Вербовая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Письма узника старой башни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов конкурса Укол Ужаса-2. Только самых-самых.

  Письмо первое
  29 октября 2009 года
  
  Привет, Марина! Если ты сейчас читаешь эти строки, значит, ты успешно разгадала шифр. Поздравляю! Спрашиваешь, к чему эта шифровка? А к тому, что я сейчас напишу тебе такую крамолу - закачаешься. В открытом виде такое точно не пропустят.
  Всё началось с того, что моим "Дедушкой" заинтересовалась СОСпоГ (Служба охраны спокойствия граждан). Меня как нарушителя этого самого спокойствия заточили в башню на два с половиной месяца. Башня старая, полуразваленная, вокруг - болото с затопленным кладбищем. Из окна башни виден старый мост, а вокруг - глухой лес, в котором, говорят, живут такие твари. В общем, сбежать лучше не пытаться.
  Со мной сидит ещё несколько таких же несчастных "нарушителей". Так и коротаем дни в интересных разговорах, частенько пугаем друг друга -развлекаемся, одним словом. Иногда из болота мертвецы забегают к нам на чай. Среди них есть довольно-таки интересные личности.
  В чём же здесь крамола? Сейчас будет. Дело в том, что мы с сокамерниками устроили что-то вроде конкурса. Каждый желающий выставляет свой рассказ (ужастик, конечно). Некоторые взяли на себя роль судей. Полярная Лисичка - координатор, всем здесь заправляет. Порой к нас сажают новых нарушителей спокойствия, которые с радостью присоединяются к конкурсантам. Но Полярная Лисичка говорит, что будет принимать новые рассказы только до конца октября - нужно всё-таки успеть выбрать победителя к тому времени, как срок закончится.
  Я, конечно, стараюсь не обижать своих конкурентов - ни старых, ни новых - читаю их рассказы. Правда, многие из них я критикую, возможно, даже слишком резко. Но всё же есть среди них просто потрясающие вещи. Видишь маленькие голубые квадратики на обороте конверта. Это специальная бумага, которую мы нашли в башне. Кидаешь её в воду - она увеличивается в размерах, а высушиваешь - съёживается до вот таких квадратиков. Вот мы и приноровились - мочим листок, быстренько делаем на нём копию, потом сушим и посылаем на волю. Вот, собственно, и сами произведения...
  
  Ночь гнева (автор - Малкольмина)
  Вот что значит искусно напугать читателя! Притом, не прибегая ни к лужам крови, ни к разбросанным кишкам. Ничего этого в рассказе нет, но страшно аж до мурашек.
  Главная героиня - её зовут Рената - бродит по свету с двумя собаками, зарабатывает на хлеб игрой на музыкальных инструментах. И вот её угораздило попасть в заколдованный лес, да вдобавок ещё и набрести на болото с мертвецами, которые по ночам оживают и начинают мстить всем, кого видят. Спасает её божество Кша, на алтарь которого она перед этим набрела.
  Что мне в рассказе понравилось? Динамичный, захватывающий сюжет, притом с неожиданными поворотами. Читая его, никогда не знаешь, что случится в следующую минуту. А неопределённость - она тоже в своём роде пугает.
  В том, что Ренате после этого будут сниться кошмары - факт малоприятный, но это самое лучшее из того, что могло произойти. Счастье, что вообще осталась жива.
  
  Проклятие башни магов (автор - Башлакова Надежда Васильевна)
  Рассказ чем-то похожий на предыдущий. И не менее страшный, хотя неэстетических подробностей здесь чуть больше. Но автор всё же не сильно смакует кровище.
  Хотя положение здесь жуткое: главную героиню - бродяжку по имени Брошка - за кражу кулича выбросили за городские ворота, где по ночам бродят упыри и кушают людей. Там, за воротами ей встречаются двое охотников за упырями и вовлекают Брошку в это дело в качестве приманки. Кончается вроде бы всё прекрасно - упыри побеждены, а Брошка обретает в лице охотников новых друзей и уходит вместе с ними подальше от предавшего её города.
  Правда, потом выясняется, что упыри не истреблены полностью, и что один увильнул в виде червяка. Но такой конец не портит картины, а напротив, придаёт ей реалистичность. Он напоминает читателю, что зло (тем более большое) невозможно полностью победить раз и навсегда. С ним нужно бороться снова и снова, и желательно начинать делать это до того, как оно разрастётся до невероятных размеров.
  
