Аннотация: Обзор 2-й и 5-й группы конкурса "Укол Ужаса-4"
Картошка с перцем
Алиса, привет! Как твои дела? Готовишься к экзаменам?
Я пишу тебе из Замка Ночи, куда попала совершенно случайно. Просто собирала у себя на даче смородину. Есть там у меня один кустик - очень вредный. Постоишь рядом минут пять - и тебя обязательно куда-нибудь перенесёт. Именно так я "ездила" в Тверь, в Тулу, в Рязань и в Нижний Новгород. Когда я сказала преподу, что опоздала на лекцию потому, что только что вернулась из Чили, я тоже ничего не придумывала. Хотя, по правде говоря, я тогда не планировала "ехать" так далеко.
Но я никогда не думала, что в один прекрасный день меня унесёт не пойми куда - аж в Замок Ночи. Здесь никогда не бывает солнца. Электричества нет - приходится зажигать свечи. Вокруг летают большие злые вороны и каждое полнолунье кого-то заклёвывают насмерть. Поэтому в это неспокойное время мы предпочитаем сидеть в замке и никуда не высовываться.
Кроме меня, там ещё человек пятьдесят. А ещё какая-то женщина в белом (я так думаю, не живая) - ходит взад-вперёд, как неприкаянная. Она-то нам и сообщила, что единственный способ отсюда вырваться - это сочинить страшилку. Надо ли говорить, что мы, пленники, ухватились за эту идею руками, ногами и зубами? Притом, эта самая женщина дала понять, что каждый из нас должен ознакомиться с творчеством своих товарищей и выбрать по три самых лучших. У кого будет больше баллов, те и уйдут отсюда первыми.
Но видимо, то ли обстановка действует угнетающе, то ли мои товарищи по несчастью свято убеждены, что писать страшилки легко - главное, чтобы крови было побольше, а если добавить к этому непобедимое зло и безнадёгу - получится и вовсе конфетка.
А легко ли писать ужастик? Наверное, так же, как пожарить картошку с перцем. Но если картошка будет наполовину гнилая, кое-как вымыта, плохо очищена, а кроме всего прочего, недожарена или, наоборот подгоревшая - захочется ли такую есть, пусть даже там будет много перцу? Стало быть, несмотря на кажущуюся простоту, нужно достаточно внимания, чтобы выбрать хорошую картошку, и терпения, чтобы её хорошо вымыть, очистить и пожарить как следует. А ещё - чувство меры, чтобы, увлёкшись процессом, не пережарить или не переперчить. Потому что если картошка будет на самом донышке, а перцу - полная сковородка, вряд ли кому захочется ею полакомиться. Особенно осторожным надо быть, если добавлять ещё какие-то приправы, параллельно с перцем, потому как если добавлять их все подряд, не разбирая, большая вероятность получить безвкусицу. Это камешек в огород тех, кто обожает смешивать хоррор с фэнтези, фантастикой, философией и т.д.
Я, конечно, тоже написала парочку рассказов. Стараюсь, несмотря на окружающую действительность, не впадать в уныние и, следовательно, не писать ничего такого, что отняло бы надежду у других. Но многие мои товарищи по несчастью, к сожалению, отчаялись - это видно по их рассказам. Но есть всё-таки и такие, которые ещё не пали духом.
Вот послушай, например, вторая группа (мои рассказы один в первой, другой - в четвёртой). "Чёрное Безмолвие", "Заплечных дел мастерица" и "Ворона вороне" - чересчур безнадёжные, со всемогущим и всепоглощающим злом, где добра либо и вовсе не существует, либо оно остаётся в проигрыше. Их я даже не рассматриваю в качестве возможных победителей, притом, что и страшно, и ментальный след картинок, по которым задала нам писать та самая женщина, в двух из них отчётливо наблюдается. Ведь в любом рассказе, в том числе и ужастике, главное - мысль, идея, ну, и конечно, чтоб было возможно, прочитав, понять, о чём речь. Ну, а если мысль сводится к тому, что мир жесток - и ничего не поделаешь - непонятно, зачем они вообще пишутся? Чтобы читателю захотелось повеситься?
