Веремьёв Анатолий Павлович : другие произведения.

Обман творчества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
  "Выдвигается на номинирование в литконкурс "Тенета-2002"
  в категорию 8 "Литературные очерки, эссе".
  
  
   Анатолий Веремьёв
  
   ОБМАН ТВОРЧЕСТВА
  
   Рассуждая по типовой схеме, - "гений - человек, опередивший собственное время", как раз и наталкиваешься на замаскированную на виду истину - ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ЖИЛИ ВНЕ ВРЕМЕНИ. Их человеческая оболочка - камуфляж, всего лишь, несущественная метка в Мироздании, для исторических и воспитательных задачек. ГЕНИИ только фигурально
  присутствовали в реальном мире - чтобы освоить современный уровень культуры, систему взглядов и отношений. Потом в разном возрасте, но, как правило, в юные годы только делали вид, что продолжали жить среди людей, их души парили уже в иных пространствах. Грубо выражаясь, ГЕНИИ - ПРОДВИНУТЫЕ ЛИЧНОСТИ... Но сдвинуты они не только из настоящего в будущее (а иногда и в прошлое!), а, вернее всего,
  ГЕНИИ ПЕРЕСТУПИЛИ РУБЕЖИ, ОТДЕЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. ГЕНИИ -ЭТО ТЕ, КТО СУМЕЛ УМЕРЕТЬ ПРИ ЖИЗНИ. Оттого, успев что-то сотворить, а иногда и не успев, ОНИ спокойно уходили в небытие, в котором уже давно носился их нетленный ДУХ. Не случайно большинство ВЕЛИКИХ СОЗИДАТЕЛЕЙ ИСТИН стояли на грани БЕЗУМИЯ, переходили эту грань, впадали в детство человеческого разума или безропотно принимали насильственную смерть.
   Существо ГЕНИЯ, как и всякого, подлинно талантливого ТВОРЦА, проявляется в единственном понятии - ОТКРЫТИЕ. Открытия - объекты юридических, защищаемых государствами ПРАВ, касаются только установления объективных, постоянно существующих, но доселе неизвестных закономерностей материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.
   В этом и есть дефект нынешней Цивилизации - она до сих пор не признала на правовом уровне открытий в нематериальной сфере. А только они, НОВЫЕ ДУХОВНЫЕ ИСТИНЫ, могли бы при их распространении обеспечить прорыв Человечества "вперёд и ввысь", и в сторону от сужденного ему апокалиптического жребия, Страшного Суда НЕБА над людьми.
   ГЕНИИ видели свой ДОЛГ, открывали и закрывали законы жизни, но бились словно мухи у застеклённых окон своего мира. Логично, что многие приходили, в конце концов, к выводу МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ: что
   ЖИЗНЬ - ЕСТЬ СМЕРТЬ, А СМЕРТЬ - ЕСТЬ ЖИЗНЬ!
   Они безжалостно и с осознанием собственной правоты покидали грустные тенёта бытия. Поскольку - жизнь тоже творчество, с существенной поправкой - ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ! Земная жизнь, как ни тоскливо это признавать, не стоит тех ожиданий, с которыми её начинают, и страданий, что приходится людям за неё платить. Что такое "суета сует" становится понятным, когда оценишь бессмысленную
  повторяемость душевных переживаний. Нет смысла копаться в тонкостях миллиарда случаев любовных томлений, придавать значение любовным играм, когда и у простого обывателя они происходят в жизни десятки тысяч раз (хотя редко кого доподлинно утомляют и приедаются!) Земное творчество бесконечно повторяет друг друга: некие умники высчитали, что в литературе имеется всего каких-то четыре-пять десятков
  сюжетных построений и изобрести нового практически невозможно.
