Вербовая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Странная принцесса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анализ сказки "Дочь Царя Степных Ветров" Елены Степной.

  Странная принцесса
  Наконец-то закончилась зачётная неделя, которой, я думала, не будет конца и края. Тут-то появилась возможность побаловать себя художественными произведениями. Да, кстати, я уже давно обещала Елене Степной заглянуть на её страничку, грозилась покритиковать её произведения. Ага, вот оно как раз на конкурсе. Удачно! И название хорошее - "Дочь Царя Степных Ветров" (http://zhurnal.lib.ru/s/stepnaja_elena/skazka2.shtml ). И, судя по аннотации, печальная сказка о любви. Ну-ка, сейчас посмотрим...
  С первых же слов становится ясно, что все имена и фамилии в рассказе говорящие, каждое слово материально. Поэтому неудивительно, что отец так долго думает, как назвать дочь. Это сейчас - покупаешь книгу "Тайна имени", читаешь от корки до корки, а потом выбираешь лучшее. А тогда и прочитать было негде. Может, Королева Ужей поможет? Как её зовут? Елена? "Свет Несущая, Солнечная, Избранная, Горящий Факел, Сияющая, Светлая". Но если разобраться... Что-то не нравится мне первый эпитет - Свет Несущая. Напоминает падшего ангела Люцифера. Был ведь Несущим Свет, да зазнался. К чему это привело, думаю, всем известно. Но она ещё и Сияющая, и Светлая. Наверное, просто совпадение. Ладно, читаю дальше. Царь нечаянно рассёк ей язык, и Королева, понятное дело, разозлилась. Вполне естественная реакция - тут уж и Горящим Факелом быть не надо. Только почему-то имя, которое предлагала она для его дочери, сильно изменилось. Или Королева, пережив сильный стресс, уже забыла, как её зовут?
  Но, прочитав о рождении девочки с раздвоенной душой, начинаю понимать, что Елена специально предложила это имя, чтобы отомстить. Кому? Невинной крошке, которая и не думала рассекать ей язык? Знаете ли, что-то не похоже, чтобы Светлая и Солнечная могла поступить так непорядочно. Или подразумевается, что эта Елена была скорее Сияющей или Свет Несущей. Сияющая - это просто сияние, блеск, мишура, словом, репутация. А хорошая репутация и добрая душа - не одно и то же. Насчёт Свет Несущей - всё видно на примере Люцифера. Или же (даже думать об этом не хочется!) здесь попросту не придаётся значение этическому аспекту.
  И вот характер самой принцессы, который она приобрела с именем. Конечно, в реальности дело в основном в воспитании, но в рассказе воспитание не важно. Утопия, конечно, ну ладно. В конце концов это сказка, потому реализм не важен.
  В общем, "Вера получила от Елены умение видеть только светлую сторону мира - быть счастливой простым счастьем степного ветра, чувствовать красоту, любить...и верить... верить... верить"... Это вполне естественно, потому как невозможно представить Веру без веры. Единственное, что настораживает, это её беззащитность перед лицом тьмы. Более логичной была бы вера в то, что чёрная полоса скоро кончится.
  А вот с Никой, похоже, нелады. Она, как пишет автор, "могла видеть только темную сторону жизни". Видела и ничего не делала, чтобы изменить мир, не боролась со злом. Странное поведение для Ники! Вместо того, чтобы бороться и побеждать (ибо это имя означает победу), она "прятала Веру глубоко в груди".
  Но что самое удивительное - Ника не верит в себя. "Ты никогда не сможешь до него дойти - ты слишком слаба!" - говорит она Вере. Какая может быть победа с такими пораженческими настроениями?
  Так я дошла до самого интересного - любви Веры и конфликта двух половинок. Не поняла, правда, кто всё-таки любимый Веры: молодой человек с хорошей душой, умеющий "любить почти так же сильно, как она", или жестокий и равнодушный трус, которому Вера на дух не нужна? И любит ли он её? Если да, то почему Ника говорит Вере: ты ему не нужна? Значит, не любит. Тогда как удалось Вере "впитывать от его тепла капельку за капелькой"? И какое может быть тепло, если он с ней холоден и равнодушен?
