Васильева Татьяна Николаевна : другие произведения.

Жизнь так прекрасна...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  В 1884 году знаменитый французский писатель Ги де Мопассан был изрядно заинтригован, получив письмо от таинственной незнакомки. Эпистолярный роман был недолгим. Только через несколько лет Мопассан узнал, кто же была эта девушка. В 1887 году во Франции был опубликован её дневник, где упоминалась история с письмами.
  Но девушки уже не было в живых, она умерла в том самом 1884 году. Побывав на её могиле, писатель произнёс: "Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!"
  Имя незнакомки - Мария Константиновна Башкирцева. Изданный дневник сделал её знаменитой. Впрочем, не только дневник. За что же современники подняли её на столь высокий пьедестал?
  
   "Жизнь - это мы; она принадлежит нам, она всё, что мы имеем..."
  
   Мария Башкирцева родилась в 1858 году в Малороссии, в Гайворонцах под Полтавой, в семье богатого помещика Константина Башкирцева. Мать, Мария Бабанина, также была из дворянского рода, русская с французскими и татарскими корнями.
   Тайна в жизни Марии появилась уже с рождения, было объявлено, что девочка, которая родилась по большой любви, семимесячная. На самом деле младенец был доношенный, а этим объявлением прикрывали добрачную связь, которая резко порицалась в то время.
   Так сложилось, что родители вскоре разошлись и Мария с матерью в 1870 году уехала за границу.
   С детства девочка была окружена любящими людьми, которые не уставали её хвалить. Да и было за что! У Муси, так звали Марию в домашнем кругу, была отличная память, замечательный голос, художественный талант. Музыка и поэзия с раннего детства были рядом - дедушка Марии писал стихи и обожал Байрона, бабушка играла на рояле и хорошо пела.
   Проблема была в слабом здоровье - Муся часто простужалась и подолгу болела. Но дневник писала с большим упорством и последовательностью - записи за неполные тринадцать лет заняли более ста толстых тетрадей.
  
  Муся Башкирцева [Семейный альбом]
  
   Я начала читать дневник с изрядной долей скептицизма - ну, что могло быть такого неординарного в девичьих признаниях? Долго не могла определить своё отношение как к молодой мадемуазель Башкирцевой, так и к её записям. Что интересного в бесконечном самолюбовании и желании покорить мир, "остаться на земле во что бы то ни стало"? Быть богатой, быть выше всех, когда ещё и господь бог одарил тебя очень многим?
   Признаюсь: иногда мне читать было скучно - повторения мечтаний о славе, всеобщем поклонении, рассуждения о нерасторопности горничных и блеске королей изрядно утомляли, автор дневника представлялась тщеславной, избалованной, возомнившей чёрти что, богатенькой девицей, а её записи - полнейшей чепухой.
   Но постепенно передо мной открывался мир молодой русской парижанки. Какой была она, ставшая знаменитой, девушка? И в чём ценность её дневника?
  
   "Я создана для титулов. Слава, популярность, известность повсюду - вот мои грёзы, мои мечты."
  
  - У тебя двое детей, - сказал как-то матери Муси гадальщик-еврей, - сын будет как все люди, но дочь твоя будет звездою.
   Больше всего её, обладающую высочайшим тщеславием, убивали мысли о забвении после смерти, "как будто бы никогда и не существовала". Она боялась уйти незамеченной, стремилась к известности, поэтому и выбрала девиз: "Ничего - прежде меня, ничего - после меня, ничего - кроме меня".
   Изучая Башкирцеву, я вдруг поняла, что она напоминает мне Лермонтова. У них похожие характеры и много общего в судьбах. Оба были слабого здоровья, но очень талантливыми, тщеславными, одинокими, бунтарями в душе и по сути и ушли почти в одном возрасте, ему было двадцать шесть лет, ей двадцать пять.
  "Слава, популярность, известность повсюду -- вот мои грезы, мои мечты,"- пишет Мария в дневнике. Как близко перекликаются её мысли со стихами великого русского поэта:
  
   "К чему ищу так славы я?
   Известно, в славе нет блаженства,
   Но хочет всё душа моя
   Во всём дойти до совершенства".
  
