Watim : другие произведения.

Память необъятная как вселенная

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Настольная книга писателя - как любой текст сделать удобочитаемым


  
  
  
  
  
  
  
  

ПАМЯТЬ НЕОБЪЯТНАЯ КАК ВСЕЛЕННАЯ

методика развития памяти в практических упражнениях

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

магнитогорск

1990

   Издательская группа журнала "Сказка", N2 кн. 1.
  
  -- Тимофеев Валерий Васильевич, 1990
  -- Журнал "Сказка", макет, верстка, 1990
  
  
  
  
  
  
  
   Курс лекций написан и издан по заказу Творческой Лаборатории "Вечевой Колокол". Направлен на развитие творческой составляющей у слушателей курсов по методу Г.А.Шичко, с практическими занятиями и аутотренингами. Методика очень проста как в восприятии, так и в ее преподавании. Ничуть не сложнее как самого метода Шичко, так и подаваемого всеми нами на курсах материала "Детка" Порфирия Иванова и "Чудо-голодание" Поля Брега.
   Опыт проведения занятий по данной методике нашими инструкторами показывает очень высокий результат даже при стандартном 10-дневном курсе. Группа в полном составе запоминала большие блоки информации, свободно составляла связанные рассказы из любого набора случайных слов и т.д.
   Методика защищена в 1990г. на всесоюзном съезде СБНТ в Новосибирском академгородке, одобрена академиком Ф.Г.Угловым и, с его благословения, отправилась в "большое плавание".
   Весь тираж книги безвозмездно распространялся среди слушателей и преподавателей курсов по методу Шичко, проводимых Творческой Лабораторией "Вечевой Колокол"..

Изготовлено: Верхнеуральская типография.

Заказ N1170. Тираж 10.000 экз.

   Верховная божественная личность сказал: "Тот, кто сосредоточивает свой ум на Моей личностной форме и занят поклонением Мне, полный горячей духовной веры, того Я считаю самым совершенным".

БХАГАВАД -- ГИТА, стр. 581

  
  
   Человек должен использовать свой ум для освобождения, а не для деградации. Ум -- и друг обусловленной души и враг ее.

БХАГАВАД -- ГИТА, стр. 302

  
  
   Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, и подчинить его труднее, чем управлять ветром.

БХАГАВАД -- ГИТА, стр. 331

ВСТУПЛЕНИЕ

  

о наших возможностях, убиении мозга и кое-чем еще

  
   Мы живем в плену стереотипов и неправильного воспитания. Попусту тратим по крайней мере три четверти отпущенной нам жизни, чаще всего не обогащаем Разум, а с завидной устремленностью угнетаем его. И, самое парадоксальное, считаем, что живем единственно правильно, так, как и должно жить на Земле -- день прошел и с плеч долой.
   Телесное, материальное прочно подмяло под себя духовное. Забыли или не разобрались еще в исходном смысле начертания математического знака БОЛЬШЕ (>) и МЕНЬШЕ (<). Кто к большему (в материальном) стремится, тот уйдет из мира света и наслаждения жизнью в мир стяжательства, страха и в конечном итоге к мучительной смерти.
   Два пути -- загонять себя в угол, в ноль, в прах; или идти через совершенствование к вечности.
   Пока, повинуясь инстинктам и догмам "усредненного воспитания", в большинстве своем выбираем первый, увы, не самый лучший путь. И живем заведенные, словно не в нашу сегодняшнюю жизнь сенсационно ворвались "кашпировские" и "чумаки", "джуны" и "шичко", демонстрируя поистине фантастические возможности человека. Но эти гиперспособные индивидумы не есть отличительная черта именно нашего времени. Все гораздо прозаичнее.
   Долгое время сам факт существования подобных людей, как и существования у нас многого отрицательного, не признавался. В моде больших и малых десятилетий главенствовало генеральное направление, имя которому -- усреднение. Имеет право быть только один Самый Мудрый, Самый Простой и Самый Гениальный. Остальные -- плод нездоровой фантазии.
   Сегодня плотины несколько приоткрылись и появление все новых и новых поражающих нас своими возможностями людей есть ни что иное, как демонстрация НАМ НАШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
   То, что сегодня доступно единицам, завтра станет достоянием многих. А еще через какой-то отрезок времени -- всех. Так же, как стала достоянием всех грамотность. И это не единственное подтверждение. Всякая из наших прабабушек умела пользоваться травами, кости вправлять да роды принимать. Отошла надобность, а где-то и отучили, и забылось мастерство.
   Геннадий Андреевич Шичко разработал уникальнейшую методику проникновения в подсознание человека, "переписывание" без какого бы ни было хирургического вмешательства за десять-пятнадцать дней закладываемых в сознание десятилетиями ложных программ. "Лечение словом" -- так назвали методику Шичко слушатели.
   Начал Геннадий Андреевич с освобождения сознания от алкогольной зависимости, постепенно расширяя сферу воздействия, диапазон приемлемости, доступность метода. Кому-то высокоэффективное и далеко идущее по перспективам "лечение словом" не понравилось. Восемнадцать лет работал ученый в условиях "подполья" и погиб на фронте борьбы за человека, за человечество.
   И метод погиб вместе с ним. По крайней мере, этого очень хотели его гонители из Минздрава и союзной наркослужбы. Но с 1989 года по всей стране как грибы после дождя выросли тысячи центров, использующих в своей работе метод психо-педагогического воздействия на подсознание человека, разработанный Геннадием Андреевичем Шичко.
   Алкоголь и табак, лишний вес и раздражительность, неуверенность в себе и злость... Обучению иностранным языкам, культуре любви, раскрытию творческих способностей и улучшению памяти способствует метод Шичко.
   Для его применения нет каких-либо ограничений. И владеют им не единицы, а многие десятки тысяч соратников по всей стране, благодаря тому, что метод этот поражает своей простотой и, следовательно, доступен всем. И, что, пожалуй, главное в нем -- овладение методом Г. А. Шичко -- это прорыв в своем развитии на новый виток, обретение смысла и цели жизни, веры и уверенности.
   Все люди рождаются одинаково талантливыми. Мозг любого человека имеет от 14 до 17 млрд. нервных клеток -- нейронов. А используем мы в процессе свой жизнедеятельности 1-2 процента его потенциала. Мизер! Нас даже нельзя назвать полуумниками! Это слово предполагает наличие задействованной половины ума, а у нас максимум одна пятидесятая часть. Может потому и заносит человечество то в революции, то в войны, то в погоню за полным удовлетворением всех потребностей...
   Спортсмен, в зависимости от степени тренированности и мастерства, использует от 1/3 до 2/3 своих физических возможностей. Во все века и у всех народов были уникумы -- люди, выделяющиеся своими способностями, поражающие воображение талантом. Если мозг каждого человека потенциально равен, почему разнятся способности? Или не природные данные определяют уровень развития той или иной личности?
   Пример целых народов, еще недавно считавшихся отсталыми, но за короткий промежуток времени догнавших и даже перегнавших некогда передовые" позволяет сделать основополагающий вывод -- ПАМЯТЬ как и мышцы МОЖНО ТРЕНИРОВАТЬ, заставлять мозг работать с большим числом нейронов. Но как достичь этого?
   Прежде нужно разобраться, что такое "память" и каковы ее резервы.
   На каждом вовлеченном в работу нейроне из числа тех 1-2 процентов записана единица информации -- буква, цифра, знак, запах и т. д. Блоки нейронов, соединенные логическими цепочками, образуют то, что мы именуем словами, мыслями, чувствами, образами. Как в детской азбуке -- из букв составляются слова и предложения. Так "играет" и наш мозг, только делает он это с огромной скоростью. Сигналы от нейрона к нейрону передаются посредством вещества, именуемого медиатором. В зависимости от психического и физического состояния, количество медиатора меняется и вместе с тем падает или возрастает проходимость сигналов. Например, под воздействием наркотиков (алкоголя", табака и других) медиатор резко уменьшается и результатом является заторможенность реакции, нарушение координации движений, ухудшение памяти и т. д.
   Данная информация не могла не насторожить меня. Желая развивать память, я должен знать, -- что мешает ей развиваться, а что вовсе губит ее.
   Открытие американского ученого Нэйсли позволило понять механизм воздействия на мозг, на живучесть нейронов таких веществ как: этиловый спирт в любых концентрациях" табачный дым с его более чем двумястами убивающими нейроны компонентами, холестерин и других, обладающих наркотическим образом воздействия.
   Опыты, проведенные по аналогии с Нэйсли, подтвердили верность его выводов (несколько капель спирта в белок свежего яйца; наблюдение кровеносных сосудов глаза в микроскоп во время и после курения...) Сто грамм водки убивает в первые сутки 7,5 тысяч нейронов и продолжает по ниспадающей свое смертоносное воздействие на мозг до 28 суток! После каждой выпитой рюмки в моем мозгу было целое кладбище нейронов! Кружка пива -- более 6 тысяч уби­тых нейронов в первые сутки и также на 28 суток смертоносного воздействия. Одна сигарета в зависимости от степени паршивости 5-8 тысяч нейронов единоразово.
   Простой подсчет показывает -- запас нейронов настолько велик, что и при таком неразумном их расходовании хватит не на одну жизнь. Но... Гибнут нейроны не из запасников. Гибнут из числа тех 1-2 процентов, что мы вовлекли в работу, обучили, наделили разумом. Гибнет наша ПАМЯТЬ. Выходит, с каждой новой рюмкой, с каждой выкуренной сигаретой я добровольно оглупляя себя? Мало того, я на 28 дней отключал свой мозг от созидательной работы? Ради чего? Ради сомнительного минутного удовольствия? То, что алко- и табакозависимые люди глупеют, теряют память, замечал каждый. Но никто, как и я, не переносил это на себя. И вдруг я осознал -- у того, у пьяницы -- уже нет пути назад! Он уже и при желании не сможет осознать! Я не хочу даже единоразово убивать в своей голове тысячи нейронов, я не хочу терять ни одного из 28 дней. Я хочу дорожить и я дорожу каждым из них.
   Мне еще не приходилось встречать человека, жалующегося на отсутствие ума. Но многие жалуются на свою память. Что мешает ее развитию? Данное отступление не есть случайность или излишество. Не устранив нами же созданных помех, нет смысла идти вперед.
   Итак, основные причины, ухудшающие память, можно сгруппировать следующим образом:
   1. Черепно-мозговые травмы. Здесь, увы, нашей вины не так уж и много. Чаще человек выступает в роли жертвы.
   2. Гибель нейронов и разрушение логических цепочек в результате воздействия на мозг (через кровь) алкоголя, табака и прочих наркотиков.
   3. Утрата с возрастом способности к ассоциативному мышлению, выражающаяся в отсутствии тренажа. Логические "тропинки" должны постоянно протаптываться, иначе "зарастут" и отыскать их будет сложно или невозможно.
   И, если основа совершенствования -- ПАМЯТЬ, то основа памяти -- ВНИМАНИЕ, и формула развития памяти запишется в виде:

