В кругу поэтов Пушкинской эпохи довольно известно даже не посвящённым имя Евгения Боратынского (1800-1844). Но попросите любого литературного знатока привести вам для примера хотя бы строчку из стихотворений Боратынского, и вы столкнётесь с затруднениями. Мало кто знает, что слова знаменитого романса - "Не искушай меня без нужды" принадлежат перу этого забытого ещё при жизни поэта.
Возможно, память о нём сохранили потомки лишь в связи с почитанием великого Александра Сергеевича Пушкина. Кстати, Пушкин всего на несколько месяцев по возрасту старше Боратынского. Мало того, что Пушкин и Боратынский были ровесниками и современниками, они были знакомы лично, и сам Пушкин дал раннему Боратынскому высокую оценку за "гармонию стихов, свежесть слога, живость и точность выражения". И ещё писал о нём Пушкин: "Никогда не стремился он малодушно угождать господствующему вкусу. Он шёл своею дорогой один и независим".
Однако, самому Боратынскому было свойственно резко заниженная оценка своего творчества. Кто ещё так настойчиво твердил о своей поэзии: "владеющий убогим дарованьем", "мой дар убог", "не ослеплён я музою моею"?
Вероятная причина самоуничижений поэта в его биографии, поскольку жизнь Евгения Абрамовича Боратынского сложилась уникально. Происходя из старинного дворянского рода Божедаров, владельцев замка Боратын на Львовщине, сын отставного генерал-лейтенанта Абрама Андреевича Боратынского, владельца нескольких поместий, казалось, Евгений должен был прожить без забот и разочарований, общаться только в высоких интеллектуальных кругах. Таким и было детство поэта. В четыре года Евгений умел читать, в шесть лет - писать по-русски и по-французски. В 12 лет его определили в Пажеский корпус в Петербурге.
И здесь 16-летний Боратынский совершает проступок, один единственный, но глубоко отразившийся на всей его жизни и творчестве. Начитавшись "вредных" книг, попав под дурное влияние приятелей, юноша оказался замешанным в элементарной, позорящей честь краже. У одного из "дружков" был ключ от бюро своего отца. Приятели и изъяли оттуда "ради шутки" 500 рублей ассигнациями и черепаховую табакерку. Были уличены и не могли отрицать своей вины в "групповом хищении". Лично император Александр 1 исключил всех четверых бесчестных курсантов из высокопокровительствуемого Пажеского корпуса запретив им поступать на любую службу, кроме военной, но и то - только рядовыми.
Началась многолетняя "солдатчина" Боратынского, которая, конечно, не шла ни в какое сравнение с похожей судьбой Т. Шевченко и А. Полежаева, была искуплением подлинной вины и весьма снисходительной. Так, он проживал в доме командира полка, из пяти лет службы в Финляндии два года провёл в отпуске, в Петербурге, общаясь с аристократами, дружа с поэтами, став наиболее близким с А. Дельвигом, который и ввёл его в "семейство добрых муз".
Но сломленная однажды жизнь наложила тень на всё мировосприятие поэта. Н.В. Гоголь назвал Боратынского "строгим и сумрачным поэтом", заметив, что "возбудительное влияние Пушкина для Боратынского вредно, ибо он пытается передать невызревшие движения души своей".
Сам Боратынский, к счастью, рано понял, что "того не приобресть, что сердцем не дано". Он мог не петь, а "кто может не писать стихи - писать не смеет". Белинский полагал, что Боратынский "мыслил стихами, не будучи собственно ни поэтом, в смысле художника, ни сухим мыслителем". И.С. Аксаков, сравнивая поэзию почти ровесников Тютчева и Боратынского, нашёл, что у последнего "ум, остуживающий поэзию".
Тем не менее, Боратынский остался в истории русской поэзии как классик элегического жанра. Элегия - выражение сентиментальной грусти, разочарования в жизни и любви. Начавшись с Овидия, этот мотив творчества не утихает во все времена. Русским образцом элегии стало стихотворение Боратынского "Признание". На него ссылаются и современные литературоведы.
Помимо малого поэтического жанра, по форме отразившего, но не превозмогшего, как это сделал А.С. Пушкин, литературные традиции Х1Х века, больше языковой раскованности в поэмах Боратынского - "Эда", "Цыганка", "Пиры". Только и здесь не достигнут уровень великого певца "Кавказского пленника" и "Бахчисарайского фонтана", лишь сделана попытка решить романтические сюжеты реалистически. А из реализма в творчестве, исторически установлено, остаётся только тоска.
Стремление же быть самим собой, "писать как мыслишь", является необходимым, но недостаточным качеством большого поэта. В конечном счёте, поэзия - дар Божий. Великие поэты - Пушкин, Лермонтов, Тютчев -отразили в творчестве не только свои неординарные чувства, но и открыли новые этажи познания мира, а Пушкин, сверх всего, создал русский литературный язык, переживший века.
Боратынский не обладал качествами первопроходца, не открывал поэтических истин, но был по праву талантливым представителем просвещённого времени и русской культуры, оставил свой неповторимый след потомкам. Знать о нём творческим людям необходимо.
В заключение моих рассуждений, короткое стихотворени Боратынского из книги "Сумерки":
МОЛИТВА
Царь небес! Успокой
Дух болезненный мой!
Заблуждений земли
Мне забвенье пошли,
И на строгий твой рай
Силы сердцу подай.
Современники отмечали в этой молитве образ "строгий рай", до Боратынского не употреблявшийся.