   Тысячи лет писатели исследуют одни и те же варианты человеческих судеб! Но, существенно, что, открыв истину, и открыватель, и его идея редко когда оказываются востребованными человечеством, погрязшим в мелочах и противоречиях. Зачем открывать двери в другие Миры, если ими никто не воспользуется? А ведь чаще всего происходит ещё трагичней - посвятил ТВОРЕЦ свою жизнь ОТКРЫТИЮ, а его уже давным-давно и открывали, и использовали, отвергали и переделывали. "Нет ничего нового под луной!" - говорил великий Екклесиаст. Земля слишком стара, чтобы найти на ней ранее не тронутое другими.
   Посмотрел бы кто, пишущий, "открытым оком" на собственную жизнь в творчестве. (Простите, но я буду говорить о себе самом в третьем лице, никого не желая обидеть!) Всё, что он "понаоткрывал", в полной мере увлекало только его самого, он создавал миры, в которых жил лишь сам, опровергал - уже отвергнутое, находил - непотерянное, а то и просто ненужное. Говоря откровенно, в своих книгах он не выдумывал невообразимое, а обыкновенно лгал! Пусть больше себе, чем читателям ("мысль изречённая - есть ложь" - Ф. Тютчев). Его почитатели - вовсе не разделяющие его образы и представления; они самодостаточно удивлялись их лицезрением со стороны, находили каждый своё, собственную ложь, на которой построена их жизнь, как и всякая "иллюзия бытия".
   Писатели любовь к жизни подменяют её удовольствиями, причём, творчески изощрёнными, индивидуальными, когда не делятся ими с другими, а сполна наслаждаются в одиночестве. В итоге, никому на Земле не стало легче от их творений: кто-то развлёкся однажды с их помощью и забыл, как и всякое приходящее. Но и собственную жизнь они не делают красивее, добавляют в неё больше сомнений и боли, чем радости. Это цена ОБМАНА ТВОРЧЕСТВА.
   Всё всемирное искусство во все времена только тем и занималось, что фабриковало грёзы. "Фабрика грёз" - не один Голливуд! Украшая жизнь её подделками, творцы-мастеровые человечества всегда непрерывно уводили мир в сторону от истины. И убеждённо оправдывались:
   "если к правде святой, мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой";
   "тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман"...
   Вот формулируются экстравагантные оценки творчества:
   ТВОРЧЕСТВО - ЭТО УЗАКОНЕННЫЙ ОБМАН, ЗЛО КАЗНЯЩЕЕ - ЗА ЗЛО САМОГО ТВОРЦА: ТАК СЛЕПОЙ ПОВОДЫРЬ, ОДУРАЧИВАЕТ ТОЛПЫ ИДУЩИХ СЛЕДОМ СЛЕПЦОВ, ЕСЛИ ЗАВЕДОМО ЗНАЕТ, ЧТО ВПЕРЕДИ ПРОПАСТЬ.
   ТВОРЧЕСТВО - ТО, ЧТО УВОДИТ ЧЕЛОВЕКА ОТ ИСТИННОЙ ЦЕЛИ ЖИЗНИ.
   ТВОРЧЕСТВО - ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА НЕ НУЖНЫМ НИКОМУ И НИЧЕМУ, КРОМЕ ЕГО БЕСПОЛЕЗНЫХ ТВОРЕНИЙ.
   ТВОРЧЕСТВО И СМЕРТЬ - СЁСТРЫ-БЛИЗНЯШКИ, ЦИНИЧНО ЗАМЕЩАЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА В ПОСТЕЛИ С ЛЮБОВНИКАМИ.
   Есть аналогия в игрищах ТВОРЧЕСТВА и СМЕРТИ.
   Творчество, якобы, уводит человека от забвения, оставляя и после ухода творца его следы и чувства среди людей. Но творец ли обманывает смерть, или смерть творца - ещё вопрос? Как у тех "близняшек". Выдумщик жизни подменяет чувства их анализом, материальное духовным, и что творит, что умирает - ему едино!
