" Ворд" впал в транс, удивленный незнакомым, пугающим словом "нуар". Долго успокаивала, что ничего страшного не произойдет, в общем, в словарь добавить согласился.
Я же, внезапно поддавшись вордовской панике, решила пригласить для чтения рассказов своего преданного друга Котяша - коты, они, знаете, нечистиков гоняют и в темноте ориентируются лучше нас с вами.
Ну, вот налили мы с Котяшем по кружечке кто молочка, кто коньячка, уселись у камина и раскрыли нашу книжечку с вашими рассказами...А что мы там увидели, сейчас узнаете. А чтобы не было скучно, можете поругать - почитать наше конкурсное, ссылки даны в конце обзора.
Колюча: Котяш, ты куда? Слезай с люстры, не бойся.
Котяш: ну, уж нет. Помпончик эта, вдруг и тут меня достанет...Хотя... Я и так по ночам свечу, светю... освещаю.
Колюча: Ага. Путь к холодильнику.
Котяш: а за хвост, ежели? Или тазик мне на голову? Там же не Олдспайс...
Колюча: не занимайся ерундой - отрастишь другой хвост, и все дела. Побрызгаешься освежителем. Вот я сижу и думаю - чего-то мне в этом рассказе не хватает...Вроде почти в каждой фразе море информации, тема раскрыта достаточно и довольно оригинально.
Котяш: Может, название?...
Колюча: Ага. Рассказ-то хорош глубокой иронией и пропитан нескрываемой горечью - ну, такие вот мы, такие...Но все же не хватает ему стильности.
Котяш: Пожалуй, я, все же, на люстре пока побуду...
Колюча: Котяш, все-таки, ты трус. Но на всякий случай, пожалуй, повиси на люстре, ага.
Котяш: Не стильно...
Колюча: Я здесь вижу перенасыщение текста эпитетами, причем негативного характера, было бы их раз в - цать меньше, могло получиться и стильно.
Рассказ скорее выполнен в жанре трэша, нежели нуара. Согласна с автором - быт - страшная штука. Непонятно только, чего ГГ на курорте от быта задыхается?
Котяш: И впечатление от рассказа... Не страшно, а как-то неприятно, что ли...
Колюча: Ага. Одноногая. Но не бойся. Это постмодерн. Вообще, этот рассказ может занимать высокие места в конкурсах.
Котяш: это почему?
Колюча: Разве ты не видишь, Котяш, как удачно в нем разыграна связь одноногой собачки и графоманов? Очень оригинально.
Котяш: А городские свалки воняют так, что сначала почуешь, а уж потом увидишь.
Колюча: Так то оно, так... Но здесь свалки - это многообразие сюжетных линий, жизнь во всем великолепии и во всей неприглядности... Но вот беда - не вижу стильности, не вижу нуара.
Котяш: Колюча, я плавать не умею!!! И воды боюсь!!!
Колюча: А я вот как раз в этом тексте плаваю, и чем дальше от берега, тем больше понимаю - не выплыву.
Котяш: Колюченька... может обратно повернем?
Колюча: Угум. Я уже повернула. Вся проблема в том, что не знаю я ни Снарка, ни Ктулху, ни Моби Дика ...
Котяш: И тебе не стыдно?
Колюча: Ну, как сказать - что-то читала, что-то слышала, но не так, чтобы понять рассказ, все сюжетные перевертыши и хитрости. А здесь - нутром чую, каждое слово весомо.
Котяш: И чего будем делать?
Колюча: думать. Понимаешь, Котяш, нет здесь опять-таки стильного нуара, но какой шикааарный постмодерн....
Колюча: Чуть бы эпитетов добавить, описаний. И финал - он вроде и хорош, но темп рассказа убыстряется, как будто автор торопится - тут бы поиграть немного на читательских нервах.
Котяш: А мне понравилось, хоть и нельзя назвать сюжет очень оригинальным.
Колюча: Котяш. Все сюжеты давно придуманы. Наша цель - их рассказать. По-моему, здесь получилось. Ну, близко, очень близко.
Котяш: От негуманоидов - кто знает, что у них на десерт полагается...
Колюча: Ну, да, ты вон какой упитанный. Действительно, не совсем ясно, что за негуманоиды такие? А в остальном - очень хорошо.
Этот рассказ достоин самой высокой оценки - в нем преступление подано так, что и без прямых описаний кровавых сцен, оно так и стоит перед глазами - и есть этакая нуарная атмосферность жестокости, жуткости и, не надо смеяться - любви и преданности.
Котяш: От смеха. А зачем ГГ работал, если у него денег до фигища? Да ещё на насосной станции, да ещё ездил туда на велосипеде? Да ещё имел ржавую " Волгу" в гараже?
