Вильмс : другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-25

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   __
  
  Псевдонаучная убедительность иностранных терминов. Это не частность, даже по количеству их очень много.
  
   __
  
  Им нужен талант, который бы убедил их и привел в восхищение, очень нужен, потому как они в скуке и тоске, в маразме и сварах, но - при негласном условии, что у него не будет такой вот правды. Все писатели, собственно, бьются над так поставленной задачей и люди чувствуют, что что-то не так у них, и говорят, что им кажется, не хватает таланта, но это просто фальшивость, скудость и придуманность лжи.
  
   __
  
  "Разверзлась пропасть". На мне и раньше лежала печать одиночества, но теперь я чувствую в себе еще и ноту обреченности. А печать лежит на каждом - вырастает человек и вырастает в нем нечто, что напрочь отделяет его от людей; каждый наедине с собой решает, как жить и всю жизнь волнуется душа, как волнуются деревья на ветру.
  Все мы на краю пропасти и все мы по разные ее стороны, что разделили нас и потому словно прикованы смотреть в эту бездну.
  Все или я один...
  Такой чувствую мрак, что кажется, что рухнут дома, эти колоссы - они словно ждут, и время, возможно, придет; да, он неизбежен, этот миг, погребено будет все, созданное людьми, все, чем они якобы жили...
  Жаль, что нельзя копаться в чужой душе напрямую, вопросами, тем более, что ответы-то будут субъективны. Только косвенно, спрятав свои побуждения, можно что-то узнать.
  А объективностью называют душевный холод. Полно таких - например, все сторонники теории, гласящей, что "нельзя поддаваться плохим настроениям". У них все оправдывается соображениями практической пользы
  
   __
  
  Странно, все же: я знаю наверное, что вижу дальше и умею чувствовать глубже, а вот на практике, однако, чувствую себя неуверенно и робко с людьми; словно нищий; словно во мне сильно только оценочное и критическое начало, но слишком слабо созидательное...
  
   __
  
  Понимаешь ты его или нет, вот что важно для того, кому помочь хочешь. Если нет, то советы твои и добрые желания он может - да и то, если умен - принять только как выражение сочувствия. Помощь человеку нужна, но если не понимаешь суть индивида и подходишь с шаблоном, то тебе и жаловаться не на что.
  Потом - раз он видит, что ты считаешь себя вправе помогать, объяснять и советовать, то, стало быть, ты считаешь себя сильнее и умнее его, а это для любого почти оскорбление.
  Вообще, люди достаточно быстро приходят к убежденью, что по желанию лучше не станешь и надо быть таким, как есть, "самим собой" и что для того, чтобы быть мудрецом и праведником нет никакой почвы и никакой нужды.
  Да, во внешней жизни столько побудительных и угнетательных мотивов, что человек, не положившийся на волю Бога, непременно будет порабощен ими - он будет рассчитывать их, бояться и радоваться из-за них, стремиться избежать поверхностно плохих и выбрать поверхностно хорошие обстоятельства... - это будет его жизнью.
  
   __
  
  Ловлю себя на том, что умер. Свои проблески превращаю в обыкновенные путаные рассуждения. Выработалось уже некое прокрустово ложе, к укладыванию в которое и сводится все "переосмысление".
  
   __
  
  Быть неуязвимым для людской мелочности и злобы - пока это удается мне; веду себя хладнокровно, так, будто данный намек меня не касается, без фехтования и напрасного красования своим остроумием.
  Я и раньше был одинок, как, видимо, одиноки все люди, отрицающие культ веселья и плоти, но все же чувствовал одиночество несравненно меньше, чем сейчас, когда уже не работает родство непосредственных душ и вперед выдвинулась полная идеологическая чуждость.
  На самом деле вот что только ужасно - ты что-то видишь и слышишь, но нет у тебя никакого мнения об этом, кроме банального. В 99-ти случаях из 100 это так у вас, господа...
  