Не рассматриваю в качестве потенциального победителя и рассказ "Зима" - там так много фэнтезийных элементов, что, не читая Толкиена, невозможно понять, о чём там речь. Поняла только, девушке грозит неизбежная смерть. И всё.
Зато другие рассказы этой группы я рассмотрела бы с удовольствием.
Миронов А. Наказание страхом
Обычная ситуация - молодой человек, недалёкого ума и не слишком высоких моральных качеств решил показать своё превосходство над беззащитным с виду стариком, который, к слову сказать, оказался не таким уж и беззащитным и с помощью гипноза перенёс его во время своей юности, как раз когда была Великая Отечественная. Но не для того, чтобы его там убили, а чтобы просто напугать и заставить понять некоторые вещи. Собственно, у главного героя в итоге хватило ума осознать, что смелость не в том, чтобы обидеть слабого, а в том, чтобы, преодолев свой страх, пойти в атаку против сильного врага.
Минасян Т.С. На снегу у речки
Тоже очень жизненная ситуация - маньяк заманил девушку к речке, хотел её зарезать, а труп бросить в воду. Но девушка сама толкнула его туда, и он утонул. Туда ему, как говорится, и дорога. И хотя мистика появляется только в видениях главной героини - всё равно страшно. Может быть оттого, что слишком реально и слишком жизненно. И картинки налицо. Единственное, в чём, пожалуй, можно упрекнуть - интриги маловато.
Гулянский А.В. Хозяин тумана
Вот уж где мистики хоть отбавляй! Нечисть, обитающая в тумане недалеко от сгоревшего монастыря, утаскивает с собой невинных людей и превращает в своих рабов. Главному герою, к счастью, повезло - от неминуемой смерти его спас лесник, живущий в этих краях. Только боюсь, глупость он сделал, что взял куколку. Как бы эта детская игрушка не принесла ему неприятностей. Было ли страшно, когда я его читала? Да, было. Только вот от картинок следа не заметила, если честно.
Виноградов П. Принцесса воронов
А вот это с точки зрения и ужаса, и картинок, по-моему, самое лучшее произведение из этой группы. Про фотографа-маньяка, одержимого страстью фотографировать тела своих жертв и воображающего себя слугой Прекрасной Дамы - Смерти. Но когда эта "дама" приходит за ним, становится понятно, что, несмотря на его любовь к чужой смерти своей собственной он панически боится. Только избежать расплаты не получается... Единственное, что смущает - это подробное описание изуродованных тел и экспериментов над ними.
Быков М.В. Беспокойная сущность
Сам по себе рассказ достаточно интересный, написан хорошо, наблюдается элемент мистики. Но только вот не страшно, и картинки, посему видно, рядом не стояли. Главный герой, что обидно, так и не увидел чудовища. Хотя с человеческой точки зрения за него остаётся только порадоваться, но с художественной - очень жаль. Если бы встретился с этой беспокойной сущностью лицом к лицу - было бы вдвое страшнее.
Так что, касательно этой группы, я выбрала тройку лучших таким образом: первое место - "Принцесса воронов", второе - "Хозяин тумана", а третье - "На снегу у речки".
Но, кроме этого, мне на суд попали и рассказы пятой группы. "Конец закрытого города", "В ритме повседневной жизни" и "Дурак", опять же, слишком безнадёжные. Такими же можно назвать и "Важный выбор", который, ко всему прочему, кончается тем, что главный герой решает мстить всему миру за свои страдания (иначе зачем он хочет стать таким же чудовищем, как злой шут?), и эту идею я как читатель никоим образом не могу назвать ни мудрой, ни благородной. "А что на десерт?" - там, хоть и остаётся слабая надежда, что герой останется жив, но зачем было убивать Антона и в конце вводить Сергея - совсем непонятно. Если бы уполз Антон - рассказ бы от этого только выиграл. А во-вторых, хотя о представителях нашей бизнес-элиты я никогда не была высокого мнения, поэтому ожидала похищения людей с целью продажи на органы или в рабство, стрельбы по живым мишеням и т.п., но чтобы кушать человеческие головы - это, по-моему, надо быть ну совсем уж с отклонениями.
