В ходе изучения данной темы поставлены следующие задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о цветке, как генеративном органе покрытосемянных растений о процессах цветения и опыления, раскрыть биологическое значение частей цветка;
Познакомить с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение;
Показать взаимосвязь между цветением, опылением, оплодотворением;
Раскрыть преимущества перекрестного опыления перед самоопылением.
Сформировать понятия о плоде, как важном генеративном органе.
Познакомить с многообразием плодов и семян.
Показать различные приспособления плодов и семян к распространению растений, возникшие в процессе эволюции.
Развивающие:
Продолжить формирование умения работать с текстом и рисунками учебника.
Закрепить навыки проведения лабораторных работ, использования лабораторного оборудования.
Развить фантазию и память учащихся;
Подвести к выводу о значении плодов и семян в в природе и жизни людей;
Научить применять полученные знания в учёбе и на практике;
Воспитательные:
Воспитать у детей гуманные чувства, взгляды и убеждения к живой природе;
Формирование правил рационального отношения к природе
Формирование ответственного отношения к учебе
Продолжить развитие бережного отношения к растениям, экологического мышления в целом.
Средства обучения : схемы - "Соцветия: простые и сложные", "Строение цветка", "Механизм опыления"; таблицы - "Строение плода", "Многообразие плодов и семян", гербарий покрытосемянных растений, цветущие растения кабинета, влажные препараты цветков вишни (заспиртованные объекты), модель цветка вишни, плодов
Краткое содержание программы по теме "Цветок и плод"
Учащиеся узнают особенности строения и значения цветков и плодов в жизни растения, узнают о значении и многообразии различных соцветий, способах распространения плодов и семян, зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Литература для учащихся
Основная
1) Пономарева, И. Н. Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы, лишайники/ И. Н.Пономарева, О. А. Корнилова, В. С, Кучменко - М.: Вентана-Граф, 2002
Дополнительная:
1) Пасечник В. B. Биология 6 класс. / В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2002.
2Чебышев Н.В. Биология. Ботаника и эволюционная экология. Пособие для школьников 6 класса/Н.В. Чебышев, С.В. Кузнецов, С.Г. Зайчикова - М.: Новая волна, 2007.
Литература для учителя:
Основная:
1) Пономарева, И. Н. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: методическое пособие / Пономарева И. Н, О. А. Корнилова, В. С, В. С Кучменко - М., 1999 г.
Дополнительная:
1)программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Биология / сосст. В.С. Кучменко - М.: Дрофа, 2001.
2) Настольная книга учителя биологии. Методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя. - М.: Астрель, 2007.
3) Пасечник, В. В. Биология, 6 класс. / В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2002.
4) Пономарева И. Н. Биология. 6 класс. Методическое пособие. / Пономарева, Кучменко, Симонова М.: Вентана-Графф, 2002.
5) Пономаpева И. H. Биология, 6 класс./ И.И. Пономарева с соавт. - М.: 2002..
Структурно-логическая схема уроков
Тема Основные вопросы Тип, вид урока
1. Строение цветка
. 1. Цветок. Общая характеристика.
2.Строение цветка
3.Формула цветка
4.Лаборатораная работа "Строение цветка" Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, объяснение, лабораторная работа
2. Цветок и соцветие 1.Соцветие.
2.Простые и сложные соцветия.
3. Типы ветвления соцветий.
4. Лабораторная работа "Рассмотрение соцветий".
5. Значение соцветий Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, фронтальный и индивидуальный опрос, объяснение, лабораторная работа
3. Опыление цветковых растений
1.Цветение
2.Опыление и оплодотворение
3. Типы опыления.
Искусственное опыление Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, объяснение, контроль знаний, лабораторная работа
4. Плод. Распространение плодов. 1. Плод . общая характеристика.
2. Функция плодов
3. Способы распространения плодов и семян
4. Контроль знаний Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, объяснение, фронтальный опрос, самостоятельная работа
Биологические понятия, формируемые при изучении темы.
Имеющиеся понятия Новые понятия Перспективное развитие понятий
-систематика растений характеристика классов, отдельных семейств.
2. Общая биология(10 кл).
Индивидуальное развитие организмов.
- митоз, и мейоз, оплодотворение
-дробление оплодотворенной яйцеклетки.
3. Эволюционное учение
- появление голосемянных и цветковых растений.
Естествознание (5 кл)
- распространение растений по земному шару
-сезонные явления в жизни растений
- взаимоотношения организмов
Экология 9 класс
- среды жизни
- цепи питания.
Экология 11 класс:
-глобальная проблема голода.
- генетически модифици-рованные продукты питания.
Неорганическая химия (8 кл)
- свойства воды.
Органическая химия (11 кл):
- углеводы, жиры, растительные и животные жиры
Урок Љ1
Тема "Строение цветка"
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с цветком, как генеративным органом покрытосемянных растений. Сформировать у учащихся знания о строении цветка, познакомить с записью и расшифровкой формулы цветка, биологическим значении частей цветка. Расширить знания учащихся о значении цветущих растений в жизни человека
Развивающие: продолжить работу над формированием умения с текстом и рисунками учебника, анализировать, сопоставлять, выполнять лабораторные работы
Воспитывающие: продолжить работу над формированием бережного отношения к природе, ответственного отношения к учебе.
Тип и вид урока: Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с учебником, фронтальный опрос, фронтальная беседа, лабораторная работа
Оборудование: таблица "Строение цветка", гербарий покрытосемянных, картинки с изображением цветов, влажные препараты цветков яблони, препаровальные иглы, предметные стекла, лупы.
