Часть 133 "И в полночь ваши денежки заройте в землю. - Где?!...".
Глава 675
"Движуха"... смешное слово. Из той, первой, жизни. Означает кое-какое активное движение. Чего-нибудь куда-нибудь. Правильно понимаешь, красавица: или - в чём-нибудь. Да, это мы с тобой движухой занимаемся. Такой... сенситивно затянутой. Ну-ну, не части. Но самая неизбывная движуха у тех, кто для этого предназначен. - Нет. Ты как-то всё... общечеловеческипонимаешь. А я не про... некоторых, а про двигатели. И движители. Вот у них движуха - так движуха! И по скорости, и по размаху, и по продолжительности.
Отвлекаешься, девочка. И меня отвлекаешь. Дело надо делать. Двигать. А дело - здесь. - Да, и конкретно в... И вообще - на Руси. Разные Саксонии да Норвегии, Персии да Палестины - завиточки по краям. Довесочки да прикрасочки.
В марте-апреле 1169 г. мы с Боголюбским нехило порезвились в Киеве. Он - повенчался, я - обкорзнился.
Но это так, символизм. В реализме были приняты многие законы. Не было бы символизма венчания и всяких разных присяганий - не было бы и законов.
Но и принятие законов - виртуал. Реал - их применение.
"Бумажка сама по себе не ходит - у неё ножек нет" - извечное правило бюрократа.
Закон - аналогично.
Закон - способ решения конфликта между людьми. Когда уже есть "две точки зрения", когда носители этих "т.з." уже дошли до вражды, до мордобоя, пусть и не повсеместного, но частого, тогда приходит "закон" и говорит:
--
Есть два мнения. Одно моё. Другое неправильное.
Это - мудрость. Такая... обще-много-народо-законо-вековая.
Там, где нет конфликта, где нет людей, которым новизна даёт существенную выгоду - тишина и покой, болото и благорастворение.
А вот где есть...
***
" - Я сойду с ума!
- Подожди! Я с тобой!".
"Люди мыслят стадом, стадом же они сходят с ума, а в сознание приходят медленно и поодиночке" - Чарльз Маккей.
Для установления единообразия мышления, с ума схождения и в сознание прихождения - и необходимо законодательство.
***
В летописях в ближайшие десятилетия появляется рефрен: "идучи не идут". Так пишут, например, в РИ о походе Залесских княжичей на Стрелку против мордвы и булгар в 1171 г. Бояре, созываемые князьями в ополчение, дружно кивают, обещают, но... "не идут".
--
А пошёл бы ты, князь, в... в поход. Сам.
"Два мнения" - есть, конфликт - уже... Частота и острота проявлений растёт. И тут влезает "закон". Который сообщает, какое мнение - "правильное". По сути, мы всего-то на пару лет опередили это "идучи не идут". Легализовали уже созревшую к применению практику.
К примеру. Минские братья-князья вздумали собирать боярские хоругви для похода на Полоцк.
Ура! Война! Все - "за"!
Но... никто не пришёл.
--
Дык... а с чего бы? Хто похочет - пущай. А у меня в енто лето - травостой вымахал. Уж и не упомню когда такое богачество было. Ежели б не покос - я б завсегда. Но травы-то - от бога. Как же ж пропустить такое? Господь-то того, обидится. За пренебрежение даром Его. Не, не можу. А по закону - государь боярству вольную дал. Я - в своём праве.
--
Какой нахрен государь?! Боголюбский - враг!
--
Кому? Мне?! Не, Боголюбский венчан на царство, на ём благодать божья почивает. Ты б... ета вот... съездил бы в Боголюбово да присягнул. А то, не дай бог, суздальские и сюда заявятся.
Тема в тех краях... "горячая". Прошло полвека с тех пор, как боголюбивый Мономах выжег Минск так, что "ни скотины, ни челядинца" не осталось. Лет сорок - после похода Мстислава Великого и высылки княжеских семейств в Византию. Снова нарываться... не хочется.