  Душа ведьмы (автор - Мин Мари)
  Вот уж где действительно конец трагичнее некуда - так это здесь. Но тем не менее, нельзя упрекнуть этот рассказ в безнадёге. Безнадёга - это когда человек попадает в тупик по стечению обстоятельств. Здесь же путём к трагическому финалу стала беспечность и излишняя доверчивость главной героини. Ну, разве Эльгу с детства не учили, что нельзя никуда ходить с незнакомцами, а уж тем более заходить с ними в чужие квартиры (т.е., извиняюсь, в замки)? И уж тем более не стоит доверять тем, кто "широко улыбается и соловьём заливается". Кроме того, у героини была возможность проверить с помощью колдовского дара. И только самонадеянность помешала ей этим воспользоваться. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ни дар, ни талисманы, ни ложное имя не помогают Эльге избежать вампирских клыков. Что за толк от всего этого, если человек не умеет думать головой?
  Следовательно, рассказ не только страшный, но и поучительный. А это, по моему мнению, большой плюс. Да, пожалуй, поучительность - это единственное, что может оправдать отсутствие хэппи-энда.
  
  Чёрные стены (автор - Рубцов Александр Сергеевич)
  Ещё один рассказ без хэппи-энда. И несчастливый конец также является следствием человеческих пороков, притом гораздо более страшных, чем легкомыслие.
  Впрочем, тут и начинается всё не очень-то и счастливо. Молодая семья попадает в автокатастрофу, и мужчина видит смерть жены и маленького сына и ничем не может им помочь. Здесь автор намеренно не называет имён.
  Во второй сцене появляется некто Артём, который много лет назад спился после страшного случая, а теперь вылечился и живёт в своё удовольствие. Сначала, вполне естественно, я подумала, что это и есть тот самый пострадавший. И только в конце, когда появляется Андрей, выясняется, кто он в действительности.
  Самое интересное, на мой взгляд, это то, как автор постепенно раскрывает характеры своих героев. Артём вроде бы раскаивается в содеянном. Но как-то странно он кается. После исцеления от запоя он не начинает, скажем, активно помогать брошенным детям, не пытается разыскать пострадавшего, чтобы попросить прощения и не идёт в милицию с повинной. А просто продолжает брать от жизни всё. И когда с ним повторяется та же ситуация, что и много лет назад (с якобы убитой Наташей), он опять же пытается повести себя так же, как и тогда.
  С такой же гнильцой и сам мститель. Если он так любил жену и сына, то почему не просил дьявола их вернуть? За то, чтобы отомстить, ему, значит, душу продавать не жалко. А за них, живых и здоровых, стало быть, жаба задушила.
  Так что финал, где дьявол убивает хвостом Артёма, а потом избавляется и от самого заказчика, я нахожу вполне справедливым.
  
  Хозяин (автор - Удонтий Мишия)
  Жутко романтическая история. Конец опять же, не слишком-то и счастливый - главную героиню, как-никак, утаскивают в болото. Но хоть одно утешение, что любимый человек. Сразу вспоминаются фразы типа "затянуло в омут страсти" и "от любви земля поплыла под ногами". Здесь же такие вещи происходят в буквальном смысле.
  Притом, главный герой - призрак Тихона - не особо-то и стремится затащить её. Несмотря на то, что легкомысленная девушка запросто идёт на болото с человеком, которого впервые в жизни видит. Тем более, соседка предупреждала, что место опасное. Да и по логике она вполне могла догадаться, с кем дело имеет (я как читатель сразу догадалась). Ну всё, думаю, сейчас заведёт на болото и утащит вглубь. Но Тихон не особо-то и стремится к этому. Привёл домой живую и невредимую, да ещё и с полной корзиной грибов. Когда она сказала, что не может остаться - уезжает в город - честно пытался уйти. В конце, правда, он её затащил-таки в болото, но лишь после того, как она сама кинулась ему в объятия.
  Так что, любите, девушки, влюбляйтесь, но не теряйте голову.
  
