Это коса идет: "ш-ш-ш". А в конце "ха!". Это мой выдох. Удар наносится на выдохе. Здесь не удар, здесь - завершающее усилие. Толчок, проталкивающий косу в уже выкошенное пространство. Целиком, от носка до пятки.
Когда косец машет косой и устаёт или ленится, коса в начале и в конце своего хода идёт выше, чем в середине. А это огрех - у косы пятка должна всегда идти по земле. Для этого надо корпус повернуть. Тогда коса режет траву не просто прямо перед тобой, а полукругом. Высота среза получается по всей границы одинакова. В идеале - ноль. Но прокос - уже. По ширине прокоса - косцу уважение. Да и туловищем крутить... чисто руками проще и нагрузка меньше. На спину.
Но между рядами-прокосами остаются гривки стоячей недокошенной травы. На них ложится трава скошенная, сгребаемая косой. Потом, когда сено будут граблями грести, будет неудобно. Грабли цепляют за это переплетение уже скошенной, сухой и ещё зелёной, растущей травы. Либо часть сена остаётся на гривке, либо вот эту, ещё живую траву грабли выдирают вместе с корнями. А обычно - и то, и другое. Плохо: и грести тяжело, как расчёской сквозь колтун в волосах продираешься, и здешние деревянные грабли поломать можно.
Главное: в собранном, уже высушенном сене, оказывается сырая трава. Да ещё с корнями. Будет всё это выдранное сохнуть не на лугу под жарким солнцем и вольным ветром, а в копне или в стогу. Попросту: гнить будет. Дерьмо-с.
Поэтому гривок на покосе я очень не люблю. Один раз это мне в молодости объяснили. Ещё в той, в первой жизни. Понятно объяснили - логично, геометрично и аргументировано. Спокойно.
Со мною, когда у меня в руках коса, вообще всегда очень спокойно разговаривают. С предоставлением всех необходимых обоснований и аргументов. Все. Без громких криков и резких выражений.
***
Был случай: столкнулся я как-то с автоколонной. Не с автомобилями - с пролетариями. Такие... сенситивно-ориентированные мужички. А я как раз мимо проходил - косу надо было оттянуть. Всё чин-чинарём: коса снята, носик её в колечко вставлен. Они тогда всё разговоры разговаривали, остроумие своё оттачивали. Или что там у них... Пока я косу к древку не примкнул. В её рабочее положение. И провёл проверочный взмах - хорош ли инструмент на руке. Тогда разговоры кончились - пошли извинения.
Ребятишки тогда попались... ну очень экстенсивные. Три десятка мужиков, четыре ящика водки, две упаковки электродов и одна газонокосилка. Они предполагали газонокосилкой покос покосить. Гипотеза у них такая была. Но сначала совместили всё имеющееся в наличии. Мужиков с водкой, электроды с косилкой. Упились и стали проверять: а сколько электродов косилка может за раз перерубить? Понатыкали электродов по двору, завели аппарат и начали "укакашивать". Укокошили. Двигатель газонокосилки. И пришлось моей бригаде поутру ручками по старинке травушку-муравушку на лугах укладывать.
***
Ну, вот и конец прокоса. Теперь аккуратненько зачистим пространство под кустами. До чистой земли. Короткими разнонаправленными взмахами. Уже не для "сена накосить", а "гигиенизма ради". Зануда я, люблю чистоту и порядок. Чтобы ничего по краям не торчало, не болталось, не валялось, не висело.
Помнится, была у нас одна красавица - коса до пояса. Как она этой косой любила по мужикам махнуть! С одного маха любого препода "укакашивала". Растила её, холила. Шампунями дорогими поливала. До первого токарного высокооборотного. Потом всю жизнь в парике ходила. Кто это сказал, что скальпы только ирокезы снимали? Погуляй вдоль суппорта - без всяких индейцев скальпа лишишься.
Теперь аккуратненько косу оботрём. Она вся мокрая. От росы, от сока травы. Всякие листочки на лезвие налипли. Берём пук только что срезанной травы и аккуратненько вдоль лезвия протираем. Для этого косу не просто перевернуть-поднять надо, а ещё и верхний конец древка надёжно упереть в землю. Типовая ошибка дурня ленивого. У косаря после прокоса руки часто дрожат от напряжения. Координация несколько нарушается. Вот проводишь пуком травы по лезвию, а коса проворачивается. И попадает, зараза, обязательно по мясцу собственному.
Не, не зараза. Голубушка, помощница, труженица. Сам дурак. Но резаные раны очень плохо заживают.
Ещё хуже, когда коса срывается при отбивке. Точишь её брусочком, усилие кое-какое прикладываешь. И тут у неё упор соскакивает, и ты, дурень, по лезвию уже не бруском, а собственными пальцами. Тогда быстро хватай тысячелистник, прожёвывай соцветия и кашицей этой залепляй свежие дырки на собственной шкуре. Кровь останавливает лучше перекиси водорода. Но - именно что тысячелистник, а то есть похожая травка, тоже меленькие беленькие листочки - "кашка" называется. То-то и оно - на вид похожа, но не помогает. Я их только по вкусу различаю. Как слепой грибник грибы на укус: "это - боровик, это - сыроежка, это - тьфу-тьфу - лошадь прошла".
Некоторые индивидуи из трав только и могут коноплю от маковой соломки отличить. Ну и флаг им в руки. До первого пореза.
Мне двух раз хватило. Первого и последнего. Для "осознания и просветления".
Поэтому я и косу отбиваю не в конце прокоса, когда так хочется отдохнуть. Вроде стоишь, отдыхаешь, и вроде - при деле. Но по делу лучше в начале следующего прокоса. Пока дойдёшь - мышцы чуть разомнёшь, чуть остынешь. Усталость слабее чувствуется. В первой моей жизни. Здесь у меня усталости не чувствуется вообще. Генная, мать вашу, модификация. Я уже не я, а главарь банды белых мышей с пониженным уровнем генерации молочной кислоты. Факеншит уелбантуренный!
