Рашевcкий Михаил ака Мых : другие произведения.

Некоторые замечания к конкурсным работам и Критерии оценивания Бд9

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    сбствнно


Критерии оценивания конкурса БД9, а также некоторые замечания к конкурсным работам

  
   Что ж, давайте познакомимся.
   Зовут меня Михаил Рашевский. Псевдоним/ник, как принято у нас в Таверне, - ака Мых. Зелёный гоблин из рода "ака". Или просто Михаил Рашевский, человек, украинец, живущий в Киеве.
   Как вам будет угодно.
   Меня пригласили принять участие в конкурсе БД9 в качестве жюри. Я согласился, и теперь придётся нам с вами как-то сотрудничать. Общаться. Через ваши произведения и моё частное мнение на них.
   Зачем люди приходят на конкурс? В большинстве своём для двух вещей: либо принять участие/потащиться/пообщаться/поднять посещаемость собственного раздела; либо они соревнуются в силе своего графоманско-писательского дара.
   Если ради участия, то мнение на ваш рассказ вам по идее не особо важно. Засим если моя оценка вашего творчества будет не совсем лицеприятна, то она должна быть вам по барабану.
   Если ради выигрыша, то вы по идее должны подать на конкурс одно из самых сильных своих произведений. Иначе - смысл?
   К чему я подвожу? Вы на конкурс пришли если не в бирюльки играть, то честно соревноваться. У кого "графоманское пузо" круче?
   Как по мне, то "круче" будет у того, кто сумеет использовать свой писательский дар на все сто процентов. То есть сочетать нетривиальный или неизбитый сюжет с удачной подачей материала в качественно оформленной обёртке. Иными словами в хорошем как по мне рассказе должны присутствовать такие вещи, как интересный сюжет, не дающая оторваться текстовка и плавный, ровный (или нетривиальный, образный) язык.
   Жюри - такие же люди, как и все СИшники. Они приходят с работы, возятся с домашними, готовят есть и моют посуду... А вечером они садятся у компьютеров, чтобы вновь - работать! С вашими текстами. Так сделайте их работу приятной! Ведь нет ничего приятней прочитать увлекательный текст, написанный грамотно и интересно!
   Ну так вот. Основное я уже изложил. Осталось упомянуть об обзоре. По правилам конкурса я не обязан писать обзор. Я и не буду - на всех. Но на тех, кому хочу сказать пару/сотню/тысячу слов - напишу. Те работы, которые не зацепили - зачем на них тратить время? Впрочем, отсутствие пространного комма может распространяться и на чудесные, великолепные работы. Не умею долго хвалить и восторгаться. Но, конечно, сообщу.
   Да, не принимаются отмазки типа "Ой, не успел". Чушь. О конкурсе БД сообщается задолго до начала оного. Темы НЕТ. Засим у вас абсолютно развязаны руки. С недоделками - в сад.
   Два раза одну и ту же работу ("Я там концовку исправил, прочтите пожааалуйста") не читаю. Только в случае очень спорного момента, возникшего в процессе конструктивного спора с автором. Можете обратиться после конкурса, хотя опыт показывает, что у конкурсантов память короткая.
   Что ж. Критерии, пусть и пространные, приведены.
   А вам всем - удачи в писательском соревновании!
  
  
   Обзор конкурсной группы
   Сразу несколько пояснений.
   Я не собираюсь делать обзор на все рассказы, об этом уже говорено. Только на те работы, которые зацепили. Хорошо или плохо зацепили. А может вывертом сюжета. А может стилистикой.
   Да и не обзор это будет. А вот именно - заметки по ходу прочтения.
  
   Для пущей чистоты восприятия текста скачал работы с анонимностью.
  
   А, кстати, я параллельно с чтением ваших рассказов буду вести эдакий заметочный дневничок, в который буду заносить прикольные выражения или смешные выверты в работах авторов. Что-то вроде "Бочонка интересного содержания" достославной Вредной Команды.
  
   Понеслося.
  
