В 1993-94 годах в журнале "СЛОВО" опубликована потрясающая документальная повесть "О Рубцове" Людмилы Дербиной. Это необычайное литературное откровение. Оно на уровне признаний Дантеса о страшной дуэли с Пушкиным, Мартынова об убийстве Лермонтова. И вот написана исповедь и покаяние женщины в кошмарной яви своими руками задушившей замечательного яркого и талантливейшего поэта современной эпохи.
Они (убийца и жертва) любили друг друга. Встречались и расставались, пережили прекрасные мгновения наслаждения жизнью и горечи затмения во время пьяных дебошей Николая. "Есть люди,умеющие пить водку, и люди, не умеющие пить, но всё же пьющие её..." Рубцов относился к тем, кто не умел пить водку. Выпив, становился агрессивным, деспотичным, подозрительным ревнивцем. Дербина хорошо знала и силу, и слабости Рубцова, но несмотря ни на что, не смотря на собственные предчувствия, подаёт с ним заявление
на регистрацию брака. За десять дней до замужества отказывается от него. И вот трагический финал.
Очередные насмешки и издевательства пьяного Рубцова над любимой, угрозы. И, пытаясь его остановить, "её пальцы парализовали сонные артерии на его шее. Он упал ничком в ванной и, уткнувшись в рассыпанное бельё, задохнулся от недостатка воздуха".
Суд признал, что преступница действовала в здравом уме и твёрдой памяти, приговорил её к 8 годам колонии строгого режима.
Освободили Дербину через пять лет за "хорошее поведение". До конца своих дней Дербина решила каяться в содеянном и оплакивать своего гражданского великого мужа.
Она писала неплохие по форме стихи.
Я знала: ты любишь меня
И силой возьмёшь мою душу,
Что это и есть западня
И то, что её я разрушу!
Лишь где-то в крещенские дни
Запели прощальные хоры,
И я у своей западни
Смела все замки и затворы.
Кажется, здесь нет раскаянья за преступления, нет греха,есть лишь собственное освобождение из "западни". В повести у Дербиной была возможность детальнее оправдать саму себя. Она рассказала про "роковую страсть", свою и Николая, про предопределённость судьбы, в которой люди только орудия высших сил. Сам Рубцов пророчил - "Я умру в крещенские морозы". В одном ошибся, в чёрный день 19 января в Вологде грянула оттепель.
Но и по выходе исповеди-повести Дербиной никто из писателей не уменьшил ей тягость содеянного, никто не простил женщину, обокравшую отечественную поэзию.
Есть смягчающие обстоятельства - сумасшедшая любовь, есть философия всепрощения и христианского сострадания к заблудшим. И есть великая боль почитателей Николая Михайловича Рубцова, хранящаяся потомками...
На могиле Рубцова его слова: "РОССИЯ, РУСЬ! ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!.." Пока плохо хранит Русь и саму себя, и свои таланты!
Нам, северянам, так трогательны строки его известного
стихотворения:
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
Возможно, можно найти новые оценки "исповеди" Л. Дербиной. Я склоняюсь к традиционной: это Бог может простить, люди на прощение права не имеют!
Важный момент в детальном саморазборе трагедии её виновницей - чисто творческий. Отдавая должное таланту своего любовника саму себя Дербина никогда не считала ниже его. Сложно рассмотреть разницу между между способным художником и ТАЛАНТОМ. Действительно, по формальным признакам - по технике, стихи ординарные и значимые могут быть мало отличимыми. Но одни из них тревожат души, находят отзвук в миллионах почитателей, вторые навсегда остаются альбомными упражнениями индивидуального пользования. Есть "мистика поэзии", как "мистика любви". Каждый человек проявляется по-своему.
Полагаю, что в несчастном случае с Дербиной виновато помимо её разумной бесчувственности ещё и тщеславие. Этот страшный порок особенно не простителен для женщин - ложиться вниз, почитая себя покровительницей. К горящей свече обязательно слетаются мошки. Французы в любом преступлении определили закономерность - "Ищите женщину!"
Даже умных преступниц направляет тщеславие. Оно поражает не только жертву, но и виновницу.