Интересно, всё изменилось: мир другой, эпоха другая, тело другое. А привычки профессиональные остались. Привычки остались, а тело другое. Есть привычка делать замах пошире, чуть наклоняясь вправо и вперёд. А тело - не тянет. Мышцы иначе развиты, да и мало их попросту. Что-то должно измениться - или привычки, или тело.
Когда идёт ряд косарей, хорошо видно - двух одинаковых не бывает. Это как танец. Или - секс. Вроде бы все одно делают, а приглядишься - каждый по-своему. Словами не объяснить - видеть надо. Инструкция простая: "держи пятку на земле, не дави, тащи". А дальше попробуй понять себя, своё тело. Угол наклона, угол разворота корпуса, дистанция выноса косы - можно на всю длину руки, можно на полусогнутой... Ошибся, невнимателен к телу своему - получай. Появляется мышечная боль. Причём не в бицепсах или дельтовидной, которые, собственно, и работают, а там, где, вроде бы, и быть ничего не должно.
Вдруг начинает болеть шея. А это ты головой сильно крутишь. Или лодыжку прихватывает судорога: энтузизизм задавил - перед махом делаешь шаг, коротенький, на длину стопы. Но - будто в атаку. А так не надо - травы, хоть ты их и срезаешь, а не враги они.
Добрее надо быть, доброжелательнее. Когда режешь кого-нибудь.
Разные варианты косьбы, в зависимости оттого, что косишь. Есть такая шелковистая травка - "берёзка" называется. Сколько её косой не скреби - ложится под лезвием и не фига, так и остаётся, не срезается.
А есть разные вьюны - они так оплетают пук травы, что срезать можно только всё вместе. Иначе не продёрнуть косу. Или начинаешь вокруг такого залома кругами плясать - "откусывать" с краешку по кусочку. Сплошная мутотень получается.
А ещё когда бурьян стоит... Особенно, когда он уже высох. Я так единственный раз в жизни косу порвал. Оторвал с дурной силы полотно косы от пятки. Агроном тогда тоже очень удивлялся - первый раз за свои шестьдесят такое увидел. В той ещё, в первой моей жизни.
Ну, с богом. Очередной прокос начал.
Ш-ш-ш-ха! Ш-ш-ш-ха! Ш-ш-ш-ха! Хорошо на покосе думается. Вошёл в режим и думай. Вспоминай, анализируй и оптимизируй.
***
Со стороны смотреть - однообразная тяжёлая работа. А сам возьмёшься - туёвая куча вариантов для оптимизации.
Как-то озаботился Совет Европы недоеданием негров в Африке, да и прислал в Россию инспекцию для продвижения продвинутой технологии косьбы. Почему? - Ну, когда в двухтысячных вологодских лесорубов собрались лесоповалу учить - Евросоюз четверть миллиона "енотов" отстегнул. А три миллиона на два года на перевод на европейские языки текстов с российских трамвайных билетов? Я же говорю: логика бюрократии и логика человека - две большие разницы. Вы ещё нанотехнологий не видели.
Так вот, приехала еврокомиссия прямо из Брюсселя в нашу российскую деревню. Видит - мужик косит. Сразу видно - неправильно, не по-европейски. Конечно, не по-европейски - в Европе вообще косой косить не умеют. А в России... Когда коса влево идёт - трава срезается, а когда вправо - нет. Пустой проход получается. Оптимизируем.
Сделали мужику косу с двумя лезвиями: одно - влево, другое - вправо. Исключили холостой ход. Снова приехали проверить - машет. И влево режет, и вправо. Но опять неправильно: как стемнело - пошабашил.
--
У вас в России про искусственное освещение не слышали? Сща сделаем.
Одели мужику каску на манер шахтёрской - с фонариком во лбу.
--
Ты теперь как американский вампир - "от заката до рассвета". Политкорректно говоря - трудиться будешь.
Приехали в третий раз - мужик увидел их и убежал. Насилу поймали.
--
Ты чего от Совета Европы бегаешь?
--
А догадался я, чего вы опять придумали. В задницу грабли всунете. Чтоб я и косил, и подгребал сразу. А чтобы ещё заодно и стога смётывал - спереди вилы навесите. Не скажу на что. Не дамся.
***
Хорошо думается, когда косой машешь. Тело само углы и дистанции выбирает, само темп задаёт. Но это когда один косишь, не в ряду. Я "в строю" косить не люблю. Когда задний переднему по пяткам попадает - переднему позор. Поэтому от заднего убегаешь. А переднего - догоняешь. Догнал - получи в морду. Чтоб не позорил.
У меня два парня работали - их вообще в общий ряд ставить нельзя было. Один из шахтёров, а косит как балерина без фуэте: вокруг носков ног. С косой идёт - благородная барышня гуляет по бульвару под присмотром гувернантки: спинка прямая, головка поднята, глазки опущены. Только плечами чуть поводит. Здоровый парень, а прокос узкий. Но машет часто. Его поставить в ряду - вся команда через пять минут в мыле. Не поспевают остальные так быстро махать.
***
"Монмартр. Раннее воскресное летнее утро. На пустынную улочку выходит дворник с метлой.
--
Вжик. Вжик.
На втором этаже распахивается окно и раздражённый мужской голос сообщает:
--
Месье! Немедленно прекратите - вы сбиваете с ритма весь квартал!".
***
Пришлось этому шахтёру-танцору всегда отдельную делянку выделять.