  Тайна рода Блэкиттов (автор - Радин Сергей)
  История в духе английских детективов. В поместье Блэкиттов поселилась нечистая сила, которая забирает хозяев на тот свет аккурат в день их рождения. И нынешний хозяин - лорд Александр - остаётся в живых благодаря своему гостю - художнику, который добровольно берёт на себя роль детектива и в конце концов не только выясняет причину, но и позволяет духам предков, несправедливо захороненным за оградой по обвинению в самоубийстве, переступить, наконец, порог дома и защитить своих потомков.
  Насчёт ужаса я бы сказала, что рассказ умеренно страшный. Создавая по сути мистический детектив, автор, однако же, не забывает поперчить его ужасом. Притом, безо всяких оторванных голов и других неэстетических сцен. Напротив, всё выглядит очень даже чинно и благородно. Вот что значит - напугать по-английски.
  
  Вот такие шедевры довелось мне прочесть. Что скажешь? Только одна просьба, Марина, не читай их перед сном. А то я начиталась - теперь заснуть не могу. Почитать, что ли, что-нибудь нестрашное, фантастику, например.
  Ну ладно, пока.
  Твоя Оля.
  
  
  Письмо второе
  5 ноября 2009 года
  Привет, Марина! Поздравляю тебя с прошедшим праздником. От души желаю (а чего пожелать, вот вопрос?)... Ладно, желаю народного единства, победы над фашизмом внутри страны и над смутой в головах людей. За это мы вчера и пили вишнёвый сок (спиртного в башни не положено). Впрочем, я не в обиде. Сели за стол, культурненько отпраздновали, а на закуску почитали ещё несколько ужастиков. К нам ведь ещё подсадили новеньких.
  Правда, я уже боюсь лишний раз что-то сказать авторам. А то опять будут говорить, будто я давлю на них со страшной силой. Меня уже и так называют "главным и непримиримым критиком". И всё потому, что мне не понравились произведения, где этика и нравственность отбрасываются за ненужностью.
  И вот, несмотря на свою привередливость, попала в нелёгкое положение. Недавно нас, участников, разделили на группы. Авторы "Души ведьмы" и "Тайны рода Блэкиттов" оказались в моей, поэтому их выбирать мне в любом случае не придётся. Но остальные шедевры - в другой, которую мне и оценивать. Кроме них, прибавилось ещё три новеньких. И из всего этого надо выбрать три самых лучших. Да мало выбрать - ещё надо и определить, какой из них самый-самый, какой похуже, а какой ещё хуже, но лучше всех остальных. Даже не представляю, как я буду выбирать. Благо, до 15 ноября ещё есть время подумать.
  А вот пока полюбуйся достойными новинками. Помнишь, что надо делать с голубыми квадратиками?
  
  Клинки демонов (автор - Таляка)
  Вот где уж действительно богатый урожай ужасов! Сначала ядовитая бабочка-кровосос, потом - болото, кладбище, а затем - хищные кустики. Последнее, кстати, стало прямым следствием необдуманной селекции. Думали хозяева замка - надёжную стражу приобрели, а эта "надёжная страха" их же всех и поела. Вот к чему приводит надругательство над природой!
  А главный герой молодец - не всякому удастся сохранить самообладание в тот момент, когда цветики всерьёз намереваются тобой позавтракать. Он же, ко всему прочему, ещё и рассказывает об этом с долей здорового оптимизма. Да, его смелости и мужеству определённо можно позавидовать.
  Рада, что главному герою всё-таки повезло. Кабы растение не отравилось насмерть его ядовитым спутником, рассказывать эту историю было бы уже, по всей видимости, некому.
  
