Прежде всего, хочу поздравить всех финалистов с выходом финал - какое бы место ни заняли в итоге конкурса ваши произведения, они уже признаны читателями, то есть, перед нами - восемнадцать лучших рассказов об экзерсисах в Магичсеких академиях, из которых нужно выбрать тройку сильнейших.
Задание, скажем честно, не из лёгких.
Лично я, в первую очередь, буду отслеживать раскрытие заданной нами темы и соответствие условиям конкурса. А далее: оригинальность сюжета, стилистические особенности, грамотность. Признаюсь, что также немаловажную роль в оценке отвожу послевкусию, которое остается после прочтения каждого рассказа.
В виду имеющихся обстоятельств прошу прощения за неактивацию ссылок - к сожалению, приходится выбирать между написанием обзора и его оформлением.
Бармаглотов Сын. Пестрая Банда
Перед нами небольшая студенческая заварушка.
Явный плюс этого рассказа в его лёгкости и непосредственности - здесь нет ужасов и серьезных преступлений, а также нет пошловатых подколов или неуместного юмора.
Ещё мне понравилось, как автор выстраивает диалоги. Пожалуй, один из немногих рассказов, где занимающие бОльшую часть текста диалоги не утомляют, так как не являются пустопорожней болтовнёй, а достаточно информативны и заменяют слова автора.
Рассказ полностью соответствует условиям конкурса.
Из минусов - простоватость сюжета и довольно выраженное "поттерианство".
Оценка выше средней.
Щепетов. Академия каверз.
Пародия на тему о Магических Академиях, составленная из нелепых и смешных ситуаций, превращающих сюжет в комедию положений.
В общем-то, идея автора мне понравилась, однако, есть маленькая претензия. Мне лично не хватило более подробного начала - непонятно, с чего ради ГГ попадает в Академию каверз.
Думаю, мнения о рассказе могут полярно разделиться - юмор всегда сложен как для изложения, так и для восприятия. Что касается меня, рассказ не оставил равнодушной, где-то улыбнуло, где-то покарябало, где-то порадовало тонкими намеками (например, бензопила для недовольных ) - но пылкого восторга и смеха, заменяющего стакан сметаны, увы, не вызвало.
Тем не менее, оценка будет средней.
Беликов А.А. Чубчик и Ляма
Мне нравятся рассказы о детях, когда они адресованы взрослой аудитории. "Чубчик и Ляма" не предназначен ни для взрослых, ни для детей, сюжет наполнен наивными и, в то же время, плоскими поступками героев.
Всё бы ничего, но у меня возник некий диссонанс по поводу возраста героев. С одной стороны, они, скорее всего, учатся в начальных классах - настолько наивны их поступки, с другой - в диалогах проскальзывают фразы, например, о возможностях перемещения учениками душ, что никак не должны преподавать детям в таком раннем возрасте.
Складывается впечатление, что автор не определился с возрастом своих героев.
Оценка ниже средней.
Наталика Всё, что мне досталось
Начало повествования со множеством местоимений не очень удачно. И мне показалось такое вступление излишним, тем более, это всё повторяется в финале, где смотрится очень гармонично.
Рассказ получился философский, вдумчивый. Отсутствие искрометных приключений ничуть не умаляет его достоинств, а беседа Мага с Алисой вообще выше всех похвал. Немного мешали чтению прорывающиеся в повествование чужеродные иронические нотки, но за моменты высокого психологизма автору большой респект.
Оценка высокая.
Иженкова А. Ростань
Мне нравятся рассказы, в которых раскрываются тайны и загадки - это добавляет интригу. "Ростань" интересна ещё и вкраплением в сюжет материальной основы, созданной на исторических реалиях и фольклорном материале.
Чуть бы добавить ясности - непонятно, как ребята пришли к выводу о личности преступника. Ещё показалось странным и надуманным, что профессор-маг, по сути, оказался беспомощным перед студентами.
Вообще, откровенно говоря, созданный фэнтезийный мир с магической составляющей недостаточно убедителен - ему не хватает яркости описаний.