А другой - из крестьян с Карпат. Ростом невелик. Мало того, что косу на всю руку выбрасывает, так ещё и сам чуть не в пояс кланяется. Сам метр с кепкой, а прокос под два метра. Я его потом спрашиваю:
--
Так же тяжело. Весь день согнутым косу таскать.
--
Знаю. Извини, это от жадности. У нас в деревне - кто накосил, тот и корову прокормил. Коровы уже давно нет, а привычка осталась.
Два Володи. Косари. Были. Будут. Не родились ещё.
Ш-ш-ш-ха! Ш-ш-ш-ха! Ш-ш-ш-ха!
"Коси коса Пока роса. Роса долой И мы домой".
Русская народная мудрость. Три вещи на Руси анонимные: мудрости, доносы и песни. Хотя у многих песен автор всё-таки есть.
"Ещё косою острою В лугах трава не скошена. Ещё не вся черёмуха Тебе в окошко брошена".
Поэты-песенники, факеншит. "Хренниковы", извиняюсь за выражение. При всем моём уважении. Прав был Стендаль, когда нелицеприятно отзывался о поэзии:
"Необходимость замены единственного точного нужного слова другим, подходящим по размеру или рифме, но не по смыслу - делает стихосложение занятием, на мой взгляд, абсолютно бессмысленным".
Цитата не точна, но суть отражает правильно: черёмуха цветёт в апреле-мае, а покос в конце июня, в июле. Толковать об "острой косе" в апреле... Хотя был у меня случай, когда покос сразу после майских праздников начинать пришлось. Но, во-первых, черёмуха тогда всё равно за месяц до этого отцвела. А во-вторых, времена были советские. Тогда не сено косили, а гектары.
Тут я с самого начала о покосе задумался. Как Храбрита зарезал, так сразу сенозаготовками и озаботился. Ну, если не сразу, то очень вскоре. Потому как упокойников можно хоть каждый день делать, а покос в году - один. И время ему не сдвинуть, не перенести. Ведь и ёжику понятно же: скоро Купала придёт. Иванов день. Летнее солнцестояние.
По всему миру к этим четырём дням в году обязательно праздники привязаны. Летнее и зимнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия. И рождество Христово и светлая Пасха - отсюда. Это уж потом всякие чиновники от того-сего конкретного культа начинают свои культовые праздники туда-сюда по календарю двигать. А люди-то живут не по писанному, а по солнышку. Не сходится ваш календарь с солнечным - ваша забота. А нам пахать-сеять надо, косить-скирдовать.
Это на асфальте про Купалу только и знают, что на него костры жгут, девки через костёр прыгают - кто выше подол задерёт. А по делу - с Купалы начинается косьба, сенокос, косоёбище... По-разному называют.
Есть в крестьянской жизни много дел. И все важные, все - ни пропустить, ни отложить. Но главные из них: пахота да сев, жатва да молотьба. И - покос.
Вспоминается письмо зеку с воли от жены в "Один день Ивана Денисовича": мужики-колхозники по стране катаются, большие деньги делают. А колхоз им справки выдаёт, что они не просто так, а при деле. При колхозном. За то, что один день в году мужички в деревню приезжают и в покос на колхоз работают.
Покос - это всё. Правильно Любэ поёт:
"Покосы, покосы, туманная гладь И что-то заветное тянет да манит А что - до конца не понять"
Это и место, и процесс, и образ жизни, и способ существования. На покос мужики могут уйти из деревни и встать станом в удобном месте. На покос набирают работников. И живёт нынешняя "Святая Русь" с покоса больше, чем с нивы.
Русь нигде с хлеба не живёт. Русь живёт с реки. Оттуда рыба, оттуда и птица. И покосы - оттуда. Самые лучшие - на заливных лугах. Старцы, когда место для веси выбирают, дольше всего именно у лугов спорят: зарастёт ли луг лесом или наоборот - заболотится.
Есть сена вдоволь - будут доиться коровы, овцы перезимуют, свиньи опорос дадут. Вдоволь - по восемь тонн сена на корову. В нынешнем счёте - полтысячи пудов. Сухого и не сгнившего.
Пока коровка сыта и здорова - всё хорошо. И у бабы молоко есть - младенца выкормить, и малятам есть что пить-есть. И взрослым найдётся. А не накосил сена - смотри, как твоя семья мучается.
Конечно, хлеб всему голова. Только одно дело органическую клетчатку этой "головы" своими зубами перетирать, а другое - уже готовый белок животного происхождения. Аминокислоты. Особенно, те восемь, которые в человеческом организме не образуются и должны поступать извне: триптофан, лейцин, изолейцин, валин, треонин, лизин, метионин, фенилаланин. Местные таких и слов не знают, но нутром чувствуют.
Так что покос - из важнейших и тяжелейших крестьянских дел. А как надо тяжкую работу делать? - Правильно! С удовольствием и радостью. Как кот себе задницу вылизывает, если её горчицей намазать - добровольно и с песней. Поэтому покос с праздника и начинается - с Купалы.
Праздник я тут всем поломал. Какие пляски, когда покойничков хоронить не успевали. Но покос начали, не проспали.
Собственно говоря, косить начинают сразу, как свежая трава появится. Подкашивать.
"Косил Ясь конюшину, Поглядав на дивчину. А дивчина жито жала Да на Яся поглядала".
Жатва озимой ржи - жита - с покосом по времени не совпадают - не разорваться крестьянину. А вот подкосить немножко...
Не во всякий день и не всю скотину можно на пастбище выгнать. В страду - кони в работе. Им-то и отдохнуть - только в ночном. А кормить когда? А другая скотина? Вот и подкашивают мужики. Особенно весной, по первой зелени. Скотинка отаву любит. Но по чуть-чуть: есть и другие дела в деревне. И главное: выкосишь луг рано, пока травы сами не отсеются - на следующий год имеешь проблемы.