   К величию Мария стремилась с детства. Но не грезила, сидя на роскошном диване, а добивалась этого упорным трудом. Она была чрезвычайно педантична и дисциплинирована. В тринадцать лет не терпит никаких опозданий, боясь потерять время.
   Она упорно стремилась к сближению с титулованными людьми, встречалась с королями Франции и Италии, российским императором, папой Римским. Эти встречи - порою пара пустых фраз, порою несколько умных слов, а главное - известность, вот она - мадемуазель Башкирцева, что вчера разговаривала с самим королем! "Гремите, трубы!"
   Вот так описывал Марию писатель Франсуа Коппе:
   "В свои двадцать три года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием всё видеть и всё знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. Говорила мелодичным, приятным голосом, без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах, в своём отчетливом желании славы".
  
   Башкирцева училась дома, ей нанимали лучших педагогов. Девушка занималась рисованием, музыкой, выучилась играть на арфе, гитаре, органе, мандолине.
   Надумала стать певицей - под вымышленным именем пришла на прослушивание к известному на весь Париж профессору Вартелю. Он оценил ее дарование, напророчил большой успех и громкую славу. К сожалению, болезнь дала осложнения на слух и горло и Башкирцевой пришлось прекратить занятия вокалом.
   Мария занималась не только музыкой и рисованием. Это и светские обязательные этикет, танцы, верховая езда, плаванье, и углубленные литература, латынь, математика, философия. Читала Аристофана, Плутарха, Платона, Гомера. Много ли в мире молодых девушек, которые читали Плутарха в возрасте шестнадцати лет, пусть даже в переводе?
   Учёба занимала девять часов ежедневно. Причем, девочка планировала занятия сама! (за это респект - я тоже жуткая фанатка планирования дел и времени).
   Позднее к списку предметов добавилась химия. Муся так увлеклась, что родные предоставили ей помещение под лабораторию! Если честно, плохо представляю молодую дворяночку в компании с колбами и химикатами. Мне лично химия нравилась, но лабораторных работ я жутко боялась.
   "Когда я достигну окончательных результатов в живописи, я буду учиться декламации: у меня голос и жесты драматической актрисы", - нет предела мечтам и совершенству?
  
   Два сердца, две женщины, две Марии...
  
   "У меня женского только и есть, что оболочка, и оболочка чертовски женственная: что же касается остального, то оно совсем другое",- такого рода записей немало в дневнике.
   В беседе с одним знакомым Башкирцева заявила, что у неё два сердца.
   По сути Мария была одинока, слишком многого требовала от жизни, считая, что люди напрасно тратят лишнее время на праздные дела, в дневнике с иронией и большой долей презрения отзывалась о той эпохе.
   "Я могу сравнить себя с водой, замерзшей в глубине и волнующейся только на самой поверхности, потому что ничто не интересует и не занимает меня в моей глубине".
   Что это - эгоизм? Или целеустремленность? Отчего такие мысли? Получается, одно сердце делало её недосягаемой, выше и лучше всех.
   А второе, помимо разума и вопреки силе воли жаждало любви. О, Муся тоже способна на проявление чуткости и высоких чувств! Она влюбляется, волнуется за домашних, иногда не прочь позаниматься хозяйством, переживает за подруг по академии, за лучшего друга и соратника Жюля Бастьена-Лепажа. После смерти отца девушка ругает себя за то, что не была рядом с ним, открывает для себя тесную родовую связь.
  
  Мария Башкирцева [Из семейного альбома]
  
   Всё-таки она была настоящей женщиной!
   Мария признавала себя красивой и сравнивала с Венерой работы Веронезе. Любила роскошь, хорошую, дорогую одежду, не представляла жизнь без прислуги, без знатного имени, обожала встречи с известными людьми, в том числе как с сильными мира сего, так и представителями богемы. Считала себя аристократкой, презирала вульгарность. Была влюбчива и порою страдала от поступков тех, кого боготворила. Была горделива и цинична, иронична и капризна, порою до несносности, её поведение порою казалось вызывающим.
  
