Часть 45. "А у меня с собою нож, меня так просто..."
Глава 243
--
Выкинь! Выкинь эту хрень нахрен! Вечно ты всякое дерьмо в руки тянешь!
"Батюшка родненький", славный сотник хоробрых стрелков смоленских (в отставке), боярин столбовой смоленский новооглашённый, владетель рябиновский и протчая и протчая, Аким Янович Рябина пребывал в крайней степени раздражения. "Прибытие" его туда, в эту "крайнюю степень", и даже несколько далее, произошло вследствие разглядывания двух одинаковых железяк в моих руках.
Когда-то, в самом начале моего "пробега по Руси и бездорожью", я нарвался над Десной под Черниговом на людоловский хутор. Милые, добрые, отзывчивые люди. Напоили, накормили, спать уложили. Очень гостеприимные, хозяйственные русичи.
Настолько гостеприимные, что изнасиловали бесчувственную Марьяшу. Настолько хозяйственные, что надумали продать нас в рабство.
Как в сказке: жили-были старик со старухой... С сыном, невесткой, внучатами. Жили-поживали, добро наживали... Больше не живут. Вырезал я их. А добро - дымом пустил: выжег тот хуторок в головешки.
"Зверя Лютого ловить - быстро голову сложить" - мудрость ещё не народная, но я её таковой старательно делаю.
Уходя с пожара, прихватил я всякого чего, что под руку попало. Среди разного прочего - две такие... странные штучки. Одинаковые.
Штык от русской трёхлинейки времён Первой мировой представляете? Ну, знаменитая "мосинка" образца 1891 года. Четыре ребра жёсткости образуют сильно вытянутую равнобедренную пирамиду. "Мосинский" штык имел длину "рабочей части" в 43 сантиметра. Здесь... вершка на три длиннее. Длиннее "николиной меры" - локтя. Но до нормального меча, который номинально должен быть с клинком от 60 сантиметров - не дотягивает.
На всех гранях пирамидки - глубокие ложбинки между рёбер, долы. По стандартам времён Брусиловского прорыва 1915 г, форма рёбер - неуставная: остро заточены по всей длине. Устав запрещал затачивать рёбра штыка во избежание нанесения травм сослуживцам при движении подразделения.
Вместо крепления на ствол винтовки - крестообразная плоская рукоятка с чуть загнутыми вниз концами перекрестья. Между рёбер в одном из четырёх долов, на всю длину от перекладины рукояти до чуть ли не самой вершины пирамиды - стальная пластина, ребром выпирает наружу. Довольно толстая, хорошо заточенная, несильно широкая, к острию сужается.
Парные мечи? - Да ну, ерунда, хрень полная: такой штукой рубить нельзя - пирамидка не пустит в разруб. Только резать или колоть. Значит - не мечи. Здешние мечи - почти исключительно рубящее оружие. Узкого меча ромбического сечения, чтобы с силой втыкать в сочленения сплошных рыцарских доспехов, здесь нет. Из-за отсутствия самих сплошных доспехов. До "готического" - триста лет, можно спокойно рубиться, а не колоться.
Может, какой "шаолинь"? - Северный, к примеру. Примотать железки к длинному шесту на оба конца, и будет работать как дырокол по лёгким доспехам. Ещё бы уметь это делать...
И ни каких клейм, или надписей, или значков. Мне бы инструкцию по применению, с картинками...
У попаданцев довольно распространена традиция: ГГ после "вляпа" сразу оснащается каким-нибудь хитромудрым личным оружием. Ну там... алюмино-титановый фламберг, шпага австралийских аборигенов или ацтекская катана. Но эти ребристые огрызки...
Я тогда ещё очень засомневался: может, что-то из сельскохозяйственного инвентаря?
Позже, уже в Рябиновке, несколько раз доставал, чистил. Всё пытался понять - что ж это за штука такая? Похоже чем-то на испанский кинжал 14 в. - "дагасса" назывался. Но... не похож.
Так и оставался я в тяжких сомнениях, пока не припёрло. Точнее - пока Аким не припёрся.
Сегодня с утра заявился ко мне в Пердуновку батюшка мой родименький. С Яковом и Охримом-лучником, с целой телегой всяких воинских прибамбасов, и начал торжественно выносить мне мозги:
--
Ты, Иване, теперя не просто так, не абы хто! Ты теперя боярский сын Иван Рябина! Гордиться должен! Честь наша, славного рода Рябины, должна сиять аки солнце красное!