***
Как у Салтыкова-Щедрина в "Убежище Монрепо":
--
А скажи-ка мне, братец, чего это осинник мой не растёт?
--
Дык эта, барин, мы по ём коровок пасём.
***
И с лугами так же: пастбища - отдельно, покос - отдельно. Иначе не вырастет. Потоптаться по лугу, потравить покос, выкосить до времени... А в морду? А чем кормиться будем? А луга-то общие. Общинные. Мужики друг за другом следят - не ухватил ли сосед травки с общего луга?
Не понять моим современникам: как это можно соседа дубьём забить до смерти за охапку травы. Да не той травки, которую в косяк себе забиваешь, а той, которую корове в кормушку кидаешь. Такая мотивация ни в чьей голове не укладывается, ни один суд её не примет. В моей России.
А здесь - запросто. Причина простая: на Руси кока не растёт. Боливийские индианки, когда у них за спиной младенец от голода плачет, дают дитятке кашицу из разжёванных листьев коки. Младенец отгребает кайф, кушать уже не хочет, помалкивает, родительницу криком не изводит. А у нас - только молоко.
"Кушай тюрю, Яша! Молочка-то нет! - Где ж коровка наша? - Увели, мой свет".
Этот Яша у Некрасова - уже большой, уже разговаривает-понимает. Ему можно и тюрю дать. А который гукает и пузыри пускает... Без молока... Могилку можно копать маленькую.
Так что, как на лугах трава в рост встанет - сам покос. Рано начнёшь - мало возьмёшь. Поздно начнёшь - трава подсыхать будет, вкус не тот. А там и ещё заковыка: "Дождь идёт не когда просим, а когда сено косим". Опять же - русская народная, везде и всегда погодная... Затянул время - пошли июльские грозы. А сено надо не только скосить, траву на лугу положить, а ещё и высушить, да стога выложить. Проспал - не досушил. Сгнило. Приплод с привесом и удоем... соответственно. А это не цифирьки в газетке - поглядел да в магазин пошёл. Это то, что у тебя на столе - либо будет, либо нет.
"Почему мужик гладок? Потому что поел - и на бок".
А когда всю ночь с боку на бок поворачиваешься, да не потому что у самого бурчит, а потому что дети несытыми глазами смотрят...
В общем, отдай и не греши: "кесарю - кесарево, косарю - косарево".
Странное дело: я же человек асфальтовый. Я жизнь деревенскую не люблю. Не люблю вообще, как совокупность явлений, данных нам в ощущениях. Меня от всего этого в полчаса трясти начинает. От кустов, мошек, запахов. От грязи и неустроенности. От разбухших дверей, скрипящих половиц, воды в колодце и сортира во дворе. От "здоровканья" за полверсты и разговоров ни о чём. От всего этого образа жизни и стиля мышления. Аж до рвоты.
И вот же вляпался: спопадировал в сельскохозяйственную эпоху.
"При всем богатстве выбора - альтернативы нет". Остаётся только полюбить это всё... "безальтернативное". "Нельзя жить в дерьме и не возлюбить его". Иначе - тоска, депрессия и язва желудка пополам с импотенцией.
"Per aspera ad Astra" со времён Сенеки знают все: "Сквозь тернии к звёздам". А вот "Per stercore ad Astra" - "Сквозь дерьмо..." - и... в том же направлении... Как-то такой лозунг не встречался. Хотя жизни соответствует значительно больше. Или хомосапиенсы, как Братец Кролик, каждый день лазают в терновый куст?
Деревню не люблю, крестьян... ну, вообще-то, тоже. А вот труд крестьянский - нравится. Отнюдь не весь. Но есть. И не только покос. На огороде раком постоять на прополке... "Ты меня видела? Ты меня больше не увидишь". А вот тот же огород пройтись по всей площади на глубину штычка - с удовольствием.
Мда... А штыковых лопат здесь нет. Пока сам не сделаю - удовольствие отменяется. И это - тоже.
Хорошо хоть сделал две нормальных "литовки".
"Литовка в руках - не литровка в зубах, на троих не делиться - самому надобна".
Выгрыз-выбил. Нет, всё-таки - "выбил". Слава богу - хоть грызть никого не пришлось. Кровищи и так... пол-усадьбы загадили.
Литовочка... А то косят здесь "горбушами". Я такие только в Финляндии у тамошних дачников видел. Да и то - там были целиком железные. А здесь-то - деревянные.
Коса-горбуша. Ну что сказать про это... изделие народных промыслов? Лучше цитата из "Архангельские губернские ведомости" N 90 за 1867:
"Прежде, до времён Петра I, горбуши составляли единственное орудие для косьбы во всей России, ныне они доживают свои дни только в отдельных, глухих местностях, именно в губерниях Вологодской, Олонецкой, и Пермской, и в некоторых местах Сибири".
Косовище... Одно слово: корявое. Потому и горбушей зовут. Не прямое, не струганное - взяли корягу, какая под руку попала, и ошкурили. Ручки нет вообще. За косовище - двумя руками. Да ещё при прокосе руки постоянно нужно менять местами - перехватывать. Прокос делается в обе стороны: несколько взмахов влево, перекидывают косу на лету, меняя руки, несколько взмахов вправо. Смерды-жонглёры. И прокос получается жёлобом - на краях остаётся стоять трава на 2/3 своего роста. Про гривки на покосе как источник дерьма гнилого на всю зиму, я - уже...
Сквернее всего - косовище короткое, не под рост. Вся косьба - в наклонку с сильно расставленными ногами. Как топором. Чуть помахал - выдохся. Всё сразу болеть начинает - и спина, и шея, и плечи. Ноги аж дрожат.
