Зверь Лютый. Книга 20. Столократия
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Зверь лютый
Книга 20. Столократия
Часть 77. "Увидишь клад, какого не..."
Глава 419
--
Шолом алейхем.
--
Алейхем ашшалом. Э-э-э...
--
Ну и что вы хочите сказать этим своим бесконечным "э-э-э", которое звучит как призыв взволнованной беременной овцы к заезжему акушеру в тот волнительный момент, когда уже поздно и опорос пошёл?
--
Уважаемые! Я не знаю об чём вы тут спорите, но ехать уже пора!
--
Золотые слова. Однако ваш... коллега строит из себя девушку перед первой брачной ночью. Что вы так волнуетесь? Какую бы ночнушку вы не выбрали - вас всё равно поимеют. Я хоть сделаю это без кровопролития.
--
Шо?! Вы и это умеете?! И как?
--
Общий принцип в двух словах: не жалейте заварки. Подробности - в походе. Быстро в лодку. И съё... угрёбываем отсюда. Пока не началось. Да не туда! Кидайте ваше барахло ко мне. Живо!
***
Формула приветствия, произнесённая мною, основывалась на движении светил.
Как говаривали наши "голубые полковники", разбирая подробности функционирования очередного астрокомпаса:
--
Чтобы определить положение светила, нужно поднять хлебало. И - посмотреть.
Здесь ничего поднимать не нужно: Луна взошла сама. Посветлело, можно двигать дальше. Стало видно реку, бережок, мою лодку, другое корявое корыто в нескольких шагах. И приплясывающий в нетерпении возле него молодой человек характерной "нерусской" внешности.
"И нос длинный, и лицо интеллигентное".
Собственно говоря, я с такими постоянно и общаюсь.
Не-не-не! Не с такими вот конкретно, а которые с разными... с "внешностями".
Мой Чарджи - ну явно! Огузские иналы на "Святой Руси"... не массово. В папеньке, Аким Яныче, видна польская кровь. Да я, со своей плешью - сам такой! В смысле - с внешностью. "Гололобые" на Руси... - не везде. И вообще: не отличить долихоцефала-северянина с Десны (узколицые длинноголовые европеоиды с сильно выступающим носом, с рельефным лицом и тонкими костями) от мезоцефала-словена с Волхова (короткий, широкий, относительно низкий череп, лицо довольно низкое, ортогнатное, с узким носом)...
Подозреваю, что славяне - вторая попытка выведения арийцев. В смысле - смески трёх видов наброди, трёх ветвей европеоидной расы: средиземноморских долихоцефалов, северных мезоцефалов и повсеместных угро-финнов. Судя по захоронениям в "Стране городов" на Южном Урале. Откуда, как говорят, арии и сбежали.
Короче: "русской внешности" на "Святой Руси" - нет. Не штамповки мы. Но то, что я вижу в свете восходящей луны... "нет" - совсем.
Мне, естественно, интересно. Диковинка, однако. Я, естественно - вежливый же человек! - поздоровался. В меру своего разумения. Уразумел-то я, кажется, правильно. Но бедняга от неожиданности перепугался. И тут сверху, со склона, прибежал другой. Совсем другой. Но тоже - "не". В смысле - "типичная русская внешность". Которая, как я уже сказал, существует исключительно в моём мозгу, но не в здешней природе.
***
Мои внезапные собеседники собрались возражать, но тут с холма, со стороны славного города Переяславля, донеслись крики большой возбуждённой толпы.
Персонажи с "не-внешностями" засуетились, пытаясь перетащить узлы из своего подтекающего корыта в мой дредноут типа ботник московско-литовский, непотопляемый. Неожиданно поднявшаяся им навстречу лысая голова моей попутчицы, заставила длинного испуганно ойкнуть, а шустрого - высказать.
Что-то эмоциональное. Кажется - на иврите. Похоже - на непечатном. Поэтому я и не понял: непечатным ивритом не владею. Впрочем, и печатным - тоже.
"- Побьют! - горько сказал Воробьянинов.
...
Остап оглянулся. Сверху катилась собачьей стаей тесная группа разъярённых поклонников защиты Филидора. Отступления не было. Поэтому Остап побежал вперед".
Я - тоже. "Побежал вперёд". Выталкивая лодку с берега, перемежая нервные выражения из разряда "итить-молотить" с ценными указаниями типа: "мордой в дно и не высовываться", нервно оглядывался. Хотя умом понимал: насчёт "защиты Филидора" - здесь никак.
