Разрушение народов, государств, империй и целых цивилизаций - начинается с разрушения отношений между двумя людьми...
Это моё эмоциональное размышление - про драму человеческих отношений, отношений не только между мужчиной и женщиной - но и отношений между человеком и обществом в целом, между человеком - и совершенно не понимаемой им реальностью как таковой. Про драму, переходящую в прямую катастрофу, как сугубо личного - так и, без всякого преувеличения, вполне себе всечеловеческого и планетарного масштаба...
Где-то, наверное, ещё в 90-е годы я как-то очень наскоро успел прочесть в каком-то тогдашнем "толстом", ещё почти советском, журнале небольшой рассказ. Быть может, это был не журнал, а какой-то альманах или сборник, хотя абсолютно точно, что не отдельная книжка. Быть может, это было уже и не в 90-е, а где-то в начале нулевых. Сейчас это не суть важно. Проблематика здесь далеко выходит и за хронологические, и за географические рамки.
Я даже допускаю, по прошествии очень многого времени, что это могло быть даже во времена Перестройки, когда в огромной и нервной спешке приходилось просматривать огромное количество "толстых", и не только "толстых", журналов, разных альманахов и сборников, и поневоле очень бегло, так как печаталось тогда каждый день чрезвычайно много нового и интересного, очень часто даже просто до той поры запретного и сенсационного, и уследить за всем было очень проблематично.
И я хорошо помню, что этот рассказ меня очень заинтересовал, но схватить я успел лишь самую суть, совершенно не помня сейчас ни начала, ни конца, ни большинства деталей. И вполне возможно, что начав сейчас, даже кратко, пересказывать сам сюжет, даже самую его суть, я буду лишь излагать то, во что это превратилось за долгие годы в моей памяти. Превратилось во что-то совершенно своё. И оттого ещё более больное...
Почему этот рассказ у меня, поневоле, ассоциируется с горбачёвской Перестройкой? Потому что острейшим образом эта проблема - проблема лжи человеческих отношений (начиная с "самых базовых" отношений между мужчиной и женщиной) - вырвавшись из очень долгого подспудного состояния, была открыто и "гласно" поставлена уже тогда, в том числе, и сугубо для меня лично.
И эта проблема тогда так и не была совершенно разрешена, да и не могла быть разрешена под восторжествовавшим буржуйским лозунгом "БЕРИ ОТ ЖИЗНИ ВСЁ!", а только усугублялась с тех пор, из года в год, становясь только всё более и более - больной и разрушительной, и принимая, год от году, только всё более и более маразматические и страшные формы, и чем дальше - тем только всё более и более разрушительные, разрушительные - и смертоносные...
Я и сам - в один прекрасный момент - резко вышел тогда из Перестройки и из всех перестроечных дел, из всей, кипевшей тогда, огромной общественной и политической работы, и из всех человеческих контактов (деловых, товарищеских, дружеских, сугубо личных и интимных) - вышел совершенно "в никуда" - именно потому, что Перестройка этой проблемы лжи человеческих отношений разрешить совершенно не могла...
Поезд шёл под откос - и мне инстинктивно хотелось из него выскочить...
Ложь человеческих отношений - на всех уровнях - только всё более усугублялась, как бы ты ни старался её избежать - и добиться Правды...
И кто тогда знал - в чём Правда?.. И многие ли всерьёз беспокоились о ней?..
Перестройка не уничтожила ложь - а только, убив Идею, сделала её ещё более страшной и отвратительной...
И впереди - могла быть только катастрофа...
Потому что всякая ложь - несёт в себе смерть...
Сюжет рассказа в его развитии
Сюжет рассказа, вроде бы, очень простой. Хотя в процессе редактирования этого текста - я поневоле буду добавлять в него всё новые подробности, каких в первоисточнике не было...
Молодая женщина, лет тридцати или тридцати с небольшим, едет в поезде, (не то в плацкарте, не то в купе). Она замужем (вроде бы, без детей), и любви, как можно понять, давно нет; а лжи в отношениях - и унылой, беспросветной скуки, которая всегда является следствием лжи и её проявлением - с каждым годом, и с каждым днём, становилось только всё больше и больше...
И эта ежедневная ложь совершенно унылой и беспросветной "семейной жизни" - ложь и мужу, и всем окружающим, и самой себе - уже тяготит её настолько - что становится совершенно невыносимой...
Развод для неё, по каким-то причинам, видимо, не является выходом. Быть может, им с мужем просто некуда будет разъехаться. И она не решается резко поломать жизнь - и себе, и мужу. И выхода она не видит...