На самой косе, говорят - на ноже, отрывают-отворачивают кусок-пятку и вгоняют в нижний торец косовища. Ни кольца, ни клина. Само лезвие короткое. 40-60 сантиметров. У нас такими маломерками только лентяи да хиляки косили. Спинки на ноже, естественно, нет - симметрия же! Мах же идёт и влево, и вправо. Зато толщина лезвия у пятки - миллиметров пять. Железяка дубовая.
Охренеть! Даже у кавалерийской сабли тыльная сторона клинка тоньше! То-то всё средневековье - как крестьянское восстание - все мигом с саблями. "Перекуём мечи на орала". И - обратно. Косы перековали - сабли получили. А чего перековывать? Пятку оторви да заточи внешний край - вот тебе и клинок. Правда, и воевать такой саблей... Ну, если противник троих твоих зарубил да приморился, тогда, может, и ты его достанешь.
Понятно, что таким инструментом много не выкосишь. Да и косят этим безобразием по косогорам да по болотам вокруг кочек. В моё время такой рельеф назывался "неудобия". Термин вполне отражает сущность.
Вот по этим "неудобиям" машут косой, чуть ли не как топором: сверху вниз под углом. Да ещё с руки на руку перекидывают. Я когда увидел - чуть дурно не стало. Косу для удара вверх, выше головы поднимают и по склонам кочки... окашивают. Это бревно так тесать можно, а траву косить...
Для меня это... как курить у открытого бензобака: раз-другой может и пройдёт. Но лучше сразу молебен заказывать. За упокой. Души раба твоего, Господи, безмозглого.
Спрашиваю:
--
А почему не снизу? Так же и легче, и безопаснее.
--
Не... Мы вот так... с дедов-прадедов...
Убил бы... за такую предковую аргументацию. Но ведь привыкли же, выучились. Этакой помеси... акробатики с эквилибристикой. Потом до меня дошло: пятка косы в расщеп косовища вгоняется и там крест-накрест привязывается. Если этой вязкой по земле шаркать - быстренько растрепится, потом железо в дереве разболтается и...
Опять Некрасов. Поэт. Про всякую бестолочь, которая не за своё дело берётся. Да ещё с неисправным инструментом. Ну, и про баб вообще. Покос - чисто мужское занятие. Бабе там... по выкошенному с граблями ходить.
Понятно, что с таким... "горбатым" аппаратом и таким "топорным" замахом, луга никто толком не чистит. Или наоборот? Потому и не чистят, что горбуша для косогоров и болотных кочек?
Как это по-нашему, по-русски! Живут - с косьбы, лучший покос - на заливных лугах, но вот почистить, убрать древесный мусор, который на луга каждое половодье притаскивает... "не, наши деды-прадеды так не делали". И вот с этим уродством в руках среди коряг, водой принесённых, начинаются танцы и жонглирование острыми предметами. И это косьба?! Поубивал бы всех нафиг!
Хоть бы этот маразм, который "с дедов-прадедов", одинаков был. В той цитате из "Архангельских ведомостей" дальше так:
"В некоторых местностях косцы при махе косой не разгибаются полностью. От чего происходит ещё более сильная усталость".
Всем понятно? Стоят две деревеньки через реку. В одной мужики косами махнули и через три часа спеклись. Спины скрючило - не повернуться. А у соседей - то же самое, но уже через два часа. Разницу в размере сеновалов представляете? И все производные: сколько коров от бескормицы зарезать пришлось, скольким младенцам вместо титьки - горбушку пососать в грязной тряпке сунули, сколько на кладбище могилок добавилось? И ведь ходят же друг к другу в гости, видят же кто как работает. И продолжают по-прежнему. Не годами - столетиями. А как же? - "как с наших дедов-прадедов заведено есть"...
Чем ножками сучить да досадой исходить - лучше дело делать. На слух предки ничего, кроме божественных бредней и стародавних суеверий не воспринимают. Им надо попробовать, по-надкусывать, в руках подержать. Как моей дочке... Которая там осталась... В моей прошлой... Она, пока маленькая была, всегда новое угощение брала в рот, надкусывала, потом изо рта вынимала и внимательно разглядывала. "А чего это мне добрые дяди-тёти подсунули?". Э-эх... Дочка...
И эти такие же - покажи и дай попробовать.
***
Вот как только Храбрита и Корьку в бане положили да обмыли, так я и пошёл косу строить. Именно так. Косу - строят. Как дом, как костюм, как мост зубной. Потому что коса настраивается под конкретного человека. Да и вообще - каждый мастер подгоняет всякий свой инструмент под лично себя. А не мастер... - а зачем мне перед местными позориться?
Сначала - древко. Косовище, часто говорят - "косьё". Его обычно делают из ели, сосны, берёзы. Так пишут уважаемые люди. Ага. Я бы поверил, если бы ещё в прошлой жизни не пришлось как-то самому делать.
Сосна и ель - смолятся долго. На жаре да в потной руке, часами... Ты её таскаешь-таскаешь, только отпустить - а она прилипла. Отдирать - вместе с кожей. Соответственно, следующий прокос - "откладывается до окончательного заживления ладони работника". "Золотой гусь" из немецких сказок. Кто помнит - они там так паровозиком и ходили. Пока "Синюю птицу" свою не нашли.
А оно мне надо? "Синюю птицу" искать?
"Птица счастья завтрашнего дня Навернулась, перьями гремя".
Раньше, бывало, в какой гастроном не зайди - везде "синяя птица". Полупотрошённая. Синяя-синяя - сразу видно: своей смертью умерла. После долгой трудовой жизни. Теперь таких нет...
