Аннотация: Обзор новелл 2-й группы конкурса "Русская Тройка - 2011"
Подарок для Елены Павловны
Мы сидели за столом и пили чай. Был обычный рабочий день, до зимних праздников оставалось ещё две недели. И уже не помню, как это вышло, что мы от обсуждения бытовых вопросов и услышанных по радио новостей мы перешли к литературе.
- Что за книги нынче пошли? - сокрушалась пожилая женщина. - Просто ужас! Ни идеи, ни смысла, лишь бы что-нибудь да написать!
Что мне было ей ответить? Иной раз, читая произведения своих товарищей по перу, мне тоже приходит на ум та же мысль. Но ведь были среди них и хорошие, достойные вещи, которые обществом отчего-то не признаются. Мол, слишком идейные, слишком отягощены этическим подтекстом, или, как сказал один товарищ критик "бьют моралью прямо в лоб".
Тогда-то и пришло мне в голову: а ведь в феврале у неё будет день рождения. Не порадовать ли мне её... книгой в ручном переплёте? Притом, такой, чтобы в неё входили именно современные рассказы? Точнее, рассказы авторов Самиздата. А ещё точнее, те работы, которые были поданы на конкурс "Русская тройка-2011". Чтобы прочитала Елена Павловна и с удивлением подумала: а ведь не совсем ещё люди писать разучились! Есть в России ещё много непризнанных гениев.
Но прежде чем распечатывать и переплетать, неплохо бы выяснить её литературные предпочтения. А то ведь можно и ошибиться. Найдёшь рассказ, подумаешь: это ей по вкусу придётся, а он ей как раз и не понравится. Потому-то я, не раскрывая карт раньше времени, прямиком спросила свою коллегу:
- А какие книги Вы бы с удовольствием почитали?
- В смысле, какие? - не поняла Елена Павловна.
- Ну, какого жанра?
- Вообще-то я очень люблю мистику, фантастику, немного ужастики. Только чтоб с живыми людьми, без работов. Хотя, реалистические тоже уважаю. Но даже это не главное. Хочется, чтобы книга чему-то учила. Чему-то хорошему, достойному.
- Даже тем общеизвестным истинам, что воровать нехорошо?
- Да хотя бы им. А то, судя по всему, их-то люди в первую очередь и забыли. Люблю, когда в центре повествования благородный герой.
- В смысле, средневековый рыцарь? - спросила я, прикидывая в уме: где ж я ей найду столько исторических рассказов?
- Не обязательно. Пусть это будет даже современный молодой человек. Или не очень молодой. Да пусть даже совсем не молодой. Только бы его моральные качества не внушали сомнений.
- А если главный герой - негодяй?
- Можно и так. Только в этом случае он ни в коем случае не должен оставаться в выигрыше. Либо пусть исправится, либо окажется в дураках.
- А благородный герой всегда должен побеждать?
- В финале - да. Иначе что это за будет за рассказ, если конец несправедливый?
- То есть, надо, чтобы всегда бы хэппи-энд? - уточнила я.
Но опять не поняла.
- Нет, - засмеялась Елена Павловна. - Есть же вполне достойные вещи и трагического плана. "Ромео и Джульетта", например. Главное, чтобы беда случилась не потому, что так предопределено, а по глупости самих героев, чтобы эта трагедия чему-то могла научить тех, кто читает. А чему может научить сюжет, где шёл человек по улице, на него упала сосулька - и всё?
- А если ему до этого все твердили: не ходи туда, там опасно, сосульки падают? А он пошёл.
- Ну, тут уж другое дело. Головой думать надо. Иначе, может получиться, что она больше не понадобится.
- Или, - продолжала я, - если он гадил ближнему, пользуясь тем, что у него есть деньги, связи, и никто ему ничего не сделает и ничему ему не сделается. А тут раз - упала сосулька.
- Туда ему и дорога, - ответила Елена Павловна жёстко. - Все мы смертны, а думать: а вот со мной никогда - просто глупо.
Мне показалось, я начала понимать, чего бы она хотела увидеть. Но напоследок всё же спросила:
- А если в рассказе есть что-то политическое, Вас это не смутит?
- Нет, абсолютно. Если это, конечно, не направлено на то, чтобы облить грязью противников... Нет, сатиру я, конечно, уважаю, - добавила она, словно прочитав мои мысли. - Но именно сатиру, а не тупой поток грязи.
