Обычный запас крепких выражений исчерпался. Однако и высказанное произвело на собеседника неизгладимое впечатление:
--
Э-э-э... Иване... Я в древнеееврейском... увы... По-грецки, по-латинянски... а вот...
--
Успокойся, Святополк. Это не арамейский. Это из слов другого... диковинного народа. Вели-ка сыскать того твоего знакомца, да привести ко мне.
--
Иване, тот человек... ему худа делать...
--
Не боись. Просто поговорить. Спокойно, в тепле, под рукой. Тут.
Я ткнул пальцем в церковь св.Иоанна - храм детинца града Луческа.
Мы стояли у крыльца церкви. В десяти шагах от весьма редкого для "Святой Руси" строения - виселицы. С ещё чуть покачивающимися телами трёх повешенных.
Что вообще уникально: одно из тел меньше часа назад называлось Ярославом Изяславичем и было рюриковичем, мономашичем, князем этого города. А стало изменником. И, соответственно, покойником.
Нафига ему это надо было? - Ничего не отвечает, только ножкою качает.
"Дурная голова ногам покоя не даёт" - русская народная мудрость.
Что и наблюдаем: голова - уже... А ноги ещё побалтываются.
Интересно: а "колыбель Ньютона" из них построить можно? Наглядно продемонстрировав населению преобразование разных энергий друг в друга.
Нет, не энергии живого мятежника в энергию качания его тушки. Проще: кинетической в потенциальную. И - обратно.
Пока - не. Тела не жёсткие, будут потери на деформирование. А вот когда закостенеют на морозе...
Город взят приступом. Теперь, довольно бестолково, как обычно и бывает, и особенно бестолково, как бывает обычно при нескольких разнородных отрядах в такой ситуации, происходит обдирание и ограбление, переходящие в концентрацию и сепарацию. Проще: барахло стаскивают в кучи и сортируют. Потаскуны и сепараторы нервно оглядываются на трёх-маятниковую конструкцию и вытаскивают из пазух, шапок, сапог и других укромных мест разные, утаенные для личного потребления, финтифлюшки.
Карманов в русской одежде нет. Когда один наш современник провёл зиму в русском средневековье, то первое, что он сделал по возвращению в цивилизацию - всунул руки в карманы. И ходил так три дня.
Надзирающие начальники, которым эти блямбляшки не принадлежат, а принадлежащие шеи могут, по внезапно распространившемуся всеобщему ощущению, быть украшены пеньковыми галстуками, хотя галстуков здесь нет вовсе, надзирали и начальствовали. Преимущественно - негромким хрипящим и шипящим матом. Громко и звонко... опасаются привлечения нездорового внимания. В смысле: моего или моих людей.
Аналогичным процедурам подвергались пленные бунтовщики и местные жители.
Увы, если золотую нумизму издалека видать, то понять души человеческие куда как трудоёмкее.
Среди тысячи участников мятежа следовало выявить "идеологических противников", какой бы идеологии они ни следовали, хоть бы и примитивному "а ну-ка грабану-ка". Особо виновных в пролитии крови - обезглавить.
В "Русской Правде" смертной казни нет. А вот "Кодекс Юстиниана" говорит о "праве меча" у начальника провинции.
Надо, надо, коллеги, внедрять высокие достижения греко-римской культуры. А то живём в дикости и дремучести. Мечами пользуемся, но как-то... бесправно.
Ближе к лучшим образцам мирового прогрессу! Железякой - хрясь! И - греко-римкнулся.
Просто виновных - отправить во Всеволжскую каторгу. С чадами и домочадцами. Где и "атомизировать". Дабы "худая культурная традиция" не воспроизводилась. Остальным - погрозить пальчиком.
Последнее уже исполняется. Всеми шестьюдесятью пальцами трёх повешенных.
Не знаю почему, но повешенные часто босиком. Вот как здесь. Сапоги слетели. Портянки мотать не умеют? В смысле: не умели.
Отдельно: четыре сотни взятых в плен "государевых гридней". Половина строевые, остальные - обслуга.
Формально - выполняли приказ комполка. Винить не в чем. Фактически - изменили. Воздаяние в боевых условиях - смерть.
Можно отрубить головы. Папа нынешнего князя-покойника так и сделал галичанам под Теребовлей. Типа: "охранять некому".
