Аннотация: Обзор рассказов финала конкурса Нео-Нуар 2021 под ником Témoin d'or.
Je suis l'un des témoins d'or.* Я всего лишь один из вас. Один из семнадцати золотых свидетелей. Просто захотелось скрасить сырые мартовские вечера, читая любимый нуар, вот так, валяясь в постели под горящей бра, шурша обёрткой от плитки тающих во рту кусочков горького шоколада, порассуждать, поворчать, подумать, а главное - поделиться своим наслаждением, утопая в рассказах в жанре и стиле néo-noir.
Нуар - он чёрный, мрачный, тоскливый, он... Да вы и сами знаете. Добавлю: нуар - это чья-то холодная рука, сжимающая средостение так, что становится жарко. И непременно много воды, будь то океан или чьи-то слёзы, не важно. Шорохи, шумы, шуршание - давящие звуки. И запахи. Нет звуков,нет запаха - нет нуара.
Нуар - это всегда игра (карты, деньги, два ствола, вино, музыка, девочки), и всегда чувства и эмоции (любовь, ненависть, ярость, злоба, зависть, ирония, боль, эгоизм, желания) и насилие вперемешку с интригой и загадочностью (давление, влияние, преступление, издевательство, психическая неуравновешенность, борьба за...). Это вкратце. Если всё это есть - нуар тебя держит и долго не отпускает.
Вот под это я и буду подводить прочитанное.
По привычке всегда сначала читаю самые длинные рассказы.
Фома "У озера"
Название ничего не говорящее, а вот ник - даже очень. Так и есть - автор предлагает нам героем Фому неверущего. А тут и зависть рядышком упомянута. То есть чувство есть, будем ожидать эмоции.
А их здесь немеряно. Спойлерить, зарываясь глубоко в обсуждение сюжета, нет смысла.
Нуар здесь, безусловно, есть. Нет музыки? Есть Лира. Безысходность прёт из каждого предложения, именно прёт, потому как её многовато, можно и чуть чуть сбавить - а то перебор, переводящий нуар в психологию. Хотя, надо признать, неудачники оттого и неудачники, что много думают о своих неудачах. Неверующие по жизни.
Первые две части рассказа хороши, кроме некоторой многословности, хотя благодаря ей автору удаётся добиться сгущения нуарности сюжета. На плюс работает ирония - лёгкая и горькая.
Финал. Чёрт возьми, автор! Нуар и философия жизни как жизни для других - ни в какие нуарные рамки не вставить! Нонсенс.
Убейте на фиг философию перед финалом, выпустите на волю пса, пусть он спасает своего никчёмного хозяина. То, что герой может что-то сделать ради кого-то другого, мы поняли по собаке и данной кличке. И не надо лишних слов. Пусть возвращается домой, ступая за собакой.
ТОП или Стоп - вот в чём вопрос.
Некто "Плотник для Немезиды"
Бесспорно, нуар, со шлюхой и трупаками с самого начала и чувствами на десерт. Шикарные образы воды и давящей черноты. Вдоволь стрельбы и крутых сюжетных поворотов. Точное попадание названия в сердце сюжета.
Рентгеновский снимок с первого взгляда превращает героиню в одноногую собачку, но мечты о плотнике смягчают плаксивость и переводят читателя в разряд понимающих, делая финал нуарно чувственным.
Не понятно, о каком Сопротивлении идёт речь. Италия, Франция? Честно, по разговорам точно не ФРанция, по именам не Италия. Сам сюжет - голливудский боевик с хорошими и плохими полицейскими. Жёсткий нуар. Тема раскрыта.
Не моё. Насмотревшись Голливуда в более ранние годы, не приемлю категорически. Что не мешает оценить мастерство автора рассказа.
Но впереди ещё 15. Поэтому пока так: Скорее ТОП, но пока стоп.
Почтальон "Письма"
Вот это с намазанной повсюду кровью и рассыпанными костями, с сучками и пустыми яичками, c зомбаками и мудаками-учёными - не нуар. Абсолютно не нуар. И абсолютно не моё.