"Между тем преследователи, которые только сейчас поняли, что план превращения Васюков в Нью-Москву рухнул и что гроссмейстер увозит из города пятьдесят кровных васюкинских рублей, погрузились в большую лодку и с криками выгребали на середину реки. В лодку набилось человек тридцать. Всем хотелось принять личное участие в расправе с гроссмейстером. Экспедицией командовал одноглазый. Единственное его око сверкало в ночи, как маяк".
Точно - одноглазый был. Он и командовал. Хоть тут Переяславль, а не Нью-Васюки. И в шахматы здесь не играют. Наверное. А за что же этих двух... добрых людей так хотят побить? За сеанс одновременной игры? А во что? Выберемся - разберусь. А пока - вгрёбываю.
"Обе лодки шли вниз по течению. Расстояние между ними все уменьшалось. Остап выбивался из сил.
- Не уйдете, сволочи! - кричали из барки. Остап не отвечал: было некогда... Вода потоками вылетала из-под беснующихся весел и попадала в лодку...
- Господа! - воскликнул вдруг Ипполит Матвеевич петушиным голосом. - Неужели вы будете нас бить?
- Еще как! - загремели васюкинские любители, собираясь прыгать в лодку...
- Осторожней! - пискнул одноглазый капитан. Но было уже поздно. Слишком много любителей скопилось на правом борту васюкинского дредноута. Переменив центр тяжести, барка не стала колебаться и в полном соответствии с законами физики перевернулась.
Общий вопль нарушил спокойствие реки...
Остап описал вокруг потерпевших крушение круг.
- Вы же понимаете, васюкинские индивидуумы, что я мог бы вас поодиночке утопить, но я дарую вам жизнь. Живите, граждане! Только, ради создателя, не играйте в шахматы!... Да здравствует "Клуб четырех коней"!"
Вот с такими, примерно, словами, пусть бы и непонятными аборигенам, но выражающими моё душевное состояние, я выловил из воды пару плывущих вёсел, закинул их на распластавшихся на дне лодки пассажиров и, распевая вариации известной женской песни "Сомнение"... в смысле: "А тому ли я дала...", в смысле: место в лодке, погнал свой безкилевой лайнер круизить дальше - вниз да по речке. В данном случае - по Оке.
--
Софочка! Ну что ж ты всегда сверху? Слезь с бедных страдальцев. Они же под тобой задохнутся. Просто от конфессионального шока.
Софья Степановна Кучковна, бывшая боярышня, бывшая княгиня, бывшая инокиня, бывшая московско-литовская полонянка, свеже-обретённая тётушка и моя нынешняя рабыня, храбро закрывшая пассажиров от опасности собственной грудью... Хотя правильнее - задницей, ибо лечь на дно лодки иначе, чем грудью на их спины - было неудобно, тяжело покряхтывая поднялась на коленки и величественно прошествовала на четвереньках, старательно не поднимаясь и не повышая центр тяжести нашего ботника, ежеминутно готового совершить оверкиль со всем содержимым, к носу. Где и уселась.
Болезненные взвизги подлежащих дополнений, в смысле: дополнений нашего экипажа - отмечали её тропу.
Разнообразные оценки и эпитеты, вызванные прогулкой Софочкиных костей по пассажирским рёбрам, уже рвались с губ отмассажированных её коленными чашечками индивидуумов. Но - передумали. Ибо один вид тётушки вбивал звуки обратно, прямо в глотку. И даже дальше. Судя по внезапному "испусканию ветров" одним из пассажиров.
"Подлежащие дополнения" переглянулись. И возвратились к разглядыванию моей спутницы.
Ночь, луна, река...
Мистическое зрелище.
Куинджи, "Лунная ночь на Днепре".
"Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю"...
Только река другая да вместо ветряка на горизонте - моя пассажирка. Значительно ближе и выразительнее.
Коричневый валяный колпак-гречушник, примерно цилиндрической сильно мятой формы с небольшими полями, которым я наградил её ещё на Москва-реке, слетел во время предшествующей возни. Теперь, в свете восходящей Луны, тётушка красовалась трёхдневной щетиной плохо законспирировавшегося моджахеда, отросшей на обритом наголо женском черепе благородной формы.
Тёмная ватоляновая свитка, завернувшись в которую она спала на дне лодки, осталась под пассажирами.