Чего-то дед, получив моими трудами, праведными и не очень, боярскую шапку, сильно... воспарил. Даже где-то... воссиял. Какая, нафиг, честь?! Особенно - в моём исполнении. Тут бы голову сберечь да чего-нибудь полезного уелбантурить...
Да просто не оскотиниться вконец! В смысле - не оббояриться и не запрогресситься.
Все преступления, перечисленные в "Русской Правде", в "Церковном Уставе", в УК РФ, в "Декларации прав человека"... я либо уже совершил, либо придумал, как буду. Из 10 заповедей не тронул только девятую: насчёт лжесвидетельствования. И то - не по закону, сверху даденному, богом, князем, президентом..., а исключительно по собственному разумению. Тут я сам виноват: сам себе фишку - придумал, сам ей и следую.
Ещё не совершал угона автомобиля. Не из-за отмены специфической статьи, а ввиду отсутствия самих автомобилей как явления - нету их тут.
Жалко. Настоящий попаданец, он же - горе горькое, он же - напасть неминучая, он же - лихо лихолетное, должен нагадить везде и по-всякому. Придётся лошадей воровать. Уже тренируюсь: вчера Чарджи меня консультировал - как свести коня из стойла. Показывал мастер-класс тюркского конокрада.
Даже Фанг с Могутой пришли посмотреть: зверя или человека они в лесу хорошо скрадывают. А вот коней... лесовики, однако. По коням у нас главный - потомок великих потрясателей вселенной. Хорошо ворует. Наследственность?
Мне в конюшне торк так мозги заморочил, что я сдуру чуть по "Балде" не начал:
"Бедненький бес Под кобылу подлез, Понатужился, Понапружился, Приподнял кобылу, два шага шагнул. На третьем упал, ножки протянул".
Я, конечно, не упал, но поднапрягся... излишне громко.
Да ну их всех! Здоровые лбы, а ржут как лошади. Позалезали на своих коней и сверху насмехаются! Я их подколки терпел-терпел, да и не вытерпел. Тут как раз пришёл Курт. Который князь-волк. Ну, ещё не волк, так - волчонок. Вымахал за лето. Видно, что ещё совсем молодой - тощий, голенастый, любопытный, всё играть норовит.
Вот он так, играючи, и рявкнул. Своим щенячьим баском.
К его виду и запаху наши кони уже кое-как привыкли. Только ушами прядают. А вот к голосу... Потом ближники мои долго с земли поднимались, пыль с ушей стряхивали, бока да головы щупали - а всё ль цело осталось после Ваничкиных с волчонком игрищ?
Потом... Разницу между мерсом и мерином понимаете? "Мерседес" с испуга за околицу не убежит. А мерина - лови теперь. Ловят они коней, и слова разные приговаривают... Баллады складывают. В отглагольных рифмах. К слову "мать". Всё про меня любимого. Видок у всех... злобно-глупый. Смешные они.
Послушал я их былины... И ушёл. В лес. Чтобы никто не видел моих заплаканных глаз. Так плакал... От хохота...
А тут ещё у поварни встречаю Алу. Половчёнок-то наш - у-у-умный! Годами мал, а насчёт "близок к кухне" - чётко соображает. Постоянно пребывает в "интимной близости". С местом общественного питания, естественно - для стряпух он ещё молод.
Я смотрю: он квас из ковша пьёт. Вкусно так делает - самому захотелось. Ну и спросил:
--
Ты квас допил?
Он аж поперхнулся и на меня с такой обидой:
--
Сам ты кваздопил!
Тут уже и я задумался. Я же говорю: кыпчёныш у нас - страсть какой разумник. Уже и русский язык понимает. А с идишем как? Идиша здесь ещё нет - одно ладино. Но проверить-то можно!
Проверяем по простенькому диалогу:
- Начальник пошёл по цехам.
- Сам ты поц и хам!
Где тут нужно смеяться - ещё не понимает. Что такое "хам" - знает. Мужик такой был, допотопный. Первый поимённо известный трезвенник: сильно смеялся, увидев упившегося до полного раздевания папашку. С тех пор так и говорят: смеяться над ужратыми людьми - хамство. Потому как хохотуна - Хамом звали. Папу, кстати, звали Ноем. Предполагаю - тоже за издаваемые звуки.
"Поц" я Алу показал. По счастью - всегда с собой ношу. А вот "цеха" - пришлось объяснять. "Це - ха, а це - хи".
И пошли мы в лес втроём. Ха-хакая и хи-хикая. Рыдая и умываясь слезами.
