Аннотация: Попытка осознать и обобщить опыт вхождения в мир моды и стиля. Где искать ориентиры и надо ли их искать?
Продолжаю размышлять о моде. В мечтах окончательно расстаться с флисками, я, естественно, озаботилась информацией о том, что сейчас вообще носят. Поняла две вещи: носят всё, но что-то из этого считается дурным тоном, даже если оно самый актуальный тренд. То есть, в модных тенденциях постоянно присутствует и то, что допустимо носить всегда, и то, что можно только на свой страх и риск.
Одеваться на свой страх и риск я не настолько богата, так что стала искать рекомендации о том, что можно носить всегда, и желательно не только в этом году, а хотя бы ещё два-три. Обзоры цветов и оттенков, модных сейчас, в памяти не задерживались, хотя… не думаю, что все посетительницы одёжных магазинов, кроме совсем уж продвинутых поклонниц моды или работников фэшн-индустрии, помнят наизусть модную палитру текущего сезона, да и вообще на глаз способны отличить фуксию от сливы. Так что, всё равно люди покупают то, что идёт, и на что хватает денег. К тому же, модный цвет легко определяется по магазинным витринам: каких цветов под маркером "новая коллекция" больше всего, тот и самый модный. То же, кстати, касается и фасонов.
А вот надо ли покупать все обновки только из новой коллекции, чтобы попасть в моду на сто процентов — вопрос спорный. Во-первых, новинки обычно стоят дороже, и если нет критичной необходимости создать образ, полностью совпадающий с последними тенденциями, то можно рассмотреть и более экономные варианты. А во-вторых, обычно задача состоит в том, чтобы или заменить пришедшие в негодности вещи или создать новый образ — более интересный, офисный, женственный, неформальный, сексуальный или ещё какой по отдельности и в комбинациях. Ну, и зачем в таком случае ограничивать выбор одной только новой коллекцией, если есть возможно перерыть весь магазин? И кто его знает, что за необычные находки попрятались в прошлогодней коллекции или какие скидки на достойные модели подарит распродажная подборка.
К тому же, есть ещё одна деталь, которую часто не учитывают в процессе обновления гардероба. Мода на подиуме и мода в жизни — это совсем не одно и тоже по содержанию. Подиумная мода — это творчество, искусство, создание картин и скульптур из ткани, меха, кожи, стразов, бусин и чего-то там ещё. Но именно на основе этого вернисажа сформируется то, что в будущем станет магазинной модой: брендовые коллекции и просто массовые пошивы всего, что только можно — от вечерних платьев до домашних пижам. И вот тогда мода превратится в то, что она есть изначально: математически, мода — это наиболее часто встречаемая величина в выборке. Таким образом, в обществе одновременно существуют две моды: мода эстетических идеалов и мода привычного, того, что носят все.
Первая мода создаёт образы того, что можно, допустимо, свежо, современно, и того, что ни в коем случае нельзя и вообще прошлый век — верните прабабушке. Эти идеалы меняются, развиваются, устаревают и возвращаются вновь. Примерно как в фильме "31 июня" (не дословно): "Сейчас в моде стиль ретро. - А что это? - То, что было модно в 70-е годы прошлого века. - А что было модно в 70-е годы прошлого века? - То, что было модно в 30-е годы прошлого века." Не знаю уж, насколько эти утверждения соответствуют действительности, но саму тенденцию возвращения модных предпочтений демонстрируют выразительно. С другой стороны, такая вот цикличная борьба мини и макси в 21-м веке закончилась технической ничьей: сейчас носят всё, а творцы моды от сезона к сезону придумывают новые эталоны, с чем же теперь комбинировать одно, а с чем — другое.
