Отличные образы, удивительная смесь реала и мистики, замечательно сделанные описания природы, думаю, рассказ идеально соответствует теме конкурса.
И есть у нас много таких мест в России, где к человеку приходят сказки, вдохновения да просто моменты восхищения этой природой. Которые пробуждают душу. Потому и не мог не явиться Дине мистически- сказочный Пломбир.
Увы, увы... Бывает и такое, к сожалению. Скажу честно: рассказ мне неприятен, но это большой плюс автору, которому удалось создать психологически продуманные образы - в рассказе ни одного положительного героя, в нем нет морализаторства, автор предоставляет читателю возможность лицезреть определенную ситуацию и сделать собственные выводы.
Единственно, мне показалась чужеродной в сюжете светлая музыка Моцарта.
Ну, и рассказ у многих может вызвать отторжение, непринятие сюжета из-за обилия сцен насилия.
Рассказ написан хорошим языком, в выдержанном стиле, есть в нем некоторая загадочность и вполне уместная раскрываемому сюжету истома.
На первый взгляд, он слишком бытовой, камерный, герои не яркие, такие, как тысячи им подобных, что, являясь несомненным плюсом авторской идее, может показаться читателям скучноватым, а образы - недораскрытыми.
Хотя живем-то мы именно так - чаще всего не участвуя в ярких событиях и не совершая подвигов, и какая девушка не грезит о любимом?
В общем, читайте и не думайте "о секундах свысока" и вы, возможно, увидите своих предков - типичную провинциальную российскую семью конца 19 - начала 20 века, когда минуты бежали не так быстро, как сегодня.
Лично мне пришелся по нраву - я читала его ещё на Русской тройке.
Есть в нем оригинальность изложения - словно перед нами раскладывают старые фотографии, вроде и не связанные друг с другом, но все вместе дающие представление о том сложном времени.
. Постмодерн люблю, сама пишу иногда в этом интересном жанре, миниатюра достаточно хорошо написана, хотя и тема конкурса завуалирована. Не каждый разглядит сквозь красивое описание Самшитового Водопада сюрреалистическое путешествие Элеоноры в историю Дагомыса.
Автор чаще пишет в виде мемуаров, здесь же перед нами полноценно состоявшийся рассказ.
Думаю, что тема конкурса прозвучала бы ярче, если повествование было от третьего лица. А рассказ хорош выбранным сюжетом, психологически четко представленным образом рядового Вагнера.
Рассказ основан на воспоминаниях героини о днях, проведенных в пионерском лагере.
Есть у меня вопрос - в пионерлагеря детей записывали заранее, за день-два до отправки собирали вещи - чаще это были небольшие чемоданы, на которые наклеивалась бумага с номером отряда. То есть, в отряд детей распределяли не в лагере, а ещё при регистрации. На месте такое количество детей распределять сложнее, да и корпуса не железные. Везли детей в лагеря колоннами, но уже без родителей, также и обратно привозили к определенному месту, откуда родители и забирали детей. Обычно это было у заводских ДК либо возле крупных организаций (если в лагерь отправлялись дети от разных предприятий).
Вот так было у нас, в Свердловске.
А вот то, что девочку перевели из одного отряда в другой - вполне могло быть.
Ну и далее перечисляются события, оставшиеся в памяти героини - дружба-раздружба с девочками, что в 9 лет очень важно, как бы мы не удивлялись, и песня Белла Чао, которую девочка Злата исполнила так, что за словами к ней пришли мальчишки, и игры, и все прочее.
Добавить бы в текст немного яркости, эмоций, детской непосредственности, получился бы отличный рассказ, а сейчас перед нами суховатое изложение событий прошлого устами взрослой женщины. Ну и моменты с посещением врача в начале и в конце текста мне показались не в тему.
И дело не в том, что я сама с Уралмаша - показано все верно, жизненно.
В то время таких Маш, Вованов и Длинных (и тех, кто выше, выше... и важнее оных) доводилось воочию видеть и даже наблюдать пышные их похороны, и растущие как грибы глыбы мраморных памятников на самом видном месте Северного кладбища...
Маленькое замечание: финальная часть слишком скомана, словно выдержки из обзора происшествий...
Увы, повторение эмоциональных рассуждений героини не делает текст ярким, скорее, наоборот. Такое впечатление, что перед нами реальная история из жизни. Но в таком случае не видно авторской позиции, художественной обработки.
Беда в том, что эмоции написаны, а не показаны, лично я не прочувствовала глубины переживаний героев, а финал показался несколько недосказанным.
Рассказ о судьбе сотрудника? Получается по тексту - одноклассника.