Кажется, это поздний вечер, зима, или поздняя осень; и за не очень чистым окном купе - совершенно темно, и не видно почти ничего, кроме изредка проносящихся огоньков...
И не слышно почти ничего - кроме, всем знакомого, мерного, ритмического перестука вагонных колёс...
Её соседом по купе оказывается симпатичный молодой мужчина, примерно её лет или чуть постарше. Они сидят напротив друг друга, и понемногу начинают разговаривать - так, почти ни о чём - и понемногу, не спеша, и не торопясь, знакомиться...
Она сразу же, чисто по-женски, замечает: кольца у него на руке нет. А своё обручальное кольцо на руке - она тут же, плохо соображая, зачем она это делает, и почти механически, начинает осторожно прятать от его глаз...
Остановок на пути много, разные новые пассажиры то подсаживаются к ним в купе со своим багажом, то выходят. Иногда это мешает их общению, иногда не очень... Но чаще - они остаются в купе лишь вдвоём; и ей всё больше кажется, что это радует не только её - но и его...
Они, как это выясняется между ними, оба едут к одной конечной остановке: это Москва, Питер или какой-то другой достаточно крупный российский город (хотя, в принципе, это могла быть и Украина, и Белоруссия, и любая другая республика бывшего СССР). Скорее всего, это была в рассказе Москва, но это не суть важно. Важно то, что они оба, оказывается, живут в одном и том же крупном городе, куда сейчас оба и едут. И на конечной остановке они должны сойти вместе...
Оба, кажется, не очень разговорчивы, оба едут каждый со своим грузом проблем, которые не очень располагают к свободному и непринуждённому общению. Но постепенно они начинают, очень осторожно, раскрываться друг перед другом... И героиня рассказа чувствует, что этот человек, сидящий напротив неё, всё более и более ей симпатичен и интересен, и всё более замечает, по множеству мелких признаков, что это растущее чувство - у них взаимно...
Ей ужасно стыдно и неловко, что она прячет от него свидетельство своего замужества. Зачем она - сразу же - это сделала? Прямо - как "на автомате"! Будто ей как током ударило в руку!.. Возможно, что она каким-то женским инстинктом почти мгновенно почувствовала, что её спутник и собеседник - совершенно не из тех мужчин, кто будет "крутить роман" с замужней женщиной... Глупо! Но теперь не прятать руку - уже, как ей кажется, слишком поздно...
Она очень осторожно, под купейным столиком, пытается, незаметно от своего спутника и собеседника, снять со своего пальца это несчастное обручальное кольцо, свидетельство её несчастного, опостылевшего брака, свидетельство её "бракообмана". Но оно - не снимается... Пытается - почти до боли! Не снимется... А сильнее нельзя. Он может заметить... И тогда - всему конец!.. Страшно даже представить...
Он ведёт себя с ней в высшей степени уважительно и тактично, предупредителен, но абсолютно не навязчив. Внимателен - но ни единого нескромного взгляда. Никаких лишних вопросов с его стороны, в том числе, и о её семейном положении... Хотя она всё более проникается уверенностью, что он чувствует, что его собеседница несёт в себе немалый груз и просто человеческих, и чисто женских проблем. И чувствует эти её проблемы - и сочувствует ей. И способен её понять...
Способен её понять - потому что она чувствует это в его взгляде. В его глубоко, и по-настоящему, понимающем добром взгляде...
И она всё сильнее чувствовала - как она стосковалась по этой всё понимающей доброте! Как по этому стосковалась - вся её ноющая душа, всё её существо!..
А она сама - ничего не говорит ему о своём семейном положении, вроде бы - и не намекает никак, и ни с какой стороны, ни в плюс, ни в минус - есть муж, нет мужа - но при этом, почти невольно, ведёт себя так, как, в её представлении, должна вести себя женщина совершенно свободная от всех супружеских и семейных уз и обязательств...
Абсолютно никакой нескромности с её стороны (как ей кажется) - но при этом она ведёт себя именно так, и даже старается для этого изо всех сил, чтобы у него не было никакого повода подумать о том, что она замужняя... Она с самого начала зачем-то начала эту дурацкую игру - и теперь ей уже очень трудно выйти из этой игры и из этой роли...
Хотя в ней всё более крепнет чувство, что этот человек - способен её понять именно как женщину, со всеми её брачно-семейными и прочими проблемами, со всеми её комплексами, бабскими "тараканами" и всеми её "скелетами в шкафу", какими бы страшными и отвратительными они ни казались...
Но как ей теперь быть?..
