Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Философия свободы -69

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ФС-69
  
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев "Философии свободы" -69
   Комментарии читателя
  
  
  
  Высшая точка христианской истории - аскетический подвиг святых Церкви Христовой, подвиг самоотречения и победы над природой, лишь на поверхности противоречит идее истории, в подвиге этом - лишь кажущийся выход из процесса истории. Подвиг святых отшельников и пустынножителей имел свою положительную историческую миссию, и значение его космическое, вселенское. Нужно было оттолкнуться от язычества. Святые аскеты должны были бросить вызов естественному порядку природы, должны были совершить свой индивидуальный опыт победы над источником зла, опыт активного, а не пассивного страдания, чтоб история мира могла продолжиться и завершиться. Победимость природы, лежащей во зле, победимость ужаса жизни и ужаса смерти опытно показана христианскими святыми. В самой природе мира что-то изменилось после аскетического подвига восточной христианской мистики; мир подготовился к вселенскому пути воскресения. Христианские святые, по видимости выходившие из истории, незримо творили историю. Образовалась церковь святых, таинственный центр мировой души, возвращающейся к Богу.
  
  Религиозное сознание исторического христианства не вмещало религиозного смысла истории, но такова была его историческая миссия. Нужно было отрицать историю, чтобы осуществился смысл истории; нужно было пройти через отрицание мира, чтобы религиозно утвердить мир. Ныне мы вступаем в эпоху мирового религиозного кризиса, и развитие религиозного сознания может продолжиться лишь в связи с положительным обращением к истории и земле. Религиозная миссия нашей эпохи не есть уже отрицание истории, а новое ее утверждение, не есть отрицание земли, а новое ее утверждение, новое творчество. Само религиозное сознание восполняется откровением о смысле мировой истории, новой религиозной антропологией, новой теургией.
  
  Развитие ничего не убивает, ничего не истребляет и неизбежно заключает в себе элемент консервативный. Развитие охраняет вневременное достояние прошлого, продолжает дело прошлого, раскрывает содержание семени, посеянного не только в глубине веков, но и в глубине вечности. Развитие не есть отрицание прошлого, а есть утверждение того, что в нем заложено, раскрытие вечных элементов бытия, разворачивание изначальных качеств, пребывавших в потенциальном состоянии. Поэтому в процессе развития неизбежно сочетается консервативность с прогрессивностью, [36 - Н. Федоров сказал бы - отечества с сыновством.]
   с творчеством: охраняется отвоеванная в прошлом сфера бытия и продолжается отвоевание новых сфер бытия, линия раскрытия протягивается дальше. В творческом развитии открывается небывалое.
   == Всё это философские декларации. Для иллюстрации которых Бердяев не пожелал -и не смог бы... -найти примеров в истории за прошлые столетия... ==
  
  Вместе с тем процесс развития есть процесс трудовой. Развитие с трудом дается, больших усилий стоит и не достигается мечтательной экзальтацией. Процесс развития мучительно медленный, и в нем неизбежны стороны, обидные своей прозаичностью и мелочностью. Должен до конца совершиться нейтральный прогресс очеловечения человечества, исхода из природно-звериного состояния, элементарного освобождения человеческих сил, первоначальной постановки человеческой личности на ноги. Тогда только можно ждать сверхчеловеческого исхода.
  
  Этот трудовой характер развития и нейтральный характер очеловечения очень важно понять для религиозного осмысливания истории. Люди религиозного сознания легко впадают в соблазн отрицания истории, для них закрывается смысл трудового развития культуры и религиозно нейтрального процесса гуманизации. Новое религиозное сознание должно понять великий смысл исторического труда.
   == Если Бердяев в отличие от остальных понял -он должен был поделиться пониманием, а не описывать обязанности безличностного "нового религиозного сознания"... ==
  
  Примечание:
  [37 - Мистическое сектантство всех времен обыкновенно выходит из истории, отказывается нести бремя истории, отсекает себя от мирового единства. В сектантстве всегда чувствуется провинциализм.]
  Новое религиозное сознание есть прежде всего освящение творчества.
  
