Вершинин Лев : другие произведения.

Немного о пигмеях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Африканские этюды


   ПОГОВОРИМ О ПИГМЕЯХ
   Во время недавних, непризнанных официально, но неизбежных и, что скрывать, приятных предновогодних хлопот попалась мне на глаза в Сети леденящая душу история. В джунглях Конго мятежники, оказывается, поедают ни в чем не повинных пигмеев. В смысле, едят. С одной стороны, понятно, от голода, а с другой - для острастки. Поскольку не всех подряд, а только нерадивых. Сперва посылают лесных малышей на охоту (поскольку самим пропитание добывать недосуг, все с утра до вечера заняты борьбой, а кушать, тем не менее, хочется), а потом жрут тех, которые вернулись с пустыми руками. без дичи. Культурно харчат, не сырыми. Правда, без соли.
   Потом страшная новость как-то забылась, а теперь вот вспомнилась. Наверное, некоторые нюансы наших предвыборных баталий навеяли. И подумалось мне, что злая судьбина пигмеев - яркая иллюстрация того, как уже много лет действует на специфически устроенные умы африканских представителей вида homo sapiens полученная от европейцев независимость.
   Впрочем, для начала еще чуть-чуть о пигмеях.
   Все мы со школьных времен помним, что этот маленький (от силы метр двадцать с головным убором), но гордый народ живет себе где-то в джунглях, к благам цивилизации совершенно не приобщенный. Чувствует себя на лесных тропинках, как дома, пропитание себе добывает охотой, страшно радуется при виде пустой жестянки из-под кока-колы и совершенно балдеет при виде стеклянных бус. В общем, простые, приятные и вполне симпатичные ребята. Но сейчас им приходится совсем плохо.
   Уже четыре года в Конго (со столицей в Киншасе) идет война.
   Она началась сразу после свержения тирана и изверга Мобуту и, похоже, даже не думает прекращаться, а правительство удовлетворяется контролем над столицей и заверениями провинциальных властей в лояльности. Дерутся, как водится, все со всеми, во имя меди, демократии, серебра, нефти, урана и других общечеловеческих ценностей, но конкретно в богатой марганцем провинции Итури увлеченно режут друг дружку члены проправительственных Конголезского движения за демократические свободы и Социал-демократического союза освобождения Конго, почему-то блокирующегося с мятежным Конголезским собранием национал-демократов. Последние года полтора дела повстанцев идут скорее плохо, чем хорошо, а крайними оказались низкорослые охотники. Злые бунтовщики берут их в плен (наверняка пользуясь превосходством в росте и силе), чтобы те охотились и искали какие-нибудь полезные ископаемые. Но тех, кто приходит назад с пустыми руками, убивают и съедают. Рискну предположить, что иной раз съедают и тех, кто возвращается с руками полными.
   В этом смысле страна Конго вообще очень показательна.
   Именно здесь, в самом сердце континента, быстрее всего стерся тоненький слой цивилизации, нанесенный на простые души африканцев теми, кого в советских учебниках истории с негодованием называли колонизаторами. Но вот ведь какая странная вещь: пока Конго (и другие африканские территории) управлялись европейцами, тамошние племена соблюдали относительный порядок. Возможно, сохранялся он и в первые годы после того, как "колонизаторы" покинули Черный континент - так сказать, по инерции, а изыски типа каннибализма позволяли себе разве что особо продвинутые национальные лидеры вроде печально знаменитых фельдмаршала Иди Амина и императора Бокассы. Но постепенно все вернулось к естественному порядку вещей. И теперь командиры повстанцев "майи-майи" поедают половые органы пигмеев, полагая, что это придаст им силы, а партизаны из отрядов Революционно-демократического фронта Букаву специально делают рейды на территорию сопредельной Руанды и плетут ожерелья из частей тел своих руандийских соседей, считая, что это сделает их неуязвимыми.
   Иногда, впрочем, остатки привнесенной цивилизованности принимают совершенно гротескные формы. Не так давно, в том же достославном Конго, за кражу пирожных на одном из городских рынков была арестована, допрошена, судима и приговорена к шести месяцам тюремного заключения утка. Обыкновенная, с крыльями и клювом. И был адвокат, и произнес речь прокурор, и птицу на полном серьезе посадили в общую камеру, а когда она спустя пару дней умерла и сокамерники покойной попросили тюремное начальство разрешить им зажарить и съесть останки, вот тогда-то странным образом проявилось то самое чувство гуманизма, которое европейцы пытались вдолбить в африканские головы. Тюремщики ответили зэкам категорическим отказом, и утку скромно похоронили на близлежащем кладбище.