ЖЕЛАНИЕ + ВНИМАНИЕ + СТАРАНИЕ = 100 % УСПЕХА.

  
  
   "Теперь я объясню тебе познаваемое, зная которое, ты ощутишь вкус вечного".
   БХАГАВАД--ГИТА, стр. 618.
  
  
   "Тот, кто идет по этому пути, не знает потерь, даже небольшое продвижение по нему защитит человека от всех его страхов".
   БХАГАВАД--ГИТА, стр. 131.

ФЕНОМЕНЫ ПАМЯТИ

   Крупнейший современный математик и кибернетик фон Нейман сделал сенсационное открытие. По его расчетам получалось, что человеческий мозг потенциально может вместить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире библиотеки им. В. И. Ленина в Москве. Мало того, вся эта информация может быть в любой, момент извлечена из запасников памяти и использована. И это еще не предел возможностей человеческого мозга! Память так же безгранична, как и вселенная.
   Это в теории.
   А что говорит практика?
   Ганнибал, Юлий Цезарь, Александр Македонский знали по имени и в лицо всех своих солдат (более 30 тысяч человек). По имени и в лицо знал всех жителей греческой столицы Фемистокл. Философ и поэт Сенека мог повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанных им лишь однажды.
   Более близкие к нам времена. Математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от единицы до ста. Академик Иоффе пользовался по памяти таблицей логарифмов. А академик Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил совершенно случайно пять лет назад. Шахматист Алехин разыгрывал "вслепую" партии одновременно с 30-40 партнерами.
   Феноменальной памятью обладали Ленин и Сталин, писатель Валентин Пикуль.
   В журналистских кругах и сейчас еще не утихли восхищенные рассказы о поистине безграничной памяти репортера Шерешевского. Он "никогда не записывал никакой информации, даже когда брал интервью, и в то же время слово в слово запоминал сказанное. Для него не имело значения -- что и сколько запоминать. По крайней мере, так казалось внешне. 30, 70, 500 простых или сложных, знакомых или впервые услышанных слов. Выслушав весь объем информации, мысленно "прогнав" ее еще раз, он выдавал текст в полном объеме и с любого требуемого места. И запоминал практически навсегда. Проверки через 15 лет показали: ни разу с момента получения не востребованная информация воспроизводилась им дословно.
   Совсем недавно, в связи с землетрясением в Армении, мир облетело еще одно имя -- Самвел Гарибян. Двадцатипятилетний молодой человек давал по памяти (когда еще не были готовы официальные списки) информацию о многих и многих тысячах людей, захваченных трагедией -- живых, погибших, пропавших без вести.
   Ничем особо не выделявшийся студент, Самвел в 19 лет перенес операцию на глаза в клинике профессора С. Н. Федорова и "вынужденно" решил заняться укреплением своей памяти, чтобы не брать академический отпуск. Поиски, изучение богатого опыта и, наконец, разработка собственной методики уже через два года привели к тому, что Самвел мог запомнить и воспроизвести в том же порядке 1970 из 2000 не связанных друг с другом слов. Слова диктовались с интервалом в 1-4 секунды. А первоначально, по собственному признанию Самвела, ему требовалось на запоминание каждого слова не менее 30 секунд. Сейчас он может повторить в том же порядке однажды услышанные им 2000 слов, произнесенных на разных языках народов мира, незнакомых ему ранее. Много это или мало?
   Литературный словарь самого богатого на используемые им слова А. С. Пушкина содержит 20000 слов. Словарь среднего человека, позволяющий СВОБОДНО общаться на том или ином языке, колеблется от 500 до 1200 слов.
   Познакомившись с тематической литературой, я сделал вывод -- ПАМЯТЬ, как и здоровье, силу, ловкость, можно развивать практически бесконечно. Способов много. Объединяет же их одно -- вовлечение в работу новых миллионов нервных клеток -- нейронов -- носителей информации, наведение новых логических цепочек, протаптывание старых.
   Стоит только начать работать над собой и результат не только не замедлит сказаться, но и превзойдет самые смелые ваши ожидания.
   Вот что говорит Самвел Гарибян: "Улучшение памяти на один вид информации оказывало мощное стимулирующее воздействие на другой вид, что позволило с легкостью запоминать и с ювелирной точностью воспроизводить сотни цифр, геометрических и шахматных фигур, бессмысленных выражений, звуков, и причем на весьма длительное время, в зависимости от потребности. И, самое главное, улучшилась в десятки и сотни раз память на людей, на лица, имена, фамилии, адреса, телефоны, биографии и другие данные, которые позволяют человеку в общении с окружающими быть на необходимой высоте и удобных позициях".
   Дейл Карнеги: "Однажды я интервьюировал Джима Фарли и спросил его о секрете его успеха. Тогда он, в свою очередь, спросил меня: "в чем я подразумеваю причину его успеха". Полагаю, в том, что вы можете обратиться к десяти тысячам человек, назвав каждого по имени". "Нет, вы ошибаетесь,-- возразил он, -- я могу назвать по имени пятьдесят тысяч человек".
   Вряд ли кто-то отказался бы иметь подобную память и многие не пожалели бы для ее достижения "сил и средств", но не все знают -- как тратить эти "силы и средства".
   Прежде чем перейти к изложению упражнений для развития памяти, сделаем еще одно и последнее отступление: познакомимся с тем, каким образом запоминали информацию Шерешевский и Гарибян.
   Вот как описывает Шерешевский собственный способ запоминания цифр: "Для меня 2, 4, 6, 5 -- не просто цифры. Они имеют форму, 1 -- это острое число независимое от его графического изображения, это что-то законченное, твердое. 2 -- более плоское, четырехугольное, беловатое, бывает чуть серое. 3 -- отрезок заостренный, вращается. 4 -- опять квадратное, тупое, похожее на два, но более значительное, толстое. 5 -- полная законченность в виде конуса башни, фундаментальное. 6 -- первое за "5", беловатое... 8 -- невинное, голубовато-молочное, похожее на известь".
   Использует Шерешевский и другие образные ряды: "...цифры напоминают мне образы. Вот "1" -- это стройный гордый человек. "2" -- веселая женщина. "3"--угрюмый человек. "6"--человек, у которого распухла нога. "7" -- человек с усами. "8"-- очень полная женщина. А вот "87" -- я вижу очень полную женщину и человека, который крутит усы".
   Или каждой цифре присваивается та или иная буква в алфавитном или произвольном порядке. Составляется предложение, где каждое новое слово несет информацию о той или иной цифре, закодированной в начальной букве.
   Несколько отличается мнемотехника Гарибяна. На каждое число от 0 до 9 он механически заучивает 10 образов. На десятки -- пять образов. На сотни -- три. На тысячи -- один.
   "0" -- лебедь, пеликан, петух, орел, попугай, цыпленок, аист, голубь, ворона, воробей...
   "5" -- Б-52, Ф-16, ИЛ-86, МИ-8, "Восток", ПО-2, Ю-88, Фокке-Вульф-189, дельтаплан, воздушный шар...
   "9" -- акула, ихтиозавр, тиранозавр, кабан, ящерица, скат, рыба-меч, кит, скорпион, гадюка.
   Любое число Гарибян представляет в виде рассказа, где составляющие число цифры представлены заученными им опорными словами-кодами (мы рассмотрим в качестве примера одно из таких чисел, записанных им).
   В равной степени используются для запоминания слух и зрение, осязание и вкус. Это уже высшее мастерство. И им в полной мере обладал Шерешевский. Каждое слово для него наглядный образ. Он идет по улице и расставляет слова-образы вдоль домов своего любимого города. Любимый город, любимая улица усиливают ассоциативное начало. Отличия от обычной образной памяти у Шерешевского заключались лишь в том, что образы его были исключительно яркими и прочными. Он мог "отворачиваться" от них, а затем, в нужное ему время "поворачиваться" к ним и видеть их снова.
   Что легче запоминается?
   То, что кроме отдельно слуховой или отдельно зрительной, несет целый "букет" информации: когда слово оживает формой и цветом, и запахом, высветив неповторимостью или образовав волнение сердца.
   Услышать сердцем... пропустить через сердце...
   Азбуку для детей разрисовывают яркими картинками, которые легко запоминаются.
   Художник рисует стихотворение и запоминает его с первого прочтения.
   Певцы знают многие сотни стихотворных текстов, порой очень сложных к запоминанию, нередко бессмысленных по содержанию, часто и на иностранном языке. Но сплав музыки и слова помогает накрепко впечатать их в память. И вступает в действие взаимовыручка, когда образ слова вызывает из памяти образ звука и наоборот.
   Математические формулы трудны к запоминанию. Это о них сказано: "сухой язык цифр", "грызть гранит науки", "зубрить".
   Научимся же оживлять поступающую в нас информацию.
  