Уточню: слова - словами, а войска - войсками.
Стремительная "сдача" Волыни - очень весомый аргумент. На Туровских братьев, например, сразу подействовало. В сочетании, конечно, с письмами Евфросинии Полоцкой. Двое младших - Святополк и Михаил - приехали летом в Боголюбово, принесли присягу. И получили новые назначения. Один в Теребовлю на Волыне, другой - в Туров.
Бзды-ынь.
Такое - уровень ярлыков, выдаваемых ханами Золотой Орды русским князьям. Так Александр Невский был, в один момент, обойдён Батыем, который передал Великое княжение Владимирское его младшему брату Андрею.
Нарушение очевидного: "старший - главный". Вокруг этого строится вся здешняя жизнь. Нельзя, например, выдать замуж младшую дочь, не выдав прежде старшую. Это мы ещё до экономики не дошли: отобрать имение у брата - преступление. Не только имущественное, но и духовное.
--
Нет! Там же брат мой старший князем сидит!
--
Ты только что присягу принял. Обещался Государю "почитать в отца место". Вот его воля. Почитай и исполняй.
"Вам шашечки или ехать?" - или живём по "истокам и скрепам", или вытаскиваем "Святую Русь" из феодальной раздробленности, обламывая прорастающую удельщину.
Боголюбский, конечно, тиран-консерватор. По Салтыкову-Щедрину: "прогрессист и самодур". Но он настолько консервативен, что уже либерален.
--
Почему нельзя? Мономах же так делал? Как и Креститель. Обратимся же, братия, к истокам и скрепам, к нашим отцам-основателям, к "Золотому веку" Руси нашей Святой. И воспоследуем.
"Присяга", "крестное целование" - маркер, "костыль для психики". Для его, этого Миши из Турова, души.
Принял присягу и изменил? - Враг, казнить.
Не принял? - Враг, казнить.
Принял, исполнил? - Молодец. Возьми с полки пирожок.
Что радует - у нас с Боголюбским здесь расхождений нет. Есть предпочтения по персонам, формам, задержкам при принятии решения, которое "окончательное, обжалованию не подлежит".
Забавно: я, похоже, обгоняю в жестокости, в этой части, самого "Бешеного Китая".
Я же был мирным весёлым приколистом и анекдотистом, донжуаном и бонвиваном! Все люди - человеки, давайте жить дружно!
"Я, ты, он, она! Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья! В слове "мы" - сто тысяч "я", Большеглазых, озорных, чёрных, рыжих и льняных...".
А теперь первым делом прикидываю родство, свойство и сословную принадлежность. Древность рода и старшинство по коленам.
Как же эта "Святая Русь" меня... пере-вы-кол-пак-нула. Вот, даже "казнелюба" Боголюбского превзошёл.
Хотя понятно: для меня рюриковичи - "парни с ихней улицы". Даже не вспоминая, что они все - "представители паразитирующей на крови трудового народа класса крупной феодальной аристократии".
А для Андрея - родственники. Не "соратники" - он почти со всеми из них воевал. Но - противники, а не враги. Не - кровососы, мироеды и жрущая протоплазма.
Он почти всех русских князей "видел на острие меча". Это очень хорошо: позволяет ему быть более решительным. Хотя куда уж ещё...
Благочестник бы на эту роль не годился. По благочестию. Роман Подкидыш... годился бы. Но там уже клиника, там "постоянно плавал в крови".
Бедный Миша Туровский аж извёлся весь. То ли присягу нарушить, то ли выше старшего брата сесть. Всё пуговицы на своём парадном кафтане пооткрутил - так переживал. Но согласился. И по чувству: не хочу в изменниках ходить, и по смыслу, общему для всех братьев.
Туровским князьям довлеет "ублюдочность" их папашки. Стремление считаться "настоящими рюриковичами". И вытекающие из этого надежды на безопасность.
Я уже вспоминал, как в 1158 г., при их отце, Туров был осажден русскими князьями во главе с киевским. Осада - 10 недель - самая продолжительная в Древней Руси. Княжичи там были, тяготы и невзгоды тогдашние переживали. Получили личный опыт.
