Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи-150

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -150
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -150
  
  
  Среди всех доступных нам свидетельств об интеллектуальных источ-
  никах и развитии я не знаю ни одного другого подобного случая, когда мы
  так же полно переносились бы за грань видимости и посвящались в живой
  личный опыт, из которого вытекают в конечном счете словесно формулиру-
  емые доктрины. Увлекательность этого посвящения и благодарность мисте-
  424
  ру Перри за то, что он познакомил нас с данной летописью, дано испытать
  не только людям, профессионально занимающимся философией. Их разде-
  лят все те, кому интересна история американской интеллектуальной жизни,
  и все те, кого волнует таинственная подоплека самобытной творческой продуктивности.
  
  Прежде чем перейти к тому, что представляется нам той самой пробле-
  мой, которую так глубоко вобрал в себя весь опыт Джеймса, что она опреде-
  ляет структуру его философии (включая и такие известные черты после-
  дней, которые, если рассматривать их вне контекста, кажутся нам эксцент-
  ричными), я хотел бы привести некоторые выдержки из сказанного Джейм-
  сом в разные времена о философии и преподавании таковой.
  
  В письме Ходжсону* Джеймс отмечал, что мотивацией любого философа является некий
  жупел из его подсознания, от которого он хотел бы избавиться. Потрясающе
  истинное, на мой взгляд, замечание; неумение распознать, чье это давление
  философ испытывает таким образом и от чего он стремится освободиться,
  представляет собой одну из главных причин бесплодности философских дискуссий.
  
  Далее Джеймс добавляет, что для н е г о таким жупелом является ис-
  сушение, препарирование. Именно в этом контексте я и хотел бы проанали-
  зировать замечания вроде нижеследующего, сделанного Джеймсом по по-
  воду Вундта** в письме к Стампфу***.
   "Вы, безусловно, согласитесь с тем, что если этот мир вообще нуждает-
  ся в профессорах, то Вундт есть самый достойный похвал представитель
  данного рода, уважение к которому никогда не может быть чрезмерным...
  это профессор, это существо, которое считает себя обязанным знать все и
  иметь мнение обо всем, связанном с его Еасй 1 -???? . (1 специальность (нем.).)
   Обо всяком возможном предмете он говорит следующее:
  "Я должен составить о нем свое мнение. Сколько
  у меня о нем мнений? Три? Четыре? Да, всего четыре". Так он обретает
  полный ассортимент собственных мнений и, если его память в порядке, редко
  забывает, в чем они заключаются".
  
  Не могу отделаться от мысли, что этот фрагмент, как по контрасту, про-
  ливает изрядную долю света на цели и приемы самого Джеймса, включая и
  то, за что его больше всего критиковали,-например, непоследовательность
  в выражении идей, состоящую в том, что, исследуя одну тему, Джеймс по-
  рой забывает о сказанном им самим по какому-то иному конкретному случаю.
  
  Его корреспондент, английский мыслитель Шедуорт Ходжсон, еще
  очень скромно определил характерное качество Джеймса, написав, что
  Джеймс "заставляет нас видеть реальность вещей, реальный, обыденный
  смысл насущных проблем и вопросов".
  
  Когда Джеймс Уорд**** в обзоре, в
  целом довольно лестном, высказал недовольство по поводу недостаточно
  системного освещения Джеймсом актуальных психологических тем, Джеймс
  в ответ признал, что делает это даже чересчур бессистемно, но добавил:
   "В данном случае я позволил сохранить за собой такую свободу просто из-за
  того, что меня переполняет сильнейшее отвращение к вздорной претензии
  425
  на точность в определении терминов и описании состояний, господствую-
  щей в психологической литературе".
  
  Именно вследствие этого убеждения Джеймса,
  выраженного в данной реплике, нам порой кажется, что он идет
  на попятную в страхе перед искусственным системотворчеством, а кроме
  того, оно, несомненно, способствует объяснению того, почему в дальней-
  шем он так восторженно реагировал на критику Бергсоном логики и кон-
  цептуальных конструкций в целом.
  
  Реальность, однако, такова, что многое
  из того, что критиковали в Джеймсе его ранние современники, ибо видели в
  этом отсутствие должного уважения к логической форме, на самом деле яв-
  ляется выражением его бесподобной интеллектуальной честности.
  
  Он остро чувствовал опасность насильственного водворения единства и системы,
  не считающегося с тем, на что указывают непосредственно факты.
  
  Эта глубочайшая интеллектуальная честность проявилась и в том, как,
  вознамерившись давать уроки анатомии, Джеймс объяснял, почему в каче-
  стве карьеры он не избрал философию,-ведь даже в этот момент он отда-
  вал себе полный отчет о том, что основной его интерес лежит в сфере общих
  и философских проблем.
  