Зато оставшиеся пять рассказов рассмотрю с удовольствием.
Кочетков Р.А. Паутинки
Жуткая история - двое плетут верёвочные узоры в тот самый день, когда, согласно повериям древних племён, делать этого ни в коем случае нельзя. Но главные герои нарушили это правило, что имело трагические последствия. Страшно, конечно, и след картинок наблюдается, но одно смущает - мы-то ведь не навахо, живём в России. Хотя спать с человеком, которого едва знаешь - верх легкомыслия. Вдруг он больной СПИДом? Или и вовсе паук, пожирающий половых партнёров?
Тихонов Д. Gorgo, Mormo
Тоже история про неосторожность, хотя след от картинок менее заметен. Купил человек квартиру, в которой ранее жил колдун, стал делать ремонт и заодно соскребать со стен "странные надписи", которые, как оказалось, были оберегами от нечисти с серпом. В итоге эта самая нечисть его и зарубила.
Trinity. Взгляд изнутри
Это, пожалуй, из всей группы самое лучшее. Во-первых, потому, что сильному злу, появившемуся в виде неприметного забитого мужчины, противостоит добро в виде мальчика, которое, кстати, выигрывает эту битву. Во-вторых, налицо мораль, что унижаемый и оскорбляемый каждый Божий день может быть не только монстром, стремящимся уничтожить всё живое, но и борцом с тёмными силами. И в-третьих, верно замечено, что зло нельзя победить раз и навсегда. Оно всё равно будет возрождаться, и наша общая задача - сделать так, чтобы его концентрация не превысила пределов, которые бы сделали это зло чрезвычайно сильным. А что касается страха и картинок - всё это здесь присутствует.
Сукоф. Рус. Кукольник
И здесь мораль очевидна - думает человек, что он всемогущий, играет людьми, как куклами, а на деле-то оказывается, что он сам игрушка в чьих-то руках. Разумеется, страшно осознавать себя марионеткой и видеть призраков, что и говорить. И след ментальный от картинок присутствует.
Noname L. Из жизни студента
И снова про преступное легкомыслие. Ничему, видать, не научил опыт Франкенштейна таких вот безумных экспериментаторов. Создать человечка - дело нехитрое (хотя в наше время не слишком-то и простое), а вот уберечь мир от своего детища - куда сложнее. И последствия такой безответственности подчас бывают жуткими, как в рассказе. К картинкам тоже не могу придраться - они в рассказе есть.
И хотя я не люблю растерзанных трупов, получается так, что первое место я снова даю рассказу, где оные присутствуют - "Взгляд изнутри". "Из жизни студента", который, по-моему, тоже весьма интересный, я поставила на второе место. А на третье - "Кукольника".
Но ты не думай, Алиса, будто в других группах нет достойных рассказов. У меня действительно были бы затруднения в выборе, если бы мне выпала честь оценивать ещё и такие рассказы как "Обелиск", где каменное изваяние спасает девушку от верной смерти от когтей монстров, и страшно, и хэппи-энд; "Придёт серенький волчок", где ревность толкает девушку, в жилах которой течёт кровь оборотня, снять с груди иконку и последовать зову зла; "Вампирское шапито", где главный герой, польстившись на высокую зарплату, попал на пирушку к вампирам, жаждущих его крови; "Сепия", где торгаш, желающий продать замок с призраками, в котором один за другим погибают его покупатели, сам становится жертвой этой жуткой недвижимости; "Письмо к матери", где призрак писателя-самоубийцы является к приятелю, чтобы показать, где он оставил своё последнее творение. Да и рассказ "Тысяча лиц" оказался хоть и не страшным, но жутко интересным. Я обязательно сделаю копии с рукописей, чтобы потом дать тебе почитать, если вернусь. Нет, не если, а когда вернусь.
Счастливо! Не болей! Удачи на экзаменах!
Твоя Наташа.