--
Отдайте, нехристи, - вежливо попросила она, запуская руку под страдальцев.
Страдальцы безуспешно пытались дышать.
Я их понимаю: помимо голой женской головы перед ними маячили голые полные белые женские руки - рукава на её рубахе я оборвал ещё в Коломне. Со слегка щетинившимися той же, трёхдневной моджахедской - подмышками. Что, по здешним средневековым представлениям, есть полный... верх. И - запредел. А при таком её наклоне - ещё и ракурс, знаете ли...
Пассажиры судорожно завозились. Настолько судорожно, что верхнего пришлось пристукнуть веслом - лодку перевернут, самцы безмозглые!
Софочка вытащила свою верхнюю одежду, скорбно вздохнула, заворачиваясь в неё, стрельнула глазками, утомлённо откинулась на нос и... "дерзко" улыбнулась.
Как выглядит "дерзко" у этой женщины - я уже...
Пассажирнутая скульптурная группа, ещё не в полной мере дойдя до ажитации - замерла в прострации. Даже выдыхать прекратили.
Не, так дело не пойдёт. Эдак они мне всю лодку... продырявят. Пришлось вмешаться:
--
Чего пришипились? Вылазьте. Окские переяславльцы - не днепровские, семьдесят лет прошло - бегать резво разучились.
***
Столетие назад начались русско-половецкие войны. Кыпчаки пришли в южные степи, побили торков с печенегами, ударили на Русь. Переяславлю Южному - первому и досталось. Потом три брата-ярославича, сыновья Ярослава Мудрого, положили русское ополчение под сабли половецкие на бережку речки Альты.
Русский народ дружно сказал властям: "А пошли вы все...!". И пошёл сам. Тем же путём, которым до него ходили всякие северяне, голяди... и прочие жители лесо-степного пограничья. По Десне-Оке.
Места тут натоптанные. Вещий Олег хаживал, Святослав-Барс, Владимир-Креститель. Не считая прочих князей. И - не-князей.
Ещё при "основании Руси" на правых притоках Оки от Зуши до Прони стояли милитаризированные поселения варяжского происхождения: держали "Донской торговый путь". Серьёзные опорные пункты, как под Ярославлем на Которосли.
В 9 в. "Донской путь" был главным путём на Восток из Европы.
Нижнее течение Дона контролировали крепости хазар. Переход из Донской системы в Волжскую шёл по рекам Шат, Упа. Тут стояло городище Супруты - поселение на стыке зон влияния каганата и варягов. Жили восточные балты. Потом, в 7 в., пришли западные - голядь. Потом - вятичи. В моё время - втор.пол. 12 в. - ассимиляция ещё не закончена.
Здесь же жили скандинавы и хазары.
Поселение погибло в первой половине 10 в. в результате штурма. Были убиты все жители. Скелеты буквально разбросаны по всей площади городища. Некоторые обнаружены в углублённых частях усадеб: погибли при осаде, были положены в погребах в надежде на последующее нормальное захоронение.
Хоронить оказалось некому - убили всех. Одна варяжская группа победила другую. Полностью. Со всем туземным населением. Без различия вер и национальностей.
Вещий Олег, нанятый византийцами, сильно побил хазар на Тамани. Хазары в ответ объявили тридцатилетние санкции. Русское государство - ещё вот только-только, ещё в пелёночках. Но блокаду ему уже устроили. Эти городки и пострадали - трафик кончился.
Киевские князья хазар побили, сомкнули Волжский и Днепровский пути. А в степи, лишившись хазарского "отеческого присмотра" разгулялись печенеги с торками, потом половцы. Захирели городки Окско-Донского пути, на Окско-Деснянском - расцвели и приумножились.
1068 год - бойня на Альте, 1093 - разгром на Стугне и падение Торческа. Каждая такая катастрофа выталкивала многотысячные толпы беженцев-хлебопашцев с благодатного, но смертельно опасного Юга. А ежегодные "рутинные" набеги "поганых" выталкивали толпы немногочисленные, но - постоянно.
19 июля 1096 года на Трубеже под Переяславлем-Южным Мономах вдребезги раскатал Тугоркана. Степная опасность ослабела. Но Переяславль-Рязанский был уже основан.
"В лето 6603 года заложен был град Переяславль-Рязанский около церкви Николы Старого на озере Быстрь".
Город поставлен на высоком холме при слиянии двух рек - Трубежа и Лыбеди. Знакомые названия? - Притоки Оки.