Я тоже так могу. Но... жалко.
"Мешан всех, которые даже городские ворота ему открыли, истязал... Руки отсек 800 человекам, головы снял 50 человекам, посадил на кол 100 человек. Невинную кровь пролил, а без никакого смысла..." - я что, польско-литовский магнат Януш Радзивил 17 в.?
Я же вижу этих ребят. Кое-кого знаю по делам Суздальским, по Киевскому походу. Да видно же! Парнишка пошёл доли искать. Старался, служил, всякий приказ - истово и рьяно. Копать? - копал, рубить? - рубил. Виновен? - Да. В добросовестности и исполнительности.
Есть и явные злодеи. Их тоже видать.
Но хуже всего - множество людей, о которых определённо не скажешь. И не только по тому, что он говорит одно, а сам в себе злобу лелеет, а потому, что и сам не знает как себя будет вести, ежели завтра снова.
По хорошему - фильтрационный лагерь. За месяц - 9 из 10 проявятся. За год - 99 из 100. При профессиональном присмотре и по отработанным методикам. В войну и НКВД ошибался, пропускал предателей, карателей и перебежчиков. Даже когда и архивы спецслужб противников стали доступны...
Тут - ни людей, ни места, ни инструментария.
Мои "ширванцы" - кто лагерь с ширванцами возле Пено сторожил - "псы сторожевые", а не человекознатцы.
А вычищать надо глубоко. "До материка". Но не затрагивая невинных - иначе гниль дальше пойдёт.
Гнильё будет обязательно. Потому что моё представление - "виновен", и суждение местных с уже звучащим воплем: "а меня-то за что?!" - не совпадают.
--
У тебя в дому казённое седло.
--
И чё? Оно ж просто на улице валялося! Ничейное!
--
Казённое ничейным не бывает. В каторгу.
Тот же Радзивилл, когда находил у крестьян вещи из ляшских усадеб, сажал на кол, рубил руки и головы. А я... Радзивиллю. Но - гуманно.
Подготовительные операции сделал. Ответственных назначил, список кто сильно "contra" - начал. Сейчас десяток грамотных ребят, ругая местную бересту, костяные писалы и прочие... письменные принадлежности, записывают ответы на просто задаваемые вопросы. Никакого калёного железа, кнутов и горящих веников. Это всё требует времени, инструмента и навыка. Просто спросить:
--
А Вася где был? А Петя чего делал?
"Триангуляция показаний" даст "точки пересечения" - зачинщиков, главарей, активистов. Вот тогда придёт время "глубокой разработки". Пока - просто спросить. И изолировать "потенциально перспективных". Штатный рутинный элемент "зачистки".
Измена Луцкого полка даларяд следствий."Выкапывание" участников - лишь часть. Бардак, который случился в командовании при начале мятежа, вызвал крайнее раздражение. У Боголюбского - конкретными людьми, у меня - ещё и орг.вопросами.
Полки изначально формировались из половинок княжеских и городовых полков. Цели в тот момент: ослабление вероятных противников, предоставление перспектив множествугридней, быстрое создание общегосударственной армии. Быстрое. Поэтому качество... не очень. Искандер не мог, не умел, вести полноценный "входной контроль" и подготовку. Мятеж заставил применить Всеволжские стандарты требований к бойцам и командирам. Тем более, что у меня Артёмий, Чарджи, Салман... - такое сделали.
Из простейшего: 3 версты за четверть часа не пробежал? - Перевести во второй состав.
Среди бойцов масса немолодых брюхатых мужиков, которые никогда в жизни три версты не бегали.
Ме-е-едленно: Никогда!
Визгу было...!
Часть гридней была переведена из линейных в гарнизонные, охранные и конвойные сотни. Другие ушли в гражданскую службу. Многие воспользовались моей системой предоставления наделов по выслуге лет и стали поселенцами на новых землях. Одновременно - разоружение ставших не-воинами. Хоть и с выплатами, но принудительное.
Опять... вопли: у них сброя - собственная.
Отдельная тема: "экзамен на чин" для командиров. Читать-писать-считать... Не все.
--
А на чё? Писарёнок же есть!
--
Ну, значит, писарёнок и будет командиром. Не ты.
А уж "читать карту"...
