Аннотация: Подобная задача представляется непростой даже для людей знающих и обладающих жизненным опытом.
С массовым распространением безлимитного и скоростного Интернета всё больше людей самых разных людей берутся учить, обучать, поучать и просвещать. В качестве площадки всё чаще используются не только чисто текстовые сайты и блоги, но и различные аудио- и видеопорталы. Примерно с 2011 года количество "говорящих голов" -т. н. "видеоблоггеров" возрастает лавинообразно. Говорить уверенно, открыто смотреть в камеру и пользоваться программами для видеомонтажа научились многие. Сенсации различной свежести, всевозможные факты и домыслы для создания собственной передачи нетрудно зачерпнуть из мутных интернетовских вод. Человеку даже неглупому и с настоящим высшим образованием, но не слишком осведомлённому насчёт всей этой кухни бывает с трудно отличить действительно толковых профессионалов от напустивших на себя интеллектуальный флёр выпендрёжников. Тем более сложно отделить овец от козлов человеку молодому, что называется "обдумывающему житие".
Для себя я решил выделить ряд признаков вполне позволяющих в общих чертах отличить человека знающего и культурного от поверхностного пустобрёха.
1. Образованец очень любит рассуждать о кризисе современного высшего образования, о ненужности университетов как таковых, о чрезвычайной пользе самообразования и обо всём таком прочем. При этом, само собой, упоминается что Стив Джобс и Билл Гейтс бросили колледж, что у многих миллиардеров образование 5 классов и т. д. Все эти рассуждения и сентенции призваны завуалировать тот факт, что гранит науки для образованца оказался не по зубам. Причём его выгнали из вуза вовсе не за то, что он был "умнее этих старых профессоров-маразматиков", а за элементарную неуспеваемость.
2. Образованец часто произносит фразы вроде "читать в наше время никто не будет", "время текстов ушло" и т. д. Цель таких высказываний очевидна - вас явно хотят в чём-то конкретном убедить и явно не хотят, чтобы вы засомневались в словах оратора. Аудио-и видеоинформация воспринимается мозгом менее критично, в то время как текст напротив, будоражит мысль и способствует развитию собственного мнения.
3. Образованец постоянно ссылается на 1-2-3 известные в Сети статьи или книги. Например, в области естествознания это работы Дольника, Протопопова и Савельева. На основании этих работ (как правило, перевранных цитат из них) "диктор" строит всю свою аргументацию и большую часть контраргументации. Это, разумеется, неудивительно - шаг вправо или влево чреват для "Цицерона" падением в бездну невежества.
4. Телегония, вред ГМО, КОБ, геополитика, мировой порядок, эзотерика, энергетика (не в значении, к примеру, "атомная энергетика"), сыроедение, права животных, глобальное потепление и т. п. - список можно продолжать бесконечно. Любое из этих слов встречающееся в речи и произнесённое в положительном, а не в жёстко-глумливом ключе со всей ясностью свидетельствует, что перед нами очередной образованец. В этом пункте необходимо отметить одну любопытную тенденцию. Многие образованцы стали хитрее - в начале своего повествования или даже в нескольких отдельных лекциях они говорят хоть и довольно очевидные, но всё же разумные вещи. Однако стоит посмотреть или послушать другие опусы - на нас неизбежно обрушится поток мистической энергетики изо всех чакр. Поток тем более сильный, чем дольше "сдерживался" образованец.
5. Образованец пытается "оживить" своё повествование смешными шутками, провокациями, ужимками и прыжками чтобы скрыть убожество содержания.
6. Образованец привязывается к какой-то одной мысли и повторяет её на разные лады во время всей лекции. И следующей лекции, и той, что за ней - процесс продолжается до тех пор, пока образованец не начинает стремительно терять аудиторию.
7. Образованец фиксируется на каком-либо правиле или инструкции (чаще простой и второстепенной) и возводит её в ранг Священного Закона. "В русской типографике необходимо употреблять исключительно длинное тире (-), так как это написано в Великом Типографском Справочнике..." То, что длинное тире не всегда красиво выглядит в том или ином шрифте и смотрится в наборе скорее как чужеродный элемент не приходит образованцу в голову. Типографика - не точная наука, здесь есть, конечно, определённые традиции и каноны, но основная задача - сделать текст читаемым и гармоничным - может быть решена и частичным отказом от правил.
8. Образованец почти всегда говорит менторским тоном, надменно и с апломбом. Даже если в начале повествования он старался держать себя в руках, примерно к середине его прорывает: "Не следует делать так-то...", "Недопустимы такие-то предметы одежды..." и т. п.
9. Образованец обожает говорить о собственной персоне, даже если тема его лекции не имеет до его жизни прямого касательства. О, будьте уверены, образованец найдёт способ как бы невзначай упомянуть о своём новом "проЭкте", новой подружке, новом телефоне и, конечно, о своём могучем интеллекте, который помог ему всего этого достичь.
10. Некоторые популярные образованцы часто приписывают себе изобретение самоочевидных вещей. Например, один широко известный блоггер на полном серьёзе утверждал, что это именно он придумал ставить подписи под картинками. Этот пункт несколько курьёзен, может даже показаться, что такого и не бывает вовсе, однако если внимательнее прислушаться и к некоторым менее известным образованцам, то они нет-нет и упомянут вскользь какую-нибудь "революционную" штуку, якобы изобретённую ими.