Впрочем, есть игра. Это всё, что от нуара, лёгкий намёк. Жестокая, бесчеловечная игра, но не из тех, что втягивают тебя и не дают оторваться.
Голливудский ужастик про плохих учёных и хороших военных. Не хоррор, не ужас, а именно ужастик. Потому как страха не вызывает, а отвращения - до рвоты. Если автор добивался именно этого, то почти добился - читалось через силу с первых абзацев.
Беда ещё и в том, что сюжет не затягивает, почти с самого начала понимаешь, что перед тобой то ли герои компьютерной игры, то ли зомби.
Впрочем, тема поднята серьёзная, без перебора кишечных вывертов рассказ вполне можно было признать состоявшимся. Сейчас - увы. Это похоже на желание автора понтануться на желудочных конвульсиях читателей.
Есть моменты, которые можно и немного похвалить. Почти отсутствие мата. Не потому, что он мне тошнотен, и я радуюсь его отсутствию - отнюдь, когда в меру и по делу, отчего же нет?
А потому, что он здесь не заходит. Потому как кругом зомбаки и трупаки, а мёртвым мат ни к чему.
Хороша сама идея, она достаточно глубока, но сюжет - для тех, кто хочет похудеть. Один раз прочтёшь, неделю от вида холодильника воротить будет.
А можно было сделать сочный вкусный нуар.
Не ТОП. Категорически. А тема раскрыта.
Рогатый "В трёх фонарях от "Бездны"
А вот это нуар. Здесь есть всё, что мною перечислено в начале статьи.
Да, сюжет на голливудский манер, "криминальное чтиво", что я очень не люблю, но написано чертовски хорошо, не без крепких подвывертов, но без литров кровищи и без лишних извращений, и, главное - с шикарным финалом.
Меня подкупает созданная автором атмосфера нуара, что перекрывает нелюбимую мной голливудчину. Тема раскрыта.
Так что, кандидат в ТОП без Стопа.
Фланнан "Остров"
Это удар поддых. Прямиком в средостенье. При чтении рассказа окунаешься в нуар, настолько хорош сюжет.
Ожидание "что же ещё? что? - захватывает с самого начала и не отпускает, затягивает,словно большая океанская волна, тебя, маленький островок в этом огромном мире, и тянет в глубь, в свою бесконечную обитель.
На пользу рассказу играет и переплетение жанров. На мой взгляд это психоделия, постмодернизм, наполненный аллегориями, по сути - мистический реализм.
Здесь каждый предмет, каждый герой и каждая сцена, любое описание - аллегоричны и несут в себе долю мистики, с которой, впрочем, каждый из нас встречается регулярно, но мы часто это не замечаем.
Признаюсь, был момент секундного разочарования, когда мистические символы проявились впервые особо явственно. Не хотелось уходить в мистику в этом сюжете. Но автор настолько мастерски подал всю историю, что читатель надолго остаётся вместе с рассказом, переживая только что прочитанное.
Ожидание от названия меня не обмануло - в нём нет банальности, от "Острова" ждёшь загадочность и трагический финал, а также оригинальное решение темы конкурса.
Безусловно, ТОП без СТОПа.
Sandmann Nun, "liebe Kinder, gebt fein Acht!"
Охохо. Ситьюэйшн, однако.
Вот так совпало, что я, увы, не любитель ни сказок Эрнста Теодора Амадея Гофмана, ни творчества группы "Rammstein", ни фанфиков, как таковых.
Но постараюсь абстрагироваться от своих непристрастий при оценке рассказа, однако буду высказываться предельно честно.
Чтение шло со скрипом. Не потому, что плохо или не интересно написано. А потому, что мешали вставки с перечислениями болезней, часто не известных - хорошо, что кое-что знакомо, просить Алису о пояснении не пришлось. Имена героев пришло в голову погуглить только к финалу рассказа, хотя изначально угадывались фанфиковые нотки, кои подтвердились после Щелкунчика, тогда и пришло понятие о цели присутствия выписок из медицинской энциклопедии.