Желающие командовать отправлялись в Боголюбово, в училище.
Пришлось вспомнить опыт РККА и сделать то, чего ни в Императорской армии, ни в княжеских дружинах нет. Мог бы и раньше сообразить: если в стране идут преобразования, то в армии нужен "Особый отдел".
"Аудитор" из гусарского полка времён Империи был чуть-чуть расширен. Количественно и функционально.
Формально служба подчинялась Боголюбскому - государь, и Искандеру - "наибольший воевода всея Руси". Фактически... Точильщику.Понятно, что Боголюбский, при его подозрительности, никогда такого бы не позволил. Однако довольно изящная кадровая интрига с участием тестя Лазаря дала нужный результат.
Принципиально изменили набор новобранцев.
Традиционно доброволец приходит к какому-нибудь командиру:
--
Хочу в гридни.
Тот, посмотрев на него, идёт к комполка:
--
Вот Вася. Хороший парень. С коня не падает, рукоять у меча находит.
Дальше полк превращается в компашку "свои ребята за казённые деньги".
Так - нормально и повсеместно. Так, по письму от папашки, Дартаньян пытается вступить в мушкетёры.
Набор "в полк" прекратили. Только - набор "в войско". Ввели "учебные сотни", "учебки" для всех желающих. Сразу сепарировали новиков по их физико-моральным свойствам. Их личным. А не родовым или сословным. "Учебки" не были связаны с конкретными полками и обеспечивали стандарт подготовки. Для них активно строились "городки". "Учебники" отправлялись по разным полкам, препятствуя формированию "землячеств".
Опять... повизгивания: многие пройти этот путь не хотели.
У Андрея уже набралось достаточное количество "детей боярских", которые хотели (и были пригодны) служить в государевом войске. Ими начали пополнять подразделения. Продолжали "сжимать" княжеские дружины и городовые полки. Кто хотел и мог - шёл в службу. Кто нет - на новые земли. Оставлять вооружённых обученных людей в их прежних общинах - нельзя. Демобилизация-разоружение-переселение.
Визгу было...!
Доля "учебников" в войсках росла, армия из сословной, "янычарской", потомственной всё более превращалось в "народную".
Число нестроевых сократили на треть. Уменьшение обслуги увеличило нагрузку на гридней и заставило укрепить дисциплину. Похоже на воспоминания юного русского кирасира, которые я уже...
Мы не могли сделать такое раньше: гридни возмутились бы. Иные и возмущались. И натыкались на вопрос:
--
Мятежничаешь? На виселицу охота?
Да, моя "трёхспальная виселица" получила известность. "Под одной перекладиной болтаться" - образ, прежде неактуальный, спрогрессированный, стал элементом мышления многих на "Святой Руси".
Для Боголюбского необходимость изменений не была прежде очевидной - привык к княжеским дружинам. После Луцка - понял. Но нужно-то было, как всегда, "вчера". Нашевоинство вошло в очередной период реформ и, естественно, снизило боеготовность. А тут, как обычно, явились "злые недруги" во множестве.
"Никогда Россия не вступала в войну будучи полностью готовой" - ничего нового. Но для непосредственного участника... сплошь переживания. О чём позже.
Город - взят, мятеж - подавлен. Ура!
И тут - князь Святополк Юрьевич из "Туровских братьев", которого я называю про себя "Миссионером".
Очень вежливый, воспитанный, совершенно не навязчивый. Дистанцирующийся. Подошёл вдруг поделиться инфой. Казнь рюриковича через повешение пробила обычную этикетно-сдержанную маску. Припекло. Сквозь равнодушную доброжелательность.
Не "кнут", не "пряник" - удивление, усиление внимания, понимание вариативности.
"С этим лысым стоит иметь серьёзные дела".
Ага, вон они идут.
--
Ну что, добрый человек, потолкуем накоротке? В ризничей? Не, там нынче шумно. Давай в баптистерий. В смысле: в крестильню. А ты, Святополк, погуляй пока. Дел-то, поди, невпроворот.
Мужичок, малорослый, чёрненький, тонконосый, на галку похож.
Говорят, Галич, откуда он - от этих птиц назван.
Из слуг боярских. Не первой руки. Ни в смысле бояр, ни в смысле слуг. Трусит сильно, глаз не поднимает, шапку в руках чуть не порвал. От полноты чувств.