   Вторым прочитанным рассказом на конкурсе оказалось повествование о некоем райском месте. Нет, нет, я не буду разбирать сюжет, содержание... честно говоря, оно того не стоит. Достаточно сказать, что подобных сюжетов в литературе было уже пруд пруди. Помню, ещё в 80-е года читал в ЮТе произведение какого-то мэтра фант.рассказов. То ли Шекли, то ли Пола Андерсена... неважно. Но там тоже была планета, где воплощались страхи. И таких произведений читано - много.
   Я хотел лишь на примере этого рассказа показать, как сейчас начинающие писатели относятся к подаче материала, к обработке имеющейся информации и задании правдивой мотивации своих героев.
   Итак, полгода космический корабль бороздил просторы мирового галактического океана, пока, наконец, не обнаружили странную, но очень привлекательную планету земного типа. В рассказе не говорится о предварительных исследованиях планеты, но можно предположить, что экипаж высадился не наобум, а первоначально собрал информацию о составе атмосферной среды, наличии вредоносных бактерий и т.д. Хотя, последнее, кажись, на орбите сделать невозможно. Только взяв пробы непосредственно с планеты. Воздуха, воды, почвы, органики. Самим исследователям при этом надлежало быть в костюме полной биологической защиты. Во избежание, т.с.
   Но как поступают герои рассказа? Высаживаются на планету. И тут же без скафандров гуляют по поверхности, заходят в воду, ничему не удивляются. Влияние некоего наркотика, распылённого в атмосфере? А как же химанализ? Скажете, а зачем? Но ведь это исследовательское судно. Кому как не экипажу знать назубок все меры предосторожности и так далее. Но они ведут себя крайне необдуманно. Непродуманно. Автор решил реализовать обросшую мхом задумку, но при этом описал очень, очень глупых и недальновидных людей, которых зачем-то послали в космос. Зачем посылать глупых? Не пошлют, это слишком дорогое "удовольствие". А вот автор... нда.
   При этом складывается впечатление, что ракета на поиск новых миров была отправлена в году эдак 1950-ом. Иначе как объяснить, что связь не онлайн, а лишь через 20 минут? Что у экипажа нет общей связи между друг другом? Что не ведётся постоянное наблюдение за перемещением по поверхности? Уже в конце 80-х прошлого века в фильмах можно было увидеть, как ведётся пристальное наблюдение за состоянием здоровья экипажа, высаживающегося на планету. Я о фильме "Чужие". Здесь же... Словно написано в середине прошлого века.
   И так далее, и тому подобное.
   То есть автор поленился рационально продумать технику и технологию команды исследователей. Пустил на авось. Типа "пипл схавает". Пипл, знаете ли, разный бывает.
   Скажете, всё, о чём шла речь - не главное, а главное - идея рассказа? Но если антураж подан так и повествование ведётся так небрежно и нереально, то как можно поверить рассказчику?
  
  
   А вот ещё прочёл один рассказ, который назывался Дневник Ёльфа.
   И вдруг словил себя на мысли - а до чего же много развелось сейчас людей, которые пишут что-то, что называют литературным произведением, даже рассказом. Называют рассказом тот набор букв, который сумели сочетать в слова, слова разделить знаками препинания, а потом и абзацами. Набор букв, который так набором букв и остается. Прочитал - и просто потратил время. Ведь ничего, ничего этот "рассказ" не принёс. Заставил потратить время на его прочтение - да. Тупо потратить время. Но и только. Ведь нет тут ничего. Ни сюжета, ни развития оного, ни выводов. Скажете, а зачем, ведь это типа дневник. Скажете, да есть же - вон, 80-летний обалдуй вдруг за одно лето становится мужчиной. А я вам отвечу: в этом рассказе есть единственное интересное допущение: наконец-то я увидел произведение, где эльфы работают. Пусть с рабами, но и сами. Всё остальное, увы, блажь и фикция. Стилистика на нуле, правдивость тоже. Ни тебе игре на эмоциях (а ведь каждый день должны быть разные настроения, ведь разное с ГГ случается, а засим и разные стили написания сообщений - длинные и нудные или рваные и торопливые), ни тебе маломальских описаний или "страшных тайн", как это обычно делается в дневниках. Фигли, скажете вы. Это юмор, зачем так серьёзно к юмору относиться. Юмор? Ой ли. Вы смеётесь над текстом рассказа? Честно, действительно? Унылый ведь текст, юмора, натянутого, "иронического фэнтези" - кот наплакал. И гляди ты, всего 80 лет, а любовь как первая, а самогон пить не умеет, а ведёт себя как действительно оболтус 15-летний. В общим, рассказ по сути пустой, никудышный.
   Ну зачем он, зачем его написали? Таких, кстати, на конкурсе - ОЧЕНЬ много. Пустых.
  