***
Как известно от британских учёных: юмор - вид агрессивного поведения, и его проявления определяют мужские половые гормоны.
Один БУ (британский учёный) купил себе моноцикл - велосипед из одного колеса. Катался себе по городу и слушал, что ему говорили. Собранная за пару лет коллекция реакций позволяет утверждать следующее.
95% женщин проявляют позитивный интерес. "Сколь любопытен слабый пол" - смотри классику. Именно - взрослые женщины. Женские особи периода полового созревания более сдержаны или нейтральны. Дети, лет до 11, что мальчики, что девочки - реагируют одинаково.
Наиболее агрессивны юноши на пике гормонального выброса. Особенно - на собственном транспортном средстве. Типовая реакция: "вбыл бы гада!". С возрастом эта форма переходит в юмор. Мужской, естественно.
***
Судя по хихиканью Алу - девочку ему ещё рано. Хохочем все трое аж до слёз.
Нет, сначала мы только вдвоём рыдали. Потом у Курта наступил урок древолазанья. Как волки по берёзам лазают... Мы с Алу под той берёзой чуть не померли. От разрыва брюшной полости.
Вот принципиальное отличие нас от японцев! Нам нож для сеппуку не нужен - нам палец покажи. И мы сразу так "се пукнем"...! "Сеппуку" - "испускание жизни". Вот мы и... испустили.
Потом Курт на берёзе между веток застрял. И мы полезли его снимать. Снимать волка с берёзы... Вместе с листьями. Это у нормальных людей - берёзовый веник. А у меня - берёзовый волк. Хоть в баню с собой бери. А мы и без бани пропотели. Как не поубивались... Потом мы с Алу валялись и рыдали на земле. А Курт слизывал наши слёзы. И тоже ржал. Как может ржать волк? - По-лошадиному. И с ржущего волчонка опадали зелёные листочки...
Такой весёлый был вчера денёк. А тут - батюшка родненький прямо с утра. Пришёл родительский долг исполнять: научать уму-разуму.
У меня что - своих мозгов нет? Хотя понятно: дед мои - вынесет, свои - вставит. Предки... они такие. Выносимо-вставляльные.
--
Ты, Иване, должен уметь справлять боярскую справу. Два главных боярских дела...
--
Аким! Да знаю я: служить князю и управлять вотчиной.
--
Не сбивай! Эгкхм... Ну да... Это - само собой. И это тоже. Но я про другое. Главные боярские дела... заруби себе на... Ну, там, где у тебя запомниться.
--
Ой!
Это дед дворовую девку за задницу ущипнул. Та только взвизгнула и к печке отскочила, спиной прижалась, глазками хлопает.
Чему удивляется? Аким, конечно, мужчина сильно в возрасте, половина бороды - седая. Так ночью же - цвета не видать! Ночью - не только "все кошки серые". А в остальном - орёл! Регулярный беркут. Как мне регулярно доносят.
Я ему после возвращения из Смоленска кривенькую служанку от Аннушки отправил. Не понравилась. Теперь вот - в свободном поиске.
Так это очень хорошо, что он не Елицу так цапнул! Её-то я выучил жёсткий блок "в кость" ставить. Дерьмократизм мой: выучил девку азам самообороны. Я - идиот: она сдуру применит - её убьют.
И неучёные - плохо, и выученные - нехорошо. Сейчас бы Аким ручкой от боли - помахивал, слюнями от ярости - разбрызгивал, Елицу на подвес бы тащили, под кнут... Это если "со снисхождением". Так-то рабам, поднявшим руку на хозяина - эту руку и рубят.
--
Ты, как там тебя, придёшь к ужину в Рябиновку. Полы у меня в опочивальне помыть надобно.
Девка ещё глазками похлопала и краской залилась. Взволновалась от предстоящего полового акта в господской опочивальни.
***
Тут придётся объяснять. Издалека.
Полы на Руси моют голиком. Пожалуйста, не путайте буквы: голиком, а не голяком.
"Голик-голИк-веник Сто рублей денег".
Подозреваю, что половина попаданок про голик не знает. А вторая половина знает, но не умеет. Зря: на "Святой Руси" мытьё полов - чисто женское занятие. Если кто из дам предполагает на Русь спопадировать - надо к этому аспекту "святорусской половой жизни" быть готовой.
Берут пучок голых, без листьев, веток - например, отработавший своё в бане веник.
