Веремьёв Анатолий Павлович : другие произведения.

О бардовской песне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

   Светлой памяти Натальи Устиновской посвящается...
  
  АНАТОЛИЙ ВЕРЕМЬЁВ
  
  О БАРДОВСКОЙ ПЕСНЕ
  - статья -
  
  Сначала, о понятии "бард". Историки говорят, что известно оно со 2 тысячелетия до новой эры, бардами называли кельты одного из служителей их соединённой со властью религии. Бард - один из теократических чинов. Как у русских - поп, дьякон, дьячок. Дьячок, кстати, не просто нижний чин, а ещё и псаломщик, поющий служитель церкви. У кельтов, в их иерархии, выше бардов стояли филиды, а потом уже друиды. Вероятно, как и дьячок, бард у кельтов тоже пел, и факт, что бардами были у них не только мужчины, но и женщины с их более чувственными, чем у мужчин, голосами.
  Что за религия была у друидов известно мало, сохранилась она преобразованной дольше всего у бриттов, кельтского племени, вытесненного англосаксами из Британии на континентальную Бретань. Бесспорно для всех, интересующихся кельтами, что друиды широко использовали в своей культовой практике магию. Магия же - это не только способ сверхъестественного влияния на людей и природу, но, прежде всего, метод постижения реальностей видимого и невидимого миров. Все древние верования владели средствами волшебства. Утверждать, что пришедшие на смену древним новые религии более совершенны, а сгинувшие - примитивные, далёкие от истинного Бога, глубокая ошибка, цена которой вероятностный грядущий крах нынешней цивилизации.
  Исходя из сказанного, барды кельтов, наверняка в своих песнопениях, применяя магию, обязательно достигали воздействия на своих слушателей настоящего чуда.
  Выскажу ещё неожиданное предположение, не слишком обоснованное, но любопытное. Омские энтузиасты полагают, что на их территории минимум 100 тысяч лет назад процветала культура, наследница гиперборейской, первоначальной и весьма продвинутой цивилизации на нашей планете. Из сибирских земель Рассении и Асии при изменении климата 40 тысяч лет назад расселялись предки нынешних народов, создали они и первоначально единый, без западных, восточных и южных, этнос славян.
  Название "славяне" исходит от понятий "слава" или "слово", а, может, и от обоих разом. Славянские волхвы, как известно, кудесники. Гусляры и бродячие сказители долго сохраняли на Руси явления изначальной традиции. Так вот, моя гипотеза в том, что барды к кельтам пришли из Сибири, от славян, доказали им волшебство мудрого слова, стали помощниками друидов. Не даром, находят историки связь протославян и кельтов, а Ю.Д. Петухов за балто-славянами (венедами) называет в этногенезе народов - кельто-славян.
  Из мрака неясностей тысячелетий вернёмся к нынешним бардам, сохранив, как тезис моих рассуждений, посылку о магических способностях изначального барда. Современные барды - это авторы и исполнители, так называемой, авторской песни.
  Не правда ли странно: есть просто песня, а тут ещё "авторская песня", как будто у других песен авторов нет?
  Дело не только в профессиональном статусе эстрадных певцов, в отличие от бардов. Полагаю, что исполнители авторской песни ярче и определённее самовыражаются, говорят со слушателями и друзьями всегда от первого лица, показывают личную жизненную позицию или настроение узкого круга людей (такой является, для примера, "туристская песня"). Поэтому "бардами навсегда" можно называть великих и знаменитых поющих поэтов, на долгие времена остающихся нашими современниками. Их список не так уж мал. Для себя я называю Александра Галича, Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Юрия Кукина, Игоря Талькова, Александра Розенбаума, Андрея Макаревича, Олега Митяева... Каждый волен добавить сюда своих любимцев, число общепризнанных среди них уже приближается к сотне. Пусть не все они соглашаются с названием и гордятся высоким именем "бард", пусть многие в погоне за ветреной модой включают себя в откопанный в близком прошлом некий эстрадный "шансон". Время и история ставят обычно всё по своим местам...