Когда я начала читать рассказы, поданные на конкурс "Русская тройка", сначала мне казалось, что ничего для Елены Павловны я здесь не найду. Но прочитав все рассказы своей группы, я поняла, что ошибалась. Есть здесь то, что могло бы ей понравиться, ещё и как есть.
"Прощай, Луна"
Как говорил ещё Пушкин: "Не дай вам Бог увидеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный". А ведь именно так подчас и случается, когда правительство страшно далеко от народа (в данном случае, аж на Луне), когда не знает и знать не хочет о том, что происходит с гражданами (в том числе и о мутациях с щупальцами и ядовитыми волосами), активно придерживается таких методов управления, как террор и устрашение (экран, закрывающий Солнце) и использует свой народ только как средство обогащения. Притом, чем дольше запуганный и угнетённый народ это терпит, тем радикальнее будут меры, которые он впоследствии примет для свержения такого правительства. И тогда уже всем будет плохо.
Василий - типичный представитель такого народа, далеко не самый умный, но зато получивший в руки мощную дубину (мыслероботов). Кроме того, он, как типичный представитель, легко верит всему, что обещает быстрое избавление от гнёта (тем же мыслероботам) и не привык принимать важные решения (всё за него решает авторитарное правительство). Поэтому неудивительно, что использование им этой самой "дубины" приводит к глобальной катастрофе.
Надеюсь, что Елена Павловна также оценит этот рассказ на 5 баллов.
"Рейтинг"
А вот это, я подумала, точно понравится Елене Павловне. Очень уж напоминает то, о чём мы с ней говорили.
Помнится, в Древнем Риме граждане требовали двух вещей: хлеба и зрелищ. И вот прошло много лет, а требования людей, по сути, остались теми же. Только, может, чуть-чуть испортились. И вот современным людям подавай не просто зрелищ, а самых грязных, самых скандальных, самых извращённых и возмутительных. Недаром ведь безыдейные блокбастеры смотрят миллионы людей.
Кроме этого людей, конечно, волнуют деньги, которые в рассказе успешно заменены просмотрами домашних страничек. Учитывая предпочтения миллионов, нетрудно поверить, что самыми богатыми с точки зрения просмотров и занимающими самые высокие должности являются как раз таки не самые творческие и духовные личности.
Главный герой, устав от безденежья, то есть, от беспросмотрщины, желая продвинуть истинно талантливую дочь, обеспечить ей признание, решает стать производителем того, на что большой спрос. И получает то, чего добивался - высокий рейтинг. Однако он забывает о другой, ещё более важной вещи - что главным критерием развития личности ребёнка является родительский пример. Ну, невозможно воспитать в ребёнке возвышенное и прекрасное, прыгая голым по сцене театра и распевая неприличные частушки. Хоть ты там часами говори о том, что есть настоящее искусство. Поэтому неудивительно, что впоследствии и девочка сама начинает тянуться к грязному.
"Пошли мне грамотку"
По-моему, очень интересный рассказ. Как хорошо, что на зимних праздниках мне удалось самой побывать в Новгороде. Действительно, там культурный слой почвы такой, что всё, как сказал экскурсовод, "хранится, как в консервной банке". И берестяные грамоты находят едва ли не на каждом шагу.
Главному герою повезло - он не только нашёл грамоту, расшифровал послание, но и вспомнил свою прошлую жизнь, в которой он же эту грамоту и писал.
И не беда, что так и не удалось расшифровать надпись на стене Софийского собора. Стало быть, отец Елены вернулся из ордынской ставки живым. Так же, как и академик Петров вернулся из лагеря.
"Охтинский мост"
Необычная история об обычном человеке... Такая, думаю, понравилась бы Елене Павловне.
Все мы то и дело говорим: хотим жить, как люди. А многие из нас задаются вопросом: а что значит жить? Что вообще есть жизнь? Комфортное существование как биологического вида, могущего в любой момент удовлетворить свои первичные потребности? Или же настоящая жизнь, со смыслом, с надеждой на будущее, с осознанием своей полезности для общества? Можно ли назвать таковой стремление идти в ногу со временем, бить людей "для поднятия самооценки", "попойки с корешами" и стойкую веру, что "всё равно ничего не изменишь"? Именно так ведь и жил главный герой, жил, как все, и считал дураками тех, кто стремился к иному. Деда, который непонятно с какой целью собирал модели ракет, Леру, работающую в больнице за копеечную зарплату и других таких же "безумцев". И только сам поверив в мечту, по его же понятиям, безумную и по-детски наивную, он скажет: жизнь, блин, удалась!
