Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи-154

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -154
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -154
  
  
  О первой, толкуя ее как биологический фактор, основой ко-
  торого служит строение материи, Джеймс говорит, что она представляет
  собой "причину" "связи идей", а стало быть, удержания их в памяти и при-
  поминания, а также воображения 1 .
   1 Principles of Psychology. Vol. I. P. 566 и 653; т. II. P. 44.
  
  Еще более значимым по своим следстви-
  ям (которые, однако, не разработаны) является утверждение, что "на вни-
  мание и усилие... вероятно, в некоторой степени распространяется закон
  привычки, который есть материальный закон" 2 .
   2 Ibid. P. 126.
  
  Функция практики, толку-
  емой в понятиях двигательной активности, по Джеймсу, является для нас
  главной в различении вещей. "В случае, если... различие не представляет
  практического интереса, если мы ничего не достигнем, выделив из слож-
  ного целого одну черту, составляющую, таким образом, его часть, то у нас
  вырабатывается привычка оставлять ее незамеченной" 3 .
   3 Ibid. P. 515-516.
  
  В этом ему изряд-
  но помогает точка зрения Гельмгольца*, согласно которой мы замечаем свои
  "ощущения" не per se4, ( 4 сами по себе (лат.).) а "постольку, поскольку они
  позволяют нам пра-
  вильно судить об окружающем мире; и на практике мы разбираемся в них
  ровно в той степени, в какой это необходимо для данной цели" (с. 517).
  
  На позицию Джеймса оказала влияние подмеченная им впоследствии двусмыс-
  ленность "ощущения", с одной стороны, как сугубо физиологического про-
  цесса в структуре центростремительных нервов, а с другой стороны, как
  воспринимаемого свойства объектов, так как он, по-видимому, допускает,
  что "ощущение" происходит непрерывно, но иногда мы его замечаем, а
  иногда нет;
  эта позиция особенно удивительна в свете его глубоко проду-
  манной критики учения о "бессознательных ментальных состояниях".
  
  Вот какие, например, выражения он здесь использует: "Закон Гельмгольца зак-
  лючается в том, что мы оставляем незамеченными все те эмоции, которые
  не представляют для нас ценности как знаки, при помощи которых можно
  различать вещи. Самое большее, на что годны подобные впечатления, -
  это слиться со своей свитой и дать некий совокупный эффект". Только вли-
  яние закоснелого дуализма могло подвести Джеймса к тому, чтобы назы-
  вать чувственные процессы "впечатлениями".
  
  Намек на последующий прагматизм Джеймса уже содержится в его сло-
  вах о рефлексивном мышлении или рассуждении. "Мое мышление прежде
  всего и в конце концов и всегда служит действию, а делаю я каждый раз
  только что-то конкретное". "Ни один способ постижения (понимания или
  истолкования) вещей не вернее, чем всякий другой; есть просто способы
  436
  более важные; способы более часто срабатывающие" 1 .
   1 Principles of Psychologic Vol. II. P. 333-334. На странице 335 мы читаем
  следующее: "Сущность вещи заключается в том, что одно из ее свойств столь значимо
  д л я моих интересов, что, сравнив с ним все остальное, я мог бы это остальное отри-
  нуть". Важная роль "интереса" во всей схеме интерпретации Джеймсом психологи-
  ческих явлений-факт хорошо известный. Формально он допускает, что интерес
  - явление психическое, умонастроенческое. Однако на самом деле он говорит о
  нем так, что это легче понять, интерпретировав его суждения об интересе в терми-
  нах выбора, спровоцированного моторными факторами в поведении.
  
  И наконец, в проти-
  воположность господствующей теории восприятия Джеймс предлагает воз-
  зрение определенно биологического и поведенческого характера.
  "Нам, конечно, не следует повторять то, что обычно говорят психологи,
  и трактовать восприятие как сумму различных психических целых, а имен-
  но -как текущее ощущение плюс множество образов из прошлого, "интег-
  рированных" таким путем, который описать невозможно".
  
  Вот описание простое и естественное:
  "Процесс, берущий начало в органе чувства, дробится на несколько направлений,
  которые привычка уже про-
  торила для него в полушариях нашего мозга, и поэтому мы обладаем не
  такого рода сознанием (восприятием), которое соотносилось бы с простей-
  шими сенсорными процессами,-мы обладаем сознанием, которое связано
  именно с этим, более сложным процессом" 2 .
   2 Ibid. Р. 80,79; ср. с р. 103-104.
  
  Если мы зададимся вопросом, почему Джеймс не стал развивать свою
  трактовку в русле, обозначенном подобными размышлениями, то должны
  будем вновь обратиться к влиянию, которое оказал на него уцелевший мета-
  физический дуализм. Ведь пока живы постулаты этого дуализма, та связь,
  которую нервная система, включая мозг, несомненно, имеет с психологи-
  ческими феноменами, будет оставаться "мистической", и чем более деталь-
  ны и абсолютны свидетельства в пользу данной связи, тем более глубока эта тайна.
  
  Влияние дуализма было столь сильным, что Джеймс так и не реали-
  зовал некоторых элементов своей гипотезы о том, что мозг и нервная систе-
  ма в целом функционируют в качестве органа в поведении, состоящем во
  взаимодействии организма и среды.
  