   Женская привлекательность непонятным образом сочеталась с мужским характером. "Ах, почему я не мужчина!?" - часто восклицает девушка с отчаяньем.
   В семнадцать лет Мария делает собственные выводы по поводу государственного строя, революций и прочих, казалось бы, совершенно неинтересных для молоденькой девушки жизненных моментов! Под псевдонимом Полина Оррел (Pauline Orrel) Башкирцева опубликовала несколько феминистских статей в парижской газете "La Citoyenne" ("Гражданка").
   Показательно её отношение к нарастающему в России движении за коммуны: "Они хотят всё погубить. Чтобы не было больше цивилизации, искусства, прекрасных и великих вещей, одни материальные средства к существованию! Всё сообща, никто не сможет выделиться". Это в 1875 году!
  
   Порою природно-женственное непроизвольно брало верх над жестким мужским характером, но разум всю жизнь упорно боролся с сердцем.
   "Господи! Дозвольте мне оставаться независимой, дозвольте мне работать и вместо того, чтобы делать из меня светскую женщину, лежащую у ног гения, разрешите мне стать настоящим светилом".
  
  "Я хочу, что бы моя живопись жила перед глазами"
  
   В те годы художественная школа была разделена, женщин не пускали в общество мужчин-художников, основной причиной было то, что при рисовании часто использовали обнажённую натуру.
   Мария поступает в частную Академию-студию художника Родольфа Жулиана, специально открытую только для дам. За полгода девушка добивается успехов, невиданных многими ученицами Жулиана за несколько лет. В январе 1879 года на конкурсе в Академии Башкирцева получает Золотую медаль, о девушке заговорили, и с 1880 года её работы постоянно выставлялись на выставках.
  
  Мастерская Жулиана [М. Башкирцева] "В мастерской Жулиана". Картина М. Башкирцевой.
  
   Башкирцеву рекомендуют профессору Матиасу Дювалю, чтобы она могла брать уроки анатомии. Муся закупает в магазине анатомические скелеты и часами их изучает, чем вызывает недовольство родных и панический ужас прислуги.
   С определённого времени большая часть записей в дневнике посвящена рисованию, скульптуре и живописи. Мария подробно, скрупулезно описывает медленный путь от детских рисунков к настоящему искусству: "Я хочу от всего отказаться ради живописи, и в этом будет вся жизнь".
   На одной из выставок Башкирцева встретила художника Жюля Бастьена-Лепажа. Марию потрясло его творчество, они становятся друзьями, близкими по духу. В прессе даже писали, что Жюль помогал ей создавать некоторые работы, это девушка отрицала, соглашаясь на похожесть стиля. В то время в Европе и России царствовал романтизм как в отношениях, так и в искусстве. Мария как и её лучший друг и учитель Жюль Бастьен-Лепаж были пионерами натурализма.
  
   С 1881 года болезнь прогрессирует, но Муся усиленно работает, не давая отчаянью победить - стремление стать художником было превыше всего. Исполняя мечту, Мария шла поперек течения, вопреки эпохе и устоявшимся правилам. Все картины и портреты создавала с натуры, часами пребывая на улице. Единственная из художников смогла добиться разрешения написать портрет заключенного и несколько дней сидела с ним в узкой душной промозглой камере. Её выбор удивлял многих.
   "Мадемуазель Башкирцева, - писала в 1884 году французская газета "Журналь дез артист", - постигла поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз".
  