Были обнаружены не только фанфик, но и мистика с постмодернизмом.
Но мне был нужен нуар! А он крепко перекрывался фанфиком и мистикой.
Не могу сказать, что его нет вообще. Он здесь как оболочка для всего, происходящего в сюжете. Самым ярким элементом считаю запахи - цветущий персик с гнилью, в первую очередь, есть и другие, не такие сладкие, но ощутимые. Атмосфера нуара проявляется ближе к финалу, когда начинается игра злых духов с человеческими жизнями. Страха как такового - нет, флёр загадочности и тёмной силы - да, присутствуют. Становится понятно, что перечисление тяжёлых заболеваний - приём автора для нагнетания страха и повышения остроты сюжета. Есть и тьма, и тени, и яркий свет, и жутковатые сцены.
Сам рассказ крепенько так западает в душу. Прекрасной интерпретацией известных сказок и отличным выбором названия/эпиграфа. Отодвигаем в сторону фанфик, наслаждаемся постмодерном и мистикой. А ещё глубоким смыслом, заложенным как в сюжете рассказа, как и, разумеется, в сказках Гофмана и тексте песни группы "Rammstein".
Нуар... Не до средостения, но всё же есть. Такая... Мурашистость.
И, да, скорее всего ТОП, но окончательно решу только после прочтения рассказов всех финалистов.
Nazareth "Красная стрела"
С этим текстом надо поработать - стилистика, лингвистика, композиция - перекроить, переделать!
Первый абзац - это же как входная дверь, а что предлагается? Множество глаголизмов. Суетливые непонятные движения главного героя. Или автор так хочет показать его душевное беспокойство? Но тогда это нужно и в разговорах представить.
Нуар практически не виден, не чувствуется. Нет его. Есть намёки - сцена в коридоре вагона, встреча с попутчицей и первые абзацы в ресторане. Это и таинственность, и чувственность, и некая игра.
Но далее - извините, автор. Банальный голливудский ужастик, где читателю нисколько не страшно, сколько неприятно, хочется бросить чтение. Нуар чтение бросить не позволил бы.
Ужастик смешался с мистикой или с психоделикой - это как-то не ясно. Герой - маньяк? А что вдруг на него нашло некое раскаянье? Или это игра психологически неустойчивого разума со своим носителем? Или таки мистика?
Могу лишь предположить, что идея сюжета - во мщении ("да воздастся каждому..."), на это намекает и выбранный автором ник. Тема конкурса раскрыта, но есть неувязка с сюжетом.
В общем, сильно на любителя. Извините, НЕ ТОП.
Ариадна "А ты знаешь, почём нынче в Москве эклеры?"
Эмм... Нуар, несомненно. Есть практически все признаки, все условия. Очень атмосферно. Хороша привязка к временным периодам, разным эпохам, в которых, по сути, оказываются героини, не меняя место жительства. Однако, следует отметить напор женственности, перед нами мягкий женский нуар, если так можно выразиться. А значит, рассказ на любителя.
Остросюжетные сцены выполнены словно штрихами, не на взрыве конфликта, а на чувственности. Кому-то из читателей явно не хватит остроты.
Интересно решение конкурсной темы, хотя частоту упоминания "золотого свидетеля" можно и чуть уменьшить.
Приятная и, в то же время, серьёзная женская проза с проработанным материалом, наполненная лёгким флёром нуара, так я могу охарактеризовать рассказ Ариадны.
ТОП или НЕ ТОП - вопрос. Надо прочесть остальные рассказы.
Полковник Гуго "Стропальщик"
Скажу честно: начало, опирающееся на фольклорную мистику, показалось не совсем верным ходом. Раскрыть сущность Лотца можно и нужно было чуть позже - дав читателю время помозговать над сюжетом. Хотя, можно и так. После прочтения рассказа начало уже не удивляет.