  Как следствие, вместо того чтобы ис-
  пользовать эту идею для "поштучного" описания всего разнообразия на-
  блюдаемых психологических явлений, показывая, как эта идея до после-
  дней детали связана с общим учением о функции нервной системы в каче-
  стве инструментария результативного взаимодействия организма со средой,
  он дошел до того, что выразил свою приверженность самой неестественной
  из всех теорий этой "тайны", а именно-параллелизму, или предустанов-
  ленной гармонии, физического и психического.
  
  Здесь действительно есть проблема. Но ее можно разбить на множество
  мелких аспектов и исследовать их по отдельности. Это не глобальная мета-
  физическая проблема, а специальная проблема вроде тех, что стоят перед
  всяким научным исследованием: иными словами, это проблема открытия
  тех условий, при которых имеет место наблюдаемое явление. В опыте воз-
  437
  никают определенные ситуации, одни из которых в основном эмоциональ-
  ного или аффективного свойства, а другие-ситуации знания той или иной
  вещи. Вопрос о том, как возникают эти переживаемые в опыте ситуации,
  так важен для нас потому, что знание их является необходимой предпосыл-
  кой контроля.
  
  Знание организменных условий есть часть знания, необходи-
  мого нам в том случае, когда мы хотим контролировать процесс обретения
  желанного опыта и ухода от нежеланного, в то время как другую часть этого
  знания, естественно, составляет знание условий окружающей среды.
  
  Знание процессов, протекающих в нервной системе и мозге,-это важная, хотя
  и далеко не достаточная часть необходимого знания об организменных ус-
  ловиях. Но в принципе между выявлением церебральных условий, играю-
  щих свою роль в галлюцинациях либо в правдоподобном восприятии мира,
  и выявлением химических условий, от которых зависит получение воды,
  особой разницы нет. Вся разница заключается в степени их сложности. Од-
  нако наша неполная осведомленность о конкретных условиях в случае с си-
  туациями, уже являющимися несомненными фактами опыта, не приводит к
  созданию вокруг них некой "тайны".
  
  Теперь я перехожу к обсуждению некоторых психологических тем, в
  рамках которых Джеймс допускает, что о дублировании того, что дано нам в
  опыте нашими "внутренними конструкциями", мы знаем благодаря не на-
  блюдаемым фактам, а последующей теоретической интерпретации.
  
  В пассаже о дуализме, приведенном мною в самом начале, Джеймс говорит, что
  такое дублирование является непременным даже в случае "простого чув-
  ственного впечатления". В главе об ощущениях Джеймс пишет:
   " Чистое ощущение есть абстракция;", когда мы, взрослые люди, гово-
  рим о своих "ощущениях", то имеем в виду одно из двух: либо определен-
  ные объекты, а именно простые качества или свойства, например тяже-
  лое, горячее, боль;либо те из наших мыслей, в которых знакомство с такими
  объектами менее всего сочетается со знанием их отношений к другим вещам"1 .
   1 Principles of Psychology. Vol. II. P. 3.
  
  В последней части этого предложения о внутреннем "мышлении" по-
  прежнему идет речь ---как ?? --- о том, что знает своего внешнего визави.
  Но склон-
  ность Джеймса к эмпирическим фактам побудила его признать, что в реаль-
  ном опыте качеств как объектов никакого копирования этих качеств во внут-
  ренних ощущениях не выявляется, ибо сразу после этих слов он говорит
  следующее:
   "Первое ощущение, возникающее у ребенка, и есть вся его вселенная...
  Дитя сталкивается с объектом, в котором (хотя он дан в чистом ощущении)
  уже заключены все "категории понимания"... В это мгновение юный позна-
  ющий субъект (дитя, а не ментальное состояние) встречает и приветствует
  свой мир" (с. 8).
  
  Эта позиция относительно чувственных качеств вполне согласуется с
  той объективной точкой зрения, на которой Джеймс стоит всякий раз, ког-
  438
  да, погружаясь в исследование конкретного интересующего его вопроса,
  отдается во власть очевидных фактов 1.
   1 В рамках самих ощущений нет ничего такого, что говорило бы о красном, горячем, боли.
  Мы их так называем лишь потому, что опыт продемонстрировал нам значение
  органического механизма, который пропускает их через себя. То, что цвет видим, а звук
  слышим, есть вопрос знания, полученного в результате исследования условий, при
  которых возникает качество, а вовсе не часть качества.
  
  Вот весьма типичный фрагмент:
   "Возьмем в качестве примера опыт чего-то абсолютно беспрецедентно-
  го, скажем новое вкусовое ощущение в гортани. Что это - субъективное
  качество ощущения или ощущаемое объективное качество? В данную ми-
  нуту вы подобным вопросом даже не задаетесь. Вы просто чувствуете этот
  вкус. Но если доктор, выслушав, как вы его описали, скажет: "Ну вот! Те-
  перь вам известно, что такое изжога", то он станет качеством, уже суще-
  ствовавшим extra mentem tuam 2, (2 вне вашего ощущения, разумения (лат.).
  столкнуться с которым и познать его просто пришел ваш черед.
  Первые пространства, времена, вещи, качества, переживаемые ребенком, вероятно, возникают тем же абсолютным способом, что и первая изжога,-как простые
  существования, а не в мысли и не из нее" 3. 3 Principles of Psychology. Vol. I. P. 272.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"