Присяга Государю, главе рода и государства, даёт защиту.
Зимой оба оставшихся брата приехали с семействами в Боголюбово, принесли присягу, получили новые назначения, Туровские дружины участвовали в походе на Новгород.
Русские города не в чистом поле ставлены. На путях. Так, чтобы добрый человек мимо не прошёл. Собирать Русь без того, чтобы пути-дороги взять, обустроить - невозможно. Припять, и Туров на ней, закономерно попали в поле моего зрения. Надо бы там бы кое-чего бы... уелбантурить. А возражунам... заелдырить. Но не сразу. О чём позже. Хотя с Мишой Туровским мы сразу принялись общаться дружески.
Я в эти княжеские дела не лезу: Боголюбский куда лучше меня всё и всех понимает. Почти всех князей старшего поколения знает лично. Причём - с позиции старшего. Они ему с порога кланяются: "у него борода седее".
По сути, он пошёл по пути наименьшего сопротивления: хочет князь присягнуть? - Пусть приезжает. Также и города, и бояре. "Добровольно и с песней".
Похоже на "Триумфальное шествие Советской власти". Эдакий аналог процесса установления Советской власти с 7 ноября 1917 до февраля - марта 1918. С феодальной спецификой и медленнее.
Меня такое несколько смущает. Боголюбский как-то ухитряется обходиться без тотального кровопролития. А должно быть.
Пётр I сперва тоже по-хорошему хотел. А получилось как всегда:
"В надежде славы и добра Гляжу вперёд я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни".
Может, ещё дождусь? А то как-то... не по канону: мирно и добровольно.
Совершенно добровольно решился вопрос с Фросей. Которая "Ярославна на забрале".
В конце весны 1169 г. в Новгород-Северском сыграли её свадьбу с Игорем Полковником. И молодые поехали. К отцу невесты. За приданым.
Остомысл... Говорят, что он тоже на себе все пуговицы открутил. И локти покусал. Потом сказал "Да". В смысле: забирай себе Червень. С Сутейском и Волынью.
***
Для точности: Волынь здесь - не княжество, а городок на левом берегу Западного Буга в устье речки Гучвы. Детинец (80х70 м) на оконечности мыса, защищён с запада валом, с востока - обрывистым берегом Буга. В 1018 г. захвачен польским Болеславом I Храбрым, возвращен Ярославом Мудрым, уничтожен в 1241 г. Батыем.
***
Народ правильно прозвал Ярослава Владимирковича - Остомыслом: умный он. Особенно, когда злобная супруга каждый день мозги выедает, а к границе подходят полки Искандера. Инициатором брака Фроси и Игоря был он сам, прежде ещё выгоды продумывал, планы планировал... Цена, правда, выше оказалась... Быват.
Голотурия отстреливается задницей, Остомысл - Червенским городами. Главное: создать тому "морскому огурцу" ощущение смертельной опасности.
Почему-то в создании "ощущения" сильно помог рассказ Остомышлёныша о его бобровом воротнике и подаренной Фросе соболиной шубе. Что Фрося рассказывала о нашем походе в парилку своему отцу - не знаю. О моём восхищении её вокальными талантами? Но тема в их разговорах всплывала.
Факеншит! Не надо обвинять меня в волшебности пениса! Типа: одной всунул - у другого пол-княжества отвалилось. Не пол. Меньше. И вообще: ассоциации у вас какие-то... из серии про "Изнасилование крупного рогатого скота со смертельным исходом".
Остомысл - умный. У него в голове - мозги. В отличие как у некоторых. Он в состояния подумать и просчитать вероятные последствия.
Понимаю, такое не всем свойственно. У нас, во всей тысячелетней истории Руси/России "умных" среди князей-царей - аж двое. Остомысл и Ярослав Мудрый (сильно посмертно). Остальные... как-то не поражают население и историков своими интеллектуальными успехами.