Вообще-то, славяне здесь давно шастают. Века с седьмого-восьмого.
Борковское поселение на Окском острове вело активную торговлю с Византией, Востоком и Западом.
Здешние купцы всех пережили. Призывание варягов, разгром хазар, крещение Руси, становление древнерусского государства и его распад, Батыево нашествие и падение золотоордынского ига, возвышение Москвы, русские цари...
А нам пофиг - уж больно место хорошее. Богатство поселения отмечается и в 16 в.
Другая укреплённая точка - Борисов-Глебов. Позднее станет Переяславльской резиденцией архиереев, затем - Борисоглебской площадью.
Изначально город - укрепление площадью в 2 га, в наиболее высокой, северо-западной, части холма, возле существующей и в 21 в. церкви Святого Духа. Здешняя крепость всегда была деревянной. И заканчивалась "обломом". Так и называется: крытая тёсом площадка, сильно выступающая наружу.
Лезут вороги на стену, лезут-лезут... а тут раз - облом! И "обломинги" - топорами помахивают.
Местность вблизи занята обширными лесами, две естественные преграды - Трубеж и Лыбедь - судоходны. На самом холме два озера - Быстрое и Карасево, с питьевой водой. В половодье обе реки и Ока разливаются, превращая холм в неприступный остров.
Победы Мономаха и его сыновей не уничтожили "половецкую опасность", но изменили её форму: теперь сами князья "приводят поганых на Русь". Мономах первый и начал.
Я уже вспоминал недавние пять набегов за год, случившиеся при участии Изи Давайдовича. Сам на Десне под один из них попал.
Русь и Степь срастаются, становятся единым организмом. Простые смерды от такой интеграции - дохнут как мухи на морозе. Самые живучие, умные, решительные... уходят сюда - на Оку, в Залесье.
"Вьется дорога длинная,
Здравствуй, земля целинная,
Здравствуй, простор широкий,
Весну и молодость встречай свою!".
"Простор" - встречает. На Юге - смерть, разорение. Здесь - процветание, приумножение.
США называют нацией иммигрантов, это видно в динамике народонаселения: первая перепись 1790 г. - около 4 млн, через полвека - 23 млн. В Рязани за последние полвека население выросло в восемь раз. Темп - выше, чем в "Новом Свете". Не - "Дикий Запад", скорее - "Дикий Северо-Восток". Со всем из этой "дикости" вытекающим.
Город растёт, занимая всю территорию холма. Пологий южный склон опасен при обороне, и вот только что - в середине XII в. - строят оборонительные вал и ров. Вал - в 20 м. высоты.
До середины XVII в. на валу располагались стены. Литовские летописи XIV в. говорят: город устроен в "прирождённом месте оборонном", его укрепления "производят впечатление столичного замка".
"Переяславль" - "переял славу". Городок с претензиями. И ему это удаётся. Или - приходится? "Переять славу" защитника Русской земли. Переяславль становится важным пунктом Большой Засечной Черты Московского княжества.
Русские отодвигают южную границу: за Курск, к Донцу, к Перекопу... Кончается "татаро-монгольское иго", разваливается Золотая Орда, присоединяются к Москве Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, символами которых становятся три короны в гербе Российской империи... Но столетиями Окская линия - поддерживается в боевом состоянии.
Наконец, бесконечная война со Степью закончена - Крым стал частью России, "Царица - Таврида твоя!". Переяславль теряет военное значение. И - меняет имя. В память о Старой Рязани, погибшей от полчищ Батыя, Переяславль Рязанский, по воле Екатерины Великой, становится Рязанью.
***
Вот с этого неприступного холма и бежали любители толпой. "Любители" - чего? Ведь, наверняка, не шахмат...
--
Ну и кто вы? После этого... забега с холма по буеракам.
--
Мы... ну... А вы кто?
Двое мужчин, одеты в туники с поясом, свободные штаны под колено, кожаные сандалии, плащи и забавные остроконечные шапки. Шапки интересные: гибрид британской колониальной панамы со шпилем от пикельхельма.
О! Так это иудеи из Европы! Согласно четвёртому Латеранскому собору (1215 г.) - всем евреям предписано носить такую шапку, дабы отличаться от местного населения. Такую, потому что они её сами постоянно носили. До норматива ещё полвека, но люди - уже...
--
Издалека идёте? С Рейна?