Замачивают полы водой, посыпают золой. Дают чуть постоять, чтобы намокло, смывают. Затем посыпают доски пола речным песочком и драят голиком. Потом всё смывают ещё раз чистой водой и насухо протирают. Шесть вёдер воды, три проходочки с коромыслом на колодец. Это просто из личного опыта эпохи торжествующей эмансипации, когда по воду уже и мужикам можно было сходить.
Половые доски со временем приобретают нежный светло-янтарный цвет. Естественно - для некрашеных полов. Уже и в 20 в. об избе с крашеными полами говорили: "Хозяйка леновата".
Никаких швабр - ручками на коленочках. Подол, чтобы не намок, подтыкают. Коленки, естественно, голые. Как туземцы реагируют на обнажённые женские колени... Это ж не 20 в. в эпоху микроюбок, когда куда не глянь - везде одно и тоже! В "Святой Руси" как раз наоборот: нигде ничего не видать. А тут раз... Оба-на! Во всей своей красе...
При таком поломытии ракурс... очень увлекательный. А мужчины, как всем известно, народ - сильно увлекающийся. И плохо тормозящий. Особенно - на мокром и скользком. Что и отмечается фольком:
"Как на нашем на мосту Случилась катастрофия Муж попал вдруг под авто. А жена под шофера"
Предполагаю: на мосту было скользко.
И что характерно: предполагаемое развитие событий абсолютно всеми предсказуемо, прогнозируемо и понятно - "это ж все знают!".
***
Ну вот, и Чарджи на девку уставился. Изучающее-оценивающе.
Таки вот шо я вам скажу: самцы хомосапиенсов - козлы стайные. В части повадок. Стоит одному углядеть... аппетитный кочан капусты, как все начинают... стучать рогами. Интересно мне: и чего он в ней нашёл?
"Я гляжу ей в зад Что за агрегат! А я всё гляжу. Глаз не отвожу".
--
Эгкхм... Ванька! Хватит на девку пялиться! На меня смотри, охальник! Запомни, Иване, два главных боярских дела: делать детей боярских и рубить ворогов.
Пункт первый... не надо. Внуков, Аким, от меня дожидаться... Как от осины - апельсинов. Поэтому фокусируем внимание присутствующих на пункте втором.
--
А может, врагов лучше резать?
--
Резать. Колоть, стрелять, жечь, топить, топтать... Но главное - рубить. Надлежит тебе, Ваня, выучиться мечному бою. Пешему, конному, лодейному, со щитом и без, с копьём, топором, булавой... Всякому. Но - мечному. И - спешно. Немедленно. Прям нынче.
Факеншит! Как же невовремя!
Нет, я, как всякий чудак мужского пола, очень даже хочу. Всё - и сразу. И фехтование - тоже. Хочу хорошо уметь и легко делать. Ну, там, всякие батманы и рипосты, полувероники и ремизы, posta de falcone...
Всякий мужчина - "до веку щенок". Быть самым сильным, самым ловким, самым-самым... это у нас в крови. Или чем там мужчины от прочих отличаются?
Вот выучусь железомаханию... Или даже - железопомахиванию... А тут какие-нибудь нехорошие... а я подъезжаю поближе и так это вежливо, через щель в своей лобовой броне, спрашиваю:
--
А это у вас почём? Скока-скока?!
Красиво... Но, факеншит, а дела когда делать?!
У нас тут последние солнечные деньки стоят. Жатву закончили, молотьба к концу идёт. И туда же - заготовки всякого чего. Урожай неплох. И по житу, и по льну. Но его же ещё сохранить надо!
Ещё спешно - корчёвка, пока снег не лёг. Из-под снега пни выковыривать - зае... заездить людей можно.
Это - аж горит. Вотчина по головам c хлебалищами растёт быстро, а по пахотным десятинам с хлебопашцами - нет. Нет нынче новин - через год не будет хлеба. Весь недостающий хлеб надо закупать. Из моего кошелька. Виноват - из кисы.
"Киса-киса - отзовися...". "А в ответ - тишина...".
***
Из легенд 20 в.: в Политбюро обсуждается запуск проекта водородной бомбы. Докладчик подводит итог: стоимость проекта сто пятьдесят миллиардов. Сталин, пососав трубку, решает:
--
Возьмём из сельского хозяйства.
Один из членов - встаёт. Похоже - в сильном возбуждении. И, с глубоким душевным трепетом, намекает на возражение:
--
Иосиф Виссарионович! У нас стоимость всех основных фондов в сельском хозяйстве - только сто миллиардов.
--
Ничего. Крестьяне заплатят.
И, как сообщает мемуарист, все члены этого... органа - гуськом отправились в бункер смотреть новую американскую кинокомедию.