  
   "Знающий человек действует, полностью контролируя свои ум и разум, отрешается от всех собственнических инстинктов и трудится только ради жизненно необходимого, и тогда на него не действуют последствия его поступков".
  
   БХАГАВАД-ГИТА, стр. 241.

ДЛЯ ЧЕГО ОГОРОД

   Нам предстоит разобрать и принять к исполнению разнообразную группу упражнений. Что дают они в плане нашего совершенствования?
   1. Запоминание букв активизирует образное мышление, расширяет словарный запас, вплотную подводит к этапу запоминания не связанных между собой слов и цифровых блоков -- это как бы первый класс, без которого не может быть и всех последующих.
   2. Запоминание цифр активизирует оперативность мышления; скоростное составление из слов логически связанных цепочек вплотную приближает к оперативному составлению сюжетных рассказов, что существенно расширяет глубину памяти. Запоминание цифр поможет избавиться от необходимости по случаю и без обращения к ручке и клочку бумаги всякий раз, когда нам следует сохранить на какое-то время ту или иную информацию в цифрах.
   3. Запоминание не связанных друг с другом слов -- ключевое звено в методике развития памяти. Вся информация, поступающая в наш мозг, может быть представлена в виде слов. Освоение системы запоминания и качественного отбора информации, делает нашу память практически бездонной, хранящей информацию неограниченное время (здесь, естественно, не берется в расчет "насильственное" уничтожение информации -- стирание ее, есть и такие способы, или уничтожение вредными привычками клеток мозга).
   4. Запоминание фигур (геометрических, шахматных) благотворно сказывается на зрительной памяти. Кроме приведения методики запоминания геометрических и шахматных фигур к методике запоминания не связанных между собой слов (составление рассказа) рассмотрим и практически осуществим то, что называется...
   5. Развитие зрительной памяти -- стимулирует запоминание и улавливание особенностей образной информации, что весьма важно для запоминания лиц, имен, фамилий, а более всего, для развития цепкости взгляда, увеличения скорости и расширения поля восприятия. Развитие зрительной памяти -- переходный этап к изучению системы, скоростного чтения, а к необходимости освоения этой системы непременно придет каждый, кто всерьез занялся развитием памяти.
   6. Качественная работа с текстами -- это упражнение ЗНАЧИТЕЛЬНО сократит время, необходимое для проработки того или иного текста с ОДНОВРЕМЕННЫМ увеличением качества отбора информации, осмысления ее и хранения в памяти. Это упражнение так же пересекается с системой скоростного чтения и является ее составным компонентом.
   7. Запоминание бессмысленных выражений -- основа изучения иностранных языков. Вся система упражнений построена таким образом, чтобы через месяц - полтора после начала занятий каждый слушатель смог самостоятельно выйти на режим ежедневного запоминания 60-100 незнакомых ему ранее слов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

   Для того, чтобы ваши занятия были более плодотворными, прежде чем перевернуть следующую страницу, запаситесь тетрадью или блокнотом, просто чистыми листами бумаги и ручкой или карандашом. И, даю вам полную гарантию, -- прочитав внимательно эту книгу, вы уже к последним страницам почувствуете ощутимые результаты, и, даже если вами руководило всего лишь любопытство, непременно возьмете что-то для практического применения.
   "Из многих тысяч людей может быть один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину позвал Меня".
   БХАГАВАД-ГИТА, стр. 352.

МЕТОДИКА

  

запоминание букв

   Когда я увидел детскую азбуку в картинках, которую вырезала моя дочь, называя вслух не буквы, а названия предметов и животных, изображенных рядом с буквами, я не предал этому значения. Какая связь с моими поисками? Но на следующий день в моем сознании неожиданно всплыли те слова, которые произносила моя дочь, и я вспомнил последовательность слов, а через них и последовательность букв, хотя произносились они не в алфавитном порядке!
   Азбука в картинках.
   Образное восприятие информации.
   Чем примечательна память ребенка?
   Каждое услышанное слово как бы оживает в его сознании, ассоциируется с чем-то. У ребенка еще мал жизненный опыт, он находится во власти природы, подчиняется ее инстинктам, не научился противиться ее зову и потому старается идти по самому простому пути. Новое слово? На что оно походит? Ага, на это! Запомним.
   С возрастом мы становимся практичнее, но, увы, это не значит, что мы становимся лучше.
   Что касается памяти -- "подсказка" дочери определила дальнейшее направление поисков.
   Я начал "играть".
  
   Купил подобную азбуку в картинках, разрезал ее, приготовил мешочек для букв и иглу наподобие тех, что используют продавцы для погашения чеков. Дочь вынимает буквы, называет их и накалывает на иглу не нарушая порядка воспроизведения. Я стараюсь запомнить, подбирая под каждую букву яркое слово. Игра захватывает не только меня.
   Результаты?
   На первых порах -- плачевные. 5-7-10 букв еще как-то удается запомнить, но всю азбуку... А если составить рассказ? И, для начала, письменно.
   Женя купила Апельсины в золотистой Кожуре с маленьким Пятнышком в виде Шестерки, Маме дали Два, Ире Усы нарисовали, а Зайцу не хватило даже Огрызка или Семечки, вот и сидит, Нос утирает и Лапу у Тани сосет...
   Каждая запоминаемая буква -- это начальная буква имени существительного, имени собственного и числительные. Так мне проще не запутаться.
   Ж, A, К, П, Ш, М, Д, И, У, З, О, С, Н, Л, Т...
   Дело пошло на лад. Ряд запоминаемых букв стал быстро возрастать, и вскоре (после двух дней занятий) я воспроизводил и без предварительной записи не менее 28 из 33 произнесенных с паузами в 5 секунд букв.
   Упражнение это очень простое, но важность его для овладения методикой развития безграничной памяти трудно переоценить. Освоив его, можно с полной уверенностью сказать -- вы достигли почти всего, и остальные упражнения только производная от этого. Они закрепляют достигнутое, отрабатывают автоматизм, расширяют кругозор и степень восприятия и т. д.
   Я говорил в первых главах о различных способах (не о методах -- метод в основе один) запоминания. Не отрицая ни один из существующих, так как каждый согласуется с индивидуальными способностями человека, я поставил перед собой задачу: УНИФИЦИРОВАТЬ запоминание информации, и, как мне кажется, достиг на этом пути кое-какого результата.
   Запоминание букв, цифр, не связанных между собой слов, имен, фамилий, фигур, в том числе и шахматных, сводится к составлению:
   на первом этапе занятий -- бессюжетных, на втором этапе -- сюжетных рассказов. Это и позволяет мне сделать такой многообещающий вывод: освоение методики запоминания букв есть главная и большая часть работы по развитию безграничной памяти. И теперь порядок дальнейшей работы не втиснут в жесткие рамки "последовательности выполняемых упражнений". Можно заниматься любым понравившимся вам или подходящим по настроению, по условиям, в которых вы находитесь в данный момент. Это приятно разнообразит занятия и дает возможность каждому быть не только учеником, но и соавтором.
   Мне довелось много работать с различными возрастными группами, проводя психо-педагогические занятия по методу Г. А. Шичко, разрабатывать новые направления этой замечательной методики. Одни из выводов, который вынес я из этих занятий -- новые разработки, какими бы полезными они не были, не должны отнимать у людей и без того остро недостающего времени. Все должно происходить как бы между делом, походя, в естественных паузах жизни: в дороге на работу и с работы, в простаивании в бесконечных очередях, за обеденным столом, в короткие или длинные минуты перед погружением в сон и так далее. И результат не замедлит сказаться.
   А пока познакомимся со следующим упражнением.