Интересная судьба и у пары сумка-обувь, которые никогда не боролись друг с другом, а изначально друг друга дополняли: ещё полвека назад в советском союзе считалось, что они должны быть одного цвета. Теперь такое одноцветье считается скучным, неинтересным, устаревшим. Хотя, опять же, возможны варианты, если интересно обыграть. А вот пара лаковые туфли и лаковая сумка как были моветон полвека назад, так и сейчас безвкусица.
Вторая же мода окружает нас постоянно. Именно на неё ориентируется большинство людей: что сейчас носят другие. Что-то гневно отвергается, что-то с интересом рассматривается, а что-то повторяется в собственном гардеробе. Вот только то, что сейчас носят, складывается из нескольких вещей. Первая и самая главная — носят то, что продают. Шить на заказ немногие себя позволяют, шить самостоятельно не все умеют. Так что источник статистической моды — магазины, а вовсе не именитые кутюрье и гуру стиля. Да, подиум в какой-то степени определяет, что будут шить фабрики и что с этих фабрик поступит в продажу, а вот когда именно оно поступит в продажу и куда конкретно — уже совсем другой вопрос, и отвечают на него не процессе показа, а много позже. Но именно в магазине будет сделан выбор той вещи, которая переедет в шкаф покупательницы или покупателя, а выбрать можно только из того, что доступно для выбора.
Вторым же критерием доступности выбора (после его принципиального наличия в магазине) был и остаётся кошелёк. Что понятно: есть деньги — есть покупка, нет денег — нет покупки. В данном случае я говорю о деньгах в самом широком смысле этого слова: от регулярной зарплаты и подарков на день рождения, до займа в долг и покупки в кредит. Каждый человек сам определяет размер и источник своего кошелька и в определённых самим собой рамках совершает любые покупки: от еды на каждый день до нового автомобиля взамен нынешнего трёхлетнего. Этот критерий определяет магазин или, скорее, ценовой сегмент, в котором будет совершена (или не совершена) покупка.
Для того, чтобы изменить стиль и попробовать себя в новом образе иногда полезно зайти в магазины или классом выше, чем привычные, или совсем другой стилистической направленности. Не обязательно покупать, хотя никто не запретит позволить себе одну вещь вместо двух-трёх, зато такую, чтобы прямо УХ! Но посмотреть, что висит на вешалках, прикинуть, что из этого интересно померить — хороший способ научиться видеть что-то новое, выпадающее из границ привычного. Потому что именно границы привычного самый неочевидный, но и самый навязчивый критерий формирования этой самой статистической моды, на которую обычно и ориентируются люди. И если личная привычка (я всегда хожу в джинсах и свитере, мне удобно — отстаньте) всё-таки корректируется внешней необходимостью (на работу нужен деловой костюм, летом в джинсах жарко, в театр лучше платье и т.д.), то вот социальную привычку (у нас на работе все ходят в джинсах, и ничего такого) разрушить намного сложнее.
Люди подстраиваются под людей, а одежда самый простой способ подать сигнал окружающим "мы с тобой одной крови". Так же одежда может послужить и сигналом, что кровь больше не одна, и не всегда такой сигнал пройдёт безболезненно для рискнувшей его подать. Поэтому и может быть полезным поиск даже в привычном окружении, но и не только в нём, тех, кто одевается иначе, в чём эта инаковость выражается, и как к ней относятся остальные. Не всё что прижилось в формате "сейчас так носят" безопасно и разумно повторять, от каких-то современных идей лучше отказаться хотя бы до тёплой погоды — или даже навсегда, в пользу чего-то другого, не травмирующего так собственное здоровье или психику сослуживцев, однокурсников и просто случайно встречных людей.
В любом случае, есть смысл помнить, что мода — не только на подиумах Милана, но и на улицах вокруг. И иногда соответствие этой уличной моде намного разумнее, чем ориентация на идеи таких творческих, но таких далёких от простых людей, дизайнеров высокой моды, тем более, что мода улиц часто более разнообразна и многогранна — потому что смешивает такие разные жизни и судьбы людей, которые не придумать даже самому креативному кутюрье.