Вихоцкая Анастасия : другие произведения.

Игра в сказку

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жанр фэнтези во всей красе - он имеет право на существование!


Игра в сказку

(миниэссе)

   Когда в очередной раз отключают электричество и я зажигаю свечу, ко мне неизменно приходят мысли о природе жанра "фэнтези" в современной литературе и о причинах его возникновения.
   И в самом деле, вполне закономерным кажется по­явление жанра научной фантастики (НФ) в веке, жи­тели которого назвали его НТР.
   Технический прогресс, шагающий в ногу с разви­тием науки, приветствовал логику как орудие позна­ния мира и упорядочивал действительность согласно точным законам и лабораторным анализам.
   Предвиденье будущего облекалось в форму науч­но-технических произведений, популяризующих на­уку как единственный способ познания законов Все­ленной и приспособления окружающего мира под потребности человечества.
   Хотя и этот жанр не особенно приветствовался в литературе для взрослых (речь идет о территории быв­шего СССР), а скорее предназначался для детей и юношества. Почему так - сказать нынче сложно, но стереотип действует до сих пор. Все, что за гранью сугубо материалистической действительности и не поддается непосредственному восприятию или опыт­ной проверке - относится к категории выдумки и фан­тазерства.
   Впрочем, каждый волен понимать, как ему угод­но. И лишь со сменой поколений забудутся старые установки и появится новое восприятие.
   Однако, почему же гипотезы, выраженные в худо­жественной форме и, следовательно, попадающие в разряд НФ, имеют меньше прав на жизнь, чем гипо­тезы официальной науки9 Конечно, они основываются на минимальной базе доказательств, но ведь и загля­дывают они гораздо дальше и смелее, чем их нефан­тастические собратья.
   Хотя не всегда фантастика бывает так уж фантас­тична.
   Если герои И. Ефремова строили коммунизм в мас­штабах космоса, то в то же время в западной литера­туре там же выстраивался капитализм. То есть маке­ты отдельно взятых стран переносились на просторы галактики.
   Совсем иначе обстояло дело с жанром фэнтези. Его, как такового, в СССР вообще не существовало.
   Хотя сейчас можно причислить к нему произведе­ния А.Грина и булгаковский роман "Мастер и Марга­рита", а также гораздо более позднего В.Орлова ("Аль­тист Данилов"), однако, официально они причисля­лись к иному разряду - романтических и психологи­ческих драм.
   С другой стороны, в XX в., несмотря на огромные успехи науки, одновременно сильно пошатнулся ее авторитет всесильности и единоистинности. Возник парадокс, предугаданный еще древними мудрецами, - чем больше научные открытия приоткрывали заве­су картины мирозданья, тем сложнее и непознавае­мей она оказывалась. То есть раскрыв одну тайну, ученые наталкивались на десять новых тайн.
   Появилась необходимость зайти с другой стороны, чтобы дать оценку с совершенно иной позиции, на­чать (или продолжить) поиск истины без привлече­ния научных средств. Так у НФ появилась сводная младшая сестра, долго считавшейся незаконнорожден­ной. Причем признания и права на жизнь она дли­тельное время не получала не только у "чужих", но и от "своих". Ведь фанатизм присущ не только рели­гии, но и науке, а также литературе.
   Наверное, стоит оговориться, что на самом деле фэнтези гораздо старше НФ, и тому есть неоспори­мые примеры - "Одиссея" Гомера, гетевский "Фа­уст", приключения Гулливера в изложении Дж. Свиф­та и т.д. Но в данном случае мы говорим о рождении жанра, а не о появлении отдельных произведений.
   Сейчас главенствует мнение, что приверженцы фэнтези - это люди, стремящиеся уйти от действи­тельности, от проблем современного мира с его стрес­сами. В какой-то мере это так, но отнюдь не относит­ся к основной цели жанра.
   Если человек берет в руки книжку как средство релаксации и проводит свой вечер с выдуманными героями и их переживаниями, то в таком терапевти­ческом приеме нет нечего особенного. А тем более плохого. И литературный жанр здесь может быть са­мый разнообразный, потому как одного расслабляют романтические отношения героя и героини, а другого - кровавые разборки крутых парней, живущих лишь на бумаге и замолкающих, когда книга захлопнута.
   Фэнтези, по моему мнению, имеет гораздо более глубокие задачи.
   Из книги М. Анчарова "Самшитовый лес":
   "Фантазия - это прозрение, это когда вообразишь несусветное и оно оказывается правдой".
   Именно прозрение можно считать наивысшей це­лью и достижением для устремившихся в небо на кры­льях фантазии. Тем более что вполне вероятна ситу­ация, когда то, что реально в одном мире, в другом является всего лишь плодом фантазии, и наоборот
   Итак, что же тогда является темой фэнтези?
   На страницах этих книг ставится эксперимент гло­бального масштаба по альтернативному мироустрой­ству, ведутся поиски вариантов спасения миров от величайших катастроф, решаются морально-этичес­кие проблемы взаимодействия систем мировоззрения
   Вопрос о смысле жизни можно считать ритори­ческим и одновременно вопросом на засыпку. Каж­дый автор пытается по-своему ответить на него, и за­ одно это они достойны уважения.
   Задается множество вечных, неразрешимых воп­росов:
  