Ход Урока.
Этап Содержание, методы, методические приемы
1. Организационный момент - 1,5 мин Приветствую класс, отмечаю отсутствующих
3. Подготовка к изучению нового материала Сообщение темы урока и задач учащимся.
Тема урока "строение цветка"
Цель урока: познакомиться со строением цветка покрытосемянных растений.
Запись темы учениками в тетрадь
Основные вопросы урока:
1. Цветок. Общая характеристика.
2.Строение цветка
3.Формула цветка
4.Лаборатораная работа "Строение цветка"
4. Изучение новой темы 1. Цветок. Общая характеристика
Актуализация знаний в форме беседы:
• А приходилось ли вам когда-нибудь видеть, как распускается цветок? Как вы думаете, когда в какое время суток распускается цветок? От чего зависит окраска цветка?
Прочтение строк из стихотворения В. Солоухина:
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть раньше вы нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой.
Сегодня на уроке мы не пройдем мимо цветка, а постараемся познакомиться с ним как можно ближе.
Беседа
• Как вы думаете, зачем растениям нужен такой орган как цветок?
• Почему цветок образуется только после развития вегетативных органов у большинства растений, а знаете ли вы растения, образующие сначала цветы (пример мать-и-мачеха и др. первоцветы)?
•
2. Строение цветка
Рассказ с демонстрацией модели строения цветка вишни и таблицы "строение цветка" по пунктам:
Околоцветник. Простой и двойной околоцветник, в чем их различие
Цветоножка
Цветоложе
Пестик (рыльце столбик завязь, семяпочки), его значение
Тычинка (тычиночная нить пыльник, пыльца), значение.
Лепестки, их значение, наличие или отсутствие у разных видов растений.
Чашелистик
Цветоножка
Запись основных моментов рассказа в тетрадь:
Околоцветник - часть цветка растения, выполняющая функции защиты от неблагоприятных факторов внешней среды и привлечения насекомых-опылителей.
Простой( тюльпан)
Околоцветник
Двойной (груша)
Чашечка сростнолистная (редька)
раздельнолистная (картофель)
Околоцветник сростнолепестной (душистый табак)
Венчик раздельнолепестной (лютик)
Контроль знаний6зарисовка на доске и в тетрадях цветка, части которого ученики подписывают самостоятельно:
Проверка правильности подписи частей цветка
Демонстрация рисунков цветков гороха и яблони.
Беседа
• Посмотрите внимательно на изображения, какая особенность формы цветка, его симметрии сразу бросается в глаза?
Запись результатов обсуждения в виде тезисов
Выделяют цветки:
-Актиноморфные - правильные -с лучевой, или многосторонней симметрией (яблоня, вишня)
-Зигоморфные -неправильные - с зеркальной симметрией или отсутствием симметрии (горох, лютик)
Беседа:
• Как вы думаете, у всех ли цветков есть и пестик и тычинка
• Есть ли растения, на которых цветки только с пестиками или только с тычинками?
Объяснение
Обоеполые - цветки, содержащие одновременно и пестик и тычинку (вишня, тюльпан)
Однополые - цветки, содержащие только пестики или только тычинки (огурцы, тыквы) называются пестичные и тычиночные.
Однодомные растения - пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении (огурец, тыква, ольха, дуб).Двудомные - пестичные и тычиночные цветки находятся на разных растениях (тополь, осина, хмель, крапива)
3. Формула цветка
Рассказ
Каждая часть цветка имеет свое название и краткое обозначение. С помощью таких обозначений можно "записать" внешнее и внутреннее строение цветка. Такие записи удобны при характеристике цветков растений различных семейств.
Запись таблицы в тетради
название Обозначение Запись формулы на примере гороха
Самостоятельная запись формулы цветка по карточкам с описанием цветка (крестоцветные):правильный обоеполый цветок. Околоцветник двойной, чашечка состоит из 4 свободных чашелистиков. Венчик из 4 свободных лепестков. Тычинок шесть: две более короткие, 4 более длинные. Гинецей сросшийся из 2-х плодолистиков.
Оборудование и материалы: цветки, чашки Петри, лупы, препаровальные иглы, пинцеты.
Инструкция:
Рассмотрите цветок яблони (мокрый препарат) под лупой. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик. Внимательно рассмотрите указанные части цветка.
Расчлените цветок, подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу:
Строение цветка
Части цветка Число частей цветка
Цветоножка 1
Цветоложе 1
Чашелистики 5
Лепестки венчика 5
Тычинки много
Пестики 1
Ответьте на вопросы (письменно) - правильный ответ подчеркнут:
Какой околоцветник у этого цветка - простой или двойной?
Какая чашечка - раздельнолистная или сростнолистная?
Какой венчик - раздельнолепестный или сростнолепестный?
Из каких частей они состоят тычинки?
Из каких частей он состоит пестик?
После просмотра промыть стекла и привести в порядок инструменты.
Закрепление материала по вопросам:
Фронтальная беседа по вопросам:
• Какие типы околоцветников бывают?
• Какие растения называют однодомными и двудомными? В чем их отличия?
• Какие части выделяют в околоцветнике?
• Наиболее важные органы цветка - это....
Выводы:
Цветок - орган полового размножения растений. Главные части цветка - пестик с семязачатками и тычинки с пыльцой. Околоцветник защищает основные части цветка и является средством привлечения опылителей.