В произошедшем через два года - я не виноват. Честное слово! Всё шло как в РИ. Но они же и в РИ безобразничали! Ольга Юрьевна и Анастасия Чарова, княжич Володенька Остомышлёныш и полу-княжич Олежка, князь Галицкий и таковые же, но бояре... Они всё сами сделали! Сами злобу копили, ковы ковали, ножи точили... А что по "Святой Руси" ныне и "Зверь Лютый" ходит... Это надо знать. И предусматривать.
Начало лета 1169 г. У меня во Всеволжске "трёхслойный дурдом с вариациями". Новогородцы лезут на Белое озеро, в Саксине моих людей в зиндан вкинули, полон киевский расселить-раскассировать надо, у Трифены - любовник образовался, у Прокуя - моча в голову ударила, Марана троих зарезала - перитонит лечить учится, четвёртого ищет... Будни попаданца-прогрессора. Уже не конфетно-букетная стадия и даже не ранний токсикоз. С попадаловом уже смирился. Прогрессеришь себе. И понимаешь, что остаётся только бечь. В выбранном направлении с непрерывным ускорением.
Уточню для тех, кто физику в школе прошёл, но мимо: не с постоянной скоростью, а с постоянным ускорением. "Всеволжск взлетает как ракета".
Быстрее. Ещё быстрее. А иначе кранты и бздынь.
Чувство как у коня. Который тяжёлый воз на горку затащил. Вроде - всё. Можно покурить и оправиться. А фиг там. Теперь-то настоящая скачка и начинается, теперь того коня уже воз несёт. Догонит - хорошо, если только ноги поломает.
Я людей собирал, кормил, учил. Теперь они меня... как ту телегу... пока в болоте не загрузнет - всё в задницу пихает. Ускоревательно. Или правильнее: ускореяеющеее?
Вдруг сигналка. От Лазаря из Боголюбово.
В духе: "А! Всё пропало! Меня "сам" палкой бил! Басконю в поруб вкинули! Людей прогоняют! Майно отбирают! Николай предал! Терентий изменил!".
***
Как сказано в школьном сочинении:
"Муза Некрасова - олицетворение конца всему".
Неужели эта муза, пока Некрасова ещё нет, моего Лазаря посещает? Может, он тоже? Великий поэт? Из неопознанных?
***
Я несколько ошалел. Такое, на ночь глядючи, после трудового дня...
Понятно, что Лазарь - паникёр от рождения. По свойству своей православнутой психики и гормонального баланса. Но хоть что-то здравое в его словах есть? Собрался уже сигнальщиков звать - вдруг телеграф чего переврал? Бывает же такое.
***
Студенты, задержавшись в походе, отправляют родным телеграмму: "задержаны буранами сообщите в деканат".
Те читают: "задержаны баранами сообщите где канат".
У нас задержанный уже есть - Басконя. Осталось выслать ему верёвку. Бараны... вообще не проблема.
***
Тут в дверь - скыр-скыр. Скребётся кто-то. Курт только голову повернул и обратно на лапы уложил. Кто-то из своих. Ну и? - Николай идёт, повинну голову несёт. С такой же сигналкой в руках: Лазарь так перепугался, что и ему копию заслал. И не одну: скоро Терентий и Гапа прибегут.
--
Ну, Коля-Николаша, рассказывай. Что это вы за хрень уелбантурили.
Николай присел на лавку, вздохнул тяжко. И - вывалил.
Историю, конечно, а не то, что вы подумали.
История - закономерная. Я людей учу, открываю возможности, даю в руки ресурсы, к делу приставляю. И они своё дело делают. В очень широком коридоре допустимого. Согласно собственным представлением.
Многие этот "коридор" как-то примитивно представляют. На уровне: дали мне мешок серебра. А я его... И хрен меня найдут.
Такие есть. Их ищут, находят, давят. Расходы, суетня... Рутина.
Да, надо. Постоянно искать и сажать. Но это так, регламентная процедура. Как уши мыть. Нужно проверять, предусматривать, контролировать...