   __
  
  Рваный ритм жизни сейчас у меня - то застой, то водопад - то заклинило, то прорвало.
  А когда начнется лямка, то этого уже не будет, а будет только печать усталости и мрачная печать этой лямки...
  Вообще, мне близко вдохновенье. Конечно, тоже нужен внешний толчок, но довольно и малейшего. Правда, есть и легкомысленность.
  Вдохновение - это освобождение от ржавчины и скрипа будней и вера в чистые краски мира...
  В таком настроении мне кажется, что само слово "правда" грубо и коробит слух!
  
   __
  
  Странный факт: вечерняя действительность мне представляется гораздо ярче, чем утренняя или дневная, которые просто призрачны; день - это время инерции и безмолвия мыслей и чувств.
  Но ведь правда проста и безыскусна и это лжи нужно через мастерство суметь придать себе вид таинственный, нужны украшения и завитушки. Кажется, искусство занимается этой вечерней и по-своему убедительной ложью...
  Однако, я тоже удовольствие испытываю, когда что-то удается представить, как живое, с множеством подробностей. Каждую сцену можно пропитать своим настроением, а потом перекрасить - веселая игра...
  
   __
  
  Он поет, а я смотрю на его странно неподвижный глаз.
  
   __
  
  А и каждый находит основания полагать, что знает жизнь, что знает бесконечно много; тебе они кажутся непонимающими и слепыми, но совсем не исключено и обратное!
  
   __
  
  В сонном полубреду нахожусь сразу в 2-х планах и один из них болезненно потусторонний и мечущийся; в нем я весь словно захвачен каким-то вопросом и кризисом, но никак не пойму, что же все- таки это?!
  И у многих после сна такое дурное самочувствие и привкус во рту...
  
   __
  
  Они все не понимают, что само слово есть идея, т.е. руководство к действию, выражающее понятие о молчаливом мире энергетического и энергичного духа. Слово - это то, с помощью чего можно понять дух и огромному большинству слов нет материального эквивалента...
  Хотя бы последняя фраза - в ней нет ни одного не идейного слова!
  Но проповедь часто смешна. Как-то неудобно, нет места. Это можно ночью думать про себя, а днем тушуется мой оракул.
  Объективность и логика, на которые они взамен опираются, мертвы, потому что это правильность куба, а не правильность дерева.
  То, что во мне так сильна разрушающая сила - она все еще рушит мной достигнутое - и есть причина моего стремления к проникновению всё глубже и глубже, к всё более сильным словам и идеям.
  Лишь изредка, и только дома, исчезает некое ущербное ощущение; такая ржавчина и духовное подполье вовсе не нормальны.
  Для убедительности слов, главное - соответствие слова и образа говорящего слово. В твоих словах должна быть сила, а в образе - любовь.
  ...Взять того мальчика с "Каменки" - испытываешь к нему отцовское чувство и желаешь помочь, сказать теплые слова, но разве может что-либо такое не разрешиться пшиком?
  Или, может, мы сами убиваем свое счастье тем, что или не замечаем его или не верим ему. А оно, может быть, и часто проходит рядом; возможно, и самые падшие субъекты всё еще мечтают о нем...
  Везде замешана моя стеснительность, т. е. нравственная ущербность и нездоровье.
  
   __
  
  Всякая страсть есть любовь к предмету страсти? Тут есть какая-то связь, но я путаюсь в словесных оборотах.
  Не упитанный и умный!
  Дыхание моей души и духа, как воды приливы и отливы.
  "Искренний и плохой"? Но ведь искренность - это чистота? И не она ли дает уверенность в правоте?
  Правильно начинать с горячей страсти, а кончать холодной, чистой и спокойной уверенностью.
  Понятия входят в нас с первыми словами и для некоторых они так и остаются на уровне названия и интуитивного, на ощупь понимания, но большинство доходит до "колоды карт"...- однако лишь дальше начинаются уверенность и страсти.
  Почти непосильно для меня это духовное дело и простенькая бодрость тут не имеет большого значения. Тут все изнутри - это странный, незнакомый и чудесный мир страсти и ты, собственно, молчишь, не обсуждаешь его, а просто смотришь и записываешь.
  Но учет житейских нюансов, догадливость и тактичность у них выше; у меня к этому вовсе вкуса нет, тут я сразу становлюсь робок, как иностранец.
  