Колюча: Пожалуй, Котяш, главное не в этом...Начнем с того, что нуара здесь ооочень мало. И это не самое главное. Текст совершенно не вычитан, плюс чуть ли не каждое предложение с новой строки, плюс в первой части масса повторений, что сбивает с толку при чтении, мешает уловить главную идею рассказа.
А вот идея мне понравилась - "жизнь " ГГ Свири после смерти - великолепные мысли, хороший финал, ну, доработайте рассказ, автор - такую можно сделать конфетку!
И ещё - я бы убрала иронию, что идет по всему тексту до финала - какая уж тут ирония...
Колюча: Ага. Знаешь, Котяш. Рассказ вполне подходящий...Плюс в том, что автор не стал обращаться за помощью к потусторонним силам - все происходит в реале.
Котяш: Да, жестоко разыграли друзья Валерия.
Колюча: Да. Нельзя так шутить - у человека могут возникнуть разные ассоциации, вот и здесь все привело к трагедии.
Рассказу бы добавить немного "красивостей" и убрать некоторые, увы, лишние штампы, как "страшные лица, страшные картинки" - они делают текст суховатым.
Котяш: Мурк... Люблю порыться в сетях всемирной паутины....
Колюча: Котяш, Котяш... Ты просто любишь торчать у экрана монитора, мешая мне работать...
Котяш: Ну, не всегда...
Колюча: ну, да.... Иногда ты просто ложишься на мышку. Давай про рассказ?
Подход к конкурсной задаче оригинальный - через общение в чате. Добавить бы пару сообщений, было бы великолепно, сейчас же, на мой взгляд, нуара почти нет. Хотя...
Можно на сегодня вполне считать нуаром всемирное растущее равнодушие...
Котяш: Может мне спрятаться? А то у меня шерсть шевелится...
Колюча: Знаешь, Котяш... Этот рассказ, в самом деле, давит на психику - у меня что-то внутри все сжимается, и мурашки по коже...А идея насколько хороша - самое страшное в жизни - это одиночество...Автору - респект за оригинальное решение.
Но если соединить некоторые предложения в абзацы, будет и читаться, и восприниматься ещё лучше.
Колюча: Чересчур красиво, Котяш. Слишком много эпитетов, что местами выглядит слащаво, а кое-где из-за них теряется логика:
" Строгий безукоризненно сидящий костюм удачно подчёркивал аристократическую бледность печального лица, создавая ощущение гордой силы и с трудом скрываемой боли." - как костюм мог показать скрываемую боль? А ещё слишком часто встречаются белоснежные волосы юного лорда.
Котяш: Хм... Для юного лорд слишком по-взрослому рассуждает, как старик.
Колюча: Сколько же вина пролилось из фужера, что на лужу нужно было бросать любимый плащ? У порядочных лордов есть хорошие носовые платки.
Котяш: А вот ещё: " К окну не подойти - там плащ с багровым пятном " - как это? Он же сожжен?
Колюча: Это же Фэнтэзи, он его сжег, а тот снова у окна лег... Ну, увлекся автор красивостями. Да проблема в ином - кто должен был приехать и чем именно помочь? Ссылка какая-то, приговор. Создается впечатление текста без начала. Хотя финал хорош. Но нуар ли?
Колюча: Да. Жестокий мир, жестокие взрослые, жестокие дети.
Котяш: А мне показалось странным, что Гарри не знал о том, что у детектива не было дочери...
Колюча: Ну, может они не говорили на приватные темы. А вот почему полицейские этого не знали - вопрос.
Котяш: Странно, что девушка носит в 1937 году прическу, ставшую модной в начале двадцатых годов...
Колюча: Тут вообще что-то с годами, уж слишком малыми преступники получаются...
Хотя, конечно же, дети могут быть жестокими. Но что значит "столкнули с обочины" ?
Котяш: Ну, да... Девочка выжила. Как выжила? Кто её выхаживал? Никаких слухов?
Колюча: И почему Рэйчел говорит, что узнала Гарри? Весь город не узнал, а девушка, которая никогда его не видела, узнала?
Рассказ содержит все черты классического голливудского детектива и, несмотря на некоторые возникшие у нас вопросы, читается с интересом. Написан хорошим стилем, грамотно, соответствует идее конкурса и заслуживает высокой оценки.
Колюча: Ну, да...Эта тема хорошо подходит к жанру нуара.
Котяш: Я только не понял, откуда эта Мэри все про все знала?
Колюча: Мне это тоже показалось странным - доверие Элизабет и излишняя осведомленность Мэри, играющей непонятно какую роль в данной мафии.
Котяш: Мафия же никого не боится!
