, что ты идешь по неверной дороге, а, вернее, по бездорожью. Точнее, противоестественен труд, ведущий к утомлению. Неразрывно связано умение трудиться и умение отдыхать - умение отдыхать, трудясь и трудиться, отдыхая. /Думал так, когда, поработав, вышел из сада и вздохнул полной грудью. У меня же "склонность к обобщениям".../
   ...Вкусившие знание - они как те самые богачи, которые не войдут в Царствие Небесное. Опять же: это некий уровень, а "бедняки" - это "ноль", пустое место, которое ещё может быть занято истинным.
  Наверное, изгнание из рая было вынужденной мерой - только так они могли очиститься от ложного знания.
  Истинное знание возвышает, а неистинное делает гордым.
  ...Очень уж развита во мне хозяйская жилка. Все норовлю побольше дел отхватить, и проявляю рвение.
  ...От человека не зависит то, где он в данный момент жизни находится, но от него зависит направление вектора его стремлений и помыслов, направление его движения...
  Слушая "Chorale von verschiedener art" /а ещё читал о Дюрере и тогдашней жизни/: "Слова - это что-то странное...; красивое и загадочное...; звуки, знаки...; конечно, мы с ними по-свойски - а ведь это они так жестоки: на основании их даже убивают - причем это сейчас смерть "гуманна" - пиф-паф - а раньше сжигали и разрывали конями - и всё это не без участия слов...
  Слово есть название духа. То, что стоит за ним - пресловутые мысли и чувства - быть может, должно вернуться к первобытности и природности звуков. А -А - А -А! Б - б - б...
  "Слияние с природой"? - а не рабами природного мы были? И благодатно ли то рабство? Для новенького - быть может.
  На деле есть только хам, бросающий консервные банки в изумрудную траву и скучающий на цветущем лугу.
   Свобода для большинства не на пользу - поэтому с людей сняли тормоза, но поместили их в каменном мешке, чтобы они не натворили бед.
  Всякая среда неизбежно порабощает и поглощает тебя - почему и сохраняет себя...
  
   __
  
  У каждого лица есть свой диапазон плоскости-глубины и красивости-некрасивости - волны и штиль, горы и равнины лица...
  
   __
  
  Мне хочется, чтобы я жил пусть в бедности, но чисто. Меня страшит всякое проявление беспорядка и "расползания". Требую, чтобы внешнее соответствовало внутреннему.
  
   __
  
  Элементарный пример "сдвига настроения": там, где по идее должен стоять восклицательный или вопросительный знак, его нет, а там, где вроде бы ему нечего делать, он стоит - и это дает эффект экспрессии.
  
   __
  
  Достаточно малейшего толчка, чтобы моя гордость закричала предсмертно: вот девушка глядит благосклонно и смущается - ведь я не урод; вот укор и скрытое пренебрежение проверяющего моё дежурство / "сон на посту"!/...
  И часто при этом рождается страх: как жить, Боже, когда ты изгой в этом блестящим мире - в котором раньше и сам красовался, а сейчас побыстрее снимаешь замок на воротах, чтобы не увидели твою повязку дежурного проезжающие на автобусе или троллейбусе. Но я не уйду из жизни по своей воле, хотя бы меня и презирали, как должного уйти, я буду жить, если только меня не выметут и не убьют. Смерть это не только жнец, надрывающийся в поле спелых хлебов, но и дворник, метлой выметающий мусор.
  
   __
  
  см. ранее /душа-жизнь/: человек, душа и жизнь неразрывны /"и стал человек душою живою"/, а дух и тело - это нечто внешнее по отношению к человеку. Человек всегда душевен и не случайно так мало ощущает свою телесность - как, впрочем, и духовность - но душа сама по себе бессильна...
  
   __
  
  "Незнакомые языки, понятные всем, говорящим на разных языках", в "Деяниях" - в этом мне чудится указание на новый способ выражения и передачи своего...
  Сейчас на поверхностном уровне и пишется легко, и воспринимается легко, а на глубинном - и пишется и читается трудно, а нужно нечто обратное...
  
   __
  
  Замечаю, что редко хочется слушать современную классическую музыку - причем в плохом настроении меньше всего. Она не только вопль и скорбь, но и неурядица, и потерянность - в ней отсутствуют созидание и позитивность...
   __
  
  
  Нужны четкие поля. Иначе так и буду сплошь писать.
  
