- Итак, перед вами доисторический человек, - начал урок репетитор.
Указка взлетела и остановилась посередине огромного, чуть ли не на всю стену, плаката с изображением волосатого первобытного человека в полный рост. Этот древний предок скалил зубы и вызывающе смотрел на детей. Ученики заерзали в креслах, устраиваясь поудобнее и готовясь слушать скучный рассказ учителя. В самом деле, что они такого не знают о древних людях?
- Прежде всего, - продолжал репетитор, не обращая внимания на учеников, многие из которых развалились в креслах с явно скучающим видом, - посмотрите на его лоб. Он намного ниже нашего, и это верный признак отсталых умственных способностей. Но... - последовала многозначительная пауза, - но так или иначе, постепенно прогрессируя, доисторический человек учился все новым и новым навыкам, изобретал хитроумные и иногда удивительные на то время аппараты, в конце концов, сумел подняться в космос. Мы - его потомки. Поэтому, несмотря на отсталость древних людей, мы должны помнить о них и уважать их стремление к труду и новым знаниям.
Репетитор оценил молчание аудитории как полное понимание и согласие с его словами, и продолжал лекцию:
- Все мы знаем, что доисторические люди не имели тех жизненных условий и комфорта, что есть у нас. По сути, все, что мы имеем, было придумано многими поколениями наших предков, предками которых, в свою очередь, были древние люди. Им приходилось очень много трудиться. И труд стал подспорьем для изобретения средств, которые могли бы облегчить его. Иными словами, чтобы меньше трудиться, доисторический человек изобрел орудия труда. - После короткой паузы (чтобы дети легче переваривали информацию) учитель продолжил. - Итак, здесь мы видим парадокс - он придумывал орудия труда, чтобы меньше трудиться, но благодаря этому у человека появлялось больше свободного времени, которое он хотел проводить с толком, и теперь ему пришлось выдумывать, как еще себя занять - то есть человек стал изобретать новые виды труда для себя. И вот он, тот самый парадокс - труда становилось все больше, и древний человек делал новые орудия, чтобы облегчить труд, но затем сам же придумывал такое, с чем уже готовые орудия труда не справлялись, и ему приходилось выдумывать новые и новые орудия. Собственно, это был очень серьезный стимул для технического прогресса.
Некоторые ученики сидели, чуть приоткрыв рты, немного ошарашенные таким "парадоксальным" монологом. Но репетитор принял это за особо увлеченное внимание и, ободренный, читал лекцию дальше:
- Вы, конечно, скажете, что сейчас-то подобного парадокса уже не существует. Все, что можно, изобретено, а мы, меж тем, вполне довольны нашим распределением труда и отдыха. Отчасти это верно, но... Всегда есть "но"... На самом деле нам просто значительно легче переносить те трудности, с которыми сталкивались доисторические люди. Нам кажется, что мы живем легко и счастливо, но ведь у каждой палки два конца, - это знали даже древние.
Вот тут уже ученикам действительно стало интересно. Да, учителю было чем их заинтересовать.
- Наша цивилизация придет в тупик, если мы не станем прогрессировать дальше, - говорил репетитор. - Самая большая наша проблема состоит в том, что мы никак не можем освоить космос. Да, наши астронавты уже были и на Луне, и на Марсе, а автоматические корабли и зонды летают далеко за пределы Солнечной системы, но не кажется ли вам, что этого очень мало? Сейчас большинство ученых заняты больше земными проблемами, и так, похоже, было всегда. Космос всегда манил нас, но Земля ближе и роднее. Ученые всегда считали, что значительно важнее наладить жизнь на планете, прежде чем лететь к звездам. И это здорово тормозило наше продвижение в небо. И сейчас тормозит. Лишь немногие понимают, как нам важно на самом деле научиться летать в космосе с такой же легкостью, с какой, скажем, мы совершаем перелеты из города в город на космических лайнерах.
Тут уже начали робко подниматься руки учеников.
- А почему это так важно? - спросил смуглый мальчик из первого ряда.
- Поясняю, - ответил репетитор. - Как я уже говорил, мы, современные люди, в недалеком будущем придем в тупик, если не научимся осваивать космос. Точнее говоря, мы просто исчезнем с лица земли, если не найдем способ покинуть Землю. Вот такой каламбур.
Подобное заявление повергло детей в замешательство, граничившее с шоком. Что такое говорит учитель? Как это - исчезнем с лица земли? Может, репетитор заболел?
