Аннотация: По городу ходят лемминги. Только один человек может видеть их: Илья - простой, беззлобный парень. Только один... Или нет? На леммингов уже точат зубы!
Придя домой, Илья растянулся на бабкином диване. Нет - сперва включил телевизор, а затем лёг ожидать неизбежного, в ужасе пряча лицо в ладонях.
Вот теперь он абсолютно точно попал.
Телекамера поймала его, как птичку в клетку, чтобы понести по всем улицам напоказ, как на ярмарке. Точнее, по каждой квартире, где смотрят городские новости.
От известности добра не жди. Заговоришь теперь с леммингом, а тот спросит: да ты, никак, тот парень из телека! Нёс какую-то муру про войну, про врагов, а под конец вообще испортил художнику мероприятие - поди, крыша протекает? А то ещё Арт подошлёт кого-нибудь из знакомых пересчитать рёбра предателю.
Жаль, что они не объяснились... Хотя чем Илья, который закрашивал граффити, лучше мужиков, которые сломали инсталляцию? Ничем. Он предатель, всё верно.
Полина, небось, вообще перестанет с ним знаться - решит, что он слишком странный даже для неё. Как её спасать тогда? Позвонить бы ей сейчас, узнать, что крутится в её умной лохматой головушке. Повидать бы: услышать ломкий смех под угловатые жесты - опять дикарь нелепицу сморозил... Одна встреча осталась до экзаменов, а там ещё неизвестно, захочет ли Полина тратить лето на его чудачества или предпочтёт замкнуться в себе - вернее, в своём умвельте, где звучат хриплые песни, а воздух подёрнут не серебром, а серым дымом.
Мышцы горели всё сильнее. Те фанерные щиты только поначалу казались совсем лёгкими.
Тем временем, рекламный блок закончился, и местный канал принялся транслировать кабельные музыкальные передачи. С помехами и шумом, но, по крайней мере, будет на что отвлечься до выпуска новостей.
Cтарый добрый "Фристайлер", где парниша с дредами покорил город нажатием плеера, сменился нежной французской песней. Клип про мультяшную рыжую девочку с овечкой почти убаюкал Илью, но следом включили трек потяжелей. "No sleep until finding the answers", чётко расслышалось в мешанине звуков. Фраза срезонировала. Илья повернул голову к экрану, столкнувшись с острым взглядом черноволосого певца.
Бледный, с угольным контуром вокруг глаз, рокер походил на вампира.
Ну и что? Нельзя же судить сплеча, как те вояки-погромщики. Обычная эстетика, ничего вредного тут нет. Вороньи перья у солиста в волосах - изобретательно, а? Полине такой стиль понравился бы! Глаза, залитые чёрной краской... Ну... Она бы сказала, что это символ внутренних переживаний героя песни, его отчаяния, отстранённости от прочих людей. Жаль его, конечно...
"I"d rather kill myself, than turn into their slave", - выкрикнул парень на экране. Хлёсткий взмах руки - два пальца к виску, к уголку озорного прищура. Выстрел!
Придя в себя, Илья издал нервный смешок. Макушка гудела - он въехал головой в поручень дивана, потому что рефлекторно опрянул. Надо же, шуганулся так, будто стрельнули в него самого, взаправду, в самое сердце.
- Уже в собственном доме нельзя от вашего вороньего умвельта спрятаться, да? - бросил он экранному трагику, пытаясь отшутиться перед самим собой.
К моменту вечерних новостей Илья ощущал бóльшую разбитость, чем на своих ежедневных городских дежурствах. Заслышав долгожданную заставку, он резко сел, отчего поясницу тут же пробрало.
"Скандальное происшествие на открытии нового арт-центра!"
Дальше эстафету перехватила уже знакомая ему девушка-репортёрша:
- Нападавшие уничтожали работы, а один из участников был избит. Как оказалось, среди погромщиков имелись члены клуба исторических реконструкторов. Один из них задержан, по показаниям избитый оскорблял его...
