Аннотация: Ответ на статью Татьяны Минасян "За что любят циников?": http://samlib.ru/m/minasjan_t_s/cinics.shtml
За что любят циников? Этот вопрос я задавала себе и когда папа читал мне "Двенадцать стульев" и "Золотого телёнка" и когда в школе сама познакомилась с "Княжной Мэри" Лермонтова и "Бесприданницей" Островского. Для меня было загадкой, почему люди так любят мошенника Остапа Бендера, почему нравился женщинам Печорин, и что Лариса нашла в Паратове? Конечно, все трое обладают красивой внешностью и хорошо говорят, но самое интересное, что они не очень-то скрывают свою циничную сущность. А потом стало мне понятно, что, видимо, за эту самую сущность таких людей и любят.
Тогда я честно пыталась ответить на вопрос: а за что, собственно, их любить? Вот подходит ко мне на дружеской вечеринке молодой человек и начинает тут же рассказывать, что любовь, дружба и вообще всё возвышенное и прекрасное - это ерунда. На первый раз такие рассуждения могут вызвать живой интерес, но если подобное уже слышал до этого сотню раз, и только на этой вечеринке этот парень - десятый, кто так говорит? Со скуки умереть можно! А кроме того, возникают сомнения: искренне ли молодой человек так считает или записался в циники потому, что это модно? Если первое, то он, пожалуй, не уникальный - у него достаточно единомышленников, которые тоже "не боятся называть вещи своими именами?. А если второе, тем более некорректно "обвинять" его в смелости. Разве это смелость - повторять мнение если не большинства, то очень многих, не имея при этом своего собственного? Или того хуже, имея оное и боясь его высказать, дабы не нарваться на насмешки. Так что с этой точки зрения гораздо больший интерес и уважение вызвал бы тот, кто не боится признаться, что верит в любовь и дружбу. Конечно, мало кому хочется, чтобы его считали дураком, но если человек не боится даже этого, то у него и вправду есть смелость и мужество.
Кто-то, наверное, скажет, что раз человек стал циником, значит, он "пережил в своей жизни много страшного и тяжелого, прежде чем понял, что никакой любви, верности и других хороших качеств ни у кого из людей нет". Что же такое ему пришлось испытать? Голод в эпоху коллективизации? Ссылку и раскулачивание? Арест родителей в 1937 году? Блокаду Ленинграда? Ужасы Освенцима или ГУЛАГа? Работая несколько лет в историко-просветительском обществе, а также посещая вечера памяти репрессированных деятелей искусства, я точно знаю, что отнюдь не все, кому довелось пережить даже такое, становились циниками. Находились среди них и такие, которые не разучились сочувствовать чужому несчастью и бескорыстно помогать другим людям. Так за что мне, спрашивается, уважать молодого человека, который не нашёл в себе сил справиться с гораздо меньшими несчастьями?
И вот этот парень, с которым я познакомилась на дружеской вечеринке, наконец-то меняет тему. Рассказывает о трудовых буднях в полиции, где он работает. "Позвонила, - говорит, - вчера баба одна, муж у неё поддал и с топором по квартире носится, ну, я ей сказал: "Дело семейное, сами разберетесь, нечего было за такого замуж выходить!". Да, весёлая история, мало того что циник, так ещё и халтурщик! Вместо того, чтобы исполнять свои должностные обязанности как положено, он сидит без дела и разглагольствует, кому за кого надо замуж выходить. Эх, дорогой, будь я твоим начальником, сказала бы: циником будешь, когда в воскресенье с дружками пиво пить пойдёшь, а сейчас ты прежде всего полицейский, так что давай-ка поднимай от стула пятую точку и иди разбираться с этим пьяным дебоширом. Или ты прикрываешься циничными высказываниями потому, что не хочешь туда ехать - сам боишься этого товарища с топором? В таком случае нечего тебе делать в полиции - ищи себе более спокойную работу.
А на прошлой вечеринке, кажется, был врач, тоже циник. В реанимации, где он работает, умирал ребёнок, и он, проходя мимо его рыдающей матери, высказал со всей откровенностью: чего ревёшь, молодая ещё, других нарожаешь! Правда, я не совсем поняла, делал ли он при этом что-нибудь, чтобы попытаться спасти этого ребёнка? В любом случае подобная бестактность не делает ему чести как человеку, но если он к тому же ещё и оставил пациента без помощи, то грош ему цена и как профессионалу.
И что самое интересное, многие циники проявляют просто чудеса лицемерия. Воспринимая циничное отношение к другим со своей стороны как норму, они запросто назовут уродом всякого, кто поступит точно так же по отношению к ним самим. Что скажет неопрятный парень, который, демонстрируя своё презрение к чистоте и красоте, плюёт под ноги прохожим, когда его единомышленник возьмёт и плюнет под ноги ему самому? Не думаю, что это будет: правильно, дружок, молодец!
Не странную ли идеологию эти люди себе выбрали? Вместо того, чтобы сближать единомышленников, одинаково убеждённых в её правильности, она их, напротив, делает друг другу врагами.
Итак, кем же люди, по сути, восхищаются? Людьми слабыми, и неуверенными в себе. Людьми, которые боятся окружающего мира и оттого его демонизируют. Людьми, которые не имеют мужества, и поэтому всю ответственность перекладывают на "жестокую жизнь". И которым, к тому же, слабо, наконец, определиться, что правильно, а что нет. И, наконец, если уж вспомнить про полицейского и врача, бытовыми халтурщиками и никудышными работниками.
За что же таких любить? Признаюсь, для меня это до сих пор загадка.