Sleepy Xoma : другие произведения.

"Легенда" Геммел Д

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на книгу Геммела Д. "Легенда". https://sleepyxoma.livejournal.com/79849.html


   В принципе, имя Дэвида Геммела не нуждается в рекламе. Многие его книги я читал еще в школе и, говоря начистоту, совершенно забыл почти все, о чем в них рассказывалось. И вот, когда этим летом, у меня появилось острое желание немного освежить память, выбор пал на три его первых произведения: "Легенда", "Царь каменных врат" и "Нездешний".
   Вот о них мы и поговорим в ближайшее время.
   Начать я решил с "Легенды", потому как это - дебютный роман легендарного, хе-хе, автора. Произведение, в котором, точно в зеркале отражается творчество мэтра.

Капелька сюжета

   Дрос-Дельнох - мощнейшая крепость Дренайской империи - готовится принять на себя сокрушительный удар надирских орд, ведомых Ульриком - несокрушимым вождем, железной рукой объединившим племена Великой Степи.
   Слабый и миролюбивый император, запершись в своей столице, продолжает писать бумажки, надеясь как-то договориться, не понимая, что время переговоров уже закончилось. Гарнизон деморализован и откровенно слаб - недокомплект личного состава вызывает печаль у всех мало-мальски толковых командиров, а дезертирство набирает обороты. Надиры еще ни разу не проигрывали, и нет ни малейших оснований полагать, будто на этот раз что-нибудь изменится.
   Помощи нет и не предвидится, за исключением горстки сумасшедших, решивших таким экстравагантным образом уйти из жизни: труса, готового отправиться в ад за любимой, старика, чье имя некогда внушало ужас, монаха-чародея, чья цель - бороться со злом во всех его ипостасях и других.
   Они идут на верную гибель и понимают это. Они идут умирать, и смеются. Они не могут победить, у них нет ни малейшего шанса. Великая Степь привела под стены Дрос-Дельноха пятьсот тысяч своих сыновей. Пятьсот тысяч против десяти тысяч.
   Шансов нет.
   И все-таки, они продолжают идти, они продолжают бороться, и каждую пять земли, которую приходится отдавать, заваливают вражескими телами. На стенах обреченной крепости их держит нечто большее, нежели простое мужество, ведь защищают эти герои не себя и даже не своих родных. Они оберегают Легенду.
   Первая книга Геммела - это не просто фэнтези, это, скорее, дань эпическим сагам и сказаниям древности. Изустным рассказам, в которых могучие герои в одиночку выходили против целой армии, в которой даже враги не лишены благородства и умеют ценить мужество, в которых смерть - это лишь ступенька на пути к Вечности.
   Любой, кто читал "Тысячеликого героя" Кемпбелла, сразу же найдет не один и не два знакомых мотива. А уж тот, кто осилил, к примеру, "Путешествие на запад", "Старшую Эдду" или "Махабхарату", думается мне, получит истинное удовольствие от разворачивающегося на страницах книги эпического противостояния.
  

Персонажи

   Персонажей в произведении не очень много, но получились они весьма колоритными. Начнем, пожалуй, с условного главного героя - Регнака Скитальца. Парень этот - отменный фехтовальщик, смазливый красавчик, а заодно и трус, каких поискать. Незабвенный Ринсвинд, наверное, посмотрев на него, сказал бы: "that's my boy" или что-нибудь в этом духе.
   Главная цель в жизни Регнака (для друзей просто Река) - оказаться как можно дальше от неприятностей.
   Увы, но во время последнего бегства ему сильно не повезло, юноша умудрился попасть в самую паршивую ловушку из возможных - по уши влюбился.
   Предметом его воздыханий стала Вирэ, ни много, ни мало, а дочка князя вышеобозначенного Дрос-Дельноха, от которого Рек как раз старался оказаться подальше. Ну что тут скажешь, пацан шел к успеху, не фартануло. Вирэ - девушка сильная, упрямая, красивая, волевая. Она сумела превратить Река в того, кем он должен был стать, из того, кем он был, причем произошло это так стремительно и естественно, что лично у меня даже вызвало улыбку умиления.
   Теперь перейдем к самому интересному персонажу произведения - Друссу-легенде. Если Коэн-варвар Пратчетта - это стеб над Конаном, то Друсс-легенда - это постаревший Конан мира, созданного Геммелом. Этот человек убил стольких, что из их тел вполне можно было бы выстроить пирамиду. Всю свою жизнь он только и делал, что сражался, и вот, состарившись и уйдя на покой, герой решил, что негоже воину умирать в постели, а потому откликнулся на призыв старого товарища и отправился в обреченную крепость.
   Следующим персонажем, пожалуй, будет Сербитар. Монах-чародей, способный проникнуть в сны людей, посеять панику во вражеских рядах и надежно укрыть товарищей от происков колдунов. Один из Тридцати, ибо их число священно и никогда не меняется. Он тот, кто всю свою жизнь - наполненную изнурительными тренировками и самоотречением - посвятил одной цели: принять участие в битве против зла и умереть с мечом в руках.
   Последним в моем списке, безусловно, будет Ульрик. Вождь надиров, жестокий, гордый, могучий, гениальный. Нет того эпитета, которым нельзя было наградить величайшего из сынов степей, рожденного для того, чтобы заставить "цивилизованный" мир дрожать. Этот человек силой и хитростью объединил разрозненные племена, собрав огромную армию, и явно нацелился на победоносный поход "до последнего моря". И, надо сказать, после знакомства с данным персонажем, складывается стойкое ощущение, что у него вполне может хватить таланта на подобную авантюру.
   На этом, пожалуй, закончим с основными персонажами. Помимо них в произведении присутствует множество второстепенных героев, призванных показывать развитие ситуации с разных сторон, добавить немного юмора, либо, напротив, трагизма. Причем, как мне показалось, все они - действительно к месту, не загромождают повествование и смотрятся в высшей степени органично.
  