Она ничего не говорит ему о своём замужнем состоянии - и это уже враньё! Это уже - портит всё их общение! Это уже - воздвигает барьер лжи между ними! И он это - точно чувствует, и старается не приближаться к этому невидимому барьеру, если она сама - не делает соответствующих шагов...
А в ней столько всего накопилось невысказанного!..
И ей уже так хочется - ему всё рассказать!.. Рассказать - всю правду!..
Она уже понимает, что он действительно не женат, хотя общаться с женщинами умеет совершенно свободно, но без малейшего намёка на пошлость, и что ни в каких серьёзных "гражданских отношениях" он тоже, почти совершенно точно, сейчас не состоит. Она чувствует, что он её не обманывает. Более того, она уже чувствует всей душой (после огромного и горького опыта всех обманов и предательств), что это такой человек - который никогда не будет её обманывать! И никогда её не предаст...
Но ведь она - обманывает его уже сейчас!..
Почему она не может взглянуть ему в глаза с такой же чистой и открытой добротой - с какой глядит на неё он?.. Но она не чувствовала в себе такой же огромной и спокойной доброты, такой же честности, искренности и открытости, и не знала, как это пробудить, как это раскрыть в себе, чтобы ему ответить тем же...
Как это возможно - с этим идиотским кольцом?..
Он явно чувствовал, что она избегает разговора на личные темы, и говорил на темы отвлечённые, но для неё очень интересные: рассказывал ей о Космосе, о звёздах, о "чёрных дырах", о различных геологических эпохах в истории Земли, о динозаврах, о Ледниковом периоде, об Атлантиде, о Земле Санникова, об острове Пасхи, об индейцах, об империях ацтеков и инков, о ведьмах и шаманах, об индийских и тибетских йогах, о кельтских друидах и скандинавских викингах, о скифах и сарматах, о происхождении славян и о том, кто такая "русь", и насколько это важно для нашего самосознания, о разных интересных и загадочных вещах из истории человеческого общества...
Он очень много знал - и был очень хорошим и увлечённым рассказчиком. И рассказывал ей это всё определённо не для того, чтобы "развлечь даму", а потому что для него самого это всё было интересно и важно; в нём чувствовалась неуёмная страсть к познанию, к непрерывной учёбе, он будто бы жил этим поиском всё новых и важных знаний...
Она была достаточно умной и грамотной женщиной, чтобы свободно поддерживать разговор на все эти темы, тоже безусловно для неё интересные ещё с детства; но - если бы не это ненавистное кольцо, которое подспудно отравляло всё их общение!..
Хотя иногда его рассказы настолько увлекали её - что она забывала на время и об этом её кольце... И как ей хотелось - бесконечно видеть эти его горящие какой-то запредельной устремлённостью и каким-то глубинным знанием глаза, бесконечно слышать его глубокий, низкий, чистый голос, от которого что-то блаженно звенело в её сердце!..
Но это страшное кольцо - которое она, под купейным столиком, автоматически продолжала пытаться вертеть и снимать с уже чувствительно больного пальца - и которое не вертелось и не снималось - возвращало её в тоскливую "реальность"...
Она не может, не может, не может - честно взглянуть ему в глаза!..
Но даже сквозь стыд и боль от этого страшного кольца - пытается...
...
И ей кажется - что он тоже хочет сказать ей что-то очень для него важное, что что-то лежит у него на душе, о чём он очень хотел бы сказать человеку, который бы мог его понять...
Она уже поняла, что по профессии - он не то геолог, не то что-то близкое к этому; а перед геологами, и всей этой их романтикой, она преклонялась с детства. Она поняла, что он побывал в каких-то очень интересных, и даже загадочных, экспедициях. И почему-то она была почти уверена, что как раз то, о чём бы он хотел ей сказать, как-то связано с какой-то из этих экспедиций...
И она решилась спросить его:
"Скажите, а случалось ли вам в ваших путешествиях встречаться с чем-то совершенно исключительным? Быть может, таинственным, трудно объяснимым... И что, быть может, как-то очень сильно повлияло на вашу жизнь?.."
Она задала этот вопрос - и каким-то инстинктом, или интуицией, поняла, что, кажется, попала в точку...
Он взглянул на неё - взглянул как-то очень и очень внимательно - и она вдруг всем своим существом поняла, почувствовала, что - да, именно - вот о чём-то об этом, что лежит у него на сердце каким-то особым грузом, он и хотел ей рассказать, но до сих пор - ещё окончательно не решился...
Он смотрел на неё - и этот его взгляд как бы означал:
"Поймёшь ли ты?"