--
Ты говорить нормально будешь? Или тебя князь-волку скормить? Хочешь, вина налью?
Выдохнул, пот вытер.
--
Не. Я сам. Расскажу, чего знаю.
А знает мужичок много.
Сам он - подчаший. Помощник чашника (виночерпия, кравчего) в боярском доме. Работа: наливать, проверять и подавать. А также - управлять. Производством и хранением всякого хмельного. Формально у него есть начальник. Но чашник с осени коленями приболел. Так что мой визави - "в ответе за всё". Включая: прислуживать за столом хозяина.
Хозяин его тоже... ветховат. Когда-то, лет тридцать назад, проявил храбрость, вытащил юного тогда ещё Остомысла из реки. Отчего пострадал здоровьем. Был произведён в бояре и получил синекуру: помощник скотника. В смысле: казначея. Приглядывал за разными чернильными душонками на княжьем дворе. Делать ничего не надо, по всякой нужде не дёргают. Лишь бы в хозяйстве тишь да благодать.
Одна беда: жена молодая. Ей скучно. Поскольку сильно развлечь её на постели боярин уже... увы, то развлекает разговорами. А поскольку день-деньской из терема княжеского не выходит, то и разговоры ведёт о том, что видел-слышал "на рабочем месте".
Тихие вечерние беседы супругов за ужином. В присутствии пары-тройки домашних слуг. Один из которых - мой нынешний собеседник.
Суть? - Всё та же: мятеж.
Есть интересные подробности. Мятеж не против Государя Всея Руси, а против Галицкого князя Ярослава Владимирковича. Который Остомысл.
Ещё: "бабы в деле". Что придаёт происходящему особую... пикантность, истеричность и экзотичность.
Хотя внешне экзотичности... типовая семейная неурядица. В моё время таких полно. Знакомо - аж как родное.
***
Карамзин:
"Ярослав (Остомысл - авт.), имея слабость к одной злонравной женщине, именем Анастасии, не любил супруги и так грубо обходился с нею, что она решилась бежать с сыном в Польшу. Многие Бояре Галицкие, доброхотствуя им, дерзнули на явный бунт: вооружили народ, умертвили некоторых любимцев Княжеских, сожгли Анастасию, заточили ее сына и невольно примирили Ярослава с супругою".
Здесь слово "невольно" использовано так, как принято в русском языке начала 19 в. В 21 в. написали бы: "насильственно".
Так, по-семейному, в понятном и знакомом всей благожелательной читающей публике виде, и подаёт эпизод Карамзин.
Прошло двести лет, грамотность стала всеобщей, свободность всего поднялась на непредставимую высоту. Но уровень восприятия изменился мало.
"В каждом домушке - свои погремушки", "милые бранятся - только тешатся", "муж и жена - одна сатана"... Эти и подобные наше-народные мудрости вполне объясняют ситуацию.
"Как говорила Сара Моисеевна: умную женщину мужчина почти не ощущает на шее".
Бывают, увы, и неумные.
Задумываться об эпизоде у меня причин не было. Пока не пришлось "вляпнуться" в это. В смысле: в русское средневековье.
У мужа любовница появилась. "Законная" психанула и сбежала, увезя ребёнка.
Таких историй и в судах 21 в. пачки. Бракоразводные процессы, "верни ребёнка, гадина!", алименты, разделы имущества... Рутина нашего прогрессивного, извините за выражение, человечества начала третьего тысячелетия. Сюжеты "Мадам Брошкина" от Пугачёвой или "Она не женщина, она зараза" от Ваенги.
Правда, есть кое-какое локально-эпохальное своеобразие.
Ребёнок не в памперсе, а в корзне.
Деточке, худо-бедно, двадцатник. И ведёт оно себя - соответственно физ.возрасту. Политически - известно по летописям. Сексуально... могу предположить по дальнейшему - безобразно.
Вмешательство общественности.
Молодёжь с этим не знакома. Носители более дырявых носков (обладающие бОльшим жизненным опытом) вспоминают разбор персональных дел парткомами/профкомами/домкомами в ту ещё, совейскую, эпоху. Когда весь наш, прости господи, трудящийся народ возвышал голос справедливого возмущения и жёг огнём пролетарского гнева отдельных отщепенцев, отринувших "Принципы строителя коммунизма" в части внебрачного секса.