Мистический сюжет наполнен персонажами фольклора, интересными находками и аллегориями, немного запутано, порою сложновато читается, но в финале всё разъясняется и довольно позитивно.
Композиция и стиль рассказа, тематика наводят на мысль, что автор рассказа - женщина. При этом подсказкой является и нарочитая жестокость женских персонажей, что удаётся единицам.
Нуар ли это? Скажем так - мистический хоррор с элементами фольклора. А фольклор очень часто идёт с нуаром рука об руку. Так и здесь местами появляется нуарная дымка.
Впечатление от рассказа не даёт принять на данный момент конкретное решение. Но и сказать решительное "Нет" пока считаю преждевременным.
Рутений 1. "Нуаурум"
Оу... Это чистый постмодернизм, драйвовая гротесковая сатира. Нуар здесь даже не терялся.
Вполне читаемо, забавно. Но даже здесь не комильфо упоминать в тексте произведения не только конкурсную тему, но уж тем более жанр. Хотя, если принять рассказ за пародию, то приемлемо.
Но мимо ТОПа абсолютно.
Миттельшпиль "Подарок мертвеца"
Смешалось всё в этом рассказе. Собственно, рассказа, как такового, нет. Весь сюжет - обрывки воспоминаний и известные только героям рассказа и, возможно, в какой-то степени, автору, намёки на взаимоотношения. Читатель, увы, с ними не ознакомлен.
Попробуем разобраться. Ник автора намекает не только на открытый финал, но и на отсутствие экспозиции - то есть, мы пришли в зал, сильно опоздав, а тут ещё кино отключили, потому что... Почему? Получается, перед нами зарисовка?
Какую роль играют расплодившиеся еноты? Учитывая символические образы, можно поискать аллегорию - возможно, это человеческие пороки? (в знакомой нам семье держат енотиху - вполне миролюбивое, забавное и хулиганистое существо с крепким характером)
Имя одного из героев позволяет легко определить имя его брата. Нам ждать убийство? Или под убийством имеется в виду то состояние, в котором оказался Авель? Разрушенные отношения внутри семьи, в том числе и странное отношение главного героя к матери? А кто же здесь под именем матери? Жизнь? Вселенная?
Не знаю, как другим читателям, но мне задумка Миттельшпиля не до конца понятна. Хотя, возможно, здесь есть таки финал - намёк на продолжение жизни в образе звёздного неба, но какой будет эта жизнь, нужно решить до того, пока Каин не убьёт Авеля, то есть, найти правильное решение для каждой фигуры, как в шахматах. Ещё вижу сопоставление Вселенной человеку - по сути, очень маленькой её частичке, в большей части очень одинокой.
Я вижу аллегорию и психоделию, постмодерн, а нуар... Ну если только подразумеваемый.
Вот такой, призывающий к раздумьям, маленький рассказ-головоломка. Само по себе не плохо.
Но не ТОП.
Герасим "Настройка"
Ох... И снова постмодернизм. Ещё и впридачу фанфик под киберпанк. Смесь серьёзного и ужасного с сатирой и потешками. Такое... Ни к чему не обязывающее.
Хотя финальная сцена "плыла, качалась лодочка" с живыми Герасимом и Муму очень порадовала. Да и задумка сама по себе неплохая.
Но Нуар не обнаружен. Увы, не ТОП.
Ёжикс "Мечта"
Реалистическая проза. Драма. От первой до последней буквы. Написано хорошо, убедительно, трогательно, но не нуар. Темноты, реки и кучки бомжей под мостом с внезапным анафилактическим шоком молодой девушки недостаточно для жанра "нуар".
Увы, не ТОП.
Ван Дейк "Джулио"
Это нуар. Чёрт возьми, настоящий, с первых строк захвативший меня полностью всем, что есть в этом рассказе - там каждое слово нуарно. Это тягучая смесь холода и жути - вот здесь, в центре грудины, в средостеньи, литературный экстаз, вот так, пожалуй.