  
   Хм... Всё-таки на этом конкурсе не всё так плохо. Вот, недавно прочёл классный рассказ Погремушка для робота, а теперь вот проглотил До ниточки. Хорошо, что не вижу имён тех, кто написал, хорошо... Хорошо то, что узнаю их, когда буду проставлять оценки. Хорошие оценки. Умеют зацепить за живое. Умеют писать. Да, не всё так плохо. В ночи мерцают искорки домов, где ещё не спят, где примут, обогреют и дадут провести ночь. Хорошо, что такие люди есть.
  
   А вот ещё один мастерски скроенный хоррор - Иностранный сотрудник. Блин, я аж весь распереживался за неведомого, неизвестного да и ненужного мне виртуального человека, который непонятным образом (душа, душа уцелела!) сумел "воскреснуть" после смерти и бальзамирования тела. Вся его борьба с непослушным телом, все его телодвижения, принимаемые за естественные движения тела трупа... Это было страшно. Но и захватывающе. Сумеет? Нет? Неужели выкарабкается? Но нет, "справедливость" восторжествовала. Прах к праху. Второй слой расска - Этих кремлевских без кола не угомонить - тоже удачно вплёлся. Вплёлся - и перевёл ещё на один уровень вверх смысловость. Классный хоррор!
  
   И Почтальон, так похожий по духу на мой прошлогоднеБДшный рассказ...
  
   А вот ещё один интересный рассказ. Мистика О стеклянных человечках. Меня он не потряс, нет. История обрывается, там много непонятного. Это не та японская хоррор-мистика, которую я люблю за недосказанность и полёт мысли. Но в то же время есть там нерешённая загадка. Она не пугает, не холодит, лишь заставляет пожать недоуменно плечами. Да и не в ней дело, не она зацепила конкретно. Стиль написания заставил насладиться произведением. Да-да, стилистика тут сыграла свою партию. Образные описания, неожиданные сравнения... Вкусно. "Съел" с причмокиванием. Хоть и не высока оценка, зато от души.
  
   Нельзя не отметить рассказ Космолёт. Настроившись на ритм рассказа, с трудом убеждаешь себя, что это не гомеровские поэмы, а рассказ на конкурс БД9. Хорошая стилизация, почти постоянный ритм. Решпект, автор!
  
   Среди вороха ничем не заинтересовавших историй рассказ Победитель Времени выгодно выделяется. Он подарил несколько "отдыхных" минут, в течение которых я наслаждался историей. В духе "Трассы 60" с её изумительными персонажами, герой этого рассказа был очень похож историей своих злоключений на одного из тамошних проходящих героев. Того, который ел "на спор" и не мог наестся, потому что у него была поистине бездонная глотка. Так и здесь. Обманул - выиграл - получи свой приз-проклятие. Нельзя грешить против Времени. Отомстит жестоко... Хороший рассказ. Вот только шероховатости досадные не дали поставить высший балл.
  
  
   Что ж, худшая половина конкурса позади.
   Прочёл все 82 рассказа в группе.
   Оценки распределились таким образом:
   1 - 16
   2 - 19
   3 - 22
   4 - 11
   5 - 7
   6 - 5
   7 - 1
  
   И всё же правильно делал, что читал в аноним-режиме.
   Всех прошедших в полуфинал - поздравляю! Всех не прошедших - соответственно, не поздравляю.
   Заметки по полуфиналу (коли такие будут), будут приведены тут же со временем.
  