  Стоило лишь малость уравновеситься обстановке в стране, как массовое бардовское движение получило новый взлёт. Ежегодных только всероссийских фестивалей авторской песни проводится больше дюжины, с известнейшими "грушинским", "алтайскими", "челябинским" и пр. А есть ещё бесчисленные смотры конкурсы региональные - областные, городские, районные. Их число уже более сотни. Лишь знатоки прослышаны о прекрасном Повалихинском сборе или Пангодинских "Северах". Добавьте сюда бард-слёты на Украине, в Белоруссии, за дальним "бугром" - в США, 2-й Всемирный фестиваль в Ларнаке, на Кипре. Ясно, что мы имеем здесь явление общекультурное, охватывающее здоровую часть цивилизованного мира и, как утверждают ищущие истину, имеющее истоком нашу "духовно богатую" Россию. Каждое такое мероприятие привлекает многие тысячи любителей. И на каждом свои кумиры!
  Полагаю, что велением времени возникла потребность и желание поющих по всему миру у костров самодеятельных авторов найти себе место встречи и общения, собраться не на "тусовки", где власть захватывает "бомонд", а в кругу понимающих и искренних единомышленников.
  Как повелось с Ломоносова, выручает Россию беспредельная Сибирь-матушка. В славном граде Новосибирске с середины этого 2002 года создан и начал регулярный путь в массы удивительный журнал для друзей авторской песни под названием "ГИТАРА ПО КРУГУ". Уже выпущено два номера, возможно с сентября журнал станет ежемесячным, на него будет можно подписаться.
  Без всяких скидок на организацию и удалённость от великих столиц, "Гитара по кругу" сразу заявила о себе как об общероссийском бардовском органе печати, открыто его представительство в Москве (т. 920-7530). Главное же, уровень материалов, собственное лицо журнала, круг тем и слог, обеспечивающие быстрый рост читателей. Сразу отброшено местничество и графоманство. В первых номерах журнала очень объективно уже рассказано о таких поющих лицах, как Митяев, Кукин, Визбор, Шипилов, Семаков, Вера Матвеева, Люба Захарченко. По горячим следам отражена "Грушинка-2002", "Катунь". Высвечена клубная жизнь КСП в Томске и Ямальском Новом Уренгое. Большое количество публицистических и очерковых материалов - о альпинистах, бардовской истории, эстетике и составе бардформирований России. И, конечно, достаточное число публикаций авторских текстов, иногда с нотами, чаще с аккордами, а то и просто песенных слов, что сами просятся в мелодию.
  Журнал по содержанию и оформлению делается профессионально и, не боясь этого слова, любовно. Многоцветная качественная печать, высокохудожественные фотографии, многоплановая структура и близкая к совершенству вёрстка. Самое необычное для нынешних времён, что издание не является коммерческим. Его хозяин ООО "Издательский Центр "Сибирский родник", вероятно, определил, что в этот культурный очаг достойно вкладывать деньги, корреспондентам и авторам журнала даже обещаны гонорары.
  Кого же хвалить или критиковать за это многообещающее начинание?
  Молодой энергичный коллектив редакции трудится в рядовой новосибирской квартире, доброжелателен и оптимистичен. Заимствуя первые материалы для публикаций из неиссякаемого интернета, ныне редакторский стол завален оригинальными корреспонденциями, статьями, очерками и фотографиями со всех концов страны. Обратная связь журнала с читателями, подлинными друзьями авторской песни, установлена естественно и просто. Нас много!
  Главного редактора Олега Немировского как поэта и барда хорошо знает Сибирь и Урал. Теперь проверяется его известность и формируется популярность как журналиста. Проверяется и прочность, устойчивость всей редакции после неожиданной тяжёлой беды, как рок и судьба обрушившейся на них в начале пути. Первые номера "Гитары по кругу" делала прекрасная журналистка Наталья Устиновская. Авторитетная, полная сил и замыслов профессионалка. И вот... её не стало. На очередном фестивале бардов в Юрге (Кемеровской области), названном "Бабье лето", у Натальи отказало сердце. Говорят, её повезла дежурная "Скорая помощь" в городскую клинику, по дороге Наталье стало лучше, она отказалась ехать в больницу и попросила возвратить её к любимым бардам. На утро, в своей палатке её нашли мёртвой.
  Такая красивая цветущая женщина так непредсказуемо оставила этот мир!
  Вечная ей память!
  Хочу пожелать "Гитаре по кругу" вынести этот удар и продолжить своё ожидаемое становление. Для прямой связи друзей авторской песни со своим печатным органом приведу его электронный адрес: gpk@malru.com.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"