   __
  
  см. раньше / "мне страшно"/: всё же происходит с такой пугающей быстротой: вот есть, вот нет; вот ничего не было, а вот уже появилось и выглядит как само олицетворение реальности. Вот стояла машина и шофер в ней дремал, наверное, кого-то дожидаясь. Посмотрев, я отвернулся за чем-то и забыл о машине, но минуту спустя опять вернулся к окну и вспомнил о ней: никого уже нет, я обыскиваю взглядом серый асфальт...
  
   __
  
  Ценное качество старых мастеров: выдержанность, образность, благородная шероховатость - у нас этого нет. Их дома и они сами были природнее нас...
  
   __
  
  Пока ты здесь прозябаешь, где-то там, наверное, молодые и ничем не связанные парни в затрепанных майках и джинсах, лишенные комплексов и предрассудков, красивые и внешне, и в душе, работают вовсю над чем-то прекрасным, легким и настоящим. Я видел таких в кино - правда, только в кино, но не скажу, что я не верю в то, что такие есть и на самом деле...
  
   __
  
  Жене в очередной раз плохо, а ты в хорошем настроении и обращаешься с ним дружелюбно, давая советы и выражая готовность помочь. Но чувствуешь, что всё это ненастоящее, что ты просто красуешься перед самим собой и нет проникновения и боли за другого, нет силы и смысла для настоящей помощи. А он напряженно всматривается в тебя и, наверное, что-то понимает в этом.
  Но иногда у него дьявольский хохот - и над тобой, над тем, что ты ни на что не способен. Возможно, подобные бесы есть и в нас, только не одержимы мы ими, потому как есть и другие духи, противостоящие бесам...
  
   __
  
  Ты, кажется, гордишься своей дерзостью, способностью отрешиться от привычной традиции, но ведь это ходовой товар, все готовы дерзко и мгновенно срывать куши...
  
   __
  
  Разноцветная образность и цветные мысли - вот что от вышнего...
  
   __
  
  Постели изнасилованное тело и отрубленная голова. Белая, как саван и несвежая как протухший покойник...
  
   __
  
  Где-то в высшем смысле должна быть только одна мысль, ведь слишком много существует слов, умных и красивых, на что-то претендующих и что-то значащих - много до абсурда. Недоверие и пренебрежение к "философиям" имеет основания. Они только фон жутко немого действа под названием "жизнь человека". Они действительно доказали свою полную неспособность и безучастность.
  "Что нужно - нам открыто, а прочее видим "как сквозь стекло гадательное"" - да, но у нас глаза не открыты...
  Люди - деревья, запутавшиеся в паутине ветвей друг друга...
  "Умный циник": умный видит глупость, неполноту и недостаточность, но слишком сосредотачивается на этом своем видении...
  Ночью, во время всё такого же странного забытья на дежурстве при желтом застывшем свете: "целая страница моей жизни - эти желтые, мертвые ночи". Ворочалось ощущение большой странности, призрачности и фантастичности, но в слово больше ничего не оформилось.
  По сути, мысль человека так и осталась механической. На современном этапе она достигла большой гибкости, но это механическая гибкость. Она объясняет всё и ничего; она работает в направлении анализа, а не синтеза - т.е. понимает через разрушение - и является чисто практической - т.е. внешней, конкретной и локальной. Она называет факторы, влияния и взаимодействия и показывает схему процесса, но и только. Эта мысль подходит к пределу своих возможностей и уже осознала свою ограниченность и беспомощность.
  
   __
  
  Взаимодействие и воссоединение каждой пары полюсов выражается своей - для каждой пары отдельной - мыслью?
  
   __
  
  Странная пора: старое умерло, а новое не народилось. Умерли все ранее служившие мне виды умственных времяпровождений, типа чтения, слушания музыки, разговора и т.д., а не народились "погружения", работа над словом и т.д....
  Т.е. я неудовлетворен тем, как я раньше чувствовал и воспринимал, мыслил и жил.... Всё смутно.
  Впрочем, это уже давно.
  
   __
  
  См. ранее: но нужны и совсем иные читатели...
  Читатель, ничего не способный написать, ничего не способен и прочитать так, как надо.
  Само слово "читатель", собственно, уже не подходит - слишком прочны ассоциации, с ним связанные...
  
   __
  
  Вижу их: прекрасная пара, входящая в умственную силу, вкусившая всех знаний и пробующая свою умственную самостоятельность и независимость всерьез - стоят на ветру и прекрасно, юно смеются.... Но они догматичны! - с ужасом вижу их модный прикид; они все догматичны...
  