Что у меня тут - ни бункера, ни Голливуда - переживу. Мне водородной бомбы пока не надо. Но я, повизгивая от нетерпения, пытаюсь вести индустриализацию. А она во всём мире сопровождается тотальным ограблением крестьян. Хоть в Англии, хоть в России.
***
А здесь, в Рябиновской вотчине, и ограбить-то некого! Крестьян-то мало. Придавлю чуть сильнее - или перемрут, или убегут. И плевать им на все законы и грамотки.
Мало сказать:
--
Правильным путём идёте, товарищи!
И указать направление. Надо ещё соблюдать скоростной режим движения. Правильно Рузвельт говорил:
"Лидер должен быть на полшага впереди общества".
Не дальше - не поймут.
Поэтому с вотчинной индустриализацией, как на физкультуре: "энергично, но без фанатизма".
Запустили гончарное производство - печёт в две смены.
Уточню: смены как вахты у парусных команд на российском флоте в 19 веке - 12 часов. Четыре гончара, четыре ученика, два истопника, два глиномеса. Ответственный - Горшеня.
Гончарная "чёртова дюжина" каждый день хочет жрать.
С чего бы это? Я с них удивляюсь!
Причём - исключительно мой корм. Другого-то нет.
И, скажу честно: и быть не должно!
Гончары сперва мальчишек по лесу гоняли: грибы-ягоды-рыбалка. Пришлось Горшене указать:
--
Я тебе сирот смоленских в научение дал, а не в прислугу. Они должны ремесло в руках держать, а не портянки мужикам стирать.
--
Ничё... Не поломаются. Молодые ишо. Меня самого тако же учили. Семь годков кажный день. И постирушка, и посудомытие, и зыбку качал, и куда пошлют. Ещё и подзатыльников без счёта.
--
И как - понравилось? Хороший мастер был?
--
Учитель-то?! С-сука! Бил чем ни попадя по чём ни попало. А как? Иначе ж никак! Как с дедов-прадедов...
--
Горшеня! Разъедрить тебя... кукурузой! Как с дедов-прадедов! У тебя от этого в спине - кол, коленки не гнуться, задница мало-мало не отвалилась...! Да за что ж ты деток так не любишь, что и им такое же...!
--
Дык... да я ж... хотел же как лучше... а как же ж...
Мне этот туземный рефрен - "с дедов-прадедов"... Дедовщина с батькивщиной... А пацанва - сироты, безотцовщина.
--
Короче. Не доходит по-человечески, гумнонизма с либерастией не понимаешь - слушай деньгами. Тебя мастер кормил, он же с тебя и прибыль имел. Как с дармового прислужника. Потому и гнобил, работами изнурял, свой прибыток твоим горбом умножал. Здесь корм - мой. И прибыль - моя. Ежели ещё какая сволочь захочет грибочков, да пошлёт мальков от дела в лес... Я тебе по-хорошему говорю: сам по грибы схожу. И накормлю всех. П-поганками б-бледными. Ты меня понял?!
--
Боярич! Господи помилуй! Я ж не по злобе! Я ж только по неразумению!
--
У меня нет семи лет им на ученичество! Год - край! Каждый час, что они мимо ремесла провели - мне убыток. Ты хорошо понял?
Горшеня растеряно хлопал глазами. Представить, что обучение можно строить иначе... Что ученик - не прислуга бесплатная, безответная...
***
" - Как ты думаешь: секс - это труд или отдых?
- Конечно отдых, товарищ генерал. Был бы труд - вы бы солдатика прислали".
***
Обучение без пинков да подзатыльников, без унижений и всякой тяжёлой, грязной, посторонней работы... Душа не принимает? Пришлось повторить по словам:
--
Мне. Ущерб. Взыщу. Понял?
Как он своих строил... за четыре версты слышно было.
Врать не буду - работают славно. К Рождеству, поди, полностью вотчину обеспечат посудой. А потом? Конечно, новые хозяйства у меня каждую неделю заселяются. Но дальше-то что делать? Горшками торговать? А как? Я не умею. Как упаковывать, чтоб не разбить, какие на местном рынке самые ходовые-прибыльные типоразмеры, какие здесь по теме правила? По деревням посуду пекут в каждой. Как местные потребители на привоз неродных горшков посмотрят? Переколотят всё?
Я пока не знаю, зачем мне через год ещё 4 мастера-гончара. Может, горшки хорошо пойдут, и я всю Десну и Оку ими завалю. Может, черепицу глиняную делать начну. Или - свистульки. "Обсвистулим всю Россию"... Но - "из ничего - ничего и бывает".