Илья ожидал, что сейчас выведут кадры побоища, но вместо этого на экране возникло начало выставки: безобидные картинки с первого этажа. Только затем - съёмки со второго. Крупные планы на больную живопись. Вон зацепили Арта, он при виде оператора тут же натянул пёстрый капюшон по самый подбородок. Дружелюбный голос репортёрши - перечисление фамилий. Крупный план на эксперта-концептуалиста в очках.
Вот сейчас.
Сцена сменилась. Теперь на экране топтали изрисованные холсты.
Вот-вот. Ну же, скорее, не мучайте!
Однако на экране вновь появилась студия, и милая дикторша сообщила:
- Свои комментарии даёт главный редактор журнала "Культурное обозрение".
- А как же... - озадаченно проговорил Илья. Куда девали его комментарий-то?
Теперь показывали крашеную в блондинку женщину при костюме. Выражением лица она напоминала Анну Авдеевну один в один. Нарочито уверенное такое лицо.
- Нападение исторического кружка - с позволения сказать, ролевая игра. Эти люди ведут себя так, словно им известны представления древних людей о патриотизме и праведности. Однако что такое патриотизм, как не очередная ролевая игра, ха-ха... Ни один истинный патриот не воспротивился бы против этой выставки, явно посвящённой... Э-э... Хрупкости человеческой души под давлением тоталитаризма!
- Чего? - пробормотал Илья, чувствуя себя последним дураком. Он не меньше часа пробыл в арт-центре, но ничего подобного не заметил.
"Директор кружка реконструкторов не согласен с таким мнением..."
Очень усталый человек, потирая тонкую переносицу, отмахивался от микрофона, говоря:
- Не все эти люди - наши участники, и вообще за пределами клуба они могут заниматься, чем угодно. Хулиганская выходка? А выдавать политпропаганду за живопись - не хулиганская выходка? Мы ещё сами в суд подадим, вы не волнуйтесь!
Илья только сейчас понял, что ни поступок, ни речь его в репортаж так и не попали. Их вырезали. Канули они в никуда, в тектоническую щель между расходящимися плитами воззрений.
Кит журналистики отцедил насилие и полакомился им, а всё остальное выплюнул.
Дальнейшая экранная болтовня уже не интересовала его. Оставив телевизор включённым, он отправился на кухню сделать себе перекус. Когда он снова вошёл в комнату с тарелкой бутербродов, показывали старенькую женщину музейного вида.
- Отрицая всё былое, можно только перевернуть его! От этого акта не рождается ничего нового! - убеждала она, дрожа подбородком.
"А вот что говорит редактор журнала "Кутч", который сам только что вышел из милицейского отделения: его, пострадавшего от фанатика, обвиняли в провокации конфликта..."
Канал, похоже, вцепился в возможность забить эфирное время. Между комментариями снова и снова проскальзывали гнилостные картины, заснятые до разгрома.
Одно радовало: вместе с Ильёй из репортажа вырезали разрубленные иконы. Представить жутко, что эксперты взялись бы оправдывать ещё и это, а прилипшие к экранам зрители сопереживали бы им. Вместо одной уничтоженной копии-символа - десятки тысяч, сотни!
И не сто человек, а как минимум сто тысяч побывало на выставке сегодня благодаря новостям о разгроме.
- Они все хотели как лучше, - пробормотал Илья с досадой. - Просто ни те, ни другие не знали о хищнике. Как пришло в голову, так и действовали! Бесполезная передача.
Лучше бы в новостях рассказали про неправильный воздух, про исчезающего кота, про дуделку эту металлическую.
Про хищника, ведущего за собой крыс.
- Значит, Глеб Кобра тебя зовут? Все нужные приходят, да?
Илья поднялся, опираясь на перила дивана, чтобы пройти к окну и сесть за письменный стол. Хищник начал интермедию с каких-то совершенно диких утверждений, а потом была перекошенная музыка, лемминг шагнул вперёд... Что же ещё, что же, дай Бог памяти, ведь всего часа три-четыре минуло, а в голове ночной туман. Будто воспоминания не хотят, чтоб их помнили.
Лазоревый свет из окна падал на тетрадь, стремительно тая.