Финал также порадовал. Всё это оказалось не просто сочинением Александра Васильевича, но и реальной историей - писатель написал судьбу реального человека.
"Разница во времени"
Недаром гласит поговорка: сегодня ты пан, а завтра - пропал. И никакой топ-менеджер, никакой акционер не застрахован от того, чтобы, разорившись, начать рыться по помойкам. Мало того, что существование бомжа само по себе не очень комфортное, так ещё придётся убегать от прежних работников, которые ещё вчера боялись своего шефа, как огня, а сегодня хотят отыграться за все обиды.
Хотя по сюжету рассказа у главного героя и его начальника сейчас всё нормально, а водосточный коллектор - всего лишь сон, автор ясно даёт понять, что это всего лишь разница во времени.
Что же делать? - напрашивается вопрос. Жить в постоянном страхе перед завтрашним днём? Или может, просто честно вести свой бизнес и не обижать работников?
"Притчи"
Рассказ небезыдейный, даже напротив, в нём много умных мыслей. И про "блаженных миротворцев", которым "достаётся с обеих сторон", и про уравниловку всех и вся, и про "мудрейших всезнаек", которые на самом деле оказываются обыкновенными аферистами. Только вот эти мысли как-то набросаны, проявляются при необычных и непонятных обстоятельствах. Непонятно, к примеру, где всё-таки оказались Петр и Михаил? Пусть на Земле у древних народов действительно поклонялись Солнцу и Луне, но вряд ли когда-либо существовали квадратноголовые люди. А Пётр отчего-то говорит: на Земле находимся. Одно ясно, что всё это Михаил и Пётр видят в состояние клинической смерти. И, конечно, радует тот факт, что врачи их спасут. Но всё-таки оцениваю текст на четвёрку.
"За два года до великой победы"
Рассказ довольно любопытный. Интересно было читать про исторические события, особенно когда они касаются истории России. Понравилось также, как ловко Владимир Мономах вывел на чистую воду Крауфа и его команду, чем и спас Клифа от инквизиции. Только слишком уж по современному выражаются герои. Некоторые привычные обороты вряд ли могли бы быть употреблены во времена Владимира Мономаха. Да и фокус с гостями из будущего и спутниковыми навигаторами, мне кажется, в исторической литературе совершенно ни к чему.
"Великий психоаналитик"
История про то, как неразделённая любовь дала человеку стимул изучать психологию и помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно это впоследствии и приводит его к успеху, к известности и материальному достатку. И в конце концов выясняется, что женщина, которую он любил, оказывается, все эти годы думала о нём.
Сюжет замечательный, со счастливым концом, пример главного героя, нашедшего в себе силы пережить горький опыт, внушает уважение. Но, на мой взгляд, описание его увлечения психологией слишком затянуто. А кроме того, в тексте встречаются фразы, смысл которых не совсем понятен. Например "Танцевала она всегда одна, говорила, что у нее ревнивый муж. И, правда, в дочке чувствовалось нечто восточное". Или категоричное "В двадцать пять он был никто, и звали его никак". Да и нереалистический элемент тут весьма и весьма слабоват.
"Лунная соната"
Вот и встретились два одиночества. На Луне, в разгар рабочего дня, завязался между ними, так сказать, служебный роман. Он одинок, она разведена, чем не пара? Можно за них только порадоваться. Также радует их карьерный успех - попали на автогонки (а это, по сюжету, считается лучшим вариантом). Только, мне кажется, слишком уж подробно описан рабочий процесс.
Хотя идея рассказа мне нравится - даже там, в суете, маете и в "канализации человечества" есть место романтике. Было бы желание создать такую атмосферу для любимого человека.
"Нехорошее место"
Сюжет довольно интересный, захватывающий. Главный герой, человек добрый, отзывчивый, искренне желающий помочь ближнему (пусть даже этот ближний другой национальности, приезжий из дальних краёв и, кстати говоря, уже мёртвый). Интересно было также читать про представителей иной культуры, не той, которая господствует в центральной России. Ведь в автономных республиках тоже люди живут, не одна Москва населена ими.