***
Помниться, весной 1098, перед началом Первого Крестового похода, по тамошним местам прокатилась волна еврейских погромов. Шпайер, Майнц, Кельн, Ксантен, Трир, Мец, Регенсбург...
Крестоносцы уверовали в то, что они живут в конце времён накануне Страшного суда, и принялись уверять в этом всех остальных. До Суда необходимо избавиться от иноверцев. В "досудебном порядке".
Иудеи считали конфликт христиан и мусульман "гоголь-моголем" - предсказанной в Ветхом Завете войной Гога и Магога. Полагали, что верный и благочестивый ответ на это будет подобен ответу Авраама на требование Бога принести в жертву своего сына Исаака. Окружённые крестоносцами, предпочитали умереть, чем обратиться в христианство.
Эсхатология. "Конец света". "Гори оно всё огнём!".
Религиозные фанатики - тащились и гребли кайф ложкой, уверовав в долгожданный тотальный "абзац". А нормальные люди... А кто их спрашивал?
***
--
Нет. Мы - кха'аним. С Киева.
Кто-кто?! А, блин, ещё один исчезнувший народ.
***
Средневековая еврейская этнолингвистическая группа, разговорный язык - славянский. В отличие от идиша, восходящему к германскому или ладино, основанному на латыни. Существовала на восточнославянских землях с 9 по 17 в., на западнославянских - с 10 по 15 в.
Закономерно: в Европе три основных языковых семьи - романская, германская и славянская. Чем славянские языки хуже?
Название - от предания: языческое население Ханаана после завоевания Эрец-Исраэль евреями переселилось в Европу, его потомками являются славянские народы.
Вот кто только в предки не набивается! То арийцы, то ханты с их мансами, то эти... "народы моря", филистимляне. Может, мы вообще - дорийцы? Или, даже, ахейцы? А что "у" на "е" поменяли - чисто особенности древнегреческого прононса?
Кенааниты глубоко интегрировались в местное общество. И теряли при этом общее образование. Если в "Киевском письме" в Каир (10 в.), среди подписантов которого есть человек по имени Гостята, использован изысканный литературный иврит, то в 11 в. киевский еврей, посетивший Салоники и Иерусалим, не знал ни иврита, ни греческого, ни арабского - говорил только по-славянски.
Знакомый типаж:
--
Ты чё? Тупой? Я ж тебе русским языком талдычу!
И в 21 в. среди наших туристов в тех же местностях звучит: "учите русский, ребята, а то хуже будет".
Восточные кенааниты переводили священных книги, сами же по ним молились - в православных монастырях Великого княжества Литовского сохранились библейские книги на церковно-славянском языке, разделённые на недельные главы согласно иудейскому ритуалу. Западные кенааниты для объяснения непонятных слов на иврите переводили их на "лешонену кна`анит" (наш язык кна`анит). Носили славянские имена. При раскопках на еврейском кладбище 13-14 вв. в Шпандау (в 21 в. - в черте Берлина) на надгробиях найдены имена Дражена, Слава и др., при отсутствии немецких заимствований.
С 13 в. в городах Польши и Чехии появляются евреи из германских княжеств. Хотя Пражское еврейское кладбище существует с 10 в. Там, на довольно небольшом участке земли, захоронения идут в 10-12 слоёв.
Западные кенааниты через несколько поколений были абсорбированы ашкеназами. Вскоре идиш распространился и среди восточных кенаанитов в Беларуси, Подолии, Галиции, где ранее язык евреев мало отличался от языка славянского окружения. Ещё в 17 в. в этом регионе сохранялись очаги славяноязычного еврейства. Например, близ Бреста в это время ашкенизация победила, а в Гродно и окрестностях славянские имена были еще в ходу.
Ничего нового: германо-говорящие германцы "съели" славяно-говорящих бодричей и лютичей. Германо-говорящие ашкеназы "съели" славяно-говорящих кенаанитов. Этногенез так побулькивал.
***
--
Слушайте, кха... кна... Тьфу, блин... Имена у вас есть?
--
Конечно! Или мы похожи на неназываемого, или безымянного, или...
--
Короче!
--
Что вы кричите? Таки пожалуйста. Я - Беня, он - Изя. А вас как зовут?
--
Погоди. "Изя" - это Изяслав?
--
О! Вы удивительно догадливы! Я просто томлюсь от нетерпения узнать имя столь прозорливого юноши! Вы же юноша?