А ещё ощущение, что я там, среди этих холстов, красок и кисточек, среди картин, в атмосфере арта, нуара, постмодернизма и эротики.
Автор талантлив (точнее, талантлива) не только в искусстве слова, но и в живописи - вот так по-настоящему описать мастерскую художника и самого художника не каждому удастся, в этом нужно быть, жить этим.
Вчитайтесь - здесь каждая картина, каждый рисунок, каждый предмет говорящие, а герой готов убить за невымытый колонок, да за любимую щетинку удавить можно! Это же взрыв чувств, эмоций. Сцены насилия поданы тонко, ненавязчиво, за что ещё более глубокий респект автору.
Можно посетовать на неговорящее название. Но автор умело уходит от ненужного вопроса, пояснив всё в первом предложении рассказа.
Есть у меня уверенность - автор женщина, довольно молодая, с художественным образованием, сторонница современной нео-жанровой литературы, предполагаемые инициалы... Нет, пожалуй, это лишнее. Но есть предположение, кто это конкретно.
И, конечно, это ТОП.
Электроник "Брошенные вещи века"
Это фанфик, если я не ошибаюсь, "Бегущие по лезвию" Ноурса или, скорее, Скотта.
Знаете, сложно судить о наличии нуара, когда сеттинг рассказа, по сути, читателю подан ограниченно. Это другой мир, другая эпоха. Как можно её оценивать с нашей точки зрения?
Что мы имеем? Таинственность, сгустки безнадёжности, предметы, навевающие тревогу и страх (на героев, конечно), неопределённость (или нео-определённость?), краски, шорохи. Эмоциональность есть, цинизма до и более, чувственности нет. Ни одной женщины. Да и вообще всего три живых героя. Нуар ли это с точки зрения героев рассказа? Скорее всего, нет. Обыденность.
С моей же точки зрения, из первой двадцатки XXI века, весь тот, неизвестный мне мир - сплошной нуар. Но, с другой стороны, это не настоящий мир, он придуман автором именно таким.
Тут и возникает когнитивный диссонанс. И по сути, читательская неопределенность.
В общем, даже косвенно признавая наличие нуара, этот рассказ я не могу отметить как ТОПовый.
Чёртик "Некрофаги"
А хорошо. Зашло крепко. Захватом.
Нуар несомненно. Очень поэтично. И это крайне редкий случай, когда меня не раздражает поэтичность прозаического произведения, обычно мне не по душе красивости и приторно сладкое.
У меня есть предположение об авторе рассказа. И вангую, что она пишет не только прозу, но и поэзию.
Рассказ показался немного незавершённым, с открытым финалом. Хотя, опираясь на многоговорящее название, можно вполне сделать вывод, что какой бы ни была дальнейшая жизнь рассказчицы, неважно, в каком виде и на каком свете - том или ином, она была психологически раздавлена.
Это ТОП, но там уже тоже очередь, так что ТОП в очередь.
Дрёма "Король вульфов, королева лисиц"
Фэнтези. Мир, созданный автором, а значит, мне знаком только отчасти, в малой доле. Что изменилось бы, если все эти придуманные персонажи оставались людьми, а не лисами, вульфами, дрюнами, кроленями? А ничего абсолютно.
Нуар в мире фэнтези? Честно - не признаю. Тут дело в том, что это иной мир (не понятно, зачем троны, стулья, ножи и статусы, вплоть до обращений, автор взяла из мира людей?), и что там может быть нуаром, а что вполне обыденным явлением - читателю разобрать, по сути, невозможно. Он из другого мира.
Если закрыть глаза на эту проблему, можно найти небольшие вкрапления нуарного характера, но скорее это просто сюжетные повороты, а в общем пред нами фэнтезийный триллер, от которого я не в восторге.
Извините, это не ТОП.
Итак, из семнадцати финальных рассказов на нуар-ТОП претендуют 7. Ху изнт?
*Je suis l'un des témoins d'or - Я один из золотых свидетелей...