Оценка будет средней.
Пон А. Тень Семилистника
К сожалению, большой минус этого произведения в недостаточной грамотности - язык и стилистика серьезно хромают, мешая наслаждаться чтением - сюжет довольно-таки хорош.
Диалоги кажутся неестественными, их бы почистить от канцеляритов и штампов, оживить. Также автору нужно избавляться от лишних местоимений.
К примеру, рассмотрим фразу
"Молодой человек медленно повернул голову в мою сторону. Неторопливо осмотрев мое рассерженное лицо, он произнес"...
Вопрос к автору: мог ли молодой человек осматривать лицо героини, повернув голову в другую сторону? Отвечу: никоим образом. Значит, в первом предложении два лишних слова. Я бы написала так:
"Молодой человек медленно повернул голову, неторопливо посмотрел на мое рассерженное лицо и произнес"...
Извините, но оценка будет низкой.
Черкасова Г. Классный час
Хм, а неплохо.
Без особых заворотов, наивно, но миленько и трогательно, читается легко и не без интереса - рассказ хорош для домашнего чтения. Лично мне понравились тонкая ирония, приятный юмор, и легкая грустинка.
Из минусов хочу посетовать на то, что тема конкурсная утонула под рассказом домового о трудной жизни Семеновой семьи.
Оценка, думаю, будет на уровне средней.
Аноним Терра инкогнита
Добротно скроенный рассказ, где фэнтези ловко переплетается с постмодернизмом. После нескольких произведений о детях и их шалостях и заботах здесь погружаешься во взрослый, рассудительный , сложный мир с особой философией.
Стиль, язык - на высоком уровне.
Но... конкурсная тема практически не ракрыта, что, к великому моему сожалению, приведет к снижение оценки, которая, в результате, остановится где-то на уровне средней, не выше.
Принстон Д. Чего желают джентльмены
Этот рассказ читать было сложно. И не из-за больших предложений, которым я симпатизирую при их четкой компоновке. Скорее, проблема в ритмике текста - он словно тормозит, зависает, буксует. Возможно, автор специально выбрал такую манеру изложения - перед нами не просто фэнтези, а фэнтези-детектив в английском стиле, где почти отсутствуют эмоции. Мысли героев и авторский текст текут неторопливо-отстранённо, предлагая читателю догадаться, в каком именно месте рассказа нужно заострить внимание, и самостоятельно определить, где сокрыты наиболее важные для сюжета моменты.
А ещё мне чуть не хватило таинственности - личность преступника как-то очень быстро угадывается.
Оценка будет выше средней.
Кузина Л.В. Школа бабок Ежек
Здесь перед нами сказка. Добрая, лёгкая, молодежная, для девочек.
Всё хорошо, но не совсем ясно, что потомственная баба Яга делала в Праге? Как-то не вяжется её местонахождение с русским фольклором.
Убрать бы кое-какие моменты - жеманность феи, что оставила волшебную палочку, необъяснимую неприязнь к ней Георга - кстати, почему Георг-то? Почему не Иван, не Степан?
Невыстреленным ружьем оказался дипломный дракон - беднягу просто забыли, что ли?
У меня сложилось мнение, что рассказ был адаптирован для конкурса частичным сокращением объема - отсюда и потеря линии с драконом, и перепрыгивание повествования - события сменяют друг друга несколько хаотично, оставляя задуманное незавершенным.
'Жаба приторно закатила глаза и умоляюще сжала РУКИ?' - чьи?
Оценка средняя.
Неонов Ж. Огр в коробке
Что сказать?
То, что излишние физиологические подробности не добавили глубины тексту и вызвали, мягко скажем, отторжение? Или то, что текст перенасыщен местоимением Я?
Скажу проще: читать этот стёб было неприятно, да и к конкурсная тема как-то слабо просматривается.
Из плюсов - есть очень удачные фразы, которые утонули в потоке... неудачных.
Вопрос: почему пыльца не усыпила ГГ?
Прошу прощения, но оценка будет низкая.
