Аннотация: Рецензия на детектив Кашина Анвара "Акварели Виктора Лемана" http://samlib.ru/p/petlin_a_w/aqua3.shtml
С детства восхищалась акварелями. Для меня это не просто картины - это отдельный мир со своими законами, где царит красота и правда. Это самое честное и искреннее искусство, и в нём нет места лжи и притворству. Да и к чему, спрашивается, лгать и притворяться? Лучше рассказать всё как есть.
Первый этюд - изображение художника Виктора Лемана, с виду рассеянного, как, наверное, большинство гениальных личностей, но с невероятно умными глазами; его правой руки - мисс Энни Хафф, женщины наблюдательной и рассудительной; и сурового инспектора Ольсена, похожего на классического полицейского из голливудских фильмов. Последний допрашивает художника и его помощницу. Зачем?
Об этом следующая картина. Галерея, где выставляются работы Лемана и другого художника. Странный посетитель Артур Вальдес протягивает Леману отпечатанное на машинке письмо с намёком на неверность его супруги и адресом, по которому можно застать её на месте, и просит у художника совета. Леман советует не приходить, но Вальдес не слушает. Позже он по телефону сообщает помощнице Лемана, что нашёл свою супругу задушенной.
Следующая картина: дом художника, настойчивый посетитель - всё тот же Вальдес - просит Лемана расследовать убийство его жены.
Этюд Љ 4. Диван, на нём - художник, рядом на стуле сидит мисс Хафф, у её ног - стопка газет с сообщениями о нашумевшем убийстве. Что говорят буквы газетных статей? Сообщают, что несчастная задушена капроновым шнуром в квартире частного детектива Уэйнрайта. Также в газетах упоминаются секретарша Вальдеса мисс Моррисон, и подруга убитой мисс Ли. Из всех их убедительное алиби на момент убийства назвал, пожалуй, только Уэйнрайт. Не только сказал, в каком ресторане обедал, но и показал кредитную карту, которой оплатил заказ.
На следующем холсте художник изобразил ресторан, в котором мисс Хафф ужинает с Вальдесом - тот самый, в котором на момент убийства обедал Уэйнрайт. Мисс Хафф проявляет неслыханную щедрость, подменяя кредитные карты и таким образом оплачивая Вальдесу его заказ. Для чего? Чтобы убедиться, как легко подменить улики, оплатив заказ другого человека, и таким образом сделать алиби Уэйнрайта несостоятельным.
Шестой холст. Снова дом художника. Леман и его помощница возвращаются домой и застают там нежданную гостью - мисс Ли, которая с гневной тирадой обрушивается на Вальдеса, обвиняя его в убийстве собственной жены и измене с секретаршей. Мотивом, по её мнению, служит то, что покойная нанимала частного детектива для слежки за неверным супругом. Леман под надуманным предлогом оставляет гостью в одиночестве, а сам выходит во двор, чтобы поговорить с Уэйнрайтом, который подвёз мисс Ли до его дома. Попутно он осматривает пробитое колесо его машины.
На следующем холсте изображён сердитый Ольсен, который весьма недоволен самодеятельностью художника и мисс Хафф. Но когда они ему рассказывают о том, что им удалось узнать, заметно смягчается. А рассказали ему про Уэйнрайта, который обещал художнику пойти и признаться в фальсификации алиби и объяснить, что опоздал на встречу с миссис Вальдес из-за того, что менял пробитое колесо автомобиля. Ольсен в свою очередь поделился с добровольными помощниками сведениями об отпечатках пальцев.
Последний холст - кабинет в доме художника. Мисс Хафф подробно рассказывает приглашённому Вальдесу о вчерашней встрече с инспектором. А где же сам хозяин? Оставив свою помощницу развлекать гостя, он роется в бардачке его автомобиля, чтобы найти перочинный ножик, которым Вальдес проколол колесо автомобиля Уэйнрайта. Найти и позвонить Ольсену.
Изучаю все картины по второму разу, теперь уже более пристально и внимательно. Итак, на первой картине видно, что Вальдес нарочно советуется с Леманом по личному вопросу, чтобы отвести от себя подозрение в готовящемся убийстве. А готовился Вальдес к нему весьма тщательно: позаботился не только о том, чтобы отпечатать письмо самому себе, но и том, чтобы на нём остались отпечатки пальцев мисс Ли.
Хотя акварель - самое честное и искреннее искусство, это ничуть не мешает мастерски изобразить коварство и лицемерие персонажа. И творческие личности, хоть и кажутся рассеянными, оторванными от реального мира, но это не значит, что они неспособны понять, что за человек перед ними: честный и искренний или подлый и лживый. Единственное, мне кажется, Вальдес как-то недостаточно убедительно изображал скорбь и траур. Всё-таки у него только что жену убили. Остальные образы, на мой взгляд, выглядят вполне живыми и достоверными.
Запутать читателя, увести его по ложному следу художник, написавший эти акварели, тоже сумел. Сначала намекает, что отношения между миссис Вальдес и Уэйнрайтом могли выходить за рамки деловых. Если так, то во время встречи вполне могло произойти что-то, из-за чего последний мог решить избавиться от своей любовницы. Параллельно художник наводит на мысль о причастности к убийству мисс Ли. Да, она вроде бы подруга покойной миссис Вальдес, но порой подруги оказываются такими змеюками, что вполне могут заменить десятерых врагов. Мотив? Да хотя бы тот же самый Вальдес - любила его преданно, а он взял да женился не на ней, а на её подруге. Отомстить обоим! А если делили не мужа, а любовника - того же Уэйнрайта - тоже мотив. Задушить подругу в его квартире, ему обеспечить алиби - и любовник будет на крючке, никуда не денется. Мисс Моррисон? Тоже имела веский мотив - женить Вальдеса на себе. Только не слишком ли просто было бы? Да и можно ли, если хорошо умеешь печатать на машинке, делать это плохо, непрофессионально?
Манера изображения мне тоже понравилась. Простая, без вычурности, но тем не менее не скучная.
Одним словом, впечатление от просмотра этих акварелей у меня скорее положительное.