Как назвал Кобра ту силу, что всех собрала? Незнакомую тягу, которая то исчезала, то вновь появлялась с тех пор, как Илья вошёл под арку.
Жидким цементом по воле, нитками по ногам, штормом в спину.
Фатум!
Записав в тетрадку всё, что удалось вспомнить, Илья включил настольную лампу и приписал на полях:
"Енле сказал - сила помогла встретиться".
И подвёл стрелкой к заключительным словам Глеба.
Кобра играл на панфлейте. У Шамана - интересно, как его зовут на самом деле? - тоже был музыкальный инструмент. Дребезжалка такая.
Гипноз? Но реконструкторы не слышали музыки. Разве что она расходилась волнами где-то превыше обычных звуков. Подобно... да, серебряному звону.
Ритуал с панфлейтой повлиял на людей с той стороны, на которую они не обращают внимания. Перестроил их вектор движения - и привёл туда, куда хотел Кобра. Это ведь он управляет "фатумом", не наоборот?
Куда в следующий раз хищник поведёт уязвимых - на крышу?
Надо попытаться убедить профессора, что это правда. По крайней мере, похоже на правду. Скоро конференция, и если Титарев раскроет другим важным дядькам глаза на вражий способ ловли леммингов, то победа окажется в руках!
Иначе не выйдет ничего. Даже если Кобру арестуют, хищников ещё как минимум двое, а вероятно, больше. Нужно именно уведомить людей об опасности. Пусть каждый начнёт следить за собой и за близкими! Достаточно чуточку вслушиваться, вот как Илья слушает серебряный звон. Ну и молиться ещё - или не обязательно? В любом случае, похоже, что после такого объявления лемминги окажутся в безопасности! Наконец-то!
Но как объяснить свою идею, чтоб она выглядела по науке? Илья склонился над черновиком, пытаясь изобразить стрелку вектора, усыпанную греческими буквами в качестве параметров неясного рода. Всё-таки жаль, что нельзя звякнуть Полине...
Так он сидел, пока глаза не начали слипаться.
Не обойтись ли сегодня без вечернего молитвенного правила? Ведь так ноют перетруженные мышцы! Да, после того, как он с риском для себя выступил на защиту икон - пожалуй, можно.
Отходя ко сну, Илья краешком сознания ощутил, будто кто-то зовёт его. Но другу или врагу принадлежал зов - не разобрал, соскальзывая в негу несвязных сновидений.
Наутро он не покинул квартиру сразу после завтрака. Спине полегчало, но позвоночник ещё ныл. Кроме того, манил телевизор: не как соблазн, а как зелёный огонь светофора. Илья решил задержаться, чтобы глянуть, не скажут ли в утренних новостях чего нового об инциденте в галерее.
Вопреки ожиданиям, новостная передача оказалась на редкость скучной. Сообщали о каких-то политических баталиях, тенденциях в сельском хозяйстве и нашествии стрекоз - обалдеть как важно. Илья слонялся из угла в угол, по мелочи приводя комнату в порядок. Хотелось прибраться, но любой наклон отзывался в спине ноющей болью. Было минут десять девятого.
"Мы прерываем передачу для прямого включения из соседней области. Поступила информация о чрезвычайном происшествии", - жёстко и внятно произнёс диктор, который минуту назад с юмором комментировал стрекоз.
Илья чуть не уронил на пол чистые рубашки, которые доставал из шкафа на смену слишком плотным для конца мая водолазкам.
"На этом самом месте полчаса назад групповой суицид совершили три человека. Не выжил никто. Есть ли связь между их поступком и тем чудовищным событием, которое потрясло страну менее двух месяцев назад?"
Илья знал ответ на этот вопрос.
Набирая номер профессора, вслушиваясь в гудки, он гадал об одном: кто указал дорогу к Бездне этим троим? Кобра ещё вчера днём был здесь, он не мог добраться до соседней области так быстро, окопаться там и собрать жертв.
Только положив трубку, Илья вспомнил. Вспомнил - и рывком выдвинул ящик, запуская руку в самый дальний угол, где таилась зловещая находка. Перед глазами стояли: торопливый взмах руки с часами на запястье, спешка, дорожная сумка. Енле!