МЕТОДИКА

  

запоминание цифр

   Каждой цифре присвоена строго определенная буква, сходная по звучанию и подходящая по образному восприятию. "0"--"Л". "1"--"Н". "2"--"В". "3"--"Р". "4"--"Ч". "5"--"П". "6"--"Ш". "7"--"С". "8"--"М". "9"--"Д".
   Такой способ наиболее прост и универсален. Через несколько строк вы сами убедитесь в этом. Он позволяет быстро и в широком диапазоне подбирать слова для достаточно большого блока цифр и составлять из них связанный смыслом рассказ. Способ, в отличие от изложенных ранее, не требует большой предварительной работы по механическому запоминанию вспомогательной информации, как в методе Гарибяна, или выбора сложных образов, как в методе Шерешевского.
   ПРИМЕР:
   "0" -- оЛя, юЛя, иЛ, Лье, Ли, Лай, аЛоэ, уЛей...
   "11" -- НиНа, НоНа, НюНя, НеоН, аНаНий, НяНя...
   "30" -- РуЛь, РоЛь, уРаЛ, РеаЛ, аРаЛ, РеЛе, оРеЛ...
   "98" -- ДоМ, ДуМа, ДиМа, ДыМ, ДаМа, ДюМа...
   "750"--СоПЛо, СоПЛи...
   "832" -- МуРаВей. МаРеВо...
   "901" -- оДоЛеНь, ДоЛиНа...
   "606" -- ШаЛаШ...
   "3921" -- РыДВаН...
   "54229" -- ПоЧВоВеД...
   В чем неоспоримые плюсы этого метода?
   1. В качестве ключевых слов используются имена существительные, имена собственные, числительные и местоимения "Мой", "Наш", "Ваш". Все остальные слова -- вспомогательные.
  
   2. Слова из перечисленных в п. 1, имеющие в своем составе согласные буквы, не означающие ту или иную цифру, так же выполняют роль вспомогательных, что еще больше расширяет диапазон составления логически завершенных цепочек. Это раз. И затрудняет расшифровку ваших записей для тех, кто не знаком с вашей системой кодирования. Это два. И еще -- вы можете, заменив какую-либо букву, или введя в код условно холостую букву, затруднить расшифровку и тому, кто был знаком с вашей системой. Возвращаясь же к изложенному в первой части этого пункта, отметим: РоДиНа -- 391, но РоДиН-Ка -- вспомогательное слово, т. к. содержит букву "К", не означающую ни одной из цифр по принятой нами схеме.
   3. Резко расширяется словарный запас и скорость мышления.
   4. Методика запоминания цифровой информации становится продолжением методики запоминания букв с небольшим усложнением -- слова составляются не на каждую цифру в отдельности" а на блоки из 2, 3, 4 и т. д. цифр.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

   По возможности стараться не пропустить ни одного номерного знака автомобиля, не зашифровав его. Но для начала составить (письменно) СОБСТВЕННУЮ таблицу кодов чисел от "0" до "100". При составлении таблицы для каждого числа подбирать не менее 8-10 слов, не исключая знакомые вам иностранные слова, названия городов, стран, имена, фамилии известных людей и т. д.
   Эта своего рода разминка позволяет в течение одного -- трех дней научиться СВОБОДНО составлять небольшие предложения по каждому номерному знаку за 3-5 секунд.
   Следующий этап тренинга -- составление на ВЕСЬ номерной знак ОДНОГО слова. Эта задача значительно сложнее. Не каждый номерной знак поддается шифровке. Но в том-то и соль: развивается фантазия и ведется подготовительная работа к запоминанию бессмысленных слов -- самому сложному упражнению.
   И третий этап -- замыкание логической цепочки -- составление по номерным знакам смыслового (сюжетного) рассказа, который будет достаточно длительное время удерживаться в памяти.
   ПРИМЕР:
   В своей книге Самвел Гарибян пишет:
   "К примеру, требуется запомнить такое число: 9310425917580635074623124896".
   Составляются сюжеты из образов уже заранее выученных нами.
   "Акула (9) укусила за хвост слона (3), который стоял на палубе теплохода (1) и учил лебедя (0) ездить на мотоцикле(4), принадлежавшем льву (2), который пилотировал бомбардировщик (5), уничтожающий глубинными бомбами ихтиозавров (9), плывущих рядом с подлодками (1), с одной из которых выпал кот (7), взятый на борт вертолета (5), издалека напоминающий паука (8), съеденного пеликаном (0), который сидел на шее крокодила (6), укусившего верблюда (3).
   Эта сцена была сфотографирована с космического корабля (5), в котором экипаж жарил петуха (0), и этим дразнил аппетит мышей (7), которые опрыскиваются с трактора (4), от шума которого взбесился морж (6) и попал в зубы тигра (2), одним ударом переломавшего позвоночник оленю (3), из шкуры которого и изготовляются паруса для парусника (1), в трюме которого спят медведи (2), доставленные на автомобилях (4), на которых разрисованы стрекозы (8), и это все наблюдал издалека страшный тиранозавр (9), пытающийся поймать из моря осьминога (6)".
   Так записал в своей памяти это число Самвел Гарибян. Абсурдность и фантастичность сценария помогает ему пропустить информацию "через сердце" и лучше усвоить ее.
   Как видим, для освоения данного метода требуется основательная подготовительная работа. А как записал это же число я, используя буквенно-цифровой код?
   Вот один из вариантов:
   "Космическая ДыРа (93), НаЛиЧие (104) которой вызвало ВыПаД (259) против аНи (1), обернулось пересоленным СуПоМ (758), но доктор ЛоШаР (063) угадал ПоЛюС (507) ЧуШи (46) в ВеРоНе (231) и построил на острове яВа (2) мирный ЧуМ (48) для ДуШи (96)".
   Рассказ можно еще ужать, укрупнив все кодовые слова до 3-4 цифр, или наоборот развести более простыми словами. Можно выбрать любое направление развития сюжета от сказки до детектива или анекдота, но в любом случае он будет по объему в 6-10 раз меньше того, что предлагает С. Гарибян, и, следовательно, запомнить его будет несколько проще, уложив соответственно в голове несколько "плотнее".

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

   Не с первого дня занятий все будет получаться легко и быстро. Поэтому не липшим будет рассмотреть последовательность операций.
   Требуется запомнить расписание автобусов из одного города в другой:
   7-50, 8-32, 0-50, 10-43, 12-12, 12-54, 14-12, 14-54, 16-34, 17-15, 19-16.
   СПЛ, МРВ, ДПЛ, НЛЧР, НВНВ, НВПЧ, НЧНВ, НЧПЧ, НШРЧ, НСНП, НДНШ.
   И, наконец, сам рассказ. Чем он не традиционнее, тем легче к запоминанию.
   "По дороге из Магнитогорска в Верхне-Уральск я видел: СоПЛи (7-50) жует МуРаВей (8-32), прячет в ДуПЛо (9-50) НеЛя ЧаРу (10-43), яНоВ (фамилия знакомого) в квадрате (12-12) выходит на НиВу ПеЧь (12-54) растоплять. НоЧью на НиВе (14-12) прохладно, НоЧью у ПеЧи (14-54) тепло, сидим и слушаем НаШу РеЧь (16-34) о том, как НоС свернули НэПу (17-15) и получился НеДоНоШа (19-16)".
   Ежедневно, до отработки автоматизма (сначала письменно, а затем и устно), составлять один-два подобных рассказа.
  

МЕТОДИКА

запоминание слов

   Запоминание слов по сути является продолжением отработки способа запоминания букв и цифр, но на более высоком уровне. Поэтому в данной главе обратим внимание на неописанные ранее нюансы и рассмотрим несколько практических примеров.
   Для запоминания несвязанных между собой слов используют два способа:
   1 - вся информация к запоминанию увязывается в один смысловой рассказ с сюжетным стержнем (освоение этого упражнения -- мощный фактор стимулирования плодотворного труда писателей, музыкантов, журналистов и других творческих работников), рассказ со сквозным сюжетным стержнем легче запоминается. упущенное при воспроизведении слово, образуя "пустоту" в сюжете, быстрее отыскивается. Но, естественно, такой рассказ труднее составляется. Он чем-то сродни шахматной партии, когда за ЛЮБЫМ ходом следует логическое продолжение (исключая вариант мата). Наша задача несколько шире -- при ЛЮБОМ наборе слов находить логически согласованное со всем предыдущим продолжение.
   2 - составление смыслового рассказа без сквозного сюжетного стержня -- когда логическая связь устанавливается лишь для небольшой группы слов (в зависимости от степени вашей тренированности для 2, 3 и выше).
   Начать отработку данных упражнений следует с более простого -- второго -- даже если вы уверены в том, что и с первым справитесь без каких-либо затруднений.
  