Надо чтобы косьё высохло хорошо. А у меня времени мало. Из хвойных пород хорошо делать, когда они не в дереве, а в доске. Да ещё высушенной. Берёзу взять... на мой вкус - тяжеловата. Хоть и грамм, да лишний, на покосе таскать... Приглядел ольховник, выбрал, вырубил подходящего размера деревце, поволок на усадьбу.
Отсиживался я тогда, пока моих первых покойничков в Рябиновке хоронили, на крыше Акимовского недостроя. Мимикрировал под негра. Проще говоря - загорал. А то примета у меня такая особая - "шкурка с искоркой". И по этой примете, может статься, меня ищут. Очень серьёзные люди с очень серьёзными намерениями. Бояре святорусские. Соль земли. Убийцы, насильники, мошенники. А я тут, на пару с солнышком, меланина в шкурке понаделаю - фиг разглядят.
Те три дня, пока Храбрита с Корькой обмывали, отпевали да хоронили, были первыми нормальными днями в этой второй моей жизни. Три дня покоя после шести месяцев непрерывной истерики. Сдерживаемой, подавляемой, высмеиваемой... Визга щенка утопляемого. Сквозь зубы стиснутые. Когда смерть, со своей косой, каждый день то в глаза смотрела, то за спиной стояла.
"Я от бабушки ушёл. Я от дедушки ушёл".
И от тебя, тётенька костлявая, убегу.
Вот - добежал. Спрятался. В домик, в ракушку, в норку. Сижу на верхотуре, палку стругаю. Солнышко светит, ветерок поддувает, к трапезе зовут. Сам никого не трогаю, и меня никто не трогает. Если ещё и примус для починки дадут - совсем Бегемотом буду.
Посматривал я по сторонам, всякие фантазии фантазировал. И косьё вытесалось-вырезалось. По длине-высоте подходящее. Верхний конец по Франклину сделал. Не в смысле американского казначейства - "портрет ляпнуть", а с чисто политическим подтекстом. Типа: мы за демократию, долой колониализм, если у кого остался. Короче - затесал.
***
Тут ситуация как с громоотводом. Первый придумал Бенджамин Франклин. У его громоотвода кончик заострённый. Так и написано:
"К верхнему концу стержня прикрепите медную проволоку длиной в фут и толщиной с вязальную спицу, заострённую как игла".
Довольно скоро кто-то и в Англии предложил аналогичную конструкцию. Но без - "заострённую как игла".
Потом случилось "Бостонское чаепитие" и прочая "Война за независимость". Франклин тут же оказался американцем и мятежником. Естественно, вся "прогрессивная общественность", хоть и мало чего понимала в защите от разрядов атмосферного электричества, но немедленно поделилась на два лагеря. Прямо по Свифту с его Гуливером: сторонники тупого конца против сторонников острого.
Если у тебя над виллой торчит громоотвод с острым концом и вилла в Англии, то ты про-американец, враг короны и тайный бунтовщик. Во Франции - наоборот.
В смысле - конца. Который торчит. В смысле - над крышей.
Для властей и для "прогрессивной общественности" это была удобная форма выразить своё "фе" друг другу. Поскольку за это хватали, сажали, осуждали и ссылали. Но не насмерть. За форму конца громоотвода.
Только грозовой молнии глубоко плевать: какой там конец у кого торчит. Габариты природного процесса таковы, что толщина концов, что у человечков, что у их громоотводов - значения не имеет.
***
Я, тем временем, на уровне пупка заруб сделал. Говорят: от пятки до ручки должно быть 950 миллиметров. Верю. Но где я тут в этой "Святой Руси" миллиметр найду? Это ж надо сперва измерить длину Парижского меридиана планеты Земля, потом поделить на сорок миллионов и получить метр. Потом снова поделить, но уже на тысячу, и получить миллиметр. Потом понять, что всё это неправда, и мерить всё пространство Вселенной прикладыванием расстояния между царапинами на иридиево-платиновой фиговине с большим Х в профиль, которая валяется где-то под Парижем.
Из всего этого у меня здесь только Париж и есть. Так что по-простому: ручку - на уровень пупка. Ручку правильную - двойную, верёвочкой связанную, поставил.
***
Поразительно, вот коса - всего пять деталей: косьё, ручка, сам нож, кольцо и клин. Чистая механика с геометрией, сложность системы - факториал от пяти - максимум. И всё равно, законы Пола Мерфи, сформулированные на базе ВВС при ремонте тяжёлой авиационной техники - работают.
"Всё, что можно испортить - будет испорчено. Всё, что нельзя испортить - будет испорчено тоже".
В 1959 году серьёзные люди выпускают почтовую марку СССР с иллюстрацией к стихотворению А.В.Кольцова "Косарь".
Кто такой этот Кольцов, какой у него там стих - не знаю, но картинку делали профессионалы. Художники там, гравёры. На марке здоровый бородатый патлатый мужик машет косой. Старается, экспрессию выражает.
Одна маленькая деталь: ручка косы направлена в другую сторону от самого ножа. Всё - вся экспрессия в свисток ушла. Один смех над неумейками остался. Косу тянут, косу тащат, но косу никогда не толкают. Ручка должна быть со стороны ножа и никак иначе. В плоскости косы и косья, можно чуть вверх, но - чуть, градусов до 15-20. А тут вообще в другую сторону! Художники, факеншит...
Впрочем, при всем моём к ним уважении. Я ведь дедушку Крылова помню: "Сапожник! Рассуждай не выше сапога!".
Пусть они картины рисуют, а я вот косу построю.
***
У меня давняя беда - жадность.
--
У вас есть таблетки от жадности? Дайте мне. И по-бо-o-o-льше!
Если яму копать - глубже нужного получается, потом засыпать приходится. Если вот косьё - медведя убить можно. А таскать такую оглоблю... Ничего, поставил ручку - лишнее сразу видно стало, убрал. Да и вообще, я расту быстро, так что - на вырост.