  Демон "Техно-Альянса" (автор - Рыскин Александр)
  Интересный детектив-ужастик с элементами фэнтези. Автору очень хорошо удалось сохранить интригу до конца. Сначала мы видим два параллельных мира - реальный и фэнтезийный. И действия в одном из них являются как бы продолжением действий в другом.
  В реальном действующие лица - сотрудники компании "Техно-Альянс" и милиция. В фэнтезийном - принц Косталь и хозяева замка на болоте, с которыми он борется. Кроме загадочного совпадения действий в обоих мирах, есть между ними ещё что-то общее, а именно, Лаура, дочь Константина, которую и там, и там убивают одинаковым образом. Это наводит на мысль, что сотрудники "Техно-Альянса" засылают в другой мир своих агентов. Особенно после той сцены, где Стрельцова называют Гроссмейстером.
  Потом вырисовывается Востриков, нервный и конфликтный товарищ, и автор ненавязчиво навлекает на него подозрения. И только в конце становится ясным, что все убийства - дела рук помешанного на фэнтези Малиновского, а принц Косталь и его враги - герои его рассказа, который он перенёс на реальный мир.
  Вот до чего доводит чрезмерное увлечение ролевыми играми! Ещё больше я довольна тем, что в рассказе упоминается армейская дедовщина. Мне ли не знать, до какого озверения могут довести систематические издевательства.
  
  Песня Сирина (автор - Анисимов Константин Юрьевич)
  Рассказ не только захватывающий, а ещё и поучительный. Говорила же провидица Ванга, что наживаться на даре свыше - великий грех. И за этот грех главная героиня попала на остров в башню-тюрьму, где томились такие же корыстолюбивые, употреблявшие дар во зло.
  Когда Хельга пытается убежать, птица Сирин, вместо того, чтобы превратить её в дерево, предлагает сделку, а потом и отпускает. Но идти прямо по Лесу Судеб героиня не может - тяжело. Действительно, тяжело идти прямо, если привык идти по кривой. И тогда старая Сирин уступает своё место новой, то есть, Хельге. А сама идёт исправлять её ошибки.
  Как мы видим, везучесть - изменчивая вещь, и особо уповать на неё не следует. А уж тем более пытаться использовать её и в хвост, и в гриву. А то пропадёшь ни за грош.
  Видимо, к тому самому Хельге и снится по ночам остров, лес да птица Сирин. Предупреждают, наверное.
  
  Вот, пожалуй, и все шедевры, да только и их для выбора очень много. Если что-то надумаю до 15-го, я тебе обязательно напишу. А заодно и почитаю рассказы из своей группы, и тогда уж порадую тебя новыми шедеврами. Не сомневаюсь, что таковые найдутся.
  Ну ладно, пока.
  Твоя Оля.
  
  Письмо третье
  8 ноября 2009 года
  Привет, Марина! Пожалуй, это последняя шифровка, которую я пишу тебе из башни. Почему последняя? Потому что все страшилки уже прочитаны, а больше у нас крамольного ничего и нет. Так что остальные письма уже можно будет писать в открытую.
  Насчёт "выборов" я всё-таки кое-что надумала. И даже оценки уже проставила. Самую лучшую - шестёрку - поставила "Проклятию башни магов", тройку - "Чёрным стенам", а единицу - "Клинкам демонов". Почему именно им? Да просто вспомнила о теме конкурса. Здесь же главное - чтобы было страшно. Я же выбирала шедевры, в первую очередь руководствуясь моральным посылом и динамичностью сюжета (прости, Лисичка, по-другому не умею). Ведь напугать - это только половина дела, другая половина - через страх передать важную мысль.
  А уж выбрать из списка самых лучших те, что пострашнее, можно почти без труда. Трое их них я отбросила именно потому, что они менее страшные, чем оставшиеся четыре. А один из четырёх оказался похожим на тот, что впоследствии попал в тройку, но конец у него оказался чуть менее счастливым. Очень надеюсь, что авторы тех, кого я не выбрала, не будут на меня в обиде.
  Наверное, тебе интересно будет узнать, что же пишут те, которые волей судьбы оказались в моей группе, т.е. мои конкуренты. Среди них тоже есть весьма достойные произведения. Хотя, признаюсь честно, если бы они попали в другую группу, мне как оценщику легче было бы сделать выбор. Как-никак, выбирать бы пришлось не из семи самых-самых, а только из четырёх. Две работы ты уже знаешь - это "Душа ведьмы" и "Тайна рода Блэкиттов". А вот ещё две.
  