За и против

   Начну, как всегда, с того, что мне понравилось больше всего.
   Пожалуй, этим "чем-то" будет его величество пафос. Нет, даже не так, а вот так: ПАФОС. Что вы там говорите? Империя Сигмара превозмогает хаоситов Норски? Ха, жалкие детишки. Учитесь у настоящих профессионалов.
   Уровень превозмогания в книге такой, что временами хочется выть в голос. Надиры прут, точно стая охреневших ска(ей)венов, скрещенных с тиранидами, не оставляя героям ни малейшего шанса на выживание, но те упрямо продолжают цепляться за камень, щедро орошая его вражеской и своей кровью.
   При этом степняки - не мальчики для битья, они - гордые и умелые воины, пришедшие сюда, чтобы победить. Они - ветераны не одной военной кампании. У них есть свои осадные мастера, свои чародеи, и один из величайших полководцев в истории.
   Ну и еще их тупо очень много.
   Что еще понравилось? Язык повествования. Емкий, хлесткий, захватывающий. Парой фраз и абзацем текста Геммел умудряется описать то, на что у других уходит несколько листов текста.
   При этом персонажи у него выходят живые и разнообразные, заставляющие сопереживать и надеяться, что все у них будет хорошо.
   Теперь плавно перейдем к недостаткам, куда уж без них. Лично на мой взгляд, все недостатки книги связаны с двумя вещами: во-первых, автор, как я уже говорил раньше, писал скорее эпическую сагу, из чего проистекает некоторая наивность произведения. Влюбиться с одного взгляда, героически прийти во вражеский лагерь на тризну, в одиночку прикончить несколько сот человек, защищать крепость с семью рядами стен... А почему нет? В сагах и не такое вытворяли! Нет, до определенного момента это смотрится прикольно, но все-таки не всегда. Иногда хочется большего реализма и приземленности, что ли?
   Второй недостаток произведения заключается в его эпичности. Книга эта - старая, писалась в восьмидесятые, когда еще многие совершенно бредовые представления о размерах средневековых армий казались достаточно правдоподобными. По крайней мере, в среде людей, далеких от академической исторической науки.
   Это сейчас мы наверняка знаем (привет археологам и военным историкам), что монголов, захватывающих русские княжества, было от силы сорок тысяч, а скорее всего, не больше двадцати - двадцати пяти. Тогда по-видимому, на подобные мелочи не обращали внимания, и согласно авторскому произволу надиры притащили под стены Дрос-Дельноха полмиллиона человек.
   Нет, не человек. Степняков-всадников. Понимаете, что это значит? На всякий случай поясню. Полмиллиона всадников из степи - это минимум миллион лошадей, а скорее - полтора, потому что у каждого уважающего себя степняка просто обязано быть по два заводных коня.
   А теперь давайте-ка добавим сюда обозы - еще с миллион-другой милых копытных тварюшек, которые очень сильно любят кушать. Причем на одной травке сии замечательные создания долго не протянут. И даже если предположить, что у нас тут особые фэнтезийные лошади, то придется вслед за этим делать следующее допущение: трава тоже фэнтезийная, прущая из земли со скоростью бамбука, иммунная к вытаптыванию и обладающая калорийностью пшеницы.
   Впрочем, это - чистая вкусовщина. Серьезных же недостатков в "Легенде" я не могу найти при всем желании. Все-таки Гэммел - это настоящий мастер слова.
  

Заключение

   Итак, что можно сказать напоследок? Читать ли эту книгу? Безусловно читать! Я абсолютно убежден в том, что каждый любитель героического и эпического, да и вообще, просто хорошего фэнтези просто обязан ознакомиться с нею.
   Настоятельно рекомендую к прочтению.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"