  -- Кто мы и откуда?
  -- Что было вначале и что будет в конце?
  -- Бог создал человека или человек Бога?
  -- Кто во всем виноват и что с этим делать?
  --
   А главное, поиск ответов не прекращается, и ре­зультат размышлений автора доносится до читателей. Рождаются новые космогонические теории или пере­осмысляются старые, ведутся теологические изыскания, которые вплетаются в ткань повествования и излагаются по ходу странствий героя.
   Рвутся плоды с древа познания, и вкус их разнится от вполне узнаваемого до очень экзотического.
   Итак, жанр при всей своей развлекательности ис­ключительно серьезен.
   Уместно вспомнить слова китайского писателя XVII века Юань Юйлина из предисловия к его роману "Путешествие на Запад".
  
   "Если литература не фантастична, то она не лите­ратура, а если фантастика не доходит до крайности, она не фантастична. Так можно понять, что самые фантастичные события в мире самые подлинные.
   Посему лучше говорить о чудесном, чем о действи­тельном и лучше говорить о бесовщине, чем о боже­ственном. Ибо бесовщина указывает на нечто, суще­ствующее в нас самих, и, поняв это, можно стать Буд­дой".
  
   Границы фэнтези как жанра более зыбкие и неяс­ные, чем любого другого и событийно он отнюдь он не ограничивается войнами в средневековом королев­стве с применением магии и других Оккультных средств.
   Современные классификации достаточно сильно разнятся, но все они лишь грубо очерчивают контуры этой волшебной страны под название "Фантазия" (впрочем, это название тоже не более чем условность и не является точным отражением сути, -- хотя какая уж точность у фантазии!).
   По большому счету никакое произведение не ук­ладывается в жесткие рамки классификации, но все же можно попробовать выделить общие черты:

Схема-классификация

Тип I - эпический;

тип II - героический.

Подтипы места действия:

      -- альтернотивно-исторический
      -- новообразованный мир
      -- чужие у нас

Разновидности: психологическая / социальная / лирическая мистическая / сакральная мифологическая / сказочная

сюрреалистическая философская / теологическая космогоническая юмористическая / ироническая / сатирическая