Насчёт "юноши" - его сбивает моя плешь. Но причём здесь "прозорливость"? Если я вспомнил, что среди подписантов "Киевского письма" двести лет назад был Гостята, то почему нынешнему киевскому еврею не быть Изяславом?
--
Беня, а почему у вас шапки из Кельна?
--
А почему нет? Или вас что-то смущает?
***
"На экзамене по философии профессор задал студентам лишь один вопрос: "Почему?".
Высший бал получил студент, давший ответ: "А почему бы и нет?"".
Но мы ж тут не философизмом занимаемся!
***
Из-за спины собеседника донёсся смешок Софьи. Я столько её долбал по этой теме, втолковывал, что мне нужны прямые, краткие, исчерпывающие, точные, правдивые... ответы.
--
Стоп, уважаемые. Не делайте мне мозги. Или вы отвечаете чётко и прямо, или мы расстаёмся.
--
Мне нравится ход ваших мыслей, юноша. Конечно, мы будем удручены и опечалены. Но если таково ваше задушевное решение... Мы скорбно склоняем главы наши. И давайте править к берегу. Вон там нам будет удобнее вылезать.
Наглец. Лодка ушла далеко от города, здесь им ничего не грозит - "любители" остались купаться выше по реке. А грести к берегу придётся мне.
--
Ты не понял. Мы расстанемся прямо здесь. Или вы не умеете плавать?
Радостная улыбка медленно сползла с широкой улыбающейся физиономии моего визави. Коренастый, круглоголовый, с загорелой лысиной, окаймлённой коротким седоватым ежиком, "живой как ртуть", он несколько утратил это "как" и заторможено обозрел гладь освещаемой луной Оки.
Пока под куполом его черепа крутились оценки и выражения, из-за плеча высунулась голова напарника.
Вот кого надо было Беней назвать! Типичный. Бенджамин Спиноза аз из. Длинная, верблюжачьего типа голова, на длинной тощей шее, с длинными ресницами и большими карими тоскливыми глазами.
--
Да. (дрожащий голос Изи)
--
Нет. (настороженный Бени)
--
Или? (удивлённый мой)
--
Х-ха... Ну вы и... (комментарий Софьи).
Как же тяжело с туземцами! А уж с иноземцами-иноверцами...! А уж когда они ещё и говорят на нашем могучем и вездесуйном... Где - "да", "нет", "наверное", "ну, я не знаю" и "может быть" означают... что-нибудь.
Только-только начал понимать местных. Одних-других-третьих... И тут раз - неместные. Овхо.
--
"Да" - мы не умеем плавать. "Нет" - мы не умеем плавать. И, конечно, "или". В смысле - или поговорим?
--
За что вас хотели побить?
--
Вас это беспокоит? Ой, не надо, ой, перестаньте! Дикие, необразованные люди!
--
Стоп! Вышибу! По делу давай.
--
Ой-ёй! По делу... Такой юный, а уже такой деловой... У вашего папы была большая мясная лавка?... Ладно-ладно! Я сижу у них там... Возле торга на брёвнышке. Никого не трогаю! Представьте себе - ни-ко-го! Хороший солнечный день, хорошее настроение... Вдруг подходит один... из диких и необразованных. И задаёт вопрос. Ну очень глупый!
--
Какой вопрос?
--
Идиотский! Какой ещё вопрос он может спросить?! Во всей этой местности, юноша... Хорошо-хорошо! "Что ты делаешь?". Он что - слепой? Он что - не видит?! Я так и ответил: Вы шо не видите? Кольцо начищаю.
--
Какое кольцо?
--
Какое-какое... Простое. На пальце. Жёлтенькое. Я его - об рукавочек. Потру-потру и радуюсь. На солнышке... просто веселит душу.
--
Дальше.
--
Дальше? Ещё - потру, ещё - порадуюсь... Ладно-ладно! Этот... плохо-видящий спрашиватель открывает свой рот так, что я здороваюсь не только с его гландами, но и со съеденным им вчера утром. И вот что я вам скажу, молодой человек...
--
Не надо.
--
Уверены? Не буду. И задаёт ещё более идиотский вопрос. Я думал - это невозможно. Теперь я должен извиниться. И признать безграничность фантазии творца. Хотя если подумать... И кто мог ему помешать? В смысле: творцу. В смысле: добавлять идиотов.
--
Какой вопрос?
--
Так я же говорю - идиотский! Он спрашивает: это - золото?
