Вентлянд Валентин Адамович : другие произведения.

Путевые очерки. 2022-2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поездка в Польшу, Германию. Граница. Беженцы.


   Путевые очерки. 2022-2
   Przemy?l - Перемышль.
   Транскрипция польского Przemy?l - Пшемысль (на русском языке Перемышль, на українськiй мовi Перемишль). Древнерусский город в Польше. Но в Польше были князья, короли Пшемысл. В 1945 году границу между Польшей и СССР провели так, что город оказался на территории Польши.
   В Пшемысль мы приехали около полуночи. Привокзальная площадь, небольшой вокзал. Впечатления. Внутри много людей, понятно, из Украины. Много волонтёров. Они все стараются. Украинский или русский язык не является их родным, при объяснении они нередко переходили на польский. Польша давно принимает беженцев. При выполнении какой-либо однообразной работы наступает как бы "перенасыщение". Вот этого "перенасыщения" я не заметил у волонтёров, наоборот, они проявляли участие, старались как можно лучше помочь, если чувствовали, что сами не могут решить вопрос, обращались к более опытным коллегам. Наблюдал, как обирался "консилиум" и коллективно искали варианты помощи. Запомнился молодой парнишка с большой головой, длинной причёской (не по нынешней коротко стриженной моде), несколько полноват. Я вначале услышал его речь, не видя его, как он с интересом разговаривал с людьми. Посмотрел, а он в руках нёс большие неподъёмные сумку и баул бабульки. Только позже заметил, что у него не всё в порядке с ногами (ступни развёрнуты, неправильно), ему то и ходить непросто. Несколько вопросов сам задавал ребятам, девушкам (иногда и спросить тяжело, языки у нас разные), понравились их ответы: информативностью, полнотой ответа, краткостью.
   Теперь лично о себе. В табло расписания нашёл Краков, ближайший 3:55. Пошёл в кассу. Кассир - мужчина. Я думал, что я лучше буду понимать польский. Оказалось, что совсем не знаю и практически не понимаю. То есть надеялся, что поляки будут лучше знать украинский или русский, чем я польский. Что Краков, время отправления - это он понял, ввёл в аппарат. Но меня интересовало время прибытия (на табло не увидел), он время называет, а я не понимал (6:59 или 18:59, последнее мне не подходило). Он решил мне показать на компьютере, но его знания компьютера были хуже знаний программиста (то бишь моих, но почему у него они должны быть на уровне программиста - вовсе не должны). Было бы проще, если бы я (как современная молодёжь) показал на смартфоне, что мне надо. Но мой смартфон "дохлый" для такого (уже созрел купить новый, но в дорогу ехать с новым рискованно). И интернета для этого в вокзале не было (позже, отойдя от кассы, проверил - не было, но позже появился). После пары неудачных попыток с компьютером, он развернул немного кассовый аппарат и я всё понял, кроме пути отправления, но это уже можно найти - вокзал небольшой. В заключение он спросил мой возраст, "68" - ответил. Я не был уверен, что он понял, показал паспорт - фамилию же надо вписать в билет - он машет, не надо, показываю (банковскую) карту оплачивать, опять машет не надо. Объясняет, что беженцам билет бесплатно. Но я же не беженец, я турист - объяснить это у меня не хватает знаний языка. Билет уже оформлен, бесплатный и без фамилии, на предъявителя (PKP. Interciti. Spotka Akcyjna. BILET POMOC UKRAINIE). Бесплатный от Польши, как компенсация за несостоявшийся переезд на украинском автобусе.
   Ещё впечатления. На вокзале полно украинцев, и они прибывали всю ночь, наверное, подъезжали автобусами. Сидели на скамейках, на полу, кто-то умудрялся спать. Всю ночь работал пункт бесплатного питания: были суп, каши с каким-то мясом, чай, кофе, пирожки, булочки. Волонтёры работали всю ночь, кому-то что-то подсказывали, разъясняли. Есть кабинет медпомощи, врач дежурила. Заболевшие тоже были. Бесплатный туалет, чисто убрано, удобно. Не работал душ. Поразил своей мощностью вентилятор для сушки рук - сильная струя как из сопла ракеты, с рёвом - руки мгновенно становились сухими.