Фигня. Настоящий цирк начинается, когда появляется человек с фантазией. Он же не кису с серебрушками украсть хочет. Он вообще не хочет украсть!
Ме-едленно.
Самая опасность не когда человек с деньгами хочет их "украсть", а когда хочет их "сделать".
Воришка - существо жалкое. Цапнул - и побежал. Много не унесёшь. Пятипудовый мешок - физический предел. Да и не бывает у нас такого. А фунт-два-три... И за это - в чужедальнем краю век свой вековать?!
"В чужедальнем краю Строем тени встают: То рука, то нога - без голов. В страшном мёртвом лесу Руки свечи несут, Ноги тихо идут - нет следов".
(В.Зажигин)
Ты туда хочешь? Сменять свою жизнь на жизнь "в страшном мёртвом лесу" и стадо коров в серебряном эквиваленте?
Нет, "человек с фантазией" не хочет кисы с серебрушками. В смысле: одноразово. Он хочет "Ой, полным полна коробушка..." - и всегда. И чтобы его за это любили и уважали. И не какие-то абстрактные бабуины к югу от Сахары, а вот прям здесь и сейчас.
Следующая стадия желаний "человека с фантазией" - "и чтобы слушались". Олигархат. Но тяга к власти местных "фантазёров с кисами" обламывается здешним сословно-родовым обществом. Мало быть богатым, надо ещё и "правильно родиться". А у "правильно рождённых" с фантазией почему-то... Хотя понятно: нет мощного "стартового пинка".
***
Паркинсон пишет, что стремление к обогащению свойственно выходцам из бедняков. Люди из обеспеченных стремятся более к уважению в той общности, примерно три сотни человек, с которыми общаются.
***
Среди моих однохоругвенников в Бряхимовском походе были два друга: Афоня и Басконя. Парни из одной деревни под Тверью, сходили до Янина, вернулись домой. Поняли, что они изменились, а соседи - нет. Скучно им стало, как-то... невдобняк. Вместе перебрались ко мне во Всеволжск. Оба напросились в торговцы.
Басконя - поживее. То он тотализатор на мою смерть устраивал, то в походном борделе в зазывалах хаживал. Афоня... потише.
Я думал, что Басконя быстро "в гору" пойдёт.
Но вот же - "молчун" поднялся. Несколько серьёзных операций с его участием прошли успешно. Попал в факторы в Саксин. Вполне мог там и голову сложить, и от поноса помереть. Просто скурвиться. Но - миновало. "Силою вещей" оказался фактором в Чалусе. Я про это - уже... А такое... Самый главный человек на самом главном торговом направлении. И дело не в чине и жаловании. Это-то без задержек растёт согласно "Табели". Дело в деле. В мере свободы и ответственности. В самосознании собственной важности.
А "живчик" Басконя "не взлетел".
***
Довлатов: "Талант - как похоть. Трудно утаить. Ещё труднее - симулировать".
" - Моня! У тебя эрекция!
- Не трогай Роза! Это на Новый Год".
Басконя - талант. В части "купи-продай". Но долгое время пытался "утаить", откладывал на "Новый Год".
***
У меня всех учат. У него... не очень. Усидчивости не хватало. Всё бы шутки шутить да каверзы заелдыривать. Понятно, что и однокашники, и наставники к нему... соответственно. Послали к эрзя торговать - побили. "Не шутите с иностранцами". А он шутканул. Довольно зло по аборигенным понятиям. Того кудо уже нет, прибрали мы. Но дело-то он провалил. Послали коробейником со "скоморохами". Тоже драка. Он-то вывернулся, а в команде потери. Послали к удмуртам. Ну там-то, вроде бы, ничего испортить нельзя.
Ага. Вернулся с пушниной, чуть живой и приволок трёх парней молодых.
--
Я им жён обещал!
--
А ты объяснил: что им для этого надо? Мыться, креститься, учиться...
--
А на чё? Им этого не понять. А я, без их помощи, столько рухляди мягкой не притащил бы.