   __
  
  Всегда сокрушался, что я не умею общаться с людьми, тем более с девушками, и не умею писать, но, быть может, это и лучше: место не занято и смогу научиться чему-то лучшему и высшему с людьми и со словом.
  Есть два вида любви: 1. Страстная любовь.... Страсть всегда пахнет ненавистью и способна привести к одержимости, но все же это высшее состояние. 2. Нежная любовь - это "холодная", "нормальная" и долговечная любовь. Нежность всегда пахнет дружбой. Т.е. это пограничное состояние.
  В последнее время меня тянет к покою, неспешности и ровному ясному горению и поэтому мечты мои не страстны, а нежны. /Совсем без обладаний!/
  
   __
  
  Высказывания, мысли и слова ничего не говорят сами по себе, они говорят лишь в приложении к чему-то.... Поэтому, хотя и вчитываюсь, но часто мучит недоумение: "а что, что это значит, собственно?! Звучит-то неплохо..."
  ...Река речей человека, текущая всю жизнь его и впадающая в тот океан, где сохраняются реки речей всех до Времени.
  
   __
  
  Пост - "надо убрать то, что мешается между Богом и мной"...
  "Не возможно, но и не невозможно".
  Итак, есть порочный настрой на то, чтобы "производить" мысли и есть настрой живородящий, когда мысли возникают естественно и сами собой.
  Видение воронкой сверлит тело с намерением добраться до самых глубин...
  
   __
  
  Опять было ужасно. Мне ужасно тогда, когда в себе я не чувствую ни единого чистого пятнышка - всё выродилось, перепуталось и налилось нездоровой плазмой, своим бессмысленным колыханием терзающей душу. Сидел и пытался вспомнить или придумать себе утешение, но с ужасом чувствовал, что они не идут. "Должно же быть что-то светлое и праведное - пусть с пятачок; я бы мог отсидеться там, если вокруг будут даже бездны мрака; это всё равно, что включить свет..." И ещё: "я не один: я и Бог. Боже, благодарю тебя, Боже, верю, что именно так и нужно мне, Боже, руководи мной и будь рядом!!"
  Казалось бы, плохое настроение субъективно и преходяще, но все же проверка этой темнотой - это проверка смертью.... Что умирает - то, временно, а что выстаивает - то вечно. Так в ночи умирают все вещи и дела, но не умирают душа и сознание наше.
  
   __
  
  Вечное и общее говорит о себе только в воссоединении с мгновенным и через мгновения...; не зря говорят про "вечные мгновения".
  Что вечно? То, что запоминается. А что запоминается? Яркая индивидуальность, странность и экспрессия. /Вспомнил "качая головой и теребя помочи" Кафки./
  Но так почти невозможно писать - хотя бы потому, что, если идет поток, то нельзя даже шевельнуться; всё настолько быстро и неуловимо, что очень трудно записывать; и очень легко впасть в вырожденческую писанину, что и было - вспомни те длинные куски; ужасно странное требуется от меня - так что я не верю, это ли? Не искусственно ли это? И уж тем более - здорово ли?
  Это очень похоже на апостола Павла - одержимость и неистовство в стремлении объяснить другим и постичь самому; накал, рывки, спонтанность, скорость - в итоге туповатый читающий сразу теряет нить и оставляет всякие попытки понять связь предложений...; с "неблагообразной" настойчивостью он вновь и вновь возвращается к мучающему его в данный момент вопросу и часто видимо противоречит самому себе - что не скрывает, потому что он и не претендует на законченный и совершенный дворец. Все, думающие всерьез, сталкиваются с противоречиями "в себе", но многих ли хватит на то, чтобы не скрыть их? ...И среди этой никому не подвластной и непонятной стихии вдруг рождаются слова пронзительной ясности и силы, понятные и неопровержимые для всех слушающих хоть с каким-то вниманием. Он, именно он задал тон и тип высшего человека на новую эру - и этот тип мыслит горячо. Хотя сама по себе мысль холодна, в ней всегда есть что-то отстраняющее, обобщающее и анализирующее, мол, надо взять себя в руки, подумать, составить план и руководство, а не горячиться и метаться.
  Очень интересно, кстати, сопоставить Павла с более ранним образом человека высшего - Давидом / Моисей и пророки - это не человеки, а воплощенные рука и голос Божий/. Они очень похожи, но Давид, скорее, поэт, чем человек бурно мыслящий, у него много простейшего наития...
  ...Несомненно, можно говорить о скорости, и гибкости мысли. Всякое высказывание слишком тяготеет быть увесистым камнем...
  ...Этот минимум от другого полюса, который должен присутствовать в "правильном" предложении, играет немалую роль - он показывает всю объемность предмета и без него картина никогда не будет верна.
  А писатели обычно педалируют сиюминутное, а вот мысли у них минимум - всё наоборот. Слишком абстрактны известные мне философы и слишком сиюминутны - писатели...
  "Почти" - решающее всё и "всё наоборот", не меняющее ничего...
  