   Билет был в кармане. Уже начались следующие сутки, и я вспомнил, что с вчерашнего обеда ничего не ел, хотя есть не хотелось. Из пунктов питания открытых не было, были волонтёры, которые кормили бесплатно беженцев с Украины. К беженцам я себя не относил, предлагать волонтёрам деньги было не комильфо. Меня не поймут. Взял кофе, пирожок и пирожное (без крема, типа старого знакомого "домино"). Всё в упаковке, чтобы не пачкались руки и соблюдались правила гигиены.
   После кофе прилив сил, я решаю изучить вокзал, пути, платформы, переходы. Возможно, назад буду ехать через Перемышль. Выхожу на перрон, и меня буквально обжигает "собачий холод". Нет, вряд ли температура ниже нуля, но по ощущениям точно минус, и это середина лета. Достаю ветровку, но она из плащёвки, не греет, и ногам в коротких шортах холодно. Привокзальная площадь, освещена яркими огнями, вокзал тоже сплошные огни. А хотелось хоть что-то сфотографировать. Ещё в вокзале у полицейского и дежурного (пробовал общаться без знания языка) расспросил, как пройти к автовокзалу. В Польше вокзалы называют "дворцами" (палацами). Иду по переходам к путям - так ближе и проще. Небольшой но "дворец" закрыт, на автобусных платформах есть пассажиры, при мне приехал автобус, кто-то ждал посадки, кто-то подвозил отъезжающих. Два вокзала совсем рядом, но если не по переходу, то обходить далеко. Возвращаюсь в ЖД-вокзал, в помещении теплее, пронизывающего ветра нет. Людей в залах не становится меньше, наоборот, прибывают. Всю ночь работает пункт питания. Всю ночь работают волонтёры. Рассматриваю людей. Вот мужчина моих лет, только борода не такая седая и короче. Беседуем. Из Луганской области. Среди беженцев много из восточных областей, много русскоговорящих. Для волонтёров, поляков всё равно, на каком языке разговаривают люди - они для них беженцы из Украины, всем стараются помочь. Нахожу свободную (!) скамейку, прикорнуть не рискую - можно проспать отправление. На ноутбуке за скамейкой неудобно, свои впечатления, как в старину, заношу в блокнот-тетрадь ручкой. Очень быстро на скамейку усаживается первый пассажир, и следом второй. Первый засыпает сидя, но при этом во сне он каждую минуту наклоняется и выпрямляется. Увы, у скамейки три ножки одной длины и одна короче. Скамейка "ходит" под ним ходуном. Надежды, что он крепче заснёт и перестанет наклоняться, или, наоборот, проснётся, были напрасными. При этом, он не ронял равновесия, угрозы падения не было. Был чёткий ритм. Писать было невозможно. Найти другую скамейку тоже. Может, утихомирится? Переглядываемся с соседом. Может его разбудить? Нет, некорректно, невежливо. И я пошёл гулять, времени оставалось немного.
   За полчаса до отправления иду на платформы, может поезд раньше подъедет. Но его нет. Редкие пассажиры подходят, но из-за холода спускаются обратно в переход. Я тоже спускаюсь. Мама с двумя детьми: младенец в коляске и сын 5-6 лет. Мальчик укутан в плед, выглядывают нос да глаза. Дёрнул бес меня подмигнуть мальчику - он ответил, заулыбался, покрутил головой, даже немножко стал гримасничать - скучно же. Плед посунулся с головы, оголяя её, нижняя часть опустилась к ногам. Мама сразу начала кричать на него. Понимаю, что они несколько дней в дороге, переживает, неизвестность впереди, мало спит и, наверное, ещё куча причин. Но она кричит на ребёнка, который тоже в нелёгком положении. Второе её предложение закончилось: "... в жопу"! (Я не считаю это слово нелитературным, оно не матерное.) И дальше это слово звучит в каждом её восклицании. "Что ж Вы делаете? Нельзя так с маленьким! Пощадите его!" Но всё это я говорю-кричу про себя - сейчас эти слова могут подействовать со знаком "минус", мальчику будет ещё хуже.