   Творчество - это высшая из возможных ступеней НИЧТОЖЕСТВА. Но быть высшим в ничтожестве, не всё ли равно, что ВМЕСТО МАЛОГО ДУРАКА СЛЫТЬ ЗА БОЛЬШОГО? Вместо малого злодея добиться звания ВЕЛИКОГО? Вместо греха, не известного никому, совершить кощунство у всех на виду?!
  
   Как бы не обидно, даже уничижительно не было это признавать, но себя самого я не сомнительно и уверенно отнёс к степеням человеческого НИЧТОЖЕСТВА, пусть высшей ступеньке из ныне здравствующих, к творческим мутантам, создающим собственный мир, но, всё равно, к НИЧТОЖЕСТВУ. Да
  и творчество, по существу, в замечательной иерархии возможностей, не поставлено на какую-то исключительную высоту. Ведь рядом с творениями сердца и разума там присутствуют "глюки", галлюцинации, которые массово освоены современными наркоманами. Кого из них объективно
  предпочесть в Мироздании, поэтов, писателей, художников, музыкантов или этих бунтующих против всеобщих предрассудков медленных самоубийц, болезненных извращенцев - тоже задачка неочевидная. Достаточно учесть, что наркоманы платят за свои навеянные фантастические видения сокращённой до
  минимума продолжительностью пребывания на грустной Земле, и однозначно на невероятную дилемму не ответишь.
   Управлять чудесами писатели начинают после смерти. При жизни каждый человек обязан сделать лишь то, что ему предназначено.
   Сметённый, приоткрывшийся Запредельным горизонтами Вечности, в эйфории и одиночестве холостяцкой квартиры, я дошёл-таки до границы абсолютной и окончательной оценки своей личности. Уж не подсказаны ли мне эти рассуждения СВЕРХУ?
   "Исполнил КТО-ТО или нет свой долг на Земле - ответить просто, - озарило меня. - Нужно только искренне и чётко дать ответ на единственный серьёзный вопрос: "ГОТОВ ЛИ ТЫ, ЧЕЛОВЕК, В ДАННЫЙ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАЩИЙ МИГ НАВЕКИ УЙТИ ИЗ ЭТОЙ ЖИЗНИ? ГОТОВ ЛИ ПОКИНУТЬ СЕЙ БРЕННЫЙ МИР, И ЧТО С ТОБОЙ
  БУДЕТ ПОСЛЕ СМЕРТИ ОСТАНЕТСЯ ДЛЯ ВСЕХ НА ЗЕМЛЕ НЕИЗВЕСТНЫМ? ДА И ТЕБЕ СЕЙЧАС НЕБОЛЬШАЯ РАЗНИЦА - УЛЕТИШЬ ЛИ ТЫ В СФЕРУ ВЕЧНОГО БЛАЖЕНСТВА ИЛИ ВЕЧНЫХ СТРАДАНИЙ! ЭТО ВОПРОС ДУШИ, А ТЫ ПОКА ЧТО - ТЕЛО!"
   "И вот если сегодня прилетит ко мне АНГЕЛ СМЕРТИ и задаст мне этот сакраментальный вопрос, что я, не кривя душой отвечу? - продолжил я смертельный мысленный эксперимент. Подумал, - Хорошо бы, чтобы в образе АНГЕЛА СМЕРТИ выступил ПОСЛАННИК БОГА! Дай-то БОГ! Но это частности из цикла "приятных заблуждений". Принципиально ведь всё равно, кому ты будешь отвечать, - Богу, Богине или Дьяволу, ДУХУ симпатичному или ужасному. Главное, ответ. Он взвешен всей предшествующей жизнью и разночтений не терпит".
