В школе мы все когда-то учились, в разные попадали ситуации: курьезные, серьезные, смешные, обидные, унизительные, замечательные...Учили уроки, ходили в походы, играли, влюблялись, дрались, спорили, взрослели. Мне кажется, что в основном на этом конкурсе нашли свое отражение наши Воспоминания. Мы окунулись в "Школьные годы...".
Вот поэтому свой обзор я решила разделить на две части. Первая - дневниковая запись, мое мнение о произведении, сюжете, соответствии теме, и т.д. Вторая обувь - нелюбимые многими "тапочки"- замечания, что не понравилось, что показалось странным.
Оценки - по принципу: личное впечатление от прочитанного, сюжет рассказа и его воплощение, оригинальные авторские находки, грамотность. Ну, и - сравнение. Из-за требования использовать весь спектр оценок. И в обзоре оценки предварительные, опять же из-за Правил конкурса, возможны некоторые изменения. Я бы никому ни два, ни единицу ставить не стала, но...
Топтыгин Михаил Потапович : Год Совы, Эпоха Филина
Мысль произведения достаточно ясная - нужно менять подходы и методы образования в школах, чтобы ученикам стало интересно, чтобы в Вузы приходили не просто за дипломами. Рассказ о неравнодушном педагоге, влюбленном в свою профессию.
Вторая обувь:
Тяжеловат язык. Это, скорее, очерк, а не рассказ. Непонятно, что за опросы вел Филин, привлекая к этой работе детей.
Сразу скажу, что это далеко не детский рассказ, как характеризует автор. Это, скорее, абсурд, написанный взрослым для взрослых. Причем, написан в хорошем ироническом стиле, легко и с удовольствием читается. Однозначно, отражает тему конкурса, основная идея, как мне думается - становление личности. Был Ванька, стал Иван.
Вторая обувь:
Есть моменты, вызвавшие некоторые сомнения. По-моему, когда в моду вошли "голубые", на школьных дискотеках уже Модерн Токинг не слушали.
Второе. Инвалидность купить, конечно же, можно, но чтобы вот так - вряд ли, непременно бы заложили, да и подтверждать надо ежегодно, в общем, надо бы с такими моментами поаккуратнее. И третье: вряд ли в газетах и телепередаче не раскрыли имени Бабочника. Поэтому фраза учителя: "где, говорят, очень добрый и увлеченный хозяин", -
Прочла и задумалась: могут ли быть такие спецшколы? Однозначно: могут. Рассказ написал в стиле ОК'сЮМОРона Лесси Мусси. При всей странности повествования, когда вроде все кажется восхвалением плохого, высказана правильная мысль: "Ваша задача - прилежно овладевать профессией".
"Прогресс - это есть константная экзебиция, тенденция секулярных новаторов, мелиорация экзистента индивидуума социала!" - мощная фраза, однако.
Вторая обувь:
В период Олимпиады- 80 в магазинах плюшевые лапсердаки уже не продавались.
Львиную долю текста занимает рассказ в рассказе - поучительная история о Красных плюшевых медведях, что ставит под некоторое сомнение: а та ли тема раскрыта. А фраза: " В буфете разрешаю испанское красное" и предложение насчет пива, увы, все же лишние.
Зарисовка из школьной жизни, написанная от лица школьницы. Похоже на дневниковую запись. Вероятнее всего, реальная история - придумать замечательного учителя грека Шотика сложновато. Вижу основную мысль рассказа в раскрытии взаимопонимания между учителем и классом, что чрезвычайно важно в процессе обучения.
Вторая обувь:
Несколько неуклюжа фраза: " он перечисляет всех участников нашего класса". Как понимать - весь класс? Или всех участников олимпиады ИЗ этого класса? Зачем посылать на Олимпиаду девочку, не имеющую "таланта к математике"?
Непонятен жанр вашего произведения. Вообще, смесь рассказа, фельетона и очерка. Но это, явно, не детская проза. Тема конкурса однозначно раскрыта, главная идея - показать, что " участие в творчестве важнее, чем в потреблении или администрировании". Хотя сомнительно, что во времена СССР такие "игры" приветствовались. Все сценарии контролировались педагогами и воспитателями.
Вторая обувь:
"Ижидолом йокстевос - Авалс!" - очепятка? Надо бы "Ижедолом"...