Прав был Матроскин: "Чтобы продать что-нибудь ненужное - нужно купить что-нибудь ненужное". Или - сделать. Будут мастера - будет и продукт. А уж как оптимизировать результат... так я ж эксперт по оптимизации!
Ещё: обучение в Средневековье организовано... не оптимально. Цепочка: ученик-подмастерье-мастер - чересчур долгая.
Причины три.
Методическая. Делать дело и учить делать дело - два разных таланта. Иногда они сочетаются в одном человеке. Не часто. Проще: почти все учителя-ремесленники в "Святой Руси" - педагогически непригодны.
Экономическая. Мастер получает от эксплуатации ученика и подмастерья выгоду, стремится растянуть этот период. И препятствует появлению на рынке нового мастера - конкурента. Скоро в европейских цехах появится специфический термин: "вечный подмастерье".
Социально-генетическая. "Как с дедов-прадедов бысть есть". Наследование профессий означает, что ребёнка, даже непригодного к конкретному виду деятельности, заставляют этому учиться. А у него - "руки из задницы". Или - тошно ему это. Тогда "вкладывают ума-разума". Битьём, поркой, через зад...
"Святая Русь" - очень жёстко детерминированная система: выбора у человека от рождения - почти нет. В социальном, семейном, профессиональном... планах. Нужно совсем выскакивать из "мира". "Отряхнём его прах с наших ног...". Маргиналы, отбросы, "тысячи всякой сволочи"...
Насчёт интенсификации профессионального обучения... надо запомнить и применить.
Многие гости, бывавшие во Всеволожске, весьма дивились тому, что во многих начальных людях, в мастерах знатных, у меня отроки безбородые хаживали. А ведь уже в бытность мою в Рябиновке начал ломать я порядки мастеров святорусских. Установил, как европейских цехах заведено, экзамен для выучившихся. И от того учителя ценил. Худым и вовсе запретил детей в обучение брать. А ещё брал в ученики детей не по роду отца-матери, а по желанию да умению самого дитяти.
Ох, как на меня все взъелись! Да только во Всеволожск многие сироты со всей Святой Руси собирались. Им "в отца место" - я. Мне и решать.
Ещё запустили первый кузнечный горн. Прокуй в восторге: я ему не мешал, не подсказывал. "Делай как хочешь". Так хорошо же получилось!
Конечно, по самолюбию моему несколько... Как же это?! Что-то приличное и без меня? Но, подумавши, принял вид благостный и, даже, благосклонный. Типа: вот какие мастеровитые мастеровые под моей рукой вырастают!
Одного горна, похоже, мало: кузня звенит от темна до темна, да и ещё ночь прихватывает. Всё железо, которое мы из Смоленска привезли, рассосалось мгновенно. Будто горит. А мне Петровские сельскохозяйственные указы спать не дают. Насчёт того, что хлеба надо не серпами жать, а косами. Указ - Петра Великого, а вот реальное широкое применение - коса с крюком - конец 19 века.
***
Коса с крюком, если кто не видел, имеет вид граблей с длинными зубьями (2-5 зубьев) на колодке, укреплённой, вместе с косой, к основанию рукояти. Срезанные колосья собираются ровными пучками, и в таком же порядке сбрасываются косцом на землю. Из-за крюка они не осыпаются и ложатся правильными рядами. Увязка колосьев в снопы столь же удобна, как и при жатве серпом, но процесс уборки ускоряется почти в три раза.
Всем понятно? Ускорить жатву в три раза... Я про цену дня в страду уже говорил? Вот только на этом, на оптимизации сроков проведения агротехнических операций, можно повысить урожайность от десятой доли до четверти. Совсем не ГГуйно. Но зерно из колоса течь не будет. Или можно утроить площадь пашни на работника, а остальных - в индустриализацию.
***
Из чего косы делать? Железа, факеншит, где взять?! Хоть сам... слябы рожай.
А ещё надо мельничку ставить. Когда из-под Чернигова выбирались, углядел как здесь зерно в ступах... толкут. Ручные мельнички...
Ну нельзя же так русских баб мучить! Чтобы они смолоду в бабок-ёжок превращались.
"Там ступа с бабою-ягой Идёт-бредёт сама собой...".
Я тут кто?! Баобаб или баболюб?!
"А если туп как дерево Родишься баобабом И будешь баобабом Тыщу лет, пока помрёшь".
Баобабом - не хочу.