   __
  
  "Такой хороший врач, при обходе около каждого сидит минут по пятнадцать".
  Представил её. Блаженны, способные верить в медицину, они уберегаются от разрушающего. Спокойным праведникам, конечно, не нужно то, что есть у меня, им это странно...
  Но есть ли такие? А если и есть, то не на трагедию ли обречены? Я сам знал некоторых, в ком не нашел изъяна, через который мог бы сгнить весь плод...
  "По делам судите"? Наверное, лучше так: "судите дела". Факт ничто, собственно, с ним, как с вещью, можно делать почти всё, что угодно; точка зрения на факт и подбор фактов - всё.
  
   __
  
  Странник странен, а страница - странная страна.
  Страница - слова, уложенные в ящик и нить, смотанная в моток.
  Иногда слова бросаются на тебя все разом...
  
   __
  
  Быть может, это окажется несмываемым пятном на папе - то, что он сказал маме после того, как набросился на Женю - правда, за дело, тот буянил ночью: "профессор А. сказал, что с душевнобольными надо обращаться как с собаками". Т.е. если плохо себя ведут - наказывать, а если хорошо - по головке гладить. Но чем, собственно, это отличается от твоих же собственных рекомендаций?! Нет, у меня всё было добрее, а тут какая-то жестокость и бесчеловечность - якобы полезная, разумная и дело делающая бесчеловечность.
  
   __
  
  Видение и слышание снаружи, мысль и ощущение внутри - это только знакомство - и у тебя даже адреса точного нет, потому как - толпа. Чтобы та же мысль тебе "другом" стала, надо поближе и почаще "общаться". И хорошо, когда многое знает дорогу в твою память - это насыщение жизнью...
  
   __
  
  Поезд домов нашей старенькой улицы, давно потерявшей колеса.
  
   __
  
  Человек, до которого никому не позволено дотрагиваться. Он так нежен, что расступаются громадные и грубые стены-ладони...
  
   __
  
  Чтобы приходили мысли, надо писать. Так они активнее оформляются.
  
   __
  
  Усматривать во всем начатки иного - в этом есть нечто, вроде безумия...
  Чудится, например, что не параллельны линии стен - слегка наклонены и чуть качаются...
  
   __
  
  Материализуя свет, всегда рискуешь получить солому.
  
   __
  
  Кажется, самим мозгом ощущаю череп; мозг набух до припухлостей на висках и гудит, как гудят натруженные руки...
  
   __
  
  Пора, пора работать на драгоценность и законченность /почему-то, кажется, что эти понятия неразрывны/. Нет, не "выдавать продукцию" - ведь у моих кусочков нет ни начала, ни конца, они безграничны и такой же будет работа - но с мечтой о душевном комфорте и благообразии...
  
   __
  
  Часто веду себя жестко практично и чувствую, что да, это мерзко, но и антиподу не верю: блаженному неведению, всепрощению и уходу.
  
   __
  
  Это глубинное ощущение - такие легко не заметить: то, какой я сейчас - это временное. Потом и не вспомнишь нынешнее время - мол, сны, что-то притемненное, приглушенное и машинальное. "Как же я не понимал!" - воскликнешь с удивлением.
  
   __
  
  см. ранее /о папе/: И маму это поразило, поэтому с таким расстройством говорила: "какой Витя стал злой; прямо злой; нехороший; всё время на работе и духовно совсем опустился - дерганый и злой". На мне хотела проверить своё впечатление.
  Папа - пример деградации и потери личности, пример, как человек слепнет и глохнет.
  Боже, что за люди за оболочкой! Пустыня.... Игрушки стихии, они не видят и не слышат ни себя, ни других - по сути, неуправляемы человеческими средствами. Это-то и придает безнадежность - тут уже не поможешь, не поговоришь по человечески, по душам.
  Хотя: милый и работящий, со своей силой и своими клыками; да, есть смешные и дающие повод для пренебрежительного к нему отношения недостатки: разговорчив, возбудим, простяк и т.п. Ничего страшного!
  
   __
  
  В идеале, Творец должен быть о нескольких головах /например, о семи - семь цветов, семь звуков, "семь печатей"/. Т.е. в нем должно быть несколько типов настроений, несколько способностей и точек зрения...
  