  По его словам, он отступил от своего решения
  сделать карьеру преподавателя философии, несмотря на тот факт, что его
  глубочайшим образом интересовали именно философские вопросы, по-
  скольку так уж он устроен, что ему необходимо опираться на некоторую
  стабильную реальность, в то время как
   "профессиональный философ публично связывает себя обещанием никогда
  не переставать сомневаться по поводу этих (основополагающих) проблем, а быть всякий день готовым раскритиковать и поставить под вопрос все то, что еще вчера служило
  основанием его веры".
  
  Смею предположить, что многие из тех, кто стоит сегодня
  на философских кафедрах, в качестве педагогического приема также следу-
  ют форме подобного постоянно возобновляемого сомнения.
   == В России -наоборот. "Наш марксизм -ленинизм это гранитная скала на тысячи лет!!..." Где государственная программа на основе которой за 7 лет всю российскую философскую писанину с 1921 по 2000 годы чётко поделят на научно ценную и на шарлатанную болтовню? ==
  
  Между тем, на
  мой взгляд, трудно было бы отыскать такие примеры, когда философ столь
  сильно ощущал бы свою обязанность быть непрестанно готовым поставить
  под вопрос и сомнение свою твердую веру, что это заставило бы его до та-
  кой глубины усомниться в достатке у него сил для несения подобной ответ-
  ственности, что он решился бы отказаться от карьеры философа.
   == Никто, никогда, ни в каком деле не должен предаваться сомнениям если он
  не успел потратить на занятия делом 3000 часов (чтение тут не учитывается). Сомнения -
  это разновидность "предсказания судьбы"... хи-хи... ==
  
  По-моему,
  невозможно найти лучшее доказательство тому, с какой абсолютной серьез-
  ностью сам Джеймс питал это чувство интеллектуальной ответственности
  -чувство, которое не склонны были приписывать ему ранние критики, в
  чем, возможно, повинна его неукротимо беспечная манера выражения мыс-
  лей в словах.
  Несколько лет спустя, все еще преподавая физиологию, он произнес зо-
  лотые слова о том, какой должна быть философия и ее преподавание.
   "Философское исследование требует привычки всегда видеть альтернативу, не
  считать обыкновение вечной данностью, трактовать условности как измен-
  чивые, допускать возможность иных состояний сознания... Не столь важно,
  каких идей нахватаются учащиеся от педагогов, - гораздо важней, чтоб
  они подхватили живую философскую склонность их умов, независимый,
  личный взгляд на данности жизни и стремление привести их в гармонию".
  426
  
  Хотя Джеймс, условно говоря, является принципиальным противником един-
  ства и системы, тем не менее, как-то сказав, что не может быть великим
  философом тот, кому недостает "этого личного, самостоятельного, все сплав-
  ляющего в себе взгляда, который отличает великих", он выразил один из
  ведущих мотивов собственной жизни.
  
  Он возражал только против такой са-
  мостоятельной точки зрения, которая была бы чисто диалектической, а не
  личной и в которой элементы связаны друг с другом внешним образом по-
  средством механической логики, а не переплавлены посредством эмоцио-
  нально-волевого убеждения в новое убеждение того же характера.
  
   == Отсюда -если у философа "нет эмоций" когда он смотрит на бурление в болотах российской власти (отдельно...), российского правового бандитизма (отдельно...), и российского стада толпы где угодно, начиная с университетского сборища преподающих попугаев с наборами цитат -перед нами учёный подонок, а не философ...
   И поскольку в России только кровавая революция может очистить философию от штатных и нештатных гадов и гадин пристроенных в преподавание философии через жопы местных отделов госбезопасности, постольку в России философия начнёт возрождаться только после следующей гражданской резни. Где будут вырезаны прежде всего разные бабы непонятно как попавшие преподавать философию после 1950 года и "преподававшие" её больше 24 месяцев.
   Равноправие женщин в России существует не для преуспевания самых оголтелых и обляделых баб? Или...???? ==
  
  Позднее,
  уже обретя известную философскую зрелость, он сказал по поводу "Мира и
  индивида" Ройса*: "Эта тема для него не является по-настоящему жизнен-
  но важной, она для него лишь нечто воображаемое". Если мы вспомним, как
  ранее он неподдельно восхищался талантами Ройса, противопоставляя его
  большинству других преподавателей философии, то получим некоторое пред-
  ставление о бездне, которая разверзлась к тому времени между его идеей о
  составляющих подлинной философии и распространенной академической практикой.
  
  Оправданием столь длинного пересказа этих отрывочных комментари-
  ев, сделанных Джеймсом по разным поводам, служит то обстоятельство,
  что они как бы от противного передают жизненно важный для него личный
  источник собственного философствования. Не знаю ни одного другого со-
  временного мыслителя, философия которого была бы столь малым обязана
  диалектике и традиции, да и вообще всякому знанию из вторых рук, и столь
  многим - реально переживаемым затруднительным ситуациям, что мы
  могли бы считать ее философией морального свойства-в главном и самом истинном значении этого слова.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"