   В переходе людей становится больше, у многих большущие чемоданы, сумки. Даже с колёсиками подняться с багажом по лестнице непросто. Двое парней, поляки или украинцы, молодые (20+), высокие, крепкие, наверное, спортсмены. Они переглянулись, подхватили по два багажных места и легко, как будто в руках пушинки, быстро поднялись по лестнице. Хозяева багажа за ними еле успевали. Ребята поднялись и спустились обратно: внизу было ещё много пассажиров с тяжёлым багажом. Кто-то пытался отказаться, мол, спасибо, сами справимся. Но ребята не обращали на это внимания. Большинство среди пассажиров были женщины. Практически, они поднесли багаж всем пассажирам, кто в этом нуждался.
   Поезд опоздал больше, чем на час. Я успел ещё походить-погулять по вокзалу, выпить у волонтёров кофе с пирожком (в первый раз было неудобно: я же не беженец, во второй уже неудобства почти не было - я же украинец, по гражданству). Современный поезд, свободная посадка - билеты контролёры проверяли уже в поездке. Вагоны с наворотами. Каких-то вещей не понимал (как дверь открыть), но стоило один раз увидеть, легко запоминалось. Хорошие информационные табло, станции следования, следующая. На табло было видно, занят/свободен туалет. Туалет просторный, сияет чистотой, с умывальником, с салфетками-полотенцами. Для инвалидов (лиц с ограниченными возможностями) отдельный туалет, куда можно заехать коляской. Много стекла, большие окна. Удобные мягкие кресла, просторные проходы. Вот она современная "электричка".
   Как бы всю дорогу был озадачен, кто сидит по соседству. Короткая стрижка, брюки, простые без каблуков туфли. Худенькая фигура, невысокого роста. Макияжа нет. Парень? Не беженец/беженка, скорее, поляк/полячка (одежда простая, но не для длительной поездки, из багажа небольшой рюкзак-сумка). Мы не разговаривали. Где-то под конец поездки заметил лак на ногтях (неброский, без наворотов) - девушка.
   Когда электричка выезжала из Перемышля, я послал мысленный привет городку, в котором провёл ночь:
   - Я люблю тебя, Перемышль, Przemy?l! Спасибо тебе! Bardzo dzi?kuj? ludzie!