   О произведениях Башкирцевой я не буду много писать, лучше размещу в приложении репродукции с её работ, тех, которые меня особо взволновали и поразили - я увидела в них реальную жизнь, они меня буквально заворожили; а ещё в конце очерка будет видеофайл, чтобы все могли насладиться работами Марии.
   Мне очень понравились выполненные Марией женские портреты, полотно с изображением мастерской Жулиана, скульптурная композиция "Навзикая", похожие на фотографии зарисовки из жизни французских ребятишек ("Митинг", "Жан и Жак").
   "Это истинный шедевр, - писал о картине "Митинг" знаменитый французский поэт и критик Франсуа Коппе, - лица, позы детей полны жизненной правды, уголок тоскливого пейзажа замечательно передает уныние, разлитое в этих затерянных кварталах".
   Башкирцева была членом Парижского кружка русских художников, согласно её воле, в Париже была учреждена премия имени Башкирцевой, которая выдавалась ежегодно художнику (мужчине или женщине), заслуживающему поощрения.
  
  Митинг. [М. Башкирцева] "Митинг"
  
   После смерти Марии прошли выставки во Франции, в Голландии, позднее, в 1929 - в Советском Союзе. Картины Башкирцевой находятся в музеях Парижа, Амстердама, Финляндии, Вены, Ниццы, Афин, Чикаго, Украины и России (Саратов, Красноярск, Русский музей в С-Пб, Третьяковская галерея в Москве). Башкирцева стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр.
  
   "Боже мой! Дай мне такую жизнь, какую я хочу, или пошли мне смерть..."
  
   Было в жизни Башкирцевой что-то мистическое. Девушка сама невольно предсказывала свою судьбу, словно видела себя в будущем, была очень суеверна, верила в приметы и обладала хорошей интуицией, жутко боялась гаснущих свечей, черных кошек, бьющихся зеркал.
   "По-моему, существует три молодости: от шестнадцати до двадцати, от двадцати до двадцати пяти и от двадцати пяти до... как пожелают" - очень мудрая фраза, не находите?
   Жаль, что у самой Марии было только две молодости при жизни, третья же, самая яркая и печальная, оказалась слишком короткой.
   Однажды она увидела, "будто солнце в небе остановилось, и стало так не по себе, так страшно... - что это, как не предчувствие близкого ухода?"
  
   "Ей даровал Господь так много!
   А Жизнь - крупинками считал.
   О, звездная ее дорога!
   И Смерть - признанья пьедестал!"(М. Цветаева)
  
   В последние годы Мария всё чаще проводит время в беседах с лучшим другом Жюлем Бастьеном Лепажем. Может, они бы в итоге стали жить вместе, как знать? Но, увы, Жюль был тоже тяжело болен. До последних часов они поддерживали друг друга: сначала Мария сама навещала друга, а потом, когда болезнь свалила её окончательно, Жюля приносил на руках в дом Башкирцевых его родной брат Эмиль, и друзья часто сидели молча, общаясь взглядами - им обоим было трудно даже разговаривать.
   "Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!", - так писала в последний год Мария Башкирцева.
   "Я, которая хотела бы сразу жить семью жизнями, живу только четвертью жизни. И потому мне кажется, что свеча разбита на четыре части и горит со всех концов"
  
   Запись в дневнике обрывается за одиннадцать дней до смерти. Мария уже не вставала. Она очень жалела, что не успела дописать две последние работы: "Весна" и "Святые жёны", долго молча плакала, глядя на незавершённые холсты. Через неделю к ней вернулся слабый голос, и Мария смогла пропеть любимую "Санта-Лючию", после чего потеряла сознание.
   Жюль ушел вслед за Башкирцевой, сумев 31 октября 1884, глядя в окно, проводить в последний путь усыпанный белыми цветами печальный кортеж.
   Похоронена Башкирцева на кладбище Пасси в Париже. Мавзолей-склеп, построенный её близким другом, скульптором Эмилем Бастьен-Лепажем, родным братом Жюля, признан историческим памятником. Внутри находится незаконченная работа Марии "Святые жены".
  