   == А творческий потенциал разным людям даётся в разной мере и ничем не доказано за прошлые 110 лет что он даётся всем поголовно... И что же говорить, если для начала допустить что творческий потенциал даётся всего 5% людей?
   Журнал "Самиздат" сайта библиотека Максима Мошкова в котором собрались за 18 лет под 105 000 писателей всех жанров и про каждого обеспечен подсчёт количества выложенных текстов и общего объёма всех текстов -это же готовая исходная база для оценки "творческого потенциала" примерно у 200 миллионов россиян которые жили в эти 18 лет (считая умерших за эти годы)... ==
  
  Но религиозно осмыслить исторический прогресс - значит увидеть двойственность будущего, которую не видят прогрессисты. Прогрессисты понимают историю как улучшение, как бесконечное совершенствование этого мира, уничтожение зла прошлого и нарождение добра будущего. Теории прогресса позитивистов всегда считают зло категорией прошлого, а добро - категорией будущего.
  
  Прогресс должен окончательно уничтожить в будущем всякое зло и довести этот мир до состояния совершенства. Теория прогресса в обыденном сознании бестрагична - это прекраснодушная теория, которая хотя и утверждает страдальческий и кровавый путь истории, но верит, что все идет к лучшему в этом лучшем из миров. Раздвоения этого мира на добрую и злую стихию, роста не только добра, но и зла обычное прогрессистское сознание не замечает.
  
  Прогрессисты видят внешнюю цель истории и не замечают внутренней ее драмы, которая все более и более обостряется. Только в свете религиозного сознания видна двойственность исторических судеб человечества, видно грядущее в мире разделение на конечное добро и конечное зло, виден трагический и трансцендентный конец истории, а не благополучный и имманентный.
  
   == Разделение добра и зла, исключение влияния зла на окружающих невозможно поскольку невозможно исключить из окружающего материального мира дефицит материальных вещей в сфере потребления. Тем более невозможно исключить индивидуальные оценки конкретных ситуаций как зло лично для данного индивидуума.
   Уже развитие сферы потребления является коренным злом поскольку ведёт к истощению природных ресурсов. Если кандидатов наук и разных изобретателей посадить на уровень потребления в каменном веке, за исключением нормального питания, -с исключением табака и водки и телевизора и художественной литературы -с прогрессом науки и техники ничего не сделается.
  
   А за рамками развития науки и техники где же имеется "прогресс"?! Развитие транспорта и телефонной сети никакого отношения к прогрессу не имеют...
   Наука и техника развиваются, а души остаются в царстве глупости, тупости, потребности в лени... ==
  
  Смысл мировой истории не в благополучном устроении, не в укреплении этого мира на веки веков, не в достижении того совершенства, которое сделало бы этот мир не имеющим конца во времени, а в приведении этого мира к концу, в обострении мировой трагедии, в освобождении тех человеческих сил, которые призваны совершить окончательный выбор между двумя царствами, между добром и злом (в религиозном смысле слова).
  
  Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая должна кончиться катастрофой. Трагедия никогда не кончается благополучием: исход из трагедии всегда трансцендентен, всегда есть предельный конец имманентного развития данных сил, переход к иному. Задача истории - в творческой победе над источником зла, а не в благополучии. Но, чтобы зло было побеждено, должно выявиться его окончательное ничтожество; оно должно предстать перед человечеством в окончательной своей форме.
   == Сам-то Бердяев в дальнейшей жизни хоть близко подходил к попытке описать "формы зла в ходе времени" и что же такое "окончательная форма зла"? Если форм зла несколько десятков, то они не восходят к единственной причине которую можно устранить.
   Если форм зла несколько десятков, то вполне возможно, что между ними происходит стихийная конкуренция за "объём и распространённость". Следовательно, в структуре зла имеются некие внутренние регуляторы для каждой отдельной формы зла.
   Рассуждать о феноменологии зла при полнейшей неспособности рассуждать о феноменологии добра -значит создавать симулякр зла и добра. ==
  
  Пусть сбудутся все обещания древнего змия и змииного пути, тогда выявится ложь этих обещаний. Для свободы выбора человечество должно: 1) стать на ноги, укрепить свою человеческую стихию и 2) увидеть царство правды и царство лжи, конечную форму обетований добра и обетований зла. Первое условие достигается нейтральным гуманистическим прогрессом, элементарным освобождением человечества; это общее поле, на котором работают и силы божеские, и силы дьявольские и на котором дано будет окончательное сражение.
   Второе условие есть выявление путем исторического прогресса сверхчеловеческих сил, встреча обетований Божьих с обетованиями дьявольскими. Все в мире должно быть доведено до конца, изобличено, обнажено. Окончательное ничтожество зла может быть увидено, лишь в конце истории, когда зло достигнет предельной своей формы, манившей и соблазнявшей людей. Непосредственные, первоначальные последствия первородного греха устраняются человеческим прогрессом; человечество выходит из состояния первобытного зверства и рабства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"