  Искупление (автор - Холм Артемий)
  Наверное, не будет мне прощения, если утаю от подруги такую замечательную вещь. Ни на этом свете, ни на том. Как читателя меня особенно порадовал тот факт, что автор не побоялся коснуться темы, которая в обществе воспринимается далеко не однозначно. Ведь многие женщины не разделяют мнения, что аборты - это зло, и что убийству собственного ребёнка нет никаких оправданий. Этот грех можно только искупить. Страданиями. И героиня рассказа упорно стремится к искуплению, как может стремиться только искренне кающийся.
  Представляю, какой шквал критики обрушится на автора, особенно со стороны женщин. Ведь сколько всяких оправданий придумывают себе дамы, которые не брезгуют избавляться от "лишних" детей таким способом. Противников абортов они обвиняют в том, что те якобы лишают их свободного выбора. А как они их лишают, если разобраться? Разве что тем, что пытаются у таких горе-матушек пробудить совесть, которая порой грызёт и мешает получать удовольствия. Поэтому говорить о том, что противники абортов отнимают у женщин свободу совести, было бы некорректно. Скорее они отнимают свободу ОТ совести, которая выражается в полном отсутствии нравственной самоцензуры.
  Считаю, что этот рассказ - не просто страшилки, а ещё и хорошее средство против эдакой "душевной анархии". Хороший содержательный рассказ.
  
  Наука прикосновения (автор - Козлова Наталия Михайловна)
  Тоже замечательный рассказ, не хуже предыдущего. Сначала главный герой производит самое лучшее впечатление - погибает, спасая чужого ребёнка. Но почему-то попадает в ад, а точнее, в нижний мир, к убийцам. И только искреннее раскаяние в том, что он совершил много лет назад, спасает его от жабы, пожирающей души. Кроме того, ему засчитывается спасение ребёнка (как оказалось впоследствии, его собственного). Но отнюдь не то, что в реальности и ребёнок, и Настя остались живы. Ведь для спасения души куда важнее умысел, чем последствия.
  Не случайно и башня вырастает на целый метр, и конец света снова отодвигается. Таким образом получается, что лучший способ спасти мир - это отнюдь не совершить что-то значительное, великое (что обычно подразумевает многочисленные человеческие жертвы). Достаточно спасти одного, хотя бы и маленького, человека и не совершать преступлений. А если уже совершил, то искренне раскаяться.
  