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

   Перед вами два разнородных текста из газеты: политический обзор и спортивная хроника, вопросы экономики и интервью с деятелем культуры, передовая статья и стихи... На плотном листе бумаги размером в ладонь выписываем в отдельные колонки из каждой статьи по 15-20 имен существительных или имен собственных. Заготовить таким образом несколько "шпаргалок" не составит труда. Не надо расстраиваться, если слова будут изредка повторяться. Даже с таким набором слов (см. ниже) можно работать неоднократно.
   Январь
   Григорий
   Сталин
   Секретарь
   Середина
   Сырость
   Труд
   Кириллица
   Рождество
   Ветер
   Рынок
   Заступ
   Мороз
   Солнце
   Номер
   Теча
   Василий
   Прилет
   Гуси
   Лицо
   Судьба
   Половина
   Завеса
   Рупор
   Гаданье
   Скот
   Подполье
   Кремль
   Снег
   Крещение
   Ученый
   Июнь
   Засуха
   Стужа
   Мантия
   Дело
   хмурь
   помощь
   друг
   Пресса
   Можно варьировать -- брать слово из первой, слово из третьей колонки, слева направо и наоборот, по диагонали, сверху вниз и снизу вверх...
   Вариант сквозного сюжетного рассказа.
   "В Январе, до Середины, когда не минуло еще Рождество и не отпустили Морозы, Василий, пытая Судьбу, садится за Гадание; валит Снег, а ему выпадает Засуха; и наползает на него Хмурь; оттеснив его, садится Григорий -- ему выпадает Сырость и Ветер, и Солнце от самого птичьего Прилета, а потом вдруг как ударило: Половина Скота вынесет Крещение и Стужи благодаря Помощи Сталина и ударному Труду, а остальных придется свести на Рынок".
   Вариант несквозного сюжетного рассказа (4 и 2, затем 3 и 1 колонки слов).
   "Пресса оказала Помощь в Деле со Стужей, которая в Июне выпала как на Крещение; к самому Кремлю пришел продрогший и оголодавший Скот и через Рупор потребовал обнародовать хотя бы Половину Лиц, отвечающих за Прилет с Течи нормального Солнца, которое бы Заступом разогнало Ветер, мешающий в нечерноземной Кириллице побороть Сырость, разведенную Секретарем Григорием и его закадычным Другом, который находится в постоянной Хмури и, несмотря на Мантию, предсказывает Засуху как Ученый и грозится загнать Снег в Подполье..."
   При работе с любыми блоками информация важен психологический настрой.
   моем сознании поселилась полная уверенность в способности моей памяти точно запоминать и прочно удерживать все, что я загружаю в свою умницу..." Так начинается программирующая часть аутотренинга (AT). Об использовании аутотренинга и некоторые варианты их вы узнаете в последней главе данной книги.

МЕТОДИКА

  

фигуры геометрические и шахматные

   Требуется запомнить группу фигур, изображенных графически (что проще, так как подключается зрительное восприятие и есть полное видение всего объема информации), или воспринятых "на слух".
   Треугольник, Ключ, Окно, Лист, Квадрат, знак математический "Плюс", Круг, перечеркнутый линией. Три волнистые линии. Самолет, Ракета, Парашют, Облако, Решетка, Страда, Гроб, Сарай, Пистолет, Доллар, Восьмерка, Человеческий след, Автомобиль, Кладбище, Часы, Цифра "6", Точка, Дверь, Трамвай.
   Итого, 28 графических знаков различной конфигурации. Подключаем воображение и, зацепившись за первую пришедшую на ум идею, начинаем раскручивать сюжет.
   "Молодого конструктора вызвал начальник отдела и дал задание: "Иди и придумай что-нибудь такое, чего еще не было, а то болтаешься без дела, всем надоел. А чтобы легче было думать, на вот это", -- и сунул ему в руку что-то завернутое в бумагу.
   Растерявшийся конструктор только в коридоре опомнился. В руке он держал Треугольник. Он побрел к себе, открыл Ключом комнату, постоял в раздумье у Окна. Мыслей не было. Тогда он взял Лист бумаги, нарисовал Квадрат, прибавил к нему Круг, но тут же перечеркнул его. "Не то, это все уже много раз было". Раздался шум. Он прислушался и изобразил три волнистые линии, имитирующие шум. Эти линии переходили в Самолет. "Опять не я придумал". Он расстроился и направил на самолет стратегическую Ракету. "Так тебе и надо! Сейчас ты у меня попляшешь!" И нарисовал Парашют, вылетающий из Облака. Парашютиста на рисунке не было, видимо он сидел за Решеткой за то, что убил Стрелой кого-то, лежащего сейчас в Гробу возле Сарая. Молодой конструктор любил своих соотечественников и, оправдывая парашютиста перед потомками, нарисовал возле сарая Пистолет неизвестной марки, якобы иностранный, а чтобы ни у кого не возникло сомнений, добавил Долларовую купюру и Восьмерку, указывающую на запутанные Следы, а потом поместил убитого в Автомобиль и отвез на Кладбище с одиноким крестом. Конструктор так увлекся, что не заметил, как Часы пробили "6" раз, поставил Точку, и, закрыв Дверь, пошел к остановке Трамвая переполненный чувством гордости от выполненного задания".
   Рассказ несколько объемен, но подойдете к его выполнению вы уже с наработанным багажом и тогда он не покажется вам ни громоздким, ни сложным.
   Чтобы свободнее ориентироваться в море информации, постепенно выработается у каждого свой способ классификации групп.
   Для меня все, что связано с телефонами, имеет черный цвет; с номерами автомобилей -- белый; с адресами -- розовый и голубой -- по цвету домов любимой мной застройки 50-60-х годов, когда проходило мое детство.
   ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
   Можно для каждой из них составить набор смысловых слов.
   Я шифрую их числами.
   Белые фигуры ассоциируются у меня с десятками.
   КОРОЛЬ - 10 -- НоЛь (у Короля на поле минимальные возможности, как фигура цвета атаки он мало что значит).
   ФЕРЗЬ - 20 -- у нее сильная ВоЛя, она -- статная женщина по имени ВаЛя, на шахматном поле трудится как ВоЛ...
   ЛАДЬЯ - 30 -- у нее своя РоЛь. она любит держать в руках РуЛь, грозна как мадридский РеаЛ...
   СЛОН - 40 -- хмурит ЧеЛо, раздумывая -- куда пойти? Может в уЧаЛы, а может съесть пешку?
   КОНЬ - 50 -- скачет по ПоЛю, поднимая ПыЛь и вечно попадая за свою активность в оПаЛу.
   Черные фигуры постоянно атакуемые и от этого замученные, худые. И номера у них с худой единицей на конце.
   КОРОЛЬ - 11 -- НюНя, аНаНий...
   ФЕРЗЬ - 21 -- ВиНа, ВьюН. ВаНя...
   ЛАДЬЯ - 31 -- РаНа, уРоН, РоНя...
   СЛОН - 41 -- ЧуНя, низший ЧиН...
   КОНЬ - 51 -- ПоНи, ПеНь...
   Нумерация шахматного поля включает восемь цифр и восемь латинских букв. Фигуры обозначены двузначными числами, для пешек можно выбрать любое продолжение ряда (белые -- 60, 70, 80, 90; черные -- 61, 71, 81, 91). Накладки не произойдет, запас вариантов огромен. Записать какую-либо партию? Попробуйте сами. Но помните -- чтобы не наступило разочарование, не следует браться за такое сложное задание раньше времени. Уверены ли вы в себе? Хорошо ли усвоили предыдущий материал? Да? В таком случае желаю вам успеха.
  

МЕТОДИКА

зрительная память

   1. Развитие цепкости взгляда
   Перед вами пачка из-под чая, обложка журнала или книги, несложный рисунок или сиденье в трамвае.
   Внимательно, в течение минуты - трёх (в зависимости от сложности изображения и ваших индивидуальных способностей) рассматриваете предмет до ощущения, что увидели и запомнили все, и дальнейшее созерцание -- пустая трата времени.
   Убрав исследуемый предмет из поля зрения, изображаете его (описываете устно или письменно, рисуете), стараясь не пропустить ни одной детали. Выполнив работу, проверьте правильность и точность изображения -- вновь созерцайте предмет, но уже 20--30 секунд. Ваше внимание АВТОМАТИЧЕСКИ сосредотачивается на том, что упущено или изображено вами неверно. Вновь описываете предмет выбранным вами способом. Вы заметили, что повторно работа идет более продуктивно, так как начался процесс ОСМЫСЛЕННОГО ОТБОРА ИНФОРМАЦИИ.
   Новые проверки -- сравнения уже длятся считанные секунды. Теперь для того, чтобы заметить какую либо деталь или несоответствие, достаточно доли секунды, в которую умещается мимолетный взгляд. При достижении полного сходства переходите к следующему предмету, постепенно усложняя работу.
   Цель данного упражнения -- достижение фотографической памяти.
   2. Увеличение скорости восприятия.
   Данный способ тренировки зрительной памяти использовали в годы войны летчики.
   В какую-либо коробку с крышкой, шкатулку или просто на стол сбрасываются три спички. Мимолетный взгляд на них и -- изобразить графически или описать словами расположение спичек, расстояние между ними, акцентируя внимание -- куда направлены головки-пулеметы, попадаете ли вы под линию прицельного огня. Проверка и повторение. Постепенно увеличивается количество спичек до 4-10 штук.
   Упражнение со спичками -- хорошее дополнение к предыдущему.
   3. Расширение поля восприятия.
   а) зеленая точка.
   Повесить на стену перед собой на уровне зрения лист с текстом (лучше для начала из детской книжки с крупным шрифтом). В середине текста нарисовать или приклеить вырезанную из бумаги зеленую точку размером с копеечную монету (диаметр 15 мм). Ежедневно смотреть только на зеленую точку. Постепенно взгляд будет охватывать все большее и большее пространство вокруг точки и глаза начнут замечать буквы вокруг. Развивается так называемое "боковое зрение". Можно идти методом углубления в текст, когда круг за кругом от зеленой точки раскручивается спираль, увеличивая поле восприятия, при этом глаза не отводятся даже кратковременно от точки. Или, выбрав ту или иную строку, "двигаться" по ней.
   Довести тренинг до такого состояния, когда, глядя на ЗЕЛЕНУЮ точку, читается весь текст с листа. Заменить лист, прочитать. Постепенно довести уровень поля восприятия до прочтения методом зеленой точки листа с мелким текстом (газетного, журнального). Можно увеличивать размер листа.
   Чисто практические советы. У меня листы висят: на кухне перед обеденным столом; в кабинете над рабочим столом; в спальне. Читая книгу, выбираю в центре листа заглавную букву, "привязываю" к ней как к зеленой точке взгляд и минуту-другую раскручиваю спираль.
   Это упражнение незаменимо для усвоения методики работы с текстами, для усвоения навыков скоростного чтения.
   б) арифметические таблицы.
   На развернутом тетрадном листе, расчерченном на квадраты (4 на 4 клеточки) в произвольном порядке наносятся числа от 1 до заполнения всех клеточек. Средний квадрат затушевывается.
   Методом ЗЕЛЕНОЙ точки находить последовательно все числа от 1 до 20, 50, 100...
   При работе с текстами это упражнение поможет находить опорные слова.
   в) "три пальца".
   Вырезать три любого размера буквы из газеты и положить их на подушечки трех пальцев так, чтобы можно было сближать и разводить их. Удерживая взгляд на центральной букве, воспринимая боковым зрением две крайние, колебательным движением пальцев то сближать, то разводить буквы, постепенно удаляя их до максимума. Использовать 2, 3 и 4 пальцы, затем 1, 3 и 5 пальцы обеих рук.
   Главное в упражнении -- необходимо воспринимать -- видеть и осмысливать -- все три буквы ОДНОВРЕМЕННО, не перебрасывая ни взгляда, ни внимания от одной крайней буквы к другой. Можно использовать не только буквы, но и цифры, геометрические фигуры, варьируя их количество в сторону увеличения.
   Упражнения на развитие зрительной памяти помогут не только мгновенно "схватывать" глазами и запоминать прочно информацию, быстро и качественно разбираться с содержательной частью прочитываемых текстов, но, что наиболее важно -- ассоциативно воспринимать окружающее. Мир вокруг нас не плоская фотография, пусть даже цветного изображения, но полотно, осмысленное и написанное кистью художника.
   Освоив упражнения на цепкость взгляда и на скорость восприятия, используя принцип сопоставимости образов, вам будет легко ориентироваться в именах и лицах людей, в их биографиях и памятных датах -- что, по словам Дейла Карнеги, прямой путь к приобретению друзей и оказанию влияния на людей.