Ало-чёрный значок куснул его ладонь булавкой, отправляясь в карман джинсов.
Глава анти24. "Если твоя тень..."
Мы встретились у Кобры в гараже. До десяти утра я шаталась по округе, разрисовывая всё, до чего дотягивалась. Потом Глеб наконец проснулся и впустил меня.
Внутри оказалось прохладно и сыро. Горела единственная лампочка на тонком проводе. Она свисала с потолка, облекая в болезненную желтизну заваленный инструментами стол и ещё один, свободный - с чайником, кружкой и настольной лампой. Под столами и на полках виднелись в полумраке всевозможные банки с порошками, растворами, мотки проволоки и бинтов, разные щётки и скребки. В срезанной пластиковой бутылке из-под "Виноградного Дня" засыхал вместе с кистью клей. Большую часть места почему-то занимала чугунная ванна, вся в сколах. Видимо, тут Кобра отмывал шкуры.
Стоял запах формалина, уксуса и ещё чего-то беспощадного - между органикой и нежизнью. Запахи будто напевали о неизбежности.
- Ничего себе, - сказала я, садясь на край ванны, чтобы как-то завязать разговор. Я второй раз видела Кобру вживую.
Глеб сидел на низкой раскладушке, расставив ноги, одетый в одну из своих клёвых курток, но поверх перемазанного спортивного костюма. Над раскладушкой висела картинка, распечатка средневековой гравюры: дитя толкает мяч в обрамлении ленты-девиза. "El mondo va sottosopra" - эта фраза по его блогу часто гуляет, означает "Мир становится вверх тормашками". Вот она откуда.
Глеб смотрел в телефон.
- Лисичество прислал три сообщения, - сообщил он наконец. Голос спросонья похрипывал. - Что у тебя?
- Только то, которое я пересылала вечером. Это где про тень.
- Княгине, видимо, ничего не приходило - она бы написала мне, если что. Ну, я ей тоже говорить не стал. Она же такая восприимчивая, знаешь. Вот тебе - можно, хоть ты и младше.
Мне стало лестно.
- Отважная маленькая душа, хищное дитя, сестрица Наяда, - продолжал Кобра задумчиво, протянув руку к моим волосам. Он провёл пальцами по одному из хвостиков.
"Поинг!" - раздалось со стороны дверей гаража.
Зря-Чей отнял от губ варган, входя внутрь. Как обычно, он возник из ниоткуда, чтобы после снова уйти в неизвестность, взмахнув плащом. Сегодня за спиной у него висел рюкзак.
- Тесна плоть, убивает свободу духа. Клети её достойна лишь чернь, великий же обескровит плоть, - сказал он вместо приветствия.
- Плоть нам дана, чтобы безумствовать, доводя её до предела возможностей, как струну. В этом песнь, испепеляющая до нигредо, - ответил Кобра, вставая с табурета. Потом, подумав, добавил:
- Две змеи на кадуцее должны объединиться, да свершится путрефакция.
Зря-Чей щёлкнул языком.
Я, навострив уши, ловила каждое слово из их обмена мистическими тайнами. Пока было непонятно, к чему это они, но в будущем Бездна обязательно прояснит мне. Слова прорастут видениями, и я позна́ю.
Потом Зря-Чей повернулся ко мне и спросил:
- Так что он тебе прислал? Чего ж ты сразу не переслала кому-то из нас?
- Деньги кончались, а она не хотела пополнять. Ей и так кажется странным, что я много расходую. Унизительно. - Пальцы мои промахивались по кнопкам "мотороллы", так сильно я торопилась открыть то самое сообщение.
Вот он, конвертик прочитанной эсэмэски, где значилось чёрным по зелёному:
"Esli tvoya ten" norovit vystrelit""
Латиницей Лисик писал ради экономии объёма и денег. Я не стала прокручивать дальше - я и так наизусть выучила, что там:
"Если твоя тень норовит выстрелить в тебя - это не твоя тень."