Типа: "Товарищеский суд над разложенцем граж. Гобунковым С.С, После суда - танцы" в "Бриллиантовой руке".
"Святая Русь" - очень социалистическое общество. В силу доминирования общественной, родовой или общинной, собственности на основное средство производства - землю. "Бытиё определяет сознание". И вмешательство "возмущённой общественности" в отношения между супругами - естественно. Что в селениях смердов, что в княжеских теремах.
У Энгельгардта (вт.пол.19 в.) сельский сход разбирает поведение жены крестьянина Ивана, которая обычно любовница Петра, но загуляла с Василием.
Оштрафовали. Мужа.
--
Нам вы оба - ячейка общества. Твоя жена? - С тебя и спрос.
Правда, "умертвили некоторых", "сожгли Анастасию", "заточили сына"... несколько выходит за рамки соц.реализма.
Так "Святая Русь" же! Тёмное средневековье же! "Бояре Галицкие" - представители эксплуататорского класса! Кровососы и мироеды! Они там все такие!
Мальчики и девочки, узнав в школе, что женщин когда-то, неважно когда, жгли на кострах за что-то, неважно за что, видят знакомое и уверенно заявляют: в мрачном Средневековье постоянно и повсеместно хватали красивых женщин, объявляли ведьмами и на костёр.
Огонь - горит! Она - кричит! Это так... волнительно! Это ж все знают!
Чисто для знатоков: на костре и по дороге к нему не кричат. Препровождая осужденного в последний путь, инквизиторы, помимо предложения причастия, вставляли в рот казнимому деревянные тисочки. Которые зажимали язык и лишали нераскаявшегося грешника возможности возбуждать толпу добрых христиан, сбегавшихся полюбоваться на столь красочное зрелище, своими диавольскими речами.
Уточню: как всегда, мастеров не хватает, оборудование некомплектно, технология не выдерживается... И кальвинисты жгут Сервета несколько часов, так что тот успевает громко поиздеваться:
--
Вы меня сжечь собрались или дымом удушить? Почему дрова сырые?
Человеку свойственно в новым видеть знакомое. Так свинья, увидев две дырки в электрической розетке, воспринимает их как пятачок, восклицает:
--
Брат! Замуровали!
Так и здесь: Средневековье! Невежи и садисты! Ведьмофобы и мракобесы! Они там все такие!
Неправда. Таких больше нет. Об этом чуть позже. Сперва - о последствиях.
"Мир, вынужденный угрозами и злодейством, не мог быть искренним: усмирив или обуздав мятежных Бояр, Ярослав новыми знаками ненависти к Княгине Ольге (Ольга Юрьевна, сестра Боголюбского - авт.) и к Владимиру (сын, Отомышлёныш - авт.) заставил их вторично уйти из Галича. Владимир искал покровительства Ярослава Изяславича Луцкого ("братец" - авт.) и его племянников, обещав им со временем возвратить Волынские города, Бужск и другие; но Князь Галицкий требовал, чтобы они выдали ему сего несчастного, и грозился опустошить пламенем всю область Луцкую. Тогда Владимир прибегнул к своему дяде Михаилу (Михалко, брат Боголюбского - авт.); а Михаил, не пустив его ни к Святославу (Гамзила - авт.) Черниговскому (тестю Владимирову), ни к Андрею (Боголюбскому - авт.), велел ему, в угодность Ростиславичам (смоленским княжичам - авт.), друзьям Князя Галицкого, возвратиться к отцу, готовому простить сына. За то Рюрик (Ростиславич, Стололаз - авт.) освободил Всеволода Георгиевича (брат Боголюбского, Большое Гнездо - авт.), удержав одного Ярополка (племянник Боголюбского, захвачен вместе с Всеволодом - авт.) пленником в Киеве: ибо Ростиславичи, предвидя неминуемую войну с Андреем, хотели иметь важного аманата в руках своих. Брат Ярополков (второй племянник Боголюбского - авт.), высланный ими из Триполя, должен был уехать в Чернигов".
История с обменом "княжичами-заложниками"... несколько иная. Утверждения Карамзина противоречат очевидным фактам.