   В одном из залов Люксембургского музея в Париже находится статуя - скульптура Лонжелье, сделанная по заказу французского правительства: она изображает молодого гения, умирающего у ног ангела смерти: прекрасное исхудалое лицо гения поднято вверх - глаза его устремлены на табличку (свиток), которую ангел держит в руке. Это список великих людей, преждевременно сошедших в могилу, но уже завоевавших себе бессмертие. Статуя так и называется "Бессмертие". Здесь, среди восьми французских имен стоит одно русское женское имя - Мария Башкирцева.
  
   Сколь трагична была судьба самой Башкирцевой, столь трагична и судьба её замечательных работ.
   После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных картин дочери. Всего их у Марии было более ста пятидесяти. К сожалению, много работ погибло в годы Первой мировой войны, когда имение Башкирцевых сгорело в пожаре. Во время эвакуации Харьковской картинной галереи в годы Великой Отечественной войны более шестидесяти полотен Башкирцевой бесследно пропали. Холсты, подписанные Maria Constant Russ (Bashkirtsev), теперь вообще чрезвычайно редки.
  
  Автопортрет с палитрой [М. Башкирцева]
  
  "Когда я умру, прочтут мою жизнь, которую я нахожу очень замечательной"
  
   Я думаю, что дневник - это не просто записи о событиях и размышления, а попытка реализовать себя как писателя. Не зря же была затеяна переписка с Мопассаном - девушка искала человека, которому могла доверить издание дневника.
   Но... Не странно ли при этом откровенничать в дневниковых записях, рассчитанных на публикацию?
   Знаете, многие из нас вели дневники, особенно в подростковом возрасте, а кое-кто и всю жизнь. Но всё ли доверяли молчаливому собеседнику?
   В предисловии к дневнику девушка написала, что там - чистая правда. А как же тогда фраза из дневника:"Нельзя никому открывать свою душу, тогда будешь казаться лучше, чем в действительности".
   Впрочем, чуть позже Башкирцева раскрывает тайну записей:
   "Женщина, которая пишет, и женщина, которую я описываю - две вещи разные. Что мне до её страданий? Я записываю, анализирую! Я изображаю ежедневную жизнь моей особы, но мне, мне самой всё это весьма безразлично. Страдают, плачут, радуются моя гордость, моё самолюбие, мои интересы, моя кожа, мои глаза, но я при этом только наблюдаю, чтобы записать, рассказать и холодно обсудить все эти ужасные несчастия, как Гулливер смотрел на своих лилипутов".
  
   Мать после смерти Марии очень сильно подправила Дневник, в котором дочь с большой откровенностью описывала личные и интимные подробности, раздоры среди близких родственников, что видимо, не совсем удовлетворяло семью, кое-какие листы были вырваны.
   Впервые дневник был напечатан в 1887 году. Большинство современников признали дневник декадентским, но многие восхищенно приняли записи Башкирцевой, в частности, британский премьер-министр Уильям Гладстон в 1889 в интервью журналу "Nineteenth Century" отозвался о дневнике Башкирцевой, как об одном из величайших произведений конца века.
   Дневник был переведен на все европейские языки, в том числе на русский. В 1893 году Дневник вышел в свет в России на французском языке. Первый русский перевод появился в 1902 году. Дневник вызвал бурные и противоположные отклики, он не впечатлил Толстого, Короленко и Чехова. Резко критиковала записи и Зинаида Венгерова. Однако им восхищались Бунин и Брюсов. Последний писал: "Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой".
  
   Мария Башкирцева была очень популярна в России в начале двадцатого века, перед революцией. Многие девушки под влиянием дневника перестроили свою жизнь в пользу эмансипации.
   Особо любила и боготворила Башкирцеву Марина Цветаева. В их судьбах я нашла много общего: обе творческие личности, знали несколько языков, обладали хорошим музыкальным вкусом и слухом. Марина рано начала писать стихи, а Мария - петь и рисовать. Мария теряла постепенно свою жизнь, а Марина - родных: умерла маленькая дочь в приюте, погиб на фронте сын, был арестован и расстрелян муж. Обе, свободолюбивые и дерзкие, до боли одинокие, долгое время жили за границей и оставили после себя долгую память, рассказав о жизни, мировоззрении и чувствах - Цветаева в поэзии, Башкирцева - в картинах и дневнике.
   Цветаева долго переписывалась с матерью Башкирцевой, свой первый сборник стихов "Вечерний альбом" от 1910 года она посвятила Марии. Одно из наиболее пронзительных стихотворений "Встреча":
  