   __
  
  Страшное одиночество и иногда нет сил его переносить; и будь у меня возможность общаться даже с Мопассаном или любым другим великим писателем, или каким-либо проповедником, все равно все было бы так же!
  И в то же время надежда: "должны быть человечные люди, должны, может быть, они даже рядом".
  Естество таково, что у всего на свете есть начало и конец, свой создатель и свой разрушитель. Так и у одиночеств.
  
   __
  
  ...Вроде бы есть у них нравственное здоровье - у некоторых даже чуть ли не безмятежность.
  Или это лишь кажется? - гнильцой-то и фальшью частенько пованивает.
  Знание же обременительно и все по-умному ничего не желают знать.
  Театр, спорт, музыка - вот радужные шары, малые иные миры с иными, яркими законами, куда изнывающий от знаний человек может погрузиться, будучи не в силах без притворства раскрасить саму жизнь.
  Нет, земля - это грязь или пыль, и то, что из нее произрастает, есть плод и корм не во славу ее, а в низменность плода и корма; не случайно голова человека удалена от земли: человек - вертикаль от земли к небу, а зверь - горизонталь. С помощью знаний мы должны настолько усилиться и освободиться от земли, чтобы уже не бояться к ней вернуться свободными.
  Бесконечно разнообразен как мир видимый, так и мир невидимый, идейный. Собственно, форма и есть мир видимый, а содержание - невидимый. Лишающий себя содержания, делает призрачной и свою форму.
  Однако, не казуистика ли эта "новая ступень мышления", эта особая изворотливость и гибкость, когда все можно вывернуть наизнанку? С одной стороны, в таком понимании есть жизнь, краски и ощущение подлинности, а не мертвенность схемы, но с другой - принципиальная относительность, зыбкость и зависимость от чувства, т.е. состояния.
  Но уж лучше это, чем их бесцеремонность и некультурность, которую они выдают за простоту, и толстокожесть и твердолобость, выдаваемую за мужественность.
  Глядя на таких, не хочу быть слабым и беспомощным. Самые-то замечательные и самые беспомощные - и скольких их, наверное, задавила антижизнь, устроенная танками...
  "Я не знал, я всё делал как лучше, по совести" - вот что скажут они в свое оправданье - и надо будет или оправдать их или поставить им в вину то, что они недостаточно думали. Ведь все говорит об одном и каждый может дойти до постановки этого вопроса, а потом и этой сути.
  Не только мир вещей, мир красок и звуков легкомысленен и даже случаен, но этому подобны и многие мысли - блестящие пустячки, украшения...
  