Боголюбский не хотел видеть в Залессье младших братьев. И по психологии: ненавидел, с Руси выгнал в Византию. И по власти: завещание Долгорукого отдавало младшим Залессье, старшим - уделы на юге.
Сходно его отношение к племянникам - сыновьям старшего, уже покойного, брата Ростислава (Торца). Братья жёстко враждовали между собой. Вплоть до сабельной схватки на княжеском совете в присутствии отца, Долгорукого. Это отношение вражды перешло и на детей, "торцеватых".
Захваченные в Киеве княжичи были для их пленителя Давида Ростиславича (Попрыгунчика) - вовсе не желанными, особо ценными аманатами, а "раскалённым железом". Ежели с ними вдруг чего - его обвинят в преступлении, в братоубийстве. Особенно весомо после уже случившегося обвинения Боголюбским его и его брата Мстислава Храброго в убийстве (отравлении) брата Боголюбского, князя Киевского Глеба (Перепёлки).
На это накладывались дружеские отношения, которые сложились в кругу "Вышгородской шестёрки" за годы проведённые вместе, в одном тереме, на одних охотах в Вышгороде. О чём я уже...
И по логике: ежели Попрыгунчик хотел иметь заложников, то три лучше, чем один.
--
Вот тебе, князь Андрей, мизинчик. От твоего брата. Не успокоился? А вот тебе мизинчик от старшего племянника. А вот от младшего. И ещё много чего могу отрезать и прислать. Для твоего вразумления и братской про меж нас любви установления.
Не сработает. Боголюбский как та британская кочерга из пословицы: не сгибай - в лоб ударит.
А вот как "канал связи", как прикрытие для отправки своих людей под лейблом: "гонец от племянника к дяде" - одного вполне достаточно.
"Михаил... велел ему, в угодность Ростиславичам...".
Михалко к этому моменту со смоленскими княжичами во вражде. О чём я уже...
Именно Попрыгунчик "заказал" его берендейскому хану Бастию, который изменил своему командиру в зимнем походе к Смоленску и устроил болезненную "аэста" - силовой захват. Михалко - единственный сохранил верность Великому Князю Жиздору, а смоленские дружно предали государя и присягу. Ему незачем вступаться за брата Всеволода - тот тоже переметнулся. И, конечно, ему не с чего доброхотствовать Остомыслу.
Поэтому Михалко и не мешал Остомышлёнышу добраться до экс-тестя, до князя Черниговского Святослава Всеволодовича (персонаж "Слова о полку Игоревом", Гамзила).
Остомышлёныш в 1167 г. взял в жёны дочь Гамзилы Болеславу. Дальше сведений о ней нет. Полагаю, что через год-два девушка, как часто бывает на "Святой Руси", "разродиться не смогла и к рассвету померла".
Второй "товар" в обмене - тоже никому даром не нужен.
Остомысл вовсе не хочет видеть сынка Володеньку в Галиче: у него растёт сын от "злонравной женщины, именем Анастасия" - Олег. Настасьич - так его называют летописи.
Остомышлёныш следуют свой матушке. Вздорной, злобной. Мужем нелюбимой, ненавидимой. Он - одна из причин смерти желанной Анастасии и собственного унижения князя, уже проявил мерзостные свойства характера, готовность предать отца и Галицкую землю ради своих шкурных интересов.
В РИ Остомысл трижды изгоняет сына. Неприязнь высокой концентрации долгое время.
"Притчу о блудном сыне" все читали и дружно ожидают её инсценировки в княжеском тереме в Галиче. Но самому к этому стремиться...
Эти княжичи собираются в Чернигове. Вокруг - три "центра власти", которые не хотят видеть их у себя. Остомысл, Попрыгунчик, Боголюбский. Княжичи везде или вредны, или не нужны.
***
Говорят, что Магомет лежит в гробу в тайной пещере. Гроб летает в воздухе, не касаясь грешной земли. Такое возможно, если гроб и пещера сделаны из одинаково намагниченного железа. "Одноимённые полюса отталкиваются". А вот подвесить Пророка в поле притяжения магнитов невозможно: тряхнёт где-то, точка равновесия сдвинется, и гроб куда-то влипнет. В смысле: в одну из стенок.