Но имеются в тексте и некоторые огрехи. Всё-таки огромные сокращения большого текста накладывают некий отпечаток. Начало вроде бы красочное, а концовка получается скомканной. Собственно, чем сердце успокоилось, ясно из докладной записки, в которой автор не придумал ни фамилий, ни имён, ни даты рождения Трофима, ни названия городов.
"Видит ли его ещё кто-нибудь, кроме меня"
А вот это уже, по-моему, не очень. Во-первых, слишком уж тут много грязи: и в словах, и в действиях героев. Во-вторых, непонятно как человек вдруг ни с того ни с сего стал невидимкой? Просто шёл по улице и вдруг раз... Хоть на конкурс и принимаются нереальные новеллы, но всё-таки какое-то объяснение необъяснимому должно быть. И главное, совершенно непонятно, в чём мораль? В том, что хорошо быть невидимым и делать всё, что захочешь?
Нет, Елене Павловне его давать читать определённо не стоит. Зачем давать другим то, что самому не по нраву пришлось?
"Тонкая рябина"
И здесь мораль кажется мне несколько сомнительной. Главный герой проигрался, шеф сулил убить его, если тот не вернёт деньги. Ну, он, не дожидаясь такого финала, сам вскрыл себе вены. И как оказалось, совершенно зря. Конечно, можно порадоваться за Захара, что его собираются усыновить, что у него теперь денег будет не меряно. Но идея рассказа мне кажется несколько сомнительной. "Всем самоубийцам не хватает парочки дней, чтобы дожить до своей победы" - это, конечно, мудрая фраза. Так же как и просьба героя дать ему шанс с обещанием жить достойно. Но судя по тому, что сказал Джокер, под победой здесь понимается удача без усилий, а под "жить достойно" - быть хорошей шестёркой богатого папочки. Так что рассказ не понравился.
"Казнить нельзя"
Что-то тут вообще непонятное. Собралась какая-то кучка невменяемых товарищей, ворвалась в квартиру другого такого же невменяемого и давай устраивать бурную дискуссию непонятно по какому поводу. Покричали, потом стрелять начали. Убили одну женщину - и продолжили дискуссию о светлом будущем для России. Ясно только, что дело происходит в далёком будущем, но вот что, собственно, происходит?
Нет, Елене Павловне такое распечатывать не буду. Она любит лаконичные повествования. Да и я, честно говоря, тоже. Больше двойки ничего поставить не могу, увы.
"Борис Тиглевский или Прометей нашего времени"
Как автор и обещал, текст действительно трудный для чтения. Куча высказываемых философских мыслей, а морали, считай, нет, как нет и сюжета. Поэтому бесконечные философствования главного героя выглядят не более чем пустопорожней болтовнёй, которая длится на протяжении всего рассказа. Но особенный прикол начинается тогда, когда главный герой разговаривает с котом, и тот признаётся в убийстве Бориса...
Если бы не требование конкурса использовать весь спектр оценок с 1 до 5 баллов, я бы этому рассказу поставила двойку. Единицу я обычно ставлю тем рассказам, о прочтении которых от души жалею и хочу поскорее забыть, что когда-то их читала. Но в моей группе таковых, к сожалению (а может, и к счастью), не нашлось. Поэтому ставлю низшую оценку рассказу, который просто понравился мне меньше, чем все остальные.
Вот так прочитала я все рассказы той группы, которую по правилам конкурса должна оценивать. Картина получилась буквально следующей:
5 баллов:
"Прощай, Луна!"
"Рейтинг"
"Разница во времени"
"Пошли мне грамотку"
"Охтинский мост"
4 балла:
"За два года до великой победы..."
"Великий психоанатилик"
"Нехорошее место"
"Лунная соната"
"Притчи"
3 балла:
"Тонкая рябина"
"Видит ли его ещё кто-нибудь, кроме меня?"
2 балла:
"Казнить нельзя"
1 балл:
"Борис Тиглевский, или Прометей нашего времени" (да и то лишь потому, что не нашлось ничего, что бы уж совсем никуда не годилось)
Вот ведь как получилось! Четырнадцать рассказов, и десять из них действительно заслуживающих внимания. Видимо, погорячилась Елена Павловна насчёт современной прозы.