Чем хорош рассказ - отражением взгляда на события 1991 года. Лично я скажу, не скрывая, что была на стороне Б.Н., но, разумеется, у каждого на эти события свое мнение, свой взгляд. Поэтому обсуждать само событие и политику не буду.
Поговорим о герое - Славке Морозове. Человеке, который, обладая солидным умом и достаточной изворотливостью, попадает на службу в КГБ или ГРУ - не буду вдаваться в подробности по поводу данных структур. Автор дважды встречается с бывшим одноклассником - сначала тот довольно равнодушно здоровается и не обменивается ни телефоном, ни адресом. Он на высоте, и все остальные ему кажутся просто никем.
Вторая встреча происходит много позже, в лихие девяностые, как я понимаю. Славка раздавлен, болен, уничтожен событиями, что привели к распаду СССР и лишили героя прежних заслуг.
Здесь у меня есть сомнения.
Насчет пенсии - государственная пенсия была много больше, чем трудовая, поэтому жаловаться Морозову грешно. И насчет "холостячности" - насколько мне известно, в этих органах как раз не только приветствовалось наличие семей, но в зависимости от этого происходило частенько и продвижение по службе.
А вот в то, что, потеряв опору в виде надежно слаженной системы, Морозов сник и не по возрасту состарился, искренне верю. Да, он мог, наверное, найти себе работу без особого труда и без помощи Руцкого, и после событий 1991 года мог, если бы очень захотел, но, очевидно, морально не смог перестроиться. Это очень непросто.
По поводу евреев-одноклассников. У нас в классе учились две девочки, то, что они еврейки, мы узнали лишь много лет спустя после окончания школы, причем девчонки замечательно учились и поступили в институты. Были у нас и ребята других национальностей - татары, башкиры, но мы не задумывались над этим вопросом. Галя, Галка . Это я сейчас знаю, что она Галима. А тот же Саша - Садык. В общем, я не очень поняла, к чему это в рассказе?
Очень милый рассказ, на первый взгляд, всего лишь маленькое событие из жизни одной семьи, но...
Главное достоинство рассказа - живые образы героев, переданные через их поведение, поступки. Даже уж и кот не просто антураж, а полноправные участники сюжета. Я выше писала про "нарисованные" эмоции, так вот здесь яркий пример "живых" эмоций - их видишь, ощущаешь. И ребенок ведет себя, как полагается детям, хотя и рассказ - от имени мамы.
Теперь о морали - да, она есть, но подана не в лоб, а потому и воспринимается гораздо сильнее.
Мужик настоящим показан - и с золотыми руками, и выпить не отказывается, и даже от иконы, что на праведный путь указывала, постарался побыстрее избавиться, и ребенк сумел подарок сделать.
А вот пенсионерка - увы, нехорошо поступает, подсовывая людям вот такие подарки-заговоры. Впрочем, также нехорошо поступил в финале и Петрович.
Есть несколько моментов, что у меня вызвали сомнения.
Это когда мы в перестройку у канадцев выигрывали в хоккей? Не помню такого.
Маленькая девочка гуляет в парке одна да ещё заговаривает с чужим мужчиной? Не верю. И как можно повесить зимой ребенку на шею цепочку с иконой?
Ну и, на мой взгляд, неверно отражено назначение иконы - если она чудотворная, то чудеса должна творить, а не вводить человека в раздумья - пить или не пить. И ещё бы чуть поменьше моральных рассуждений соседки и самого Петровича, и побольше сквера - а то как-то не сочетается название рассказа с его содержимым.
Сильный рассказ, с глубокой моралью. Действительно, бывает, что чужие люди становятся ближе родных.
Даже сердце защемило.
Почему такое случается? Где-то что-то упущено в воспитании, или общество становится жестче?
Кстати, когда мы в школе учились, часто ходили на кладбище и, нарвав по пути цветов, клали их на могилки наших ровесников. А одиноких у нас хоронят на специальном "бюджетном" кладбище с поэтическим названием Лесное...
Правда, мы группой ходили, человек по 5, так было страшновато. Кстати, странно, что девочка спокойно гуляет одна по кладбищу и также спокойно подходит к незнакомым мужчинам.
Тонкий психологический рассказ о женской судьбе, в котором события показаны глазами сына героини. Несколько, на мой взгляд, сказочно - вот такое возвращение блудного папы...
Но мне понравились отношения матери и сына - они понимают друг друга, несмотря на мамину постоянную занятость.
Рассказ бы не мешало почистить - в нем многовато повторений, глаголов, особенно в первом абзаце.
Славный детский рассказ. Точнее, воспоминание о детстве. Хорошо показаны дети - все они разные, говорят разными языками, это большой плюс для сюжета.