Клинышек правильный сыскался. И по размеру, и по материалу - кленовый.
Тут некоторые говорят: клин на косе должен быть железный. Фигня. Это от бездумной индустриализации. Клин этот должен одной стороной пятку косы держать, другой - кольцо. Ну, кто ж железо железом расклинивает? И ещё: когда коса прирабатывается, то кольцо, от тряски да от тяги, врезается и в косьё, и в деревянный клинышек. Такие... пазы на них получаются. Тогда между пяткой и основным клином с полукруглой, под кольцо, спинкой вбивают второй - плоский с двух сторон. И пока процесс прирабатывания не закончится, этот, вспомогательный, клин приходится несколько раз менять. Вот и прикинь - можно ли это железом сделать.
Глава68
Пока в тишине да покое шкурил да обрубал-обтёсывал косьё, чтобы мозги не простаивали, занялся я своим любимым делом. Классифицировал. По полочкам раскладывал что "под мозгу попало". В тот раз попали коллеги-попаданцы.
Академировал и, так сказать, профессировал. Или правильнее - "профессерил"?
***
Нуте-с, юные дамы и господа, отложите ваши ручки и тетрадки, уберите виджеты с гаджетами, выключите свои наладонники и междуколенники. Включите мозги и слушайте сюда, поскольку проистекать будет отсюда.
Тема сегодняшней лекции: "Маразм впопаданства". Именно так, а не "Вподанство в маразм". Это две большие разницы, хотя и похожи.
На первый взгляд кажется, что попаданцы, как грехи человеческие, бывают двух типов: вольные и невольные.
Камикадзами, экстремалами и дураками Русь богата всегда, почти как "Иванами да Марьями". Так что, и первая группа попадуев - достаточно представительна. Однако классификация "первого взгляда" является малосодержательной. Докажем это путём выделения характерных черт, одинаковых в обеих группах.
Прежде всего: в обеих группах нет профессиональных историков. По своей воле они на это дело не идут, а силком, или, там - случайно... Похоже, историк-профессионал, уяснив, во что он вляпался, предпочитает незамедлительно пустить себе пулю в лоб. Как русские офицеры на реке Уфа при внезапном появлении Чапаевской дивизии.
Люди, профессионально разбирающиеся в историческом процессе - самоликвидируются сразу же.
"Лучше ужасный конец, чем ужас без конца".
Это - профессиональная оценка шансов и аспектов выживания современного человека в историческом процессе. Очевидно, что только слепо-глухо-немой идиот может питать иллюзии по поводу своего будущего, оказавшись в прошлом.
Молодые люди на последнем ряду, если вы питаете иллюзии по поводу приватности вашего "морского боя", то спешу обрадовать: в попаданцы вы, безусловно, пройдёте. Хотя - и не слепо-глухие. Запись в попаданцы уже началась. В деканате.
Второе общее свойство попаданцев - гиперактивность. Что естественно: стоит снять с буйного психа смирительную рубаху, и он тут же начинает махать конечностями, бегать туда-сюда во времени и пространстве, пускать слюни.
Юноша у окна! Я понимаю, что декольте вашей соседки вызывает у вас рефлекс собаки Павлова - бурное слюноотделение. Может, вы пропустите вентилирование помещение вашими вздохами и сразу приступите к применению спецсредств?
Итак, попаданцы, все! - деятели. Не могу вспомнить ни одного, который бы после "вляпа" затаился, удалился, растворился... Стал невидимым и неслышимым.
Честь им и хвала за это. С моей личной точки зрения. В рамках моей личной системы морально-этических ценностей. Ибо я не являюсь адептом позднего буддизма и предпочитаю печалиться о "сделанном", а не о "не сделанном". Хотя, как мы помним: "всякое деяние порождает зло". И за каждым попаданцем можно увидеть шлейф несчастий. Убитых, искалеченных, сошедших с ума...
И не только за попаданцем - за всяким общественным деятелем, реформатором, революционером, серьёзным экономистом, инженером, писателем... просто, большим начальником, известной личностью, поэтом:
"Подражатели обрадовались: бис! Над собою чуть не взвод расправу учинил".
Вопросы "деяния и не-деяния", обоснование необходимости "деяния" - обсуждаются в человеческих культурах многократно. Гамлетовское "быть или не быть" звучит и в "Махабхарате" перед битвой на поле Курукешты, и в шумерских мифах о Гильгамеше. И в раннем христианстве: "Не зарывайте талант свой в землю!".
Правда, есть общая закономерность: по мере укрепления той или иной идеологической системы, сила призыва к "деянию" падает. И всё сильнее звучит "иншалла", "на всё воля божья". Скоропостижная смерть большевизма в России и ещё более скоропостижная, "прямо в колыбели" - демократии, дают тому массу ярких примеров.
На смену Гамлетовскому "быть" или бабушкиному "отбить!" из "Формулы любви", приходят карма, рок, фатум, "положение звёзд", "ситуация на бирже"...
"Кто хочет делать - тот делает. Кто не хочет - ищет оправдания". Ищущих становится всё больше.
Что ещё общее у обеих попадирующих групп - мессианство. Либо изначально, либо сразу по вляпу, попаданец осознает себя спасителем мира и отечества. Ставит себе сверхзадачу, обязательно уровня "4 июля".
"Не по Сеньке шапка" - русская народная мудрость - в расчёт не принимается.
Как криком кричал в толпу Степан Разин на плахе: "Прости народ русский, что поднял тебя на господ, да не осилил" - не вспоминают.
Общеизвестная норма: "спасённому - рай", указывающая на то, что спасённому человечеству место только на том свете - для попаданцев "обще-неизвестная".