- А теперь вы должны проглотить пилюли и постараться спокойно и без вопросов меня дослушать, - сказал учитель, заметив испуганные лица своих учеников.
Каждый из них поднес к губам маленькие коричневые пилюли, которые им выдали перед уроком в медкабинете, велев держать в руках и проглотить, когда скажет учитель. Что это были за пилюли, никто из учеников не знал, но они привыкли во всем доверять медикам, и без разговоров послушно зажали их в ладонях. Они были с чуть горьковатым привкусом, но после проглатывания во рту ребят стало сладко.
- Вам, наверное, интересно, что это за пилюли? - спросил репетитор.
Признаться, детей сейчас волновали не какие-то таблетки, а странный и страшный рассказ учителя, прерванный на самом интересном месте. Но все как один, ученики кивнули.
- Это особое лекарство, которое прежде всего должно вас успокоить, - ответил учитель. - Но в их состав входят многие еще даже неизвестные вам ингредиенты (хоть вы и учите уже химию), и эти составляющие должны будут успокоить не только ваши нервные клетки, но и память. После урока вы отправитесь в комнаты отдыха и ляжете спать, а, проснувшись, вы уже будете совершенно спокойно воспринимать все, что сейчас услышите. Вы не будете этого бояться, а просто будете знать.
Ученики понимающе закивали, хотя, конечно, понимали они мало.
- А сейчас, - учитель посмотрел на циферблат часов, - приготовьтесь внимательно слушать.
Он сделал драматическую паузу и начал главную часть сегодняшнего урока:
- Итак, наша цивилизация погибнет, если мы не придумаем способа покинуть Землю. Еще доисторические люди знали, что с течением времени наше Солнце будет становиться жарче и жарче. Но они также знали, что это будет очень длительный процесс, и, так как заботились тогда в основном только о себе и своем благоустройстве, они мало думали о будущем. На их жизнь Солнце никак не повлияло бы, а о своих далеких потомках они практически не задумывались. Но теперь настают времена, когда мы не можем игнорировать повышающуюся температуру светила и думать только о себе - мы должны мыслить в масштабах человеческой расы, нашей цивилизации...
Репетитор еще около часа рассказывал своей благодарной и шокированной аудитории о настоящем положении вещей. Дети слушали, забыв обо всем на свете, разинув рты и задумчиво почесывая четвернями свои еще невысокие, трехдюймовые лбы (но даже у взрослых доисторических людей лбы были пониже). По их голым черепам то и дело стекали капельки пота. В помещении была хорошая система охлаждения, но близился полдень, и оранжевое солнце стояло почти в зените. Хорошо еще, что сейчас зимнее время года. А с плаката за спиной учителя на ребятишек глазел доисторический волосатый человек, одетый в допотопный скафандр и со снятым шлемом, который он сжимал одной рукой. Внизу плаката виднелась полустертая надпись на каком-то из древних языков, скорее всего, древнерусском.
Да, нелегко было выслушивать все это в первый раз. Но так полагалось по закону - чтобы не травмировать детей раньше времени, до 6 лет им не нужно было знать жестокую правду о будущем Земли. И уже с давних пор каждый год во всех школах в один и тот же день повторялась эта жуткая процедура - можно сказать, посвящение в тайну.
Репетитор прекрасно знал, что говорил - он ведь уже не первую сотню лет рассказывал эту лекцию новым "посвященным" - так теперь называли подростков. В его программу было также заложено, что те пилюли, которые проглотили ученики, были сильнодействующим снотворным с задержкой действия в час. Но, неизменно подчиняясь своей программе, он каждый раз говорил детям неправду о назначении пилюль.
А кибер-медики уже готовили шприцы с особым раствором, который повлияет на разум "посвященных" таким образом, что они станут спокойно воспринимать грядущий катаклизм и просто не смогут общаться с другими людьми на эту тему - им это будет невыносимо больно, и морально и физически. Зачем это надо? Были две существенные причины - чтобы случайно не напугать детишек помладше такими мыслями и, что значительно более важно и более глобально, не вызвать общечеловеческую депрессию перед осознанием неизбежного.
А ведь люди не так давно еще могли летать на Марс. Но вместо того, чтобы развивать космические науки, они стали готовить себе достойный конец.
В конце концов, "важнее наладить жизнь на планете, прежде чем лететь к звездам"...