--
А дальше что? Если парни эти возвращаются без жён - ты обманщик. И все всеволжские - такие же. Если не возвращаются, ты - злодей. Заманил на чужбину да и бросил. И снова: все всеволжские - такие же.
--
Ну так продай им баб! Пусть идут! В другой раз - ещё больше меха возьму!
--
Мы людьми не торгуем. А в мужья они негодны. По невежеству. Ты наши порядки знаешь. Выходит, ты тех лесовиков обманул. Кто твой обман расхлёбывать будет?
--
Да чё там! Пошлёшь воев. Раз вдарят - все лягут!
Николай ругался. Изощрённо. Выражая, впечатляя и акцентируя.
Басконя понял, что был неправ. Николай дело разрулил, удмурты оказались парнями разумными, двое остались, один вернулся. Обсказал там... правильно. Тамошний род принял и закон, и крещение, и "десятину ото всего". И, по доведению до "комплекса минимальных требуемых условий", недостающих им женщин.
А Басконю поставили фактором во Владимир-на-Клязьме.
Я, честно, сильно сомневался. Но Николай убедил. У парня не только провалы в послужном списке, но и успехи есть. Владимир - город довольно простонародный, не Ростов боярский. Шутки его... сравнимы с местным чувством юмора. А главное: нет никого другого.
"На бесптичье и сам кенарем зальёшься" - русская народная, вокально-ор-ни-то-логическая...
Мозги ему промыли, чего не делать - повторили. Товар, помощников, бабу и денег дали. На месте Лазарь помог: от Боголюбово до Владимира вёрст 10-12. Купил мужик подворье, обустроился, лавку открыл, торг ведёт. Одна из десятка факторий в городах Суждальского княжества. Не самая важная. Важная - в самом Боголюбово, там верхушка затаривается. Не самая по объёмам - Гороховец и Ярославль больше продают. Но не из последних.
Тут началась заварушка с "киевским хищником". В январе 1169 г., когда князья и посланцы от городов русских съехались во Владимир, обороты факторий, и Владимирской, и в Боголюбово, сильно подскочили.
Не так. Не "подскочили", а "улетели". В "за облака".
Народу много собралось. То в соборе постоят, то в хоромах посидят. В остальное время - развлекаются. Какое у хомнутых сапиенсов главное развлечение? - Правильно, шопинг. Даже без шопа - просто "мордой торговать". "Пощупать воз - не вредно" - щупают. Как дело к походу, и вовсе - что на прилавке - всё сметают. "Однова живём".
"Каждый товар найдёт своего покупателя" - нашли. Каждый. Толпами.
Мы не ведём торг своим оружием. Но есть кое-какое трофейное. Есть, что важнее, "доброе крестьянское железо" в изделиях типа "удила" или "умбон на щит". Кроме "околовоенного товара" метут и другое. Кому - напоследок серёжки хрустальные зазнобе, кому замок хитрый - с хабаром вернусь, сберечь надо будет.
Обычно мы держим цены стабильными. Цена от производителя - только снижается. Транспортная наценка - аналогично. А вот розничная... Традиционно цена на наши товары такая же или ниже, чем у конкурентов. Если не считать периодов разных "акций", "кампаний" и "сноса нахрен" - чуть ниже.
Нам важнее продвижение своих товаров, по-научному: расширение сферы действия товарно-денежных отношений.
Другое: не столь важна прибыль в ногату на одной конкретной хрени. Пусть будет резана. Если "хреней" продали три. Рост прибыльности за счёт роста продаж.
Но в ситуации ажиотажного спроса проконтролировать цену конкретной сделки затруднительно.
Да тут утром и вечером - цены вдвое!
Поэтому в учёте считаем обычные для этого места-времени цены, а что сверх этого - прибыль лично товарища купца. Правда, и расходы в такой период - тоже его.
***
Тут некоторые возбуждаются:
--
А вдруг он разбогатеет?! Уж-жас-с!
Отвечаю:
--
Пусть. Пока нет преступления.