И вот, уяснив себе сверхзадачу, очередной попадун устраивает себе и окружающим очередной "попадёр". Из лучших побуждений, имея в виду даровать всем счастье. Этакий приход тотального "добра". Как он себе его представляет.
Что ставит перед нами необходимость дать определение понятиям "добро" и "зло".
Мне не известно ни одно действие или бездействие любого человека, которое не имело бы как позитивных, так и негативных последствий. Более того, я и вообразить себе такого не могу.
Ме-е-едленно.
Каждый миг своего существования каждый человек творит как "добро", так и "зло". Как бы мы их не определили.
Человек родился - "зло". Человек умер - "зло". Принёс "благую весть" - "зло". Возлюбил ближнего своего - "зло".
Или - "добро".
Зарезал человека - "зло". Или - "добро": его потомок в шестом поколении загонит миллион людей в газовые камеры.
Или - "зло": на освободившемся месте будет процветать другой мерзавец, который загонит в те же камеры два миллиона.
" - У Кутузова не было одного глаза. - Неправда! Был у Кутузова один глаз!". Оба утверждения верны одновременно.
Каждое действие или бездействие порождает дерево последствий, развёрнутое во времени. Вполне возможно, что первичные, ближайшие положительные последствия ("добро") в чуть более отдалённом будущем сменяться негативными ("зло").
Нет, не "возможно" - обязательно!
Вопрос рассмотрен неоднократно. Например, Марком Твеном в "Таинственном незнакомце".
"Что с человеком не делай - он упорно ползёт на кладбище" - Жванецкий прав.
Но ползти-то хочется по мягкому и на сытый желудок.
Или нет? "Батюшка говорит, что страдания укрепляют душу". Каким вы хотите приползти на кладбище - чистеньким и здоровеньким или мучимым язвами с "закреплённой до геморроя" душой? Какое состояние человека в момент "подползания" более соответствует понятию "добро"?
Всякое деяние, если только это не рефлекторные судороги сумасшедшего или умирающего, имеет цель. И вот, при анализе поведения попаданцев в прошлое, пусть и принадлежащих к разным стартовым группам, обнаруживается "педоракс".
Виноват, оговорился. Конечно, я имел в виду "парадокс".
Неопределённое и неопределяемое понятие "добра" служит обоснованием для выбора цели попаданской миссии. Хотя большинство попаданцев ощущают себя как "невозвращенцы", функционируют они как "засланцы". Что психологически неправдоподобно.
Одна из причин недоверия к рапортам Рихарда Зорге в Москве - продолжительность его "спецкомандировки" и финансовая самодостаточность группы "Рамзай". Даже наличие в заложниках членов семьи не гарантирует лояльности нелегала.
Поэтому должностные инструкции внешних разведок большинства государств, традиционно ограничивают время работы "под прикрытием" двумя годами. Речь идёт о людях, специально отобранных из числа многих кандидатов, длительно и профессионально подготовленных физически, интеллектуально, психологически. А отнюдь не случайно провалившихся через мусоропровод в "Прошлое" в домашних тапочках.
Как-то довелось общаться с человеком, которому пришлось отработать два срока. Помимо потери своей второй семьи с любящей и любимой женой и детьми, помимо необходимости ликвидации собственного довольно успешного бизнеса и перевода, заработанных собственным трудом, денег на счета кое-каких нацкомпартий, тот человек, уже пребывая в Саратове, продолжал находиться в состоянии крайнего нервного напряжения, постоянного ожидания провала и ареста.
Итак, "сверхзадача", сформулированная в рамках "точки старта", цели, обоснованные прежней жизнью "засланца", в реальности очень быстро теряют актуальность и не могут быть обоснованием длительной деятельности.
Пример. В мире набрана достаточно обширная статистика по изменению стереотипов поведения и системы ценностей у эмигрантов. В том числе и эмигрантов из России.
Цикл включает в себя эйфорию в первые месяцы, сменяющейся глубокой депрессией к концу первого полугодия. К концу года иммигрант выходит на новую точку личностного равновесия, в которой, с небольшими флуктуациями, и остаётся.
При этом отношение к бывшей Родине, прежние приоритеты - заменяются новыми. Если в начале, например, рост нефтяных котировок вызывает положительные эмоции: "Нашим врачам и учителям будет больше денег", то через год та же ситуация вызывает раздражение: "Почему я должен кормить из своего кошелька эту банду московских воров?".
Мадемуазель в третьем ряду! Ваш рассказ соседке о недавнем и столь захватывающем любовном приключении был весьма подробен и экспрессивен. К сожалению, я смог оценить только мимическую составляющую, изображённую верхней половиной вашего тела. Поскольку только эта часть возвышается над поверхностью стола. Изыски в части жестикуляции нижними конечностями, остались мне недоступны. Поэтому после занятий вы отправляетесь в деканат, где у вас будет благодатный зритель. Нет, не я. Наш декан - эксперт в этой области искусств. Её особенно порадует пантомима: "свежепойманный карасик, подпрыгивающий на раскалённой сковородке" в вашем исполнении.
Итак, попаданцы некомпетентны, психологически недостоверны и гиперактивны. Вот такая сущность, беспорядочно размахивая конечностями и мыслями, влетает в исторический процесс в той или иной ветви мирового дерева Иггдрасиль.
Ближайший аналог - "хроно-оружие", описанное у Симмонса в его "Гиперионе". Этакая самонаводящаяся ракета, потерявшая канал связи с собственной пусковой, со сбитыми установками и неисправным устройством самоликвидации.
Имеет смысл более внимательно рассмотреть декларируемую мотивацию попаданцев.
Основным тезисом является благое пожелание - "пусть всем будет счастье". Есть, пожалуй, единственное исключение, о котором я скажу позже.