В следствии чего и как в поэтах проявляются черты гениальности? Почему одни творцы преходящи и уходящи, а вторые - остаются во все времена до скончания нашей цивилизации?
Однажды я непроизвольно сравнил творчество сверхизвестных, почти одного поколения поэтесс - Зинаиды Гиппиус и Марины Цветаевой. Ушли они во время одной войны в 1941 и в 1945 годах, хотя ушли по разному и прожили разные
сроки. И Гиппиус, как Цветаева, была с претензией на общее в противовес с малозначимыми частностями. Марина яростно заявляла:
Поэт, он тот...
Кто Канта на голову бьёт...
Гиппиус менее уверенно вещала:
Мне кажется, что истину я знаю, -
И только для неё не знаю слов...
Несомненно, у постоянно мыслящего человека проскальзывают жемчужины в россыпи слов - и у Гиппиус они встречаются. Чего стоит её находка смысла, когда она обнародовала:
И Я ПРОЩУ, И БОГ ПРОСТИТ;
НО ГРЕХ - ПРОЩЕНИЯ НЕ ЗНАЕТ:
ВЕДЬ ЗЛОЕ ДЕЛО ВОЗДАЯНЬЕ
В САМОМ СЕБЕ, ТАЯСЬ, ХРАНИТ...
Но всё-таки стихи Гиппиус при всей их многозначительности лишены очарования. Нет в них цветаевского электричества, они сухие, выжатые, зачастую выкрученные и недостаточно живые. Сама признавалась:
Я не слышу своего сердца.
Сердце, отчего ты молчишь?
Тихия, тихая, тихая, тихая тишь...
Сердце моё, ВОСКРЕСНИ!
Воскресение - не для всех...
Над городом распростёрся грех.
Тихо плачу я, плачу - обо всех.
Действительно, ВОСКРЕСЕНИЯ оказалась достойна ломающая основы нравственности, несчастная в жизни ЦВЕТАЕВА, а не добронравная жена выдающегося писателя Дмитрия Мережковского ЗИНАИДА ГИППИУС.
И в шутку, и всерьёз я предположил, отчего Гиппиус по большому счёту - занудна, а Цветаева не может оставить равнодушным любого, кто вникнет в её строчки. Как на том свете, так и в небесном даре творчества выявляется опыт, накопленный жизнью.
Вот идеологические различия, сделавшие разными Гиппиус и Марину:
Гиппиус - христианка, Цветаева - скорее сатанистка, а точнее, приверженка единого для всех людей Земли миропонимания;
Гиппиус 65 лет прожила с одним мужем, незаурядным человеком - по её словам "не расставаясь за все эти годы с ним даже на один день";
Цветаева - хотя и любила мужа Сергея Эфрона, но больше в разлуке, чем с ним в одной постели, прошла все стадии несчастий, унижений и греха;
Цветаева - не раскаивалась в грехах, почитая их за познание жизни;
Гиппиус - страдала за чужие грехи, но, вероятнее всего, сама не испытала в полной мере судьбу грешниц. Оттого и маялась, не переступив черту, не раскрывшись...
Получилось, что гениальность сродни сумасбродству и безумию, а мещанское благочестие - в такой же мере недостаток, как достоинство; дорога в Рай, но не к Славе.
"Гений и злодейство не совместны" у ханжей; для творца, похоже, наоборот: не перешагнув нравственный барьер - не совершишь взлёта художника. Сам Пушкин, развечавший злодея Сольери и выдавший нужную рядовым людям истину, сам-то никогда не был идеальным человеком, а перечень его грехов и грубых шуток подлинно энциклопедичны.
Цветаева невероятно страстно почитала своего кумира Пушкина, знала за что - не только за гениальный дар, но, раз страстно, то понятно и за его образ жизни, качества человека.
Современные гениальности, на мой испорченный взгляд, находят у НЕЁ, МАРИНЫ, в содержании творчества пример свободной морали и полноценного использования природных привилегий, ЕЁ, ВЕЛИЧАЙШУЮ ГРЕШНИЦУ избрали учителем жизни и любви, любви как искусства - Ars Amandi.