   "СЕЙЧАС, НАКОНЕЦ-ТО, ОТВЕЧУ Я УБЕЖДЁННО: ДА, Я ГОТОВ УМЕРЕТЬ! Я ВЫПОЛНИЛ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ ПОЛОЖЕННОЕ И ДЛЯ МЕНЯ ВОЗМОЖНОЕ. ОБДУМАЛ И СФОРМУЛИРОВАЛ ГЛАВНОЕ, ЧТО ПОСТИГ, НАПИСАЛ СВОИ, ДЛЯ МЕНЯ ВЕСЬМА СУЩЕСТВЕННЫЕ, КНИГИ. В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ УВЛЁКСЯ СОЧИНИТЕЛЬСТВОМ ЭССЕ. ЭТО КВИНТЭССЕНЦИЯ МОЕГО ОПЫТА В ВИДЕ НАБРОСКОВ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ. УЖЕ ЗА СОТНЮ У МЕНЯ ЭТИХ ОТКРОВЕНИЙ. ОНИ МОГУТ ДЛИТЬСЯ БЕСКОНЕЧНО, НО НУЖНО ЗНАТЬ МЕРУ. И МЕРУ Я ПОЗНАЛ. Я ГОТОВ УЙТИ! НО, ЕСЛИ МОЖНО, СМЕРТЬ, ПОДОЖДИ ВСЕГО ОДНИ ЕДИНСТВЕННЫЕ СУТКИ! ПРИШЛА С УТРА КО МНЕ ЕЩЁ ОДНА ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ МЫСЛЬ. ПО-МОЕМУ НИКТО С ТАКИХ ПОЗИЦИЙ И ТАК НЕ ВЫСТУПАЛ? САМООПРЕДЕЛЁННОСТЬ! МНЕ ТРЕБУЕТСЯ НАПИСАТЬ ПРО "ОБМАН ТВОРЧЕСТВА". ОРИГИНАЛЬНУЮ КОНЦЕПЦИЮ Я ВЛОЖУ В ЭТО СОЧИНЕНИЕ, ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ ИЗВЕСТНА ТВОРЧЕСКИМ ЛЮДЯМ. СЧИТАЮ, ЧТО ВСЕГО ЗА ОДНИ СУТКИ С ИМЕЮЩИМСЯ БАГАЖОМ ЗНАНИЙ Я СУМЕЮ СОЗДАТЬ ЭТО ЭССЕ. А ЗАВТРА, ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, Я ТЕБЕ СООБЩУ: "СМЕРТЬ - ЗАБИРАЙ! Я ВСЁ СКАЗАЛ!"
   Смерть, в каком бы виде она не приставала, как АНГЕЛ, простая БАБУШКА С КОСОЙ, как Змей Горыныч или невидимый ДУХ, всесущий БОГ или безжалостный ДЬЯВОЛ, на такую просьбу
  должен ответить логично.
   "Сутки для такой работы тебе дать можно! Но вдруг схитришь, и завтра к тебе придёт ещё более достойная мысль? И завтра ты захочешь попросить ещё одни сутки отсрочки! Не лукавишь ли ты, писатель?"
   "ОБЕЩАТЬ НЕ МОГУ! МОЖЕТ БЫТЬ, И ЗАВТРА МНЕ ЧТО-ТО ПОДСКАЖЕТ НЕБО! - обязательно отвечу я. - НО ТЫ САМА, СМЕРТЬ, БУДЕШЬ РЕШАТЬ ЗАДАЧКИ С МОИМИ НАМЕРЕНИЯМИ. ОДНАЖДЫ ТЕБЕ НЕ УДОВЛЕТВОРИТ МНОЙ ПРЕДЛОЖЕННОЕ, ОДНАЖДЫ Я ИСЧЕРПАЮ СВОИ ЗАПАСЫ МЫСЛЕЙ. СЕГОДНЯ ЖЕ МНЕ ТРЕБУЮТСЯ ТОЛЬКО ОДНИ СУТКИ!"
   Раз и Смерть подчиняется логике, наверное, она смирится с допустимыми и необременительными для Вечности желаниями писателя. Но сегодня он изложил истинную, глубоко продуманную ПРАВДУ. Ему очень хотелось написать своё очередное декларированное эссе, чтобы потом было не страшно и умереть...
   И сел за компьютер...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"