  
   К сожалению, времени ни на заметки при прочтении, ни на ведение обзора не было. Причиной тому не дикая загруженность на работе (на работе я работу работаю), а то, что у нас всю "полуфинальную" неделю гостили друзья. Ночевали в той комнате, где стоят компьютеры. А так как сын ложится поздно, а гости - рано, то и получилось так, что пришлось читать с распечатки, ставить оценки, но не писать комментариев.
   Сейчас, когда уже всё проставлено и, по сути, закончилось (а гости уехали), то можно хотя бы пару слов сказать о полуфинале и конкурсе в целом.
   Читал полуфинал - опять таки - в анонимном режиме, то есть не зная авторов рассказов. И это хорошо.
   Какие рассказы можно выделить в лучшую сторону из общей массы (это помимо тех, которые выделял раньше, из своей группы). Мнение субъективное, конечно, но всё же будет приятно, как мне кажется, авторам этих рассказов.
   Это, несомненно, Хроноизврат. Люблю альтернативку. А юморную альтернативку - тем паче.
   Союз Второсортных Писателей хорош! И даже не к месту упомянутый конкурс БД9, что не совсем хорошо принимается, не испортило впечатления. Хорошее настроение рассказ обеспечил. И это хорошо.
   Запретный плот. Чем-то напомнил "Мост в Терабитию". Да и общим настроем - вдруг окунул в детство и заставил долго сидеть с давно прочитанными листами в руке и вспоминать... фантазировать... по-доброму грустить.
   Всему своё время. Очень сильно сыграла стилистика. Плюс нетривиальный сюжет, плюс хорошая концовка с продолжением, плюс желание кричать "про-ду"!
   Лопата Одиссея. Экстраполяция настоящего в будущее. Неутешительные выводы и острая социальность - вот плюсы этого рассказа.
   Начало света. Без слов. Наждаком по душе.
   Дар. Наверное, тут сыграло ещё и то, что у меня мысли и темы рассказов очень схожие с...
   Разведчик. Правдивый, жёсткий рассказ. Люблю такие.
   Золото Канцибера. Концовка меняет всё. Заставляет перечитать заново рассказ - и поставить ему "шедевр"!
   В принципе, всё.
   Да, забыл упомянуть мою единственную "7" в третьей группе получил рассказ "Молитва Рамбаба".
  
   В полуфинале были проставлены следующие оценки:
  
   7-3
   6-6
   5-4
   4-13
   3-17
   2-13
   1-5
  
   Всем всего!
  
   БОЧОНОК ИНТЕРЕСНОГО СОДЕРЖАНИЯ
   Всё что говорят об американских находках утки.
   Да уж... и что только могут утки говорить об американских находках? Непечатное что-то.
  
   Я в тайге потерялась, с тиграми, волками и медведями.
   Сбежал зоопарк. Нашедшему просьба не жаловаться.
  
   Но ничего, она ещё вырвется из плена, вернёт своё оружие, покоящееся в данный момент в рюкзаке, и устроит им геноцид, Джоанна ни секунды в этом не сомневалась.
   Эти земляне такие стрёмные. Эти американцы такие предсказуемые.
  
   Один из кадавров достал нож и принялся разрезать на ней комбинезон, одновременно не забывая грязными лапами щупать за интересные места.
   Фи, как некультурно - щупать интересные места комбинезона... А, собственно, где они находятся?
  
   Сорок лет разделяет Землю до нашей планеты.
   Моя мысль не способна вдуматься касательно...
  
   Мы шли долго, иногда в темноте, пока не наткнулись на яркий свет, исходивший из большого помещения.
   Понаехало ото! Разбросали свет где ни попадя!
  
   Быстрая тень пронеслась рядом, заглянув в наши лица, и бесшумно умчалась прочь.
   Ужосна! Тени с глазами! Вротмненоги!
  
   Внутри Рома клокотала единственная мысль...
   Кипела и брызгалась, вопила и билась в истерике изо всех сил о внутренние стенки черепа...
  
   Сегодня, заходя в просторную залу, где на троне полулежал король Сикст Антарий, верховный правитель Змарии, всесильный демиург, лишенный из-за поражения в последней войне доступа к заклинаниям высшего уровня, его сын, рыцарь Ром, предполагал решить, наконец, свой квартирный вопрос.
   Ээээээ? А эт вы о чём, а? Я где-то в дебрях этой гусеницы потерялся.
  
   Тимур смутился и вытащил зубы из бутерброда.
   Вот и я не покупаю шаурму в забегаловках - фиг его знаешь, из кого там мясо...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"