"Но какова его субстанциональная сущность, имманентно присущая данному предикату", - это для юмора или для нравоучения? Вообще, если честно, я бы сократила ваш рассказ вдвое, а то и втрое, и вышло бы замечательно.
Сложно сравнивать фантастическое произведение с рассказами о такой знакомой нам реальной школьной жизни. "Воплощение" - написано замечательным языком, через необычные образы героев раскрывает сложную тему: роль каждого из нас в этой жизни, наше общественное призвание.
Вторая обувь:
"На поверхности Ядра было обнаружено семеро человеческих детей! Семь хнычущих малышей примерно двухлетнего возраста, которые абсолютно нормально чувствовали себя в окружающей их космической пустыне", - ну, это фантастика! Как они там очутились- то?
И ещё. Я бы первым Имитатором сделала Землю - в смысле, почву, у вас её нет.
Оценка: Хорошо.
Личное мнение: на конкурсе фантастики поставила бы Отлично. За душу задевает.
Ещё одна зарисовка, в основу которой положена реальная историю, происходившая в в школьные годы с автором. Здесь мое мнение двояко: с одной стороны, жаль, что приходится педагогам вот такие вирши призывать в помощь своему предмету, с другой стороны, а что делать-то? В таком малом и, на первый взгляд, юмористическом рассказе, большая задета проблема: нужно менять систему преподавания в школах. Обновлять, находить новые методы.
Вторая обувь:
Автор, вы противоречите себе: называя физику нудным предметом, ГГ ею интересуется, ей нравится чувствовать себя исследователем.
Страшный рассказ. Ни одного положительного героя. Странное призвание решения проблем взаимоотношений с помощью силы. Тема, в принципе, очень серьезная: равнодушие. Человеку плохо, а этого никто не замечает. Тем страшнее, что ничего не видит и родная мама. Вызывает сомнение, что будут травить девочку-хорошистку. Дети прямолинейны - если одноклассница хорошо учится, то они не станут считать её умственно отсталой. Написано-то неплохо, но...все как-то плохо.
Вторая обувь:
" Вместе с тем, Вася была девочкой отзывчивой", - откуда такие выводы, если она ни с кем не водилась? Почему она сразу не рассказала все маме? Вряд ли бы стали дети дразнить хорошую, добрую девочку. Чаще бывает наоборот. Нам говорят, что А. плохая, а мы к ней тянемся. А ещё эта девочка- внучка Председателя родительского комитета. А мы своих детей против настраиваем. Однако! А мамина речь в кабинете директора вообще никуда не годится. Такая мама не могла учить ребенка доброте.
"Первая любовь, школьные года...", - спасибо автору за чудесную атмосферу юности, отраженную в рассказе. Кто из нас не влюблялся в школьные годы? Главная героиня - пример уважения к себе. Хороший рассказ.
Вторая обувь:
Слишком быстро Белка отказалась от Тимура. И несколько наигранным показалось совпадение их требований к героине: отрезать косу. Если Белка посчитала, что причиной влюбленности Тимура стала коса ГГ, то у самой Белки волосы короткие, а значит, коса, действительно, могла Тимура привлечь.
Когда читала рассказ, казалось, что подробные описания папиных рабочих проблем и интимных отношений родителей Кати - не совсем уместны, но, прочитав до конца, мнение свое изменила: все здесь на своих местах. Жаль, конечно, неустроенную в личной жизни учительницу, но решение мамы правильное - девочек надо не только учить писать загогулинки, но и быть женственными...Рассказ привлекает ещё и тем, что показана дружная семья.
Вторая обувь:
Почему-то кажется применение имени "Катька" несколько грубоватым для рассказа такого плана. И со знаками препинания надо бы поработать автору.
Рассказ о становлении личности, о том, как нужна детям самостоятельность в жизни. Близкая многим история излишней опеки. Правда, в рассказе, все закончилось хорошо - парень не только спасся сам, открыв, что умеет плавать, но и стал героем, завоевал всеобщее признание. И написано хорошим языком, увлекательно, легко читается.
Вторая обувь
Написано хорошо, но.... Вряд ли так можно опекать мальчика в 12 лет, а, чтобы живущий у моря мальчик не умел плавать, вовсе странно. "Потом повернулся на спину и поплыл от мола. Плавать было легко и приятно", - сомнительно, что он рискнул бы вот так переворачиваться да ещё снова нырять. Испугаться должен был в первый раз. Спасение утопающего родственника - абсолютно лишнее в этом рассказе. Если бы ГГ просто подплыл к купающемуся брату - было бы более правдоподобно.