--
А ты?
--
А что я? Я тоже спрашиваю: а вы не видите? Знаете, уважаемый, я даже посочувствовал. Бывает, что у человека глаза вроде бы вполне, но - нет. Или, там, в мозгу, где-то чего-то...
--
Короче!
--
Ещё короче?! Ну я не знаю... Ну тот... задаёт ещё вопрос: "Продаёшь?". Вы представляете?! Это он - мне! Спрашивает...
--
Кор-роче!
--
Таки да. Он меня... Меня! Спрашивает! "Продам ли...?"! А что - не видно?! Я ему крайне вежливо отвечаю: это вопрос цены. Я так вежливо не разговаривал даже со своей покойной мамой! А у вас мама как? Понял, соболезную. Это такая тяжёлая утрата... Хорошо, не буду. И тут этот... нет слов... Он меня... Интересуется, понимаете ли: "Сколько ты хочешь?". У меня! Идиот! Столько, сколько я хочу - нет ни у него, ни вообще во всей этой дикой неразвитой местности...
--
Беня! Я побью тебе лицо!
--
Не надо. Я говорю: 12. Гривен. Мы немножечко поспорили. Чуть-чуть. Ещё совсем без драки. И сошлись на трёх. Дело к вечеру, ворота закрывают, тот - пошёл к себе, я - пошёл сюда, к Изе, тут они бегут... и вот мы здесь.
--
Забавно. Стоило тебе увидеть толпу местных, как ты решил, что они идут бить вас. Почему?
--
Я же сказал: дикие, некультурные люди! Они же такие дикие...!
--
Стоп. Кольцо было латунное? Ты продал латунь вместо золота?
Беглый говорок шустрого торговца "с рук", сопровождаемый интенсивной мелкой моторикой и радостной мимикой... прервался. На меня оценивающе смотрели тревожно прищуренные умные глаза. Из-за его спины на мгновение высунулась морда ослика Иа-Иа. Каким он был в начале своего дня рождения. До того, как обнаружил, что лопнувший воздушный шарик очень гармонично сочетается с пустым горшочком из-под мёда: "входит и выходит". Когда, заглянув в лужу, увидел там "душераздирающее зрелище".
Ослик тяжко вздохнул и, снова прячась за спину товарища, чуть слышно произнёс:
--
Будут бить... тада раба...
Последнее выражение я где-то слышал в 21 в. В значении полного согласия.
Лихорадочно ищущий выхода Бенин ум не согласился с озвученной перспективой и перешёл к грубой лести:
--
О! Так вы понимаете в герметиках?! Не ожидал, не ожидал...
Факеншит! Да, я чуть-чуть понимаю в герметиках. Полиуретановых и силиконовых. А не в тех, которые - "герметические знания". Частью которых являются игры с медными сплавами. Одним из которых является латунь.
--
Оставим в покое Гермеса Трисмегиста. Бить будут не по Гермесу, а по морде. Кольцо - витое?
Из-за купола черепа Бени-Сократа высунулся "ослик" Изя-Спиноза:
--
Да... А как вы догадались? Я так старательно сплетал проволочки...
Вот в этом и разница. Между моими нынешними собеседниками и знакомыми бойцами из "Группы советских войск в Германии". Которые тоже втюхивали туземцам латунные кольца из танковых двигателей под видом золотых. Но - гладкие. Манера сослуживцев натирать кольца об рукав перед демонстрацией - и навела меня на мысль. А вот витое латунное... кажется, есть в русской археологии этой эпохи.
--
Ты сделал подделку?
--
Ой! Нет! Ну что вы! Я же честный человек! Я закончил обучение, они говорят: чтобы из подмастерья стать мастером, надо накрыть стол и сделать вещь...
--
Стоп! Они - кто?
--
Ну, они... там... у вас говорят - златокузнецы.
--
Там - где?
--
Там... ой! э-э-э...
--
Беня! Твою...! Не смей бить Изю по ребрам! И топать по его ногам! Я всё равно узнаю, а у мальчика останутся синяки. Лёг в лодку! В дно носом! Что смотришь? Бунт на корабле?! Хочешь искупаться?!
Дальнейшее... У меня есть уже кое-какой местный опыт. Опыт вынимания из туземцев информации. Фанг или, к примеру, Могута... Как клещами. А вот Прокуя наоборот - затыкать.
Чередуя эти приёмы, подкрепляя их Окой в качестве пугалки, я постепенно добрался до сути.