   0x01 graphic
  
   Краков-Констанц 24.06
   Приехали достаточно быстро. Отмечу, что машинисты поезда не пытались сократить опоздание, наоборот, ехали по графику со сдвижкой. Переходы, по указателям легко иду к Дворцу Автобусному (Dworzec autobusowy). Он двухуровневый. Спрашиваю рейс Краков-Констанц. Ответ - не знают, советуют подняться на 2-ой этаж. Нахожу справочное на 2-ом уровне. Спрашиваю на украинском языке, парень отвечает на польском, что нет такого рейса. Показываю билет, фирма-перевозчик "Синдбад" (SINBAD), отправление в 16:15. "З якої платформи буде вiд'їжджати"? Фирма новая, он не знает. Похоже, продолжается львовская история. Я задаю ещё пару вопросов, но плохо понимаю ответы на польском. Задаю вопрос на русском языке, и получаю ответ на русском языке. Парень молодой, но, наверное, в школе, кроме английского, изучал русский. Я за ним позже (перед отправкой) ещё наблюдал, он толково отвечал пассажирам на все их вопросы. Работал и в кассе и в справочном (график какой-то был). Но другие кассиры могли не ответить на какие-то вопросы. Мне он посоветовал, прийти позже, ближе к отправлению, успокаивал, что автобус будет обязательно, платформу уточнят по прибытии автобуса. Рядом с кассами были киоски с водой, какой-то едой, сувенирами, автоматы кофе, кафе-столовая, камеры хранения, туалеты, табло прибытия-отправления автобусов, ряды кресел, но немного. Ещё "Kantor", по указанным курсам валют не пришлось вспоминать значения слова. В Польше злотые, не евро. В ЖД-вокзале из пунктов питания есть Макдональдс ближе к выходу из вокзала, кафе бургеров, в обоих есть интернет. Есть также пункт питания, оказания помощи для беженцев. Но людей на вокзале в Кракове гораздо больше, и беженцы не так сильно заметны, как в Перемышле. Выбираю бургеры - в нём людей меньше, беру какой-то кинг-бургер и кофе, расплачиваюсь картой (27,98евро). Доедаю еду из дома. Посмотрел немного интернет. Решаю сдать рюкзак в автоматическую камеру хранения (автовокзала), инструкция на польском, английском, инструкция должна быть интуитивно понятной, оплату выбираю картой - приложил - деньги снялись, но камера не открылась, разобраться я так и не сумел. Минус 20 евро за урок ("интуитивно понятной" - ишь чего захотел). Я потом посмотрел, как народ пользуется: монеты бросали, с картами не было. Иду гулять в город (с рюкзаком). Дома карты смотрел, одну распечатал. Иду через парк в "старе мисто" (Stare Miasto).
   Площадь с памятником Мицкевичу от народа Польши. Погулял на площади. Чистое голубое небо, солнце уже припекало. Встретил троицу, не молодые, но, конечно, моложе меня, два мужика и женщина, одеты не очень. Обратил на них внимание, говорили на русском, они на меня тоже смотрели, даже как бы обратились. Я не ответил, могли попросить дать денег, мол, не хватает. На родине нередко просят, как будто я подаю нищим, или пьющим. С площади выходил по улице св. Яна (табличку сфоткал). Собор (св. Яна?), от него проход через арку, соединяющую стороны улицы, какая-то крепость - зашёл на подворье, экскурсии были, макеты, описания, но знаний языка не хватало. Вышел к выставке-продаже картин, развешанных на стене (или на скале). Замыкая круг прогулки, пошёл в предполагаемом направлении к вокзалам - не ошибся (удивительно). В переходе кантор, меняю 4 евро на 9,39 злотых (и что мне с мелочью делать?). В Кракове живёт, работает племянница ("заробитчанка"). Было желание повидать её, конечно, она бы город показала больше. Но она же работает, это срывать её с места, тем более что мой приезд выбился из намеченного графика. 0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
   0x01 graphic
   На вокзале смотрю расписание: есть рейсы фирмы "ФликсБас" (FLIXBUS), "Синдбад" нет. Ещё раз узнаю в справочном (уже у знакомого парня), в его расписании тоже нет, но такая фирма точно есть. Называет номера платформ (всего 4 подряд), с которых может быть отправление. Перемещаюсь на улицу, нахожу платформы, смотрю отъезжающих, легко узнаю и слышу по языкам (украинский, русский) соотечественников: мамы с детьми, старики-пенсионеры парами, даже небольшие группы. Семейная пара пенсионеров, они уже относительно давно выехали с Украины, в ожидании своего автобуса расспрашивают последние новости. Сильная жара. Возвращаюсь в вокзал - там кондиционер. Вообще-то я успокоился, не волновался, что может не приехать: это у нас война, здесь её нет, и на границе Польша-Германия не должно быть проблем. Автобус приехал вовремя.