Мне представился подлинный облик Енле - химической лисы, прожорливо разъедающей всё вокруг своим присутствием. Подлинное "я" - это тень, что волочится за людской оболочкой хищника, равно как подлинный свет является мраком. А теперь Енле пишет: "Это не твоя тень". Вот те раз. Чья же ещё?
Зря-Чей тяжело взглянул на Кобру.
- Из-за этого у Лиса не удалась охота?
- Скорее, это он свой провал так описывает, или то, что привело к провалу. Что-то же должно было ему помешать? Я себе вообще представить не могу, чтоб наш Лис добровольно отказался от охоты. Это же не один из твоих обращённых, которые мнят о себе невесть что, а при первом же сражении за развитие - сливаются. Без твоего товара их в медитацию пинками не загонишь, что уж говорить о серьёзных делах.
Зря-Чей сбросил рюкзак, тяжело стукнув об пол, сел, стал разбирать содержимое. Потревоженные глаза на полах плаща вытаращились на меня.
- Ты несоизмеримо выше их, брат Кобра, не спорю. Однако же, тебя эти средства могли бы вознести ко пределам, которых не знаешь даже ты.
- Не надо меня вшторивать, меня и так плющит, - поморщился Кобра.
Я одобрительно хмыкнула. Идея о том, что в некоторых представителях черни можно с помощью наркотиков пробудить связь с Бездной, казалась мне чуть ли не кощунственной. А даже если так - нам-то зачем эти костыли? Только марать чистейшую смолу нашей крови.
- Как знаешь. - Зря-Чей выкинул из рюкзака несколько засаленных книг, раскрыл одну. Страницы оказались с вырезанным квадратом посередине. Из этой ниши он извлёк два прозрачных пакетика с белой сыпучей начинкой на дне.
- А трава? - спросил Кобра недовольно. - Типы с реп-точки просили травы.
- Потерпят. Так что там с Лисом?
- Я пытался ему с утра звонить, он отбился. Ну, я решил тебя дождаться. Ща попробуем снова.
Он поклацал кнопками и приложил трубку к уху. Я вцепилась в ребристый край ванны до боли в костяшках. Одна мучительная минута, другая... Наконец, Кобра торжествующе оскалился, и я поняла, что трубку всё-таки подняли.
- Я слушаю тебя, Нижайшество. Что стряслось с остальными шестнадцатью? Что тебе помешало?
При этом он кивнул нам и нажал кнопку громкой связи. Голос Енле, искажённый шумами динамика, заполнил гараж. Он сказал:
- Меня всё время мучает один вопрос... Напомни, змеиный братик, почему мы это делаем?
Такого вопроса никто из нас не ожидал. От Лисика-то? Даже округлое лицо Глеба вытянулось. Тем не менее, он твёрдо ответил:
- Ради нашей любви. Любви и свободы.
- Мы любим то, что знали от начала, но это лишь означает, что мы не имели выбора. Типа, ты никогда не задумывался, чем на самом деле мы отличаемся от людишек, которые принимают на веру всё, чему их учат? Мы вообще отличаемся?
- Конечно. Мы переживаем такие глубины, какие черни даже не снились. Да хотя бы, блин, воспоминаниями отличаемся! Ты о чём вообще, Лис? Ты же помнишь себя - вне плоти, в смысле.
Резкий смех оборвал Кобру. Я сжалась. Енле никогда никого не перебивал, он впитывал звуки наших голосов и потом уже говорил сам. Потому что он любил нас! Но сейчас из трубки рвался колючий смех, а отсмеявшись, Лисик сказал вот что:
- А то ты не знаешь цену переживаний! Добыча, когда моя песнь манит и гонит её, тоже ведь... Переживает... Я тут подумал, Кобра: ведь мясные бегут за нами не потому, что мы лучше их. Просто мы им показываем настолько яркие картинки, что унылые людишки в последний раз ощущают себя живыми, пусть даже образы обещают им смерть.
- Ну-у, да. - Глеб почесал подбородок. - Вполне укладывается в дело переворачивания мира. Мертвенное в роли жизненной энергии.