Глава 420
Изя был киевлянином. Исконно-посконным. Вспоминаемые им семейные предания восходили к временам не только до-Мономаховым, но чуть ли не к хазарским. Сильно потомственный златокузнец. Хотя как раз с золотом ему работать не довелось. Серебро-свинец-олово-медь... Цветмет-кузнец.
После еврейско-боярских погромов (первых - били, вторых - выжигали) в ходе вокняжения Мономаха, род его захирел, семья жила небогато, но дядя Беня...
--
Он мне как сын...! Я его с вот таких лет...!
--
Грудью кормил?
--
Да! Э-э-э...
Дядя Беня, которого где-то постоянно носило, помогал морально и материально. Мальчик вырос, выучился. Для "выпускного экзамена" ему было предложено сделать довольно типичное здесь золотое кольцо. Гладкий ободок с незамкнутыми концами и витым узором на месте печатки. Золота не нашли, и молодой подмастерье - "оценивают же работу!" - сделал украшение из латуни. Мастера покрутили головами. Поцокали языками, повздыхали, но, как свидетельство мастерства сироты приняли. Тем более - стол был уже накрыт.
Тут пришёл раввин. Который, не зная этой предыстории, сторговал "квалификационное" колечко для своей дочки у дяди Бени за совершенно смешные деньги. Если считать кольцо золотым.
"А поутру они проснулись.
Кругом помятая мордва...
Но не одна мордва помята -
Помята девичья краса".
Мордвы - не было. И вообще - это русский фольк, а не кха'анимистический. Но что-то сходное - звучало.
В смысле: дочке раввина ходить с латунным колечком - не кошерно.
Конечно, дядя Беня вернул деньги. Но кто вернёт репутацию? Там же ржала вся община!
Раввин должен был "отдариться". Гадостью. Но - корректно. И он таки нашёл способ.
--
И тогда ребе говорит: Изя, тебя надо переименовать. Не может правоверный еврей называться как этот... православный князь. Дважды.
--
Дважды?! Ты по отчеству Мстиславович?!
--
Нет. Давидович. Эти русские князья... им палец в рот не клади - растащили все наши имена.
Тю! Ты ещё про Авраама Линкольна не слышал.
А нефиг было "Ветхий Завет" сочинять! Со своими настоящими именами. Псевдонимы надо было! Ники всякие... Три шестёрки, три семёрки... И были бы у нас в князьях люди с нормальными фиоами. Шестёр Семёрович Восьмирёнков... звучит!
--
Раввин решил переименовать и тебя самого, и твоего покойного папу?!
Как это... типично. Эта давняя киевская манера всё переименовывать...
--
Таки да! А я говорю - нет! Мой папа был уважаемый человек! И хороший златокузнец! И тогда я сказал ему...! Ух как я ему сказал! Прямо в лицо! Вы, - говорю, - не правы. Вот. А дядя Беня добавил: "Не суди превратно пришельца и сироту". А ребе обозлился страшно и объявил мне херем! Шаммата-а-а...
***
"Херем" у иудеев, сходен с харамом и гаремом у арабов. "Запрет". Или - слишком плохое, или - слишком хорошее. Трогать - нельзя. Наказание: изгнание из общины. "Шаммата" - постоянное отлучение, "гражданская смерть". Изверг.
Однажды на такое нарвался Беня Спиноза - очень поспособствовало развитию европейской философской мысли.
У иудеев и у Рюриковичей в "Святой Руси" - одинаково, "высшая мера".
***
Изя рыдал вдохновенно. Негромко, но выразительно. Беня утирал ему слёзы спереди, Софочка успокаивающе поглаживала ребёнку спинку сзади, а я... Я - вгрёбывал. Думал. И - рифмоплётствовал.
"Плачет девочка в автомате..."
Э...
"Плачет юноша в плоскодонке,
Плачет, бедненький, неспроста:
Под ладонями "расстрижонки"
Вспоминается Шаммата!".
Во блин! И какие только рифмы не приходят в голову во время гребли в русском средневековье!
--
Что ты ноешь? На вас какую статью повесили: "не проклинай глухого"? Или: "кто положит камень преткновения на пути слепого"?
Просто так выпнуть человека из общины нельзя. Надо за что-то. Перечень оснований известен. Насчёт латунных колец - статьи нет.
Вой остановился. Три пары глаз изумлённо рассматривали меня.