  Вот такие дела. Может, с моей стороны неосмотрительно расхваливать конкурентов до окончания голосования, но тут уж просто не смогла удержаться.
  Не могу также не сказать и о том, что меня огорчило, причём в обеих группах. Несмотря на то, что на конкурсе оказалось так много шедевров, очень много и таких работ, которые, извини за прямоту, ну просто никуда. Называть их, понятное дело, не буду.
  Основные мои претензии к этим работам сводятся к одному - злоупотребление жанром. Понятное дело, что если жанр - ужастик, то нужно написать работу так, чтобы было страшно. Так же как острое блюдо немыслимо без обилия перца, ужастик немыслим без страха. Но любая домохозяйка скажет, что блюдо должно быть прежде всего качественно приготовлено. Если приготовить кое-как и насыпать перцу, то вряд ли оно станет вкусней. Да и не ко всякому блюду перец вообще идёт - некоторое, если сильно поперчить, будет и вовсе несъедобным. Но даже если блюдо по рецепту острое, и тут есть риск переборщить.
  Те рассказы, что я отнесла к категории "ну, просто никуда", можно условно разделить на группы:
  К первой относятся те, которые не имеют ни сюжета, ни смысла. Так и хочется спросить: ну, напугали, а дальше-то что? Как правило, орудием запугивания здесь выступают именно кровище, намотанные на руку кишки, разбросанные повсюду внутренности и т.п. Я, конечно, ничего не имею против того, чтобы намотать кишки, но, как сказала ещё Полярная Лисичка, "мотать их тоже надо уметь".
  Ко второй относятся те, где сюжет налицо, но вот концовка подкачала. Это, например, такие сюжеты, где борьба главного героя с упырём или вурдалаком заканчивается гибелью первого и победой последнего (т.е. зло побеждает добро), либо один вурдалак вспорол горло другому и живёт-здравствует, честной люд кушает (т.е. где зло борется со злом и большее побеждает). Или такие, где несчастная жертва делает всё возможное и невозможное, чтобы спастись от вурдалака, но обстоятельства складываются так, что тот её, в конечном счёте, съедает (т.е. безнадёжный конец). Ни безнадёги, ни полной победы зла я не одобрю, даже если рассказ получился страшным-престрашным. Сразу скажу, что не отношу к этой категории такие сюжеты, где главный герой или героиня по глупости, жадности, легкомыслию или вообще спьяну пошёл(ла) с вурдалаком в его берлогу, и тот его (её) слопал за милую душу. Не скажу бранного слова также о тех, где главный герой продался дьяволу, но тот его обманул, разорвал на части и забрал душу (а то он не знал, с кем связывается!). Также ничего не имею против сюжетов, где главный герой побеждает в борьбе с тёмными силами, но сам впоследствии погибает.
  И, наконец, третья категория - это неудачная попытка через страх научить добру. Выражается, как правило, в неоправданно жестоких наказаниях за мелкую провинность, а то и за неправильную мысль. Что привести в качестве примера? Например, главный герой на протяжение рассказа вёл себя как вполне приличный человек, но попал в ад за то, что делал добро не от души, либо недостаточно любил маму и папу, либо злился на Петьку с пятого этажа (которому, кстати, и слова грубого не сказал), либо помог нищей старушке, но в душе не посочувствовал, либо просто не понравился автору. Это я уже называю не поучительным рассказом, а "инквизиторской казнью". Так же я отношусь и к рассказам, где главный герой всего-то и сделал, что бросил окурок на тротуар, и тут явился Люцифер и "справедливо" наказал его, растерзав на месте. При написании поучительных рассказов очень важно не переступить той грани, за которой следует борьба с инакомыслием в "лучших" советских традициях.
  Ну, и конечно, не одобряю и таких рассказов, где главный герой ведёт себя хуже некуда, и автор чуть ли не на каждой странице оправдывает его, мол, не виноватый он, жизнь такая. И таких, где пропагандируется относительность Добра и Зла. Да, ещё, чуть не забыла. Такие сюжеты, где, скажем, добрый волшебник, пострадавший от нехороших людей, в мгновение ока становится злым и начинает превращать всех в камни - тоже не моё.
  Вот, пожалуй, худо-бедно и объяснила некоторым авторам, почему я их не выбрала. Кого и за что, я думаю, они, прочитав, сами догадаются.
  Кроме самых лучших и самых худших, есть на конкурсе также средненькие. Им, к сожалению, пришлось поставить ту же оценку, что и худшим, т.е. нуль. Но не потому, что рассказы так плохо написаны. А потому, что есть произведения получше. Даже некоторым шедеврам, кстати, не хватило оценок повыше. Так что прошу не обижаться.
  Ладушки, Марин, заканчиваю, а то уже пора спать.
  Пока. Твоя Оля.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"