Слюсаренко Ю.Н. День открытых дверей
Здесь какая-то мешанина - что-то выдернуто из современной России, что-то чисто американское, вроде бы речь идет о разных Мирах, а привычки повсюду одни и те же. Странно.
Окончательно меня убила реакция Оксаны на действия Элины - не представляю, как балерина могла отправить вампиршу 'в полет ' даже с помощью таких танцевальных движений, как батман и фуэте. Любимый прием большинства фэнтезистов и самая серьезная ошибка - делать из хрупкой героини этакую супергёрлу, которая 'семерых одним ударом', мало того, это ещё и заезженный штамп.
Собственно, конкурсная тема под вопросом - наличие среди героев вампирши, эльфа и оборотня не превращают непонятное заведение в Магическую академию, никакой магии в тексте не наблюдается, разве что пошлые экзерсисы оборотня Филимона. Если честно, читать было скучновато.
Есть ещё несколько моментов, вызвавших недоумение.
'Она со страхом попятилась назад, но споткнулась и упала... уткнувшись лицом в пыльный пол' - это как?
Я сомневаюсь, чтобы балерина вот так, в лоб, ни с того, ни с сего могла заявить владельцу, что он пьян.
Оценка низкая.
Di Страдания юного Зенфреда
Этот рассказ я перечитала дважды, чтобы разобраться в сюжете. Текст идёт какими-то рывками, волнами, размышления и диалоги таковы, что Зенфред кажется то слишком юным подростком, то уже зрелым человеком.
Что мне понравилось - автором задуман, по сути, темный мир, в котором зреет разум главного героя, мир настолько жёсткий и суровый, настолько грубый, что иного пути, кроме отраженного в сюжете, у Зенфреда нет. Хотя сам этот мир вызывает отвращение, описан он достаточно ярко и выразительно.
Ещё понравился психологический портрет Зенфреда, а также ' магическая дуэль' с Элоисом, впрочем, роль самого Элоиса как-то неясна.
Вообще, перед нами традиционное фэнтези, страдающее от традиционных же приемов, но представленное в достаточно хорошем стиле.
Есть небольшая проблема - автор глубоко погрузилась в психологию главного героя, что привело к разрыву повествования с темой конкурса - да, перед нами Магическая Академия, да, мы видим приключения студентов, но появление Элоиса и все последующие моменты, легенда, к примеру, уводят читателя в иную тему - месть и, по сути, борьба за власть.
Тем не менее, оценка будет выше средней.
Морозова М. Красная лилия
Романтическое фэнтези, всё - ради возвращения любви.
Задумка автора мне понравилась, исполнение...не очень. Слишком затянуты некоторые сцены, что лишило их фэнтезийной яркости, и сделало рассказ скучноватым - драка големов, кража компонентов мази, выпускной вечер. Пожалуй, автором была задумана слишком высокая планка, но, к сожалению, не всё удалось - картинок не видно. Рассказ более похож на сценарий, вот, кстати, в кино эти сцены были бы яркими, а в описании не хватило слов и приемов.
Автору также нужно избавляться от излишнего пафоса в сюжете.
Я не очень поняла, какое отношение драка големов имеет к Магии Пяти стихий? Материал? Не убедительно.
К сожалению, текст плохо вычитан - много пунктуационных ошибок, есть ляпы в построении предложений, например, 'коридорами с книгами, уходящими вглубь' - как это?
Оценка ниже средней.
Кирр Л. Главное - хвост!
С самого начала мучила мысль: что за особи главная героиня и её подруга Чара? Ага, похоже, кошки. Вот с момента, когда Зея мявкнула, лично я интерес к рассказу потеряла, а после появления карликового пинчера загрустила - когда реальных животных представляют аки гомо сапиенсов, мне дурно становится.
Сама идея-то хороша - вернуть людям любовь, но ... на мой взгляд, было бы гораздо лучше, если бы Зея просто умела превращаться в кошку, а не была ею. Ну, и излишняя игривость текста рассказ не украшает.
А ещё я бы убрала несколько сцен, непродуманных - например, когда Зея кинулась обнимать профессора. А субординация? А вообще, как это - кошка гнома обнимает, а?