   __
  
  Звонок. "Кто бы это мог быть?" Ощущение, будто тебя застали врасплох, так что даже хочется спрятаться. Всё мерещатся твердые, изучающие глаза и чужая мне игра в раскованность, искренность и дружелюбие...
  
   __
  
  Когда у меня творческий запой, то я мигом преисполняюсь уверенностью и по улице, например, иду совершенно раскованно, ни на что не обращая внимания - щурюсь, улыбаюсь ни с того, ни с сего, грызу ногти и всё нипочем...
  Великое дело - ни от кого и ни от чего не зависеть.
  
   __
  
  Каждое предложение и каждое слово добавляют что-то новое: новое движение или новый цвет и оттенок...
   Я писал и пишу штампами, но в последнее время я почувствовал мир.... Конкретизировать и индивидуализировать можно чуть ли не каждое слово штампа. Нужно избавление от громкой и безликой общности...
  
   __
  
  "Женя, закрой дверь", "Жень, ну ты что - неужели не понимаешь?...", "Жень, займись чем-нибудь - вот эту книгу переводи", "За такое - не дадим тебе есть!", "Свинья паршивая!", "Жень, ты думаешь, когда лежишь?... Да, у тебя что-то разладилось - это у многих бывает; как бы теряется нить; если ты стоишь на пессимистической точке зрения, то кажется, что всё плохо и нет смысла быть хорошим - но это неправильно, не надо на этом останавливаться, надо искать что-то хорошее...".
  "Это не он, это сатана - что делает, подумать только! и в нашем доме!...", "Именем Иисуса Христа выйди сатана из Жени! Именем...", "В больницу положим! Всё, машину вызываем!"
  "Покормил; подсыпал лекарства немного..."
  И это всё...
  "Ну, что мы можем сделать?"
  
   __
  
  см. ранее /о семи головах/: не случайно человеку наедине с собой скучно, а полноту он обретает лишь со многими другими.
  
   __
  
  То, что у нас есть Женя, всё же играет и положительную роль: прежде всего, это избавило меня от романтического желания покрасоваться и вообще "жить красиво". Мимо модных красоток прохожу совершенно равнодушно - они никнут и опускают глазки и головки, а не я. Меня теперь не заворожишь внешним - закалился и избавился от дряблости, зевков и смешков.
  Я не боюсь житейских и практических дел, знаю себе цену и в этом, хотя может показаться, что иногда всё же боюсь и унываю.
  
   __
  
  Истина сама по себе не тонка, не толста - она никакая; Истина тонка, как нить, из которой вяжутся буквы слов...
  
   __
  
  Мои руки такие легкие - они лежат поверх дела, бледные и тоненькие, ушиби их - посинеют и отвалятся; они мало способны воздействовать: держать, бить и гнуть; чураются этого, прячутся и боятся...
  
   __
  
  "Удивительно, он велик!" - а ведь только потому, что смог воплотить в материале то, что вокруг во всем, и всем настолько хорошо известно, что сами пренебрегают в жизни наблюдать.
  Или смог увидеть то, о чем все наслышаны, но чего никто не видит...
  
   __
  
  Просто и бескорыстно лежу, застыв с открытыми и странными глазами, и чутко всматриваюсь в поток неконтролируемых образов, отмечая в нем что-то особенное, то, в чем вопрос и какое-то дуновение.... Изредка это наводит на слово и выражается в слове...
  Душа ещё смотрела, а глаза уже слипались. /Один в другом независимы во мне: один на правом боку, а второй - на левом./
  В идеале нужно каждый раз обновляться и смотреть новыми глазами - т. е. видеть странное в привычном. А то скучно будет. Мы же так склонны вновь и вновь "убеждаться" в том, в чем убедились когда-то и высматривать то, что увидели когда-то...
  
   __
  
  Слова, ходящие парой, как парой ходят "мечта" и "тоска"...
  У часов жизни есть только маятник дней и ночей...
  Живущий активной внешней жизнью и думает внешним образом - такова его общая устремленность...
  А я мял и ворочал своё невидимое во тьме белое и теплое тело...
  В конце концов, всё парадоксально просто: ты не удовлетворен собой и своими состояниями и ты впрямую думаешь об этом и оказывается, что предписания и планы есть лишь первый слой возможных результатов...
  Вот принцип простой и гениальный - и требующий ежеминутного применения: главное не дело, а люди. Всё время надо следить за человеческой ситуацией...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"