В этом году координаторами конкурса Реалистической Прозы была открыта номинация Очерки - документальная проза. И нам приятно, что авторы откликнулись на предложение, а конкурентного по номинации оказалась довольно высокой.
Что ж, поговорим об очерках?
Всего было подано 19 работ, три из них были отклонены на стадии преноминации, поэтому обсуждать будем только принятые работы в количестве шестнадцати.
Прежде всего, номинация Очерки, собственно, не строго очерковая, были разрешены и мемуары, воспоминания, эссе.
По итогам самосуда в финал вышли восемь работ, ещё одну работу выдвинули координаторы. В этом обзоре поговорим о работах, непрошедших в финал по самосуду.
Вольфсон С.М. Истории с открытым концом или как пристроить беспородного щенка
Это очерк. И тема, и идея конкурса раскрыты полностью. Очерк необычен по содержанию - речь идет о волонтерах, помогающих животным.
Такие люди много делают для животных, но их, увы, слишком мало, чтобы охватить всех нуждающихся в помощи. Надо отдать должное участникам - они не остались к выбранной автором сюжетной линии равнодушными.
Чего не хватило и что помешало?
Скорее всего, объем и некоторая монотонность стиля произведения. Ну, и для большинства все же более близки проблемы людские. Хотя разве это не наша с вами проблема - выброшенные животные?
Гейт А. "Юлька - сволочь какая!.."
Здесь основная беда - всё же это не очерк, а рассказ. Всего пара фраз в начале могла бы сыграть на пользу произведению при участии в конкурсе. Сомневались и преноминаторы, но все же решили в пользу автора, хотя были правы - не очерк.
Стасис Б. Разводилы из Нехотеевки
Есть и идея, и тема.
Социалка и политика всё же не очень приветствуются на нашем конкурсе, хотя и этот очерк оценен довольно неплохо, но полученных баллов не хватило для выхода в финал.
Ёшка Темный лес
Это произведение на особицу. Это эссе, выполненное в жанре сюрреализма. Сравнение слов с лесом - оригинально, но уводит от реализма, хотя в эссе это и допустимо.
Хочу отметить умение автора владеть языком. Произведение получилось загадочным и интересным, но...
Мне лично очень помешали фразы о родственниках, прогулках, отступления с английскими
фразами - зачем они? это как излишние приправы в хорошем блюде.
Думаю, именно это, а также перекос в рассуждениях о слове в принципе, без раскрытия последовавших событий, сыграли роль в итоговом положении произведения в конкурсной таблице.
Борисовна И. Грусть старого книгочея
Здесь тоже эссе и тоже общие рассуждения о слове вообще, что не абсолютно по отношению к конкурсной теме. Ну, и скучновато, суховато для финала.
Исаченко В.И. Бродяга Номер Пять
Есть идея, есть тема.
Но скорее рассказ, чем очерк, хотя близко к мемуарам - но как мы должны были до этого догадаться?
Хотя, разумеется, главная проблема даже не в этом. Знаки препинания, растянутые слова
мешают чтению текста и восприятию сюжета.
Alexandrova L. Очерк-воспоминание об удивительном человеке (к 70-летию Зайцевой Г. Л.)
Очерк, конечно, но слишком подробный, много информации, которую можно было бы и опустить, чтобы сосредоточиться на главных перипетиях судьбы героини очерка. Ну, и информация о том, что
это произведение о конкретной женщине, должно быть в самом тексте очерка, иначе непонятно, кто такая?
При наличии идеи конкурса тема осталась практически нераскрытой, кроме того, автору нужно ещё работать с орфографией и пунктуацией. Потенциал есть.
Несколько слов об одном из трех отклоненных очерков
Винокур Р. О повороте северных рек
Этот очерк не прошел в конкурс, но он настоящий. Именно очерк-эссе. Не хватило чуть для зачетного раскрытия темы. Жаль, что автор не откликнулся на предложения координаторов внести в очерк пару предложений, и снял работу с преноминации. Искренне жаль.
О финалистах, надеюсь, напишут судьи финала. Возможно, я тоже сделаю небольшой обзор.
Всем удачи! А нам приятно, что первый блин не оказался комом, о чем говорит разнообразие сюжетов, высокая конкуренция поданных работ.
А значит, номинации очерков реалистической прозы - жить!