Есть явные нестыковки - например, со знаком Академии - по каким ступенькам в аудитории он покатился, если Зея и профессор-гном сидели за одной партой в первом ряду?
'Я закивала головой' - а чем ещё можно кивать?
Оценка низкая.
Кайтелер Б. Цветы и камни
Не понимаю, почему среди фэнтезистов так популярны каменные тролли - никому не хочется включить разум и подумать, что из себя могут представлять эти монстры с мраморными зубами? Вот откуда у Дерека могли быть не то, что грустные, а вообще любые мысли, если в голове звенит пустота? И как кусок гранита может напиться?
Что дало рассказу исковерканное объявление Флинна о сдаче жилья? Почему домовенок называет Лили человеком, если даже Дерек разглядел в ней нимфу?
Каким образом до Петра дошла повестка от Гильдии для Лили? Она, вроде бы, никому не сообщала свое местожительство.
Фэнтези, но какое-то чувство реальности должно соблюдаться! С чего профессор вдруг испугался Дерека? Он, что, впервые видит каменного тролля? Тем более, что того совсем недавно исключили из этой самой Академии?
И в этом рассказе автор совершает ошибку, увлёкшись описанием магических экзерсисов Дерека и Лили на экзаменах - вместо завораживающей картинки читателю предлагается пошаговое описание движений - качнулся, стукнул, наклонился, пошатнулся.А уж чудеса со зданием академии, которые наблюдали, раскрыв рты, магистры - вовсе никуда не годятся. Интересно, почему уже не в первом рассказе преподаватели представлены таким вот недалекими дурачками? И для чего тогда у них учиться, и чему они могут научить ваших героев-вундеркиндов?
'Петр потирал всего ушибленного себя' - а попроще нельзя написать, по-русски, например:
'Петр потирал ушибы'?
Оценка низкая.
Ал С. Звездное пламя пахнет корицей
Рассказ сложный, поначалу читать было тяжело из-за выбранного автором стиля, кроме того, в тексте многовато незнакомых слов и труднопроизносимых имён. Невольно возникала мысль: почему героям можно есть жаркое и пользоваться книгами, а вот дать им нормальные, не такие надуманные имена и статусы нельзя?
Признаюсь, эта проблема где-то до половины текста удручала, подминая под себя сюжетную линию. Финал сыграл роль фейерверка, ослепил и порадовал быстрой сменой событий - сначала приключение, потом трагедия, потом завершение истории, где и раскрылся до сих пор прятавшийся от меня замысел автора.
Произведение заслуживает самой высокой оценки, которую я всё же чуть уменьшу до просто высокой, оставаясь в убеждении, что рассказ должен быть чуть яснее, чтобы затянуть читателя с самого начала.
Мумрик Осенний полёт на задумчивой птице
Первое предложение согрело теплом - такой славный стиль выбрала автор для своего рассказа - мягкий певучий. Жаль, что с половины повествования стиль сбивается на более резкий, но финальная часть трогательно хороша.
Огорчило нарочито неграмотное письмо дядьки Загонека. Понимаю, что он малограмотный, но несколько слов невозможно написать с выдуманными автором ошибками - 'паразит, догадываешься', кстати, тут же нелепая фраза про орфографию. Письмо бы написать словами попроще, да без паразита вообще, этак по-деревенски, ему бы цены не было.
Конкурсной темы мне показалось маловато, может, потому, что автор увлеклась психологическим портретом Ильме, и вес Академии значительно снизился. Не очень понятно, почему у шурша вдруг испортился характер. По-моему, Ильме и с начала не был паинькой, скорее - обычный лентяй, коли день сидел и глядел в окно, ничего не делая.
Пертурбации с образом главного героя не совсем удачные - то он любит Загонека, то ненавидит, то снова любит, да и сам - то вроде хороший, то плохой, то снова хороший - целостность образа рушится.
А вот ворона удалась, как и дядька Загонек.
Оценка выше средней.
Вот и всё. Спасибо авторам за разнообразные сюжеты!