С княжичами - аналогично. Их - "отталкивают". Они - "висят".
***
Так и в Чернигове их видят не хотят! Гамзила - человек... скупой до грабежа.
Известен его "сон" в "Слове о полку...". Красиво, эпично и элегично. А в летописях видно, что он регулярно грабил. То вдову своего дяди, то бояр своего государя... Этим - возможностью ограбить вдову - его и заманивает на Черниговский стол тамошний епископ Антоний. Я про это уже...
Его называют самым слабым из Великих Князей Киевских. Это он говорит о своих боярах: "едучи не едут". Но ни в храбрости, ни в уме ему отказать нельзя. Ему принадлежит организация и командование в самом длинном (2000 вёрст) военном походе в "Святой Руси". Ещё он успешно спасал Левобережье после разгрома Игоря Полковника.
"Мы не справились с эпохой. Потому что всё нам пох...".
Нет, ему весьма не всё равно. Но с эпохой не справился. Эпоха специфическая: нарастание феодальной раздробленности.
Вот такой человек видит толпу княжичей в своём терему. С их "дворами". Всех надо как-то содержать. Кормить, обихаживать и развлекать. За какие шиши? С какой стати?
Через год (в 1173 г. в РИ) он будет "старшим князем" в огромном (20 княжеских полков, говорят о 50 тыс. воинов) войске, которое Боголюбский отправит во второй поход на Киев.
Во главе похода Юрий Андреевич, мальчик лет восьми, сын Боголюбского от второй жены, "ясыни". Гамзила присоединится к походу, в отличие от 1169 г. По сути - в роли главнокомандующего. А главным воинским начальником у него Борис Жидиславич, "старший воевода суждальского наряду", о вероятном многократном предательстве которого я уже...
Странно ли, что с такими предводителями огромная армия не смогла взять маленький Вышгород? И разбежалась в панике при приближении небольшой галицкой дружины, приведённой Попрыгунчиком от Остомысла? Множество воинов погибло в Днепре при беспорядочном бегстве, но знатные люди... не тонут. Князь Игорь и хан Кочак выбрались в одной лодке. Через 13 лет они будут резаться на Каяле и родниться.
Не смотря на огромное войско, идущее через Чернигов, брат Боголюбского, племянники не присоединяются. Ни туда, ни обратно. Не хотят они в Залесье.
Какую игру задумывал Гамзила? - Мы знаем концовку: стал Великим Князем Киевским. А вот подробности...
Было ли появление галицкой дружины под Вышгородом следствием отправки Остомышлёныша в Галич? Попрыгунчик, который явно в этой истории замешан, поэтому получил от Остомысла вооружённую поддержку? Не потому, что отправил сына к отцу, а потому что не отправил?
Использовать вражду отца и сына в правящем семействе - общее место. Актуализировать, создать ситуацию... Нужны специфические таланты. Попрыгунчик и Гамзила - люди, безусловно, выдающиеся. В разных областях гос.деятельности.
Карамзин про такое писать не может - он монархист, все государи (князья) - хорошие.
Ещё он описатель, не аналитик. Удивительным образом не видит важных деталей в излагаемых фактах.
Я уже приводил разбор ситуации вокруг убийства Боголюбского. Карамзин принципиально, с позиции "за веру, царя и отечество", не хочет видеть очевидного в заговоре в Боголюбово. Сходно он не желает обращать внимание на детали заговора в Галиче.
Деталь, два слова: "сожгли Анастасию".
--
За что?
--
Дык... ведьма же ж!
Где и когда на Руси сжигали колдуний?
Псковская вторая летопись: в 1411 г., "псковичи сожгоша 12 жонке вещих".
Август 1575 г., сожжены 15 ведьм в Новгороде ("а сказывают ведуньи").
Для точности: жгли и мужчин.
"Горят - все". Церковные костры - гендерно нейтральны и сексуально амбивалентны. В 1569 г. плотники Неупокой, Данила и Михаил сожжены за употребление в пищу запрещённой в пост телятины.
Первое упоминание о сожжении на Руси - 1227 г.: в Новгороде сожжены четыре волхва. Это служители другого бога, Велеса. Сходно с убийствами христианских священников в Османской империи в конце 19 в., о чём я уже...
Другая статья: не колдовство - проповедь иноверия.