   Путешествия автобусом. Комфортабельные (понятие, понятно, относительное, у меня украинским языком "невибагливiсть" - неприхотливость) двухэтажные большие автобусы. Высокие мягкие кресла, достаточно просторно. В салоне есть туалет, но он может быть (чаще) закрытым. Водители (как в Украине, так и заграницей) стараются заехать на заправки, где есть бесплатные туалеты и можно купить напитки, сигареты, какую-нибудь еду. В крайнем случае, платный туалет (больше времени занимает). Можно выйти, размять ноги. Покурить (курящим). В поезде/электричке можно ходить, и места (пространства) больше. Изменился принцип перевозок. Лет 5-10-15 назад пассажир ехал к автобусу, то есть поездка с пересадками. Сейчас автобус едет за пассажиром, как такси. Из разных пунктов забирают пассажиров и также в конце развозят по разным пунктам. В середине маршрута может быть пара (или больше) крупных хабов. В моём маршруте такими были польский Ополе (не Вроцлав) и немецкий Штутгарт, но пересадок было больше (для отдельных пассажиров). Как я понимаю, у рейсов нет фиксированных маршрутов и даже конечный пункт переменный. Маршрут формируют программно (с помощью программы) в зависимости от проданных билетов (пунктов посадки/высадки). При посадке на билет наклеили талон, назначение которого я понял только в конце поездки: указывались пункты пересадки, время (ориентировочное), N автобуса (внутрифирменная нумерация), место в новом автобусе. Из удобств: наличие зарядки телефонов, если не было стационарных (предусмотренных конструкцией автобуса), был удлинитель с розетками, заряжать приходилось по очереди. Холодильник (не видел, чтобы им особо пользовались). И интернет. Увы, его практически не было, или были с паролями. По дороге домой девушке водители сообщили пароль (буквально за красивые глаза). По уму должен был быть бесплатный. (В нашем городе в новых автобусах внутригородских рейсов есть бесплатный интернет.)
   Автобус польской компании, рассчитан на пассажиров Польши и Германии. Стюард, молодой худенький стройный человек, в форме (может просто заданный стиль одежды), с галстуком. Объявления делал на польском и немецком языках, и, хоть украино- и русскоговорящих пассажиров было достаточно много, на этих языках он мог отвечать, но без объявлений. Основной его задачей было не потерять пассажиров на остановках и пересадках/посадках. Водителей (кажется) было два.
   Мне повезло с соседом: узбек по национальности, Нурик, круглолицый, немного полноват. Ему лет 40, родился в Союзе, в школе учился в советское время, на русском говорит чисто, живёт в Польше. Места нам достались в последнем ряду 2-го этажа. Я плохо слышу, и не очень понимал объявления (не скажу, что совсем). Нурик выручал. Показал, где розетки для зарядки (из двух работала одна). На одной из остановок он купил мне бутылку минеральной воды, себе он взял какой-то "энергетик" (не пиво, не колу) и что-то хрустящее (не чипсы). У меня ещё оставалась из дома вода в полуторалитровой бутылке и в рюкзаке полулитровая (которую он не видел). Понравился его выбор: не пиво, не энергетик, не кола - я бы от них отказался, его выбор говорит о его внимательности, тактичности. Нейтральная вода - невежливо отказываться. Спрашиваю, полное имя Нурсултан? - Нет, Нуриддин.
   Есть пункты отправки и назначения, в наклеенном талоне к билету указаны пункты пересадки Ополе и Штутгарт. Верх лобового стекла кабины был закрыт противосолнечным экраном, на который к тому же выводилась информация. Поэтому в оставшийся просвет практически не просматривалась дорога, и дорожные указатели тоже пролетали незамеченными, непрочитанными. Какие населённые пункты мы проезжали, отследить было невозможно. В Германию кратчайший путь как из Ополе, так и из Вроцлава пролегал через Чехию мимо Праги. А можно было через западную границу в районе Дрездена. Границу я проспал, что неудивительно после бессонной ночи в Перемышле. Германию я увидел в окно ранним утром. Нюрнберг, колыбель нацизма, город, в котором проходил трибунал над фашистскими преступниками. Подъехали к автовокзалу, не заезжая на его территорию, остановились рядом. Здесь вышел Нурик. Я был раньше в Нюрнберге, запомнился подъём в гору, плотину на реке с перетекающим потоком. В этом городе жил друг из Днепра Виктор Кислер.
