Не уверен до конца, но, как мне представляется, у разговоров о кризисе писательского ремесла очень богатая история. Я так думаю, что начались они где-то в конце каменного века, когда было изобретено писание на бересте палочкой, обмакнутой в ореховый сок - ну или еще какой-нибудь заменитель метода вырубания букв на гранитных плитах и стенах пещер.
- Профанация! - вопили тогда мастистые вырубатели, - теперь в писательство лезет черт знает кто, и топор-то в руках держать не умеющий! Высокое искусство слова гибнет! Кризис, братья! Ну, разве это можно - писать больше чем по букве в день? Это масскультура, под завалом которой будет похоронена культура настоящая...
То есть любое техническое новшество, позволяющее писать быстрее, всегда сопровождается воплем о недопустимом расширении сословия пишущих - ну и о падении качества литературы от этого. Если от новшества скорость увеличивается незначительно, то и вопль поднимается совсем незаметный. Например, замена гусиных перьев сначала на авторучки, а потом на пишмашинки почти не сопровождалась стоном о грядущей от этого гибели литературы, хотя отдельные выступления и были.
Но появился новый могучий инструмент - компьютер. А в нем - страшно сказать! - ворд... Теперь писать может даже тот, кто в эпоху пишмашинок и близко не подходил к бумаге. Таких много, и они пишут. Именно в этом причина теперешнего вопля о кризисе литературы вообще и фантастики в частности - резко увеличилось предложение, вот и все. А теперь - внимание. Ворд - это ведь не последнее техническое средство, позволяющее ускорить процесс писания! Сейчас есть и не менее могучая вещь - интернет.
Еще год назад Валентинов в своем очередном критическом обзоре барственно поморщился по поводу дойниковского "Варяга" - мол, новое слово в писательстве - метод народной стройки. Автор пишет пару-тройку фраз, выкладывает на СИ, сбегаются критики и начинают ругать, хвалить, расставлять запятые...
А ведь это действительно новый метод, позволяющий резко увеличить продуктивность тем, кто писал и до его появления, а также начать писать тем, кто до его появления этим не занимался. Дело тут в том, что автор, как правило, сразу после написания недостатков в своем тексте НЕ ВИДИТ. Текст должен полежать, забыться... Через некоторое время он будет прочитан свежим взглядом и исправлен. Для меня, например, это порядка двух месяцев. Так что без интернета я бы еще мучил примерно пятую-шестую главу своей первой книги... Или просто и не начал бы писать.
Рассмотрим, насколько новый метод соответствует предназначению литературы. Будем считать, что оно состоит в уловлении чаяний народа и донесения их до него же, но в ясном, концентрированном и облагороженном виде. Так ведь именно это и происходит! Народ чает и даже жаждет, но в массе своей ничего написать не может. Но он заходит на сайт, где таких много, и из общей массы уже выдвинулись наиболее смелые. Самый нахальный из них говорит:
- Достали! Все, сажусь писать нетленку, жду критических и прочих замечаний. Готовы? Поехали...
И он садится к клаве, набивает что-нибудь вроде "эх, такую вашу мать, блин" и вывешивает это как начало нового романа. Читатели, вдруг ставшие не только критиками, но и в какой-то мере соучастниками творческого процесса, радостно кидаются предлагать слова, предложения, выражения и даже целые сюжетные линии... Через полгода литература обогащается еще одним творением.
Так что скоро нам предстоит чесать репу по поводу еще одного "кризиса" - обсуждаемый-то, он ведь пока только вордовский.