   __
  
  То состояние, в котором я нахожусь, и то, в которое тянет меня, так далеки от практической жизни, что зовут пустить последнюю на самотек, но с другой стороны, постоянно, посреди раскручивания пришедшего в голову, думаю что-то вроде: "куда ты забрел?" и: "химера!". Два начала живут во мне и каждому из них жизнь другого кажется сном...
  Читаю, например, себя прежнего - и недавнего - и вижу только детскость и благие намерения приблизиться к "простоте" и "твердости духа"...
  Значит ли это, что я расту?!
  Слишком странны для роста такие кульбиты - я же этими записями гордился всерьез, они казались мне настоящим откровением.
  ...Какой тут замордованный лексикон - "внутренний мир" и прочее.
  Чем его заменить? Какой образ действий избрать?
  1-ая форма: открыть все шлюзы, убрать всякую оценку и контроль и писать "поток" по чувству, импровизируя и используя воображение.
  2-я - запись пришедших в голову "откровений" и ярких мелочей.
  3-я - литературная обработка полученного "сырья"...
  Вообще, ты должен потверже решить, чему служат твои записи. На литературу они рассчитаны или это только плач и выговаривание в отдушину.
  ...Т.е. помещаю себя в две сферы: сначала в сферу абсолютного духа, а затем в сферу художественного звучания. Это как содержание и форма, материал и его отделка, внутреннее и внешнее.
  Или вернее было бы делить на то, что пишешь о себе и то, что лично тебя не касается?
  О себе писать мучительно, это клубок, который так трудно вытянуть наружу, в слово, он постоянно замыкается внутри. А идеи - это уже объективное достояние, это приятно и интересно - и они сами устремляются наружу.
  Тут разница между пылью и тростником, закрепленным в основании - на ветру и тростник, но он уже лишь колышется.
  
   __
  
  Им не хватает накала моей духовной работы, силы ощущения, вызванного мыслью и идеей, а мне не хватает полноты их телесной жизни. Мы антиподы.
  У меня еще только обрывки и начатки, но уровень уже совсем другой - истинно духовный. Не жвачка понятий, из которой они лепят что-то себе на потребу, которую они жуют себе на потребу, которую они и сами-то невысоко ставят, мол, сначала дело, а идея - придаток. Это разница между плоскостью - покрывалом, прикрытием и поверхностью - и объемом; третье измерение - высота, отрыв от земли к голубому небу - и это уже настоящее тело.
  
   __
  
  Когда расписываюсь, появляется ощущение, что мысль идет уже не из души, а с кончика пера - так саморазвивается, что опасаюсь написать не то!
  
   __
  
  К родителям здесь, когда они только переехали, из-за баптизма относились плохо, но потом всё стало нормально, по-соседски. Мама говорит: это потому, что я показала добро. Но то, что кто-то лучше тебя, слишком бесит и не почувствовали ли они просто-напросто, что родители одного с ними поля ягода?
  Но и у тебя есть ли любовь к Христу.... Любовь - высшее из чувств...
  И не путаница ли во мне?
  Ну, нет, это только борьба.
  Я верю в то, что понял, но это еще только начатки.
  Поэтому и их судить нельзя: очень может быть, что они в чем-то правы...
  