   "С той девушкой у темного окна,
   Виденьем рая в сутолке вокзальной,
   Не раз встречалась я в долинах сна.
   Но почему была она печальной?
   Чего искал прозрачный силуэт?
   Быть может ей и в небе счастья нет?"
  
   Последний раз во Франции дневник был издан в 1980 году. К сожалению, записки подкорректированы, искажены, изуродованы не только родными Марии, но и представителями общественности и власти и полностью еще не открыты. В американском издательстве Fonthill Press в 2012 вышла самая полная версия записей Марии Башкирцевой.
  
   Дневник Башкирцевой - отражение эпохи, в частности, положения женщины в обществе второй половины девятнадцатого века.
   "Замужество - единственная дорога для женщины; для мужчины есть тридцать шесть выходов, у женщины только один".
   И, конечно, в дневнике много личного. Отношения и признания, рассуждения о жизни, стремление к славе, жажда знаний, напряжённый труд, учёба, постоянное совершенствование. И никакого послабления! Башкирцева начинает писать в дневнике о тяжёлом заболевании, когда уже ничего нельзя поделать, и не помогают ни лекарства, ни лечения на водах, куда родные вывозят её ежегодно.
   Половина записей - скрупулёзный отчёт о постижения художественного мастерства.
   Художник Велимир Хлебников, прочтя дневник, написал: "Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звёзд своего духа..."
  
   В душе Марии её всегда живёт искусство. Дневник открывает мир прекрасного. Описание природы, архитектуры, людей - всё настолько образно, ярко и впечатляюще, что невольно читателю передается восторг от красоты, созданной природой и людьми.
   "Заметили ли вы, что для того, чтобы перенестись в какое-нибудь место, достаточно вспомнить запах, воздух, цвет?"
  Думаю, Мария имела шансы стать хорошей журналисткой. Она описывает национальные особенности, природу, архитектуру, привычки и отношения, выдавая такие точные яркие фразы, что представляешь всё воочию перед собою: солнечную Италию, наполненную музыкой и любовью; элегантную Францию, строгую Австрию, тихую Диканьку с красивейшими садами; великолепный ночной Петербург и отражающимися в Неве фонарями; трогательную Москву, которую "хочется унести на руках"; гордую Вену, поднимающую дух до высот.
   "Всё представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы всё видеть, всё иметь, всё обнять, слиться со всем!
  
  Осень [М. Башкирцева]
  
   Дневник Марии Башкирцевой - это не просто мемуары. Пожалуй, главная линия в нем: человек - сам кузнец своего счастья.
   "Я знаю человека, который меня любит, понимает, жалеет, полагает жизнь на то, чтобы сделать меня счастливою, который готов для меня на все и который никогда не изменит мне, хотя и изменял прежде. И этот человек - я сама", - эти слова Марии, чем не программа для достижения жизненной цели?
   Башкирцева достойна восхищения и уважения, её вполне можно назвать Героиней своего времени.
   Я ежедневно открывала для себя по одному году её жизни. Прочтите Дневник! Не пожалеете.
  
   "Жизнь - это мы; она принадлежит нам, она все, что мы имеем..."
  
  
   Примечания:
   Цитаты по умолчанию - из дневника Марии Башкирцевой.
   Основу очерка составляют данные Википедии, сайта "ЖЗЛ", телепередачи "Великие женщины России", цитаты из дневника Башкирцевой и впечатления и размышления автора очерка, сделанные по прочтении дневника.
   Приложения:
   Видео с картинами и фото Марии Башкирцевой.
   Фильм о музее Башкирцевой в Диканьке.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"