Альтернатива и ступе, и ручной мельнице - общеизвестна. Мельница водяная - ничего не надо придумывать. Бери и делай.
Ага. Индейскую избу вам. Точнее - мне.
Всё просто: в России зимой идёт снег.
"Ой, ты зимушка-зима, зима снежная была Зима снежная была: ночь - курила, день - мела".
Что именно русская зима по ночам курит - не знаю. Но наметает много. Весной всё это тает. И - стоит. Деда Мазая я уже вспоминал? В цифрах - 6-10 метров. Вот на такую высоту от меженя поднимается вода. На такую же высоту поднимают старые русские города. Елно, например.
Высоко строиться - жить неудобно: воды в хозяйстве надо каждый день много, коромыслами с реки - не натаскаешься. Колодцы на такую глубину копать - и тяжко, и опасно: копачей, бывает, заваливает. Моего колодезника-сколиозника три раза откапывали, пока колодцы в Новой Пердуновке копали.
Но Пердуновка - боярская усадьба и мой личный заскок: я сказал копать - они выкопали. Нормальные крестьяне так не строятся. Они просто селятся ниже, и их каждый год затапливает. Бывает, и вовсе смывает. От таких... лентяев - потомства не остаётся.
Про широкие здешние речные долины реликтового происхождения - я уже рассказывал?
Короче: ставить мельничную плотину негде. Севернее есть Вяземская возвышенность, западнее - Елнинская. А вот конкретно здесь...
Ставить плотину поперёк Угры... 3-4 километра длиной, 12 метров высотой...
У меня в здешних лесах подходящего размера дуба нет. Чтобы с него можно было бы навернуться и до такого маразма додуматься.
До природопользовательских указов Петра Великого, с запретом перегораживать судоходные реки, ещё пять с половиной веков. Но мне, за плотину поперёк главной здешней торговой дороги, и без царских указов голову оторвут.
Остальные речки имеют малый сток. Можно, как в Московской Руси позже будут делать, ставить "весенние мельницы". Там, где глубокое русло, делается плотина. Пока идёт водополье - мельничка работает. Вода сошла - мельничка встала. Но здесь у речек вокруг - низкие болотистые берега.
Как не кручу - всё одно получается: надо ставить мельницу за полсотни вёрст да на чужой земле. А потом - не наездишься. Хоть плачь!
Покажите мне попаданца, который бы плакал горючими слезами от равнинности рельефа Русской равнины!
Сходил - в лужу посмотрел. Да, есть такой придурок. Который слезьми плакать горазд, а мозгой шевелить ленится.
Если у меня нет русла речки, которую можно было бы нормально стенкой перегородить, то почему бы мне не сделать такое русло? Не плотину на речке в удобном месте, а речку, удобную для плотины?
Из-за нашего "хитро-удвоенного" боярства в вотчину попало Гудково болото. И это - радует!
Ну какой нормальный попадун будет радоваться, что ему болото во владение дали?!
Раз я радуюсь - значит, я попадун ненормальный. Что уже давно не новость.
Поэтому спокойно прогрессирую нивелир с мерной рейкой. Обучаю работе с ними двоих мальчишек и загоняю их в команду Фанга.
Боевой беззубый волхв послушал шипение своей голядской молоди в адрес приёмышей из черниговских беженцев, мои объяснения и обещания... Типа:
--
Ежели с мальками вдруг чего... то будет всем... нехорошо.
Произнёс что-то вроде:
--
Йуп. Дарис.
И ушёл.
Они сделали полную съёмку местности с высотами! От Пердуновки вверх и вниз по реке на двадцать вёрст с шагом по высоте в пол-локтя! И на десять вёрст от берега. Ну, где пройти смогли.
Я это Гудково болото... вкус пиявок... с прошлого года помню. Когда я, как раз в этом болоте, истерил:
--
Иррегировать нахрен всю Россию!
Вот и повод появился. Прокопаю канаву в две версты - грунт там мягкий - и потихоньку спущу болото в реку. Сначала - будет мельничка, потом - пашенные угодья. Или - месторождение торфа.
Фанг нашёл подходящее место для канала - можно копать.
Тут пришла страда. Как обычно в России - нежданно.
Все хлеб убирают, а я страдаю - копать-то некому!
Жатва для крестьянина - святое время. "День год кормит". Все прочие дела - в сторону, в селениях остаются только старики нехожалые да детки малые. У аборигенов это даже не в голове - в спинном хребте.
Всё - долой. - Чирей выскочил? - После жатвы вылечим. - Дом горит? - После страды потушим.