   __
  
  Итак, изменение курса: всяческий уклон в сторону литературы и искусства. Моя идейная часть сформировалась навечно и теперь это единственный повод к движению.
  ...Завелся с полуоборота, написал плач-ахинею, потом расстроился, увидев пропасть, потом испытал подобие решимости...
  Да, земля без солнца - не земля.
  Часто внутренние недовольства присутствуют, а это же кто-то с кем-то борется, кто-то кем-то недоволен.
  Стоит тебе решить "начать" и ты ничего не начнешь, стоит тебе пожелать страстно стать лучше и ты не станешь - будешь крутить себя за хвост и, если и шел до того, то этим точно помешаешь себе идти хотя бы как прежде.
  Это естественно, что они не умеют думать - часто я и сам не могу - пыль, влекомая ветром обстоятельств.
  Получается, что зло всегда с соком и кровью, а добро бессильно и мертво...
  Не случайно, верующих Бог обязал делать добро - оно не их суть, они срываются то и дело, и потому не могут не раззвонить про это добро другим в доказательство. Иначе у неверующих - их подпирают снизу законом: живи, как хочешь, с соком и кровью, но не ломай загородок.
  Вообще, можно ли не малодушно признавать себя малодушным?
  Пожалуй, мне будет удобна маска фаната и любителя искусства /тем более, что перед искусством я действительно благоговею, но это не все, это удовольствие и сфера, где чувствуешь себя богатым, а у меня еще есть и такая сфера, где только мука, нищета и работа души до страдания/. "Беззаветный поклонник искусства" - это благопристойно и безобидно; главное, впрочем, мне самому чрезвычайно нравится.
  Ведь как было: в детстве читать любил, погружаясь и переживая так, что и сейчас помню те свои ощущения. Однако, когда дошел до серьезной литературы, испытал скуку и неинтерес, а многое просто не понимал...
  Второй курс техникума. Занятия обычной фотографией и знакомство с художественной фотографией - самым понятным и наглядным видом искусства. К этому времени начал понимать, что такое скука, одиночество, тоска, рутина и прочие ягоды жизни - и начал понимать свое отличие от других: болезненная замкнутость, нерешительность, граничащая с малодушием, какой-то страстный романтизм, впрочем, затертый на глубину бодрячеством и вульгарностью. Может, уже тогда главным было самое ощущение обособленности - мир навсегда раскололся на "я" и "они". Но все эти годы я очень мало думал - вот так, наверное, думают они, но я даже и "соображать" не научился.
   Достоевский - "Братья Карамазовы" - дал мне толчок и я из ничего перескочил туда, где всё. Это было настоящее чудо. До того на моей почве ничего не росло, а тут я сразу почувствовал, что принял зерно; несколько месяцев ростков не было видно, но я каждый миг чувствовал, что что-то произошло, что зажегся некий свет и жить "просто" уже нельзя.
  Помню, что предыдущей осенью я был очень нервен и несчастен, даже до истерик доходил; меня мучили угри, а тут еще сломанный передний зуб - это подлинное горе окончательно выбило из меня всю бодрость, и я постоянно ощущал, что нет света, что я ущербен, и что можно только ужасаться убожеству моего существования...
  И в конечном счете, дело в том, что лишь в этом состоянии - в котором, например, нахожусь сейчас - я чувствую себя хорошо; никакие удовольствия, никакое потребление и никакая работа ничего подобного мне не дадут.
  А то, что мы путаемся в своих понятиях, когда пытаемся с их помощью осмыслить быстротекущую действительность, говорит лишь о том, что понятия еще недостаточны.
  Всегда надо помнить о пустоте и молчании - и помнить, что говорить по инерции, значит, убивать живое; это очень трудно - незаметно опять оказываешься на истоптанной и недостаточной дорожке...
  
   __
  
  ...Вроде бы действительно бессмысленно делать и делание пахнет детским доказательством, но ощущение, будто я и тут малодушен...
  Ел вишню - энергично, споро, с выпученными глазами, с ощущениями, с которыми бы горы ворочать!
  Прав, имеющий право. Уверенные в себе часто с внутренним злорадством любят тыкать сапогом практической правоты в душу, которой нечем хвастать; говорят неоспоримое: "от тебя нет никакой пользы, мне плевать на твою нежную душу".
  Стать бы воздухом. Разве можно бить воздух? Разве можно его задеть или обидеть? Искусство позволяет растворить удары, потому что ты оказываешься способен смотреть на себя и ситуацию со стороны - будто она тебя и не касается. Разве может кто-нибудь тебя задеть, если знаешь, что духовно ты выше его - тебе будет только жаль злобствующего...
  
   __
  
  Любовь возможна лишь к тому, кто выше тебя - например, к Христу - это любовь поклоняющаяся; и к тому, кто ниже - любовь жалеющая и покровительствующая со стороны сильного духом.
  Потому-то женщина слабее мужчины.
  Поклоняться женщине не хочу, хочу покорить ее силой.
  Но только у человека с ощущением нищеты есть стимул к яростному достижению духовных богатства и силы. Вспомни Библию. Если посчитаешь себя достигшим "кой чего", то неизбежно остановишься и будешь крутить холостые обороты.
  Кстати, притчи Библии, да и вообще вся Библия, - это же тоже художественное произведение - т.е. само занятие художеством никак не может быть запретно. Подлинное нельзя иначе передать...
  Но еще лучше сама жизнь. Например, любовь слушать чужие разговоры - тут же вся тонкость искусства! Слушать чужой разговор неизмеримо интереснее, чем читать диалог, например, хотя это и в том же роде. Суть искусства - в умении смотреть со стороны, пока люди захвачены событиями!
  Однако и ты делаешь зло вследствие признания необходимости. Соглашаешься с черт знает каким доводом и за милую душу свершаешь его...
  А глядеть на всё со стороны может лишь тот, кто имеет на этой стороне обжитое местечко...
  