МЕТОДИКА

  

работа с текстами

   Если мы попробуем проанализировать несколько равных по объему, но различных по содержанию текстов из журналов, газет, технических брошюр или книг, то заметим -- количество СУЩЕСТВЕННОЙ информации в общем объеме текста колеблется в очень широких пределах. Это значит, что время чтения даже равных по объему текстов должно быть разным. Это первое. И второе -- время обработки данной информации должно быть различно. Нам важно научиться выделять в текстах СУЩЕСТВЕННУЮ информацию, состоящую из главных и вспомогательных СУЩЕСТВЕННЫХ мыслей, базирующихся на опорных словах. А они составляют, как правило, 3-5 процентов от общего объема текста, редко забегая за отметку 10 процентов. Было бы неправильно "винить" за это людей пишущих, -- мол, занимаются строчкогонством "за ради" денег. Уровень восприятия людей весьма разнится, да и мы, читая в разное время или под разное настроение один и тот же текст, не всегда воспринимаем его одинаково.
   Наша задача -- "пробегая" глазами по тексту, научиться выделять группы опорных слов, выражающих весь спектр весомой информации.
   Вот перед нами текст из "Блокнота агитатора". Он содержит немногим более 1,5 тысячи знаков. Попробуем разобраться с ним.
  

КРЕДО АГИТАТОРА

   Агитатора, мастера участка реставрации Давлекановского авторемонтного завода Николая Прокопьевича Мартынова спросили в беседе:
  
   -- Как вы думаете, какая самая отправная точка в борьбе с пьянством в вашем коллективе? С чего началась эта работа и когда она дала ощутимые результаты?
   Мартынов, не раздумывая ни минуты, ответил:
   -- Все началось с бригад, работающих на единый наряд... "Еще несколько лет назад на авторемонтном заводе не было бригад на подряде с распределением заработной платы по коэффициенту трудового участия. О существовании таковых, конечно, знали, но как применить эту форму труда в условиях предприятия такого профиля? Своего опыта нет. Организовать понаслышке -- не дело. Однако потребность в этом нарастала...
   На завод поступили рекламации из хозяйств на машины, прошедшие капитальный ремонт. Дефекты были разные. И никак они не укладывались в общую схему. Понимали, что есть какая-то закономерность в общем потоке брака. Но в чем же причины? Составляли список некондиционных деталей и узлов. Оказывается, они были сделаны или реставрированы порой на разных участках и в бригадах. В конце концов обратили внимание на то, что на восстановление всех этих деталей расценки самые низкие. Только тогда стало все понятно. С неохотой брались люди за низкооплачиваемую работу. А если ее все же приходилось делать, старались побыстрее закончить ее и взяться за то, что "повыгоднее". От этого прежде всего страдало качество. Да и нравственный урон был немалый. Те, кто поопытней, отказывались делать простые низкооплачиваемые операции, чурались они и трудоемких операций, требующих больших затрат времени".
   Подчеркнуты, на мой взгляд, слова и группы слов, являющиеся существенными. Если их выписать из текста в порядке расположения, можно по ним составить свое изложение материала. Мало того, и предположить -- что же еще сказал мастер завода.
   "Коли речь зашла о борьбе с пьянством, то одной из составляющих рекламаций и дефектов будет пьянство. А бригады, работающие на единый наряд, да еще с коэффициентом трудового участия при распределении заработной платы -- вот и положительный результат. И пьяницы призадумаются, и бригада на них начнет воздействовать, не как было раньше -- я сам по себе, они сами по себе. РУБЛЬ свое дело сделает".
   Так замкнул я смысловую цепочку, начатую опорными словами из прочитанного отрывка.
   Написание статьи преследовало цели:
   Главная мысль -- показать опыт борьбы с пьянством и связанным с ним браком в работе.
   Вспомогательные мысли -- бригады, работающие на единый наряд с КТУ, коллективная ответственность, воздействие друг на друга при прежнем попустительстве.
   И результат -- резкое снижение рекламаций при заметном улучшении трудовой дисциплины.
   Это объем информации, который я загружаю в свою память, отобрав то, что мне необходимо из статьи, вшестеро превышающей приведенный отрывок.
  

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

   1. На первых порах подчеркивать или выписывать опорные слова в читаемом тексте. Составлять карточки текста по подобию тех, что составляли для запоминания не связанных между собой слов. Составлять по ним рассказ ("восстанавливать" текст), параллельно проверяя, -- не упущено ли опорное слово и с ним важная мысль, без которой текст теряет свою целостность и "полноту".
   2. Не дочитывать текст до конца (остановка на Ў, 2/3, Ґ, заголовке), стараясь угадать по полученной уже информации смысл и цель написания материала.
   3. "Пробегать глазами" вертикально по центру статьи (при небольшой -- до 30-40 знаков в строке -- ширине текста) с максимальной скоростью, улавливая отдельные слова (не обязательно в каждой строке), и по ним пытаться воссоздать целостную картину текста. Сравнить степень приближенности "вымысла" к оригиналу.

МЕТОДИКА

  

бессмысленные выражения

   Это упражнение является завершающим и наиболее сложным. Поэтому к работе над ним следует приступить, только получив хороший результат по предыдущим занятиям. Запоминание бессмысленных выражений резко улучшает восприятие, концентрирует внимание и фантазию, и, что самое главное, облегчает изучение иностранных языков.
   Чтобы максимально приблизить задачу к "боевой", возьмем наугад из словаря блок иностранных слов: 1. Тэдэс. 2. Спан. 3. Капи. 4. Лита. 5. Парл. 6. Прива. 7. Соля. 8. Вуол. 9. Куан. 10. Дисп. 11. Стор. 12. Даут. 13. Мадр. 14. Диче. 15. Вента. 16. Грац. 17. Рина. 18.Пипе. 19. Чирк. 20. Пичка.
   Я составляю ребус.
   Методика составления проста. Графически -- запятая перед или после -- количество отсеченных от данного слова букв в начале или конце. Я не выдумываю ничего нового, а лишь переношу знакомый мне способ составления ребусов на запоминание бессмысленных слов, с той лишь разницей, что роль запятых у меня будут выполнять числительные перед или после опорных слов.
  
