Экстремизм -это бредни ублюдков власти в России! -23
Антиэкстремистское законодательство
Существует мнение, что эти законы направлены против "плохих парней" и нас с вами коснуться не могут. Но людей, разделяющих такое мнение, все меньше.
Куда популярнее точка зрения, что привлечь могут любого и за что угодно. Но и она, судя по собранным нами данным, неверна: не любого и точно не за что угодно. Ваше высказывание - будем называть этим словом демонстрацию взглядов в любой форме, будь то слова, рисунок, фото, видео, аудио или что-то еще - должно подходить под хотя бы одну из многочисленных норм антиэкстремистского законодательства. Нет такого правонарушения - "экстремизм", хотя в обыденной и журналистской речи так часто и говорят. Нарушить можно только конкретную норму закона.
Основные понятия закона "О противодействии экстремистской деятельности":
1) экстремистская деятельность (экстремизм):
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;
2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
4) символика экстремистской организации - символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Мы кратко перечислим те типы высказываний, которые могут быть интерпретированы как экстремистские и повлечь уголовную или административную ответственность. В соответствующих нормах много правовых тонкостей, но разбирать их все не имеет смысла, так как многие из них слишком часто игнорируют и сами правоохранительные органы. Мы отметим лишь те тонкости, которые имеют практическое значение.
Все варианты наказаний можно посмотреть в Приложении, ниже мы оговариваем лишь минимальный и максимальный варианты. Но важно отметить, что по уголовному делу суд может также назначить дополнительное наказание в виде запрета на определенные профессиональные занятия или на пользование интернетом сроком на несколько лет.
Возбуждение ненависти и розни (статья 282 УК)
Если вы делаете публичное высказывание, касающееся какой-то большой группы людей, которую можно описать в терминах национальности, гражданства, религии, языка и так далее, постарайтесь отнестись к нему внимательнее.
Возможно, какая-то из таких групп вас раздражает или пугает, а возможно, даже вызывает у вас более сильные враждебные чувства, и вы готовы выразить эти чувства или высказать какие-то соображения, явно направленные против этой группы. Центр "Сова" выступает за толерантность, но мы отдаем себе отчет в том, что все и всегда толерантными быть не могут, так что проявления интолерантности - вещь неизбежная. Вынося за скобки нравственные оценки, заметим, что подобные высказывания - это ваше право, но оно ограничено (что, кстати, само по себе обычно в мировой практике), и вам самим решать, насколько вы считаете нужным покуситься на эти ограничения.
Как уголовно наказуемые рассматриваются высказывания, направленные против людей, объединенных по признакам национальности (в смысле этничности, а не гражданства) и религии. Прочие объединяющие признаки, упомянутые в статье 282 УК, не используются, но речь может пойти практически о любой группе людей, объединенных каким-то признаком, - об "определенной социальной группе", как сказано в УК.
В принципе, разъяснения Верховного суда ограничивают применение статьи 282, но полагаться на эти ограничения в полной мере нельзя. Например, на данный момент дел о возбуждении ненависти к "социальной группе" представителей власти или политических деятелей нет, но нельзя исключить, что они могут появиться снова (как это не раз бывало до разъяснений ВС).
Верховный суд разъяснил, что в деле должно фигурировать именно возбуждение ненависти и вражды к людям, но не к их организациям (религиозным, национальным, политическим и прочим) или лидерам таковых, не к идеям, взглядам и обычаям. Это очень верные разъяснения, но в состав статьи 282 УК входит, помимо "возбуждения ненависти", еще и "унижение" людей по тем же групповым признакам, - и Верховный суд не разъяснил, какого рода унижение криминально, а какое нет. Поэтому на практике мы видим, что резкие высказывания в адрес религиозных идей, национальных обычаев и т.п. могут рассматриваться как криминальные в смысле статьи 282 УК.
Из Постановления Пленума Верховного суда РФ 2011 года Љ 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"
<...>
3. При производстве по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности судам необходимо иметь в виду, что согласно пункту 2 части 1 статьи 73 УПК РФ подлежат доказыванию мотивы совершения указанных преступлений. <...>
7. <...> Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.
При установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, судам необходимо учитывать положения статей 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 года, и практику Европейского Суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц. <...>