   Впрочем, что там утка! Птичку, конечно, жалко, но потомки колонизированных бедолаг неплохо освоили сугубо европейскую практику вербальной магии и некоторых ритуалов, приносящих вполне современные дивиденды. Во всяком случае, все вышеназванные "движения", "собрания", "союзы" и "фронты" некоторое время назад подали заявки о вступлении в магический орден с загадочным названием "Социнтерн", и заявки эти ныне скрупулезно и дотошно рассматриваются. Так что, очень может статься, что в скором времени поедатели пигмеев усядутся на равных рядом с такими титанами социальной демократии, как Шимон Перес, Тони Блэр, Герхард Шредер, Александр Мороз, Ясер Арафат и другие уважаемые личности из числа самых либеральных в мире демократов. И смогут рассчитывать на приличное вспомоществование в деле освобождения всех угнетенных. В том числе, кстати, и тех же пигмеев. А заветный ключик к двери в этот орден - все та же вербальная магия: как можно отказать во вступлении членам "движения за демократические свободы" или, тем паче, "социал-демократического союза", которые даже судимых уток не едят?!
   Ничуть не лучше обстоят дела и в других странах континента. Достаточно вспомнить одиозную фигуру Роберта Мугабе, прогнавшего немногих оставшихся в Зимбабве белых фермеров и устроивший в стране, слывшей житницей Африки, форменный голодомор. Или конфликт между племенами тутси и хуту в Бурунди и Руанде, где только за два месяца 1994 года было истреблено более 800 тысяч человек. Многие, наверное, помнят, жуткие кадры, которые показывало телевидение: изрубленные мачете (или как там оно в Африке называется) трупы женщин и детей. Или постоянные убийства на религиозной почве в Алжире, или хроническая резня в Сомали.
   И много чего еще можно вспомнить.
   Что ни говорите, но, судя по всему, в свое время европейские колонизаторы поступили крайне опрометчиво. Нет, не тогда, когда захватывали Африку, а тогда, когда из нее уходили. Потому что после их ухода на континенте начался процесс, очень напоминающий обратное превращение Шарикова в Шарика. Самое смешное, что сейчас весь мир, в особенности развитые страны, пожинают плоды своего неправильного решения. Им постоянно приходится помогать перманентно голодающим африканцам деньгами, продуктами и медикаментами, которые все равно не попадают к тем, кому они нужны. Эта история повторяется из года в год, и будет повторяться еще очень долго. Пока жители Африки не поймут, что кушать соседа, даже если очень хочется есть, нельзя. И рубить топорами женщин из другого племени тоже нельзя.
   Беда лишь в том, что сами они поймут это очень не скоро.
   Поскольку абсолютно убеждены в том, что уже вполне цивилизовались и живут нормальной, демократичной жизнью. Не менее демократичной, чем, скажем, сирийцы, которых все уважают и привечают. А что? Ведь и галстуки они носят, и в ООН представлены, и голосуют там послушно и политкорректно, точно так же, как и большие, богатые, либеральные белые братья: все поголовно (кроме - странное исключение - Уганды) за немедленное прекращение "зверских издевательств израильской военщины над многострадальным народом Палестины"...
   Такие вот дела.
   А в заключение еще совсем чуть-чуть о пигмеях.
   Несколько месяцев назад в Бельгии некие доброхоты устроили этнографическое шоу: группа, состоящая из десяти крохотных африканцев, жила и выступала в парке-заповеднике. Они демонстрировали всем желающим образ жизни своего племени, показывали видеоматериалы, пели, метали копья, играли на флейтах, тамтамах и танцевали. А устроители мероприятия, какая-то сугубо благотворительная организация, тем временем собирала пожертвования для камерунских пигмеев, предполагая на собранные деньги вырыть колодцы, построить больницу и купить учебники для школ. И все бы хорошо, но взыграло европейское ретивое! С визгом, с истериками вмешались местные правозащитники и лидеры африканских иммигрантов, назвавшие проект "расистским и унизительным".
   Жуткое по нынешним меркам обвинение!
   Шоу, несложно догадаться, мгновенно прикрыли, "униженных расизмом" невысокликов вернули на родину. И кому, скажите, от этого стало лучше? Кстати, сами пигмейские участники действа вовсе не считали себя жертвами расизма - напротив, им в Бельгии очень нравилось. По крайней мере, там никто не пытался их съесть.
  
   Лев Вершинин
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"