   __
  
  Как сильны ночные кошмары. Вообще, сон - это же очень непредубежденный взгляд.
  Вылазит ночами спрятанное. Тоска по нежности, например, а также животный страх и ужас.
  Спросонья, полулежа, потянулся за вишнями, съел и снова лег. Ощущение от себя, когда ел: вялое и длинное животное с невероятными прутьями рук и ног, животное прожорливое и не говорящее - словно внутри пластилин.
  Ощущение это было несловесное и вызвало только мгновенное удивление, а не отвращение и потому я снова заснул.
  
   __
  
  А интересно прислушиваться к словам - коренным русским.
  Вот, например, "вдохновение" - вдох нового веяния.
  Говорят: "лица выраженье" - т.е. выражает же лицо, а что? Реакцию на ситуацию, а через это и свою внутреннюю сущность. Есть у лица вид, и есть "выражение"...
  
   __
  
  Все же есть у меня ощущение, что я способен быть сильным не только потенциально, но и кинетически.
  Каждое сильное ощущение, т. е. понимание до сильного ощущения и убежденности, что это так, а не иначе, накладывает свой характер на все поступки человека и на все его понимание в целом.
  Например, человек, осознавший трагизм смерти, не сможет уже быть легкомысленным и беспечным.
  
   __
  
  Мужчин иногда спасают романтические мечты о подлинной любви и нежности, а женщины, которые есть воплощенная любовь и нежность, становятся хуже мужчин из-за того, что научаются торговать и играть любовью и нежностью...
  Человек, сохранивший в себе уголок, о котором он думает с нежностью; он гордится, что на такое способен...
  Всюду плоть, она стоит и на пути в душу, и на пути из души...
  
   __
  
  Всегда надо помнить, что не существует, например, силы вообще - задаешь всевозможные "почему?" и "для кого?" и любое понятие разбухает.
  Такое помещение мысли в сферу абсолютного духа - это проверка на способность ее к некоему обобщенному звучанию; затем должно следовать помещение ее в сферу художественности, но этого я еще не делаю.
  
   __
  
  Лица мы видим либо издали, либо мельком, а захватывающе интересно было бы исследовать все движения лица как под микроскопом, т.е. вблизи и подолгу в него погружаясь. Так, кстати, всё надо исследовать и изучать, но тут нужен особый жизненный строй. Пыли, влекомой ветром, не под силу остановиться; и я тоже едва успеваю запробовать то, с чем сталкиваюсь и мимо чего прохожу - и всюду теперь валяются закушенные мною плоды, которые доедать уже и не хочешь.
  
   __
  
  Понятие; соединение нескольких понятий - причем одно из них подчинено другому; понятие с эпитетом, понятие с прилагательным... масса понятий и, в итоге, доходят, например, до "глобальности социального зондирования". Все же, это какой-то соблазн, какая-то чисто словесная пышность под научным соусом и направлена она только на утоньшение и уточнение понятия, которое гранят с нескольких сторон...
  
   __
  
  Словно внезапным порывом вещи сюда занесло. Вмиг расставились, большие и маленькие, окружили, заполонили и теперь за нужду в них требуют службы. Имя им - легион, нельзя обойтись ни без носков, ни без мыла, ни без ручки, ни без веника - и ты от всех в зависимости!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"