Я уже говорил: "воровать - нельзя". А вот обогащаться по закону - льзя. Обеспечить контроль в такой ситуации невозможно? - Запрет - бессмысленен.
Хуже - вреден: подрывает авторитет власти.
Если этот закон можно не исполнять, и мне ничего не будет, то нафига исполнять другие? - А вдруг не поймают. А давай попробуем...
Не надо нам этого. "Неотвратимость наказания" - должна быть. Не можешь наказать - не считай преступлением.
Басконя раскрутился в эти недели очень хорошо. Пару-тройку сотен гривен наварил "сверху". Тут Боголюбский пошёл в поход, торг замер.
Сказать бы: "слышно как муха пролетит", да нельзя - зима, мухи не летают.
Можно затихариться и "жить-поживать, добра наживать". С уже "нажитым добром".
"Можно" - кому? Басконе?! Ему - можно, но не нужно. Извилинки у него в голове крутятся непрерывно, а теперь ещё и серебрушки в кисе "брюшко пекут". Про разницу в мыслях государственника и торгаша - я уже...? - Другие арифметические действия. У одного - отнять и поделить, у другого - складывать и умножать.
Басконя яростно скребёт лоб:
--
Как бы тут бы чего-нить... умножить? Согласно законам. В смысле: переместительному (в мой карман) и сочетательному (с моим карманом).
Как я уже сказал, учился Басконя плохо. Поэтому про третий закон - распределительный - сперва даже не задумался.
1 марта 1169 г. мы взяли Киев. Через неделю об этом и во Владимире узнали.
--
Ура! Победа!
--
А подробнее?
Подробностей в грамотке Боголюбского... было. Но - немного. И не для всех. И один раз. Позже, конечно, появлялись люди с места событий, рассказывали близким новости, те пересказывали дальше... Обычный путь распространения инфы в эту эпоху - "из уст в уста".
У меня - иначе. Инфа для мозга как хлеб для желудка, если нету - начинаются... болячки. Проще: людские мозги работают непрерывно. Поэтому их надо непрерывно набивать. Иначе они сами чем-нибудь... заполнятся.
"Сон разума" видели? - "Голод разума" ещё страшнее.
Когда пошли мои обозы с добычей, они, добравшись до крайней вышки телеграфа вываливали на сигнальщиков ворох сообщений. В основном - служебного толка. Типа: идёт обоз вот такого состава, проведите подготовительные мероприятия. Запасите корм для людей и коней.
Среди прочего: инфа для публики. Дайджест. Типа: повенчали Государя. Или: нарекли митрополита. Текста - чуть, пол-листа - уже много. Инфа расходится по сети, и доводится местными начальниками до населения. Я про это - уже... На примере распространения общегосударственных новостей по погостам в истории со смертью Магога и последующими приключениями Ростиславы и Софьи.
Аналогично и в факториях. Раз в неделю фактор выходит на крыльцо и орёт народу новости. "Во всю Ивановскую". Или во весь другой уместный топоним.
Выгода понятна: аборигены привыкают приходить в факторию. Где и общаются.
"На базаре я была, Видела Мирона, У Мирона на х** Каркала ворона!".
Развлечение же! Интересно же! А чего это нынче фактор "прокаркает"? Надо оценить, высказаться и обменяться. Мнениями. И, естественно, сделать реальные покупки.
Плюс - пропаганда Всеволжска. Плюс - создание позитива в отношении фактора. "Не любо - не слушай". Остаются те, которым "любо". Знать таких людей полезно. Дальше с ними можно работать уже предметно. Как с контрагентами в торговле или информаторами по жизни.
Басконя получает эти дайджесты. В которых, между прочими делами, упоминается нововведения: семисословная система, общерусская армия, отмена боярского ополчения, признание ублюдков, обязательность личной присяги Государю князей и бояр... А с мозгами у него порядок. В смысле: есть. И в кишени - тоже. В смысле: аналогично.
Принципы менеджера: "Это моя проблема", "Управлять можно всем" - для него естественны.