   ПРИМЕР: 10. На ДИСП-лее трижды выпадало... 20. Одной маленькой с-ПИЧКИ...
   Вариант с ребусом не обязательный и не единственный. Но и, используя его, я могу использовать любые другие, главное, чтобы я не запутался в нужный момент. Очень эффективно запоминание звуковое, цветовое, с подключением обоняния и осязания. Но, к моменту практического выполнения данного упражнения у каждого из вас появится множество собственных вариантов.
   Мой ребус.
   Наушники ТДС, которые принес мой СПАН-иэль четвертого числа, я подарил КАПИ-це-второму в день его рождения. По этому случаю били в ЛИТА-вры трое музыкантов, выкрикивая французское ПАРЛ-е всякий раз, когда объявлялся ПРИВА-л хоть на одну минуту. Им подносили СОЛЯ-нку -- три порции, остатки доедал их ВОЛ. Они произносили букву "О" протяжно, как "УО". Зато ХУАНА окликали с жестким "К". На ДИСП-лее трижды выпадала Storl одинокого мужчины с первой половины знаменитой ДАУТ-стритт. Он курил сигареты марки МАДР-ас, по две сразу и был похож на ДИЧЕ-к, одинокий, беззащитный, который скрывается от страшной ВЕНТЫ. Не дай Бог нагонит и со всей ГРАЦ-ией трижды пронзит его сердце и сорвется с губ ИМЯ любимой артистки Зеленой, как ПИСК мыши, как ЗВУК зажженной одной маленькой с-ПИЧКИ.
   Освоив предлагаемые в данном пособии упражнения, вы можете смело полагать за собой и такие "неожиданные" для многих способности, как умение МНОГО, СВЯЗНО и ИНТЕРЕСНО говорить, концентрированно ВЫРАЖАТЬ мысли, работать с листом бумаги, то есть вполне квалифицированно выполнять то, что называется трудом писателя.
   Освоение уроков памяти явит вам бесконечный путь к самосовершенствованию, ибо, позволю себе напомнить еще раз:
  

ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ --

ПАМЯТЬ.

   "ОНА -- источник света во всех светящихся телах. ОНА -- пребывает по ту сторону тьмы материи и ОНА -- знание. ОНА -- предмет познания, и ОНА -- цель познания. И ОНА обитает в сердце каждого".
   БХАГАВАД-ГИТА, стр. 675.
  
   "Подобно тому, как лодку уносит ветром, так и одно-единственное чувство, завладевающее человеком, способно унести прочь его разум".
   БХАГАВАД-ГИТА, стр. 159.
  

АУТОТРЕНИНГИ

   Для того, чтобы эффективно применять какой-нибудь навык, нужно быть глубоко уверенным в его результативности. Уверенность должна быть "в крови". Нужно как бы перевоплотиться в профессионала, обладающего данным навыком. При этом совершенно необходимо, чтобы результативность вырабатываемого навыка подтверждалась практикой. Чаще радовать себя, акцентировать внимание на победах и приобретениях, расценивать неудачи и потери как явление случайное, временное и преодолимое. Это создаст положительный психологический настрой, улучшит самочувствие и еще более укрепит вашу память.
   Вы познакомились с упражнениями, развивающими память, и имели возможность убедиться в их простоте и эффективности. Дело за вами. В вас есть уверенность, что первые же дни занятий будут НЕПРЕМЕННО приносить ОЩУТИМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Вы АБСОЛЮТНО УВЕРЕНЫ в поистине безграничных возможностях ВАШЕЙ ПАМЯТИ, и, отправляясь в интереснейшее путешествие по дорогам самосовершенствования, вы знаете:
  
   "Тот, кто идет по этому пути, не знает потерь; даже небольшое продвижение по нему защитит человека от всех его страхов".
   БХАГАВАД-ГИТА, стр. 131.
  
   Аутотренинги (самонастрои, саморегуляции), которые приведены ниже, несут несколько функций:
   а) снять утомление после тяжелого дня
   б) расслабиться, подготовиться к занятиям
   в) дать себе настрой на высокопродуктивную работу по самосовершенствованию.
  

МЕТОДИКА

  

проведения аутотренинга

   Все занятие делится на три части. Во время первой достигается состояние расслабленности и дремоты. Вторая часть предназначена для формул самовнушения. Третья часть самая короткая -- для выхода из дремы.
   Формулы самовнушения произносятся мысленно, и цель их одна -- добиться реализации, то есть воспроизводства необходимых ощущений.
  
   Самый сложный (для начинающего) этап аутотренинга -- научиться расслабляться, впадать в дрему. На рисунках к этой главе приведены позы сидя (так называемая поза "кучера на дрожках"), наиболее естественные для проведения сеансов. Необходимо сесть на стул неглубоко, не откидываясь на его спинку. Ноги расставить так, чтобы они в расслабленном состоянии произвольно не сдвигались и не раздвигались. Корпусу необходимо придать слегка сгорбленную форму, соответствующую полному расслаблению. При этом голова должна наклониться вперед, но так, чтобы не чувствовать напряжения мышц шеи. Принять такую позу поможет следующее упражнение:
   сидя на стуле, потяните тело вверх, поднимите плечи как бы перед взлетом. В это время руки должны вяло свисать вдоль тела (представьте себе, что к вашим плечам присоединены не ваши руки, а какие-то инородные продолговатые предметы). Продержав себя в таком напряженном положении 3-5 секунд, внезапно сбросьте напряжение, резко расслабив все мышцы. Корпус тела осядет, сникнет. Повторите это упражнение несколько раз и попытайтесь почувствовать разницу между состоянием расслабления и напряжения. Теперь расслабьте все мышцы последний раз и добейтесь того, чтобы верхняя часть вашего корпуса удерживалась только за счет упругости растянутых мышц тела в вертикальном положении. Руки в это время свисают вдоль тела.
   Теперь необходимо положить руки на колени, согнув их в локтях так, чтобы кисти не соприкасались друг с другом, свешивались с ног свободно. Для того, чтобы руки действительно легли на соответствующие им места на бедрах, нужно после расслабления верхней части туловища, раскачиваясь всем корпусом вперед -- назад, раскачать свободно висящие руки и забросить их на бедра. Итак, вы расслабили мышцы спины, живота, плеч, рук. Ноги свободно расставлены. Теперь рассмотрим положение головы. Путем последовательного расслабления отдельных групп мышц добейтесь ощущения внешнего проявления как бы безразличного отношения ко всему происходящему вокруг. Расслабьте поочередно: брови, мышцы щек, жевательные мышцы (челюсти слегка разожмутся), мышцы языка (кончик языка должен касаться стыка нижнего неба и основания зубов), шеи (голова будет свободно свисать) и, наконец, прикройте веки.
   Мы добились расслабления. Далее идут классические упражнения аутотренинга.
   1. Руки очень тяжелые, все тело постепенно тяжелеет (правая рука, левая рука, мышцы шеи, лица, спины, груди, живота, левая нога, правая)...
   2. Руки очень теплые, все тело постепенно теплеет (правая рука, левая рука, мышцы шеи и т. д.)...
   3. Сердце бьется спокойно и сильно...
   4. Дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко...
   5. Солнечное сплетение излучает тепло...
   6. Лоб приятно прохладен...
   Что дают эти упражнения?
   1. -- снимает мышечное напряжение.
   2. -- приводит к тормозной фазе, то есть к легкой дреме.
   3. -- с него начинается самовнушение.
   4. -- позволяет произвольно менять ритм дыхания.
   5. -- положительно влияет на функции брюшной полости.
   6. -- снимает головную боль.
   Но основное их предназначение -- научить владеть собой, своим телом.
   Перед погружением в состояние AT вы успокоили сердцебиение переводом дыхания с "верхнего" -- грудного, на "нижнее" -- "дышит" живот. После проведения упражнений на расслабление (дрема), на самовнушение, вам необходимо выйти из AT. Переключаем дыхание с "нижнего" на "верхнее" -- начинается активное пробуждение -- массаж сердца легкими. Вы словно плотно закупоренный сосуд с пробкой, давление внутри которого начинает расти. Внутри сосуда (то есть вас) копится огромная энергия! С последним выдохом пробка вылетает; вместе с ней изнутри выбрасывается вверх накопленная энергия, унося с собой как балласт: усталость и болезни, неуверенность в себе и плохое настроение. А мы остаемся отдохнувшие, сильнее и уверенные в себе, в безграничных возможностях своей памяти.
  
   Формулы самовнушения.
  
   На практике сеанс САМОВНУШЕНИЯ отрабатывается следующим образом. Вначале проведено погружение: -- эта фаза AT освоена вами достаточно хорошо. Произносится фраза: "Отныне я всегда смогу свободно погружаться в состояние аутогипноза", и за ней следуют формулы самовнушения.
   "Моя память прекрасна. Я запоминаю легко и уверенно".
   Произносится 3-6 раз.
   "Мое внимание подчиняется мне. Я легко управляю своим вниманием".
   Произносится 3-6 раз.
   Фразы самовнушения нужно произносить про себя, размеренно и спокойно. После каждой фразы делать 2-3-секундные паузы, в течение которых прочувствовать смысл фразы, психически и физически испытать "напряжение мысли", "усилие воли", сопровождающие, как правило, усиленные попытки запоминать при высокой концентрации внимания.
  