"Только рожать да помирать - не погодить" - русская народная мудрость.
***
Я - человек 21 века. У меня это как клеймо на темечке. Я могу прикинуться туземцем, могу их словечки перенять, но думаю-то я по двадцатьпервовековому! Могу сказать: "на всё воля божья". А вот постоянно смотреть на мир сквозь "иншалла" - нет. Не могу! Не лезет это в меня! Да и не хочу.
Я планирую, строю индустриальное производство с непрерывными процессами, вытягиваю технологическую дисциплину, стремлюсь повысить отдачу капиталовложений в основные фонды путём их двух-трёхсменного использования, балансирую материальные потоки и оптимизирую процессы...
А тут бздынь - страда...
Не хочу повторяться в адрес попаданцев... Но надо ж понимать! Два месяца в году - ледостав и ледоход - всем "стоп". Полгода зима. Зимой люди в курных избах спят по 12-13 часов день. Проверено натурным экспериментом в 21 в. Экспериментатор даже думать за зиму стал иначе - медленнее. И сильно... пофигистически.
Неделя - сев, месяц - сенокос, месяц - жатва. В эти периоды людей трогать нельзя. Да и не сдвинуться они: у них на любые ваши сладкие предложения - врождённые рефлексы крестьянина. А крестьянствуют здесь - все.
А теперь найдите в этом календаре свободное "окно" - и прогрессируйте там себе в волюшку.
После каждого "трудового крестьянского подвига" ту же гончарную печку нужно ещё день-два-три просто греть, дрова - труд дровосеков - в трубу улетят. Работники ещё неделю будут вспоминать - чем они тут развлекаются, "как тут ходят, как сдают". Производительность труда к прежнему уровню вернётся... хорошо, если через 2-4 недели.
"Производительность труда" - это не с цвайхандером бегать.
В.И. Ленин, "Очередные задачи советской власти":
"Во всякой социалистической революции... выдвигается на первый план коренная задача создания высшего... общественного уклада, именно: повышение производительности труда, а в связи с этим (и для этого) его высшая организация".
Замените "социализм" на "прогрессизм".
Однофиговственно: или у меня в вотчине будет эта пресловутая "производительность труда", или можно вешаться.
А, есть и третий путь: деградировать в обычного средневекового крысюка. "Иван - боярский сын". Обычный, исконно-посконный, "все так живут"...
Тьфу на вас!
***
Глава 244
Поругался я сильно с мужиками.
--
А чегой-то сноха моя, Сонька, страдать не пришла? Грит, ты, де, боярич, не велел.
--
Верно говорит. От неё одной за прялкой выгоды больше, чем от тебя со всем твоим семейством на пашне.
--
Не дело говоришь, боярич. Не по-русски, не по-хрестьянски. Мы, эт, не за выгоду страдаем - за хлебушек. Сам, поди, знаш: хлеб всему голова.
--
Вот я и смотрю, что у тебя заместо мозгов - мякиш. Соня твоя почти за всё селение нитку прядёт. Вы её на руках носить должны, пылинки сдувать. А ты её на ниве раком поставишь. На месяц-полтора - пока молотьба не кончится. Кормить будешь последним куском, спать ей укажешь на рогожке у порожка. Ещё и в морду дашь - а чего ж нет? Младшая невестка же. Она у тебя заболеет да, не дай бог, помрёт.
--
Ну, эт как на то божья воля будет.
--
Твою вбогагробадушумать...!!! У тебя на подворье выгребная яма три года не чищена!! У тебя дерьмо под окоём плещется!! Это что - боженька нагадил?!! Хрысь! Ты где? Запиши себе: к Юрьеву дню всем выгребные ямы в Паучьей веси вычистить. Кто не сделает - будет лес до весны валять. Без роздыху! А ты - вон пошёл, неколи мне с королобым день переводить.
Нет, вы мне скажите: какой ещё попаданец озабочен инспектированием отхожих мест в домовладениях исконно-посконных смердов?! Аж до скачков кровяного давления в своём попадёвом тельце?
Хрысь бересту карябает, Потаня молчки стол поглаживает. Слава тебе, господи, что только поглаживает. И винить некого: сам - выучил, сам - виноват.
Ещё в августе, как выяснилось, что Аннушка в положении, я надумал её замуж выдать. Вдова на сносях... дело-то скандальное. Опять же: она у Акима типа приёмной дочери. Деду выскажут укоризну. Дед ответит. По-боярски. Он как шапку получил - совсем "краёв не видит". И зачем мне этот... "смех"?