На Руси говорят: "Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит".
Басконя начитался дайджестов, ощутил себя "знайкой", выбрал "дорожку" и побежал.
Мы с Боголюбским там, в Киеве, нервенно соображаем как бы... нам бы... подобустроить бы... "Русь Святую" бы... И прочей далеко идущей госхренью занимаемся. А он...
"Он взвешивал Русь в течение ночи, а утром...".
А утром пошёл к посаднику. И купил у него кусок городской земли. Вне города. Вдоль реки.
На другой день поехал в Боголюбово. И купил у тестя Лазаря, княжьего окольничего, кусок княжеской земли. Тоже - вдоль реки. Два эти куска очень удобно дополняли друг друга, встречаясь "в чистом поле". В смысле: в густом хмыжнике на левом берегу Клязьмы.
Понятно, что оба вельможи с купчишкой-лавочником в нормальных условиях и говорить бы не стали. Даже и поклона в ноги не заметили бы.
--
Мельтешит там чегось. По краю зрения. Не то мошки, не то купчишки...
Но посадник проявлял интерес к детским игрушкам для внуков. Которые (и игрушки, и внуки) у Баскони в лавке бывали. Купец сумел произвести на боярина самое наилучшее впечатление:
--
Купчишка-то Всеволжский... толковый. Не как наши воры. И вежество понимает.
А с окольничим Басконя встречался у Лазаря, за одним столом сиживал. Не ровня, конечно, но человечек на лицо знакомый и, по слухам, полезный.
Оба боярина продали не своё. Точнее: вообще никто ничего никому не продал.
Городская земля принадлежит городской общине. Собственник - город. Высший орган - вече. Но во Владимире вече редко созывается. А вне веча городом управляет посадник. Который передал пять вёрст хмыжника, буераков и пустошей купчишке на тридцать лет за две гривны в год. Собственник не изменился - изменился управляющий этим местом. И, конечно, вырос доход городской казны на указанную сумму. А то вовсе с этого места ничего не было.
Четыре коровы! Каждый год! С ничего!
Очень, знаете ли, рачительный поступок мудрого хозяйственника. В смысле: посадника.
Аналогично поступил и окольничий. Его дело - дороги и около. Отчего его окольничим и зовут. Он отдал купчишке в управление кусок обочины и местность до берега речки. С "отягощением": "улучшить и благоустроить".
После чего Басконя с подчинёнными бегает вдоль берега, ставит вешки и размечает территорию.
Факеншит! Его же учили! Геометрии, азам землемерного дела, рисованию планов местности. Он "азимут" знает! И "угол возвышения" слышал. Купец-гость обязан по результатам торгового вояжа представить в контору Драгуну отчёт о маршруте.
Одновременно - он же действующий фактор - ему положено подавать заявки на товары для продажи населению: гонит во Всеволжск заказ на стройматериалы. Офигительного размера.
Был бы на месте Николай - удивился бы, начал выяснять. Но он со мной в Киеве. Зам его... обрадовался.
--
Это ж сколько мы всякого разного продадим! Склады очистятся, место под новое освободится. Оборот! Доход! Давай-давай!
Глава 676
Тут Басконе снова повезло: на подворье Лазаря живут и работают два выученика масона Фрица.
Не "рояль", а довольно штатная, хотя и не повсеместно-повседневная ситуация: перепроектируют подворье. Давно пора привести жильё моего посла при особе Государя к более пристойному виду. Проект сделан, вот-вот начнутся работы. А пока ребятам делать нечего.
Басконя и влез:
--
А прикиньте-ка мне пристойную усадьбу. Такую... городскую, небольшую, подешевле, без вые... лишнего. Но - боярскую. Не задаром - заплачу.
А нафига придумывать? Есть альбомы стандартных строительных решений. "Уложение о типовом поселении", "Уложение о типовом подворье". Я про это уже... Взять готовый вариант, посчитанный, промеренный, специфицированный и адаптировать к хотелкам заказчика и конкретной площадке.