- Допустим. А теперь слушай внимательно. Помнишь, что я писал про тень? Вот скажи, Глеб, только поразмысли хорошенько: как я могу знать, что это МОИ переживания, а память об исконном - МОЯ память?
Прежде, чем Кобра вымолвил хоть слово, Енле захохотал пуще прежнего. Потом вдруг оборвался и отчётливо сказал:
- Понимаешь, я жить хочу. Сам за себя, а не так, чтоб меня за нос водили. Свобода... Я тут начал кое-что проверять, но вопросов меньше не становится. Ересиарх желает сегодня честных ответов! Ах, что за ирония!
- Не дури, - неуверенно сказал Кобра. - Все ответы и так в глубине твоего сердца. Не хочешь, чтоб тебя водили - это как понимать? Фатум, видите ли, не по вкусу. Тебя что - удел черни соблазняет?
- Отстань! - взвизгнула трубка и загудела. Енле оборвал связь.
С полминуты Глеб обалдело смотрел на телефон. Вдруг он напустился на Зря-Чьего.
- Блин, вот почему вы затеяли жертвоприношение именно сейчас? Закончилась бы выставка, я бы с ним отправился. А ты чего не поехал вместе с Лисичеством, а, Глазастый?
- У меня были дела, - невозмутимо ответил тот.
- Дела... Знаю я твои дела. Подождало бы твоё барыжничество, ничего бы не случилось!
Зря-Чей сморщил лицо так, что плоский нос стал на мгновение похож на клюв.
- Что тогда будешь толкать своим позерам, Кобра? Одними заказами на шкурки у нас не прокормишься.
Глеб вскинулся, словно ему пощёчину отвесили:
- Да чхал я на это всё! Если для дела надо, могу хоть под забором спать. Какая разница, если всё скоро кончится? Рывок напролом, сорванной пружиной сметая всё на своём пути - только это ценно для потомка Бездны!
На Кобру смотреть было страшно: тяжело дыша, он раскраснелся до пота. Но Зря-Чей держался совершено спокойно. Покрутив в пальцах одну из своих бусин, он примирительно сказал:
- Не будем паниковать. Он сделал главное.
- Главным было напитать его досыта, чтобы дальше он мог рвать реальность уже глобально. Но три человечка, это же что же... Это же на один зуб. После такого нам придётся действовать быстро, пока система не отследила закономерности, а Ересиарх там тупит чего-то. Говорил же я, что он больше на слова годится, на творчество.
- А вот и нет.
Мы уставились на Зря-Чьего, который раскачивался на пятках с довольным видом.
- Судя по новостям, система уже заподозрила, что суициды связаны друг с другом. Но нам, Кобра, это лишь на руку.
- Это ещё почему?
- Потому что теперь об этом будут говорить. Говорить и думать. Мысль о толпе самоубийц прошьёт толпу ныне живущих. Вообще говоря, существование эффекта Вертера - доказанный и давно известный факт. Терпение, Кобра! Наша эпоха грядёт в любом случае, как шторм, сметающий беспечные стаи жирных городских голубей. Мясные фигурки начнут имитировать нас, облачаясь в чёрное и раскрашивая лица потёками смолы. Тяга к смерти будет считаться почётной. Пробуждаться на каждом шагу станут наши братья и сёстры, сейчас вот у нас один Лисичество - а через время десятки лисьих отпрысков помчатся, заметая следы, сквозь тлен людской. Кобра, ведь Фатум мудрее нас с тобой. Как всё совпало - так и должно быть.
- Слушай, ты прав. По тому же принципу с выставкой получилось - благодаря разгрому по всем каналам раскрутились образы античеловечности. Честное слово, я сам офигел в первую секунду, когда эти психи ворвались, но напряжение в Фатуме стояло такое, что неслучайность была очевидна. Какая во мне пульсировала мощь! Воздух дрожал! - Кобра прижмурился от наслаждения. - Да, думаю, у Енле сейчас похожая ситуация, вот он и запаниковал с непривычки. Ничего, скоро оправится.