   Аутотренинг "ТОННЕЛЬ".
   Пальцы рук разведены до предела. Прочувствовать, как натягивается кожа между каждым пальцем.
   Аутофиксация -- сравните, какая рука тяжелее (это приводит к рассредоточенности сознания, что нам и нужно для успокоения, отдыха, отрешенности).
   Перед аутофиксацией вы "нижним" дыханием успокоили уровень сердцебиения. Так дышать весь сеанс, на выходе из AT дышать грудью.
   НАЧАЛИ:
   Сильно потереть ладони друг о друга до появления чувства тепла. Отставить от себя (или положить на колени) -- какая рука горит сильнее?
   Отключаем зрение.
   Отключаем слух.
   Отключаем образное мышление.
   Нас вообще нет, нас ничего не волнует в этом мире. И, как следствие: Состояние невесомости, космоса, черного космоса.
   Мысленно начинаем как бы разглаживать теплым утюгом лоб, его морщинки. Утюг теплый, он гладит, скользит по нам и ровняет веки, губы, щеки. Зубы размыкаются, а утюг скользит дальше: шея, руки, вниз до пальцев, грудь, живот, ноги.
   Нас охватывает состояние невесомости, начинает переворачивать и нести куда-то в черный тоннель. В конце его будто бы появляется светлая точка. Она растет, приближается, захватывает четверть, половину нашего взора. Действительно -- свет! Тоннель заканчивается. Мы рады, вздыхаем полной грудью, открываем глаза -- свет! Пора просыпаться.
   Аутотренинг "КРАТКИЙ СОН".
  
   Этот AT замечателен тем, что, освоив его, можно спать по 5-6 часов в сутки и не чувствовать при этом "синдрома недосыпания". В трамвае или в автобусе, в обеденный перерыв или стоя в бесконечных очередях... В любой ситуации, став обладателем "незанятой паузы" вы можете поспать строго определенное вами время, и, даже за пять минут отдохнуть так, словно спали по меньшей мере 2-3 часа.
   У каждого человека есть биочасы. Они отсчитывают минуты и секунды.
   Итак, доверимся себе и разучим аутотренинг "Краткий сон".
   Для простоты запоминания он облачен в форму стихотворения. Нужно выучить его, перед проведением сеанса AT зафиксировать время (посмотреть на часы и мысленно повторить -- который час), закрыть глаза, расслабиться и сказать (вслух или про себя):
  
   Крепок он, дневной (вечерний или ночной) мой сон.
   Пять минут (полчаса или пять часов) продлится он.
   Я спокоен и здоров.
   В мышцах ног теплеет кровь.
   Расслабляю я живот.
   Отдыхаю от забот.
   Крепок он дневной мой сон.
   Пять минут продлится он.
  
   Достаточно, настроившись, провести несколько сеансов и вам не понадобятся будильники. А пробуждение будет полным жизненных сил и уверенности в себе.
  
   Далее - один из вариантов работы с цифрами.
  
   Как развить мощную память.
   Упражнение - цифровые коды (составьте свою таблицу)
   0 - Л - Лай, юЛя, оЛя, уЛей, аЛоэ, ауЛ, иЛ, еЛей, юЛа, Лот...
   1 - Н - аНя, Ной, юаНь, яН, аН, иНей, июНь, иеНа...
   2 - В - Вой, Вий, иВа, яВа, еВа, айВа...
   3 - Р - Рой, Рай, Рая, юРа, иРа, уРа, Рея, аРия, иеРей...
   4 - Ч - Чай, Чао, Чио, оЧи ..
   5 - П - Пай, аПа, уПи, юПи, оПий...
   6 - Ш - Шея, Шуя, яШа, уШи ...
   7 - С - Соя, оСа, уСы, Су, аСя, оСь...
   8 - М - яМа, Май, оМ, уМ, яМ...
   9 - Д - оДа, яД, аД, йоД, еДа, иуДа...
   00 - ЛЛ - аЛЛо, аЛЛа, ЛиЛя, ЛеЛь, аЛЛея, аЛиЛуйя
   01 - ЛН - ЛёН, ЛеНа, ЛеНь, аЛеНа, ЛиНия, уЛьяНа, ЛуНа, уЛаН
   02 - ЛВ - ЛеВ, уЛоВ, оЛиВа, оЛоВо. ЛеВи
   03 - ЛР - ЛиР, ЛоР, ЛиРа, Лора, аЛюР, ЛаРь
   04 - ЛЧ - ЛуЧ, аЛыЧа, ЛеЧо, уЛиЧи,
   05 - ЛП - ЛиПа, ЛаПа, ЛуПа, ЛяП.
   06 - ЛШ - ЛеШа, ЛеЩ, ЛуШа, ЛеШий, ЛиШай
   07 - ЛС - ЛиСа, ЛюСя, ЛиС, ЛоСь, аЛиСа, ЛяСы. ЛеС, уЛуС
   08 - ЛМ - ЛаМа, ЛиМа, ЛоМ, ЛеМ, ЛайМэ, ЛоМо
   09 - ЛД - ЛиДа, ЛюДа, ЛюДи, ЛеД, ЛеДи, ЛаД, ЛаДья, ЛаДа,
   10 - НЛ - НиЛ, НоЛь, НэЛи, аНаЛой
   11 - НН - НиНа, иННа, НяНя, НоНа, НаНа, НюНя, НеоН, аНаНий
   12 - НВ - НиВа, НаВои, НеВа
   13 - HP - НюРа, НоРа, НаиРи, НаРы
   14 - НЧ - НоЧь, оНуЧи, уНЧ
   15 - НП - аНаПа, НэП
   16 - НШ - аНаШа, НюШа, НоШа, юНоШа, НиШа, яНоШ, НаШ
   17 - НС - НоС, аНиС, НаСа
   18 - НМ - НеМо, аНеМия, НяМ
   19 - НД - НаДя, НаДой, аНоД, иНДия, аНДы
   20 - ВЛ - ВаЛя, ВиЛы, ВоЛ, ВаЛ , ВоЛя, уВаЛ, оВаЛ, ВаЛё
   21 - ВН - ВаНя, иВаН, ВиНо, оВиН, ВеНя, ВоиН, ВьюН, ВеНа
   22 - ВВ - ВоВа, аВВа, ВаВа
   23 - ВР - ВоР, ВеРа, ВаР, аВаРия, оВиР, ВиеРу
   24 - ВЧ - ВеЧе, уВеЧье
   25 - ВП - ВыПь, ВааП
   26 - ВШ - ВоШь, оВоЩи
   27 - ВС - ВаСя, ВеС, ВеСы, оВаС, ВеСи, оВеС, ВыСь
   28 - ВМ - ВыМя
   29 - ВД - ВоДа, ВиД, оВоД, уВоД, ВиДео, ВеДы, ВаДя
   30 - РЛ - РуЛь, РоЛь, РеаЛ, уРаЛ, аРаЛ, РеЛе, оРаЛо, оРеЛ, оРеоЛ
   31 - РH - РаНа, уРаН, уРоН, РyHo, РайоН, аРеНа
   32 - РВ - ров, РеВ, оРаВа
   33 - РР - РуР, яРаР
   34 - РЧ - РеЧь, РуЧей
   35 - РП - РеПа, РеПей, аРаП, РуПия
   36 - РШ - РоЩа, оРШа
   37 - PC - РиС, РоСа, РуСь, РыСь, еРеСь, иРиС
   38 - РМ - РаМа, РоМа, РоМ, яРМо, РиМ, аРМия
   39 - РД - РяД, РоД, РуДа, уРоД, РаДий, РоДы, РаДио
  
   40 - ЧЛ - ЧеЛо, ЧаЛ, уЧаЛы, ЧиЛи, ЧаЛый
   41 - ЧН - ЧаН, ЧиН, уЧеНый, ЧуНя, ЧуНи,ЧайНая
   42 - ЧВ - ЧуВа, ЧиВ
   43 - ЧР - ЧаРы ЧаРа, ЧуР
   44 - ЧЧ - ЧаЧа, ЧуЧа
   45 - ЧП - ЧаПа, ЧиП, ЧэПэ
   46 - ЧШ - ЧаШа, ЧаЩа, ЧуШь
   47 - ЧС - ЧаСы, ЧаС, оЧёС
   48 - ЧМ - ЧуМ, ЧуМа, Чмо
   49 - ЧД - ЧуДо, ЧаД
  
   50 - ПЛ - ПоЛ, ПоЛе, ПоЛя, оПаЛ,ПыЛь, ПеЛе, ПиЛа, ПуЛя
   51 - ПН - ПеНь, ПеНа, ПоНи, ПаН, ПаНи
   52 - ПВ - ПиВо, ПаВа, ПВо
   53 - ПР - ПаР, УпоР, ПоРа, ПаРи,ПеРо, оПаРа
   54 - ПЧ - ПеЧь,
   55 - ПП - ПоП, ПаПа, ПуП
   56 - ПШ - ПаШа, ПиЩа, ПуЩа
   57 - ПС - ПёС, оПуС, ПеСо, уПаС, оПиСь
   58 - ПМ - ПиМы, ПуМа, сПиуМ
   59 - ПД - ПуД, ПоД, ПаДь, уПаД
  
   60 - ШЛ - ШиЛо, ШаЛь
   61 - ШН - ШиНа, яШиН
   62 - ШВ - Шов, ШиВа
   63 - ШР - ШуРа, ШаР, ШоРы, яЩуР
   64 - ШЧ - иШЧо, ЩуЧа
   65 - ШП - ШиП, ЩеПа, ЩуП
   66 - ШШ - ШиШ, ШиШи
   67 - ШС - ЩаС, иШиаС
   68 - ШМ - ШуМ, иШиМ, ШиМа
   69 - ШД - ШуйДа,
   70 - СЛ - СоЛь, СоЛо, яСЛи, оСеЛ, СаЛo, СеуЛ, еСауЛ ........
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   45
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"