   Как видно из схемы, любое произведение можно отнести к одному из двух основных типов - к эпичес­кому, где своеобразным главным героем выступает страна или же целый мир, и картина подаётся масштабно, и к героическому, в кото­ром личность является движущим фактором разви­тия событий и центральным персонажем, от которого нередко зависит судьба целого мира. Однако не ис­ключен вариант, когда используется комбинация этих двух типов - к примеру, главный герой изображен на фоне огромной империи, и в описании им уделено равное внимание.
   В свою очередь эпос может разворачиваться в аль­тернативной реальности, за основу которой взята наша с вами действительность (различные исторические эпохи) или же автор буквально заново создает свой мир, отличный от нашего по многим параметрам, вплоть до физических констант и геометрических ак­сиом. В третьем, редком варианте, возможно столк­новение цивилизаций - "родной" и "пришлой".
   То же может ждать и героя: или он уже изначально рождается в неведомых нам и науке краях, либо он чудодейственным и необъяснимым образом перено­сится в иную действительность, где его ждут великие дела и великая любовь, либо же просто идя за хлебом он нос к носу сталкивается с несомненно приблудными индивидуумами из параллельного мира. В этом третьем варианте нечто фантастическое вторгается в нашу повседневность, и события разворачиваются не на чуждой территории, а у нас под носом (почему бы и нет, наверняка бы сказал Михаил Афанасьевич, бе­рясь за "Мастера и Маргариту").
   А дальше вниз по схеме.
   Любые события имеют свою подоплеку - мисти­ческую или мифологическую, лирическую или ирра­циональную, и объясняются психологией персонажей или государственной политикой Империи, а описы­ваются либо с крайней серьезностью, либо шутя по поводу и без. Родится ли в итоге всего этого новая философская концепция - решать автору, а извлекать мораль - дело читателя.
   Из всего вышеизложенного можно сделать следу­ющий вывод, что более чем какому-то другому жан­ру, фэнтези присуща эклектичность, что объясняется самой природой жанра.
   Потому смею предложить к дегустации гурманов от фэнтези универсальный рецепт приготовления фэнтези "а 1а III тысячелетие":
   - Для начинки взять одну или несколько сюжет­ных линий, очистить их от лишних деталей, порезать на порционные главы, подсолить юмором и подпер­чить интригой, а также добавить пряности экзотики.
   Замесить не слишком крутое тесто из мифов, мис­тики и эзотерических воспоминаний подсознания, завернуть в него начинку. Запечь на огне фантазии, время от времени поливая соусом иной реальности и многомерности.
   В качестве гарнира подаются психологические ню­ансы человеческой души.
   Приятного вам аппетита!
   Пожалуй, основная черта, отличающая фэнтези от уже традиционной фантастики - это отрицание тех­нологического направления эволюции человеческого общества.
   А как тогда прикажете классифицировать роман, повествующий о противостоянии двух цивилизаций, имеющих совершенно различные направления разви­тия - техническое и магическое? Этакий гибрид НФ и фэнтези, но вполне жизнеспособный гибрид, облада­ющий большой выразительностью и незаурядным творческим потенциалом.
   Что ж, парадоксы чувствуют себя в родной сти­хии, плавая в бурных волнах буйной человеческой фантазии.
   В основном все миры фэнтезийных произведений застыли в историческом пути на уровне, соответству­ющем нашему Средневековью. Причем это касается не только уровня быта и инструментов, но и социаль­ной организации общества. Сохраняется структура:
  

Вершина власти: император, властитель, сюзерен, король, феодал и т.п.

Среднее звено: вассалы, жрецы, духовенство, маги.

Подножие пирамиды власти, исполнители: воины, торговцы, ремесленники, крестьяне.