- Но Лисик говорил с таким страданием, - осмелилась вставить я. Зря-Чей дёрнул плечом.
- Наяда, детка, когда он не страдал? Надрывность - его топливо.
- Нет, - задумчиво сказала я. - Обычно в его истериках есть катарсис, он себя ими не отравляет, а через них отторгает всё сущее.
- Священная тяга к прогрессу, - подтвердил Кобра.
- Да. А сейчас не то... Я же слышу. Он будто в стену упёрся.
Зря-Чей повернулся ко мне. Словно он мог взглядом сжечь моё лицо, обнажив всё настоящее, что томилось под ним. Каждый нарисованный глаз на его одежде хотел того же.
- Рождение имаго из личинки болезненно, Наяда. Боль это то, что возникает, когда достигнут предел наслаждения. Личинке может показаться, что она умирает, ей будет страшно, горько... Тебе ли не знать, маленькая? Впрочем да, ты пока слышишь только предвестья в эфире...
У меня похолодели кончики пальцев.
- Не только слышу. Я выражаю... Я танцую поверх людских слов. Знаешь сколько я всего понаписала на стенах, пока школу прогуливала? Тебе как раз будет с чем работать. Даже случайностям нужно какое-то сырьё, чтобы случаться - а без них античеловеческие веяния безумия будущим жертвам не так легко воспринять. Теперь они побегут бодрее, я права?
Лицо многоглазого шамана исказилось упоением. Запрокинув голову, Зря-Чей разразился клокочущим, ухающим смехом, вскинул к потолку руку, в которой зажат был варган:
- Верно, маленькая!
- Ну ты крутая! - восхитился Кобра. - Просто офигевшая! Я вот уже пару недель ничем, кроме той инсталляции, не занимался.
- Это вы ещё главного не знаете. Я нашла нам место.
***
Мы с Коброй стоим на мосту.
- По-моему, всё отлично получится. Мост будет как бы проводником, указующей стрелкой, - объясняю я свой план. - Потом мы все шагнём вон оттуда. Только надо, чтоб внутрь попасть было несложно.
- Сделаю, - кивает Глеб. - Погоди, что значит - мы все?
- Я и мои девятнадцать. Так будет красивее всего, Кобра! Я-то не смогу потом просто уехать, как вы с Глазиком. А в городе меня обязательно спалят или схватят.
Глеб отворачивается и долго глядит поверх перил в одному ему известные глубины, сунув руки в карманы.
- И что потом? - спрашивает он. - Кто будет раскачивать этот мир, если ты уйдёшь сейчас? Зря-Чей, вон, прекрасно справился со своей добычей без радикальных мер, хотя и не без моей помощи. Если спалишься, гм... Нет, на тебя не навесят, они представить не смогут, что школьница могла бы такое провернуть. Ну, скажешь, что пошла из любопытства, в конце концов, а организатор действа погиб вместе с остальными... Не торопи события, Наяда, разве таков твой Фатум? Не ты одна хочешь Домой, - добавляет он, вновь протягивая руку к моим волосам. В его пальцы навеки въелся запах формалина. - Но зачем, если скоро Дом будет здесь? Нам даже страдать не придётся. Пусть страдают те, на ком земная грязь.
- Мне тесно так, - жалуюсь я, утыкаясь лбом ему в ладонь. - Хочу измениться. Изменения рвутся из меня, и я не знаю, что делать, как их воплотить...
- О, ты изменишься. Одна славная охота - и ты познаешь то, чего сейчас представить не можешь.
Зрачки Глеба на миг расширяются, он по-змеиному быстро облизывает губы:
- Потом, разве Лисичество простит мне, если я тебе позволю вот так всё закончить? Нет, он этого не одобрит.
Моё сердце пропускает удар. Кобра напевает:
- Ты не умрёшь раньше, чем я, девочка-яд...
Бархатный голос, низкие струны.
- Я б вот тоже не одобрила, если бы он ушёл слишком рано, - признаюсь я тихонько.