Рассуждения детей о красоте окружающего мира и о людях, вообще, на мой взгляд, уже из более взрослой жизни, а вот их действия - побег от огородной барщины, ловля бабочек и трогательная забота о маленьком Димоне, природа, даже оранжевое крыльцо описаны ярко и естественно, представляешь себе и этот дом, и майский луг, и лес с распустившимися ландышами, и бегущую со всех ног девчонку навстречу папе.
Правда у меня вызвали сомнение одуванчики и ландыши, растущие одновременно, как и куст сирени. А ещё, почему дети босиком, если земля ещё холодная, а лужи ледяные?
Ай, да балалаечник! Сукин же сын. Правда, лишился дозы, но зато не пойман - не вор, как говорится.
Таджика в данной ситуации искренне жаль, но, возможно, Сержантиков все же сообразит, где собака зарыта.
Рассказ небольшой, но в нем несколько сюжетных линий - и криминальная, и любовная, и социальная. Можно повозмущаться образом недалекого сотрудника полиции, но не все же у нас такие ушлые, как герои Убойной силы или других, заполонивших экраны ТВ, "ментовских" сериалов. Признаюсь, грешна, сама с удовольствием смотрю "След".
Кстати, из данного рассказа получится отличный киносюжет.
Ну, что можно сказать. Секс, которого "в СССР не было", конечно же, важен в жизни человека, как существа биологического, а также в качестве получаемого физического удовольствия. И рассказ, в принципе, теме конкурсной соответствует.
Увы, все больше в стране женщин, предпочитающих вот такую связь, как у героини в рассказе. Назовем её мимолетной, что ли.
Но вот беда - нам показана лишь химическая сторона сексуальных отношений да стенания героини на тему "Я его хочу". И на мой взгляд, рассказ не завершен я думаю, что через некоторое время это "Я не могу без него! " все же будет погребено под другими мыслями, вызванными обидами, что ОН не пришел, ревностью к жене и злостью на вторую или третью любовницу.
Это, похоже, автобиографическое. Поэтому критиковать или обсуждать сюжет - все равно, что обсуждать автора. Поэтому воспримем сюжет как данное.
В жанре реализма, который я, кстати, очень уважаю и люблю, писать сложно. Можно скатиться в банальное перечислений событий, и пережитые автором или другими людьми эмоции просто потеряются в глагольных формах перечисляемых событий. Хочу посоветовать автору вносить в текст художественные дополнения, немного отклоняясь от реального действия, как бы придавая ему теперешнюю, чуть отстраненную авторскую оценку.
Н
Hужно поработать над языком и стилем, оформлением текста. Сейчас у вас очень много местоимений, каждое предложение начинается с отдельной строки, снижая кульминационные моменты сюжета.
Например, возьмем два предложения:
В моей жизни и жизни родителей ничего примечательного и не было. Получалось, как все, так и мы, особенно когда работать. А когда пирог делить, тут мы иногда и не успевали.
Ну, относительно себя я так не считаю, что не успевала, мне кусок большой и не полож
ен вроде был, а вот что отец в коммуналке умер, это до сих пор меня за живое берет.
Мой вариант был бы таким:
В нашей жизни ничего примечательного не было. Получалось, как все, так и мы, особенно, когда речь шла о работе. А к дележу пирога, увы, иногда, и не успевали. Относительно себя я так не считаю, а то, что отец в коммуналке умер, до сих пор за живое берет.
Замечательный рассказ-пародия на наш, российский менталитет - тут вам и жизнь деревенская, и сарафанное радио, и страсть к водочке, и любовь к халяве, и виноватый стрелочник, а в финале - то самое счастье, что без несчастья редко приходит. Иначе: хорошая мысля, пришедшая опосля того, как все опростоволосились с тыквенным ажиотажем.
Ещё один сатирический рассказ о нас, но более гротескный. Находчивые мальчишки отыскали-таки нужного ветерана в деревне Березкино и выполнили данное им поручение. Как это происходило - лучше прочитать, автору удалось создать настоящие, живые образы и ребятишек, и деревенских жителей.
Чем-то мне язык и сюжет напомнили добрые носовские произведения про детей, рассказ понравился.
Отдадим должное женщинам, дающим свет новому существу - маленькому человечку. Порою рискующим жизнью при сложных родах, рожающим в муках и часто вопреки врачебным запретам.
Но, если честно, я не была свидетелем случаев, когда священник при отпевании вел себя подобным образом, обычно такие слова произносят либо родственники, либо лучшие друзья. И то, что святой отец преклонил колени - символично, трогательно, но - сомнительно. Тут бы правильнее мужу встать на колени.