Колюча: Ну, да, просто смысла не вижу в убийстве Элизабет. Вообще, рассказ написан какими-то перескоками, тяжеловато отслеживать смысл. Да ещё оформлено курсивом большая часть текста - сложно читать. Ну, и сюжет мне показался скучноватым и много раз сыгранным.
Колюча: Котяш, вообще-то мне самой жутковато. Сюжет рассказа закручен на клубке преступлений - Дон наемный убийца, Донна - убивает наемных убийц.
Котяш: Типа мистера и миссис Смит?
Колюча: Ага. Только там все с иронией, а здесь махровый нуар. И обстановка, в которой выросли молодые люди - мрачная, унизительная, тоскливая реальность - описана четко и выразительно.
Колюча: Котяш, вылезай из-под ванны, никто тебя не тронет.
Котяш: Ни за что!
Колюча: Интересно, а чего ты так испугался?
Котяш: Гостя этого...
Колюча: Ясно. Тот ещё подонок - так издеваться над больным человеком. Впрочем, деньги, деньги...Я вот в сомнении - рассказ написан хорошо, смятение Поля, его неадекватность ярко отражены автором, повороты сюжета неожиданны, но насколько это является нуаром - затрудняюсь определить.
А финал очень хорош, и, несмотря на возникший внутри меня холод, есть все же надежда - а вдруг Поль выживет?
Котяш: Я теперь буду бояться оставаться один в темноте...
Колюча: Котяш, а что мне делать? Я вообще боюсь оставаться одна, даже днем.
Котяш: Ты не одна - я с тобой!
Колюча: А. Ну, да - будем бояться вместе. Интересный рассказ... Этакий гимн злу и тьме.
Непонятно лишь, зачем юноше это нужно - неужто все из-за того, что рано остался без родителей? А так - пожалуй, точное попадание в цель, в смысле, соответствие конкурсу. Автору удалось вызвать во мне абсолютную неприязнь к ГГ , значит, задумка удалась - читатель потрясен цинизмом юноши и его друга-учителя.
Как это не прискорбно, но рассказ написан хорошо и достоин высокой оценки.
Колюча: И куда это ты, Котяш, на цыпочках направился?
Котяш: да... Погуляю...Прогуляюсь, а то страшно мне.
Колюча: Так я и подумала. Но по этому рассказу у меня много вопросов.
Двенадцатилетний мальчик военного времени вряд ли мог так впечатлиться рассказом отца-фронтовика, а сны снились вообще взрослому мужчине.
А дальнейшие события - их диктует либо шизофрения, либо какое-то иное психическое расстройство. Рассуждения парня после пробуждения - вообще полный бред. Ему же 22 года! Смешно рассуждать о фашисте. И ещё странно - для какой цели отец заходит в комнату спящего сына с весами в руках, и спокойно отдает тому их в руки, он ничего не видит?
Очень понравился сюжет - смело назову его стильным и оригинальным. Хотя, основная идея - поиск некоего драгоценного камня, пожалуй, довольно избита. Но автор умело преподносит читателю неожиданный финал, где все переворачивается и от острого языка-стилета Лэм становится неуютно не только Фрэнки (впрочем, это нельзя назвать неуютом), но и стороннему наблюдателю.
Шикарная атмосфера нуара. Хорош язык рассказа, но я всегда жду от этого автора ярких словесных переплетений. И здесь они есть, но хочу добавить капельку дегтя:
- местами автор нарочито применяет несвойственные общему стилю рассказа расхожие идиомы - они рассказ не украшают.
- слишком прямы намеки на некую идейную связь сюжета с 'Лунным камнем' Уиллки Коллинза - это лишнее, по-моему.
Я ловлю себя на мысли, что с удовольствием посмотрела бы художественно-документальный - именно так, не просто художественный - фильм по сюжету этого рассказа. Чтобы голос за кадром четко и ясно, но, не торопясь, произносил этот текст. А читать получается сложновато - обилие непонятных слов с отсылками к разъяснениям, длинные имена, чужие традиции, смена времен - слишком много для небольшого объема.
А вообще довольно-таки интересно, есть интрига, но как-то бы собрать этот рассказ несколько иначе, что ли.
Этот рассказ сложно комментировать - он слишком документален, а потому вызывает боль и недоумение: неужели такое могло случиться? Да как после этого люди живут?
Вообще рассказ более похож на очерк - автор очень мало добавила своего в описание случившихся событий, лишь каплю образов для раскрытия основного сюжета. Но теме конкурса соответствует, и оценку я бы поставила выше средней.
Автор характеризует жанр рассказа как мистику, я бы отнесла к сказкам. Читала с огромным удовольствием - интрига, остросюжетность, тайна держат читателя крепко до самого финала.
А финал, надо сказать, более, чем неожиданный - именно здесь и находится та часть, которая является мистической сказкой.