  
   А на этом фоне разворачиваются события по выб­ранному сценарию: война, междоусобная вражда, дворцовые интриги, заговоры и перевороты, поиски могущественных талисманов и амулетов, поиски и ос­вобождение похищенных принцесс и потомственных волшебников, сопротивление вторжению потусторон­них (обычно враждебных) сил; в некоторых случаях -борьба с самими богами, контролирующими данный мир (в большинстве своем богоборческие тенденции проявляются лишь предъявлением претензий к. не­справедливому мироустройству и не касаются поис­ка причин, а лишь исправления следствий).
   Действующими лицами могут выступать люди, ска­зочные персонажи и животные, боги и иные сверхъестественные создания, вымышленные существа и сущности, вплоть до абстрактных форм.
   Достаточно обычно противостояние добрых и злых сил, но что отрадно - все чаще грани между ними стираются, и нет уже однозначного деления на белых и черных, и последним уже не приписываются все грехи мира, а невиновные оказываются не такими уж невиновными. Конфронтация между ними перерас­тает из вооруженного конфликта в нечто более напо­минающее философский диспут.
   Хотелось бы добавить, что герой, являющийся осе­вой линией сюжета, не обязательно является Героем с большой буквы. То, что помогает победить ему всех недругов и спасти своих друзей, не всегда его лично­стные качества - сила, ум, ловкость. Почти всегда он - любимчик судьбы, которая образует благоприятное стечение обстоятельств для его карьеры настоящего Героя. Наверное, везение - тоже заслуга.
   Но это так, не с завистью сказано. Просто инте­ресно обнаруживать закономерности в лавине случай­ностей
   Увы, нельзя также не отметить черты деградации у столь молодого жанра. Становясь на путь коммер­ческого успеха, и стремясь идти по уже хорошо прото­птанной дороге успеха у публики, появляются посто­янные повторы и самоповторы, подражания и паро­дии, постоянные продолжения и римейки, что обра­зует порочный круг жанра, замкнутого сам на себя. Ничего качественно нового не появляется, а если по­является - то не публикуется.
   Издатели боятся не распродать тираж, а авторы опасаются, что их оригинальные идеи не заинтересуют издателей. Обидно, что больше всех в этой ситуации страдают читатели. Существующие на голодном пай­ке однообразной пиши.
   Я не хочу рассматривать литературу как сиюми­нутное развлечение, способ забыться и отдохнуть, по­лучить удовольствие как от вкусного и питательного (или же изыскано сервированного?) ужина. Такая ли­тература уже теряет право называться собственно ли­тературой как видом искусства и быть принадлежной культуре. Это уже скорее относится к сфере ус­луг, - бытовое обслуживание насе­ления, так сказать, иначе - беллет­ристика.
   По китайским представлениям в картине живописца обязательно должен скрываться секрет, поскольку произведение требует не любования внешними предметами, а уси­лия внутреннего прозрения.
   Читатель не должен находиться на положении иж­дивенца. Конечно, приятно, лежа на диване с книж­кой следить за беготней героев в поисках всемогуще­го кристалла, способного расставить добро и зло на свои места в этом неспокойном мире. Но элементар­ные истины, не требующие доказательств, разжеван­ные до малейших подробностей, не являются пищей для ума, - а лишь красивой оберткой от иной пищи.
   Если автор прямым текстом разъяснит свою ос­новную мысль, подвигнувшую его на создание дан­ного произведения, то вы окажетесь в положении школьника, заучивающего басню. Ведь все получит­ся как в пресловутой басне - изложение событий и следующая из них доходчивая для основной массы на­селения мораль.
   Впрочем, даже если мораль последует и непрямым текстом, то не намного усложнит задачу.
   Гораздо интересней и поучительней, если из обык­новенной басни будут вытекать две и более моралей, а если еще и взаимоисключающие друг друга, то и во всем здорово. А захлопнув книжку, придется сделать вывод, что истины не существует. Или же она много­лика. Или же автор просто издевается над своим чи­тателем. Однако сие уже невозможно, поскольку от­ношения писателя и читателя - это святое. Они по­чти как добро и зло, в том смысле, что друг без друга не имеют права на существование.
   Конечно, возможен вариант, когда из всего проис­ходившего на страницах книги никакая мораль не из­влекается вовсе и концовка являет собой либо типич­ный хэппи-энд, либо вообще похороны (это уже по вкусу). Но подобное приемлемо для газет, не делаю­щих далеко идущих выводов, а лишь освещающих события. Предназначение же литературы собственно иное. Ее задача - выявление причинно-следственных связей того происшествия, которое попало на газетные полосы.
   Полагаю, не заставлять задумываться, а пригласить к обсуждению за круглым читательским столом - вот та цель, на реализацию которой стоит положить уси­лия адептам этого волшебного мира - фэнтези...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   3
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"