   После Нюрнберга была остановка на автозаправке. Платный туалет, несколько кабинок, но всё же с очередью. Захотелось взять кофе. Большой зал, автомата продажи кофе или отдельного пункта не было. Длинная линия с подносами, вначале кофеварка-автомат, стаканчиков, чтобы взять с кофе с собой, нет, есть керамические чашки, оплата на кассе. Впереди девушка мучается с автоматом - он явно барахлит. Настала моя очередь разбираться с кофеваркой, наконец, получилось, подхожу к кассе. В зал заходит наш стюард, отведенные 10 минут давно закончились, но кофе я уже взял - надо оплатить. Теперь проблема с терминалом: вай-фаай у них нет, провожу картой - не читает, пробую второй, пробует стюард с тем же результатом, наконец, оплата проходит. Кофе я оставляю, чашка же не одноразовая, а времени пить нет. Спасибо стюарду и: "Sorry". Не выпитый кофе обошёлся в 2,39 евро (96,39грв). Кофе я всё же выпил - от стюарда за 1 евро (наверное, растворимый). Это уже был прощальный кофе от него, в Штутгарте пересадка в другой автобус, платформы под высокой крышей. Свой автобус мы немного ждали. Водитель был один без стюарда. Поляк, задумываюсь, по дорогам Германии, может, проще было бы ездить водителю-немцу? Или, если поляк регулярно обслуживает рейсы здесь, живёт он где, здесь, или в Польше?
   Людей существенно меньше, сижу на первом этаже (или этот автобус был одноэтажным), даже успеваю какие-то указатели увидеть. Мелькает знакомое Хайльброн. Может, ошибся? В Хайльброне когда-то жила сестра с мамой, к ней приехал брат Николай с Украины. Потом сестра переехала на юг в Констанц, а брат остался - с работой в Хайльброне было лучше. Город знаменит своими часами, перед первой поездкой в Германию мы с женой смотрели передачу по ТВ об этих часах, могли родственникам рассказать о них. Если б знал, что будем ехать через Хайльброн, можно было встретиться здесь. Но понимаю, что вариант не очень. В Европе практикуется, когда человек покупает билет, например, на поезд, и по дороге в каком-то пункте может выйти, задержаться на денёк, а потом продолжить свою поездку по старому билету. В Хайльброне автовокзала как такового нет, просто остановка, столб с указателями. Должен быть интернет (бесплатный), проверяю, подключаюсь, но он слабый. Успеваю послать смску, дойдёт ли? В Хайльброне кто-то вышел, кто-то сел.
   0x01 graphic
   Совсем короткая стоянка и мы едем в... Штутгарт, но уже без остановки. Решил немного поработать на ноутбуке. Но потом сообразил, вряд ли я ещё когда-то буду здесь проезжать, кроме обратной дороги. Лучше посмотреть эти небольшие немецкие городки, полюбоваться пейзажами. В горных небольших посёлках обратил внимание на заготовленные поленницы дров, июнь месяц, а уже готовятся к зиме. В каком-то городе увидел большой щит с рекламой "Vodafone" (даже на Украине сейчас такой рекламы не увидишь, хотя у меня "Водофон"). Небольшие городки, со старинными зданиями, узкими улочками - как водители больших длинных автобусов умудряются поворачивать на перекрёстках? Мы ехали на юг, сворачивая от основного направления в бок к какому-то городу, высаживали пассажиров, а потом возвращались обратно.
  
   Начало очерков:
   http://samlib.ru/editors/w/wentljand_w_a/putev-ocherki-1doc.shtml
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"