Несмотря на хороший финал, рассказ оставляет горькое послевкусие. Серьезная тема - взаимоотношения между родителями и сыном-школьником, неумение понять друг друга. Отсутствие должного внимания, справедливости, а, в итоге - любовь, помогающая разрешить возникший семейный конфликт. Многие из нас с этими проблемами сталкивались как детстве, так и, сами став родителями. Написано понятным, легким языком.
Вторая обувь
Меня неприятно покоробило воплощение идеи рассказа. Что за мать, которая ставит в угол ребенка, не зная, в чем его вина? Наказать заранее, на всякий случай? Бред какой-то. Я уже не говорю о том, что в мальчике в 12 лет уже начинает формироваться мужчина, а он безропотно встает в угол, а потом ещё и раскаивается в не содеянном. У нас дома тоже бывали случаи, когда обида наносилась незаслуженно, но всегда извиняться приходил обидчик. Почему мама мальчика не сделала этого? Она себя не уважает?
Путятин Александр Юрьевич : Школа, она всем - школа!
Дневниковая запись:
Серьезный рассказ о современной школе, обычные ребята из неблагополучных семей осознают неблаговидность задуманного поступка, более того - возможные страшные последствия. И ГГ делает трудный , но решительный шаг: рассказывая об этом педагогам. Рассказ о становлении личности, о понимании ответственности каждого перед остальным обществом. Абсолютно к месту вставлены в тексте особые , 'жаргонные' выражения.
Вторая обувь:
Мне не совсем понятно, что в конце за радио-телесвязи. Они ведь ещё ничего не сделали, а там уже проверка, что ли? Несколько длинновата сама лекция, хотя именно её содержание сыграло важную роль в принятии правильного решения.
Оценка: Хорошо.
Личное мнение: В принципе, хороший рассказ.
Ещё один рассказ , состоящий из сплошного негатива. Равнодушны все: одноклассники, учителя, директор, врач, даже, в какой-то степени , мама . Увы, равнодушия сейчас слишком много. Но причина такого негатива вокруг одной девочки, должна крыться в чем-то более значимом.
Вторая обувь:
Почему девочку стразу все встретили в штыки? Почему учитель физкультуры не понял, что она травмировалась? Почему девочка не сняла очки - если зрение не очень слабое, она должна заниматься физкультурой без очков. Если совсем плохое - освобождена. Тяжелую травму учитель не отличил от обычного падения? В это не верю. Почему мама не бросила все, и не поехала с девочкой в больницу? Тоже не верю. Боязнь потерять работу - страшно, не спорю, но никто бы её не уволил, поверьте, раз педагогов не хватало. И вопрос - какой она педагог? Если хороший, то директор - вообще идиот. Хируг пьяный, да, верю, и не просто верю, а сама у такого была на приеме и тоже с травмой. Хватило ума потребовать сделать снимки. А мама почему не потребовала?
Вы пишете, что все это так и было. Возможно. Но странно, зная, что мама тоже учитель в этой школе, к девочке все-же должны были относиться по-другому. И ещё. В какой город они переехали, что Астана считалась в нем таким убогим уголком ? Это же не сельский аул.
Оценка: два.
Личное мнение: ну, хоть бы капельку позитива добавили в рассказ...
Так как тема конкурса 'Школьные годы', ищу в рассказе её раскрытие. Рассказ, практически, по Энгельсу: труд сделал из обезьяны...ну, что сделал, то и сделал. Правда, мелькает такая мысль: хороший педагог может и обезьяну научить считать и писать. Да, пожалуй, это главная идея рассказа - умение педагога привить знания...Рассказ написан в жанре фантастического фельетона.
А вообще, рассказ заставляет задуматься о нашем будущем - а вдруг, действительно, все уйдет. Кто будет последним, что он сможет сделать для Земли.
Вторая обувь:
С газовым баллончиком на урок к восьмиклассникам - это даже не фантастика, а хоррор. А вообще фантастическая составляющая в этом рассказе слишком велика, поэтому чистую душу педагога Полины Николаевны, её чуть ли не ночное бдение за сочинениями, практически не замечаешь. Унылая она какая-то..