Замечательный рассказ, прочла с удовольствием. Хороши описания природы, самого процесса охоты и момент с тросом. А уж сцена в баньке - выше всех похвал. Вообще, в рассказе много информативного - например, про повадки уток, про тросовую связь между берегами, что оказались по иронии судьбы на территориях разных государств. А главное - нормальные мужики в героях.
Единственно, мне показались ненужными авторские рассуждения, абзац, начинающийся с этих слов:
Может, не обманули нас? Может, мы сами дали себя обмануть?
А хорошо. Этакая сюрреалистическая сказка для взрослых.
В образе Гладиолуса я увидела человеческую жизнь - вот так мы появляемся на свет, растем, становимся красивыми и востребованными, нами любуются, потом круг общения сужается, мы теряем лоск, стареем и ...уходим из этой жизни, подчастую, совершенно одинокими.
Мне не стыдно признаться, что рассказ очень тронул, до слез. Появились они в момент, когда Гладиолус подобрала Тюлька...Блин, вот щас опять...
Теперь насчет языка - с былями, конечно, поработать нужно. Я бы ещё посоветовала прошерстить предложения, в которых много 'которых'.
Жизненная ситуация, увы, бывает и такое, и не так уж редко.
Но в целом рассказ мне не понравился. Большую часть текста занимает подробное описание схватки, или попросту, драки. Я не люблю такие подробности, да и для сюжета ведь не столь важно, кто кого и куда ударил, главное - моральная составляющая и исход борьбы. Вот тут бы добавить не мешало.
И ещё. Катя несколько раз умудряется ударить мужика кулаком в пах. Не представляю. Да мужик с первого раза, если не был удар значительным, вырубил бы девушку. А если удар попал в цель, то зачем Кате-то ещё кулаком стучать? На её месте надо отбегать-отползать подальше и побыстрее.
Я бы могла сказать:, ах, как трогательно... Но, увы, я не сторонник однополой любви. И, если честно, категорический её противник. И речь не о том, что это похоть или извращение. Чем больше появляется однополых пар, тем меньше в мире настоящих мужчин и настоящих женщин. Вообще, мы приходим в эту жизнь не ради секса, а ради продолжения рода - зачем же останавливать человеческие жизни, идя супротив законов природы.
Однополая любовь... Есть помимо неё более высокие чувства - дружба, настоящая мужская, отцовство и материнство, истинная женственность и, в конце концов, героизм , я имею в виду защитников Родины и тех, кто их ждет, заботясь о детях, если наступает война.
Ради справедливости скажу, что автору удалось показать характеры героев - мы видим в финале, кто есть кто. Ну, и игра имен и описаний довольно удачна - я лично почти весь рассказ была уверена, что Женя- девушка, а Саша - парень... Немного ошиблась...
Но такие люди, такие отношения существуют, бог им судья...
Авторское эссе на данную в названии тему. Познавательно, читается с интересом, думаю, многим понравится.
Лично я кое-что новое для себя тоже почерпнула. Я одно время интересовалась русскими князьями, тоже составляла таблицы, но в основном, все сводилось к Великим князьям и царям, однако таковая таблица помогла мне запомнить последовательность великокняжеских и царевых смен, если так можно выразиться.
Ну и усобицы, и проблемы с наследованием мне были известны, как и противостояние между московским и тверским князьями. Но подробности прочла с удовольствием, искренне соглашусь насчет роли Данилы и Юрия Александровича в возвышении Московии.
И вот что мне подумалось - а ведь это эссе может послужить синопсисом для интереснейшего романа.
На мой взгляд, рассказ основан на смеси жанров нуара и детективного.
Единственный минус - если честно, мне он показался немного затянутым в середине, а потому и скучноватым, а то, что рассказ почти полностью состоит из диалогов, рассеивает внимание читателя.
Однако, автор умеет создавать особую атмосферу в своих рассказах. Стиль этого мне чем-то напомнил знаменитую серию Честертона про отца Брауна.
И финал - отличный. Я бы на месте героя тоже, наверное, получила разрыв сердца от такого внезапного открытия.
Я могу даже понять, почему героиня совершила некое преступление - я вижу в этом отчаянный шаг, попытку обратить на себя внимание, подчеркнуть свое Предполагаю, что убита женщина, но кто эта жертва - увы, неизвестно, да и не очень важно, хотя можно смело предположить - Некая Соперница...
Apd:
Только что прочла комментарий автора к обзору Гирфановой М.А.
за номером 14, и рада, что, в принципе была близка к разгадке.
Хочу добавить к вышесказанному: не думаю, что нужны ещё какие-то пояснения, для меня даже вот эта фраза кажется излишней:
Даша показывает на меня.
Я бы убрала эти слова либо заменила на - Даша смотрит на меня... - потому как в этот момент уже понятно, о КОМ речь.