А она тоже смотрела ему в глаза - и как бы заверяла его мысленно, этим взглядом:
"Я - пойму, пойму, пойму!.."
И видимо - он решился; он глубоко вздохнул - и начал свой рассказ:
"Это было на плато Путорана... Плато Путорана - это целая огромная геологическая страна, почти необитаемая, где местами буквально не ступала нога человека, и совершенно фантастическая, чуть к югу от полуострова Таймыр, в Восточной Сибири, и по площади почти что равная Франции. Пейзажи там - совершенно инопланетные! Оно занимает 1-е место во всём Советском Союзе по концентрации водопадов, причём совершенно уникальных..."
Она слушала его, затаив дыхание...
А он ещё раз взглянул на неё как-то по особенному - и, вздохнув, продолжил:
"В общем, в один из этих замечательных водопадов - как-то глупо поскользнувшись - я и упал... И меня протащило потоком - сквозь подземный туннель... Как я остался жив - абсолютно непонятно. Меня чудом нашли, и чудом откачали... И то, что там со мною было - это очень трудно передать и в научных терминах, и обычными человеческими словами... То, что перед человеком в подобных ситуациях проносится, в одно мгновение, вся его жизнь, со всеми его делами, грехами и ошибками - это действительная правда... Там было кое-что и посильнее... Но об этом - слишком трудно рассказывать..."
Он посмотрел на неё так - будто извинялся за то, что не может рассказать ей всё; и продолжал:
"Важнее - выводы, к которым после всего этого приходишь. Начинаешь понимать, что такое жизнь и смерть. И что жизнь - надо бесконечно любить и ценить. И что самое главное в жизни - это познание и любовь. Познание - чтобы составить единую, подлинно научную, картину мира, без чего не может быть ни мира на земле, и никакого счастья для всего человечества... А что касается любви - то только тогда по-настоящему и понимаешь: насколько это бесконечно важно, чтобы иметь возможность - кого-то любить, о ком-то заботиться..."
И в его глазах, в его голосе было одновременно и что-то в высшей степени мужественное - и что-то совершенно детское, что-то такое, что после этих последних его слов - её как пронзило:
"А ведь он действительно, действительно - не может без этого жить!.. Без любви, без заботы!.."
Ей захотелось немедленно вскочить - и обнять его, что было сил!..
Но предательское кольцо - едва она невольно пошевелила пальцами - тут же напомнило ей о себе... И она - как рухнула снова, с чистых небес - в грязную лужу своей лжи, своего вранья...
И в то же время - в её раздёрганной душе, в этом смятении и хаосе чувств, вдруг и внезапно - прочь отметая все сомнения - затеплившимся в сердце огоньком, как от любимой деревенской, бабушкиной керосиновой лампы - созревает самая сумасшедшая надежда... Надежда - и уже почти уверенность, что это, и в самом деле - ОН!..
Или она ещё сомневается?..
Да не такого ли человека - она ждала, и мечтала встретить, всю свою жизнь? Не это ли - то САМОЕ НАСТОЯЩЕЕ, о чём она мечтала чуть ли не с самого детства? И не в этом ли - не в этом ли человеке - её подлинное спасение? Не в этом ли - для неё действительный выход из её полнейшего житейского тупика?..
Но ведь тогда врать сейчас - нельзя! Никак нельзя!.. Любая ложь - убивает любовь, дружбу, убивает любое чистое и искреннее доброе чувство в самом зародыше! Это она поняла уже давно, поняла абсолютно твёрдо... Так зачем же она врёт ему уже сейчас?!
Если она не перестанет врать ему прямо сейчас - с этим совершенно дурацким кольцом - то всему конец! Никаких отношений не возникнет - и не сможет возникнуть. Не сможет возникнуть в принципе!.. Это кольцо - и чудо тех отношений, которые могли бы у них возникнуть, это вещи - не совместимые!..
А он - он будто всё видит и понимает...
Но разве это он - должен перестать врать, и сказать всё как есть?..
А время идёт...
И поезд, этот несчастный поезд, неумолимо идёт - к его последней остановке... И их, волею судьбы, совместное путешествие - подходит к концу...
Но как, как перестать ему сейчас врать?!.
Она ведь, вроде бы, ему и не врёт - а только просто - ну, просто кое о чём умалчивает...
Да, "умалчивает"... Как постановления Политбюро ЦК КПСС...
Но ведь она прекрасно, прекрасно понимает, что это - враньё! Это преступное кольцо!Враньё - и обман!..
Но - что же делать?!.