В Европе? - В тех случаях, когда колдовство фигурировало в судебных делах, средневековое гражданское право интересовалось исключительно доказуемыми актами причинения ущерба, в которых колдовство оказывалось почти случайной составляющей. Наказанию подлежало действие, но не намерение. Гонение на ведьм возникло в 1430-1440-е годы в западно-альпийских областях - Савойе, Дофине, Пьемонте и Западной Швейцарии. Многочисленные процессы против вальденсов в этих местах, образовали связующее звено между еретичеством и ведовством.
Глава 720
В 296 г. издан эдикт императоров Диоклетиана и Максимина о сожжении манихеев.
В 1022 г. еретики сожжены во Франции, включая духовника королевы Констанции Этьена.
Шесть человек отправились на костёр за вопрос: "испытала ли Богоматерь оргазм в момент зачатия?".
Если "да", то зачатие нельзя назвать "непорочным". Если "нет", то всеблаг ли Господь, лишивший свою мать удовольствия? - Дилемма оказалась неразрешима для папы - вопрошающих обложили поленьями и запалили. Чтобы не приставали с глупыми вопросами.
Анна Комнина описывает сожжение на костре богомила Василия в 1025 г., говоря про императора, что тот принял решение "новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости".
Я упоминал историю 1180 г. в Реймсе. Там жгут катаров. Не за колдовство - "летала на швабре", а "за связь с врагом" - "её учил ответам сам Сатана".
Мои современники следуют стереотипам 15-17 в. и не понимают разницу между волшбой и ересью.
Разные "статьи". Одна - идеология: "призывал к свержению Советской власти". Другая - нелегальное использование спец.возможностей: "украл вагон народного хлеба".
Жгут - еретиков. Ни слова о еретичности Анастасии не звучит. Дела еретиков рассматривает церковный суд. Ни о каком участии церковников в эпизоде не сказано. Наоборот, дело чисто светское: "Бояре Галицкие... дерзнули на явный бунт: вооружили народ...".
Чисто нормальные люди (бояре) устроили чисто нормальное мероприятие (бунт). Таких случаев в истории Руси десятки. И вдруг - "сожгли".
За колдовство? - За это на Руси женщин не жгут до 15 в.
За "политику"? - Снова аналогов нет.
Так, может, это и не было казнью? - Нет, сожжение женщины было. Но было ли это её казнью?
Вопрос выглядит странным. Хотя, если подумать... Разве гибель 246 пассажиров и членов экипажей самолётов 11.09.2001 была казнью именно этих конкретных смитов и джонсонов? Или смерть их была средством давления на "власть предержащих" с целью достижения желаемого политического результата?
Захват и убийство заложников, терроризм... Карамзину такой приём политической борьбы незнаком. Вот он и не увидел аналогий.
Где и когда на Руси жгут женщин в эту эпоху? - Тю! Так это все знают! Государственный Исторический! Картинка висит! "Похороны знатного руса".
Начало 10 в., описание ибн Фадлана. Наложницу умершего руса поят вином, сношают всем коллективом, душат, укладывают в погребальную ладью к покойнику. И всё поджигают.
Сходные могильники найдены в Киеве. Археологи доказали, что обычая хоронить жен вместе с мужьями не было: заменяли рабынями. Доказательство: скромные украшения женщин, захороненных вместе с мужчинами. Много беднее, чем в могилах знатных киевлянок.
Впрочем, и те, и другие уступают одинокому похороненному коню. Его сбрую украшали более 200 бронзовых и серебряных бляшек. Формы: пятиконечные звезды, круглые, четырехугольные. Несомненно, конь был боевым другом знатного хозяина, который очень его любил. Легенда о Вещем Олеге и его коне, возможно, имела реальную основу.
Факеншит! "Очень его любил" - не в том смысле как вы сразу:
"Если б я любил коня - Это был бы номер. Если б конь любил меня - Я б наверно помер".
Да, Вещий Олег - помер. Но по другой же причине! От змеи, а не от коня!
"Как черная лента, вкруг ног обвилась: И вскрикнул внезапно...".
Нет-нет! Это вовсе не про садо-мазо с афро-чем-нибудь!
Хотя... отечественная история... при специфически заинтересованном взгляде... столь непредсказуема...