Аннотация: Обзор рассказов 3-й группы конкурса УУ-5.
Картины на берёзовой коре
Помнится, как-то по дороге на выставку в ЦДХ перехожу через переход, рассматривая продаваемые там картины известных и не слишком известных художников. И тут мой взгляд упал на группу картин с трещинами, притом трещины эти были не просто так, а лаконично вписывались в сюжет. Сначала я подумала, что художник сделал их специально, чтобы подчеркнуть выпуклость скал, корку снега или кору берёз. Но вскоре узнала, что он попросту писал свои творения на берёзовой коре, изначально неровной.
Идея сравнивать конкурсные рассказы с такими картинами пришла мне в голову недавно. Если взять конкретный конкурс - Укол Ужаса, то картинки можно рассматривать как трещины на коре, а жанр - так определённые требование к цветовой гамме. В данном случае обязательное условие - тёмные цвета (недаром самые жуткие вещи подчас происходят в темноте).
Но читая рассказы, убеждаешься, что не всем авторам удаётся создать на такой "коре" настоящую картину. Велик соблазн просто измазать холст чёрным цветом, понадеявшись, что жанр всё спишет. Кто-то, может, добавит туда ещё тёмно-коричневый (ну, там, кишки, внутренности) или ярко-красный (лужу крови) - и считает свою картину законченной.
Рассмотрим в данном обзоре, кто купился на показную лёгкость творения, а кому счастливо удалось справиться с подводными камнями (вернее, с трещинами на холсте) и сделать их своими добрыми помощниками.
Близнецы
Удалось на славу! И мысль мудрая - порой самое страшное таится внутри нас самих. И это - наши собственные чувства. Как читатель я искренне рада за главную героиню, что ей удалось с ними справиться. Думаю, она сделала абсолютно правильно, что о своих видениях она решила не просто забыть, выбросить из головы как страшный сон, а действовать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Ещё больше я рада тому, что автор не побоялся добавить в свой рассказ не только тёмных, но и светлых красок - качество картины от этого только лучше.
Прекрасная дама
Увы, вот тут-то власть жанра оказалась сильнее. Рисовал художник картину, рисовал, а потом вдруг посмотрел и, решив, что не хватает тёмных красок, взял тюбик чёрной и давай наносить мазки надо и не надо. Жаль!
Без слабостей, без предрассудков
Конечно, я рада, что главной героине удалось уцелеть, когда террористы взорвали автобус. Но картина получилась какой-то аляповатой: серый фон и множество ярких пятен, которые не играют в сюжете никакой роли. Причём здесь Пепелац - непонятно. Да ещё коричневой краски (внутренности) добавили изрядно.
Чудовище
Ну, так этому Андрею и надо! Нечего малолеток совращать! Картина получилась жуткая, использование в ней тёмных красок вполне к месту.
Пустолесский погост
Сюжет, хоть и несколько затянутый, но вполне понятно, что происходит. Молодые экстремалы, пожелавшие исследовать аномальную зону, попали под власть обитавших там духов и погибли - часть из них сошли с ума и поубивали друг друга, часть - по причине несчастного случая. И при всём при том рассказ получился не безнадёжным, а поучительным. Отправляться ночью в нехорошее место (да ещё при этом выпивать) - всё-таки небезопасно. Ещё одна сильная сторона рассказа - что главная героиня перед тем, как погибнуть, загадывает последнее желание - чтобы это место никто не нашёл. Молодец автор, сумел не допустить перебора чернухи.
Воспоминания напоследок
Если бы хоть что-то понять из этой картины! Написана мазками, не поймёшь, где заканчивается одно и начинается другое. Кто кого там убил, непонятно.
Анюта
История могла бы быть поучительной: родители-наркоманы своими экспериментами с дурью убили и себя, и своих детей. Но вот с чёрными красками автор чуть переборщил. Не слишком блестящая была идея написать рассказ от лица Анюты.
Пляжный сезон
Увы, картина получилась несколько ненатуральной, притянутой за уши. Главный герой показался несколько неадекватным. Понятно, что он удрал от девушки, когда узнал, что она людоедка. И вместо того, чтобы заявить об этом в соответствующие органы, он потом ходит с ней в рестораны, общается как ни в чём не бывало. А он не боится, что она его чем-нибудь подпоит и съест? Что она чувствовала, когда сама ела людей - точно так же, как олигарх съел её подругу - мне, конечно, тоже интересно. И ощущения, что она что-то поняла и бросит это дело, нет никакого. Наоборот, её рассказ о том, как она всех в доме поубивала (включая ни в чём не повинного ребёнка), наводит на мысль, что теперь она ещё больше будет свирепствовать, мстя за гибель подруги всем подряд.
Маски Лидуши Хвон
Хороший получился рассказ. Девушка-то получилась необычная: лиса-людоедка, променявшая бессмертие на то, чтобы стать человеком. И никакие кошмары не смогли заставить её изменить своё решение и остаться собой. Но при всех этих фактах перебора с чёрным цветом в картине нет - соблюдается баланс между тёмными и светлыми красками. Картина удалась!
Девушка в красном кимоно
Классическая ситуация - художник закрасил кору и трещины чёрной краской и с чувством выполненного долга отправил картину на выставку.
Общее желание
Картина получилась умеренно страшной. Конечно, лес самоубийц с духами -место не для слабонервных. Но с чёрными красками перебора, к счастью, не вышло. Наоборот, их даже маловато получилось. Хотя сам рассказ весьма симпатичный.
Закулисье
Вот называется - за что боролась, на то и напоролась! Поубивать столько народу, чтобы заполучить роковую роль - не это ли глупость невиданная? Картина получилась интересная и достаточно жуткая. И баланс красок, который не дал скатиться в полную чернуху, автору соблюсти удалось.
Цена спасения
Картина симпатичная, но не сказать, чтобы страшная. Если кого-то можно упрекнуть в излишке тёмных красок, то здесь, напротив, для ужаса их недостаёт. Хотя я рада за главную героиню, что ей удалось спасти не только свою маму, но и весь параллельный мир.
Искусство компромисса
А вот тут, напротив, чёрной краской холст закрасили, добавив при этом красного и коричневого. Только вот картина от этого симпатичнее не стала. Сразу видно, что художник изо всех сил старался, чтобы было страшно, да вот перестарался - вместо полной картины получилась смесь жутких красок.
Грабители могил
История жуткая, картина вполне ясная. Отец, сразу видно, урод полный, ради материальных благ ничем не побрезгует, и близких запросто бросит в беде, чтобы свою шкуру спасти. Его не жалко. Куда жальче сына - слабый человек, мягкотелый.
В самую жару
Хороший рассказ. Рада, что хотя бы одной из Варежек удалось спастись. Не поняла только, что стало с другой? Это-то белое пятно и портит всю картину.
Странствующие куклы мистера Розвела
Да, вот до чего порой доводит легкомыслие! Сама-то история страшная и вполне симпатичная. Хотя я не очень-то жалую производные от известных сюжетов, но лучше уж ссылка на таковой, чем нехороший конец.
И вот, когда все картины перед глазами, настало время выбирать тройку лучших. Самая, на мой взгляд, лучшая и страшная - это "Чудовище" - ему я готова поставить 6 баллов. За ней следует "Маски Лидуши Хвон" - 3 балла. А дальше возникли затруднения. Не будь ограничений, я бы выбрала на третье место и "Близнецов", и "Пустолесский погост", и "Закулисье", и "Грабителей могил", и "Странствующих кукол мистера Розвела". Но так как выбрать можно только один, остановлюсь, пожалуй, на "Странствующих куклах".