- О нет, Лисичество не такой, - усмехается Кобра, поглаживая меня по голове. - В нём больше любви, чем даже во мне. Он обожает нашу охоту, нашу стаю, даже чернь любит. Он радуется, когда видит, как смерть очищает людишек - такие, говорит, трогательные сразу становятся, такие настоящие!
- Фу...
- А что, он вполне себе прав. Как ни крути, мы в итоге для всех сделаем лучше, не только для себя. Мы же расшатываем этот стазис, тупняк этот людской. Когда Фатум придёт к завершению и Бездна возвысится - вообще никто не сможет стагнировать, как привык, ибо наступит полная свобода для всех и каждого. Бесконечные мутации душ и бесконечное развитие...
На последних словах Кобра с шумом втягивает воздух, словно пробуя на язык - довольно ли мистической гари? Он шагает к перилам, опирается на них, глядя вдаль. Ветер треплет его капюшон.
- Я другого никак в толк не возьму, - признаётся он. - Что нашло на Ересиарха? Он учуял что-то, что увлекло его больше охоты. Что за странный поворот Фатума и как он отразится на всех нас, хотел бы я знать, а самое непонятное - почему я ничего не ощущаю?
- И правда...
Когда в планах Бездны происходит поворот, а Фатум предуготавливает нам новые цели - мы это чувствуем. К тому моменту, как понадобится действовать, мы уже напитаны образами нужных направлений, уже мутируем, отращивая новые клыки и когти, чешуи и жвалы. Пока чернь начнёт что-то замечать и суетиться, мы уже, словно саранча, оставим за собой выжранные земли ментальных пространств.
Но сейчас наш собрат взращивает в себе нечто новое - а для нас ничего не изменилось.
- Думаю, стоит подождать, и всё прояснится. Возможно, Лисичество экспериментирует с чем-то непостижимым сейчас. Да... - Кобра выдыхает с шипением. - Точно, эта небольшая добыча - не провал охоты, а лишь аперитив перед основным лакомством! Он ещё отведёт девятнадцатерых на выход. Уверен, он сейчас ищет путь получить больше, чем нам было дано поначалу.
- Здорово!
Кобра отлипает от перил. Запустив руку в один из бездонных карманов штанов, он выуживает оттуда массивные кусачки, а ещё - я распахиваю глаза пошире - очень крутой маркер в металлической оболочке.
- В нём масляная краска. Промышленный, как раз чтобы по всяким железякам мазюкать.
- Вау!
- Оставь себе. Я пока на той стороне разберусь с забором.
И мы приступаем к танцам с металлом - каждый к своему.
Маркер действительно отличный. Плотное жало размазывает жирную, густую краску, не спотыкаясь о неровности. Мой канцелярский на спирту уже бы расквасился в лохмотья, а этому хоть бы что.
"Чёрный дом мироздания отрывает нам тормоза"
"Не забывай, кто ты есть,
Не забывай, кто тебя ест"
Чем дальше я отхожу на ту сторону моста, тем призывнее мои слова. Начинаю с общего ощущения, а завершаю конкретными действиями.
Впрочем, меня хватает где-то до середины. Наскоро малюю наши символы на подпорках, несколько стрелок - и бегу к Кобре, напевая одну из новых песен, которую он мне скидывал недавно по локалке:
"Мы даём вам смысл, Мы ваш разум стираем, Мы продаём вам мысли, И вы платите раем."
Так я пытаюсь приглушить единственную фразу, которая крутится в голове, затмевая все остальные. Стуком в висках:
"Если твоя тень..."
Судя по разговору, Лисичество назвал тенью свою хищную личность. Не человеческую персоналию, которая нарастала на каждом из нас до пробуждения, а подлинную нелюдскую душу. Так отчуждённо - о самом себе? Почему?
Кобра возится с рабицей. Он перекусил инструментом несколько проволочных рядов и теперь с усилием отгибает кусок забора. Получилась дверца почти в человеческий рост.
- Ну-ка, попробуй, - велит он мне. - Сможешь сама отогнуть? Думаю, до поры нужно замаскировать дыру.
- Не-не-не, пусть будет! Те, кого приманят сладкие словечки, должны заранее знать, куда им идти!