Аннотация: Рецензия на детектив Оникса "Отравленная жизнь" http://samlib.ru/editors/d/detektiwklub/otrava.shtml
"Отравленная жизнь"... Само название рассказа говорит о том, что сюжет, скорей всего, будет о преступлении, совершённом с помощью яда, либо мотивом оного будет месть жертве за испорченную жизнь (по крайней мере, убийца будет винить в таковой жертву). Название, на мой взгляд, не самое удачное для детектива, так как с самого начала раскрывает некоторые вещи. Но с другой стороны, глупо судить о рассказе исключительно по его заглавию. Так что проводим расследование: кто кому испортил жизнь настолько, что тот решил отравить обидчика?
На вернисаже во время корпоративной вечеринки жена генерального директора компании "Нетстрах" Марина Завидонова внезапно теряет сознание. Завидонов поручает своему аналитику Евгении разобраться, кто из его конкурентов попытался отравить его жену. Евгения же склоняется к версии, что убийцу следует искать в окружении самой Марины. Но, по словам Завидонова, его жена недавно вернулась из Лондона, где провела много лет, и ни врагов, ни друзей здесь нажить не успела. На вернисаже она общалась с художником Бессарабовым и его агентом - искусствоведом Инессой Разумовской.
Пообщавшись с Инессой, Евгения узнаёт, что пострадавшая упала после того, как выпила из бокала шампанского. И в качестве возможного мотива для отравления называет чью-то дикую злобу.
На месте происшествия, где проводят следственный эксперимент, выясняется, что Марина пролила своё шампанское, после чего Бессарабов отдал ей свой бокал. Там же становится известным, что Марина когда-то помогла покойного жене Бессарабова Юлии, поделившись с ней своим лекарством. Инесса предполагает, что целью убийцы была не Марина, а Бессарабов. В качестве возможного подозреваемого указывает на бизнесмена Машковского, который пытался купить у художника мастерскую.
Однако в процессе общения с Машковским Евгения узнаёт, что мастерская Бессарабова его больше не интересует. Тем временем помощник Завидонова Рыбаков сообщает, что Бессарабов и Инесса были женаты, и что он составил завещание на её имя. Также он рассказал, что, по результатам экспертизы, отравлена была Марина теми же таблетками от депрессии, что принимал Бессарабов. Кроме того, он наводит справки про Инессу и узнаёт, что у той серьёзные финансовые проблемы, угрожающие здоровью и даже жизни.
Явившись в мастерскую Бессарабова, Завидонов, Рыбаков и Евгения застают Инессу за попыткой удушения художника. Но по словам Инессы, оказывается, что она, напротив, проводила реанимационные мероприятия, поскольку Бессарабов принял слишком большую дозу своего лекарства. Также из её слов выясняется, что слухи об оставленном ей наследстве слишком преувеличены, а её финансовые проблемы - не более чем пустые слухи.
Тогда Завидонов подозревает Бессарабова в попытке отравить Марину и поручает Евгении выяснить мотив. Евгения навещает тёщу Бессарабова и узнаёт от неё, что причиной смерти Юлии стала аллергическая реакция на лекарство, которое дала ей Марина.
Заканчивается рассказ более-менее счастливо: Марина остаётся жива и, дабы искупить свою вину перед Бессарабовыми, занимается меценатством. Игорю тоже удаётся выжить, и он снова влюбляется в Инессу.
Сюжет довольно-таки любопытный, лихо закручен. "Подставить" Инессу автору в самом начале удаётся очень хорошо: и поведение несколько наигранное, и странные фразы об отрицательной энергетики злых людей, направленных против доброй и светлой Мариночки, - всё это отличные ходы для того, чтобы персонаж выглядел подозрительно в глазах читателя. Подозрительно и поведение самого Завидонова: спокойное объяснение, что Марина теряет сознание в закрытых помещениях, беспокойство о деловой репутации в то время, когда его жена между жизнью и смертью, нежелание посвящать в это дело полицию. Иногда посещала мысль, что он вздумал избавиться от собственной жены, а заодно и подставить кого-нибудь из конкурентов, убив тем самым двух зайцев. Всё-таки у аналитика нет того опыта расследований, как у профессиональных детективов. Кроме того, на эту же мысль наводит Инесса, сообщая, что Завидонов быстренько куда-то унёс Маринин бокал. На мой взгляд, неплохо было бы развить эту мысль. Кроме того, невиновность Инессы доказывается не какими-либо уликами и логическими умозаключениями, а её собственными словами, что, по моему мнению, добавляет в детектив ложку дёгтя.
Зато к несомненным достоинствам рассказа можно отнести идею о разнице между раскрученными разрекламированными "шедеврами" и истинным искусством. Не зря в рассказе фигурирует мазня "таинственного художника" Данилы - собаки главной героини. Грубо говоря, мораль получается следующая: любая собака может создать то, что при активной рекламе сойдёт за величайшее творение, и общественность, падкая на эту самую рекламу, будет, прыгая от восторга, тратить большие деньги на то, что, в принципе, можно самому сотворить по пьяной лавочке. Так что, любители искусства, будьте осторожны - вас могут внаглую надуть.