  Далее вижу такую фразу: "И как он был далек..." Интересно, это вопрос географии или духовной близости?
  "Он меня просто не знает", - говорит Вера. Они незнакомы? Или он не знает всего хорошего, что в ней есть? (И, соответственно, пока не верит.) Но настораживает вот что: ни Вера, ни Ника ни разу не называют его по имени. Возникает вопрос: а знают ли они вообще, как его зовут?
  Словом, из всей туманной биографии парня я сделала вывод, что Вероника видела его всего один раз, встретила случайно, и они разошлись, так и не познакомившись. Но Вера полюбила его с первого взгляда и теперь не знает, где он, любимый и единственный? Допускаю, что его тепло - это Верины мечты о нём.
  Вот с этого-то и начинается конфликт между Верой и Никой. И обе ведут себя совершенно не свойственно. Вера, призвание которой - ждать и верить, когда возлюбленный обратит на неё внимание, хочет взять дело в свои руки: "Я пойду к нему и найду даже на краю Земли". Я-то ожидала, что Вера будет верить, что он сам придёт. Что касается Ники, то от богини победы так и веет пораженчеством и безнадёгой. Будь она настоящей Никой, она, как мне кажется, рассуждала бы примерно так: "Пока он меня не знает и не любит. Но я найду его и сделаю всё, чтобы он меня полюбил". "Все земные пути я смогу обойти, все моря я смогу переплыть" - вот девиз победительниц на любовном фронте.
  Далее следует и вовсе несуразная вещь: Ника обманывает Веру, обещает помочь найти любимого, а сама предаёт. Так сказать, прячет её в самую глубину души. Вот тебе и победа! Правда, неясно, кого и над кем. Как это ни парадоксально, над верой в победу. А победитель-то кто? Боязнь боли и разочарований, трусость, пораженчество. А побеждённый - вера, любовь и надежда на взаимность.
  Нет, всё-таки с именами здесь проблема. Никак не соответствуют они реальности. Или же автор намекает на верность слов Шекспира: "Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет"? Тогда сама фраза о силе имён воспринимается как насмешка.
  Вот такая история с половинками. А что же сама принцесса Вероника? Она то и дело бросается из одной крайности в другую. Когда "в жизни больше тепла и света", она чувствует красоту и любит весь мир. Но когда появляется зло, разочаровывается, опять же во всех и во всём. Притом абсолютно не видит конкретных людей за абстрактными "всеми": либо у неё все хорошие, либо все плохие. С самого начала можно подумать, что главная героиня страдает маниакально-депрессивным психозом.
  И вот однажды, влюбившись, ей приходится делать выбор: идти за любимым на край света или затушить любовь в своём сердце. Или, проще говоря: поверить или не поверить в любовь? И героиня принимает решение - затушить любовь в своём сердце, потому как от неё одни страдания. Притом совершенно не задумывается: а вдруг этот человек тоже тайно влюблён в неё? Вряд ли это решение можно назвать "соломоновым", ибо продиктовано оно надуманными страхами и предубеждениями. Да, да, предубеждениями, потому как тёмная половинка заранее сделала его плохим.
  Единственное, к чему никак не могу придраться - это язык. Очень хорошо описаны человеческие чувства. Им, пожалуй, уделяется больше внимания, чем сюжету. Налицо художественная эстетика произведения, особенно при описании Веры.
  И, наконец, самый больной вопрос - а какова мораль? К своему стыду, вынуждена признать, что не поняла её (да простит меня наш уважаемый автор). Правда, есть на этот счёт некоторые соображения:
  1) Уход в себя есть победа над жестокой реальность. Иначе говоря, победить всё зло в жизни невозможно, поэтому лучший выход - спрятать светлую половинку души, уйти в себя. Так, по крайней мере, защитишь себя от боли.
  2) Главный враг любви - потеря веры. И тот, кто подавляет её в себе, никогда не будет счастлив. Это видно по сюжету рассказа: ведь принцесса умирает даже не узнав, любил ли её тот человек.
  Какова она на самом деле, автору виднее. И всё-таки: могли ли помириться две половинки души Вероники? И стали бы они вообще ссориться, если бы Ника была настоящей Победительницей? Об этом судить читателю.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"