Драма в вагонном туалете
Тем временем, очередной ненадолго подсевший к ним пожилой и тихий пассажир, который нисколько им не мешал, уже начинает заранее готовиться к выходу, вытаскивать и готовить свой громоздкий багаж... Её спутник и собеседник - встаёт со своего места, и начинает ему помогать...
А уже потом скоро - и её с ним последняя, конечная остановка... Где они - должны будут навсегда разойтись в разные стороны, чтобы уже не встретиться больше никогда...
Пользуясь моментом, она выскальзывает из купе - и бежит по узкому, тесному коридору, в вагонный туалет. Запирается на лязгающий замок в этом теснющем поездном туалете - где всё грохочет, всё трясётся, всё продувается насквозь всеми сквозняками на ходу поезда - и судорожно пытается сорвать со своего пальца проклятое кольцо...
И оно - не снимается...
Только бы оно сейчас - только прямо сейчас - снялось! Потом она ему всё, всё расскажет! Она клянётся - что расскажет! Расскажет - всю правду! И больше никогда, никогда ему не будет врать! Ведь это же - только сейчас! Только сейчас!..
Но как, как ей сейчас избавиться от этого ужаса, убивающего всякую надежду?.. Будто кольцо это - туго сжимало ей не только палец - но самое сердце! И - не давало, не давало, ненавистное, сказать ей правду!..
Ещё, ещё, ещё одна попытка - избавиться от него...
Но проклятое - не снималось!..
Она крутила, выворачивала, так и сяк, на своей уже совсем распухающей коже эту, уже нестерпимо жгущую ей палец, несчастную жёлтую гадость...
Тщетно...
Всё... Больше нельзя! Она уже почти изуродовала себе палец! Он заметит!..
Может, ещё как-нибудь?..
Нет... Всё напрасно... Уже абсолютно точно - что всё напрасно...
И что напрасно - абсолютно всё...
Абсолютно всё... Абсолютно всё... Абсолютно всё...
Как подтверждают ей - эти ритмично и тупо стучащие холодные, мёртвые и бездушные колёса, рельсы и шпалы...
И она, глядя на этот впившийся в неё мёртвой хваткой кусочек золота, и ещё пытаясь, уже абсолютно без всякой надежды, его как-то крутить и с себя стаскивать, причиняя себе только всё большую боль, начинает плакать... Потом - рыдать, рыдать навзрыд...
Оставляет, наконец, свой уже вполне серьёзно раскуроченный, едва не до крови, и уже очень сильно и чувствительно разболевшийся палец - и в полном отчаянии стучит, рыдая и всхлипывая, больной рукою по грязному матовому туалетному стеклу, за которым её никто не видит, и за которым не видно ничего...
Только лёгкий стук бесчувственного и равнодушного металла на её больном пальце по грязному, холодному стеклу - вплетается в ритмичный грохот несущегося состава...
И больше - ничего...
А поезд всё ближе и ближе - к конечной остановке...
Или - к конечному и последнему тупику...
И очередной гудок тепловоза только подтвердил ей это, что впереди - тупик...
Немного метафизики
Конечно, я вложил в пересказ этого очень старого и почти совсем забытого сюжета - очень много "отсебятины". Количество "отсебятины" в деталях в процессе редактирования уже приближается к 99%. Но вся эта "отсебятина" имеет целью выявить в этом сюжете самую его суть...
Кольцо - это, безусловно, мощнейший символ. Даже те, кто совершенно не верит ни в какую магию и мистику, должны согласиться, что даже чисто психологически такая символика оказывает огромное воздействие на сознание и поведение человека...
Кольцо - это символ самого Мироздания, границы которого определяем мы сами. И в то же время, кольцо - это звено цепи. А цепь - это и символ связи, и символ зависимости, несвободы и рабства...
И "Властелин Колец" Толкиена - это о том же...
Все кольца - это Одно Кольцо...
Кольцо - это Круг и Цикл.
Круг, окружность - это ограничение, граница, предел... Замыкание и отчуждение... Не зря существует устойчивое определение: "замкнутый круг"...
И любая замкнутая, "суверенная", отчуждённая система - деградирует. Начиная от семьи - и кончая государствами, империями и цивилизациями. Начиная от сознания личности и индивида - и кончая сознанием всего человечества...
Что должно быть в Круге, чтобы из символа ограничения - он стал символом освобождения?
В Круге должен быть Крест.
Центр Креста - обозначает Точку Ноль, Точку Сборки, Точку Сингулярности, Центр Всего.
Это - сама точка изначального Большого Взрыва, создавшего всё...